Научная статья на тему 'Геополитическое значение Западной Африки для африканского региона'

Геополитическое значение Западной Африки для африканского региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
102
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Западная Африка / стратегия / ресурсы / политика / регион / сотрудничество / африканская политика / West Africa / strategy / resources / policy / region / cooperation / African policy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дау М.Л.

Резюме. Настоящая статья посвящена проводится подробный анализ геостратегической роли Западной Африки, которая является важным регионом для африканского континента. Регион, который постоянно находится в движении, в политических и экономических изменениях и на пути к прочной и реалистичной интеграции. У Африки, богатой природными ресурсами и экспоненциальной демографией, есть все, чтобы добиться успеха. И все же континент изо всех сил пытается занять свое место в глобализации. В работе анализируются основные задачи взаимодействия вопросов между державами и развивающимися странами применительно к данному региону. Этот регион всегда был предметом соперничества между Востоком и Западом и прерогативой бывших колониальных держав. Сегодня он стал добычей развивающихся стран, в первую очередь Китая и Индии. В центре планетарной «большой игры» регион представляет собой шахматную доску многогранной борьбы за влияние... Западная Африка, долгое время остававшаяся вне глобализации, с ее 16 суверенными государствами привлекает к себе новый стратегический интерес. Автор подробно описывает разные типы стратегий влияния разных держав. Западная стратегия, основанная на «мягкой силе». Китай основан на прагматизме «Китай-Африка». Новая стратегическая динамика Западной Африки — это интрига, которая может спровоцировать очень серьезное соперничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geopolitical significance of the West African Region

This article is devoted to a detailed analysis of the geostrategic role of West Africa, which is an important region for the African continent. A region that is constantly on the move, in political and economic changes and on the way to a strong and realistic integration. Rich in natural resources and exponential demographics, Africa has what it takes to succeed. Yet the continent is struggling to take its place in globalization. The paper analyzes the main tasks of the interaction of issues between powers and developing countries in relation to this region. This region has always been the subject of rivalry between East and West and the prerogative of the former colonial powers. Today, it has become the prey of developing countries, primarily China and India. At the center of the planetary “Great Game”, the region is a chessboard of multifaceted struggle for influence... West Africa, which has long remained outside of globalization, with its 16 sovereign states, is attracting new strategic interest. The author describes in detail the different types of influence strategies of different powers. Western strategy based on “soft power”. China is based on China-Africa pragmatism. The new strategic dynamics of West Africa is an intrigue that could provoke a very serious rivalry.

Текст научной работы на тему «Геополитическое значение Западной Африки для африканского региона»

Дау М.Л.

Аспирант Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет».

Геополитическое значение Западной Африки для африканского региона

Ввефдение

В настоящее время Западная Африка привлекает промышленные державы, а также развивающиеся державы. Этот регион имеет очень большой запас природных ресурсов и экспоненциальную демографию, но не успевает развиваться в этом XXI веке. Этот регион имеет очень многочисленные ресурсы. Это абсолютно основной экономический актив на международной области. Он завоевывает большую часть резервов трех основных типов сырья, которые являются плодородной землей, необходимыми для сельского хозяйства, минералов и энергий. Таким образом, богатство его недр имеет стратегическое значение для развития, процветания и даже защиты от возможной нехватки. Обилие его плодородной земли, недооцениваемой, не является исключением из похоти крупных промышленных групп или даже из зарубежных стран. В последние годы тревожный феномен захвата земли вырос, часто в ущерб семейному сельскому хозяйству, повышая опасения по поводу риска несправедливости, конфликтов и насилия в отношении крестьянских общин и в долгосрочной перспективе из -за политических рисков, из -за Дестабилизация социальной ткани, которая может быть результатом этого. В частности, из -за его минерального богатства (30% запасов, найденных в нефти и 30% запасов природного газа Африки)1. Западная Африка давно ограбила иностранные державы. Игровая площадка колониальных держав до середины 20 -го века, этот регион сегодня более чем, когда -либо лежит в основе суровых сражений контроля и влияния, между традиционными державами, которые теряют появляющиеся ноги и страны, которые стремятся к сближению. Эта стратегия является серьезной проблемой в отношениях между Западной Африкой и международными державами.

