Варшавский марш
Победа на президентских выборах в Польше Бронислава Коморовского вызвала у россиян радужные надежды на улучшение российско-польских отношений, донельзя испорченных во время президентства покойного Леха Качиньского. Однако сам новоиспеченный президент назвал наметившийся процесс долгим маршем, дав понять, что лед хоть и тронулся, но крутого разворота ждать не стоит.
Оставим старый спор Ирина
По мнению экспертов, осторожный и скупой на слова Бро- ВОРОБЬЕВА нислав Коморовский — политик хоть и нехаризматичный в отличие от своего соперника Ярослава Качиньского, но вызывающий доверие. Историк по образованию — он такой же сторонник рационального подхода во внешней политике, как и его однопартиец премьер-министр Дональд Туск, постоянные разногласия с которым трагически погибшего Леха Качиньского не раз нервировали партнеров и соседей Польши.
В начале 2000-х польское общество, разочаровавшись в обвиняемых в коррупции либералах и социал-демократах, перенесло свои симпатии на правые консервативные партии: национал-католическую «Закон и справедливость» (лидер Ярослав Качиньский) и либерально-консервативную «Гражданскую платформу» во главе с Дональдом Туском.
«Закон и справедливость» — типично польская правая партия, защищающая традиционные патриотические и католические ценности. По мнению ее представителей, Польша — уникальная европейская страна, у нее свой путь развития, поэтому ее модернизация должна вести не к растворению в Европе, а к сохранению суверенитета. В экономике польские национал-консерваторы — сторонники усиления роли государства. За эту партию традиционно голосуют жители сел,
малых и средних городов, более бедный восток Польши — бывшая территория царской России. Значительная часть партийного электората — пожилые поляки, рассчитывающие на государство как на опору и институт, принимающий решения.
Сторонники «Гражданской платформы» — люди моложе и социально активнее: бизнесмены, интеллигенция, жители крупных городов. Члены «Гражданской платформы» полноценными консерваторами себя не считают, заявляя, что их мировоззрение хоть и является консервативным, но в области экономики они придерживаются либеральных взглядов. При этом либеральные консерваторы в отличие от либералов 1990-х считают большим преимуществом для страны религиозность поляков, их привязанность к национальным традициям и ценностям.
Одно из главных различий между партиями — в методах достижения цели. «Закон и справедливость» в отличие от дипломатичной и умеренной «Гражданской платформы» идет напролом, отчаянно споря и конфликтуя. Оказавшись у власти, братья Качиньские главным образом опирались на партнерство с США.
Но Польша — республика парламентская, так что основные вопросы внешней и внутренней политики решает правительство во главе с премьером, формируемое правящей партией или партийной коалицией.
«Функции президента по Конституции, — говорит Борис Фрумкин, заведующий сектором Института экономики РАН, доцент кафедры европейской интеграции МГИМО, — главным образом заключаются в создании благоприятных условий для реализации политики правительства. Лех Качиньский, победив на выборах 2005 года, привнес свои взгляды на внешнюю и внутреннюю политику страны, что приводило к неоднократным конфликтам между президентом и правительством Дональда Туска, сменившего Ярослава Качиньского в 2007 году на посту премьера после внеочередных выборов в Сейм. Показательно, что даже на сессии Европейского совета, где Польшу должен представлять премьер-министр, наряду с Дональдом Туском иногда приезжал и Лех Качиньский, что создавало определенное напряжение.
Качиньский не раз накладывал на принятые парламентом законы вето, для преодоления которого требуется более 60% депутатских голосов, или же надолго затягивал их подписание, как в случае с Лиссабонским договором — базовым документом о развитии Евросоюза. Что касается России, то Туск изначально стремился проводить прагматическую линию на развитие и примирение. Качиньский же опирался на трудный, иногда болезненный опыт предыдущей истории двусторонних отношений, теорию «заговора против Польши», что рождало недо-
верие, подозрительность и мешало взаимным экономическим связям. Администрация трагически погибшего президента, особенно когда премьер-министром был его брат Ярослав, защищала интересы Польши таким образом, что разногласия не только между нашими странами, но также между Россией и Евросоюзом, Польшей и Евросоюзом и его отдельными членами (прежде всего Германией) приобретали напряженный, нередко конфликтный характер. А это было невыгодно и России и ЕС. Польша, к примеру, исходя в основном из коммерческих интересов своих сельхозпроизводителей, противилась заключению нового соглашения о стратегическом партнерстве между Россией и Евросоюзом, выдвигала идею создания «энергетического НАТО», выступала против поддержанного Комиссией ЕС строительства газопровода «Северный поток» между Россией и Германией по дну Балтийского моря. ЕС и НАТО довольно осторожно подходили к идее размещения в Европе элементов американской ПРО, однако Польша согласилась их установить без согласования с европейскими союзниками. Даже в отношениях с США поляки упустили момент начала так называемой «перезагрузки» между США и Россией, продолжая настаивать на размещении у себя элементов ПРО».
