УДК 327.8
Л. Г. Ивашов
доктор исторических наук, профессор,
профессор кафедры теории и истории международных отношений ИМО и СПН МГЛУ, президент Академии геополитических проблем e-mail: [email protected]
ГЕОПОЛИТИКА И СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
В статье раскрывается необходимость познания геополитики как науки, синтезирующей знания различных сфер жизнедеятельности человечества во взаимосвязи с окружающей его природной средой. Показана «работа» законов и закономерностей геополитики в современном политическом процессе, детерминированность самого процесса жизнедеятельности человечества. Делается аргументированная попытка доказать, что Запад не является мировой этнокультурной цивилизацией. Он утратил культурно - цивилизационные свойства и превратился в антицивилизацию. Автор утверждает наступление эры Востока, показывая роль и место России в новом формирующемся миропорядке.
Ключевые слова: агрессия; антицивилизация; восток; геополитика; глобализация; деградация; дестабилизация; Запад; Евразия; Европа; миропорядок; пространство; цивилизация.
L. G. Ivashov
Doctor of History, Professor, Professor of the Department of Theory and History of International Relations of the Faculty of International Relations and Social-political Science, MSLU; President of the Academy of Geopolitical Problems; e-mail: [email protected]
GEOPOLITICS AND THE CURRENT POLITICAL PROCESS
This article shows the necessity of learning geopolitics as a science which synthesizes knowledge of various fields of the activity of mankind in interrelation with environment surrounding mankind. The article reveals the work of geopolitical laws and regularities in a modern political process and determinacy of the process of the mankind activity. The author makes a reasoned attempt to prove that the West is not the world's ethnocultural civilization. It has lost cultural and civilizational properties and has turned into an anti-civilization. The author insists on the approaching of the era of the East and shows the role and place of Russia in the forming new world order.
Key words: aggression; anti-civilization; the East; geopolitics; globalization; degradation; destabilization; the West; Eurasia; Europe; world order; space; civilization.
Твердите истину ежедневно,
ибо другие ежедневно твердят ложь.
К. Н. Леонтьев
Современные проблемы человечества не могут быть изучены в рамках одной из областей знания и должны исследоваться с помощью комплексного подхода, глубокого всестороннего анализа. А это уже геополитика.
Несмотря на то, что геополитику часто обвиняют в чрезмерной обширности, на наш взгляд, только с ее помощью в эпоху глобализации можно разобраться в истоках и причинах трансформаций глобального масштаба. Современная геополитика стала выполнять роль науки, синтезирующей знания, с помощью которой можно изучить основные механизмы функционирования современной мировой системы и ход развития мирового политического процесса.
Кроме того, геополитика раскрывает основополагающие цели, задачи и механизмы акторов современной мировой политики, которые всё чаще вуалируются риторикой о высоких целях, таких как установление демократии и всеобщего благоденствия, стабильности и безопасности во всем мире.
Данное обстоятельство, на наш взгляд, является центральным в мировой политике и требует исследования его содержания и влияния на формирование «нового мирового порядка» и развития человечества в целом. В целях уточнения ключевого понятия данного исследования дадим общее его определение: геополитическое противоборство - процесс непрерывной борьбы за пространство во всем его многообразии с использованием всех доступных средств.
