METHOD OF MINIMUM DISCLAIMER
A.A. Danichev, A.I. Karnaukhov, S.I. Zatenko, A.S. Gogolevsky, V.A. Sokolova, A.A. Ivanov, A.A. Orekhovskaya
A well-known method for obtaining the resulting ranking, which is reduced to solving the assignment problem, is considered. It is shown that the application of the proximity measure on the preference vectors for this method is not correct. It is proposed to use the proximity measure on the relationship matrices to construct the loss matrix. As a result, a new method for obtaining the resulting ranking has been developed - the method of minimal disagreement.
Key words: ordinal scale, binary relations, resulting ranking.
Danichev Aleksey Aleksandrovich, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Krasnoyarsk, Siberian Federal University,
Karnaukhov Andrey Ivanovich, candidate of technical sciences, docent, karnau-
[email protected], Russia, Krasnoyarsk, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology,
Zatenko Svetlana Ivanovna, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, St. Petersburg, Saint Petersburg State Forest Technical University,
Gogolevskiy Anatoly Sergeevich, candidate of technical sciences, senior researcher, [email protected], Russia, St. Petersburg, Military Space Academy named after A.F. Mozhaisky,
Sokolova Viktoria Aleksandrovna, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, St. Petersburg, Military Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny,
Ivanov Alexander Alekseevich, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Tver, Tver State Agricultural Academy,
Orekhovskaya Alexandra Aleksandrovna, candidate of agricultural sciences, head of department, [email protected], Russia, Maiskiy village, Belgorod State Agrarian University named after V.Ya. Gorin
УДК 512.643.3
DOI: 10.24412/2071-6168-2022-7-147-151 ГЕОМЕТРОГРАФИЧЕСКИЙ ВЕКТОР В МАТРИЦЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ИНЖЕНЕРА
Н.М. Куприков, М.Ю. Куприков
Весь мир геометричен. Первичность геометрического образа очень характерна для инженерии. Решение инженерных задач сопряжено с синтезом и анализом геометрических образов технических систем. По мере развития наукоемкого машиностроения методы синтеза и анализа геометрии инженерных систем выросли требования к инструменту проектирования, а, следовательно, и к компетенции инженера проектировщика. Показаны возможные области применения технологий быстрого прототипирования при проектировании. Показано, что верификация тренда развития геометро-графического образования идет через развитие нормативно-правовой документации и посредством деятельности в профильных технических комитетах Росстандарта и специализированных диссертационных советах ВАК РФ.
Ключевые слова: кадры, инженерная графика, цифровые технологии, чертеж, конструкторская документация, автоматизация проектирования, аддитивные технологии, технический комитет, диссертационный Совет.
Принципиальным отличием кадрового потенциала России 21 века является востребованность на мировом рынке. Вхождение в ВТО и участие в международных проектах поставило новые требования к компетентностной модели специалиста наукоемкого
147
машиностроения, но, к сожалению, не отменило старые требования. Наше кадровое присутствие в зарубежных Аэропроектах мы можем проследить на примере Боинга и Аэрбаса. Если взять любой проект, то там можно найти в той или иной степени русский инженерный след. А вот обратный процесс не образовался. Нет притока инженерной миграции в России. Волна квалифицированных кадров постсоветского пространства иссякла. Нет притока инженеров, экономистов, юристов. Приезжает кадровый ресурс в коммунальное хозяйство и на стройки с минимальной квалификацией.
Аналогичный процесс произошёл в России в межотраслевом взаимодействии. Есть компетенции, которые допускают переток кадров между отраслями. Смотри рис. 1 на котором представлено Парето-оптимальное множество кадрового обеспечения в координатах зависимости уникальности от инвариантности кадрового обеспечения. Например, юристы и экономисты на оси ординат они максимально инвариантны для различных отраслей и степень их уникальности минимальна.
