Научная статья на тему 'ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ РОССИИ И ИРАНА: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ'

ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ РОССИИ И ИРАНА: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое партнерство / российско-иранские отношения / Ближний Восток / партнерство Россия и Ирана / геополитические интересы / strategic partnership / Russian-Iranian relations / Middle East / Russia-Iran partnership / geopolitical interests

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — З М. Курбанова

В условиях санкционного давления и изменений в мировой геополитической обстановке, сотрудничество между Россией и Ираном приобретает стратегическую значимость. Наметилась явная тенденция к переходу от ситуационного сотрудничества к непрерывному. Обострение конфликтов на Ближнем Востоке и усиление западного влияния в регионе способствуют сближению двух государств на фоне их общей заинтересованности в обеспечении безопасности национальных интересов и усилении влияния в стратегически важных регионах. В статье рассматриваются ключевые аспекты российско-иранского партнёрства на региональном уровне, включая вопросы геополитического взаимодействия на Ближнем Востоке. Анализируются возможности и ограничения этих отношений, обусловленные международными факторами и стратегическими интересами сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — З М. Курбанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOPOLITICAL COORDINATION BETWEEN RUSSIA AND IRAN: STRATEGIC PRIORITIES AND REGIONAL CONTRADICTIONS

Amid sanctions pressure and shifts in the global geopolitical landscape, cooperation between Russia and Iran is gaining strategic importance. A clear trend has emerged towards a transition from situational to continuous collaboration. The escalation of conflicts in the Middle East and the intensification of Western influence in the region have brought the two states closer together, driven by their shared interest in securing national interests and strengthening influence in strategically significant areas. This article explores key aspects of Russian-Iranian partnership at the regional level, focusing on geopolitical interactions in the Middle East. It analyzes the opportunities and limitations of these relations, shaped by international factors and the strategic interests of both sides.

Текст научной работы на тему «ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ РОССИИ И ИРАНА: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ»

ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ РОССИИ И ИРАНА: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

З.М. Курбанова, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-259-262

Аннотация. В условиях санкционного давления и изменений в мировой геополитической обстановке, сотрудничество между Россией и Ираном приобретает стратегическую значимость. Наметилась явная тенденция к переходу от ситуационного сотрудничества к непрерывному. Обострение конфликтов на Ближнем Востоке и усиление западного влияния в регионе способствуют сближению двух государств на фоне их общей заинтересованности в обеспечении безопасности национальных интересов и усилении влияния в стратегически важных регионах. В статье рассматриваются ключевые аспекты российско-иранского партнёрства на региональном уровне, включая вопросы геополитического взаимодействия на Ближнем Востоке. Анализируются возможности и ограничения этих отношений, обусловленные международными факторами и стратегическими интересами сторон.

Ключевые слова: стратегическое партнерство, российско-иранские отношения, Ближний Восток, партнерство Россия и Ирана, геополитические интересы.

На фоне сохраняющейся напряжённости в международных отношениях, связанной с санкционным давлением со стороны Запада и продолжающимися конфликтами на Ближнем Востоке, укрепление российско-иранского сотрудничества приобретает особую значимость. Обострение конфликта на Ближнем Востоке стало важным фактором сближения двух государств. «Агрессивная политика» Запада в этом регионе воспринимается Россией и Ираном как представляющая опасность их национальным интересам и безопасности. Внешняя политика Ирана жестко стоит на позиции противодействия внешнему вмешательству в дела Ближнего Востока. Для Москвы наличие такого союзника, который может помочь укреплению влияния в этом регионе, является преимуществом. Сближение России и Ирана оказывает большое влияние на баланс сил на всем Ближнем Востоке [2, с. 218].

Однако сотрудничество России и Ирана в регионе Ближнего Востока не столь однозначно. В этих отношениях все еще велика роль «переменной Запада». Основой сотрудничества Москвы и Тегерана стали не столько наличие общих стратегических целей в региональной политике, а сколько изменение геополитической обстановки, что требовало координацию действий в ответ на возникающие угрозы. Российско-иранские отношения

сильно подвержены влиянию региональных и международных факторов и скорее являются вынужденной необходимостью ради сохранения собственной безопасности. Эта особенность является слабым местом в таких отношениях, так как зависимость от внешних факторов препятствует формированию устойчивых институциональных связей для крепкого двустороннего сотрудничества [4, с. 149].