Геополитика играет ведущую роль в системе национальной безопасности любой страны и мировой цивилизации. Знание законов, закономерностей и категорий геополитики, владение методом геополитического анализа и прогнозирования позволяет народам и государствам объективно оценивать ход мирового политического процесса, выявлять тенденции и траектории движения человечества, цели и намерения международных игроков, определять естественных союзников и противников и выстраивать соответствующие отношения. Геополитика мыслит категориями исторических эпох, планетарных пространств и мировых цивилизаций. Поэтому отвлечение на частные
сиюминутные ситуации не должно препятствовать главному направлению развития в исторической перспективе, исполнению геополитической (божественной, космической) заданности и функциональной сущности цивилизации. Именно историко-геополитический анализ может и должен выявить генеральную орбиту движения и развития народа, государства и цивилизации в данную историческую эпоху и своевременно вносить коррективы во внутреннюю и внешнюю политику. Базируясь на глубоком знании собственной истории и законов геополитики, на системе духовно-нравственных ценностей и традиций, национальные элиты формулируют геополитическую идею, стратегию ее реализации и мировоззренческую основу государства и общества, которые оформляются в геополитическую доктрину государства. В доктрине содержатся две ведущие поведенческие модели - внешняя и внутренняя. Во внешней декларируется: какой миропорядок государство хотело бы видеть в обозримом будущем, какие ценности будут иметь приоритет во внешней политике государства, какие место и роль страна определяет для себя в этом миропорядке. Здесь же обозначаются геополитические союзники, партнеры и противники. И на этих основаниях выстраивается внешнеполитическая стратегия государства, стратегия национальной безопасности и военная доктрина. Геополитическая идея как долгосрочная цель более устойчива по отношению к внешнеполитической стратегии и военной доктрине, которые могут корректироваться и изменяться с изменением мировой (региональной) ситуации и ситуации в стране.
Внутренняя поведенческая модель государства основывается на национальной идее как части геополитической идеи и подтверждает внутреннее соответствие заявленным целям внешнеполитической стратегии государства. В основании национальной идеи лежит культурно-цивилизационный код и матрица ценностей, а также национальная традиция. На основе национальной идеи ставится цель существования и движения нации, разрабатывается и реализуется стратегия развития государства и общества, утверждается приоритет ценностей, определяется форма государственного устройства и сущностное содержание государства, формируются структуры властных институтов, т. е. формируется модельный образ государственно-общественного устройства на долгосрочную перспективу (эпоху), среднесрочные и текущие программы развития.
Такая методология формирования траектории движения наиболее устойчивая и безопасная с точки зрения парирования внешних угроз и вызовов, и с точки зрения внутренней стабильности и безопасного динамичного развития.
Для формирования внешнеполитической составляющей геополитической доктрины важное значение имеет глубокое знание сущности и действия основных законов и закономерностей геополитической теории, внимательный анализ политической стратегии субъектов международных отношений и прогноз развития мировой и региональной ситуации. На наш взгляд, действия трех законов геополитики определяют характеристику современного политического процесса:
- закон фундаментального дуализма (извечное противоборство цивилизаций моря и суши);
- закон контроля пространства во всем его многообразии (нет неконтролируемых пространств; за наиболее значимые пространства ведется наиболее жестокая борьба);
- закон цивилизационной предрасположенности и несовместимости цивилизаций (цивилизации с противоположными смыслами жизни и разными системами ценностей не могут быть цивилизационными союзниками).
Вышеуказанные законы, несмотря на их более чем вековое оформление в качестве теоретической основы геополитики, современны и «работают» активно в XXI в. Закон фундаментального дуализма проявляет себя в полную силу, прежде всего в экономической сфере. США, став после Второй мировой войны геополитическим центром морской цивилизации, первое что сделал - перевел континентальную часть Европы на морское целеполагание (мировое господство), ценности (индивидуалистический эгоцентризм основанный на матрице - выгода, экспансия, насильственность) и стандарты жизни (жить добычей за счет ограбления других). А далее - блоковая стратегия, «привязка» к доллару, превосходство военной силы и насильственное подавление конкурентов и соперников. Дж. Блэк, американский писатель-исследователь, в работе «Тайная история мира» пишет: «Наша легкая и сытая жизнь стала возможной благодаря кровопролитию, пыткам, воровству, несправедливости. В глубине души мы знаем это. Поэтому глубоко внутри нас существует ненависть к себе, которая не позволяет нам полностью проживать каждый момент и жить полноценной жизнью» [2, с. 287].
