Научная статья на тему 'Геометрические феномены как средство развития нестандартного мышления'

Геометрические феномены как средство развития нестандартного мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ФЕНОМЕН ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ / НЕСТАНДАРТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРЕАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / DESIGN / GEOMETRY MODEL PHENOMENON / UNCONVENTIONAL THINKING / CREATIVE ABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриевская Л. А.

В статье представлены некоторые особенности формирования творческих компетенций студентов технического вуза средствами графических дисциплин как «дисциплин развития» творческого технического мышления в научно-технической и проектноконструкторской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андриевская Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geometry phenomena as means of non-standard thinking development

The article deals with some peculiarities of the development of students' creative ability by means of graphical courses as «development courses» and its application in scientific and designing activity.

Текст научной работы на тему «Геометрические феномены как средство развития нестандартного мышления»

этот вопрос, т.к. до сих пор не очень ясно, почему на Западе слово leadership — это общее название для лидерства и менеджмента, а у нас эти понятия различны.

Библиографический список

1. Шестопал, Е. Б. Политическая психология [Текст] : учебник / Е. Б. Шестопал. — М. : Аспект Пресс, 2007. — 432 с.

2. Парыгин, Б. Д. Руководство и лидерство [Текст] / Б. Д. Па-рыгин // Руководство и лидерство (опыт соц.-психолог. исследования) : сб. науч. трудов / Под ред. Б. Д. Парыгина. — Л., 1973. — С. 5-12

3. Максвелл, Дж. 21 неопровержимый закон лидерства [Текст] / Дж. Максвелл. — Мн. : Попурри, 2007. — 448 с.

4. Виханский, О. С. Менеджмент [Текст] : учебник / О. С. Ви-ханский, А. И. Наумов. — 3 — е изд. — М. : Гардарики, 2002. — 528 с.

5. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы [Текст] : учебное пособие для вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубов-ская. — М. : Аспект Пресс, 2001. — 318 с.

6. Бендас, Т. В. Психология лидерства [Текст] : учебное пособие / Т. В. Бендас. — СПб. : Питер, 2009. — 448 с.

7. Алиев, В. Г. Организационное поведение [Текст] : учебник для вузов / В. Г. Алиев, С. В. Дохолян; Минобразования РФ, учеб. -метод. объед. вузов России по обр. в обл. менеджмента. — 2-е

изд., перераб. и доп. — М. : ЗАО «Издательство «Экономика»,

2004. - 310 с.

8. Гончаров, В. И. Менеджмент [Текст] : учеб. пособие / В. И. Гончаров. — Мн. : Мисанта, 2003. — 624 с.

9. Свенцицкий, А. Л. Социальная психология [Текст] : учебник / А. Л. Свенцицкий. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект,

2005. — 336 с.

10. Столяренко, Л. Д. Психология управления [Текст] : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. — Изд. 3-е. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. — 512 с.

11. Калашников, К. Роль и место теорий лидерства и командообразования [Текст] / К. Калашников // Управление персоналом. — 2008. — № 6. — С. 46 — 47

ШКУРКО Ольга Васильевна, соискатель кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин филиала Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Омске.

Адрес для переписки: e-mail: shkurkolga@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.11.2010 г.

© О. В. Шкурко

УДК 37 013-32 Л. А. АНДРИЕВСКАЯ

Норильский индустриальный институт

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НЕСТАНДАРТНОГО МЫШЛЕНИЯ__________________________________

В статье представлены некоторые особенности формирования творческих компетенций студентов технического вуза средствами графических дисциплин как «дисциплин развития» творческого технического мышления в научно-технической и проектноконструкторской деятельности.

Ключевые слова: дизайн, феномен геометрической модели, нестандартное мышление, креативные способности.

Радикальные перемены в профессиональном образовании, переход высшей школы на новую многоуровневую систему образования в рамках Болонского процесса соответствуют диалектике современных производственных отношений, инновационным технологиям, в том числе в строительстве и архитектуре. Происходящие изменения закономерно выдвигают на передний план педагогических научных исследований комплексное изучение средств, обеспечивающих более высокий уровень подготовки будущих специалистов, обладающих творческим потенциалом, широким спектром знаний, владеющих смежными специальностями, социально устойчивых и активных в общественной жизни. ФГОС ВПО третьего поколения ставят в основу образовательной

программы единство обучения и исследовательской деятельности, единство теории и практики, обеспечивающих формирование компетенций, необходимых для дальнейшего творческого роста личности выпускника. Направленность на развитие творческих способностей учащихся и формирование основ профессиональной творческой деятельности становится определяющей инновацией в высшем образовании. Проектно-конструкторская деятельность, связанная с использованием пакетов информационных графических программ и параметрического моделирования, объективно ставит задачу соответствующей графической подготовки будущих специалистов архитектурно - строительных образовательных направлений. Поиск эффективных средств формирования