Николай Бухарин, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, высказывается более категорично: «Восточная политика президента Качиньского выявила существовавшее на тот момент резкое противоречие геополитических и энергетических интересов наших стран. Польша, претендуя на роль лидера в регионе Восточной Европы и Южного Кавказа, включая страны Балтии, поддерживала прозападные силы на постсоветском пространстве — в Белоруссии, Украине, Молдавии, Грузии, поставив своей целью отдаление этих стран от России и сближение их с Западом, прежде всего с НАТО и Европейским союзом». Именно Польша, напомним, в компании со Швецией стала инициатором создания «Восточного партнерства», предназначенного для шести стран СНГ. Она же активно поддерживала вступление Украины и Грузии в НАТО.
Что касается энергетических разногласий, то помимо противодействия трубопроводу «Северный поток» Польша при Лехе Качиньском пыталась создать нечто вроде энергетического блока против России — из Украины, стран Балтии, Южного Кавказа и части Балканских государств. Лех Качиньский инициировал несколько энергетических саммитов, на которых активно обсуждали проблему строительства трубопроводов в обход России, — речь шла о продлении нефтепровода «Одесса-Броды» до Гданьска, а также о строительстве газопровода из региона Каспийского моря через Украину и Польшу. Но уже в прошлом году очередной такой энергетический саммит не состоялся по причине экономического кризиса, а после трагической смерти польского президента этот вопрос уже не поднимается».
«Надо сказать, что в последние месяцы перед гибелью, — продолжает Борис Фрумкин, — Лех Качиньский несколько смягчил свое отношение к России. По крайней мере, речь, с которой он должен был выступить в Катыни, содержала элементы курса на примирение и сближение с нашей страной. Но вполне возможно, что польский президент, собиравшийся участвовать в президентских выборах, просто учитывал изменения
ИТАР-ТАСС
Рота почетного караула Войска Польского на параде в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.
РИА-НОВОСТИ
внешней и внутренней политической конъюнктуры, как и сменивший его в качестве кандидата в президенты брат Ярослав».
Ярослав Качиньский во время предвыборной кампании доброжелательно отзывался о России и сожалел, что не посетил до сих пор российскую столицу.
«Украинским президентом, — напоминает Николай Бухарин, — стал Янукович. Страны Балтии в связи с экономическим кризисом тоже стремятся к улучшению отношений с нашей страной. Так что польское влияние на Украине ослабло, роль Польши в регионе снизилась, соответственно — значение России в восточной политике Польши начинает возрастать. Польша играет важную роль в определении восточной политики всего ЕС, формируя определенное мнение о России, что, естественно, влияет на политику Евросоюза, в том числе в рамках НАТО. И сегодня на смену негативному мнению приходит конструктивный подход. Тем более что ЕС даже такую форму сотрудничества, как «Восточное партнерство», ни политически, ни экономически не потянет. В Польше понимают, что дотации и субсидии, которые страна получает от Евросоюза с 2004 года, в будущем бюджете (он начнет действовать с 2013 года) изрядно сократятся».
Только с 1 мая 2004 года по 28 февраля 2010-го Польша получила из бюджета ЕС 38,1 млрд. евро.
«Присоединение же Украины к Евросоюзу еще больше уменьшит эту сумму. Часть польской элиты сегодня готова оставить Украину и Белоруссию в зоне влияния России, и уже сейчас просматривается вполне реальная перспектива создания некоего восточно-европейского союза во главе с Россией, который будет широко взаимодействовать с Евросоюзом. Многое зависит от того, какое соглашение о сотрудничестве заключат Украина с Евросоюзом и Евросоюз с Россией».