Не отрицая динамизма его экономики, предстоит еще решить многие

1 https://www.jeuneafrique.com/558249/economie/lafrique-de-louest-detient-le-tiers-des-reserves-de-

petrole-et-de-gaz-du-continent/

проблемы, начиная со слабости Штатов, которая оправдывает любую алчность к иностранцам. После того, как Африка была ставкой в соперничестве между Востоком и Западом и прерогативой бывших колониальных держав, теперь она стала добычей развивающихся государств, во главе которых стоят Китай и Индия. В центре планетарной «большой игры» регион представляет собой шахматную доску многогранной борьбы за влияние...

Западная Африка и ее 16 суверенных государств, долгое время остававшиеся вне глобализации, вызывают новый стратегический интерес. Развитие Западной Африки, безусловно, остается очень неравномерным и значительно отличается от одной страны к другой. Но за разнообразием и географическим положением, межэтническим насилием и вызовами безопасности перед континентом маячит общая судьба, которую во многом вершат его международные партнеры.

1. Стратегические ресурсы Западной Африки

Западная Африка производит более 27% добычи железной руды в Африке, а самые богатые месторождения железа (более 65%) находятся в Гвинее и Либерии [1]. Многие страны являются производителями очень высокопробного золота (Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Гана, Мали и др.). Более 34% марганца, производимого в Африке, поступает из Западной Африки [2]. Что касается нефти, то в нескольких странах разрабатываются значительные запасы, включая Нигерию с примерно 2,25 миллионами баррелей в день, Гану с 120 000 баррелей в день [3]. Другие природные ресурсы, такие как алмазы, находятся в Либерии, Сьерра-Леоне и т. д.; природный газ находится в Кот-д'Ивуаре, Гане, Нигере и Нигерии. Сенегал и Того производят фосфаты, в то время как в других странах есть уголь, известняк, мрамор, платина и циркон. Недра Гвинеи скрывают крупнейшие в мире запасы бокситов, оцениваемые в 40 миллиардов тонн, и более 20 миллиардов тонн железной руды, алмазов, золота и неопределенного количества урана2. У Нигера одни из крупнейших запасов урана в Африке, которые оцениваются в 243 000 тонн в 2007 году, опережая запасы Намибии (176 000 тонн)3.

Из-за всего этого богатства ресурсов в настоящее время Западная Африка приобретает все большее значение на мировой политической, стратегической и экономической шахматной доске. Таким образом, гонка капиталистических стран за природные ресурсы Африки облекается в определенный дискурс, исходящий из влиятельных кругов господствую-

2 https://www.invest.gov.gn/page/le-cabinet?onglet=conseiller-en-charge-des-partenariats-publics-prives

3 https://www.jeuneafrique.com/558249/economie/lafrique-de-louest-detient-le-tiers-des-reserves-de-pe trole-et-de-gaz-du-continent/

щей системы, пытающейся продать идею «развивающейся Африки». Еженедельник «The Economist», один из самых влиятельных представителей неолиберальной идеологии, особенно отличился в этом отношении, разместив на первой полосе статью «Восстание Африки » [4]. Действительно, в этих кругах капитализма в глубоком кризисе некоторые думают, что Африка, точнее ее западная часть, стала новым рубежом капиталистической глобализации и что она держит ключи к «выходу из кризиса». Во время своего визита в штаб-квартиру Африканского союза в Аддис-Абебе в январе 2014 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил: «С потенциалом, данным ей ее ресурсами, с ее способностью к экономическому росту, Африка сегодня является континентом, который несет надежды мира » [5]. Эту точку зрения, по-видимому, разделяет президент Соединенных Штатов, который также считает, что в Африке находится ключ к выводу капитализма из кризиса. Именно по этой причине, среди прочего, Барак Обама организовал в августе 2014 года в Вашингтоне первый саммит Африка/США на уровне глав государств и правительств4. На этом историческом во многих отношениях саммите Соединенные Штаты обязались инвестировать в Африку 33 миллиарда долларов в течение следующих пяти лет. Но большая часть этой суммы поступит из частного сектора, а из государственных средств — менее 10 миллиардов долларов. Достаточно сказать, что реальной целью этого саммита было создание условий для североамериканских транснациональных корпораций, чтобы они приступили к завоеванию природных ресурсов африканского континента5.

Таким образом, Западная Африка стала бы новым рубежом капиталистической глобализации, чьи ресурсы должны быть использованы для вывода капитализма из нынешнего системного кризиса, без сомнения, в ущерб африканским народам!

