Геонформационный ресурс региона потенциальные земельно-правовые ограничения
территории
Geo-information resource of the region potential land and legal restrictions of the territory
Ь Л московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 332.2:528.85 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15019 Лебедев Петр Петрович,
доктор технических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», [email protected]
Сизов Александр Павлович, доктор технических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет геодезии и картографии, [email protected]
Лукьянова Татьяна Семеновна, доктор географических наук, профессор кафедры почвоведения, экологии и природопользования, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», [email protected]
Гуров Анатолий Федорович, кандидат географических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», [email protected] Petr P. Lebedev,
doctor of technical sciences, assistant professor, The State University of Land Use Planning, [email protected]
Alexander P. Sizov,
doctor of technical sciences, professor, Moscow State University of Geodesy and Cartography, [email protected]
Tatyana S. Lukianova,
doctor of geographical sciences, professor, professor, State University of Land Use Planning, [email protected] Anatoly F. Gurov,
candidate of geographic sciences, assistant professor, The State University of Land Use Planning, [email protected]
Аннотация. Излагаются положения по созданию географической информационной системы земельно - правовых ограничений территории: назначение, пользователи, предметная область, структура и функционирование, важное состовляющей которой являются отсутствующие в кадастре данные о потенциальных ограничениях. Summary. The provisions for the creation of a geographic information system of land-legal restrictions of the territory are set forth: purpose, users, subject area, structure and functioning, of which the potential constraints are missing in the inventory.
Ключевые слова: действующие и потенциальные земельно-правовые ограничения, зоно-и свето-образующие объекты.
Keywords: current and potential land and legal restrictions, zone- and light-forming.
Предложения концепции ГИС потенциальных земельно-правовых ограничений территории развивают идеи, предложенные в статьях [1,2] посвященных проблемам и путям их решения в сфере ограничений прав на землю. Термином земельно-правовые ограничения названы три группы ограничений собственников, владельцев и пользователей земли в правах вещных, на использование и оборот: обременений прав собственников земельных участков (насчитывающих порядка 10 видов); земельных сервитутов (около 25 видов) и собственно ограничений прав на использование земли (более 60 видов). В дальнейшем речь пойдет о двух последних группах ограничений. Ограничения, которые установлены на территории в виде зон (территориальных, также с особыми условиями использования территории) и сервитутов, в частности, учтены в кадастре и зарегистрированы, названы действующими ограничениями. Они привязаны к конкретным соответственно зоно- и сервитуто-образующим объектам территории. Объекты, подпадающие под правовые нормы ограничений, но относительно которых не установлены зоны, названы индикаторами зон, а предполагаемые зоны - потенциальными. Количество потенциальных зон и сервитутов любой административной территории многократно превышают количество действующих. Какая-либо информация о них отсутствует, но значение ее в принятии решений и мероприятиях, связанных с землей не меньше, чем информации о действующих ограничениях, содержащихся в кадастре, поэтому необходимость в создании соответствующего ресурса очевидна. Учитывая наличие в ней пространственной составляющей ресурс должен быть реализован на базе векторной ГИС, имеющей в своем составе средства создания буферных зон или буферизации.
Назначение системы. Согласно концепции система предназначена для сбора, систематизации, хранения и анализа данных о всех зоно- и сервитутообразующих объектах территории, а также их обработки и предоставлении информации о потенциальных зонах и сервитутах в картографической форме всем заинтересованным пользователям.
Нельзя не сказать о такой значимой функции системы, как представлении и изучении сферы ограничений территории в целом, поскольку она является не только одним из компонентов, но и важнейшим фактором организации и развития территории.
Пользователи системы. Информация о потенциальных зонах и сервитутах необходима госорганам и организациям, которые занимаются градостроительством, развитием территории, землеустройством, охраной природы, прогнозом, планированием и контролем использования и охраны земельных и других ресурсов, размещением хозяйственных и других объектов, экологическим и санитарно-гигиеническим надзором, ведением кадастров, а также будущим (и во многих случаях настоящим) собственникам, арендаторам, владельцам и пользователям земельных участков.
