Научная статья на тему 'Геопластика как выразительное средство ландшафтного дизайна'

Геопластика как выразительное средство ландшафтного дизайна Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
318
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛЬЕФ / ГЕОПЛАСТИКА / ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН / RELIEF / GEOPLASTIC / LANDSCAPE DESIGN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бакурова О.В., Нуриева А.Ю.

В статье рассматриваются вопросы влияния геопластичеких изменений рельефа на эстетическую и художественную ценность создаваемых ландшафтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геопластика как выразительное средство ландшафтного дизайна»

Бакурова О.В.1, Нуриева А.Ю.2 ©

1Старший преподаватель, кандидат биологических наук; 2магистрант. Кафедра географии и картографии,

Казанский (Поволжский) федеральный университет

ГЕОПЛАСТИКА КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы влияния геопластичеких изменений рельефа на эстетическую и художественную ценность создаваемых ландшафтов.

Ключевые слова: рельеф, геопластика, ландшафтный дизайн.

Keywords: relief, geoplastic, landscape design.

С помощью геопластических изменений ландшафта человек с давних времён решал сугубо практические задачи. Если соблюдать хронологию, к числу первых таких изменений следует отнести возведение древними египтянами дамб на Ниле. Строительство ирригационных систем требовало высокого уровня знаний, но точка их приложения была чисто утилитарной - защитить поселения от наступающей воды. Нельзя не упомянуть создаваемые во все времена военно-оборонительные сооружения. Один из древнейших городов в мире, Иерихон, уже в 8 тысячелетии до н.э. имел каменные укрепления, которые строились на земляных валах. От Великой китайской стены и земляных насыпей вокруг древнеславянских поселений до сторожевых линий юга России, обеспечивающих защиту от набегов кочевников, фортификационных сооружений в португальском Элваше или линии Маннергейма - сотни и тысячи примеров использования геопластики для целей обороны.

Менялись времена, приходили на смену друг другу исторические эпохи, возрастали технические возможности человека, а решение проблемы, в принципе, оставалось одним и тем же - целенаправленное перемещение земляных масс для создания преграды, защиты -будь то от неприятеля, или от стихии.

Земляные дамбы и валы позволили немецким, голландским и датским крестьянам отвоевать огромные территории у северных морей, системы польдеров пришли на смену заболоченным морским побережьям, давая новое жизненное пространство миллионам людей. Террасирование горных склонов в Китае и юго-восточной Азии служило средством развития земледелия, как основы жизни населения. Многократно возросший инженерный и технологический потенциал позволяет осуществлять грандиозные преобразования природы вроде создания искусственных островов с построенными на них отелями и аэропортами. Высочайшее инженерно-техническое совершенство таких проектов даёт возможность противостоять ещё одной разрушительной стихии - морскому прибою. Искусственные хребты ограждают горные поселения от схода смертоносных селей и лавин. Человек всё смелее вторгается в природу, позволяя себе сомнительные во всех отношениях затеи, наподобие чудовищного по своим масштабам и непредсказуемости поворота северных рек. О какой эстетической ценности подобных вмешательств может идти речь, если даже панические голоса экологов в расчёт не принимаются. А ведь помимо утилитарной

функции геопластика, как один из древнейших приёмов изменения природного ландшафта, может нести в себе и ещё одну важнейшую составляющую - эстетическую. Зиккураты Междуречья не только предохраняли от разливов Тигра и Евфрата, но и служили площадкой для возведения храмовых комплексов. Пентхаус Мардука - не просто защита от половодья, а лестница в небо, семиэтажная модель Вселенной. И Вавилонская башня, и Висячие сады Семирамиды, и древние курганы друидов, моголов и скифов - это очевидная попытка

© Бакурова О.В., Нуриева А.Ю., 2015 г.

человека оторваться от земли, поднять глаза к Богу в поисках и стремлении сотворить красоту.

Как справедливо замечает автор [1, 112], земля в геопластике является предметом трансформации, она же выполняет роль строительного материала. Добавим, что она к тому же приобретает и функции выразительного средства.