Нефтегазовая дружба
Что до энергетических разногласий, то, несмотря на постановление польского правительства, признающего «Северный поток» противоречащим интересам Польши, с началом строительства трубопровода этот вопрос практически снят. «К тому же, — говорит Борис Фрумкин, — в Польше обнаружились запасы сланцевого газа, спо-
По предварительным данным, недра Польши содержат большие запасы сланцевого газа — 1,3-1,5 трлн. куб. м.
Решающую роль в развитии российско-польских отношений предстоит играть президентам Дмитрию Медведеву и Брониславу Коморовскому.
собные ослабить зависимость Польши от поставок газа из России. И если Ярослав Качиньский выступал против долгосрочного соглашения о поставках российского газа до 2037 года и транзите российского газа в Западную Европу через Польшу до 2045 года, то Коморовский считает, что в этом вопросе следует учитывать перспективы добычи сланцевого газа в Польше. Если его будет достаточно, то Польша хотела бы иметь возможность пересмотра газового договора с Россией».
Николай Бухарин: «В январе 2010 года Газпром и Польская государственная нефтегазовая компания заключили соглашение о поставках и транзите российского газа в Польшу. В соответствии с этим соглашением, начиная с 2010 года Газпром должен поставлять в Польшу до 11 млрд. куб. м газа. Для сравнения: в 2008 году объем поставок составлял 7 млрд. куб. м, в 2009-м — 9 млрд. Это связано с постепенным переходом польской энергетики с угля на газ. На российский газ в Польше приходится 72% от общего объема потребляемого газа. Причем увеличение поставок газа и продление существующего контракта на 15 лет до 2037 года предложила польская сторона. Но тогда еще не было шума вокруг сланцевого газа, а в силу подобное соглашение может вступить только после подписания правительствами России и Польши, с чем последняя пока затягивает.
Недра Польши якобы содержат большие запасы сланцевого газа — 1,3-1,5 трлн. куб. м, так что Польша может стать в газовом отношении «второй» Россией, Норвегией или Катаром. Но только в течение 2-3 лет выяснится, насколько велики запасы газа и какова рентабельность добычи. В любом случае промышленная добыча начнется лишь через 10-15 лет, к тому же она экологически вредна, требует много воды (а Польша и без того ощущает ее дефицит), в производстве используются химикаты, способные отравить подземные воды. Словом, добыча сланцевого газа — процесс весьма непростой, к тому же требующий развитой газовой инфраструктуры, которой в Польше пока нет».
В ближайшие годы увеличение поставок российского газа в Польшу, по мнению нашего собеседника, неизбежно. Интересно, что и поставки российской нефти в Польшу могут вырасти до 20-22 млн. т в связи с увеличением мощностей крупнейших польских нефтеперерабатываю-
REUTERS
где
до-
щих концернов — Orlen и Lotos. В 2009 году поставки российской нефти составили около 17,88 млн. тонн.
Энергетика вообще единственная область, российско-польское сотрудничество развивается статочно успешно. «Самая крупная российская инвестиция в Польше, — поясняет Николай Бухарин, — строительство польского участка газопровода «Ямал-Европа», в которое Газпром вложил $1,4 млрд. Если вынести этот проект за скобки, то на конец 2009 года российские инвестиции в Польшу составляли $31,7 млн.
Из них прямые — $17,9 млн., причем в основном — в предприятие «Европольгаз», управляющее польским участком газопровода. Польские инвестиции в Россию на конец 2009 года достигали $340-350 млн. В основном они идут в деревообработку, производство древесно-стружечных плит, фармацевтику».
В отличие от других государств ЦентральноВосточной Европы между нашими странами нет соглашения об охране и поощрении инвестиционного сотрудничества. Более того, Польша не раз препятствовала его развитию.
Николай Бухарин: «В 1990-е годы польские власти сделали все, чтобы концерну «ЛУКОЙЛ» не удалось приобрести польские нефтеперерабатывающие заводы. Недавно ЛУКОЙЛ купил у одной из британских компаний несколько десятков АЗС в Польше и планировал вложить $300 млн. в их развитие, но вскоре заявил, что приостанавливает свои инвестиции. В 2009 году при попустительстве польских властей рейдерами была захвачена кондитерская компания «Снежко-Инвест», в создании которой участвовал и российский инвестор. Так что пока отечественный бизнес все еще побаивается выходить на польский рынок. Думаю, что ситуация изменится, особенно в случае успеха диверсификации и модернизации российской экономики».
