ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
10 (43) - 2009
геополитическое противостояние за обладание углеводородными ресурсами между сша, кнр и индией
а. т. джиоев,
кандидат экономических наук,
старший научный сотрудник Института СшА и Канады РАН
а. в. Дмитриев,
член Вольного экономического общества России Московский экономико-финансовый институт
Определяющие факторы мирового энергетического рынка. Прогнозы развития мирового энергетического рынка представляют значительный интерес с точки зрения формирования макроэкономической политики и геополитических союзов, соответствующих условиям будущего развития. Важными факторами, влияющими на изменение прогнозных трендов, являются рост технологической эффективности добычи, переработки и потребления энергоносителей, динамика мировых цен на энергетическое сырье, эффективность транспортировки основных энергоресурсов к конечному потребителю и структура потребления энергии в экономике страны.
Определяющим критерием тенденций мирового рынка энергоносителей являются мировой спрос на нефть и ее предложение. Спрос на нефть определяется, прежде всего, темпами роста мировой экономики, а также рядом других факторов, к числу которых относятся структурные характеристики спроса на нефть, энергоемкость и нефтеемкость экономики, климатические (погодные) условия, уровень эффективности энергосберегающих технологий и относительная конкурентоспособность других видов топлива. Предложение нефти на мировом рынке определяется мировым спросом, геолого-технологическими факторами, структурными характеристиками мирового производства и экспорта нефти, политикой нефтедобывающих государств, а также рядом других факторов, включая военно-политические конфликты, техногенные и природные катаклизмы и другие чрезвычайные события в районах добычи нефти и на маршрутах ее транспортировки. Мировые цены на нефть, фор-
мируясь под воздействием мирового спроса и предложения, оказывают обратное воздействие — как на глобальный спрос, так и на предложение нефти. Чрезвычайно высокие цены на нефть сдерживают экономический рост и увеличение спроса. При этом также стимулируется замещение нефти другими видами топлива. Одновременно с этим высокие цены стимулируют увеличение производства нефти в регионах с относительно высокими издержками добычи. В результате такого ограничения спроса и расширения предложения создаются предпосылки для снижения мировых цен на нефть. При низких ценах на нефть, наоборот, стимулируется спрос и сокращается предложение.
Основными потребителями нефти являются страны ОЭСР, среди которых США — бесспорный лидер, на долю которого приходится около четверти от мирового потребления нефти (20,8 млн барр. /сут.). На Европейские страны приходится около 20 % (14,1 млн барр. /сут.), и на страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 11 % (8,7 млн барр. /сут.). Самые высокие темпы роста потребления отмечены в Китае, Индии, Южной Корее, Таиланде и Индонезии.
Транспорт и промышленность — основные секторы экономики, определяющие спрос на нефть. На транспортный сектор, где в настоящее время нет альтернативных видов топлива, которые могли бы широко конкурировать с нефтью, придется около 60 % прогнозируемого увеличения потребления нефти, на промышленный сектор — большая часть остального увеличения. В значительной степени устойчивое увеличение мирового потребления нефти произойдет за счет развивающихся экономик
Китая и Индии, где наблюдается высокий экономический рост.
Уровень потребления в странах — импортерах нефти будет увеличиваться; так, Китай планирует рост ее потребления в среднем на 5,8 % в год на период до 2015 г. Индийская экономика будет показывать увеличение уровня потребления нефти в среднем на 4,3 % в год. В странах с развитой экономикой темпы роста потребления в год составят: США — 1,3 %; Япония — 0,4; Южная Корея — 2,1; ЕС — 0,7 %.
Также будет расти спрос на энергоносители и в других странах с формирующейся экономикой, поскольку развитие экономик этих стран и повышение уровня жизни будут вести к увеличению автомобильного парка, повышению расхода энергии в промышленности и других сферах экономики.
По прогнозам специалистов, нефть по-прежнему останется основным источником энергии, а ее доля в мировом энергопотреблении снизится незначительно—до 37,8 % к 2025 г. Наиболее заметные изменения в структуре мирового энергопотребления, в прогнозе Международного агентства по энергетике МАЭ (1ЕА), связаны с увеличением доли природного газа с 23,1 до 25,1 % и сокращением доли ядерного топлива с 6,5 до 5,3 %.
Нефтегазовый сектор США. Соединенные Штаты Америки — самый большой в мире производитель, потребитель и импортер энергии. По разведанным запасам нефти США являются одиннадцатыми в мире, шестыми — в природном газе, и первыми — в угле.
Согласно годовому отчету Министерства энергетики США ^ОЕ/Е1А) американские запасы нефти и природного газа на декабрь 2008 г. равны 21,7 млрд барр. Более 80 % этих запасов, включая береговые и офшорные, сконцентрированы в четырех штатах: Техас — 22 % от полных американских нефтяных запасов; Луизиана — 20 %; Аляска — 20 %; Калифорния — 18 %.
Добыча сырой нефти в США, которая уменьшилась после резкого падения цен на нефть в конце 1985 — начале 1986 гг. и выровнялась к середине 1990 г., начала падать снова — после критического снижения цен на нефть в конце 1997 г. и начале 1998 г. В течение 2008 г., Соединенные Штаты добывали приблизительно 5,93 млн барр. нефти в сутки, что сравнимо с уровнем добычи нефти, зарегистрированным в США 50 лет назад.
В США более чем 500 000 нефтяных скважин, большинство из которых считается «истощившимися», так как производят только по несколько баррелей нефти в сутки. За последние годы главными нефтедобывающими районами были крупные
месторождения Мексиканского залива (1,5 млн барр./сут.), береговая линия Техаса (1,1 млн барр./ сут.), Северная Часть Аляски (886 ООО барр. /сут.), Калифорния (656 ООО барр. /сут.), береговая линия Луизианы (228 ООО барр. /сут.), Нью-Мексико (176 ООО барр. /сут.), Оклахома (171 ООО барр. /сут.) и Вайоминг (141 ООО барр. /сут.).
Министерство энергетики США ожидает, что производство нефти в 2ОО9 г. уменьшится на 34О ООО барр. /сут. по сравнению с уровнем добычи в 2ОО8 г. Большая часть сокращения производства нефти в Мексиканском заливе в 2ОО7—2ОО8 гг. и начале 2ОО9 г. была вызвана последствиями прошедших ураганов. В среднем, потери от ураганов оцениваются почти в 5О—6О млн барр. нефти и 3ОО—39О млрд куб. футов природного газа.