Именно в этом глобальном контексте западные страны поместили новые формы вмешательства для монополизации ресурсов Западной Африки. Это новые формы вмешательства для контроля над ресурсами. Для маскировки своей политики, направленной на захват природных ресурсов западноафриканского региона, империализм прибегает к интервенциям с «гуманитарными» целями или имеющими оправдание «борьбой с терроризмом» или продвижением агробизнеса6.

4 Cope J.A. International Military Education and Training An Assessment. Washington, DC: National Defense University, 1995. 71 c.

5 https://www.jeuneafrique.com/558249/economie/lafrique-de-louest-detient-le-tiers-des-reserves-de-petrole-et-de-gaz-du-continent/

6 Banque Africaine de développement / La jeunesse, moteur de développement de l'Afrique / Groupe de la Banque Africaine de Développement Stratégie du Groupe de la Banque pour l'emploi des jeunes en Afrique 2016-2025. 2018. P. 66.

2. Политика Франции в Африке

В политику Франции по отношению к Западной Африке вмешивается множество факторов; они включают, в частности, культурные, геополитические и гуманитарные интересы, а также экономические, горнодобывающие и нефтяные интересы или даже поддержку фирм, ищущих участки для разработки полезных ископаемых.

Страх перед хаосом и желание предотвратить конфликты, политика защиты франкофонии, клиентелизм, создание сетей, ведущих к финансированию французских политических партий, или голоса франкоязычных стран в Организации Объединенных Наций настолько много объяснений политического веса Франции в африканских странах. Франция оказалась перед дилеммой между вмешательством во внутренние дела западноафриканских государств и равнодушием.

Сети «Франсафрик» сегодня не одобряются населением региона. Что касается методов вмешательства, Франция более подозрительна [6]. Она опирается на региональную поддержку (Африканский союз (АС), Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) и международную поддержку (Европейский союз (ЕС); Организация Объединенных Наций)7. Во всех своих выступлениях он ссылается на позиции Африканского союза, субрегиональных организаций и Совета Безопасности. Франция также настаивает в своих выступлениях на принципах верховенства права и демократического управления.

С военной точки зрения ссылки на соглашения об обороне, как это было в сентябре 2002 года в Кот-д'Ивуаре, и на реформу соглашения о военно-техническом сотрудничестве (сокращение числа гуманитарных работников, военных стажеров из западно-африканцев, переход от сотрудничества присутствием к сотрудничеству по проектам). Благодаря программе Рекамп (Создание потенциала для мира в Африке) французская политика безопасности в регионе теперь принимает во внимание поддержание мира и безопасности в регионе [7].

Детерминанты политики Франции в отношении Африки, безусловно, больше не связаны политическими или экономическими отношениями власти, которые некоторые назвали бы «неоколониальными». Партнерский характер этой политики кажется необратимым, и у Франции больше нет ни возможностей, ни амбиций «контролировать» Африку. Однако нельзя исключать риск того, что эта политика в конечном счете будет руководствоваться новыми интересами, имеющими мало отно-

7 https://www.senat.fr/rap/r05-450/r05-450_mono.html

шения к реальным потребностям Африки, такими как исключительное стремление контролировать иммиграционные потоки во Францию или продемонстрировать, прежде всего, гуманитарную помощь, которая не допускает реального экономического развития. Африканский приоритет Франции можно судить только по финансовым средствам, на данный момент, в очень ограниченном бюджете, которые были выделены для его поддержки и реализации. Франция должна теперь также учитывать наличие в Африке новых государственных партнеров/конкурентов (Китай) и негосударственных (крупные американские фонды), которые, если она не будет осторожна, могут в конечном итоге поставить под угрозу сохранность его влияния.

3. Возвращение Китая в Западную Африку

Стратегия Китая в Западной Африке сравнима с цитатой Сунь-Цзы в его основополагающем трактате «Искусство войны»: «Покорение врага силой не является вершиной искусства войны, вершина этого искусства состоит в том, чтобы покорить врага, не теряя ни единого шанса». одна капля крови». Этот принцип, установленный древним китайским мыслителем, до сих пор лежит в основе стратегий влияния Пекина.