Еще одной важной точкой пересечения интересов России и Ирана представляется Каспийский вопрос, касающийся разделения акватории Каспийского моря, богатой нефтью, газом и рыбными ресурсами, к которым проявляют интерес даже США. До 2018 г. данный аспект оставался невыясненным, что создавало некоторую напряженность между прикаспийскими странами, включая РФ и Исламскую республику Иран. Подписанное в 2018 году соглашение о правовом статусе Каспийского моря помогло смягчить напряженность и создать основу для дальнейшего сотрудничества между всеми прикаспийскими государствами, включая Россию и Иран. Оба государства стремятся укрепить своё влияние на энергоресурсы и транзитные пути, противодействуя участию внешних игроков (например, НАТО) в регионе.

Повышенное внимание со стороны России и Ирана уделяется также Южному Кавказу,

так как через эту территорию проходят важные транспортные и энергетические коридоры, а также этот регион находится в непосредственной близости к их границам. Для России Южный Кавказ является зоной особых интересов; влияние в этом регионе обеспечивает её национальную безопасность. Москва поддерживает тесные связи с Арменией, в том числе через ОДКБ. С Азербайджаном Россия старается поддерживать хрупкий баланс. Россия играет ключевую роль в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе, действуя как посредник и миротворец для контроля ситуации. Стратегически Россия стремится ограничить влияние США и НАТО, которые могут использовать регион для расширения своего присутствия у российских границ.

Для Ирана Южный Кавказ также критически важен из-за исторически прочных связей. Тегеран активно взаимодействует с Азербайджаном и Арменией, но подходы различаются: Иран обеспокоен растущим влиянием Турции, члена НАТО, в Азербайджане, что затрагивает интересы иранского азербайджанского населения. Также Баку тесно взаимодействует с Израилем, что не может не вызывать настороженности у Ирана. В то же время Иран поддерживает Армению, обеспечивая ей экономическую и логистическую помощь в условиях закрытых границ с Турцией и Азербайджаном. Для Ирана стабильность в регионе необходима для предотвращения радикализма и сдерживания влияния Запада, что важно для его безопасности. Южный Кавказ также представляет для Ирана часть транспортных коридоров, соединяющих его с Россией и Европой, таких как коридор «Север-Юг».

Отношения с Турцией и Израилем являются точками напряженности для России и Ирана. Россия нацелена на сохранения баланса и прагматичных отношений с Турцией и Израилем, она сохраняет нейтралитет по отношению к конфликту между Ираном и Израилем, что вызывает неоднозначную реакцию у Ирана, который рассчитывает на поддержку России в условиях растущего давления со стороны Израиля и Запада.

Исходя из этих аспектов пересечения интересов и противоречий в отношении регионального сотрудничества вытекает и подтверждается тезис о неоднозначности и слож-

ности партнерских отношений России и Ирана. «Западное влияние» действительно играет свою роль в этих двусторонних отношениях, Россия не имеет цели идти на прямую конфронтацию с Западом ни по одному из направлений регионального сотрудничества, следовательно, она не будет безоговорочно поддерживать политику Ирана в отношении некоторых соседских государств.

Ситуация так и могла остаться сложно предсказуемой, если бы не резкое изменение баланса сил на мировой геополитической арене в 2022 году. Изменения во внешнеполитическом курсе, наметившиеся ещё с 2014 года, стали необратимы - Россия переориентировала экономические, политические и стратегические связей от Запада к странам Азии, особенно Китаю, Индии, Ирану и странам Юго-Восточной Азии.

Усиление санкционного давления Запада изменили мировой геополитический ландшафт, придав отношениям Москвы и Тегерана более интенсивный характер. Интерес к Ирану со стороны Российской Федерации возрос. Переориентация российской внешней политики на восточное направление, а также поиск новых стратегически важных партнеров только сопутствует расширению сфер сотрудничества. Оба государства имеют противоречивые отношения с США и имеют общие интересы в Сирии. В условиях санкционного давления Россия как никогда нуждается в стабильности и стратегичности отношений с Ираном [3, с. 312]. Россия стала инициатором возобновления переговоров касательно договора о Совместном всеобъемлющем плане действий, который с 2018 г. находился в «замороженном» состоянии. Иран, со своей стороны, выразил понимание позиции России касательно украинского вопроса и подчеркнул необходимость расширения контактов и приверженности экономического сотрудничества.