Сокращение берегового производства, особенно в Техасе, стало наблюдаться за последние годы, в то время как в офшорной зоне (главным образом в Мексиканском заливе) производство повышалось. К концу 2ОО6 г. начали работу платформы Mars, Mad Dog, Ursa, Thunder Horse и Nakika, доля которых составляет приблизительно 12 % всей добытой нефти в США.
В последние годы две трети добытой нефти в Мексиканском Заливе приходится на глубоководные платформы. Самые крупные месторождения: «Atlantis» — 15О ООО барр. /сут., «Thunder Horse» — 25О ООО барр. /сут., «Nakika» — 11О ООО барр. /сут. Для транспортировки нефти с данных месторождений строится глубоководный трубопровод, расчетной пропускной способностью 1 млн барр. /сут. Добыча с остальных месторождений варьируется в пределах 1О ООО — 8О ООО барр. /сут.
Производство нефти на Аляске, как ожидается, продолжит свое устойчивое снижение — начиная с пиковой добычи нефти в 2,О2 млн барр. /сут. в 1988 г. В среднем, производство нефти с нефтегазоносной провинции сократилось до 872 ООО барр./сут. в 2ОО6 г. Около 4ОО ООО барр. /сут. нефтяной продукции Аляски добывается с гигантского месторождения «Prudhoe Bay» и транспортируется через трубопровод «Аляска». Месторождение нефти, известное как «Alpine» представляет одно из наиболее богатых североамериканских береговых нефтяных открытий 21 века, производя приблизительно 65 ООО барр. /сут. высококачественной легкой сырой нефти в 2ОО6 г. Увеличение добычи нефти с «Alpine» в 2ОО6 г. было поддержано началом добычи нефти в нефтегазоносных областях — спутниках «Nanuq» и «Fiord». Комбинированная норма добычи сырой нефти с нефтегазоносных провинций Аляски прогнозируется в объеме 86О ООО барр. /сут.
- 85
Согласно отчету Конгресса США, проведенному Американским геологическим советом, потенциальные нефтяные запасы в Арктическом национальном парке Дикой природы (ANWR) оцениваются в 10,4 млрд барр. нефти. Согласно американскому Геологическому обзору, нормы добычи нефти возможны от 0,6 до 1,6 млн барр./ сут., с началом добычи приблизительно в 2013 г. и достижением пиковой нормы добычи к 2024 г.
Министерство энергетики США прогнозирует, что Соединенные Штаты будут импортировать нефть (сырье и продукты) в объеме 11,39 млн барр./ сут. в течение 2009 г., что составляет приблизительно 58 % полного американского нефтяного потребления. В целом главными поставщиками сырой нефти в США в 2008 г. были Канада (1,7 млн барр./сут.), Мексика (1,6 млн барр. /сут.), Саудовская Аравия (1,5 млн барр. /сут.), Венесуэла (1,3 млн барр. /сут.) и Нигерия (1,1 млн барр. /сут.).
Общее потребление нефти в США за 2009 г. ожидается в объеме около 19,79 млн барр. /сут. При этом потребление бензина составит в среднем 9,1 млн барр. /сут. (44 %), потребление продуктов перегонки составит 4,1 млн барр. /сут. (20 %), реактивного топлива — 1,6 млн барр. /сут. (8 %) и остаточных горючих продуктов — 0,9 млн барр. / сут. (4 %). Краткосрочные прогнозы на 2009 г. показывают увеличение потребления нефти на 0,9 %, природного газа — на 4,7 % (за счет увеличения потребления в жилом секторе, промышленности и производстве электричества).
В декабре 1975 г. В США был принят Закон об энергетической политике и резервах (Energy Policy and Conservation Act — EPCA), официально устанавливая норму «Стратегического нефтяного запаса» (SPR). Чтобы хранить запасную нефть, американское правительство приобрело несколько солевых пещер по береговой линии Мексиканского залива. Первую сырую нефть поставляли в рамках SPR в 1977 г. на западный участок хранения «West Hackberry» около Лейк-Чарльза. Другие главные участки хранения включают: «Bryan Mound» и «Big Hill» в Техасе и «Bayou Choctaw» в Луизиане. Полная емкость SPR в настоящее время составляет 700 млн барр. В Законе об энергетической политике и резервах нет никакого заданного механизма забора нефти из SPR. Принятие решения об использовании SPR принимает президент, исходя из следующей формулировки: «серьезные перепады с поставками энергоресурсов или в соответствии с обязательствами Соединенных Штатов, взятыми в участии в работе Международного энергетического агентства».
86 -
На декабрь 2008 г. Министерство энергетики США оценивает доказанные запасы природного газа в 192,5 трлн куб. футов, или приблизительно 3 % мировых запасов (6-ое место в мире). Министерство энергетики США прогнозирует американское потребление природного газа в 2009 г. приблизительно в 22,46 трлн куб. футов, с импортом 2,47 трлн куб. футов. Более 80 % американского импорта природного газа — из Канады, главным образом из западных областей Альберты, Британской Колумбии и с южных месторождений Саскачевана. В целом потребности Соединенных Штатов в природном газе составляют приблизительно 22 % своих полных первичных потребностей в энергии.
Анализ добычи природного газа в США показывает его снижение с 2005 г., после разрушения ураганами в Мексиканском Заливе инфраструктуры газораспределения; в 2006 г. добыча выровнялась, и наблюдалось ее незначительное увеличение. Аналитики предсказывают рост импорта газа (трубопроводы и сжиженный природный газ (СПГ)) на 12 % ежегодно. Высокие цены на природный газ на других рынках стимулировали рост цен, особенно на рынке СПГ.
Транспортировка газа — главный вопрос в связи с вводом новых месторождений. Строительство трубопровода с месторождений Аляски в Альберту (Канада) и далее на рынки Среднего запада Америки оценивается в 20 млрд долл. И хотя Конгресс США гарантирует 80 % возмещения капиталовложений в случае, если проект окажется убыточным, многие энергетические компании считают проект опасным, и сомнительно, что он продвинется вперед.
В настоящее время Американская газотранспортная система включает в себя более 200 федеральных трубопроводных систем по транспортировке природного газа, интегрированных в 107 внутренних газотранспортных систем, находящихся в управлении штатами, и насчитывает более 90 независимых операторов газотранспортных систем.