Китайское присутствие в Африке давно, но с начала 2000-х годов мы наблюдаем во всех странах поразительный рост китайско-африканских отношений. После анализа подъема Китая и его проблем отношения этой страны с Африкой могут интерпретироваться по-разному. Китайское вторжение в Африку беспокоит и восхищает. Китай, который одни осуждают как препятствие для развития Африки, другие представляют, как предлагающий альтернативную модель. В 2006 году она была ведущим коммерческим поставщиком в странах Африки к югу от Сахары, занимая более 10% рынка8.

Три основные характеристики китайской стратегии в Африке — это поставка сырья, поиск политической поддержки со стороны африканских стран в международных организациях и доступ к африканским рынкам в качестве новых рынков сбыта для китайской продукции, как это было в случае Мали и Бенина. Африка, безусловно, является скромным партнером Китая, но ее вес во внешней торговле Китая (3,5%) больше, чем в мировой торговле [8].

В 2010 году Китай впервые обогнал США и стал крупнейшим двусторонним торговым партнером Африки с долей около одной седьмой от

8 Mathilde D.W.S. La présence chinoise en Afrique de l'Ouest: le cas du Mali et du Bénin //Agence française de développement, 2008. P. 49.

общего объема [9]. Торговля между Китаем и Западной Африкой осуществляется по схеме «Юг-Юг», но ее структура аналогична торговле Север-Юг: Китай импортирует природные ресурсы (нефть и полезные ископаемые) и экспортирует промышленные товары.

Именно в этом контексте широко представлены крупные нефтяные компании CNPC, CNOOC и SINOPEC. В июне 2008 г. китайская группа CNPC заключила контракт с Нигером на нефтяные месторождения Агадем и строительство нефтеперерабатывающего завода, а также нефтепровода протяженностью 2000 км [10]. В 2006 году CNOOC заключила контракт на приобретение 45% морского месторождения Акпо за 2,3 миллиарда долларов в Нигерии, а также на приобретение 6 миллиардов баррелей на сумму, достигающую пятидесяти миллиардов долларов, ориентируясь на перспективный рынок Ганы9. В декабре 2009 года Китайский банк развития снова обязался предоставить Ганской национальной нефтяной компании ссуду в размере четырех миллиардов долларов для оплаты инфраструктуры месторождения Юбилей (оценивается в 1,8 миллиарда баррелей)10. Китай также заинтересован в уране из Нигера (10% мирового производства урана) через "China Nuclear International Uranium Corporation"11. Развитие атомной энергетики в Китае связано с растущим спросом на энергию. Это лишь несколько примеров растущего присутствия китайских компаний в Африке, которые позиционируют себя, в частности, на Западе. Сегодня более 130 000 китайцев будут расселены в Африке, особенно в Нигерии или в Гвинейской Республике [11].

Африканская политика КНР также является частью более широкой стратегии обхода или ослабления западных или ассимилированных держав, и в основном США, в международной ситуации, описываемой в Пекине как «сложная», то есть, расшифровывая официальную терминологию, неблагоприятная китайским интересам [12]. Таким образом, диалог «Юг-Юг», за который выступает КНР, всегда отсылает к «третьему миру» 1960-х г., дискурсу, который тем более эффективен, что основан на долголетии африканских элит. Играя на этом элементе, Китай, развивающаяся держава, может также сохранить свой статус представителя развивающихся стран, даже если в действительности, особенно в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), их интересы сильно расходятся. В этом контексте африканская политика Китая хочет отличиться официальным акцентом на «уважении интересов африканских стран» в отличие от традиционной не-

9 https://inis.iaea.org/collection/NCLCollectionStore/_Public/51/004/51004234.pdf

10 https://www.reuters.com/article/ozabs-ghana-oil-china-20091209-idAFJOE5B802U20091209

11 https://core.ac.uk/download/pdf/43540966.pdf

околониалистской модели. В Белой книге Китая по политике в отношении Африки, впервые опубликованной в Пекине в январе 2006 года, говорится: «Китай работает над установлением и развитием нового типа стратегического партнерства, отмеченного равенством и взаимным доверием в политике, сотрудничеством в духе взаимовыгодной экономики»12. Эта позиция восходит к общим принципам мирного сосуществования, которые остаются актуальными для Пекина, и выражается почти в тех же терминах, что и в декларации, опубликованной во время визита Цзян Цзэминя в 1996 г., к руководителям-основателям Форума китайско-африканского сотрудничества (Форум китайско-африканского сотрудничества) в 2000 г.13. Для КНР это вопрос развития обменов, увеличения числа визитов на высоком уровне, подчеркивающих важность Африки, увеличения помощи «без политических условий», подталкивания международного сообщества к увеличению его поддержки и защиты роли Африка на международной арене.

