Научная статья на тему 'Геополитика природного газа'

Геополитика природного газа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / Евразия / газ / геополитическое противоборство / глобальное лидерство / Россия. / USA / Eurasia / geopolitical antagonism / gas / global leadership / Russia.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. П. Кравченко

Статья посвящена геополитике природного газа, который является одним из основных объектов геополитического противоборства XXI в. Особую значимость для мирового политического процесса приобретает вопрос организации и функционирования мировой газовой системы. Западная энергетическая стратегия превратилась в глобальный геополитический проект, который призван обеспечить контроль над мировым рынком газа. Эпоха становления мировой газовой промышленности и глобального газового рынка в XXI в. может стать эпохой абсолютного господства атлантической модели мирового развития над евразийской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOPOLITICS OF NATURAL GAS

Article is devoted geopolitics of natural gas which is one of the main objects of a geopolitical antagonism in the XXI century. In these conditions the special importance for world political process is gained by ways of the organization and functioning of world gas system. The western power strategy turned into the global geopolitical project which is urged to provide control over the world gas market. The era of construction of the world gas industry and the global gas market in the XXI century can become an era of absolute domination of the Atlantic geopolitical center over Eurasian center.

Текст научной работы на тему «Геополитика природного газа»

УДК 327

М. П. Кравченко

консультант отдела международных и межрегиональных связей правительства Ярославской области;

гаискатель кафедры политологии ИМО и СПН МГЛУ e-mail: kravchenko-mp@yandex.ru

ГЕОПОЛИТИКА ПРИРОДНОГО ГАЗА

Статья посвящена геополитике природного газа, который является одним из основных объектов геополитического противоборства XXI в. Особую значимость для мирового политического процесса приобретает вопрос организации и функционирования мировой газовой системы. Западная энергетическая стратегия превратилась в глобальный геополитический проект, который призван обеспечить контроль над мировым рынком газа. Эпоха становления мировой газовой промышленности и глобального газового рынка в XXI в. может стать эпохой абсолютного господства атлантической модели мирового развития над евразийской.

Ключевые слова: США; Евразия; газ; геополитическое противоборство; глобальное лидерство; Россия.

Kravchenko M. P.

External doctorate student of MSLU Department of «Political studies» IIR and SPS; e-mail: kravchenko-mp@yandex.ru

GEOPOLITICS OF NATURAL GAS

Article is devoted geopolitics of natural gas which is one of the main objects of a geopolitical antagonism in the XXI century. In these conditions the special importance for world political process is gained by ways of the organization and functioning of world gas system. The western power strategy turned into the global geopolitical project which is urged to provide control over the world gas market. The era of construction of the world gas industry and the global gas market in the XXI century can become an era of absolute domination of the Atlantic geopolitical center over Eurasian center.

Key words: USA; Eurasia; geopolitical antagonism; gas; global leadership; Russia.

Углеводородные ресурсы сыграли ключевую роль в развитии англо-американской геополитики. Эпоха становления международной нефтяной промышленности совпадает с эпохой перехода мирового доминирования от Британской империи (век европейского

колониализма) к США. Нефть сыграла определяющую роль в установлении мирового господства США, господство было намного шире, чем просто контроль над нефтью, оно распространялось на технологии по развитию этого сектора. Эпоха становления мировой газовой промышленности и глобального газового рынка в XXI в. может стать эпохой абсолютного господства атлантического геополитического центра над евразийским. Контроль над мировым рынком газа будет означать тотальный контроль над экономическими системами мира.

Превращение газа в основной объект геополитики обусловлено тем, что с каждым годом сокращается доля нефти в мировом энергобалансе. Если в 1973 г. на нее приходилось около 48 % потребляемой в мире энергии, то в 2013 г. - 32 0% [2]. В свою очередь, потребление газа постоянно увеличивается, на газ приходится 21 % мирового энергопотребления, ожидается, что к 2030 г. его доля возрастет до 30 о% [3]. В данных условиях особую значимость для мирового политического процесса приобретает дальнейшее развитие мирового газового рынка.

