Научная статья на тему '\ геополитика \ как аукнулось'

\ геополитика \ как аукнулось Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
78
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ геополитика \ как аукнулось»

10 1

ГЕОПОЛИТИКА ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №09 (77) 2008 I

Весь мир без устали все эти дни говорил только о военных сводках с Кавказа и весь август не прекращал говорить о последствиях - свершившихся и ожидаемых. Повторять и пересказывать то, что известно каждому, во всяком случае, в России, смысла нет. Сводки с полей военных действий все мы знаем наизусть. Так что приведем лишь различные мнения экспертов и политологов относительно причин этой «пятидневной войны» и ее последствий.

Как аукнулось

Светлана

ЛОКОТКОВА

Хроника войны

К середине дня 8 августа грузинские войска вступили в Цхинвали, столицу Южной Осетии, и объявили о восстановлении территориальной целостности Грузии. Также было объявлено, что с сепаратистским режимом самопровозглашенной республики будет подписан акт о капитуляции.

Россия ввела войска через Рокский туннель — единственный путь, соединяющий Северную Осетию с Южной. Россия обосновала ввод войск необходимостью защиты своих граждан (ранее Россия предоставила свое гражданство жителям Южной Осетии и Абхазии) и собственных миротворческих сил.

В Южную Осетию вошли около 150 российских танков и бронетранспортеров. Российская авиация начала бомбить грузинские позиции.

9 августа части 58-й армии вошли в Цхинвали и вытеснили грузинских военных, в город были переброшены подразделения 76-й воздушно-десантной дивизии из Пскова. Грузинские войска были вытеснены со всей территории Южной Осетии.

12 августа президент России Дмитрий Медведев принял решение завершить операцию с целью восстановления безопасности миротворческих сил и населения. Несмотря на это, столкновения в Грузии между сторонами продолжались.

Посредниками в урегулировании конфликта выступали западные страны. Президент Франции Николя Саркози предложил Москве и Тбилиси план по прекращению огня. В Тбилиси прибыла госсекретарь США Кондолиза Райс.

15 августа президент Грузии Михаил Саакашвили подписал соглашение о прекращении огня в Южной Осетии.

REUTERS

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №09 (77) 2008

Это что — война? В течение всего дня 8 августа спрашивали друг друга миллионы россиян. И потом все выходные, не отрываясь, смотрели телевизор, чтобы убедиться — да. Нападение грузинских войск на столицу Южной Осетии Цхинвали и последовавшие за этим действия российской 58-й армии — это война. С десятками убитых, сотнями раненых, тысячами беженцев. И объявлением «операции по принуждению Грузии к миру», завершившейся 12 августа.

Провал маленькой победоносной войны

Ровшан Ибрагимов,

заведующий кафедрой международных отношений Университета Гафгаз, Баку

Для того чтобы объяснить действия Грузии, необходимо прояснить мотивацию правительства Михаила Саакашвили. Пришедшие к власти при поддержке Запада в результате «революции роз» Саакашвили и его сподвижники имели поддержку населения страны. Грузины верили, что с приходом Саакашвили будут решены многие их проблемы. Перед новым президентом стояла задача развития экономики страны, которая была в упадке после распада Советского Союза. Кроме того, для Саакашвили основной задачей было разрешение конфликтов в сепаратистских регионах страны.

Первым успехом стало смещение Аслана Абашидзе в автономной Аджарии. Следующими шагами должно было быть установление центральной власти в самопровозглашенных республиках Абхазии и Южной Осетии. Эйфория успеха охватила все круги общества Грузии. Я помню доводы грузинских политологов во время личных бесед с ними сразу после аджарских событий.

Однако очень скоро стало ясно, что Саакашвили не в силах интегрировать страну собственными силами, поскольку гарантом данных территориальных образований выступала Россия. Кроме того, США и другие западные страны не были готовы идти на конфликт с Россией по этому вопросу.