Эта стратегия особенно касается государств, маргинализированных решительными странами, которым Китай предлагает стратегическое партнерство, основанное на тщательном уважении невмешательства, отказе от любой моральной легитимности со стороны Запада и продвижении концепции специфики ценностей, противостоящей универсализм решающих принципов. Таким образом, Пекин осуждает любое вмешательство в дела Африки. В китайском дискурсе эта стратегия выражается в защите «более справедливого» экономического и политического порядка, что имеет неоспоримый отголосок на черном континенте14. И здесь Китай снова выступает в качестве модели, даже лидера, играя на своей специфике как «величайшей развивающейся державы мира» — позицию, которую никто не может оспаривать. Из этих элементов возникает реальная модель, которую Пекин пытается навязать в прямом противоречии с японскими моделями сотрудничества и помощи в целях развития. В отношении африканских стран КНР выдвигает собственную модель развития, основанную на желаемой развязке между экономическим развитием и политическими реформами в стратегии выживания режимов независимо от направления и отказе от вмешательства нового для меня «империализма». Китай подчеркивает свою «эффективность» [13].

Что касается военного сотрудничества, Китай построил заводы по производству боеприпасов и стрелкового оружия в Западной Африке и Мали. Китай поставляет вертолеты в Мали и Гану, легкую артиллерию

12 https://www.defesanet.com.br/africa/noticia/17932/Sino-U-S--Energy-Competition-in-Africa

13 http://www.netoskop.ru/theme/2001/06/21/2662.html

14 Xiong G. China's Defense Policy and Sino-African Relations //International Strategic Studies. 1997. № 3.

и бронетехнику почти во все страны региона, а также военные грузовики, обмундирование, средства связи... и велосипеды, тем самым демонстрируя соответствие между китайским предложением и потребностями местного населения вооруженные силы [14]. КНР также предлагает многим странам Западной Африки важные программы обучения персонала в Китае для офицеров, которые проходят обучение там в течение нескольких месяцев, или на местах с китайскими инструкторами. Китайское присутствие в Западной Африке, похоже, усиливается. Китай стремится заполнить пустоту, образовавшуюся в результате ухода западных держав из районов, подверженных риску, или из-за распада государства. Так обстоит дело в Сьерра-Леоне, где также растет китайское присутствие. В 2005 году китайский экспорт в Африку составил 15,25 млрд долларов, а импорт — 16,92 млрд долларов [15]. Помимо торговли, Африка представляется привилегированной целью для китайских инвестиций, своеобразным плацдармом в стратегии глобализации крупных китайских компаний, поощряемой властями: в 2004 г. Ху Цзиньтао заявил, что глобализация является приоритетной осью для китайской экономики. Африка представляет особенно благоприятную ситуацию для китайских инвестиций и компаний: очень часто они сталкиваются с лишь ограниченной конкуренцией из-за недовольства Запада после окончания холодной войны.

Затраты китайских компаний и тот факт, что Пекин отдает предпочтение «пустым» районам, где безопасность как инвестиций, так и людей плохо обеспечена, значительно облегчают китайское наступление. Китай идет на риск, который крупные западные компании не могут себе позволить. В Мали китайская компания Sinopec провела геологоразведочные работы без какой-либо уверенности в значимости результатов. В этой стране, и особенно в странах вокруг Гвинейского залива, Китай расширил свое присутствие за счет развития добычи нефти, занимая второе место среди импортеров после США15. Что касается горнодобывающей продукции, то китайские компании особенно представлены в бокситовом и алюминиевом секторе Гвинейской Республики вместе с Горнодобывающей корпорацией цветных металлов, еще одной крупной государственной компанией, и (Китайская алюминиевая компания).

Поэтому китайская стратегия в Африке особенно динамична и открыто играет на принципе «невмешательства», который противостоит выбору западных держав или Японии. Однако эта стратегия может оказаться неустойчивой в долгосрочной перспективе. Открытая поддержка

15 https://theses.ha1.science/te1-03123793/document

Западом некоторых так называемых диктаторских режимов ставит КНР в противоречие со всем мировым сообществом.