Предметная область системы. Она включает в себя ориентированные на определенные объекты территории, а также охранные и защитные цели, правовые нормы и параметры, на основе которых устанавливаются ограничения, объекты территории, в отношении которых они устанавливаются и уже действующие зоны и сервитуты. Установленные федеральным законодательством ограничения должны обеспечивать безопасность населения, условия эксплуатации хозяйственных объектов, устойчивого развития экосистем и экономики, а также охраны памятников природы, истории, культуры и защиты природы от негативного воздействия. Всего насчитывается более 60 нормативно-правовых актов федерального значения об установлении, видовом составе, характеристиках и параметрах зон и сервитутов.
Группа объектов, в отношении которых устанавливаются зоны состоит из трех подгрупп: объектов, обуславливающих охранные зоны с особыми условиями использования; объектов, обуславливающих защитные зоны с особыми условиями использования; объектов, на которых формируются территориальные зоны. В состав объектов первой подгруппы входят нуждающиеся в охране от негативного воздействия хозяйственной и других видов деятельности, в сохранении и улучшении их качества и полезных функций объекты: природные комплексы и ландшафты, отдельные их компоненты (памятники природы); промысловые территории проживания малочисленных этносов; рекреационные, пригородные и сельскохозяйственные территории; источники
водоснабжения и рыбных ресурсов; курорты и санатории; объекты истории и культуры, некоторые социально-экономические объекты, а также объекты незавершенного строительства, особо ценные земли и многие другие.
В состав второй подгруппы входят объекты, для эксплуатации которых требуется оперативное пространство, а также обладающие негативным для населения и окружающей среды свойствами и воздействием. Это преимущественно антропогенные и природно-антропогенные, реже природные, часть которых приобрела эти свойства от деятельности человека: транспортные и инженерные коммуникации и сооружения, объекты промышленности и обороны, складские сооружения, мелиоративные системы, загрязненные и радиоактивные земли и территории, полигоны с бытовыми и промышленными отходами, эпидемическими и токсичными радиоактивными захоронениями и другие. В эту подгруппу можно отнести также земли и почвы, нуждающиеся в восстановлении, обезвреживании и мелиорации.
Все объекты первой и второй подгрупп, подпадающие под соответствующие нормы должны иметь статус индикаторов потенциальных зон, указывающих на то, что ограничения в отношении них фактически существуют и их следует соблюдать и что рано или поздно потенциальная зона будет оформлена в действующую.
В состав третьей подгруппы объектов относятся сами территории административных образований, которые являются пространственным базисом размещения природного и социально-экономического комплексов этих образований, их сочетание в пространстве неоднородно, поэтому территория образований дифференцирована на части с различными условиями развития, которые необходимо учитывать при проведении процедур функционального зонирования и принятии решений территориального планирования образования.
Вторая, менее внушительная группа объектов, обуславливающих обременение вещных прав на земельные участки, состоит из, так называемых, сервитутообразующих объектов, расположенных в пределах земельных участков. К ним относятся дороги, тропы, источники воды, водостоки, водопои, скотопрогоны, пастбища инженерные коммуникации и другие виды объектов.
Важную роль в плане упрощения сбора данных и организации их в системе играют группировки объектов по их ведомственной принадлежности, а также по видам картографических материалов, в состав содержания которых они входят.
Было бы неправильно не включить в предметную область системы документально оформленные и вступившие в юридическую силу ограничения в виде индивидуальных
зон (полос, ареалов) с особыми условиями использования территории и связанных функциональных зон, названных территориальными зонами, а также фрагментов или элементов зон и правовых характеристик в составе учтенных и зарегистрированных земельных участков. Установленные ограничения в составе земельного участка представлены в ЕГРН следующими сведениями:
- о вещных правах на земельный участок и сделок с ним;
- об ограничениях вещных прав на земельный участок и сделок с ним;
- о частях земельного участка, на которые распространяются ограничения;
- о лесах, водных и других природных объектах, расположенных на земельном участке;
- категория земель, к которой относится земельный участок;
- разрешенное использование земельного участка.
