Научная статья на тему 'Геополитика и мировая культура'

Геополитика и мировая культура Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
760
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ФАКТОР / КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ / ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ / ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ / GEOPOLITICS / CIVILIZATIONAL FACTOR / CULTURAL DIVERSITY / CIVILIZATIONAL IDENTITY / THE CLASSIFICATION OF CIVILIZATIONS / DIALOGUE OF CIVILIZATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Буянов В. С., Гаджиева Р. Г.

Статья посвящена обзору цивилизационных теорий, классификации цивилизаций и анализу влияния взаимодействия современных цивилизаций на геополитические процессы в мире. Авторы акцентируют внимание на важности цивилизационного подхода в рассмотрении исторического процесса в контексте геополитического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геополитика и мировая культура»

СП

Буянов B.C.

Доктор философских наук, профессор.

Гаджиева Р.Г.

Кандидат психологических наук, доцент.

Геополитика и мировая культура

В современном мире геополитика определяется цивилиза-ционным взаимодействием, что неизменно усиливает роль и масштаб влияния цивилизационного фактора, которое проявляется в культурно-цивилизационном многообразии человечества, и одновременном усилении соперничества между разными цивилизационными ареалами. Все острее проявляются цивилизационные разломы, на первое место в ряду идентич-ностей выходит культурно-цивилизационная идентичность.

Цивилизации отличаются друг от друга историей, культурой, религией, национально-этнической принадлежностью, способом хозяйствования, набором определенных ценностей. Один из крупнейших теоретиков цивилизации С. Хантингтон считал, что цивилизации представляют собой культурную общность наивысшего ранга, широчайший уровень культурной идентичности людей. Цивилизации - это самое большое «мы», внутри которых каждый чувствует себя в культурном плане как дома и отличает себя от всех остальных - «других», «чужих». Различия между цивилизациями более фундаментальны, чем разница между политическими идеологиями и политическими режимами. И далее, один из главных выводов Хантингтона: «глобальная политика - это политика цивилизаций. Соперничество сверхдержав сменилось столкновением цивилизаций»1.

В иерархии людских сообществ понятие «цивилизация» уступает место лишь понятию «человечество». Цивилизации являются более прочными и долговечными историческими образованиями, чем государства. История свидетельствует, что человечество знало множество государств, которые создавались, развивались и исчезали с карты Земли. Цивилизации же можно перечислить по пальцам2. Это, разумеется, не означает умаления роли государства, ибо именно через них цивилиза-

1 См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. С. 24, 51.

2 См.: Киселев С.Г. Основной инстинкт цивилизаций и геополитические вызовы России. - М., 2003. С. 13-14.

тд

ции утверждают себя. Поэтому история человечества, будучи по А. Тойнби историей локальных цивилизаций, есть также история их взаимодействия через составляющие их государства.

Понятие цивилизации появилось в XVIII в. в трудах французских и английских авторов. Вначале оно употреблялось в единственном числе и обозначало то, что противостоит варварству. Впоследствии заговорили о цивилизациях во множественном числе для обозначения наиболее обширных сообществ людей, объединенных общими признаками. Образовались цивилизационные теории и школы, наиболее известные из них - культурно-историческая и материалистическая.

При материалистическом подходе к изучению цивилизаций акцент делается на характере экономики, способах материального производства и порожденных ими общественных отношениях. Роль духовных факторов не отрицается, но они занимают подчиненное положение. Формы собственности, развитие промышленности и земледелия, классовая структура общества, а также духовное производство, религия и письменность - вот основные признаки цивилизации, как ее понимали К. Маркс, М. Вебер, Т. Бродель и др.

Недостатки этой методологии, чрезмерный упор на материальные основания цивилизаций в определенной степени были сняты представителями другой цивилизационной школы, получившей название культурно-исторической. В рамках этой школы работало много выдающихся ученых - А. Тойнби, О. Шпенглер, П. Сорокин. Одним из основоположников данного направления по праву считают Н.Я. Данилевского, обосновавшего подобные идеи в книге «Россия и Европа».

Большинство теоретиков культурно-исторической школы полагает, что каждая цивилизация основана на той или иной исходной духовной предпосылке, первичном символе, сакральной идее. Цивилизации как типы человеческих сообществ ассоциируются с определенным пониманием жизни, нравами, обычаями, ценностями и идеалами - словом, с тем, что составляет область духа и культуры в широком смысле. Особое внимание при этом уделяется религии, как части культуры. Каждая крупная религия универсальна и самодостаточна настолько, что выступает отчетливой и последней гранью между цивилизациями.