Расширение американской сети транспортировки природного газа замедлилось только в 2004 г., что было связано со стабилизацией цен на нефтяном рынке и повышением цен на природный газ. Среднегодовое увеличение американской газотранспортной системы — как по протяженности, так и по вместительности — составляет в среднем 1,8 % в год, и темпы могут только ускоряться с вводом как новых месторождений, так и строительством новых терминалов по транспортировке газа.
Главными добывающими природный газ штатами в 2006 г. были (в порядке убывания): Техас, Нью-
Мексико, Оклахома, Вайоминг, Луизиана, Колорадо, Аляска, Канзас, Алабама и Калифорния.
Потребление природного газа в США увеличивается примерно на 2,5—3,4 % ежегодно. Природный газ потребляется в Соединенных Штатах главным образом в промышленном секторе (38 %), в производстве электроэнергии (24 %), в жилом (22 %) и в коммерческом секторах (13 %). Ожидается, что добыча природного газа в США и импорт будут существенно расти в ближайшие десятилетия, с самым быстрым объемным ростом в электроэнергетике (с вводом новых газотурбинных электростанций). Увеличивающееся потребление природного газа будет требовать существенных инвестиций в новые трубопроводы (только в 2006 г. стоимость введенных газотранспортных систем составила 3,6 млрд долл., в 2007 г. введено в эксплуатацию магистралей общей протяженностью более 2 248 миль). Более 55 новых терминалов для перевозки СПГ будут введены в эксплуатацию к 2020 г. Основные поставки ожидаются из Тринидада и Тобаго, Алжира и Катара. Общий объем поставок СПГ увеличится до 6, 4 трлн куб. футов к 2025 г.
Анализ развития энергетической стратегии США показывает, что, пройдя через серию острых кризисных периодов, американская экономика сумела провести глубокую внутреннюю структурную перестройку. Резко повысилась национальная энергетическая эффективность, несмотря на мировой финансовый кризис разработан план Обамы по улучшению энергетической политики1, направленный на стимулирование капиталовложений в экологические технологии, развитие возобновляемых источников энергии, снижение выбросов в атмосферу, снижение уязвимости страны от возможных перебоев в энергетическом снабжении. Вместе с тем США не отказались от традиционно более высокого, по сравнению с другими странами, общего уровня энергетического потребления и не смогли добиться снижения уровня зависимости от нефтяного импорта, который продолжает последовательно возрастать. Крупные американские топливно-энергетические корпорации по-прежнему продолжают свой традиционный курс на преимущественное развитие более рентабельной внешней энергосырьевой базы. Поощряемые государством, американские компании контролируют или владеют частью акций во многих крупных международных проектах (исключение: страны — изгои) с целью повышения общей энергетической безопасности и стабильного снабжения энергетического рынка США.
1 http://www. wЫtehouse. gov/agenda/eneгgy_and_enviгonment/.
Перспективы и тенденции рынка энергоресурсов Китая. В прошлом столетии энергетический аппетит Китая рос довольно быстро. Не прошло и 10 лет, как экономика Китая из экспортера нефти стала второй по величине нефтяного потребления в мире (приблизительно 6 млн барр. нефти в сутки). Однако Китай все еще далеко позади Соединенных Штатов, которые потребляют более 20 млн барр. / сут., Китай прогнозирует в течение следующих двух десятилетий уровень ежесуточного потребления в диапазоне 10—14 млн барр. нефти.
С уверенностью можно сказать, что экономический рост Китая и увеличивающееся потребление энергии не будут замедляться в обозримом будущем. В то время, как китайская экономика росла на 9,5 % в прошлом году, ее нефтяной импорт увеличился на 40 % в общей структуре потребления нефти. Исходя из тезисов Съезда Коммунистической партии Китая, экономический рост должен оставаться на уровне 8—10 % в год с целью увеличения вчетверо экономики КНР к 2020 г., следовательно, спрос на энергию и другие ресурсы соответственно будет расти. Экономисты прогнозируют увеличение ежегодной потребности Китая в сырье на уровне 12 % в год до 2020 г. Это явный признак копирования ситуаций с экономиками Соединенных Штатов и Японии, зависящими от импорта энергоресурсов. Текущая зависимость Китая от импорта нефти приблизительно составляет 40 %; прогнозируемое увеличение — более чем 60 % — меньше, чем через два десятилетия.
Быстрорастущая экономика будет неизбежно использовать больше энергии, но экономика Китая имеет энергоемкую производственную структуру, которая прогрессивно требует большего количества энергии. Китай — теперь «фабрика мира» с долей, немного менее, чем 4 % глобального валового внутреннего продукта. В общемировом масштабе Китай потребляет 31 % угля, 30 железа, 27 стали и 40 % цемента. Обеспечение стабильного состояния индустриального сектора обходится Китаю огромными тратами на энергоресурсы. Так, чтобы производить каждый доллар валового внутреннего продукта, Китай использует энергоресурсов в три раза больше, чем в среднем в мире и в 4,7 раза больше, чем в США, в 7,7 раз больше, чем в Германии и в 11,5 раза больше, чем в Японии.
Китай строит одну из самых разветвленных дорожных инфраструктур в мире. По прогнозам, Китай будет иметь 57 млн частных автомобилей к 2010 г. и 130 млн — к 2020 г. Нефть, используемая как горючее и смазочные материалы для транспорта, будет составлять более, чем половина всего
- 87
потребления нефти. В последние годы энергообеспеченность экономики стала больным местом для Правительства Китая. В прошлом году электропотребление в Китае увеличилось на 12 %, и все же 25 областей испытали отключения электричества. Все главные города испытывают дефицит электрообеспечения с заметным постоянством. Фабрики вынуждены вводить ночные смены, чтобы избежать пиковых часов потребления электричества. Электропотребление летом нормировано, и отключения стали обычным явлением. Прогнозы на будущее еще более тревожны. Если бы 1,3 млрд китайцев могли бы использовать в 20 раз больше энергии каждый день, что было бы эквивалентно размеру потребления в Северной Америке, то в этом случае Китаю будет требоваться 80 млн барр. нефти в сутки — больше, чем текущее суточное потребление всего мира. Даже если только четверть населения Китая начнет потреблять столько же энергии, что и среднестатистический житель США, то настанет энергетический кризис. Не только Китай озабочен сложившейся ситуацией, но и мир наблюдает, как будет в дальнейшем развиваться энергетическая составляющая китайской экономики.
