УДК 539.37
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЭЛАСТИКИ СТЕРЖНЯ В РАЗНОВИДНОСТЯХ ПЛОСКОГО ИЗГИБА (СОСРЕДОТОЧЕННАЯ НАГРУЗКА)
А.В. Анфилофьев
Томский политехнический университет E-mail: zvm@tpu.ru
Упругий стержень в продольном изгибе сосредоточенной нагрузкой при больших искривлениях представлен как совокупность стержней, находящихся в различных видах изгиба. Сформирована общая расчётная схема для исследования влияния ориентации нагрузки на геометрию упругих кривых. Установлено, что в некоторых пределах форма кривых практически не зависят от направления нагрузки. Это позволяет определить границыI, в которых имеет место понятие «малости» в положениях традиционной теории изгиба. Установленыi свойства линии с линейно изменяемой кривизной и дано её соответствующее геометрическое представление. Сформирована диаграмма состояний стерня в диапазоне искривлений от центрального сжатия до центрального растяжения.
Ключевые слова:
Кривизна, функция кривизны, эластика, стержень, сосредоточенная нагрузка, разновидности изгибов.
1. Введение
В теории изгиба задача определения геометрии оси деформируемого стержня (задача эластики) формулируется как «восстановление линии по заданной функции изменения кривизны». Кривизна, по определению, характеризуется скоростью изменения угла наклона касательной в при движении по длине Ь искомой линии у(х) и выражается аналитически в естественной и координатной форме:
Г -V2
йв й2 у '
К = — = ■ 2 dL dx
dx
(1)
dO ^ — = K * или
dL
d2 y dx2
i+(dy
I dx
-3/2
= K*. (3)
координатной форме (1), с которым ур. (3) прини мает вид
d2 y
dx2
>K *.
(4)
Функцию изменения кривизны даёт теория изгиба уравнением Я. Бернулли:
К * = М/Ы. (2)
Здесь М - функция изгибающих моментов, обусловленная нагрузкой, - изгибная жесткость стержня.
Согласно (1) и (2) задача восстановления линии формируется уравнением:
Искривление прямого стержня может явиться результатом нагрузки разного направления по отношению к нему и, очевидным образом, сформировано представление о разных видах его изгиба, рис. 1.
Стержни, для которых требование жёсткости ставит ограничения на величину искривления, являются объектом исследования теории изгиба «малых» перемещений. Используется упрощенное Л. Эйлером аналитическое выражение кривизны в
В этой теории систему координатных осей всегда связывают с осью стержня в начальном неде-формированном состоянии. Функция кривизны К* устанавливается без учёта искривления оси или с его учётом при наличии продольных сил. Соответственно, различают теории продольного, поперечного, продольно-поперечного изгиба.
Искривление длинных и гибких стержней устанавливается по (3) и они являются объектом исследований теории «больших» перемещений [1, 2]. Основная её сложность состоит в согласовании функции К* с выражениями кривизны [3].
Для искривлённых стержней в системе осей, связанной с направлением нагрузки, представление о разных изгибах исчезает, и становится очевидной общность между ними. Она имеет визуализацию в эластике стержня в продольном изгибе возрастающей сосредоточенной нагрузкой при разных углах поворота концевого сечения, рис. 2.
Одна из кривых, рис. 2, приведена на рис. 3. На этой линии указаны отрезки, которые представляют стержни в разных изгибах. Из совокупности кривых, рис. 2, можно выделить короткие (жёсткие) и длинные (гибкие) стержни при любом направлении нагрузки к их первоначальной оси.
Если в системе осей, связанных с начальной осью стержня, функции кривизны (2) для выделенных отрезков определяются разными уравнениями, то в системе осей х, у, связанных с направлени-
ем нагрузки, она одинакова для любого из них и упругие кривые их есть отрезки эластики стержня в продольном изгибе. Концы стержней определяют граничные условия его в соответствующем изгибе и, следовательно, все разновидности изгибов можно определить одной расчётной схемой.
Рис. 2. Эластика стержня в продольном изгибе
2. Расчётная схема разновидностей изгиба стержня
На рис. 4 состояние стержня определяется нагрузкой неизменного направления к его оси указанного углом а. Изменением этого угла в диапазоне 0...180° реализуются все возможные изгибы от центрального сжатия до центрального растяжения.
Рис. 4. Изгиб стержня нагрузкой произвольного направления. Система осей связана: а) с начальной осью стержня, Ь) с направлением нагрузки
В системе осей Х1, У1 (рис. 4, а) стержень от нагрузки с направлением а^=0 искривляется. При этом «малые» перемещения точек упругой кривой можно устанавливать по ур. (4). Если перемещения являются «большими» они должны определяться по ур. (3). В системе осей X, У (рис. 4, Ь), связанной с направлением нагрузки, даже «малые» перемещения становятся «большими».