Модель бизнес-цели специалиста при подготовке в рамках одной программы ВПО соответствует участку 4-5. Это те кадры , которые есть на рынке. Их надо научиться селектировать на рынке. А вот участок 1-2 характеризует уникальные кадры, которых на рынке нет. Их надо готовить самим, а дистанция подготовки от20 до 25 лет, это кадры высшей квалификации. Точка 3 характеризует модель специалиста включающую синергию компетенций. Множество кадровых компетенций в точке 3 определяется балансом компетенций в точках 2 и 4. Геометрически этот баланс можно представить «Золотым сечением» или спиралью Фибоначчи.
Законченный цикл компетентностной модели современного специалиста готового к рынку (вектор 0-3) по возрасту соответствует 25 годам (рис.2).
Принципиальным отличием этой модели является финансовое обеспечение. В первой ситуации 100% финансовое обеспечение реализуется на основании контрольных цифр приема, т.е. через бюджетное финансирование. Во второй ситуации бюджетное финансирование обеспечивает только первый из трех сегментов образования, через контрольные цифры целевого приема. Второе и последующие образования платные. Кто на рынке может выступать в качестве объекта финансового обеспечения: госбюджет через КЦП, родители, корпорации (в рамках целевого приема за бюджетные деньги) и работодатели (в рамках целевого обучения за деньги предприятий).
Рис 2. Современная модель бизнес-цели специалиста в рамках программ СПО-ВПО-ДПО
148
Компетентностью модель выпускника можно отнормировать зачетными единицами. Так специалитет составляет от 300 до 360 з.е., бакалавриат - 240 з.е. и магистратура -120 з.е. По оценкам экспертов общий объем компетенций современного специалиста находится в пределах 1000 +100 з.е., что является численным определением точки 3 на рис. 1. Это означает, что еще как минимум 3 раза надо пройти повышение квалификации в рамках ДПО.
Длинный цикл обучения и сложная модель финансирования, как ключевые вызовы реализации инженерного образования, вывели на передний план роль системного интегратора. Он гарантирует вход и выход в образовательном цикле специалиста.
Характерной чертой аэрокосмического образования является его объектно-ориентированная обусловленность. Конструкторские бюро были сконцентрированы в Москве, а вот серийные заводы и отраслевые НИИ имели более обширную географию. Две тенденции интеграции в инженерном образовании породили понятие базовых кафедр для НИИ и Завод-ВТУзов для серийных заводов. В последующем из Завод-ВТУзов выросли самобытные Университеты (например, РГАТУ, СибГАУ, СГАУ) со своими ключевыми компетенциями.
В Российской практике гарантией качества образования для наукоемкого машиностроения является интеграция фундаментальной и отраслевой науки, проектантов и эксплуа-тантов на базе единых профессиональных и образовательных стандартов.
Для мобильного мониторинга таких изменений в Росстандарте созданы технические комитеты. Например, Технический комитет 051 «Система конструкторской документации» или 182 ТК - Это Технический комитет по стандартизации «Аддитивные технологии» (далее - ТК 182) является формой сотрудничества заинтересованных организаций, органов власти и физических лиц при проведении работ по национальной, межгосударственной и международной стандартизации в сфере видов экономической деятельности, продукции и услуг согласно Разделу С «Продукция обрабатывающих производств» по ОК 034-2014. Или ТК 482 «Поддержка жизненного цикла экспортируемой продукции военного назначения и продукции двойного назначения».
Динамика современного мира требует не только подготовки кадров среднего профессионального образования (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО), но и переподготовки кадров на уровень компетенций в заданное предопределенное технологическим укладом время. Модель трехуровнего (Бакалавриат-магистратура-аспирантура) образования дополненная системой ДПО (дополнительного профессионального образования) родилась как следствие из динамичного развивающегося цифрового мира (см. рис.2).