Китай — второй по величине потребитель нефти после США и третий по величине чистого импорта нефти после США и Японии. Китай имеет 18,7 млрд барр. доказанных нефтяных запасов на январь 2007 г. и добывает 3,8 млн барр. нефти в сутки. В 2007 г. ежедневное потребление нефти составляло около 7,3 млн барр.
Нефтяная промышленность Китая за последние годы подверглась существенным изменениям. Китайское правительство реорганизовало наиболее крупные государственные нефтегазовые активы в вертикально интегрированные фирмы: Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) и Китайская нефтяная и химическая корпорация (Sinopec). Каждая из этих компаний управляет диапазоном местных филиалов. Другая главная государственная фирма — Китайская национальная офшорная нефтяная корпорация (CNOOC) проводит добычу в офшорной зоне и имеет собственные перерабатывающие мощности. Намерение реструктурирования и проведения первоначального размещения акций (IPO) на Шанхайской и международных биржах (на конец 2007 г. дочка CNPC — PetroChina стала крупнейшей энергетической компанией мира, оцененной в триллион долларов) состояло в том, чтобы преобразовать эти принадлежащие государству фирмы в вертикально интегрированные международные нефтяные компании. В связи с этим процессом государственные
компании устранили нерентабельные производства, сохранив целевые и доходные активы. В ходе первоначального размещения акций иностранные инвесторы не получили права голоса в компаниях, что оставило за государством право регулирования цен на внутреннем рынке. Китайское правительство продолжает политику субсидирования конечных цен для потребителя, и процесс выравнивания внутренних цен на нефтепродукты с мировыми займет у Китая, как минимум, несколько лет.
Наиболее крупные нефтегазовые месторождения Китая — довольно зрелые и перевалили пиковые цифры добычи. Внимание энергетических компаний сосредоточено на разведке новых месторождений и увеличении добычи на вновь вводимых месторождениях, расположенных, в значительной степени на западе страны и в офшорной зоне.
Примерно 85 % китайской нефти добывается в береговой зоне. Основные месторождения Китая:
1. CNPC/PetroChina — «Daqing» в северо-восточном Китае, с объемом добычи более чем 900 000 барр. /сут. или одна четверть всего производства сырой нефти Китая, «Liaohe» — 256 991 барр. /сут., «Xinjiang» — 222 524 барр. /сут., «Changqing» — 162 422 барр. /сут.;
2. Sinopec — «Shengli» — 535 531 барр. /сут., «Sinopec Star» — 78 567 барр. /сут., «Zhongyuan» — 67 092 барр. /сут.;
3. CNOOC — 519 108 барр. /сут. (с офшорных месторождений Залива Бохая и Южно-Китайского моря).
Китайское правительство активно вовлекает иностранный капитал в разведку и добычу минеральных ресурсов, однако, согласно китайскому законодательству, иностранные инвесторы ограничены 49 % в совместном предприятии. Недавние усилия по разведке нефти сосредоточились в развитии береговых нефтегазовых месторождений в западных областях: Синьцзян-Уйгурском автономном районе, Сычуани, Ганьсу и Внутренней Монголии, а также в офшорных областях Залива Бохая, дельте Жемчужной реки и Южно-Китайском море. В июле 2006 г. PetroChina объявила, что это откроет девять блоков в бассейне реки Тарима в Синьцзян-Уйгурском автономном районе северо-западного Китая для иностранных компаний. Запасы оцениваются в 43,9 млрд барр. нефти. Однако отдаленное местоположение и трудные геологические структуры вызвали прохладный отклик у западных компаний. Офшорная разведка нефти в Китае была значительно интересней для иностранных компаний. В Заливе Бохая ConocoPhillips владеет заявкой на разработку крупнейшего место-
рождения «Bozhong» с доказанными запасами в 732 млн барр. На разведку и добычу нефти в Заливе Бо-хая с запасами более 1,5 млрд барр. возобновляемых нефтяных запасов вовлечены Kerr-McGee, Apache, Chevron и Royal Dutch Shell. Корпорация CNOOC, совместно с Eni и Chevron, добывает 110 000 барр./ сут. с пяти офшорных областей Южно-Китайского моря. Территориальные споры с его соседями пока ограничили крупномасштабное развитие месторождений Южно-Китайского моря.
На сегодняшний день вся политическая мощь Китая направлена на установление тесного экономического сотрудничества с любыми странами, которые могут обеспечить Китай энергоресурсами. Спектр довольно широк: от Австралии до Казахстана, от Венесуэлы до Ирана и от Ливии до Индонезии. Пекин развивает стратегическое партнерство с любой страной, которая может снабдить Китай энергоносителями. Китайские компании также усилили инвестиции за границей, чтобы приобрести контроль или частичные права на разработку месторождений в некоторых из потенциально богатых нефтегазоносных районов мира. Корпорация CNPC/PetroChina приобрела права на разведку и добычу в 21 стране четырех континентов; объявила о намерениях инвестировать дополнительно 18 млрд долл. в иностранные нефтяные и газовые активы к 2020 г. В Судане CNPC инвестировала 8 млрд долл. в нефтяной сектор страны, включая инвестиции в 900-мильный трубопровод к Красному морю. В октябре 2005 г. CNPC завершила покупку PetroKazakhstan, активы которого включают 11 месторождений нефти и лицензии на добычу нефти семи месторождений. В декабре 2005 г. эта закупка была дополнена завершением 600-мильного китайско-казахстанского нефтепровода, который рассчитан на поставку 200 000 барр. /сут. сырой нефти в Китай.
Корпорация Sinopec также искала возможности разведки нефти и производства за границей. В июне 2006 Sinopec приобрела 97 % -ную долю в российской Udmurtneft за 3,5 млрд долл. (Udmurtneft производит 120 000 барр. /сут. сырой нефти и имеет 1 млрд барр. доказанных запасов). В Канаде Sinopec приобрела 40 %-ную долю в проекте освоения нефтесодержа-щих песков Synenco за 4,5 млрд долл.
