Ням-Осор УЧРАЛ
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ МОНГОЛИИ В 1924-1930-х гг.
Статья посвящена геополитическим приоритетам Монголии в 1924-1930-х гг. Этот период характеризуется агрессивной внешней политикой Японии, слабостью Китая, укреплением дружбы Советского Союза и Монголии.
The article is devoted to geopolitical priorities of Mongolia in 1924-1930s. This period was characterized by aggressive foreign policy of Japan, weakness of China, strengthening of friendship between Soviet Union and Mongolia.
Ключевые слова:
Япония, независимость Монголии, Халхин-Гол, Советский Союз, Китай, геополитика Восточной Азии; Japan, independence of Mongolia, Halkhin-Gol, Soviet Union, China, geopolitics of Eastern Asia.
Смерть Богдо - гэгэна 20 мая 1924 г. означала окончательную невозможность возвращения Монголии к теократической монархии. 26 ноября 1924 г. была провозглашена Монгольская Народная Республика. Отныне историческое развитие Монголии шло в неразрывной связке с Советским Союзом и контролирова -лось Коминтерном. Это было обусловлено сложной международной обстановкой, которая сложилась на Дальнем Востоке в результате агрессивных планов Японии, стремившейся к мировому господству В качестве плацдарма здесь виделся Китай, проникновение в кото -рый было возможно через завоевание Маньчжурии и Монголии. И если ранее вопрос стоял о дипломатическом и стратегическом уси -лении японского влияния в регионе, то в 30 - х гг. Япония поставила вопрос о прямом захвате Маньчжурии и Монголии.
СССР не был заинтересован в нарушении сложившихся отно -шений с Японией, развивавшихся в соответствии с подписан -ным 20 января 1925 г. в Пекине советско -японским соглашением о дружбе. По оценке народного комиссара по иностранным делам Г.И. Чичерина, это соглашение — «не только начальный пункт пери -ода дружественных отношений между народами СССР и Японии, это — настоящий перелом во всей дальневосточной политике и в современной политике вообще»1. Более того, в условиях нарастаю -щей угрозы со стороны Японии этот документ мог гарантировать Советскому Союзу безопасность.
Для Монголии значение данного договора заключалось в том, что ее отношения с СССР оставались на прежнем уровне.
Что касается Китая, то он рассматривался Японией как ступень к завоеванию мирового господства. О далеко идущих планах Японии можно судить по меморандуму генерала Танака Гиити от 25 июля 1927 г., в котором он заявил: «...для того чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Маньчжурию и Монголию. Для того чтобы завоевать мир, мы должны сначала завоевать Китай»2. Формами такого проникновения виделись экономическая поли -тика, а также политика крови и железа. Об этом, собственно, и объ -явил Танака в своем меморандуме по отношению к Маньчжурии и Монголии: «Овладев всеми ресурсами Китая, мы перейдем к заво -УЧРАЛ еванию Индии, стран Южных морей, а затем к завоеванию Малой
Ням-Осор — ____________
старший
преподавателЬ 1 Товарищ Чичерин о договоре с Японией // Восточная студия, 1925, № 11-12,
Цм:гштута 2 Меморандум генерала Танака Гиити (25 июля 1927 года) // История войны
ИА Зажг, монголш на Тихом океане в 5 т. Т. I. Агрессия в Маньчжурии / под ред. Б.В. Поспелова. —
[email protected] М. : Изд-во иностранной литературы, 1957, с. 338.
Азии, Центральной Азии и, наконец, Европы»1. Согласно этому заявлению, у японского правительства был конкрет -ный план проникновения в Монголию и Маньчжурию.
Экономическое проникновение в Маньчжурию японцы осуществляли по -средством своих многочисленных желез -ных дорог, расположенных на террито рии Маньчжурии. И если ранее японцев интересовала исключительно Южная Маньчжурия, способная удовлетворять их экономические потребности, то с появле нием территориальных претензий на всю Азию перед японцами встала цель про никнуть в Северную Маньчжурию. Так, из заявления генерала Танака следует, что «эта линия [Чанчунь - Таонаньская железная дорога] имеет огромное экономическое значение... Имея в руках эту дорогу, мы сможем овладеть богатствами Северной Маньчжурии и Монголии»2.