Таким образом, на экономическом уровне КНР предстает реальным конкурентом в областях, которые традиционно являются прерогативой бывших колониальных держав. Наступление КНР также вызывает обеспокоенность у некоторых западноафриканских партнеров. Бум китайского экспорта в этот регион сильно дестабилизировал местную экономику. Поэтому Западная Африка иногда кажется огромным полем эксплуатации для китайской державы, которая осуществляет глобализацию на своих условиях. Помимо юридических обменов, китайские интересы, похоже, связаны с многочисленной торговлей древесиной, рыболовством, слоновой костью или алмазами. Китай также является основным поставщиком пиратских товаров в виде текстиля, электрооборудования или, что более опасно, лекарств, а Африка составляет основной рынок в этой области из-за «кустарного» характера цепей распределения или, наконец, запасных частей для автомобилей16. КНР полностью участвует в местных коррупционных сетях, что позволяет ей уклоняться от таможенных пошлин, официально взимаемых с импорта, как в Сенегале. Каналы нелегальной иммиграции выходцев из Китая также были созданы в направлении Европы в Мавритании и Нигере [16]. Многие инвестиции с сомнительной доходностью в отели, казино или рестораны, особенно в Мавритании, Гане или Сьерра-Леоне, по-видимому, свидетельствуют о быстром развитии операций по отмыванию денег на африканском континенте. Африка укрепляет Пекин в неоспоримом ощущении мощи и эффективности. И Китай тоже может польстить некоторым странам, например, согласившись на запуск первого нигерийского спутника. Китайские аналитики быстро описывают отношения как проблемные, поскольку африканский партнер менее открыт для интересов КНР17.

Однако недовольство выразил ряд африканских партнеров Пекина. В Дакаре демонстрации против «вторжения» китайских торговцев организовала Торгово-промышленная палата — демонстрации, запрещенные властями. Китай предстает в Африке по сути хищником, согласно модели, реализованной вчера колониальными державами18. Стратегия Пекина, которая позволяет наиболее сомнительным режимам в регионе восстанавливать экономику рантье, основанную на массовой эксплуатации природных ресурсов, без какой-либо реальной передачи богатства

16 https://ires.ma/sites/default/files/docs_publications/Rapport-Strategique-IRES_2018_Version-Francaise_0.pdf

17 https://atalayar.com/fr/content/linde-et-la-chine-se-disputent-au-nigeria-limportant-march%C3%A9-spatial-africain

18 http://cd.china-embassy.gov.cn/fra/sghd/202111А20211126_10453898.htm

или ноу-хау местному населению, делает менее эффективным возможное давление, оказываемое на добиться улучшения управления и демократизации действующих режимов19. Все более значительное китайское присутствие в Африке во всех областях также ограничивает интеграцию Китая в международную систему держав после окончания холодной войны.

4. Политика США в Африке

Фраза о том, что «Африка — скорее европейская проблема, чем американская», сегодня менее актуальна. Прямые связи устарели, особенно у афроамериканцев в Либерии. В период холодной войны политика была в основном антисоветской. С 11 сентября 2001 г. политика сверхдержавы активизировалась и продолжается по трем приоритетам: борьба с терроризмом и подкрепление стратегии сдерживания исламизма программой военной помощи; укрепление нефтяных обменов и инвестиций (американский импорт из Африки должен увеличиться с 17% в 2008 г. до 25% в 2020 г.), особенное присутствие американских фирм в странах Сахеля и Гвинейского залива; наконец, развитие торговли и помощи на основе либерализма [17]. Соединенные Штаты полагаются на ключевые штаты, обладающие регулирующей способностью. Они также ищут ответы на так называемые асимметричные риски, представленные внутригосударственными конфликтами, несостоятельными государствами и их ролью торговцев людьми, террористов, против которых недостаточно технологического превосходства. Они также стремятся обеспечить безопасность нефтяных месторождений и судоходных путей. При этом они развивают демократию и рынок, опираясь на гражданских лиц в сочетании с военными (цивилизация) и проводят превентивную оборону, формируя (формируя) окружающую среду путем распространения американских норм, ценностей и стандартов [18].

Закон о росте и возможностях Африки (АвОА) планирует способствовать ограниченной в настоящее время торговле между Африкой и Соединенными Штатами [19]. Эта инициатива в основном касается нефти и, в меньшей степени, текстиля. Тридцать шесть африканских стран официально имеют право на получение помощи в соответствии с несколькими критериями: они должны постоянно продвигаться к рыночной экономике, уважать закон и свободу торговли и проводить политику по сокращению бедности и защите прав человека. Соединенные Штаты усилили свои евангельские акции через частных лиц, а также свое военное и дипломатическое присутствие.