Вместе с тем, считать религию основным системообразующим признаком цивилизации с позиции сегодняшнего дня

кажется не совсем верным. Поначалу, при образовании цивилизации, религия была действительно определяющей, по выражению А. Тойнби, она сыграла роль «куколки». Для ислама религия и сегодня является главной характеристикой одноименной цивилизации. Что касается западной цивилизации, то религия в ней отходит на второй план, на первое место вышло то, что принято называть либерально-демократическими ценностями. Важным признаком отличия одной цивилизации от другой является также цивилизационная самоидентичность людей.

За всю историю человечества лишь немногие народы смогли создать цивилизации, оставившие заметные следы материальной и духовной культуры. Данилевский, к примеру, выделил десять великих цивилизаций (культурно-исторических типов). Тойнби в своей эпохальной работе «Постижение истории» описал двадцать три цивилизации, особое внимание при этом уделив пяти современным, в том числе православно-христианскому обществу. Концепция Тойнби показательна и тем, что в ней сформулированы критерии цивилизационной идентичности: религия, история, язык, обычаи, культура. Хантингтон выделил в современном мире семь цивилизаций - западную, исламскую, китайскую, японскую, индуистскую, православную, латиноамериканскую. Применительно к восьмой цивилизации - африканской - он употреблял слово «возможно», тем самым указывая на еще только формирующуюся африканскую («ниже» Сахары) идентичность. Существуют различия и в названиях цивилизаций, например, одну и ту же цивилизацию обозначают как китайская, ханьская, конфуцианская, конфу-циано-буддийская.

Различна судьба цивилизаций. Андская и мезоамерикан-ская цивилизации были уничтожены в результате испанских завоеваний. Исчезли древние месопотамская, египетская, критская, византийская цивилизации, но они оставили заметный след в последующих цивилизациях. Индийская и исламская цивилизации на несколько столетий были покорены западной цивилизацией. Китайская цивилизация также попала в полуколониальную зависимость. Но сейчас происходит бурное возрождение исламской и азиатских цивилизаций, по многим позициям они бросают вызов западной цивилизации. Мир становится полицивилизационным, где ныне взаимодействуют десять реальных и потенциальных цивилизаций: западная,

тд

исламская, китайская, индуистская, буддийская, японская, латиноамериканская, африканская, православная и особо - российская цивилизации.

Внутри основных «живых» цивилизаций выделяются субцивилизации. Так, в западной цивилизации можно вычленить европейскую, северо-американскую, австрало-новозеландскую субцивилизации. В исламской - арабскую, африканскую, турецкую, персидскую, индонезийско-малазийскую субцивилизации. В отдельных локальных цивилизациях их основополагающим признаком, кроме культуры, выступает этническая принадлежность. К таким цивилизациям относится китайская и японская цивилизация, где по имени стержневого государства названа и сама цивилизация. К такому же типу государств-цивилизаций принадлежит и Россия.

Таким образом, каждая современная цивилизация - это особая культурно-историческая общность, в основе которой свои, отличные от других, духовные и нравственные ценности, религиозные верования, свое представление о месте человека в мире, свое отношение к государственным и общественным институтам, что в свою очередь влияет на экономическую, политическую и бытовую жизнь народов, входящих в состав данных цивилизаций.

Классификация цивилизаций может быть разной, но чаще всего их подразделяют на две крупнейшие группы: западную и восточную. Запад и Восток представляют собой два типа духовности, две системы культурных координат. Запад развивает инновационно-технологический принцип освоения мира, Восток придерживается традиций. Запад выступает инициатором постиндустриализма, Восток - духовно-нравственных инициатив. Показательно, что ни одна из мировых религий не родилась на Западе, все они пришли с Востока.

В течение веков цивилизационные «преимущества» были у восточных цивилизаций (китайской, индуистской, мусульманской). С эпохи Ренессанса и Великих географических открытий началось бурное развитие западноевропейской цивилизации, которая постепенно подчинила своему влиянию цивилизации Востока. Сейчас Запад постепенно уступает свой «цивилизаци-онный перевес».

Для прошлых и нынешних крупных цивилизаций характерно ощущение «избранности», дух мессианства и экспанси-

онизма, стремление навязать свои ценности, распространять влияние на другие, более слабые цивилизационные ареалы. История полна примеров межцивилизационных конфликтов и войн, которые зачастую обосновывались необходимостью защиты от варварства и «окультуривания» других народов.

В таком ключе действовал фараоновский Египет, пытавшийся расширить свои владения до самых краев известной тогда Ойкумены. Завоевательные походы Александра Македонского в IV в. до н.э. преследовали цель распространить на восток эллинскую цивилизацию. Китайцы с незапамятных времен воспринимали свою страну как Срединную империю, имевшую «мандат Неба» на управление другими народами. Арабы, сплотившиеся в VII в. под знаменем ислама, верили, что их завоевательные войны санкционированы свыше и откроют другим врата «истинной веры». Отчетливо выраженный характер межцивилизационной схватки имело участие рыцарей, монахов и простого люда Европы в восьми крестовых походах против «неверных», за освобождение Гроба Господня и Святой земли. В последующие времена не редкостью было как межцивилизационное противоборство, так и серьезные конфликты между субцивилизациями: католиками и протестантами в западно-христианской цивилизации, между суннитами и шиитами в мусульманском мире.