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

творческих способностей сопряжен с проблемным обучением и классом профессиональных стратегических задач, междисциплинарных в своей теоретической основе, требующих высокого уровня информированности с одной стороны, и владения способами решения сложных задач — с другой [1]. Необходимость развития творческого мышления учащихся не только архитектурных, но и общестроительных направлений, обусловлена проблемой профессионального взаимодействия. Так, архитектор, творческая личность по определению, должен обладать развитым научнотехническим мышлением; в свою очередь инженер -строитель должен понимать логику архитектурного проектирования, связанную с искусством дизайна в архитектуре, для чего иметь достаточно развитый творческий потенциал, что в целом составляет уровень профессионализма и эстетической культуры будущих специалистов.

В соответствии с новыми требованиями творческая компетенция предопределена как владение:

— принципами и методами свертки и отбора необходимой информации;

— теорией и методикой решения изобретательских задач: приемы, стандарты, алгоритмы решения научных проблемных задач, включающие физические и химические эффекты;

— разнообразными методами конструкторской деятельности с применением затрудняющих условий и проблемных ситуаций;

— информационными технологиями технического творчества: графическими программами, программами функционально-стоимостного анализа.

— навыками ведения дискуссий и методами интенсификации коллективного творчества [1 ].

Психологические особенности творческого мышления и условия, необходимые для научной творческой деятельности, наиболее последовательно охарактеризовал русский ученый В.И. Вернадский. Главными из них он считал следующие:

— не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность, проводить детальный анализ, видеть за частным общее и связь с другими явлениями, не избегать вопроса «почему»;

— прослеживать историю идей, собирать как можно больше сведений о предмете из научных источников, обращаясь к оригиналам, изучать общие закономерности научного познания, связывать науку с другими областями знания и с общественной жизнью; ходить новые, ранее не известные и нерешенные [2].

Методы и закономерности научной творческой деятельности справедливы и для технической проектно-конструкторской деятельности. Эволюция методов проектирования изменила идеологию труда проектировщиков. Современные методы, включающие: наглядность и возможность структурных манипуляций объектом проектирования, вариативность решений, поиск оптимальных условий, много-аспектность и комплексность, удалось соединить в системах автоматизированного проектирования посредством пакетов графических программ на основе информационной модели объекта (изделия), что делает процесс проектирования реальным моделированием.

Информационная модель позволяет перейти от систем, автоматизирующих отдельные процессы, таких, как черчение, конструирование, моделирование, создание технологической модели — к системам поддержания всего жизненного цикла объекта (изделия): от концептуального замысла, проектной и

технологической подготовки производства — до организации выпуска, эксплуатации и утилизации [3]. Целеполагающие требования к проектированию носят двойственный характер — со стороны потребителя и со стороны инженерно-технической осуществимости; мышление современного инженера существенно усложняется [2].

В предложенной схеме инновационной деятельности (рис. 1): от творческого мышления — к исследовательской деятельности; от проекта — к производству, условно можно выделить три ступени формирования творческого технического мышления.

Первая ступень — «первично-генетические» виды мышления: вербально-образное; наглядно-образное; вербально-логическое; абстрактно-логическое; предметно-действенное; основаны на всех известных видах восприятия и воображения.

Вторая ступень — «синергетические» виды мышления с доминантами творческого мышления, основаны на «первично-генетических» видах мышления:

— латеральное — инсайд (досл. «внутри») — внезапное «озарение» — решение проблемы, найденное в процессе подсознательного мышления и попадающее в фокус сознания с интуитивной уверенностью в его правильности;

— дивергентное — многомерное, альтернативное, многовариантное;

— концептуальное — системное мышление (основанное на определении смысла и содержания отдельного понятия в системе других взаимосвязанных понятий) как методология анализа и проектирования сложных систем;

— конструктивное — нестандартное мышление, направленное на преобразование системы посредством последовательного решения ряда проблем.

Третья ступень — «функциональные» виды мышления, основаны на «синергетических» видах мышления как их функции: нестандартное продуктивное; логическое рациональное; системное техническое мышление.

«Творческое техническое мышление», интегрируя все ступени, детерминирует как научно-исследовательскую, так и проектно-конструкторскую деятельность. Результатом творческой научной и проектной деятельности становятся инновационные технологии, определяющие научно-техническое, экологическое, эргономическое эстетическое, коммуникативное и экономическое решения в процессе проектирования и создания объекта, изделия [2].