Закон контроля пространства проявляется в борьбе за географию, ресурсы, историю, информационную и киберсферы. Третий закон также очевиден - подавление и разрушение иных цивилизаций (исламский и православно-славянский миры, затем последуют Китай, Индия, Латинская Америка). Для России важно понимание, что Запад во главе с США всегда будет ей враждебен и будет сотрудничать только с позиции собственной выгоды. Иного западной геополитикой не предусмотрено. Российская культурно-цивилизационная матрица - «совесть, святость, справедливость», на Западе отрицается как враждебное начало.
Взаимодействие и сотрудничество с Западом в целом и с отдельными странами, даже членами НАТО вполне возможно и необходимо, но только по вопросам, представляющим общий интерес. Так, в 90-е гг. прошлого столетия, Министерство обороны РФ тесно сотрудничало с военной элитой Германии, Франции, Бельгии и др. по вопросам коллективной системы безопасности, против вступления восточно-европейских стран в альянс, даже против американского диктата в Европе. Плодотворное сотрудничество возможно и вероятно при условии равенства потенциалов и возможностей. С позиции слабости добиться положительных равноправных результатов практически невозможно.
«Антихрист и теперь есть уже в мире».
Апостол Иоанн Богослов (1 Ин 4:3)
Запад как антицивилизация
Так сложилось, что на острие движения человечества в сторону «прогресса и развития» стоит западное «цивилизованное» сообщество. При этом как-то опускаются исторические факты о том, что самый большой, ни с чем не соизмеримый ущерб самому человечеству и окружающей среде нанес именно Запад. Цивилизаторы в ходе строительства империй, победоносных походов, других «героических» деяний уничтожали не просто миллионы себе подобных, но и целые человеческие сообщества, самобытные древние цивилизации и народы, уничтожали системы древних знаний. И чем выше двигались западные народы по пути научного и технологического прогресса, тем страшнее становилось остальным народам, тем масштабнее
и эффективнее уничтожались менее «цивилизованные» и прогрессивные. Взять расщепление атомного ядра: грандиозный успех, Нобелевские премии, создание и немедленное применение атомной бомбы, радиоактивное загрязнение всей планеты отходами ядерного производства.
Ушедший в историю XX в. стал столетием величайшего драматизма в судьбе человечества. Мировые войны невиданного ранее размаха разрушений, жестокости, жертв. Человечество словно утратило разум, подхватило некий страшный вирус безумия, бросилось беспощадно крушить всё, что создавалось тысячелетиями. Все достижения предшествующих поколений, научные открытия, технологии и даже сакральные знания были задействованы для грабежей, завоеваний и уничтожения себе подобных. Уничтожались многовековая культура, величайшие произведения зодчества, древние рукописи, памятники, жилища, среда обитания. И это безумие возникло и стало эпидемией не в каких-то отсталых регионах, а на Западе. Кроме двух мировых войн, произошли сотни локальных, региональных вооруженных конфликтов, гражданских войн, тысячи крупных террористических актов. Плюс кризисы, рукотворные пандемии, природные катаклизмы, организованный массовый голод и масса других бед. Кроме того, разрушение природной среды обитания человека, безудержная страсть к накопительству, роскоши, нечеловеческим удовольствиям. И чем успешнее прогрессирует человеческий род в материально-техническом и даже научном развитии, тем активнее деградирует его человеческий облик. И вновь на острие этой деградации и примера разложения лидирует самая «высокоразвитая» из этнокультурных цивилизаций - западная. Более того, сегодня, после распада СССР, информационно-психологические операции меняют историческую картину человечества и рисуют Запад как генератор добра, прогресса и развития, а Россию (СССР), другие страны -«осью зла», изгоями и т. д. В 1938 г. известный немецкий философ и геополитик Вальтер Шубарт пытался ответить на этот же вопрос о деструктивном поведении Запада: «Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, государственности и связи, но лишил его души» [6, с. 26]. Сказано весьма точно: Запад лишил человечество души, но без духовных основ существо не может быть человеком и человечеством. Но добавим к В. Шубарту собственное
видение истории Запада: он лишил себя духовных качеств и пытается лишить духовности другие народы.