Корпорация CNOOC также работает над расширением международных активов. Корпорация CNOOC купила долю в месторождениях нефти Repsol-YPF в Индонезии, став крупнейшим оператором в офшорном индонезийском нефтяном секторе, приобрела 45 %-ную долю в месторождении нефти и газа в Дельте Нигера за 2,3 млрд долл.,
а также права на разведку и добычу нефти в Экваториальной Гвинее и Кении.
Громкие приобретения китайскими компаниями активов за границей составили лишь 8,5 % полного импорта. Среди стран — поставщиков сырой нефти в Китай Ангола превзошла Саудовскую Аравию — 750 000 барр. /сут. Согласно статистическим данным Китай получил 46 % импорта сырой нефти из Ближнего Востока, 32 % — из Африки; в то время, как его соседи по Азиатско-Тихоокеанскому региону поставляли только 5 %. Национальная комиссия развития и реформы Китая (NDRC) приняла Закон о национальном стратегическом запасе нефти. Первый участок вместимостью 32 млн барр. нефти расположен в Zhenhai, три других участка находятся в стратегических местах: Dalian (20 млн барр.), Huangdao (25 млн барр.) и Daishan (25 млн барр.). Китайские чиновники говорят о 30—90-дневном запасе нефти, хранящемся на данных участках.
В начале XXI в. природный газ составлял только 3 % от общего потребления энергии Китаем. Однако, как ожидается, добыча и потребление природного газа в ближайшие годы будут расти существенными темпами. Эксперты оценивают внутренние доказанные запасы природного газа в Китае в 83 трлн куб. футов. Объем потребления природного газа в Китае в 2006 г. составил 1,8 трлн куб. футов и вырос за пять предшествующих лет вдвое. Рост потребления природного газа в Китае ожидается на 5 % ежегодно. До недавнего времени природный газ использовался прежде всего как сырье для промышленности и в химическом производстве.
Сектор природного газа, как и нефтяной, разделен между государственными энергетическими корпорациями: CNPC/PetroChina, Sinopec и CNOOC. CNPC/PetroChina — крупнейшая корпорация на рынке природного газа страны в производстве и запасах. Данные CNPC/PetroChina показывают, что компания произвела 1,45 трлн куб. футов природного газа в 2006 г., и это на 28 % больше показателей 2005 г. Корпорация Sinopec сообщает, что в 2006 г. компания произвела в общей сложности 239 млрд куб. футов природного газа, а это 7 %-ное увеличение прошлогодних показателей.
Главное препятствие для проектов природного газа в Китае — нехватка объединенной регулирующей системы. Китайское правительство находится в процессе составления новых правовых рамок для сектора природного газа, но процесс идет медленно, и существуют значительные сомнения относительно приемлемых ценового регулирования и налогообложения для иностранных компаний.
Самые крупные запасы природного газа распо-
- 89
ложены в северо-западном и центральном районах Китая. В июле 2006 г. корпорация Sinopec открыла три новых месторождения природного газа в северо-восточном Китае, приблизительно оцениваемые в 2,1 трлн куб. футов природного газа. В апреле 2006 г. Корпорация Sinopec подтвердила ожидаемые запасы в 8,7 трлн куб. футов природного газа с открытого месторождения «Puguang» в юго-западной области Сычуань. Компания ожидает, что коммерческое использование начнется в 2008 г. с первоначальной добычи приблизительно 140 млрд куб. футов ежегодно, и прогнозирует увеличить добычу до 280 млрд куб. футов к 2010 г. Корпорация PetroChina объявила об обнаружении дополнительных 3,5 трлн куб. футов природного газа в существующей нефтегазоносной провинции «Daqing» в северо-восточном Китае.
Открытие месторождения природного газа «Puguang» стало крупнейшим в Китае. Второе крупное месторождение «Sulige» во Внутренней Монголии оценивается в 18,9 трлн куб. футов природного газа. В марте 2006 г. PetroChina и Total подписали соглашение о разделе продукции и освоении южного блока «Sulige». Другое крупное газовое месторождение «Kela-2» с доказанными запасами в 8,9 трлн куб. футов эксплуатируется PetroChina. Получено в 2007 г. 85 млрд куб. футов природного газа, и прогнозируется к 2010 г. увеличение добычи до 700 млрд куб. футов природного газа. CNOOC и Husky Energy объявили об открытии нового месторождения природного газа с предполагаемыми запасами в 6 трлн куб. футов в Южно-Китайском море. Доказанные запасы природного газа Китая полностью удовлетворяют насущные потребности экономики в данном виде энергии. Но растущие потребности и необходимость диверсификации потребляемой энергии ставят перед правительством КНР задачу распределения газовых потоков внутри страны. Китайские компании активно строят трубопроводы, чтобы соединить западные и северные районы страны с конечными потребителями на востоке. За последние годы введено в эксплуатацию более 7 000 км газотранспортных магистралей, а до 2010 г. Китай планирует построить единую сетку газопроводов, чтобы соединить все крупные районы и эффективно влиять на распределение газа внутри страны.
В дополнение к расширяющейся внутренней инфраструктуре трубопроводов Китай надеется построить межнациональные трубопроводы природного газа с несколькими соседними странами. В феврале 2005 г. принадлежащий государству KazMunaiGas (KMG, Казахстан) проводил тех-
90 -
нико-экономическое обоснование строительства газопровода в товариществе с CNPC с ожидаемым вводом в эксплуатацию в 2009 г. Китайские чиновники планируют поставлять по нему газ из Туркмении и Узбекистана. Другой предложенный международный проект трубопровода связал бы российскую газотранспортную систему с Китаем и с Южной Кореей через трубопровод от нефтегазового месторождения «Ковыкта» около Иркутска. Стоимость проекта была оценена в 12 млрд долл. с запланированной пропускной способностью 2,9 млрд куб. футов/сут., из которых Китай будет потреблять 1,9 млрд куб. футов/сут., а Kogas — основная газотранспортная компания Южной Кореи — потребляла бы 1 млрд куб. футов/сут. Однако реализация проекта отложена до 2011 г.
Несмотря на реализацию проектов по транспортировке газа посредством трубопроводов, Китай строит терминалы по импорту СПГ. Корпорация CNOOC построила первый терминал по импорту СПГ в области Guangdong с пропускной способностью 3,7 млн т. ежегодно. В настоящее время строится другой терминал по импорту СПГ в области Fujian с пропускной способностью 3 млн т. ежегодно. Проект рассчитан на получение СПГ от месторождений в Индонезии.