Наибольшая экспансия и воинственность свойственны западной цивилизации. Свое начало она берет с древнего греко-римского мира, а зримые контуры она приобрела в Средневековье. Вначале эта цивилизация уступала византийской, исламской или китайской цивилизациям по размеру территории, богатству, военной мощи, научным и культурным достижениям. Однако, с эпохи Возрождения, начинается бурный рост и развитие западной цивилизации, сопровождающийся ее нарастающим давлением на другие цивилизации. Часть неевропейских цивилизаций была колонизирована, другая часть оказалась в подчиненном положении у Запада и лишь немногие цивилизации, включая Россию, сохранили свой государственный и цивилизационный суверенитет.

Европейцы и бывшие европейские колонии в обеих Америках контролировали в 1800 г. 35% поверхности всей суши планеты, в 1878 г. этот процент увеличился до 67, в 1914 г. он составил 84. По окончанию Первой мировой войны и разде-

гд с

§

ла Оттоманской империи между Британией, Францией и Италией контроль над сушей в процентном выражении стал еще выше. Причины такого развития событий крылись в развитии промышленности и торговли в Европе, росте городов, строительстве мощных флотов, преимуществах в военном деле. Как отмечал Хантингтон, Запад завоевал мир не из-за превосходства своих идей, ценностей или религии, но скорее из-за превосходства в применении организованного насилия. Жители Запада часто забывают этот факт, жители не-Запада никогда этого не забудут3.

В XX в. территориальная экспансия Запада значительно ослабела, после Второй мировой войны многие бывшие колонии получили независимость. Тогда же заговорили о «смерти» Запада, или о том, что «завершилась экспансия Запада» и началось «восстание против Запада». Сегодня очевидно снижение могущества Запада по сравнению с другими цивилизациями, особенно в контексте строительства многоцивилизационного и полицентричного мира.

Тем не менее, совокупная сила стран западной цивилизации остается большой. На ее долю приходится более половины мирового ВВП, подавляющая часть научных работников и новых технологий. Велика оборонная мощь цивилизации, блок НАТО, в состав которого входит 29 государств двух субцивилизаций - Европы и Северной Америки - является крупнейшей военно-политической структурой в мире. В западную цивилизацию входят три ядерные державы, а если считать также Израиль, который по своим цивилизационным корням и ценностным ориентациям близок к Западу, то четыре.

Экспансия Запада продолжается, но она перешла в другую плоскость - финансово-экономическую, информационную, культурную. Коллективный Запад доминирует в распространенности резервных валют, производстве кино- теле- и видеопродукции, тиражировании новостей и продуктов массовой культуры, английский язык стал языком глобального общения. Особенно отчетливо экспансионистская природа исторического Запада проявляется в стремлении навязать другим цивилизациям и всему миру свою либерально-демократическую систему ценностей, представляя ее как годную для всех и как основу универсальной цивилизации всего человечества. И еще

3 См.: Хантингтон С. Указ. соч. С. 65-66.

один штрих данной цивилизации: на протяжении многих веков государства, именуемые западными, бесконечно воевали друг с другом. Сейчас, несмотря на имеющиеся противоречия внутри этого цивилизационного объединения, коллективный Запад в мировых делах действует относительно слаженно.

На протяжении почти четырехсот лет западная цивилизация была гегемонной. Она и сейчас является лидирующей по многим позициям. Но это не значит, что такая ситуация будет вечной: каждая цивилизация проходит циклы от зарождения, развития и пиковой мощи - до угасания и исчезновения. С ростом экономики и военной силы других цивилизаций и их стержневых государств, совокупная мощь и влияние западной цивилизации в относительных величинах будет сокращаться, а вместе с этим, возможно, произойдет уменьшение ее экспансионистского пыла.

Быстро в количественном отношении растет исламская цивилизация. В 1980 г. число населения в мусульманских странах было 780 млн человек, ныне их насчитывается, по разным оценкам, от 1,2 млрд до 1,5 миллиардов человек. Ожидается, что к 2030 г. число мусульманского населения составит 26% от всего человечества. В 1920 г. было всего 4 мусульманских государства, сегодня в «Организации исламская конференция» (ОИК) представлено 57 мусульманских стран, расположенных от Марокко до Индонезии. Удельный вес мусульман увеличивается за счет обращения приверженцев других религий, но прежде всего - за счет воспроизводства.

Исламская цивилизация испытывала два цикла могущества. Первый приходится на период с VII века, когда началась мощная экспансия магометанства, до XIII в., времени уничтожения арабского халифата. Вторая стадия приходится на период зарождения и расцвета Османской империи, исчезнувшей после Первой мировой войны.