Для решения поставленной задачи используем точные выражения кривизны в параметрической форме [4]:
d (sin в) _d (cos в)
K = ±-;-= +-
dx
dy
(5)
Задача восстановления линии Ь с функцией изменения кривизны К*=ру, где коэффициент р=Р/Е1 (Е/=сош1) формулируется уравнениями:
d(cose)
= РУ,
d(sin в) „ dx
v - = py, dL = -
(6)
dy dx cos
Граничные условия: в начале координат x=0, y=0, в=в0=а+вь на конце линии x=xL, y=yL, в=а. Здесь в; - поворот концевого сечения относительно своего исходного положения.
Из первого дифференциального уравнения (6) получаем уравнение ординат точек кривой:
y = 4| p (cose- cose0).
(7)
Рис. 3. Разновидности изгибов стержня в кривой продольного изгиба: 1) с растяжением, 2) поперечный, 3) со сжатием
Цель работы - установление особенностей геометрии искривления оси стержня в отмеченном едином представлении разновидностей его изгиба.
Из второго дифференциального уравнения (6) при подстановке (7) находим уравнение абсцисс:
cos в de
_L_ f_
•ДР { (cos в — cos{0}/2
(8)
По третьему уравнению (6) определяется длина кривой от её начала до точки с координатами х, у, в:
x = —
L =
1 вг d
лДр eJ (cose-
(9)
cose0)/
1 в
= "Т Í" I-:
^sin2^) - sin2 (в2) i 0
=-2 ítt
(10)
de
(11)
где
(рв = arc sin
(pa = arc sin
sinee 2) sin(e^2)
sin(e 2)
%0 =■
Fo Fa
x L
F - Fa
[(Fe- Feo) - 2( Ee- E„)].
LfP = [Feo - Fa ].
(12)
(13)
0,2
0,4
0,6
0,8
1,0
Полная длина кривой L и её проекции на оси устанавливается по координатам её конца.
С преобразованием cose=1-2sin2(e/2) ур. (8), (9) принимают вид:
0_ [i - sin2(e/ 2)] de
2
0,2
0,4
0,6
Д = 0...160°
120° \\«=0° \эо°\ ,Я=О..Л20° 01=30°
"е1= 50°
,фш\в0/2) - БШ2 (в/2)
При замене Бт(в0/2)=к, $,ту=$,т(в/2)/к ур. (10) и (11) выражаются нормальными эллиптическими интегралами первого и второго рода:
= [Р ф,к) - Р (Фв0,к)] - 2[ Е (ф,к) - Ефо,к)]' = [ Р (Фв0) - Р Ф к)],
_ 5Ш(во/2)_
Полные интегралы Дф^к) и Е(ф0,к) определяются углом поворота сечения стержня в начале координат в0, неполные Дфв,к) и Е(фв,к) зависят от в0 и переменного угла в в диапазоне в0...а. Для краткости приняты обозначения:
Рф к) = Рв0. РФ.к) = Рв.
Ефк) = Ев0. Е(Фв.к) = Ев-Ур. (7), (8) в относительных величинах имеют вид: у д/2(СОБв -соб в0) Ь ~
Рис. 5. Искривления стержня при изменении направления сосредоточенной нагрузки в системе осей, связанной с начальной осью стержня
Геометрически упругие линии в широком диапазоне изменения направления нагрузки одинаковы и приобретают отличие в количественных оценках только при значительных искривлениях. Искривление линий практически не зависит от направления нагрузки в диапазоне изменения угла а=0...160° при взаимном повороте её концов до в0-а=в1«10°. Все линии близки в смысле близости нулевого порядка и, по этому признаку, такие искривления можно определить как «малые» в очевидных допущениях.
Так, если Бт(в/2)«в/2, то интегралы (10) и (11) выражаются элементарными функциями:
х4Р =
(„
--arcsin—
2 e0
v e2\ i
4
(14)
Lx4~p =п -
arcsin-
0„
(15)
3. Геометрия упругих кривых изгибаемого стержня
Координаты точек кривых (12) устанавливаются по углу наклона касательных e. В системе координат, связанной с начальной осью стержня (рис. 4, а), они находятся поворотом осей на угол a:
x1 = x cosa+ y sin a, y1 = y cosa- x sin a.
На рис. 5 представлены линии разной искривлённости при разных углах направления нагрузки a к первоначальной оси стержня для разных углов поворота его концевого сечения 1.