В свою очередь, Саакашвили рассчитывал именно на поддержку Запада. Грузия открыто заявила о своем желании интегрироваться в евроатлантические структуры. В государственных учреждениях наряду с грузинским стали вывешивать флаг Европейского Союза.

Отношения между Грузией и Россией стали ухудшаться. Россия ввела запрет на экспорт грузинского вина. Цена на природный газ для Грузии к 2007 году выросла с $50 в 2005 году до $235. Грузии пришлось бы нелегко, если бы Азербайджан не начал собственное производство газа.

Президент США Дж. Буш посещает Грузию с официальным визитом — исключительный случай для постсоветской страны. США под-

держивают Грузию финансово. Но в вопросе урегулирования территориального спора США ограничивались лишь моральной поддержкой. Власти Грузии были обеспокоены этим. Знаковым стал отказ в получении Грузией Плана по присоединению к НАТО (ПДЧ) на саммите в Бухаресте в апреле этого года.

Стоит отметить, что популярность Саакашвили в Грузии стала падать. Он столкнулся с усиливающейся оппозицией. В конце 2007 года прошли массовые митинги протеста, что вынудило его ввести чрезвычайное положение 8 ноября 2007 года, а затем провести внеочередные президентские выборы 5 января 2008 года, где он получил 56% голосов (в 2003 году его поддержало более 90% грузинского населения).

Бывшие сподвижники стали переходить на сторону оппозиции. Резко ухудшились отношения с бывшим соратником Ираклием Ок-руашвили, который обвинил президента Саакашвили в коррупции, смерти премьер-министра Грузии Зураба Жвании в феврале 2005 года, а также в намерении убить известного коммерсанта Бадри Патаркацишвили.

Другой лидер «революции роз» Нино Бурд-жанадзе, которая занимала пост председателя парламента Грузии, отказалась от участия в парламентских выборах в мае 2008 года и прекратила поддержку Саакашвили.

Международная обстановка также стала меняться не в его пользу. В США в ноябре 2008 года должны пройти президентские выборы, на которых может быть избран кандидат от демократов. Это делает возможным смену политики в отношении к режимам, сформированным в результате «цветных революций». Кроме того, официальные лица США заявляли, что основные интересы США на Кавказе лежат в области обеспечения региональных энергетических проектов.

В этом смысле военная операция в Южной Осетии может быть расценена как игра ва-банк. Саакашвили понимал, что в случае бездействия он может потерять поддержку населения и Запада. Западные страны не раз вступали в противоречие с Россией из-за политики Саакашвили. В случае успеха операции Саакашвили восстановил бы популярность среди населения, а вместе с этим получил бы возможность для интеграции Грузии в западные структуры.

В чистом приднестровском поле

Святослав Полхов,

кандидат исторических наук, эксперт некоммерческого фонда «Наследие Евразии»

Провал попыток Тбилиси военно-силовыми методами заставить отказаться от фактического суверенитета Абхазию и Южную

Осетию грозит усложнить и без того непростой процесс примирения Молдавии и Приднестровья.

Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) отказалась контактировать с Кишиневом до тех пор, пока тот не осудит «агрессию Грузии».

Ситуация в Южной Осетии послужила для МИД ПМР еще одним поводом для того, чтобы в очередной раз потребовать международного признания независимости Абхазии, Южной Осетии и ПМР. Подобная позиция Тирасполя не вызывает удивления. Еще летом 2006 года Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия создали сообщество «За демократию и права народов», договорившись об оказании взаимной помощи. У Цхинвали, Сухуми и Тирасполя общие интересы и один и тот же покровитель.

Конфликт вокруг Южной Осетии может заблокировать переговорный процесс между Тирасполем и Кишиневом. Отказ Южной Осетии при поддержке России от дальнейшего диалога с Грузией укрепит решимость лидеров ПМР добиваться международного признания их независимости. Проявления ПМР солидарности с Южной Осетией направлены в том числе на то, чтобы продемонстрировать Москве свою ценность как внешнеполитического партнера, который имеет такие же права на самостоятельное существование, как и непризнанные Абхазия и Южная Осетия. В Тирасполе любыми средствами стараются показать сходство конфликтных ситуаций вокруг Приднестровья, с одной стороны, и Абхазии и Южной Осетии - с другой.