Длительное время исламский мир был в подчиненном положении у западной цивилизации, сейчас он переживает период нового подъема, который осуществляется под лозунгом «Ислам - вот решение». Ислам, в представлении его сторонников, это не только религия, но и стиль жизни, не приемлющий многого из западного мира и не разделяющий его ценностей. Для ислама характерна наибольшая взаимосвязь религии и политики. Это является одной из причин борьбы внутри мусуль-

Альманах «Казачество» _

майского мира между сторонниками умеренного и радикального ислама, между теми, кто стоит за строительство светского государства и теми, кто выступает за власть, построенную на законах шариата. Обостряются противоречия между сторонниками двух основных ветвей ислама - суннитами, приверженцами которого являются 90% всех мусульман, и шиитами, что отчетливо проявляется в конфликтах между мусульманскими странами на Ближнем и Среднем Востоке.

Исламское возрождение имеет разные проявления - от умеренных и реформаторских до революционных потрясений «арабской весны» и жестокостей ИГИЛ. Среди мусульманских государств немало таких, которые в официальной политике и риторике осуждают терроризм на исламской почве, но на деле тайно поддерживают и финансируют террористические организации.

В исламской цивилизации нет единого общепризнанного центра, на Ближнем и Среднем Востоке за лидерство борются Турция, Иран, Саудовская Аравия, Египет. В последние годы особой активностью во внешнем окружении отличается Турецкая республика, которая стремится возродить идеи «пантюркизма» и «османизма», цель которых - утвердиться по крайней мере в роли ведущей региональной державы, а также стать центром экономической и военной мощи мусульманского мира. Все это не очень вяжется со стремлением Турции вступить в Евросоюз, где господствует христианство.

Ряд ученых и политиков отвергают теорию «столкновения цивилизаций», особенно христианской и мусульманской. Однако многое в политической практике XXI в. не располагает к благодушию в отношении характера и перспектив их взаимодействия. И если западная цивилизация ныне тем или иным образом лишь реагирует на вызовы исламской цивилизации, то последняя все чаще выступает «возмутителем спокойствия» в мире. При том, что часть представителей исламской цивилизации не желает новаций в принципе, стремясь вернуться к порядкам прошлого, другая же часть предрасположена к модернизации, но не к вестернизации. При всех различиях их объединяет непринятие Запада, претендующего на роль «духовного поводыря» мира.

Одна из самых древних из ныне существующих крупных культурно-исторических общностей - китайская цивилизация. В ее основе социально-этическое и философское учение Конфуция, жившего в VI - V вв. до н.э. Это учение не столь-

ко религиозное, сколько социоцентрическое, рисующее идеал кзгр благородного мужа, поступающего в согласии с установками высшего божества. Конфуцианству свойственна принципиальная неразделенность государственного и общественного, юридического и морального, а также представления об идеальном государстве, жизнь которого строится по образцу семейной: младшие должны подчиняться старшим, но и последние должны заботиться о младших. Контроль за всем этим осуществляет «Божественное Небо» - довольно неопределенная сущность, по «мандату» которой и правит земной правитель. А. Тойнби отмечал: «В китайском мире, где Закон не был в особом почете, Бога отодвигает на второй план понятия Порядка, который в китайском мировоззрении предстает в виде магического согласия и соответствия Человека и его окружения»4. Основываясь на конфуцианстве, китайская цивилизация также вобрала в себя и «переварила» немало постулатов буддизма и даосизма.

Китайское сообщество, как люди одной расы, крови и культуры, включает в себя материковый Китай, Гонконг, остающиеся самостоятельными Тайвань и Сингапур, и, кроме того, очень влиятельное китайское население в странах Южной и Юго-Восточной Азии, китайские диаспоры в других государствах. В таком измерении китайская (конфуцианская) цивилизация составляет 1,5 млрд человек, или шестую часть населения земного шара.

В средние века Китай успешно развивался, его экономика была самой большой в мире, он славился своими технологическими достижениями. Бумага появилась в Китае во втором веке н.э., книгопечатание - в восьмом веке н.э., печатные машины с подвижными литерами - в одиннадцатом веке н.э., порох - в девятом веке н.э. Китайцы прокладывали «Великий шелковый путь», соорудили поражающую воображение «Великую китайскую стену». Однако в Новое время происходит упадок Поднебесной, особенно в эпоху двухсотпятидесяти-летнего правления последней династии Цин (1644 - 1911). В конце XIX - начале XX вв. в результате вторжения «заморских дьяволов» она стала полуколонией европейских держав. Последовавшая за этим четыре десятилетия междоусобных войн, 15-летняя агрессия Японии не способствовали сплочению нации. Только объединение страны под властью компартии Ки-

4 См.: Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 411.

тд тС?