Геометрические формы сада создавали возможности видеть его в линейной перспективе, как в той же мере создавала эти возможности ренессансная архитектура. В садах Ренессанса создавались неподвижные видовые точки, откуда посетитель сада мог любоваться открывающейся перспективой. Эти возможности открывались террасами, где с верхних площадок открывался вид на нижележащие [2, с.84]

Яркий пример преобразования ландшафта с точки зрения изменения эстетического восприятия - творчество великого Андре Ленотра - от Сен-Клу и Во-ля-Виконт до Версаля. Благодаря неограниченным материальным, людским и финансовым ресурсам Людовика Х1У стало возможным невиданное по тем временам преобразование рельефа, направленное исключительно на создание живописного образа. Именно геопластика позволила построить на месте невзрачного болотистого мелколесья грандиозный ландшафтный ансамбль.

С помощью искусственного формирования рельефа рождались и пришедшие на смену французскому классицизму английские ландшафтные парки, и парижский Бютт-Шомон -одна из первых рекреационных зон на месте бывших каменоломен, и рождённый Чарльзом Дженксом на юго-западе Шотландии Сад космических размышлений, в котором геопластика становится не только основой, на которой выстраивается ландшафтная архитектура, но и акцентным элементом садовых композиций. Это только несколько примеров (а их огромное множество) того, как вертикальная планировка при преобразовании рельефа решает задачи придания ему художественной выразительности;

В.Я. Курбатов в своей знаменитой монографии замечает [3, с. 680], что «всякая, даже незначительная неровность почвы существенно облегчает работу садовода».

Ещё в 1936 году Е.В.Шервинский писал: «Основной задачей садово-парковых композиций является решение территории как в плановом, так и в объёмном отношении» [3, с.81-82]

Авторы [4,с.100] приводят слова американского ландшафтного архитектора Дж. Саймондса: «Искусство и умение проектировать местность постигается

проектировщиком, когда он впервые осознаёт, что имеет дело не с площадями, а с объёмами и пространствами».

Выражаясь более современным языком, геопластика позволяет внести в плоскостную систему координат Х-Y, в которой организуется планировка обычного ровного участка, еще один вектор - Z, т.е. еще одно измерение или вертикальные перепады рельефа. Объемность участка сразу же делает его более интересным, позволяет добиться обогащения общего характера зрительных впечатлений. Французские boulingrins, как отмечает академик Д.С.Лихачёв [2, с.33], не имели ничего общего с игрой в bowls, просто это были слегка углубленные партеры. Заниженная середина служила цели зрительного расширения пространства.

В аутентичных китайских садах благоприятный природный рельеф способствовал постепенному раскрытию видов. Сады шинуазри и, в особенности, японские сады ввиду ограниченности пространства требовали других приёмов для создания выигрышных оптических перспектив. И здесь на помощь приходят геопластические средства. Насыпные холмы и искусственные впадины создают замысловатый рельеф, в который искусно вписываются камни, растения и вода.

Особое место отводится геопластике при проектировании современных АРТ-ландшафтов [6], например, полей для игры в гольф. Плоские поверхности газонов и цветников наполняются объёмом, геопластика становится самодостаточной формой садовой архитектуры, как в работах Марты Шварц и Мартина Кнаута. Проект штаб-квартиры катарской нефтяной компании Qatar Petroleum, заказанный у архитектурного бюро Martha

Schwartz Partners and SOM, предполагает концепт с использованием искусственных дюн, среди которых расположатся сады и водоемы. Скульптуры из рельефа вырываются на свободу из тесных стилистических рамок, и оказалось, что самые изощренные формы геопластики прекрасно соседствуют с любой архитектурой от классической до авангардной.

Литература

1. Немова Е. М. Стилистика сада / Е. М. Немова. - М.: Фитон, 2001.- 160 с.

2. Лихачев Д.С. Поэзия садов / Д.С.Лихачёв. - М.: Согласие, 1998. - 356 с.

3. Курбатов В. Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира / В. Я. Курбатов. - М.: Эксмо, 2007. - 736 с.: ил.

4. Шервинский Е.В. Проблема освоения наследия садово-парковой архитектуры // Проблемы садово-парковой архитектуры: сб.статей - М., 1936

5. Боговая И.О. Ландшафтное искусство / И.О.Боговая, Л.М.Фурсова. - М.: Агропромиздат, 1988. -223 с., ил.

6. Забелина Е.В. Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре: Учебное пособие / Е.В. Забелина. - М.: Архитектура-С, 2005. - 160 с., ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.