Дюжину других терминалов по импорту СПГ планируется построить в ближайшем будущем. Корпорации CNPC, Sinopec и CNOOC рассматривают строительство новых терминалов, но недавнее увеличение цен на СПГ и транспортировку отложило реализацию многих проектов. В то же время компании пробуют договориться о долгосрочных соглашениях по поставкам СПГ с основными поставщиками в регионе.
В средне- и долгосрочной перспективах Китай намерен увеличивать стратегические запасы, использовать энергосберегающие технологии, диверсифицировать структуру энергопотребления, развивать ядерную энергетику, использовать энергию возобновляемых источников.
Перспективы и возможности энергетического сектора Индии. В прошлом десятилетии индийская экономика показала средний темп роста — 7 %. Эксперты полагают, что для поддержания этого темпа страна должна будет увеличить потребление энергии по крайней мере на 4 % ежегодно. Неуклонно увеличивающийся спрос на энергоносители является серьезным вызовом как для экономики, так и для внешней политики Индии.
Индия — одиннадцатый по величине производитель энергии в мире (2,4 % мирового производства энергии) и шестой — по величине потребления
(3,5 % глобального потребления энергии). Угольные резервы обеспечивают 70 % потребностей Индии в энергии. Оставшиеся 30 % удовлетворяются за счет нефти, где 65 % составляет импорт. Спрос на энергию, как ожидается, удвоится к 2025 г., и к тому времени 90 % нефти Индией будет импортироваться.
Из трех главных источников получения энергии — угля, нефти и газа — уголь — главный источник энергии для Индии, которая занимает четвертое место в мире по запасам угля. Согласно текущим уровням добычи и потребления угольных запасов Индии хватит более, чем на 200 лет. К сожалению, в дополнение к экологическим проблемам (уголь — один из самых грязных видов углеводородов) уголь не может обеспечить всей потребности в энергии. Промышленность и транспорт требуют нефти. Большая часть угля Индии не пригодна для производства стали. Флагманы сталелитейной промышленности импортируют 60 % своих угольных потребностей. Нефтяные и газовые запасы Индии недостаточны, чтобы удовлетворить ее быстрорастущие потребности в энергии. Нефть — жизненно важная основа быстро расширяющегося сектора транспорта. Индия должна будет все более и более полагаться на импорт, чтобы удовлетворить спрос на нефть в полном объеме.
Экономика Индии не столь сильно нуждается в нефти, как американская, но потребность с каждым годом растет. В настоящее время Индия занимает 6-е место по потреблению нефти в мире, но ожидается выход на 4-ю позицию.
Быстро растущая экономика Индии — 9,1 % роста в 2006 г. и 8,7 % в 2007 г. — ответственна за увеличивающиеся потребности в нефти. В то же время ожидается значительное замедление темпов роста, но индийская экономика будет расти более, чем 5 % в год в течение 25 лет. Как ожидают, спрос на нефть в мире увеличится ежегодно в среднем на 1,6 %, а возрастание потребности Индии в нефти — в среднем на 2,9 % ежегодно до 2030 г. Однако нефть составит меньший объем в полном коммерческом потреблении энергии. Доказанные нефтяные запасы Индии составляют 5,6 млрд барр. на январь 2007 г. Основные добывающие производства сосредоточены в офшорной области «Mumbai» (Bombay) и на северо-востоке страны. Значительные месторождения, расположенные в офшорной зоне Бенгальского залива и в штате Раджастан, пока остаются неразработанными.
Комбинация растущего спроса на нефть и довольно устойчивых уровней производства ставит Индию в условия все большей зависимости от
импорта. В 2006 г. в стране добывалось в среднем 846 000 барр. /сут. нефтепродуктов; из них 77 %, или 648 000 барр. /сут., была сырая нефть. В течение 2006 г. Индия потребляла приблизительно 2,63 млн барр. нефти в сутки. Международное энергетическое агентство (IEA) отмечало, что Индия регистрировала дополнительный рост потребления нефти на уровне 100 000 барр. /сут. в течение 2006 г. Подобная тенденция сохранялась в течение 2007 и 2008 гг. В нефтяном секторе Индии продолжают доминировать государственные компании, хотя правительство предприняло шаги в поощрении иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор. Крупнейшая государственная корпорация нефти и природного газа Индии (ONGC) контролирует три четверти нефтегазовой добычи страны.
Индийская нефтяная корпорация (IOC), также контролируемая государством, управляет 10 из 17 нефтеперегонных заводов Индии и владеет 80 % всех нефтепроводов страны. Reliance Industries — первый частный индийский нефтеперегонный завод, открытый в 1999 г., в кратчайшие сроки получил значительную долю рынка конечных нефтепродуктов. Растущая зависимость Индии от импорта углеводородов и отсутствие значительных результатов по вновь вводимым месторождениям заставили индийское правительство вести политику, нацеленную на увеличение инвестиций в производство и разведку нефти.
Как часть этого усилия Министерство нефти и природного газа применяет новую политику лицензирования исследований (NELP) с 2000 г., впервые разрешая иностранным компаниям иметь 100 % в активах месторождений нефти и природного газа.
Индийское правительство провело несколько раундов лицензирования под структурой NELP, чтобы продвинуть проект «Исследование и производство» (E&P). За последние несколько лет правительство предоставляло 110 концессий на разведку и добычу нефти и природного газа в пяти отдельных раундах лицензирования (NELP-I/V). Шестой раунд лицензирования (NELP-VI) состоял из 52 блоков исследования. Как и в предыдущих раундах, ONGC и другие индийские государственные нефтяные компании (NOC's) получили основные крупные проекты. Корпорация ONGC выкупила более 25 концессий — в большинстве в консорциумах с другой индийской корпорацией NOC's. Компания Reliance Industries имеет семь концессий на разведку в глубоководных месторождениях «Mahanadi» и в ряде блоков бассейна реки Krishna Godavari, которые являются самыми многообеща-
- 91
ющими из оффшорных бассейнов углеводородов Индии. Отсутствие в списке претендентов по NELP международных нефтяных корпораций свидетельствует о настороженности в их привлечении как к разработке месторождений, так и к возможностям реализации конечного продукта на внутреннем субсидируемом рынке энергоресурсов Индии.