Цифровой «Мир без границ» потребовал флагманских ориентиров, точек сборки компетенций. Одной из них является объединенный Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени Д999.048.02 на базе ФГБОУВПО Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет и ФГБОУВПО Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева (утвержден приказом №1400/нк от 17.11.2015.) это единственный в стране Совет в котором рассматриваются диссертации по специальности 05.01.01 Инженерная геометрия и компьютерная графика.
Формула специальности:
Инженерная геометрия и компьютерная графика - область науки и техники, занимающаяся разработкой теоретических основ и практических методов геометрического моделирования явлений, объектов и процессов живой природы, техники, технологии, экономики, строительства и архитектуры. Решение научных и прикладных проблем данной специальности направлено на достижение оптимальных параметров геометрических моделей явлений, объектов и процессов, обеспечивающих наиболее полный учет функциональных, конструктивных, технологических, экономических, эстетических и других требований.
Области исследований:
Теория изображений и практические методы ее реализации при построении геометрических моделей.
Теория и практика непрерывного и дискретного геометрического моделирования. Конструирование кривых линий, поверхностей и тел по наперед заданным требованиям.
Теория геометрических преобразований и их использование при моделировании.
Геометрические методы оптимизации в разных отраслях науки и техники.
Теория многомерной геометрии и номографии и их использование при геометрическом моделировании.
Геометрические основы компьютерного исследования процессов: проектирования, конструирования и технологии производства.
Разработка методов и алгоритмов визуализации. Методы и алгоритмы обработки изображений в системах технического зрения.
Геометрические основы информационных технологий и систем.
Решая обратную задачу кадрового обеспечения можно однозначно утверждать, что по каким бы лабиринтам виртуального цифрового мира мы не гуляли, есть базовые знания и правила.
Что осталось неизменным? Язык чертежа определен ГОСТами. ЕСКД фундамент инженерной мысли.
Выводы:
1. Цифровой мир привел к трансформации чертежа, как языка общения инженеров, в виртуальный твердотельный образ.
2. Цифровой «Мир без границ» потребовал ориентиров, точек сборки компетенций. Одной из них является объединенный Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени Д999.048.02.
3. Для мобильного мониторинга таких изменений в Росстандарте созданы технические комитеты. Например, Технический комитет 051 «Система конструкторской документации» или 182 ТК - Это Технический комитет по стандартизации «Аддитивные технологии».
Работа выполнена в рамках Соглашения о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета на осуществление государственной поддержки создания и развития научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития" от 20 апреля 2022 года №075-15-2022-311.
Список литературы
1. Единая система конструкторской документации. ГОСТ 2.109-73 ЕСКД. Основные требования к чертежам. [Электронный ресурс] URL: https://znavtovar.ru/gost/2/gost 210973 eskd osnovnye treb.html (дата обращения: 20.04.2022).
2. Бойцов Б.В., Борисов В.Д., Киселев Н.М., Подколзин В.Г.. Жизненный цикл и реализация летательного аппарата. М.: Изд-во МАИ, 2005. 520 с.
3. Кузнецов В. Системы быстрого изготовления деталей и их расширения // CAD/CAM/CAE Observer. 2003. №4. С. 2 - 7.
4. Куприков М.Ю., Куприков Н.М. Диалектика конструкторской документации, или чертеж как язык инженера // Компетентность. 2019. № 6. С. 21-27.
5. Маслов Ю.В., Мищенко В.Ю. Быстрое прототипирование и его применение в аэрокосмической отрасли//Атмосферные энергетические установки. 2011. №1. С. 23 - 27.
6. Сироткин О.С., Тарасов Ю.М., Рыцев С.Б., Гирш Р.И. Прототипирование и технология послойного синтеза в современном компьютеризированном производстве//Российская энциклопедия CALS. Авиационно-космическое машиностроение / под ред. А.Г. Братухин. М.: ОАО «НИЦ АСК», 2008.
7. Смирнов О.И. Имитационное моделирование технологий послойного синтеза в машиностроении//Электронный журнал «Труды МАИ». Выпуск № 37. 25 с.