В сентябре 2022 г. Иран вступил в ШОС и в этом же месяце принял участие в Самаркандском саммите, главным результатом которого стало формирование тройного союза Россия-Китай-Иран. Данный союз потенциально обладает большими перспективами влияния на мировую политику [1, с. 90]. Стоит добавить, что именно в рамках проведения данного саммита ШОС продемонстрировала

свое нарастающее влияние и претензию на роль крупного мирового игрока в нынешнем многополярном мире.

Сейчас между Ираном и Россией наблюдается стремительный переход к стратегическому партнерству, что уже привело к обсуждению нового договора о стратегическом сотрудничестве. Редакционная работа над документом, призванная повысить статус российско-иранских отношений, началась два с половиной года назад - в январе 2022 г. еще при погибшем в мае президенте Ирана Ибрахиме Раиси. В августе 2024 г., уже при новом Президенте Ирана, иранский посол в Москве Ка-зем Джалали заявил, что проект Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Ираном и Россией находится на рассмотрении у президентов стран и будет подписан в скором времени.

В июле 2024 г. президент России Владимир Путин поздравил новоизбранного президента

ром туре выборов. В ходе телефонного разговора стороны договорились продолжить работу по развитию взаимовыгодного сотрудничества. Пезешкиан назвал Россию ценным стратегическим союзником и добавил, что его администрация будет углублять взаимодействие с Москвой.

Изменившаяся международная обстановка и давление со стороны Запада на обе страны создают необходимость в более тесной координации действий и выработке совместных стратегий. Иран, находясь под жесткими экономическими санкциями, видит в России надежного партнера, способного поддержать его в различных сферах, включая экономику, безопасность и военное сотрудничество. В свою очередь, Россия заинтересована в укреплении позиций на Ближнем Востоке и обеспечении своих интересов в регионе, что также способствует углублению сотрудничества.

Ирана Масуда Пезешкиана с победой во вто-

Библиографический список

1. Безносова, М.И. Российско-иранские отношения на современном этапе: перспективы и потенциальные риски / М.И. Безносова, К.А. Лихачёв // Вестник Удмуртского университета. -2023. - Т. 7. - С. 88-96.

2. Дарвишпур, Х. Отношения между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран и их влияние на Ближний Восток / Х. Дарвишпур // Исламский свободный университет, Тегеран, Иран. - 2022. - С. 216-218.

3. Кассамединова, А.А. Международные отношения Российской Федерации со странами Юго-Западной Азии, на примере российско-иранского сотрудничества / А.А. Кассамединова // Форум молодых исследователей. - 2022. - С. 310-312.

4. Свешникова, Ю.В. Тактический союз Ирана и России на новом Ближнем Востоке: природа и необходимость / Ю.В. Свешникова, А. Нури // АПЕ. - 2018. - № 1. С. 147-167.

- ПомитомогиR -

GEOPOLITICAL COORDINATION BETWEEN RUSSIA AND IRAN: STRATEGIC PRIORITIES AND REGIONAL CONTRADICTIONS

Z.M. Kurbanova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. Amid sanctions pressure and shifts in the global geopolitical landscape, cooperation between Russia and Iran is gaining strategic importance. A clear trend has emerged towards a transition from situational to continuous collaboration. The escalation of conflicts in the Middle East and the intensification of Western influence in the region have brought the two states closer together, driven by their shared interest in securing national interests and strengthening influence in strategically significant areas. This article explores key aspects of Russian-Iranian partnership at the regional level, focusing on geopolitical interactions in the Middle East. It analyzes the opportunities and limitations of these relations, shaped by international factors and the strategic interests of both sides.

Keywords: strategic partnership, Russian-Iranian relations, Middle East, Russia-Iran partnership, geopolitical interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.