Захватив Северную Маньчжурию, японцы осуществили бы стратегиче скую цель — проникли в Монголию и Российскую Сибирь, а потом и в Китай. Интересы японского правительства в отношении этих территорий обозначились еще в годы Гражданской войны в России. Не случайно, что именно в тот момент на территории Дальнего Востока, Бурятии и Забайкалья возникла Дальневосточная республика (6 апреля 1920 г. — ноябрь 1922 г.), которая была временным государственным образованием, созданным с целью защиты России с Востока и лик видации интервенции японцев мирным путем. В подтверждение стоит привести слова В.И. Ленина: «...обстоятельства принудили к созданию буферного государства — в виде Дальневосточной респу -блики <...> вести войну с Японией мы не можем и должны все сделать для того, чтобы попытаться не только отдалить войну с Японией, но, если можно, обой тись без нее»3.
Очевидно, что политические размышле -ния японского правительства велись в рам -ках теории паназиатства, основы которой возникли в начале XX в. В 30 -х гг. разви -тие теории продолжилось в деятельности японского идеолога Миядзаки Масаеси,
1 Там же, с. 339.
2 Там же, с. 345.
3 Ленин В.И. VIII Всероссийский съезд Советов // Полн. собр. соч., т. 42, с. 93.
который делал акцент на необходимости создания «обширной сферы сопроцве -тания» под эгидой Японии: «Восточная сфера процветания — обширная автономная зона обеспечения безопасности Японии и снабжения ее необходимыми материальными ресурсами — должна была включать Северный Сахалин и Курилы на севере, Восточную Сибирь, Маньчжурию, Внутреннюю и Внешнюю Монголию, Китай и Тибет на западе, Голландскую Индию на юге и океан до Гавайских островов на востоке»4. Японское правительство вело достаточно хитрую политику, стре -мясь завуалировать свою деятельность в Маньчжурии. Согласно заявлениям императорского правительства, японцы преследовали цель мирной деятельности в Маньчжурии, которая предполагала «уважение целостности китайской тер ритории; уважение интересов империи в Маньчжурии»5.
В отношении Монголии складыва -лась аналогичная ситуация. Японское правительство манипулировало лозунгами монгольской независимости. Так, еще в начале 20 х гг. «по сообщению газеты “Дальневосточная Республика” в Пекине была перехвачена телеграмма японского посла, которая указывала, что японцы просят токийскую администрацию вру чить генералу Сюй 3 млн йен для создания независимого государства в Монголии и для вооружения последней японским оружием»6.
В связи с этим интересна оценка дея тельности Японии российским прави тельством. В информационном бюллетене отдела Дальневосточного секретариата Коминтерна за 1920 г. указывалось, что японцы в тот момент стремились «тактику открытого наступления на Монголию заменить тактикой мирной “дипломати -
4 Аблова Н.Е. История КВЖД и российской эмиграции в Китае (первая половина XX в.) — Мн. : БГУ, 1999; http: //asiapacific.narod.ru/coun-tries/china/
5 Второе заявление императорского правительства по поводу маньчжурских событий (26 октября 1931 года) // История войны на Тихом океане в 5 т. Т. I. Агрессия в Маньчжурии / под ред. Б.В. Поспелова. — М. : Изд-во иностранной литературы, 1957, с. 361.
6 Бюллетень Народного Комиссариата иностранных дел, 1920, № 54, с. 21.
ческой” агрессивности»1. Впоследствии эта тактика отошла на второй план.