При а=0 угол в0=в и функции (7), (14), (15) определяют кривую продольного изгиба стержня и, согласно рис. 5, этой кривой можно определить линии «малой» искривлённости стержня в разных изгибах.
В системе координат, связанных с осью стержня, его свободный конец имеет самые большие перемещения: поперечное/, продольное Д и угловое Эти перемещения в совокупности определяют геометрию деформирования. На рис. 6 показаны их связи.
Можно отметить, что линейные перемещения до значительных искривлений практически не зависят от направления нагрузки. Для «малых» искривлений из (7), (14), (15) следуют соответствующие элементарные выражения этих связей:
e2.
(16)
£«-Ч Д«I
Ь п Ь 4
Формулы (16) позволяют по углу поворота концевого сечения определить его линейные перемещения для стержня в разных изгибах в системе координат, связанных с осью стержня.
Так, при в1=10° из (16) следуют значения: //£=0,1111, Д/£=0,0076 с погрешностью относительно точных значений, определяемых по уравне-
ниям (12) и (13), для продольного изгиба стержня -0,065 %, -0,124 %, для поперечного изгиба -4,02%, -0,128 %.
Обратим внимание на сформированное теорией «малых» перемещений представление о незначительности продольных смещений конца стержня Д при разных изгибах. Допущением ёх&ёЬ они исключаются из анализа, как величины второго порядка малости. Реальное представление об этих величинах даёт соотношение между линейными перемещениями, рис. 7. Отношение их практически линейно связано с углом поворота сечения и, согласно (16), для «малых» искривлений определяется формулой
Г 8 1
0,75
А /
0,50
0,25
0
90°// /уа= 0°
<2 = 120°/
<2=150°^
ЗО"
60е
в
90е
щейся кривизной. Согласно представлениям рис. 3, эта линия имеет определяющее значение в геометрии деформирования стержня в разновидностях изгиба, однако свойства её практически не изучены. Она изображается по вычисленным точкам; в эксперименте наблюдается её форма, но она не имеет образа, которые создают линии, выраженные в элементарных функциях.
Существует единственная интерпретация этой кривой - «аналогия Кирхгофа», основанная на схожести упрощенного дифференциального уравнения кривой для продольного изгиба (4) и уравнения колебаний маятника. Угол наклона касательной к линии, когда точка касания движется по ней с постоянной скоростью, меняется точно так же, как и угол отклонения маятника при движении от одной крайней точки к другой.
Формулы кривизны (5) позволяют установить её некоторые геометрические свойства, рис. 8.
Так, из второго ур. (6) при начальных условиях х=0, у=0, в=в0 непосредственно следует:
8тв0 -= р|удх = рс
Рис. 7. Соотношение между линейными перемещениями концевого сечения стержня в зависимости от его углового перемещения
4. Геометрические свойства кривой с линейно изменяемой кривизной
Как следует из уравнений (6) кривая продольного изгиба является линией с линейно изменяю-
Здесь уйх=й® есть элемент площади фигуры, образуемой кривой и её проекцией на ось координат, юх - площадь фигуры от начала координат до её произвольной точки.
81п0 = 81п0о -рах. (17)
Ур. (18) позволяет отметить одно геометрическое свойство кривой: синус угла наклона касательной к линии изменяется пропорционально изменению площади, заключённой между линией и её проекцией на ось абсцисс.
Из ур. (7) следует:
2
со$,6 -со$,60 = р—.
(18)
Осуществим координатное представление ур. (17) и (18), для чего возведём их в квадрат и сложим
Согласно (21) и (22) такая линия обладает следующим геометрическим свойством:
В координатах //2 и тх ур. (19) определяет дугу окружности радиусом 1/р с центральным углом (00-0). Длина её при этом равна статическому моменту длины кривой Ьх относительно оси Х. Действительно, по определению, её статический момент есть:
Ь, 0 л
У^У
Slx =J y di = J 4
sin в
где из ур. (6) следует
ydy = d (C0Sg) =
Р
и, следовательно,
sin в de ydy p ' sine
de Р
Si, = -
1J de = ± (
,-e).
(20)
В геометрическом представлении, рис. 8, стержни в разных изгибах сосредоточенной нагрузкой изображены на рис. 9.
Рис. 9. Разновидности изгибов стержня
Для линии конечной длины, определяемой углами 0О и а, площадь фигуры ограниченной искривлённой линией и её проекцией на ось абсцисс по (17) выражается как:
sine0 - sin а
(21)
Статический момент линии относительно этой оси по (20)
в0-а
Si =- 0
(22)
®i Si
sineo -sina
eo-a
При «малых» искривлениях, когда sin в« в, ®L~SL.