Сегодня фактически основное соперничество происходит между евразийской моделью (в Евразии находится основная часть мировых запасов газа - около 70 %) формирования мирового рынка газа и атлантической, воплощение которой должно позволить создать глобальный рынок газа - аналогичный рынку нефти, управляемый США.

Формирование единой евразийской энергосистемы могло бы создать уникальные условия для развития всех экономик континента, учитывая, что взаимоотношения между практически всеми государствами Евразии строятся на экономической взаимозависимости. Основные государства разделились на экспортеров и импортеров углеводородного сырья и нефтепродуктов, одни испытывают значительную зависимость от импорта углеводородных ресурсов, другие - от финансовых поступлений от их продажи. Кроме того, реализация данного проекта способствовала бы разрушению современных механизмов функционирования мировой финансовой системы, основанной на взаимосвязи нефти и доллара.

США пытаются противодействовать созданию и развитию единой евразийской добывающей и транспортной системы. Среди государств Евразии только Россия имеет потенциальную возможность

встать во главе формирования не только евразийской модели газового рынка, но и евразийской модели мирового развития. Государство является ведущим производителем газа в мире после США, уникальная трансконтинентальная газотранспортная система (протяженность 150 тыс. км) позволяет ему играть ключевую роль в мировой энергетике, энергетической безопасности Европы и Азии. Поэтому западная энергетическая стратегия направлена на устранение энергетической взаимозависимости между Россией, европейскими и азиатскими государствами. Сокращение влияния России, ее доли в мировом экспорте углеводородных ресурсов, должно позволить, с одной стороны, завершить реализацию стратегии глобализации энергетического рынка мира, а с другой - с помощью энергетической изоляции спровоцировать развал государства.

Прежде всего, современная энергетическая политика Запада направлена на изменение конфигурации энергетических потоков большинства регионов мира, вытеснения России и ограничение ее влияния на европейский энергетический рынок (Россия поставляет около 30 % потребляемого Европой газа [3]).

В отличие от рынка нефти рынок газа традиционно разделен на три рынка: европейский, североамериканский и азиатско-тихоокеанский. Относительная независимость каждого из них предполагала формирование различных механизмов ценообразования. Государства Азиатско-Тихоокеанского региона обладают незначительными запасами газа и практически полностью зависят от поставок газа с Ближнего Востока и Южной Азии. Поставки осуществляются на основе долгосрочных контрактов, привязанных к цене на нефть. Несмотря на то, что в Европе существует спотовый рынок газа (в Великобритании, Нидерландах и Бельгии), преобладает торговля на основе долгосрочных контрактов, ценовой механизм привязан к цене на нефть. Газовый рынок Северной Америки остается практически полностью закрытым, цена на газ формируется на спо-товом рынке.

Основная задача энергетической стратегии США в ближайшие годы - создать единый мировой рынок газа, объединив газовые рынки Северной Америки, Европы и Юго-Восточной Азии. Учитывая, что основные потребители углеводородных ресурсов находятся в Европе и Азии, сегодня формируются два направления единой энергетической стратегии: европейский и азиатский.

Реализация Европейской энергетической стратегии, которая направлена на создание единого газового рынка, объединяющего государства Европы, государства Каспийского региона, Ближнего Востока (государства Машрика), в значительно мере должна ограничить влияние России на энергетический рынок Европы.