В последние годы наблюдается рост активности индийских NOC в приобретении долей крупных месторождений за пределами Индии. Самая активная компания — ONGC Videsh Ltd, инвестиционная дочка ONGC — владеет долями в 25 нефтегазовых проектах в 15 странах, охватывая Африку, Азию, Латинскую Америку и Ближний Восток. Одни из самых крупных приобретений ONGC Videsh Ltd — доля в Большой Нильской нефтяной компании (GNPOC), в китайской национальной нефтяной компании (CNPC, 40 %), Petronas (30 %), и Суданской государственной нефтяной компании (Sudapet, 5 %). Корпорация ONGC Videsh Ltd также владеет долями в проекте «Сахалин — 1» и планирует участие в освоении других участков на российском шельфе.
Согласно данным Международного агентства по Энергетике МАЭ (IEA), 17 нефтеперерабатывающих заводов Индии имеют пропускную способность в 2.25 млн барр. /сут. Самый крупный нефтеперерабатывающий завод «Jamnagar» с пропускной способностью 660 000 барр. /сут. принадлежит частной компании Reliance Petroleum, которая намеревается достроить вторую очередь завода мощностью 580 000 барр. /сут. к 2008 г. Завод в «Jamnagar» будет крупнейшим в мире. Индийские государственные компании также объявили об увеличении пропускных способностей существующих нефтеперерабатывающих заводов.
Индийские чиновники заявили, что страна намеревается развить стратегический нефтяной запас (SPR). Нефтяные резервуары в 36,7 млн барр. нефти планировалось ввести в 2008 г. на участке «Mangalore» на восточном побережье. Правительство планирует ввести в эксплуатацию несколько хранилищ вместимостью около 50 млн барр. до 2020 г. Некоторая медлительность Индии, по сравнению с другими крупными импортерами, такими, как США, Япония и самым агрессивным на внешних рынках Китаем, объясняется относительной близостью Индии к основным мировым маршрутам транспортировки нефти и надеждами Министерства энергетики на положительный исход по предварительным бурениям на шельфе и внутри страны. Индия импортирует нефть главным образом из Ближнего Востока (67 % иностранных нефтяных
92 -
закупок). Крупные нефтяные поставщики Индии: Саудовская Аравия (25 %), Нигерия (15,7 %), Кувейт (11,9 %), Иран (10 %) и Ирак (8,7 %).
Индия — относительно молодой потребитель природного газа. В 1970—1980 гг. потребление природного газа было незначительным. Рост его потребления приходится на начало эксплуатации месторождений в нефтегазоносной провинции «Mumbai High». Потребление природного газа в текущем десятилетии приближается к 29 млн т нефтяного эквивалента, что составляет примерно 8 % полного коммерческого потребления энергии в Индии. Сегодня газ — один из наиболее быстро растущих источников энергии в Индии. Международное агентство по энергетике МАЭ (IEA) оценивает, что если в течение 2006—2030 г. потребление нефти в Индии будет возрастать на 2,9 % в год, то за тот же самый период использование природного газа в стране будет расти со скоростью 5 % в год. К 2030 г. природный газ составит больше 10 % потребления энергии в Индии.
В Индии природный газ используется, главным образом для выработки электроэнергии и в изготовлении удобрений. Транспорт, сельское хозяйство и растущее потребление в домашнем хозяйстве (значительно растет количество домов, подключенных к газораспределительным системам) объясняют увеличивающийся спрос на СПГ.
Несмотря на новые открытия месторождений природного газа в последние годы, Индия рассматривает увеличение импорта газа через трубопроводные системы и посредством строительства терминалов по импорту СПГ. Согласно данным Международного агентства по энергетике (МАЭ — IEA), Индия имеет 38 трлн куб. футов разведанных запасов природного газа (по данным на январь 2007 г). Большая часть природного газа Индии поступает из западных офшорных областей, особенно с месторождения «Mumbai High» и береговых месторождений в штатах Ассам, Андхра-Прадеш и Гуджарат. В 2006 г. в Индии добыто 996 млрд куб. футов природного газа.
Как и в нефтяном секторе, государственные компании контролируют добычу и транспортировку газа. Крупнейшие компании по объемам производства — ONGC и Oil India Ltd. Компания Reliance Industries после открытия крупного месторождения газа в бассейне реки Krishna Godavari, стала одним из крупных игроков на индийском газовом рынке. Компания The Gas Authority of India Ltd (GAIL) сохраняет монополию на транспортировку и распределение газа внутри Индии. Министерство нефти и природного газа Индии разрешило иметь
иностранным инвесторам, частным индииским компаниям и государственным нефтяным компаниям 100 % доли в проектах трубопроводов, но данная мера не способна сильно повлиять на позиции GAIL, которая объявила долгосрочный план увеличения национальнои газотранспортнои сети с 3 060 км до 10 000 км к 2015 г.
В последние годы было открыто несколько крупных месторождений природного газа — в основном в офшорной зоне Бенгальского залива. В декабре 2006 г. Компания ONGC объявила, что по итогам предварительного бурения на блоках KG-DOWN-98/2 в бассейне реки Krishna Godavari месторождение газа оценивается в 21—22 трлн куб. футов, а в бассейне реки Mahanadi — в 3—4 трлн куб. футов природного газа. Новые открытия могут значительно поднять уровни запасов природного газа в Индии. Открытия новых месторождений нефти и газа в основном приходятся на Бенгальский залив, особенно в бассейне реки Krishna Godavari. Компания Gujarat State Petroleum Corporation (GSPC) начала добычу в блоке KG-0SN-2001/3 бассейна реки Krishna Godavari с доказанными запасами в 20 трлн куб. футов. Компания Reliance Industries получила лицензию на коммерческую эксплуатацию блока D-6 с извлекаемыми запасами в 9 трлн куб. футов (общие запасы оценены в 14,7 трлн куб. футов). В проект будет вложено 5,2 млрд долл., а первый газ с месторождения ожидается в 2009 г. с пиковой добычей 2,8 млрд куб. футов в сутки, что удвоит текущий уровень добычи в стране. Несмотря на ввод новых месторождений, Индия не сможет удовлетворить растущий спрос на природный газ в течение ближайшего десятилетия.
Аналитики ожидают увеличения импорта газа в среднесрочной перспективе. Чтобы удовлетворить потребности рынка, индийское правительство реализовало и рассматривает проекты по импорту газа посредством трубопроводов и терминалов СПГ.