Вместе с тем сейчас проведение операции «Чистое поле» в Приднестровье, т.е. военное нападение Молдавии на ПМР по существу невозможно. Владимир Воронин все еще рассчитывает урегулировать приднестровскую проблему дипломатическими средствами, надеясь на поддержку Москвы.

Этим, в частности, может объясняться тот факт, что он не оказал своему партнеру по ГУАМ Грузии вообще никакой поддержки, не желая раздражать Кремль. Кроме того, если даже Грузия, считавшаяся одним из ключевых партнеров США на постсоветском пространстве, не получила от Вашингтона той поддержки, на которую рассчитывала, на помощь Вашингтона не может надеяться Молдавия, представляющая для него гораздо меньший интерес. Не следует забывать и о недостаточных материальных и военных ресурсах Республики Молдова для силового решения приднестровского вопроса.

Вместе с тем Воронин не мог и не хотел встать на сторону России в ходе войны, поскольку Молдавия сталкивается с такими же проблемами, что и Грузия. В Кишиневе, несомненно, понимают, что одобрение претензий

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №09 (77) 2008 ■

Цхинвали на суверенитет логически означало бы одобрение суверенитета приднестровского.

Проявление сочувствия по отношению к действиям Москвы могло бы не понравиться Вашингтону и Брюсселю (ЕС, как известно, рассматривается в качестве главного внешнеполитического партнера правящей в Молдавии Компартии).

Успешное завершение операции по принуждению Грузии к миру было воспринято как в Молдавии, так и на всем постсоветском пространстве как своего рода предупреждение. Россия вновь дала понять, что стремится играть лидирующую роль на постсоветском пространстве и готова для отстаивания своих интересов прибегнуть в случае необходимости к силовым методам. Объективно это сигнал о том, что она ни при каких обстоятельствах не позволит Молдавии осуществить реинтеграцию военным способом.

Вместе с тем дипломатические баталии, происходящие между Москвой и Вашингтоном вокруг Грузии и Южной Осетии, могут увеличить их разногласия и по приднестровской проблеме. США и РФ могут оказать большую, нежели ранее, поддержку позиции Молдавии и ПМР соответственно. Тирасполь и Кишинев, в свою очередь, могут выставить новые претензии друг к другу.

Таким образом, с известной долей уверенности можно прогнозировать замедление или даже временную остановку процесса урегулирования конфликта на Днестре. Маловероятно, чтобы Москва также благосклонно, как и ранее, воспринимала заявления Воронина о скором возвращении ПМР в состав Молдавии, тем более на правах автономии. Однако при взвешенной и осторожной политике Воронина, учитывающей озабоченности как ПМР, так и РФ, можно надеяться на прогресс в процессе примирения обоих берегов Днестра в долгосрочной перспективе.

Цена победы

Андрей Макарычев,

доктор исторических наук, профессор На фоне военной победы в операции по принуждению Грузии к миру перед Россией в полный рост встало несколько проблем, от решения которых будет зависеть то, во что конвертируется относительный успех, достигнутый в сражении. Основная проблема - это та цена, которую мы вынуждены платить за помощь Южной Осетии. Счет здесь выглядит солидно. В очередном глубоком кризисе находится СНГ, и в силу выхода из него Грузии, и по причине того, что никакой реальной помощи или поддержки Россия от бывших советских республик не получила. Заморожены отношения по линии РФ - НАТО, которые еще совсем недавно многие наши дипломаты счи-

тали ключевыми с точки зрения обеспечения глобальной безопасности. Усилились сомнения в отношении членства России в ВТО. В ускоренном порядке Польша и США достигли соглашения об условиях размещения вблизи российских границ элементов американской ПРО. Украина может радоваться: скорее всего, после всего случившегося ее шансы на получение от НАТО Плана действий по членству возрастут. Наконец, сама Россия фактически дезавуировала свою позицию по Косово, косвенно легитимировав возможность се-цессии (вне зависимости от того, какими причинами она объясняется).