тая в 1949 г. и провозглашение Китайской Народной Республики положило начало новому подъему страны-цивилизации.

В настоящее время КНР вышла на первое место в мире по объему экономики, исчисляемой в ВВП по ППС, стала ведущей торговой державой, имеет самую большую по численности армию. Осуществляется новая геостратегическая концепция Китая, призванная наполнить конкретным содержанием «Китайскую мечту», которая дословно звучит как «мечта о великом возрождении китайской нации». Мало кто сомневается, что КНР по основным показателям в обозримой перспективе станет сверхдержавой. Уже очевидно усиление соперничества - прежде всего в экономической, торговой, инвестиционной областях - между китайской и западной цивилизациями.

Благодаря бурному развитию Китая и других азиатских цивилизаций изменяется баланс сил между Востоком и Западом. У не-Западных цивилизаций исчезает чувство неполноценности и прежней подчиненности, они все увереннее заявляют о себе.

Японскую цивилизацию некоторые исследователи объединяют с китайской, однако большинство ученых разделяет их. Ныне превалирующая точка зрения сводится к тому, что вначале это действительно была одна цивилизация, затем, примерно между 100 и 400 годами до н.э., произошло их разъединение. Япония представляет собой классический пример страны-одиночки, носителя самобытной и обособленной культуры. Являясь моногенной нацией, современная Япония демонстрирует свое отличие и от западной и от азиатских культур-цивилизаций.

Религиозный фактор в Японской цивилизации не имеет определяющего значения. Традиционно японской религией принято считать синтоизм, который в 1886 г. был объявлен единственной и обязательной религией государства. В 1947 г., с принятием новой конституции, синтоизм потерял этот статус. В сегодняшней Японии религии представлены главным образом синтоизмом и буддизмом, но большинство верующих причисляют себя к обеим религиям сразу, что свидетельствует о религиозном синкретизме населения страны. Созерцательность этих религий в сочетании с дисциплиной и организованностью, государственной и корпоративной верностью, следованию традициям и поклонением императору, не угасший дух самурайства, трепетное отношение к природе - эти и другие

свойства национального характера и культуры японцев отличают их от других народов.

На протяжении нескольких веков Япония сознательно осуществляла курс на самоизоляцию от внешнего мира, консервировала устои общественной и государственной жизни. В эпоху реставрации Мейдзи в последней четверти XIX в. Япония открылась европейцам и американцам, переняла их технологии, институты, организацию военного дела и начала бурную модернизацию, проходившую под девизом «Богатая страна, сильная армия». Ее результатом стало то, что уже к началу XX в. страна превратилась в великую державу, которая бросила вызов таким крупнейшим государствам, как Россия (русско-японская война 1904-1905 гг.) и США (атака на Пёрл-Хабор в 1941 г. и последующие военные действия). Под лозунгами освобождения народов Азии от «белых варваров» и создания «Великой Восточно-Азиатской сферы процветания» Япония всей своей военной мощью обрушилась на Китай, других соседей и подчинила ряд из них.

Сокрушительное поражение Японии во Второй мировой войне, где она стала первым полигоном боевого применения ядерного оружия, сказалось и на духовном самочувствии народа и присущих ему ценностях. Все, что связано с Западом, особенно США, стало рассматриваться как хорошее и достойное подражания. Переняв политическую систему и экономическую модель евро-атлантического цивилизационного ареала, достигнув впечатляющих технологических успехов, став одной из ведущих экономик мира, заключив оборонительный союз с США, Япония глубже других азиатских стран интегрировалась в «глобальный Запад».

Вместе с тем, наблюдатели отмечают возрождение национального самосознания японцев. Страна отходит от послевоенного, закрепленного в конституции принципа пацифизма, отказывается от положения, когда Силы самообороны Японии (современное название вооруженных сил) могли действовать лишь на территории своего государства, разрабатывает новую военную доктрину, которая может превратить Японию в полноценную военную державу. В целом же Япония стремиться вернуться в круг мировых держав, избавившись от обидного прозвища «политического карлика с большим кошельком».

Индуистская цивилизация принадлежит к древнейшим и

гд с

крупнейшим, индуизм - самая большая в мире национальная религия, приверженцами которой является порядка 800 млн человек. Эта цивилизация по своим корням неагрессивна, но при этом весьма консервативна и устойчива перед лицом других цивилизаций. Недаром говорят «индуистом нельзя стать, им надо родиться».

Индия - стержневое государство одноименной цивилизации - с XVIII по первую половину XX вв. была постепенно колонизирована Британской империей. После многолетней борьбы в 1947 г. страна получила независимость. В XXI в. Индийская Республика достигла больших успехов в экономическом развитии, крепнет ее военная мощь и влияние в мире. По прогнозам демографов, к 2050 г. население Индии станет самым большим в мире и составит более 1 млрд 650 млн человек, опередив по этому показателю КНР. Страна обладает ядерным оружием и в потенциале может претендовать на роль сверхдержавы.