По мнению нашего собеседника, с учетом модели экономического развития, воспринятой Польшей и другими странами Восточной Европы (участие западных капитала, менеджмента и технологий), вполне возможен приход российских технологий и капитала в Польшу в 20-х годах этого века. «К этому времени мы уже пройдем первый этап модернизации и попытаемся жить за счет инновационной экономики, стремясь расширять и тиражировать наши производства».
Пока же нам предстоит преодолевать многолетнее недоверие, стойкость которого демонстрирует история с размещением ПРО вблизи нашей границы.
В городе Моронг вблизи российско-польской границы вместо ПРО установят систему типа ПВО.
В польский участок газопровода «Ямал-Европа» Газпром вложил $1,4 млрд.
Е1
і
МА
Про ПРО
Еще во время президентства Джорджа Буша-младшего Польша и США подписали соглашение о размещении на территории Польши элементов американской ПРО — 10-20 стационарных ракет-перехватчиков. Президент Обама отверг этот проект, предложив заменить его новым. Во время визита госсекретаря США Хиллари Клинтон в Польшу было подписано дополнение к этому соглашению, в соответствии с которым на территории Польши — с 2015-го по 2018 год — появится американская военная база с мобильными ракетами SM-3 в черте города Моронг, что в 60 км от Калининграда.
«Речь идет о размещении по сути системы типа ПВО, — поясняет Борис Фрумкин, — которая в отличие от стратегической ПРО не приспособлена для защиты от баллистических ракет и боеспособности нашего ракетного щита не угрожает».
Министр иностранных дел Польши Радек Сикорский при подписании этого дополнения заявил, что данная система не направлена против России, которая к тому же сможет инспектировать военную базу. Незадолго до этого туда же с территории Германии переместили учебную ЗРК Patriot. «Торжественно везли четыре контейнера, — продолжает Николай Бухарин, — на которых было написано empty, что означает отсутствие боеголовок. Получилось эдакое военное шоу, которое транслировало польское телевидение. Часть польских аналитиков и комментаторов предположили, что американцы устроили некую рекламную акцию в целях продажи этих ракет Польше».
Но как ни крути, больше всего эта рекламная акция походила на недружественный акт в отношении России, по поводу чего российский МИД выразил официальное недоумение.
Николай Бухарин: «Если вспомнить историю, то региональная экспансия действительно была одним из важнейших смыслов существования Российской империи, отсюда и ее участие в неоднократных разделах Речи Посполитой. У Советского Союза была идея мировой социалистической революции, он стремился к распространению идей социализма на максимальное количество стран. У современной России нет целей ни Российской империи, ни Советского Союза. Мы просто хотим нормальных политических и экономических отношений с этой страной, не более».
Правда, не все поляки в это верят, испытывая генетический страх перед Россией. В интервью одной из московских радиостанций шеф-корреспондент газеты «Выборча» Вацлав Радзивинович вопрошал: «А почему Россия поставила свои С-300, эквивалент
ІРОПА
«Пэтриота», в Белоруссии? Они сдвинулись к нашим границам. Никто нас про это не спрашивал... Дело не только в генетическом страхе. Россия сделала очень много для того, чтобы соседи ее боялись. Я приведу маленький пример. 3-4 года назад к нам в редакцию приезжал господин Сергей Караганов (российский политолог — ред .). Он повторял много раз: «Вы нас еще будете бояться!» Есть люди, которым очень хочется этот страх внушать соседям».
«Объективно это атавизм, — считает Борис Фрум-кин. — У Польши — члена НАТО и союзника США — нет причин опасаться вооруженных действий со стороны России, но в то же время многолетнее недоверие нельзя свести к нулю в один момент».
Словом, Бронислав Коморовский весьма точно сравнил процесс улучшения российско-польских отношений с длительным маршем, условия для которого российскому и польскому президенту еще предстоит создать.