4 августа 1931 г. на инструктивном сове -щании командиров дивизий военный министр Японии Минами поднял во прос о Маньчжурии и Монголии, недвус -мысленно заявив о необходимости раз решить его вооруженной силой. Вскоре Квантунская армия развернула активное наступление на Маньчжурию. Военные действия завершились подписанием 15 сентября 1932 г. японо маньчжурского протокола. В документе подтверждался факт «образования независимого госу дарства Маньчжоу Го, созданного в соот ветствии со свободным волеизъявлением народа»2. Население этого искусственно созданного государства состояло из мань чжуров, китайцев и монголов. По данным журнала «Япония сегодня», «в начале 40 х гг. общая численность населения составляла 43,2 миллиона»3. Фактически Маньчжоу Го контролировалось Японией и целиком следовало в русле ее политики. В 1939 г. вооруженные силы Маньчжоу Го принимали активное участие в войне на р. Халхин - Гол.
Создание Маньчжоу Го означало начало нового витка агрессии японцев в отноше нии Китая. На заседании Лиги Наций 24 февраля 1933 г. была принята резолюция о японо китайском конфликте, согласно которой предлагалось создать специаль ный комитет из девятнадцати государств для разработки механизма урегулирования японо - китайского инцидента. Это пред -ложение не нашло поддержки у японского правительства, и 27 марта 1933 г. Япония вышла из Лиги Наций. В императорском эдикте указывалось: «Мы полагаем, что уважение нашей империей независимости нового государства Маньчжоу Го и содей ствие его здоровому развитию способ -ствуют искоренению причины бедствий в Восточной Азии и закладывают основу сохранения мира во всем мире. К несча стью, мнение Лиги расходится с нашим
1 Центр документации новейшей истории Иркутской области (ЦДННИО), ф. 1, оп. 1, ед. хр. 621, л. 27.
2 Японо -маньчжурский протокол (15 сентября 1932 года) // История войны на Тихом океане в 5 т. Т. I. Агрессия в Маньчжурии / под ред. Б.В. Поспелова. — М. : Изд-во иностранной лите -ратуры, 1957, с. 364.
3 httpi/www.iapaiitodav.m/iapanaz/mЮ.shtml
мнением»4. С этого момента не осталось сомнений в агрессивных намерениях японского правительства.
В историографии события 1931—32 гг. получили название маньчжурского инци дента. Они четко обозначили агрессив ность политических намерений Японии на Дальнем Востоке.
В итоге в конце 30 х гг. возникла реаль ная угроза военного вторжения Японии в Монголию. В сложившейся обстановке у МНР не оставалось другого выхода, кроме как рассчитывать на помощь Советского Союза. Со ссылкой на архивные источ ники С.Г. Лузянин указал, что «в октябре-ноябре 1934 г. состоялся официальный визит председателя Монгольской народно революционной партии П. Гэндэна в СССР. <...> Гэндэн <...> сделал предло -жение о заключении договора о взаимной помощи и поддержке в связи с японской угрозой»5. Такое соглашение было заклю чено в устной форме. Стороны догово рились в случае нападения оказать друг другу помощь, в т.ч. и военную. 12 марта 1936 г. между СССР и МНР был подпи сан Протокол о взаимопомощи, согласно которому стороны обязались «в случае нападения на одну из договаривающихся сторон оказать друг другу всяческую, в том числе и военную помощь»6.
Китайское правительство негативно отнеслось к международному документу, посчитав его нарушением китайско советского соглашения от 31 мая 1924 г. Менее чем через месяц министр иностран ных дел Китая Чжан Цюнь представил российскому правительству ноту, в кото рой отметил, что протокол есть «наруше ние суверенитета Китая... Правительство ни при каких обстоятельствах не может признать такой протокол и никаким обра зом с ним не связано»7.
Для Японии 1934-1936 гг. стали време
4 Императорский эдикт о выходе Японии из Лиги наций (27 марта 1933 года) // История войны на Тихом океане в 5 т. Т. I. Агрессия в Маньчжурии / под ред. Б.В. Поспелова. — М. : Изд-во иностранной литературы, 1957, с. 368.
5 Лузянин С.Г. Дипломатическая история событий на Халхин- Голе. 1932—1939 гг. // Новая и новейшая история, 2001, № 2, с. 43.
6 Протокол о взаимопомощи между СССР и МНР // Тихий океан, 1936, № 2, с. 193.