Современная Индия, однако, сталкивается с рядом трудностей внутреннего и внешнего порядка, в том числе с межрелигиозными конфликтами. В стране имеется значительная мусульманская община, в штате Джамма и Кашмир большинство населения составляют приверженцы ислама. Государственная принадлежность этого штата и контроль за ним явились причиной нескольких индо-пакистанских войн. Отношения между Индией и Пакистаном - двумя ядерными державами, представляющими две разные цивилизации - остаются непростыми. Не утихает явное и скрытое соперничество Индии и Китая, являющихся центрами уникальных цивилизаций и культур, претендующих на высокое место в иерархии ведущих государств мира.

В Индии зародился буддизм, ставший основой буддистской цивилизации. Некоторые авторы отказывают буддизму в праве быть базой одной из цивилизаций. Это удивительно, если учесть, что буддизм - древнейшая из мировых религий, ареал его распространения не меньше, чем у некоторых других цивилизаций, очевидны и особенности его культуры и мировосприятия. Буддизм, зародившийся в VI в. до н.э., на пять столетий старше христианства, на двенадцать веков - ислама. Общее число буддистов в мире - порядка 400 млн человек. Смысл непростого буддистского учения сводится к следующему: все, что существует, причинно обусловлено. Именно с этой точки зрения нужно рассматривать Четыре Благородные Истины,

образующие каркас буддизма: 1) Все вокруг есть страдание; 2) Источник страдания - желание; 3) С уничтожением желания уничтожается и страдание (где нет страданий, там есть нирвана; 4) Буддизм - есть путь, который ведет к победе над страданием (к нирване)5.

Основной ареал распространения буддизма - страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланка, Бирма, Лаос, Камбоджа, Бутан, Тибет, Монголия, а также Таиланд, где по конституции страны королем может быть только буддист. Различные направления буддизма укоренились и адаптировались в местные культуры в Китае, Японии, Корее, Вьетнаме, а также в России, где в 1741 г. Указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был признан одной из российских религий. Около 900 тысяч россиян называют себя буддистами, прежде всего в Бурятии, Калмыкии, Туве.

Буддистская цивилизация, в отличие от других, пока не смогла артикулировать себя как один из центров силы и влияния современного мира, нет у нее и стержневого государства. Но у нее есть потенциал для того, чтобы со временем заявить о себе в таком качестве в регионе Индийского и Тихого океанов.

Латиноамериканская цивилизация стала формироваться в постколониальное время. Она вбирает в себя культуру Европы, прежде всего Испании и Португалии, культуру сохранившегося аборигенного населения и культуру африканцев, завезенных сюда колонистами. Эта смешанная европейско-ин-дейско-африканская культура, в сочетании с лингвистическим единством (испанский язык является государственным в 22 странах, португальский - в Бразилии, где проживает треть населения контингента), доминированием одной религии - католицизма, отличает латиноамериканскую цивилизацию и от западной и ее североамериканского и европейского сегментов.

В XIX в. большинство стран Латинской Америки обрели независимость, образовав самое обширное в мире пространство республиканского строя. Длительное время государства региона находилось в сфере влияния США, сейчас эта зависимость заметно ослабела и происходит формирование нового, собственного центра силы. Экономическим, военным, демографическим и ресурсным лидером Латинской Америки является Бразилия. Кроме того, отчетливо заявляют о себе Аргентина,

5 См.: Гийон Э. Философия буддизма. - М., 2004. - С. 22-23.

тд

Мексика, Венесуэла, Куба и другие страны. В целом Латиноамериканская цивилизация обладает большим потенциалом и все самостоятельнее ведет себя на мировой арене.

Африканская цивилизация существует пока в форме умозрительного проекта. На севере и востоке Африканского континента укоренилась исламская цивилизация в ее арабском сегменте. Народы южнее Сахары разрознены, объединены в национальные государства по прежним колониальным границам, здесь сильна не столько государственная, сколько племенная идентификация. Теоретически, на основании расовых, геополитических, экономических признаков, в определенный момент народы Африки могли бы осознать, точнее, сконструировать свое единство. Такие проекты существуют, например, проект Соединенных Штатов Африки. Действует Африканский союз, Панафриканское экономическое сообщество, другие организации, ставящие своей целью подъем африканских стран. Величина территории, количество населения, природные богатства делают теоретическую конструкцию под названием «Африканская цивилизация» весьма внушительной и перспективной. Центром формирующейся африканской цивилизации может стать Южно-Африканская Республика.