Началом Запада принято считать Римскую империю. Полководцы Рима, завоевав и подчинив единой власти значительные территории и население трех континентов: Европы, Азии и Африки, руками рабов проложили прекрасные дороги, наладили морское сообщение. Дали миру блестящие образцы культуры, систему законов, принципы государственности и многое другое полезное для человечества. Император Константин в самом начале IV в. официально признал христианство и возвел его в ранг государственной религии. Но Рим вошел в историю и как империя крайней жестокости, насилия и разврата, содомизма. Католический Рим выступил и разрушителем истинной христианской веры, созидателем инквизиции, тайных обществ, безудержного стремления к мировой власти. Его наследники в союзе с радикальным иудаизмом развязали большую часть войн на планете (включая две мировые), крестовые походы, глобальные заговоры, задали человечеству безумный путь существования. «Римский государственный гений обогатил мировую культуру двумя блестящими достижениями: обширным сводом законов («римское право»), который лег в основу всех европейских законодательств, и крестом - самым мучительным видом казни» [1, с. 7]. Распространение Запада на американский и другие континенты несло и продолжает нести не только научно-технический прогресс, но прежде всего насилие, жесточайшую эксплуатацию, рабство, уничтожение целых народов и цивилизаций. Древняя Греция подарила миру и европейским народам великую культуру, глубокие знания, идеи гуманизма. Именно греки закладывали основы будущей европейской цивилизованности и гуманизма. Сегодня Греция - изгой Евросоюза, возможно, потому, что не вытравила из себя глубину человеческой сущности, сохранила не только первозданность христианства в лице православия, но и перво-зданность самого человека. Но Эллада и первые римляне, увы, это не Запад и даже не Европа, а Средиземноморье, охватывающее и север Африки, и часть Азии. Кроме того, греки - это в культурном отношении наследники египтян и финикийцев.
Великая Римская империя создавалась и развивалась на крови покоренных народов и племен. Из каждого, даже великолепного памятника времен Рима сочится человеческая кровь. Заглядывая в историю
западной цивилизации, трудно обнаружить в ней мессианские начала, бескорыстное служение прогрессу, всеобщему развитию. Интриги, заговоры, инквизиции, беспредельная жестокость, тайные сообщества, войны, сплошная ложь и вселенская несправедливость. И все ради обогащения и власти. Бог и совесть, присущие в той или иной мере другим народам мира, западному сообществу чужды. Протестантизм заложил духовно-оправдательную основу дикого капитализма, социального неравноправия, накопительства и стяжания. Католицизм, апеллируя к Богу, фактически «обожествляет» пороки западного общества, навязывает человечеству однополярную религию.