ЕС стремится создать единую сеть (взаимосвязанных) газопроводов, которая будет объединять все государства Европы и терминалы для хранения СПГ. Особое внимание уделено государствам Юго-Восточной Европы (Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Дания, Латвия), экономики которых испытывают практически полную зависимость от поставок природного газа из России. Одной из самых амбиционных инициатив ЕС является создание Сообщества газового кольца - сеть газопроводов, связывающих семь газовых рынков: Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия, Косово, Македония, Черногория и Сербия [4]. Как заявляют европейские эксперты, реализация указанного проекта позволит повысить уровень безопасности газоснабжения государств Европы. Перебои в газоснабжении в любом пункте могут быть устранены путем поставок с других направлений, на самом деле основная цель подобных проектов - тотальная энергетическая блокада России [5]. Данный проект будет способствовать развитию единого контролируемого регионального рынка газа, внутри которого будут связаны все национальные газовые рынки и региональные подземные газовые хранилища.

Кроме того, планируется организовать в указанную газотранспортную систему поставки природного газа с Ближнего Востока и Каспийского региона по строящемуся Трансадриатическому газопроводу. США и ЕС отводят особую роль в организации энергетической блокады, снижению зависимости от поставок углеводородного сырья из России, государствам Каспийского региона и всего пространства СНГ.

В связи с кризисом на Украине США заявили о необходимости продвижения частных инвестиций в энергетический сектор Украины, Грузии и Молдовы и строительства газопровода, который соединит Трансанатолийский трубопровод с Восточной Европой [6]. Украина, через территорию которой проходит около 80 % российского экспорта газа в Европу, 16 % потребляемого Европой газа [7],

станет основной транзитной страной для будущих подконтрольных США потоков углеводородных ресурсов в Восточную Европу по Черному морю, а Турция - основным нефтераспределяющим государством в Каспийском регионе, в противовес влиянию России и Ирана в регионе.

Еще одним важным фактором, который окажет негативное влияние на позицию России, станет резкое увеличение производства углеводородных ресурсов в США и снятие запрета на их экспорт. Согласно американской стратегии, благодаря увеличению экспорта СПГ из США (главным образом на азиатский рынок), большая часть поставок газа Ближнего Востока и Западной Африки, ранее поставляемого в государства Азии, будет перенаправлена в Европу. США, Канада и Австралия будут поставлять к 2020 г. не менее трети всего мирового СПГ на мировые рынки. Испания, в связи с кризисом на Украине, уже заявила о своей готовности заместить около 10 % поставляемого газа в Европу из России поставками СПГ из Африки (Испания импортирует газ из Алжира (51 %), Франции (12 %), Катара (11 %), Нигерии (10 %), Тринидада и Тобаго (6 %). Кроме того, США намерены начать поставлять СПГ и в Европу, в 2016 г. начнутся поставки СПГ в Великобританию.

В свою очередь, увеличение числа поставщиков газа на европейский рынок приведет к увеличению конкуренции, которая по американским планам должна сократить цены на газ, а также привести к отказу от долгосрочных газовых контрактов.

Сокращение цен на газ будет способствовать сокращению национальных бюджетов ряда государств мира, зависящих от поставок газа на основе долгосрочных контрактов. В свою очередь, сокращение национальных бюджетов, как ожидают западные политтехно-логи, должно привести к увеличению социальной и политической нестабильности в данных государствах, в связи с невозможностью выполнить социальные обязательства перед населением [8].

Россия будет постепенно утрачивать доминирующие позиции на европейском рынке газа, государства Европы уменьшат зависимость от поставок газа из России, США и ЕС значительно укрепят трансатлантический союз. Более того, заключение соглашения между Европой и США об организации Трансатлантического Торгового и Инвестиционного Партнерства позволит не только снять любые ограничения на экспорт СПГ в Европу, но и позволит установить

единые правила функционирования и управления объединенным Трансатлантическим энергетическим рынком [9]. В рамках данной инициативы будет ограничено вмешательство любого государства в ценовое регулирование торговли энергетическим сырьем; запрещена система двойного ценообразования для промышленных потребителей; за любые нарушения на государства будут налагаться санкции и штрафы. Кроме того, будут предусмотрены меры по контролю над трубопроводными системами государств, заключивших данное соглашение.