19 https://theses.ha1. science/te1-01086483/document

Заключение

С момента обретения независимости до наших дней Западная Африка по-прежнему в значительной степени зависит от помощи и по-прежнему специализируется на сырьевых продуктах. Нынешний глобальный контекст сильно изменился, и регион значительно расширил круг своих партнеров. Новые вызовы многочисленны.

Вопрос политический. Вопросы надлежащего управления и соблюдения прав человека, а также социальных и экологических стандартов стали приоритетными. Они рискуют быть поставленными под сомнение приходом новых партнеров, мало учитывающих эти приоритеты, и ролью этой недобросовестной конкуренции, оправдывающей возврат к старым практикам.

Вопрос экономический. Остается вопрос, будет ли осуществляться передача соответствующих технологий и перемещение производственных единиц в Западную Африку, в частности, для проникновения на рынки Северной Америки и Европы.

Наконец, Вопрос геополитический. Многие глобальные проблемы, такие как изменение климата, нестабильность рынка, эпидемиологические риски и терроризм, затрагивают регион.

Отношения между западно-африканскими странами и новыми партнерами меняют соотношение сил и союзнические игры в международной архитектуре.

Список литературы / Bibliography

1. Serge L. Les gisements de minerai de fer d'Afrique noire occidentale (Libéria , Sierra Leone, Guinée) // Les Cahiers d'Outre-Mer. - M.: Наука, 1969. P. 75-87.

2. Perseil E.A. Evolution minéralogique du manganèse dans trois gisements d'Afrique de l'Ouest //Muséum d'Histoire Naturelle. 1978. P. 17.

3. Demba M.D. Ressources de l'Afrique et stratégies d'exploitation // La Pensée. 2015. № 381. P. 29 à 46.

4. Serge A. Les paradigmes du « Néolibéralisme » // Cahiers philosophiques. 2013. № 133. P. 21-40.

5. Demba M.D. Le Sommet Afrique/États-Unis : pour le contrôle des ressources africaines // Le Quotidien. 2014. P. 6.

6. Philippe H. Où en est-on de la « Françafrique » ? // Revue internationale et stratégique. 2010. № 77. P. 163 à 168.

7. Cottereau. G. Une Licorne en Côte d'Ivoire au service de la paix. Avant Marcoussis et jusqu'à la réconciliation ? // Annuaire Français de Droit International. 2003б № 49. P. 176-206.

8. Chaponnière J.R. L'aide chinoise à l'Afrique : origines, modalités et enjeux // L'Économie politique. 2008. № 38. P. 7-28.

9. Jacquemot P. Le temps de la Chine en Afrique: Enjeux et réalités au sud du Sahara //Le temps de la Chine en Afrique. 2012. P. 7-13.

10. Tanguy S.S. La Chine et les grandes puissances en Afrique //Une approche géostratégique et géoéconomique. 2011. P. 25-73.

11. Valérie N.C. La stratégie africaine de la Chine //Politique étrangère. 2006. P. 361-374.

12. Niquet V. Profit and Prejudice: China in Africa // China News Analysis. 1996. № 1574. P. 72-75.

13. Valérie N.C. La stratégie africaine de la Chine // Politique étrangère. 2006. № 2. P. 361-374.

14. Lafarge F. La Chine et l'Afrique //Perspectives chinoises. 2005. № 90. P. 88-94.

15. Hilsum L. We love China // Granta, The View of Africa. 2005. № 92. P. 12-17.

16. Françoise M. Du capital économique au capital hégémonique // Fragments d'une guerre inachevée. 2013. P. 319-447.

17. Yale H.F. La théorie internationale face au 11 septembre et ses conséquences. Perspectives libérales et critiques // Études internationales. 2004. № 4. P. 623-639.

18. Éric B. La guerre économique, forme moderne de la guerre ? // Revue Française de Socio-Économie. 2011. № 8. P. 167-186.

19. Omorou Z.T. Les relations commerciales États-Unis / Afrique subsaharienne sous l'African Growth and Opportunity Act // québécoise de droit international. 2009. № 2. P. 81-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.