Отсрочка приговора

Борис Кагарлицкий,

руководитель Института глобализации и социальных движений

Очередная Кавказская война, к счастью, оказалась короткой, однако ее последствия сказываться будут достаточно долго. Вмешавшись в грузинско-осетинский конфликт и нанеся поражение Грузии, Москва на глазах у всего мира унизила Соединенные Штаты. Вашингтон оказался не в силах помочь своему союзнику - подобные события в международных отношениях не проходят бесследно. В то время как правящие круги в США и Британии выражали возмущение, а большая пресса критиковала Россию за «непростительное» поведение, по всему миру прокатилась волна удовлетворения: наконец-то кто-то поставил на место зарвавшихся американцев. На фоне антиамериканских настроений, которые за время правления администрации Дж. Буша распространились даже в Канаде, это не удивительно. Возможно, Грузия и заслуживает сочувствия - маленькая страна, не имеющая возможности оказать сопротивление большому соседу, но все прекрасно понимают, что в конечном счете речь шла не о Грузии и Южной Осетии, а о глобальных конфликтах. Маленькие страны на Кавказе оказались заложниками «большой игры».

Россия выиграла очередной раунд с неожиданной легкостью. Но именно поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что этот раунд - не последний. Администрация США, пережившая болезненное унижение, вряд ли готова будет его простить. Хуже того, обида на Москву привела вашингтонских политиков к антироссийскому консенсусу. Барак Обама и Джон Маккейн здесь оказались единодушны с действующим президентом.

Критика Москвы и призывы уважать суверенитет Грузии в устах американских политиков звучат совершенно неубедительно. Разве

не Соединенные Штаты сами подали пример Москве, вторгнувшись в суверенный Ирак, свергнув тамошнее правительство, или отделив Косово от суверенной Сербии?

Война с Грузией для российско-американских отношений оказалась точкой невозврата. Отныне стремление наказать Москву за пережитое унижение становится частью официальной американской политики. Подспудный конфликт интересов перерастает в затяжное противостояние.

Парадоксальным образом для России это может оказаться, скорее, хорошей новостью. То, что в Вашингтоне считают наказанием для русских, в действительности может стать благодеянием. Главным своим козырем администрация США считает возможность заблокировать вступление России во Всемирную торговую организацию. Для отечественной промышленности - в условиях наметившегося глобального экономического спада -вступление в ВТО было бы смертным приговором. Если этот приговор будет отложен, можно только поблагодарить Америку, Грузию и Украину.

Также в Вашингтоне и Лондоне грозят более тщательно проверить банковские счета высокопоставленных российских чиновников за границей, вывести на чистую воду наших коррупционеров. Удивительно, почему это не было сделано раньше. От борьбы с коррупцией мы можем только выиграть.

Наконец, структуры НАТО грозят, что не будут больше проводить совместных с русскими военных учений. Значит, будет сэкономлено изрядное количество денег и топлива. Что, безусловно, будет иметь позитивные экономические и экологические последствия.

Либеральная оппозиция в Москве получит более активную помощь со стороны Запада, а кремлевские чиновники мобилизуют для борьбы с ней дополнительные ресурсы. Это, безусловно, будет способствовать созданию рабочих мест, развитию прессы и интернета.

Осуждая Кремль, Соединенные Штаты апеллировали к мировому сообществу и международному общественному мнению, грозя русским международной изоляцией. Между тем изолированной в мире все больше оказывается сама Америка. Вашингтон критикуют в Европе, в Индии, в Южной Африке. И никто не может отрицать, что критиками США все чаще оказываются демократические государства, законно выбранные правительства. Конфликт с США делает Россию интересной и привлекательной для значительной части мирового сообщества. Вопрос лишь в том, смогут ли в Кремле оценить открывающиеся возможности и воспользоваться ими. ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.