Так может ли Запад считаться цивилизацией? Скорее, это антицивилизация, сатанинское, бесовское сообщество, в котором сохранились в качестве индивидов и нормальные люди, «хомо сапиенс». Но в целом, на Западе доминируют отнюдь не общечеловеческие ценности. К ней очень подходит определение, данное нашим выдающимся современником А. С. Панариным: «Агрессия одномерного начала». А одномерность - это отсутствие разума. Это, скорее, набор инстинктов, связанных лишь с физическим миром. Но именно разум дал возможность человеку вписаться в естественную среду, воспринимать ее божественную красоту, чувствовать и познавать гармонию природы, наделил его способностью абстрактного мышления, членораздельной речью, способностью делать орудия для собственного выживания. Формирование научного мировоззрения человека начиналось именно с попыток познать окружающую среду. Наличие разума выделило человека из всего многообразия животного мира, и поскольку развитие разума имеет вид восходящей гиперболы, то и человечество как вид, наделенный разумом, также имеет потенциал восходящего развития. Вопрос лишь в том: что понимать под развитием. Естественно встает вопрос: Запад абсолютно лишний на планете Земля, и с его уходом на планете воцарится мир и спокойствие. Полагаю, это не совсем так. И здесь я выступлю защитником народов западного ареала, или цивилизации. Смысл существования каждой мировой этнокультурной цивилизации (по Н. Я. Данилевскому - культурно-цивилизационный тип) состоит в том, чтобы она вносила определенный вклад в поддержание равновесия в социоприродной среде и способствовала развитию человечества. Поэтому все цивилизации самобытны и обладают потенциалом развития, отличным от других. Но, всё во Вселенной и на
планете находится в состоянии равновесия: есть частица, есть античастица, есть свет есть, есть тьма, есть добро и его антипод - зло. Запад был и остается антиподом Востока. На Востоке больше духовности, там непосредственная связь с Небом, с высшим разумом. Но Восток не предрасположен к технологическому рывку, накопительству финансовых ресурсов для инноваций, поскольку каждый мусульманин должен отдавать часть своих средств для страждущих. На Руси, в Индии, Китае накопительство также не поощряется, но милосердие и помощь бедным, пожертвование на благие дела присутствует всегда. Запрещен в исламе и в православии ссудный процент. Так вот, Запад как система призван дать импульс человечеству в развитии индустриализации и технологического рывка. Для чего необходимо было постичь естествознание, физику в первую очередь, создать мощные империи и государства, а затем и ТНК. Но духовно-нравственное развитие при этом не присутствовало. Это сегодня становится очевидным для всех народов мира. И в этом «заслуга» западного доминирования. Без таковой человечество вряд ли бы осознало пагубность подобного вектора развития. Поэтому мир XXI в. кардинально меняется - Запад, сделав свое дело, должен уйти. На смену ему идет Восток в лице незападных цивилизаций, и есть надежда, что новый миропорядок обретет иное качество и учтет западный негатив.
«Русские люди никогда не будут счастливы, зная, что где-то творится несправедливость».
Шарль де Голль, Президент Франции
Глобальная трансформация мирового геополитического пространства
В течение последних десятилетий произошли события, оказавшие определяющее влияние на развитие глобальной картины мира, которые изменили баланс сил в мире и способствовали возникновению новых вызовов и угроз. Мировое геополитическое пространство в начале XXI в. стремительно изменяется и далеко не в лучшую сторону. Система международной безопасности фактически разрушена и приватизирована Западом. Ни одна страна и цивилизация, включая
и сам Запад, не ощущает себя в состоянии безопасности, не видит будущего в нынешней системе международных отношений, в условиях нынешней финансово-экономической модели. Конфронтационный потенциал глобализации внес разрушительные тенденции в развитие современного мирового политического процесса. Одной из таких тенденций стало не только обострение геополитического противоборства, которое всегда являлось неотъемлемой частью развития мирового политического процесса, но и фактическое изменение его сущностного характера. Появились новые более масштабные мотивации, новые способы и стратегии контроля над пространством, само понятие пространства стало более многообразным.
Идет переформатирование глобального политического пространства: развитие экономического и политического процесса диктует уже не Запад, как было после распада СССР, но Восток и транснациональное сообщество. Причем, Восток в лице мировых этнокультурных цивилизаций (включая Латинскую Америку). И здесь формируется главный фронт геополитического противоборства. Наступает эра Востока, в которой России предстоит определиться и найти свое цивилизационное место. Запад, в основании которого стоят интересы крупного капитала, привел человечество к системному кризису и в качестве выхода из такового вновь предлагает большую войну. Принятая в феврале 2015 г. новая Стратегия национальной безопасности США вновь делает ставку на однополярный миропорядок, который американцы намерены утверждать превосходством военной силы и отказом от международного права. По сути США этим документом объявляют многополярный полицивилизационный миропорядок вне закона. Вот цитаты из этого документа: «Она (стратегия. - Л. И.) направлена на инициативное продвижение наших интересов и ценностей с позиции силы ... Не существует замены американскому лидерству... Мы будем лидировать с позиции силы ... США будут применять военную силу, при необходимости используя ее одностороннем порядке ... Вооруженные силы США будут готовы применить военную силу в любой точке мира, воспрещая и останавливая агрессию на множествах театрах военных действий» [3].