Таким образом, западная газовая стратегия должна привести к следующим результатам:

- увеличению числа поставщиков газа на европейском и азиатском рынках;

- отхождению от существующего механизма ценообразования, привязанного к ценам на нефть;

- формированию механизмов спотовой торговли газом по примеру торговли нефтью;

- снижению цен на газ в мире. Кроме того, увеличение торговли газом будет способствовать оздоровлению американской экономики.

В данных условиях формирование евразийской модели мирового рынка газа представляется сложнейшей задачей для России. Несмотря на то, что, по мнению политических деятелей и экономистов, азиатский рынок может стать действительной альтернативой европейскому рынку для сбыта углеводородных ресурсов России, необходимо признать, что азиатское направление в итоге может стать столь же уязвимым для России, как и европейское. Несмотря на то, что Китай заинтересован в развитии энергетического сотрудничества с Россией и в целом в диверсификации поставок углеводородных ресурсов для обеспечения безопасности, надежности энергоснабжения и стабильного развития национальной экономики, вызывает сомнение тот факт, что азиатский рынок может стать полноценной альтернативой европейскому рынку углеводородных ресурсов.

Во-первых, основная проблема заключается в том, что уже сегодня наблюдается серьезная конкуренция государств-экспортеров на азиатском энергетическом рынке - предложение превышает спрос. Китай имеет большой выбор источников импорта углеводородных

ресурсов, это государства Центральной Азии (Казахстан, Туркмения), Ближний Восток (Ирак, Иран), государства Латинской Америки и Африки. Так, например, в условиях санкций Запада Иран рассматривает азиатский энергетический рынок основным рынком сбыта для своих углеводородных ресурсов. Ожидается, что добыча газа в стране к 2015 г. значительно увеличится примерно до 20 % [10], несмотря на сложности и противодействие со стороны США, продолжает строиться газопровод Иран - Пакистан в Китай.

В связи с сокращением поставок углеводородных ресурсов в Северную Америку государства Латинской Америки также стремятся перенаправить часть поставок на азиатский рынок. Кроме того, открыт газопровод «Центральная Азия - Китай». Туркмения превратилась в одного из основных поставщиков газа в Китай [11] и газопровод из Мьянмы в Китай.

Таким образом, Россия на азиатском энергетическом рынке будет находиться в условиях жесткой конкуренции со многими странами-экспортерами: Туркменией, Ираном, возможно, Ираком, другими странами Центральной Азии и Латинской Америки, Африки. Уже сегодня Китай имеет возможность диктовать условия России в развитии энергетического сотрудничества между государствами. Эксперты приходят к выводу, что в условиях неравноправных отношений РФ превращается в сырьевой придаток КНР (около 70 % товарооборота двух стран составляют углеводородные ресурсы). Одним из основных препятствий в развитии сотрудничества с Китаем остается вопрос ценообразования. Китай ориентируется не на рыночные, а на внутренние цены государства. В рамках переговорных процессов между Россией и Китаем по поставкам газа именно согласование формулы цены на поставки российского газа в КНР занимает большое количество времени и превращается в основное препятствие в переговорном процессе по заключению контрактов.

Во-вторых, в случае успешной реализации энергетической политики США, выводу на рынок больших объемов углеводородных ресурсов, особенно СПГ, и значительному снижению цен на мировых рынках азиатские государства, в том числе и Китай, вероятно, будут покупать ресурсы там, где они дешевле. Снижение мировых цен на углеводородные ресурсы обернется для России значительными проблемами с выполнением обязательств по контрактам. Очевидно, возникнут проблемы с финансированием разработки новых

месторождений углеводородных ресурсов, необходимых для поставок по долгосрочным контрактам в Китай.

Несмотря на звание второй державы мира Китай очень сильно зависит от мировой экономики, от импорта сырья и от доступа на иностранные рынки сбыта. Для государства необходима стабильная ситуация на мировом рынке, гарантирующая как импорт сырья, так и экспорт продукции, в противном случае государство с огромным количеством внутренних проблем ждет социальная нестабильность. Что касается торговли России углеводородными ресурсами с Китаем, представляется маловероятной ситуация, когда в условиях резкого сокращения цены на СПГ в США, которые они намерены направить в Азию, Китай будет продолжать покупать газ в России по более высоким ценам.