7 Нота Китайского Министра иностранных Дел г. Чжан Цюня Послу СССР в Китае тов. Д.В. Богомолову от 7 апреля 1936 года // Тихий океан, 1936, № 2, с. 193.
нем дипломатической борьбы. В январе 1935 г. японское правительство в лице министра иностранных дел Хирота в очередной раз обозначило свои позиции в отношении Китая, заявив, что в его «политическом положении <... > все еще таятся многие серьезные возможности»1. В результате в 1937 г. японцы вторглись в Китай. В обострившейся международной обстановке СССР не замедлил поддержать Китай. 21 августа 1937 г. в Москве между СССР и Китаем был подписан договор о ненападении. Советско китайские отно шения определили два вектора развития. Во первых, были организованы поставки в Китай военной техники (по данным В.Л. Телицына, «с ноября 1937 по ноябрь 1939 года в Китай было поставлено свыше 800 самолетов, <...> 200 тысяч винтовок, <...> 1233 автомашины <...> и другое»2). Во вторых, Советский Союз стал оказы вать политическую поддержку Китаю на международной арене, в первую очередь в Лиге Наций.
В результате претензии Японии в отно шении Китая автоматически распростра нились и на Советский Союз. К концу 30 х гг. участились пограничные столкно вения японцев с вооруженными силами МНР и СССР. Среди самых значитель -ных — конфликты у оз. Хасан в 1938 г. и на р. Халхин - Гол в 1939 г.
Битва на Халхин Голе стала высшей точкой восточноазиатского противостоя ния в предвоенные годы. Она показала несостоятельность стремления получить геополитические преимущества в слож ном механизме социально политического взаимодействия в этом обширном регионе с помощью военной силы. Такой демогра -фический гигант, как Китай, с ярко выра женной этнонациональной доминантой и своеобразной идеологией, основанной на глубинной культурно исторической традиции, способен выступить в каче стве надежного стабилизатора проблемы. Несмотря на то, что в первой четверти
1 Речь японского мининдела хирота на сессии японского парламента 22 января 1935 г. // Тихий океан, 1935, № 2, с. 253.
2 Телицын В.Л. Пылающий Китай. Военные конфликты в Китае и советские «добровольцы». — М. : Изд-во ЭКСМО, 2003, с. 146.
ХХ в. проявился ирредентизм монголь ских и маньчжурских этнических сооб ществ, общая стабилизация политической обстановки в стране привела к усилению государственных национальных тенденций и формированию независимого сообщества. Завершающий этап Халхин голского противостояния только усилил действия национальной суверенизации и формирование настроений в пользу созда -ния сильного самостоятельного государ -ства на новой социальной основе.
Таким образом, изучаемый период характеризуется для Монголии сложной внешнеполитической обстанов -кой. Агрессивная внешняя политика Японии привела к сложному перепле тению интересов Китая, Советского Союза и Монголии. Для Японии дости жение мирового господства не представ лялось возможным без захвата Китая — крупнейшей державы Восточной Азии. Плацдармом проникновения в Китай, как и ранее, выступала Маньчжурия. Только теперь японцев интересовала не только Южная, но и Северная Маньчжурия. В результате войны с Китаем в 1932 г. было создано искусственное государ ственное образование Маньчжоу -Го. Соседствующее положение с Монголией, а также отсутствие четкой границы между государствами помогли японцам спрово цировать конфликт с МНР. В результате для Монголии вопрос о независимости перешел в практическую плоскость: воз никла угроза военного вторжения япон цев. В это время СССР продолжал играть для монголов роль «старшего партнера» и таким образом был втянут в конфликт с Японией. Пик событий пришелся на конец 30 х гг. В результате победы совет ских войск в военных столкновениях с японцами у оз. Хасан и на р. Халхин Гол Монголии удалось избежать захвата со стороны Японии. Для дела монголь ской независимости такое положение было выгодным, поскольку в преддверии Второй мировой войны Монголия оказа лась в защищенном положении. Но вме -сте с тем развитие событий 30 х гг. позво лило советскому правительству еще более усилить свои позиции в Монгольской Народной Республике.