В этом важнейшем американском документе Россия объявляется главной угрозой человечеству, безопасности США, государством, чьи действия на Украине, угрожают миру и стабильности. Сегодня
наши удары по террористам в Сирии также заносят в разряд дестабилизирующих и угрожающих мирным гражданам. При этом на Западе не вспоминают, что именно действия США и их сателлитов привели к государственному перевороту на Украине и большой войне на Ближнем Востоке. И хрупкое перемирие по Сирии - это всего лишь смена тактики и средств достижения стратегических целей. Но картина Ближнего Востока кардинально меняется. И решающую роль здесь сыграла Россия, поддержав законное руководство страны и сирийский народ, не позволив разделить им судьбу уничтоженных Югославии, Ирака, Ливии, Йемена. Анализируя ближневосточный кризис с позиций геополитики, можно прогнозировать следующий вариант развития: Саудовская Аравия, страны Персидского залива в ближайшие десятилетия уйдут с активной политической арены, а кое-кто, Саудовское королевство, скорее всего, распадется. Сирия в союзе с Россией, Ираном, Египтом, Ираком и во взаимодействии с Израилем станут геополитическим центром Большого Ближнего Востока. Иран обозначит себя в качестве лидера исламского мира и, вероятно, станет членом ШОС и БРИКС. США, естественно, будут присутствовать в регионе, но на вторых ролях. Китай мощно войдет сюда экономически. Европа останется потребителем углеводородов, инвестором, но политическую активность утратит, постепенно превращаясь в филиал Ближнего Востока, этнографически и политически.
Общемировая тенденция также говорит об упадке Запада во главе с США. Выстроенная Западом (денационализированные элиты и транснациональный капитал) модель мировой экономики губительна для природы и оставляет за бортом выживания уже не миллионы, а миллиарды «лишних» людей. Значит, впереди катастрофические природные катаклизмы (природа сильнее человека и она не потерпит насилия над собой), мировая война нового типа (военно-силовые действия станут вторичными, но число погибших физически и морально будут исчисляться сотнями миллионов). В Соединенных Штатах, видимо, просчитывают подобный сценарий переформатирования миропорядка и, естественно, пытаются его предотвратить и извлечь в свою выгоду. А это уже глобальная агрессия во всех важнейших сферах жизнедеятельности человечества, миллионы жертв и несчастий. Иного мы от Запада не дождемся. Верно, подметил выдающийся британский историк (не очень уважаемый на Западе) Арнольд Тойнби:
«Грандиозное событие, которое готовится, - это восхождение славянства как ведущей культурной силы. Возможно, это кому-то режет слух, но такова судьба истории, которую никому не дано остановить: грядущие столетия принадлежат славянам».
В. Шубарт. Европа и душа Востока. 1938
«Агрессия является единственной формой общения Запада с внешним миром . В истории дипломатии западных держав, увлеченных западной демократией, легко проступает список сплошных безумств и несчастий человечества» [4, с. 106-107].
Сегодня мы наблюдаем два вектора американской геополитики. Первый - попытаться развязать новую большую войну России с Европой или хотя бы с Турцией и затем включиться, якобы защищая союзника. Для этого нужно ослабить Россию экономически и создать ситуацию внутренней нестабильности. Второй вектор американской геополитической стратегии заключается в максимальном использовании «мягкой силы» («гибридные войны») для сохранения статус-кво. Американцы уже заигрывают с Кубой, Беларусью, пытаются сделать Иран своим «инструментом» на Ближнем Востоке и в исламском мире, лоббируют глобальные проекты Трансатлантического и Транстихоокеанского партнерства. Но будет ли так, по планам Запада? Уверен, так не будет.