Проект трубопровода Иран—Пакистан—Индия (IPI) протяженностью 2 737 км и пропускной способностью 2,8 млрд куб. футов природного газа в сутки с месторождений «South Pars» в Иране через Пакистан к индийскому штату Гуджарат находится на столе переговоров с 1994 г. Кроме проблем безопасности проект затрагивает геополитические интересы сторонних государств.
Индия рассматривает участие в проекте трубопровода Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия (TAPI). Стоимость газопровода протяженностью 1 690 км. с пропускной способностью в 2—3 млрд куб. футов в сутки оценивается в 3,3 млрд долл. Реализация проекта задерживается
из-за нестабильности на территориях Афганистана и Пакистана, а также вызывает сомнения возможность выполнения экспортных обязательств Туркменией.
В 2006 г. начались переговоры между Индией и Мьянмой о строительстве газопровода. Первоначально планировался транзит через Бангладеш, но нерешительность и экономические разногласия с правительством вынудили Индию и Мьянму изучить возможность построения трубопровода, который закончился бы в восточном индийском штате Трипуры, не пересекая границу Бангладеш.
В настоящее время Индия имеет два терминала: «Hazira» (консорциум индийских и иностранных инвесторов) с пропускной способностью 986 млрд куб. футов в год и «Dahej» (Shell и Total) с пропускной способностью 490 млрд куб. футов в год, с возможным увеличением до 900 млрд куб. футов в год. По данным Международного агентства по энергетике, Индия импортировала 222 млрд куб. футов СПГ в 2005 г. и 290 млрд куб. футов в 2006 г.
Компания Petronet планирует достроить к 2009 г. терминал по импорту СПГ в Kochi с пропускной способностью 488 млрд куб. футов в год. Планировался ввод терминала СПГ в Dabhol в 2001 г., но был отложен, в связи с банкротством прежнего владельца — компании Enron. Проект, выкупленный компанией Ratnagiri Gas and Power Company, имеет операционный терминал по сжижению природного газа и электростанцию. Терминал по импорту СПГ планировалось достроить в 2008 г. Однако дальнейшие планы по строительству терминалов СПГ будут зависеть от реализации проектов по газификации страны и ожидаемых международных проектов.
Неэффективность внешней и внутренней политик, проблемы неполной обеспеченности экономики энергией являются характерными ошибками ранних правительств Индии. Растущие потребности страны в углеводородных ресурсах требуют от Индии решительных шагов по модернизации внутренней политики с целью либерализации энергетического сектора, а также активных действий на внешних рынках сырья.
Стратегическое противостояние и геополитические реалии энергетического сектора мировой экономики. Международное сотрудничество в области энергетики характеризуется одновременно усилением процессов глобализации и острой конкурентной борьбой за доступ к энергоресурсам и их сбыт. По сути, эти два процесса тесно переплетены и взаимообусловлены. Отсюда возникает тесная взаимозависимость тех или иных государств, с одной стороны, а с другой — сильная уязвимость их
- 93
экономик со стороны возможных резких нарушений формирующейся глобальной системы энергообеспечения.
Такая энергетическая взаимозависимость делает энергетический фактор действенным инструментом межгосударственных экономических и политических отношений. Борьба за доступ к энергоресурсам существовала всегда: энергообеспечение страны — это залог, фундамент и основной критерий ее экономического развития. Нефтяные «шоки» середины и конца 1970 г. дали толчок к перестройке структуры мирового энергопотребления, причем наиболее существенные сдвиги произошли в самой группе минерального топлива. Доля же ископаемых ресурсов в мировом энергопотреблении по-прежнему осталась высокой.
Запасы нефти распределены по регионам крайне неравномерно, и это обстоятельство существенно влияет на самообеспеченность экономик. Большинство запасов сконцентрировано в странах Ближнего и Среднего Востока, Центральной Америки, Африки и СНГ. Среди стран ОЭСР большинство запасов приходится на США, Канаду, Великобританию и Норвегию.
Такие страны, как Япония, Республика Корея, в силу отсутствия у них собственной энергетической базы, полностью зависят от поставок нефти и СПГ. Это вынуждает их придавать особое значение обеспечению бесперебойности их поставок и диверсификации поставщиков.
К особой сфере интересов США относят Ближний Восток в силу того, что государства региона являются крупнейшими производителями и поставщиками нефти. Активного сотрудничества с арабским миром ищут Китай и Индия. Арабские политологи активно пропагандируют создание союзов с Китаем, Индией и Россией с целью уменьшения влияния США в регионе.
Американская стратегия установления контроля над энергоресурсами и маршрутами транспортировки нефти и газа влечет усиление военно-политического присутствия США в регионе. Именно военно-политическое доминирование США вы-
зывает опасения у Индии и Китая. В случае введения эмбарго против одной из стран существует возможность срыва поставок нефти, что ограничит рост азиатских гигантов, подписавших соглашение о развитии энергетического диалога, в рамках которого Индия и Китай намерены содействовать совместному сотрудничеству в области разведки и использования углеводородных месторождений.
Обеспокоенность развитых стран вызывает растущее экономическое и политическое влияние Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Китай активно использует собственную экономическую мощь в обеспечении своих растущих энергетических потребностей за счет инвестиций и военно-политической помощи странам с диктаторскими режимами в Африке и Латинской Америке, чем вызывает гневную риторику США. Китайские компании активно входят на рынки Канады, Венесуэлы, Мексики, Австралии, где исторически сильны позиции США.
В противовес доминирующей роли Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе США пытаются найти себе союзника в лице Индии, активно сотрудничая с ней в экономической и военно-политической сферах. Индия получила доступ к современным американским технологиям в атомной энергетике. Общая сумма контрактов составляет 80 млрд долл. Япония также инвестирует порядка 100 млрд долл. в развитие индийской экономики.
Наряду с межгосударственными союзами ряд стран — импортеров нефти предполагает создать союз в противовес ОПЕК. Однако многие предыдущие планы в этом направлении были неудачными.
Современная внешнеэкономическая политика крупнейших стран мира свидетельствует о приоритетности энергетического сектора экономики для любой страны, независимо от того, является она импортером или экспортером топливно-энергетических ресурсов. Все это свидетельствует о том, что в современном мире усиливается конкурентная борьба за сферы геополитического влияния в самых разных проявлениях, в том числе на глобальном энергетическом пространстве.