Православная цивилизация охватывает население ряда стран Европы и СНГ, православные анклавы присутствуют в большинстве стран мира, эту религию исповедует примерно 220 млн человек. Православное христианство, воспринятое от Византии, в богословско-догматическом и церковно-образовом смысле отличается от католичества и протестантства. В историко-культурном контексте между православной и западной цивилизациями немало общего. Вхождение некоторых государств, где исповедуется православие, в экономические и оборонные структуры евро-атлантической коалиции объективно способствует дальнейшему сближению этих цивилизаций.

Не утихают споры о российской цивилизации. Одни считают ее ядром православной цивилизации, другие - составной частью других цивилизаций, в частности, европейской. Третьи называют ее евразийской цивилизацией. Нет единства представлений и о корнях российской цивилизации, даже на официальном уровне. Так, в Концепции внешней политики Российской Федерации от 2013 г. декларируется (ст. 56), что продвижение к созданию единого экономического и гумани-

тарного пространства от Атлантики до Тихого океана является основной задачей «для России как неотъемлемой, органической части европейской цивилизации» (выделено В.Б). В свою очередь, В.В. Путин считает Россию самостоятельной, уникальной цивилизацией: «Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство... Стержень, скрепляющий ткань этой уникальной цивилизации (выделено В.Б.) - русский народ, русская культура»6.

Представляется, что Россия действительно является самостоятельной цивилизацией. У России и Европы общие древние греко-римские и христианские корни, они выросли из одного цивилизационного древа. Но затем, с разделением в 1054 г. Вселенской Христианской церкви на римско-католическую и восточно-православную, началось взаимное цивилизационное отдаление. И это нарастающее отдаление, начиная с Киевской и затем Московской Руси, послужило водоразделом меду двумя частями Европы и двумя ветвями христианства.

Кроме конфессиональных, заметны существенные различия в культурном коде западной и российской цивилизаций. Западный тип культуры рационален и технологичен, он ратует за правовую организацию жизни, либеральные ценности, индивидуальную свободу. Русская культура испокон веков в своей основе обращалась к духовным аспектам человеческой жизни. Ее редко занимали вопросы политико-юридических прав людей, она искала смысл жизни в возвышенном, стремясь отыскать и сформировать «Русскую идею», которая могла бы лечь в основу универсальной цивилизации. Имея как исторические и культурные сходства, так и различия с западной цивилизацией, Россия в то же время сопричастна к ценностям восточных цивилизаций, среди которых коллективизм, патернализм, этатизм. Располагаясь в Европе и Азии, раскинувшись в центре огромного Евразийского континента, Россия всегда представляла собой «мир миров», особое цивилизационное переплетение культур Запада и Востока.

Российская цивилизация полифонична: она многонациональна, представлена 193 народами; она многоязычна, россияне говорят на 277 языках и диалектах; она многоконфессиональна, кроме 80% православных, здесь живут представители всех мировых религий. От других российскую цивилизацию

6 См.: Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 января.

тд

отличает ряд доминантных факторов, среди них:

• духовно-исторический, что проявляется в особом внутреннем состоянии народа, объединенном русским языком и русской культурой;

• географический и геополитический фактор, имея в виду самое большое в мире государство, значительная часть территории которого находится в суровых климатических условиях, что не могло не сказаться на способах хозяйствования и характере народа;

• политический фактор - необходимость централизованного управления государством, длительное время существовавшая абсолютистская или авторитарная форма правления при неразвитости демократии.

При характеристике цивилизаций нельзя, конечно, не учитывать и ментальный фактор - особенности национального характера, «малопостижимости русской души»7.

На протяжении тысячелетия российской цивилизации приходилось отстаивать свою независимость и самобытность в борьбе с разными народами и цивилизациями. С востока пришлось сдерживать вооруженный натиск степных народов, с Запада - шведских и немецких крестоносцев, а впоследствии и ряда других христианских государств, на юге России противостояли крупные мусульманские державы, только в Турцией наша страна воевала одиннадцать раз. Российское государство - цивилизацию судьба как бы испытывает на прочность. Особенно драматическим в этом отношении был XX век. Четыре революции (1905, февраль-март 1917 г., октябрь 1917 г., 1991 г.), две мировые и ряд локальных войн, унесшие жизни не менее 40 млн россиян, репрессии, постоянная смена «генерального курса» - спрашивается, какой еще народ в состоянии вынести такое историческое напряжение? Тест на стойкость Россия проходит и сейчас, испытывая экономическое, военно-политическое, информационно-психологическое давление коалиции стран западной цивилизации.

Цивилизации так или иначе взаимодействуют между собой, формы этого взаимодействия разные - от конфликтов и столкновений до сотрудничества и партнерства. Столкновение цивилизаций, как показывает всемирная история, может завершиться либо установлением нового равновесия, покорением и

7 Подробнее об этом см.: Буянов B.C. Россия в глобализирующемся мире. М.: Книга и бизнес, 2015. С. 313-315.