Что касается действующих зон, то они в ЕГРН представлены следующими сведениями:
- тип, вид и другие индивидуальные обозначения;
- описание местоположения границ;
- решение об установлении зон: реквизиты, наименование органов государственной и муниципальной властей, источник опубликования;
- содержание ограничений использования земель.
В ресурсе публичная кадастровая карта они отображаются следующими сведениями:
- границами зон с особыми условиями использования территории;
- границами территориальных зон;
- контурами зданий и сооружений незавершенного строительства.
Создание, а в дальнейшем функционирование ГИС предполагают использование следующих видов источников информации о предметной области:
- бумажные и цифровые планово-картографические материалы (топографические, инженерные и другие планы и карты);
- нормативные акты по установлению и характеристикам зон и сервитутов;
- кадастровые документы и базы данных;
- бумажные и цифровые документы (схемы, планы и проекты) территориального планирования, планировки территории, функционального зонирования, использования и охраны земель и другие.
Предметная область системы не ограничивается составом ограничений. Не менее важным и сложным, но совсем не изученным ее аспектом, является проявленность этого состава на территории, в частности, характер пространственные отношения между собой
и с другими компонентами территории. В этом плане она представляет собой такое географическое образование, как территориальный комплекс, которое является целостным, имеет собственную структуру и функции, тесно зависит от территории и в свою очередь оказывает существенное влияние на ее организацию и развитие. Учитывая правовую сущность этого образования, его можно назвать правовым территориальным комплексом.
Структура системы. Для выполнения намеченных функций система должна иметь следующие подсистемы: сбора и хранения исходных данных; БД «Нормативные акты и параметры»; создания и ведения БД «Объекты - индикаторы»; создания и ведения БД «Потенциальные зоны создания и ведения БД «Действующие зоны»; создания и ведения БД «Карты ограничений»; обеспечения запросов пользователей. Центральными звеньями системы являются подсистемы, связанные с созданием и ведением трех БД: «Объекты-индикаторы», «Потенциальные зоны» и «Карты ограничений». Первые две БД должны быть пространственно-атрибутивными и состоять из слоев и связанных с ними атрибутивных таблиц. В первой из них слои должны отображать размещение зоно- и сревитутообразующих объектов по подвидам, а таблицы - их характеристики; во второй слои - границы потенциальных зон, а таблицы - параметры зон.
Картографическая подсистемы на основе этих БД создает и ведет базовые планы и карты потенциальных зон в масштабах, зависящих от типа территории: 1:500 - 1:2000 (для планов и карт населенных пунктов); 1:2000 - 1:10000 ( для планов и карт территорий городских округов и пригородных зон); 1:10000 - 1:100000 (для карт сельскохозяйственных и природных территорий). Тематический ряд базовых планов и карт должен соответствовать видовому составу комплекса земельно-правовых ограничений территории. На основе базовых планов и карт создаются планы и карты территории масштабов и тем, отвечающих типам задач и запросов пользователей системы.
Функционирование системы представлено в виде технологической схемы, показанной на рис. 1. Предусмотренные в ней геоинформационные продукты и процессы могут быть реализованы на базе ГИС картографического назначения, а также картографического сервера, обеспеченного стандартными средствами геосервиса.
Список литературы
1. Лебедев П.П., Сизов А.П. Территориальный аспект ограничений прав на землю и его картографирование // Известия ВУЗов; сер7 геодезия и аэрофотосъемка, 2013, №1. - С. 106-111.
2. Лебедев П.П. Географический подход к представлению и изучению ограничений прав на землю // Землеустройтсво, кадастр и мониторинг земель, 2013, №9. - С.39-43, №10. -С.40-45.
3. Лебедев П.П. ГИС потенциальных земельно-правовых ограничений территории землеустройство, кадастр и мониторинг земель, 2015, №2 - с. 59-63