РНОТОХРРЕвв
Российско-польские тандемы Многие ожида-
Николай Бухарин: «Они уже встречались в Крако- ют, что в этом
ве на похоронах Леха Качиньского, а затем в Москве году Российская
во время празднования 65-летия Победы в Великой православная
Отечественной войне. Между ними существует эмоцио- и Польская
нальный контакт, так что личные отношения этих людей, католическая
без сомнения, сложатся, что будет способствовать и нор- церкви высту-
мализации отношений между нашими странами». пят с совмест-
Борис Фрумкин: «Во время исполнения обязанно- нымзаявлением,
стей президента Польши Бронислав Коморовский вы- призывающим
ступил против вмешательства Польши в газовый спор россиян и поля-
между Россией и Белоруссией. В отличие от Ярослава ков жить в мире
Качиньского он очень взвешенно оценивал расследо- и согласии.
вание причин катастрофы под Смоленском, считая, что уполномоченным органам в Польше и России нужно время, чтобы спокойно и объективно разобраться в случившемся, и не пытался переложить всю вину на Россию.
Во время встреч с президентом Дмитрием Медведевым в Кракове и Москве он поднял вопрос о развитии экономического сотрудничества. И определенные шаги были сделаны. Состоялось очень важное заседание
НИКОЛАИ БУХАРИН: «Польша — единственная страна Евросоюза, в которой в 2009 году наблюдался экономический рост (1,7%), связанный с большим внутренним рынком (40 млн. потребителей). Польский экспорт составляет около 40% ВВП, в то время как, например, в Чехии и Венгрии на экспорт приходится по 70-80% ВВП. В результате Польша серьезно не пострадала от падения экспорта в рамках Евросоюза. Основные внешнеторговые партнеры Польши — страны ЕС, в первую очередь Германия. Фактически Германия в польской внешней торговле заменила Советский Союз, на который приходилось около трети всей внешней торговли страны. Сейчас российско-польские экономические отношения в основном ограничиваются
взаимной торговлей, оборот которой в последние годы интенсивно рос». БОРИС ФРУМКИН: «В 2008 году российско-польский товарооборот достиг рекордного уровня — $27 млрд.
В кризисном 2009 году он снизился до $17 млрд., но уже в I квартале 2010 года превысил $6,7 млрд. Польша заняла в российском внешнеторговом товарообороте 8-е место, обойдя Францию, Финляндию, Великобританию, Испанию, Венгрию, Чехию, Японию и США. На нее приходится около 4% всей внешней торговли России, в том числе более 7% нашей торговли с Евросоюзом. В свою очередь Россия в I квартале 2010 года занимала 7-е место в польском экспорте (почти 4%) и 2-е место — в импорте (около 11%)».
российско-польской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, где были выдвинуты предложения об участии Польши в строительстве Калининградской АЭС, объединении энергетических систем Калининградской области и Польши, привлечении польских экспертов и технологий для налаживания более безопасной системы добычи угля в шахтах с высоким содержанием метана. В ходе встречи министров юстиции России и Польши решено подготовить договор о взаимной помощи в гражданских делах, что очень важно для взаимодействия польского и российского бизнеса».
По предположению Вацлава Радзивиновича, вполне возможно, что Бронислав Коморовский приедет в Россию в сентябре этого года на открытие часовни в Нило-Столобенской пустыни на озере Селигер, построенной в память о расстрелянных польских офицерах. В Ниловой пустыни находился лагерь, где содержались более 6 тыс. польских военнопленных. В сентябре 2009 года делегация РПЦ во главе с наместником Нило-Столобенского монастыря архимандритом Аркадием, принимавшая участие в совместном с католиками поклонении одной из главных польских святынь — чудотворной Ченстоховской иконе Божией Матери, доставила в Россию копию этой иконы, подаренную Конференцией католических епископов Польши.
По мнению Николая Бухарина, Русская православная и Польская католическая церкви в течение года выступят с совместным обращением, призывая наши народы жить в мире и согласии. «Я думаю, что именно церкви окончательно в моральном отношении закроют проблему Катыни и прошлого в целом, что будет, конечно, поддержано российскими и польскими президентами и премьер-министрами».
Правда, существует еще и формально-правовая сторона этого примирения, которую политики, по мнению наших собеседников, постараются отодвинуть на второй план.
«Речь идет о политической реабилитации убитых польских офицеров и материальной компенсации их семьям, — поясняет Николай Бухарин. — Российские и польские руководители прекрасно понимают, что в этом случае о дальнейшем развитии российско-польских отношений можно уже и не говорить».