Россия и строительство нового мира
История России и православно-славянского мира есть история противостояния Западной Европе и ее клону - Америке. Союзниками славян в этом противоборстве выступали Византия и народы Востока. И совсем не случайно русские племена и княжества еще в XII в. отвернулись от Европы и стали строить свою государственность на евразийских просторах. Да и Александр Невский воевал против ливонского ордена в союзе с Золотой Ордой. В последующем славяне возглавили процесс объединения евразийских народов опять же против Запада. Князь Н. С. Трубецкой, находясь в послереволюционной
эмиграции и познав Европу изнутри, писал: «Азиатская ориентация становится единственно возможной для русского националиста» [5, с. 138].
Сегодня в начале XXI в. человечество на перепутье: западная система мира не жизнеспособна, и совсем не по экономическим причинам, а по избранному смыслу жизни, целеполаганию. А именно оно формирует те жизненные ценности, которые становятся основой политики и экономики. Не западная часть человечества приступила к строительству нового мира (ЕАС, ШОС, БРИКС). Россия, осознав свою историческую миссию, начинает возвращаться к своим истокам, традиционным ценностям своих коренных народов. Начиная с 2000-х гг., наблюдается восстановление в научном и общественном сознании двух геополитических доктрин России: доктрины «Москва - Третий Рим» и Евразийской доктрины. Все больше внимания стало уделяться (к сожалению, не в правительстве и во власти в целом) удивительному опыту Советского Союза. Но пока это стихийный процесс, набирающий динамику. Встает вопрос (и не только в России) о смысле жизни и духовно-нравственных ценностях для выживания человечества.
Идет, хотя и не очень активно, строительство полицивилизаци-онного миропорядка, в котором участвует Россия. Истины ради, отметим, что теоретической основы будущего мира не западных ци-вилизациий нет, можно говорить пока только о намерениях и слабо выраженных идеях. Тем не менее РФ на внешнеполитическом поле обретает статус великой державы и одного из геополитических центров мира. Но внутреннее состояние страны никак не соответствует внешнеполитическим претензиям. В международной политике мы выстраиваем стратегию отличную от Запада, даже противостоим ему, обретая определенную евразийскую сущность, а в экономике и финансовой деятельности продолжаем тиражировать губительные для страны либерально-западные модели и правила дикого рынка. Стратегии социально-экономического развития как не было, так и нет, зато олигархический капитал смешанного типа (российско-иностранный) успешно реализует (через очередную приватизацию) стратегию полной колонизации российской территории. Население же страны, все сферы жизнедеятельности становятся «обслуживающим персоналом» прибылей олигархических компаний. По такому же принципу формируется правительство РФ и Центробанк. Из промышленно развитой державы мы превратились в аграрно-воровскую формацию.
Внутренняя политика противостоит внешней, и Россия стоит на взрывной растяжке. В такой ситуации говорить о движении вперед и развитии не приходится. Необходим глубокий анализ трагедии 1990-х гг., вырвавших страну с ее духовно-космической орбиты, Историко-геополитический анализ может и должен выявить генеральную орбиту движения и развития народа и российского государства, цивилизации в данную историческую эпоху и своевременно вносить коррективы во внутреннюю и внешнюю политику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм. - М. : Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2015. - 463 с.
2. Блэк Дж. Тайная история мира. - М. : ЭКСМО, 2009. - 287 с.
3. Стратегия национальной безопасности США (2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://pentagonus.ru/publ/strategija_nacionalnoj _bezopasnosti_ssha_2015/112-1-0-2614
4. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. - М. : Айрис-Пресс, 2003. 592 с.
5. Трубецкой Н. С. Русская проблема // Классика геополитики. XX век. Сборник. - М. : АСТ, 2003. - 731 с.
6. Шубарт В. Европа и душа Востока. - М. : Эксмо, 2003. - 480 с.