По (21) можно установить нагрузку для упругой кривой, определённой экспериментально:
Р = -
sineo - sina
В эксперименте необходимо
ю1
определять в системе осей, связанных с направлением нагрузки, углы поворота концевых сечений и площадь, ограниченную линией и её проекциями.
5. Диаграмма состояний стержня
в разновидностях изгиба
За основную зависимость, определяющей состояние деформируемых тел, обычно принимается связь нагрузки с перемещением, которое считается «характерным». Для деформируемых стержней им является самое большое линейное перемещение.
Поперечный изгиб стержня и его теория «малых» перемещений, как основная теория плоского изгиба, сформировали представление, что и при любом изгибе таким перемещением является самое большое поперечное смещение (стрела прогиба).
Пропорциональность роста стрелы прогиба с увеличением нагрузки стала признаком геометрической линейности. В других видах изгиба поведение стержня, оцениваемое по такой зависимости, нарушает это представление. Продольный изгиб традиционно ассоциируется с потерей устойчивости.
Аналитическим решением устанавливается искривленная линия конечной длины по функционально заданной кривизне стержня, и только уравнение Я. Бернулли (2) придаёт физический смысл задаче. Очевидно, необходимо различать решение математической задачи и его физические интерпретации.
Структура ур. задачи (6) определяет основную переменную - угол наклона касательной к линии (угловая координата). Искривление определяется взаимным поворотом концов 0О-а=01. Коэффици-
0
в
®i =
ент «р» функции изменения кривизны К*=ру получает значение при заданной длине линии по угловым координатам концов в системе осей, связанной с нагрузкой. Эта связь определена (13) и представлена на рис. 10 диаграммой, которую можно трактовать как диаграмму состояний стержня, рис. 4.
« - 0° / 1 >
IÍ? /15° / ¡/i
II/ Тзо" / 0!=1O° /60° /90° /120°. ,'7150°|í / 170 °¡
В 30° 60° 90° 120° 150° 180°
во=а+01
Рис. 10. Диаграмма состояний стержня в плоском изгибе: - - - - граница 6Ц10°, разделяющая «малые» и «большие» искривления
Диаграмма включает все виды изгиба стержня от центрального сжатия до центрального растяжения. Сверху все состояния ограничены зависимостью (13) для продольного изгиба. Штриховая линия разделяет в соответствии с рис. 5 «малые» перемещения от «больших». Она же указывает значения нагрузок разных направлений к оси стержня практически одинаковой искривлённости при взаимном повороте концов на угол 0о-а=01. Графически представленная связь «нагрузка - угол поворота» позволяет судить о геометрической линейности или нелинейности поведения стержня и устойчи-
вости или неустойчивости при соответствующих
нагрузках.
Выводы
1. В системе координатных осей, связанных с направлением нагрузки, «малые» и «большие» искривления стержня с линейной функцией кривизны во всех разновидностях изгиба имеют единое аналитическое и графическое представление.
2. Искривление стержня при повороте одного концевого сечения относительно другого на угол <10° практически не зависят от направления нагрузки. Линии этой искривлённости являются близкими в смысле близости нулевого порядка, и по этому признаку такое искривление определяет понятие «малости» традиционной теории изгиба.
3. Параметрическое выражение кривизны плоских линий позволяет установить их геометрические свойства и признаки, а также дать геометрическую иллюстрацию эластики стержня в разновидностях изгиба дугой окружности в соответствующих координатах.
4. Основной переменной в анализе геометрии деформирования изгибаемых стержней является поворот поперечных сечений. Соответственно, основной функциональной зависимостью, характеризующей искривление стержня конечной длины, является связь коэффициента функции кривизны (параметр нагрузки) с углами поворота его концевых сечений. Диаграммное представление этой связи даёт полную информацию для заключения о состоянии стержня и его поведении под нагрузкой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Попов Е.П. Теория и расчёт гибких упругих стержней. - М.: Наука, 1986. - 294 с.
2. Светлицкий В.А. Механика стержней. Ч. 1. Статика. - М.: Высшая школа, 1987. - 320 с.
3. Анфилофьев А.В. Определение формы упругой линии гибкого стержня при заданном законе изменения её кривизны // Известия вузов. Машиностроение. - 2000. - № 4. - С. 17-22.
4. Анфилофьев А.В. Теории «малых» и «больших» искривлений стержней в общем аналитическом представлении // Известия Томского политехнического университета. - 2007. - Т. 310. -№ 2. - С. 55-59.
Поступила 15.05.2008 г.