8. Братухин А.Г. CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support) в авиастроении / под ред. А.Г. Братухина. М.: Изд-во МАИ, 2002. 670 с.
9. Буньков Н.Г. Современная информационная технология в создании летательного аппарата (введение в CALS (ИПИ)-технологию). М.: Изд-во МАИ, 2007. 248 с.
Куприков Никита Михайлович, канд. техн. наук, доцент, [email protected]. ru, Россия, Санкт-Петербург, Высшая школа киберфизических систем и управления Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, старший научный сотрудник Института 9 МАИ (НИУ),
Куприков Михаил Юрьевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, [email protected], Россия, Москва, Московский авиационный институт
GEOMETRIC-GRAPHIC VECTOR IN A MATRIX ENGINEER'S COMPETENCIES
N.M. Kuprikov, M. Yu. Kuprikov 150
The whole world is geometric. The primacy of the geometric image is very characteristic of engineering. The solution of engineering problems involves the synthesis and analysis of geo-metric images of technical systems. With the development of high-tech machinery, the methods of synthesis and analysis of the geometry of engineering systems have increased the requirements for the design tool, and, consequently, for the competence of the design engineer. Possible areas of application of rapid prototyping technologies in design are shown. It is shown that the verification of the trend in the development of geometric and graphic education goes through the development of regulatory documentation and through activities in the specialized technical committees of Rosstandart and specialized dissertation councils of the Higher Attestation Commission of the Russian Federation.
Key words: personnel, engineering graphics, digital technologies, drawing, design documentation, design automation, additive technologies, technical committee, dissertation Council.
Kuprikov Nikita Mikhailovich, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, St. Petersburg, Higher School of Cyberphysical Systems and Management of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Senior Researcher at the Institute of 9 MAI (NRU),
Kuprikov Mikhail Yurievich, doctor of technical sciences, professor, head of department, [email protected], Russia, Moscow, Institute 9 of the Moscow Aviation Institute
УДК 372.862
DOI: 10.24412/2071-6168-2022-7-151-156 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
К.В. Яцук, О.И. Свиридов, Д.А. Иванов, А.В. Филин
Основу учебного процесса составляет устное общение, где обучающимся нужно воспринимать речевую информацию от преподавателя. Оценка эффективности осуществляется путем определения соотношения объемов зафиксированного образовательного контента без применения технических средств обучения и со средствами технических средств обучения, как каждым обучающимся, так и путем усреднения индивидуальных оценок по всему контингенту обучающихся. Это позволяет оценить, насколько персонализировано влияют технические средства на процесс повышения качества подготовки. При этом предусмотрена возможность учета параметров учебных аудиторий, индивидуальных голосовых параметров преподавателя (темп речи, громкость, тембр, спектр, четкость речи), а также параметров слухового канала обучающихся (порог слуха, слуховая чувствительность, порог дискомфорта) и среды распространения акустических сигналов.
Ключевые слова: технические средства обучения, режимная аудитория, образовательный контент, учебный процесс.
Актуальность разработки методики предопределяется:
1. Изменениями энергетических параметров внешних источников шума.
2. Существенным изменением свойств, используемых материалов для аудиторий.
3. Практически полным изменением номенклатуры средств звукоусиления.
4. Отсутствием методик, адаптированных к решению задачи количественной оценки передачи в звуковом диапазоне образовательного контента, содержащего элементы государственной тайны.
5. Отсутствием возможности оценки выполнения требований по защите конфиденциального образовательного контента.
Задача состоит в том, что, зная количественные значения параметров, характеризующих органы речи и слуха, а также параметры, характеризующие среду распространения акустических сигналов, и, пользуясь аналитическими или иными соотношениями между этими факторами и искомой величиной, зафиксированной каждым обучающимся, объема переданного образовательного контента, количественно оценить эффективность ТСО, использованных в процессе передачи образовательного контента в звуковом диапазоне.
151