уничтожением той или иной цивилизации, либо поглощением Нпр другими, более сильными цивилизациями. К примеру, древние цивилизации Междуречья в первом тысячелетии до н.э. входили в состав Древнеперсидской империи, затем Древнеримской империи, наконец, растворились в мусульманской цивилизации. В сегодняшние дни тоже немало примеров столкновения цивилизаций, особенно на линии разлома, то есть границ между ними. Достаточно вспомнить ситуацию на Ближнем Востоке и в Африке, пограничье между Индией и Пакистаном, на Северном Кипре, напряженность между Западом и Россией.

Сотрудничество и партнерство цивилизаций, понятно, предпочтительнее конфликтов и столкновений меду ними. Ныне эта форма взаимодействия цивилизаций осуществляется как на глобальном уровне, например, при решении проблемы изменения климата на планете, так и на региональном уровне. Наиболее представительной площадкой сотрудничества цивилизаций выступает ООН, уделяющая большое внимание диалогу цивилизаций. В начале нынешнего века Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан писал: «Потребность в диалоге между цивилизациями столь же стара, как и сама цивилизация. Но сегодня эта потребность ощущается острее, чем когда-либо... В XXI веке самыми серьезными угрозами международной безопасности будут культурные, а не экономические или политические проблемы.... Опасения, связанные с неизбежным конфликтом цивилизаций, делают диалог между цивилизациями не просто желательным, но необходимым»8.

Диалог цивилизаций, который представляет собой обмен мнениями между их авторитетными представителями, наиболее интенсивно происходит в духовной сфере. В области культуры диалог цивилизаций развивался на протяжении всей истории, нынешняя мировая культура впитала в себя достижения всех великих цивилизаций прошлого и настоящего. Ци-вилизационный обмен культурными ценностями идет полным ходом, формируется глобальное информационно-культурное пространство, укореняется общепринятые художественные и архитектурные стили. Вместе с тем представители различных цивилизаций выступают против засилья низкопробной «мас-скультуры», за сохранение культурного разнообразия.

Цивилизационной проблематикой занимается все большее

8 Цит. по: Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее: В 2 т. Т.1. М.: Институт экономических стратегий, 2006. С. 64-65.

число зарубежных и отечественных ученых. При этом превалирующей становится точка зрения, что цивилизационный подход к рассмотрению исторического процесса в контексте геополитического взаимодействия не противоречит форма-ционному подходу. У этих двух методов познания социальной действительности угол зрения и предметное поле исследований отличаются. В основу формационного подхода положены социально-экономические отношения, базой цивилизационного подхода выступает духовно-культурная сфера. Но при этом цивилизационный подход не отрицает значения экономики и политики, а также того обстоятельства, что главным действующим лицом в международных отношениях остается государство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Сулейманова Ш.С., Рябова Е.Л. Миграционные процессы и межнациональные межконфессиональные отношения в России: взаимовлияние и роль СМИ // Этно-социум и межнациональная культурам. 2016. № 2 (92). С. 9 - 20.

2. Колесникова Н.А., Рябова Е.Л. Гражданское общество в современной России: Монография. - M.: Этносоциум, 2016. 266 с.

3. Рябова Е.Л. (рецензия на монографию) Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А. Россия в XXI веке: общенациональный ответ на национальный вопрос. M.: Этносоциум,

2015.// Этносоциум и межнациональная культура. 2015. №10 (88). - С. 175 - 179.

4. Рябова Е.Л. Межэтнические конфликты: к вопросу о причинах и путях преодоления // Этносоциум и межнациональная культура. 2012. №1 (43). - С. 10 -15.

5. Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А. Россия в XXI веке: общенациональный ответ на национальный вопрос: Монография. - M.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2009.

6. Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации Том 2. / Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.

Bibliography

1. Suleymanov S.S., Ryabova E.L. Migration processes and ethnic-confessional relations in Russia: interaction and the role of the media // Etnosotsium and international culture.

2016. № 2 (92). P. 9 - 20.

2. Kolesnikova N.A., Ryabova E.L. Civil society in modern Russia: Monograph. - M.: Etnosotsium, 2016. 266 p.

3. Ryabova E.L. (Review) Abdullatipov R.G., Mikhailov V.A. Russia In XXI century: a national response to the national question. M.: Etnosotsium, 2015. // Etnosotsium and international culture. 2015. №10 (88). - p. 175 - 179.

4. Ryabova E.L. Interethnic conflicts: the question about the causes and ways to overcome // Etnosotsium and international culture. 2012. №1 (43). - p. 10 -15.

5. Abdullatipov R.G., Mikhailov V.A. Russia in the XXI century: a national response to the national question: Monograph. - M.: International Publishing Center "Etnosotsium", Moscow. 2009.

6. The Council on International Relations of the President of the Russian Federation, Volume 2. / International Publishing Center «Etnosotsium», Moscow. 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.