Увеличение конкуренции на мировых энергетических рынках по американским планам должно сократить цены на газ, а также привести к отказу от долгосрочных газовых контрактов. Кроме того, необходимо учитывать, что цены на нефть, как считают эксперты, от 70 0% до 90 % спекулятивные [1, с. 22], поэтому, вероятно, для снижения цены на нефть необходимо просто убрать ее спекулятивную составляющую. Надо сказать, что США уже создавали подобную ситуацию на мировом рынке нефти, Россия может оказаться в условиях полной энергетической блокады, что приведет к полному краху российской экономики (которая на 50 % зависит от экспорта углеводородных ресурсов [12]) и вызовет социальную напряженность в государстве.

В данных условиях Россия должна предложить цивилизацион-ный образец региональной интеграции и кооперации в Евразии, который позволит противодействовать западным экспансионистским устремлениям, которые с помощью контроля над рынком газа обеспечат контроль над основными экономическими системами мира. Россия - единственная сила в Евразии, способная с помощью энергетической стратегии в газовой сфере стать центром Евразийской интеграции, альтернативным проектом мирового развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бушуев В. В., Куричев Н. К. Цены на нефть и структура нефтяного рынка: прошлое, настоящее, будущее // Приложение к журналу «Мировой рынок нефти и газа». - М. : ИАЦ Энергия, 2009. - С. 1-80.

2. International energy agency key world energy statistics 2012. - URL: http:// www.iea.org/publications/freepublications/publication/kwes.pdf

3. World Energy Resources 2013 Survey; World Energy Council. - URL: http:// www.worldenergy.org/wpcontent/uploads/2013/09/Complete_WER_2013_ Survey.pdf

4. Ukraine crisis: Europe's stored gas high as prices soar 3 March 2014. - URL: http://www.bbc.com/news/business-2641866

5. A Common Regulatory Approach for the Development of the Energy Community Gas Ring Energy Community Regulatory Board 20 November 2008. - URL: http://www.energy-community.org/pls/portal/docs/1970178.pdf

6. The Future of the Natural Gas Market in Southeast Europe 2010 The International Bank for Reconstruction and Development // The World Bank. -URL: http://www.ppiaf.org/sites/ppiaf.org/files/publication/ESMAP-WB-FutureoNaturalGasMarketSEE_1.pdf

7. Russian Aggression Prevention Act of 2014 113th Congress (2013-2014) The Senate of the United States. - URL: https://beta.congress.gov/113/bills/ s2277/BILLS-113s2277is.pdf

8. 16 % of natural gas consumed in Europe flows through Ukraine March 14, 2014. - URL: http://www.eia.gov/todayinenergy/detail.cfm?id=15411A national strategy for Energy Security Harnessing American Resources and Innovation 2013 America's future energy.- Режим доступа: http://www. secureenergy.org/sites/default/files/SAFE_National-Strategy-for-Energy-Security_0.pdf

10. EU - US Transatlantic Trade and Investment Partnership Raw materials and energy Initial EU position paper. - URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/ docs/2013/july/tradoc_151624.pdf

11. Iran's South Pars field increases production 20 % by Arabian Oil & Gas Staff on Feb 19, 2013. - URL: http://www.arabianoilandgas.com/article-10975-irans-south-pars-field-increases-production-20/

12. 80 млрд кубометров природного газа поставлено в Китай по газопроводу «Центральная Азия-Китай» с 2009 г. (13-05-2014). - URL: http://russian. china.org.cn/exclusive/txt/2014-05/13/content_32363965.htm

13. Об исполнении федерального бюджета за 2013 год, 21 мая 2014. - URL: http://government.ru/dep_news/12539

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.