Научное познание от чувственных познавательных образов восходит к логическому рациональному познанию. Художественное творчество развертывается в прямо противоположном направлении: от идейного замысла в рациональной форме и его первичного воплощения в познавательных образах — ко второму (глубинному) уровню перевоплощения в субъективные образы сенсорного воображения. Именно первичное художественное воображение, основанное на сенсорном, кинестетическом, и визуальнопространственном воображении, стоит у истоков объективных по форме познавательных образов. Поэтому и в дальнейшем познавательная деятельность и художественное творчество не только тесно связаны между собой, но и обогащают друг друга в том буквальном смысле, что творческая личность не только использует познавательные образы «живого» созерцания, но и обогащает его новыми объективными образами, обогащает «почву» интеллекта [4].

Философия науки и техники определяет несколько профессиональных ролей дизайнера. Во-первых,

Рис. 1. Схема инновационной деятельности

он выступает как исследователь и тогда действует в соответствии с нормами научно-теоретической деятельности. Во-вторых, ему приходится выполнять функции инженера-проектировщика и методиста, рассматривая продукт своей деятельности как особого рода проект. И в-третьих, он является художником, наследующим и эстетически преобразующим все достижения предшествующей художественной

культуры в целях создания нового произведения искусства. Поиск путей интеграции знаний приводит к дизайну как методу познания. Основной метод дизайнера — художественное конструирование — представляет собой метод визуально-графического композиционного формообразования в совокупности с методом компьютерной разработки объекта, изделия. Проектирование начинается не с изготовления

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

чертежа, а с построения модели на основании геометрических и других данных об объекте; моделирование начинается не с анализа и отображения отдельных элементов, а с композиционного решения формы в целом. Ключевым, звеном во всех процессах проектирования жизненного цикла объекта, изделия является его геометрическая модель. Иногда под дизайном понимают лишь одну из его областей — художественное конструирование промышленных изделий, определяющее эстетическое воздействие на потребителя. На самом деле дизайн решает и более широкие социально-технические проблемы: эффективного функционирования производства, разумного потребления, комфортного существования людей в предметной среде. Произошел качественный переходв процессах проектирования, обусловленный феноменом геометрической модели. Поэтому необходима ориентация процесса обучения на формирование специфических инженерных компетенций-умений конструировать новую реальность [3].

Овладение умениями высших ступеней архитектурно-строительного дела студентами строительных направлений немыслимо без освоения первичной, базовой ступени инженерного творчества — графических методов моделирования и формообразования. Дидактические приемы формирования творческих способностей, связанные с вовлечением студентов в процесс решения творческих задач, и развития сложного по структуре творческого технического мышления, связанного с индивидуально-психологическими особенностями личности, не всегда сопоставимы с педагогическими условиями и методами традиционного обучения. И как следствие — отсутствие целостного представления о «развивающих» возможностях графических моделей как средствах формирования необходимой творческой компетенции. Творческое мышление является особой разновидностью нестандартного мышления и для своего проявления нуждается в таланте, тогда как нестандартное мышление (необычность, неординарность точки зрения на привычные представления) доступно практически каждому человеку [5]. Когда мы ставим задачу формирования творческих способностей каждого студента средствами графических дисциплин, под этим надо понимать развитие нестандартного мышления и формирование креативных способностей. Понятие «креативность» («креативные способности») начало входить в лексику педагогов с начала 70-х гг. В работах англо-американских исследований «креативность» используется в значении способности «использовать данную в задачах информацию разными способами и в быстром темпе». В настоящее время учеными в данное понятие привнесено еще одно значение — инициативность, которая возникает как самостоятельная, не стимулированная извне активность субъекта в виде постановки проблемы самому себе, а это не что иное, как интеллектуальная активность, развитие творческого мышления на определенном уровне саморазвития личности. Именно в этом своем значении «креативность» как форма творчества принята в педагогике. Если провести аналогию с классификацией зданий и сооружений в строительстве, где существует массовое строительство и возведение уникальных объектов, видимо и в «иерархии» творческих способностей следует ввести в пользование «классификатор способностей». В психологии творчества известны ступени и уровни творческой деятельности, а также девятибалльная шкала уровней развития — от «очень низкого» до «среднего» и от «среднего» до «очень высокого». Поскольку

графические дисциплины изучают на первых курсах обучения, уже к концу первого семестра можно выделить три уровня развития способностей студентов, проявившихся в результате освоения определенных дидактических единиц, а именно: «средний», «выше среднего» и «ниже среднего». Характерно распределение уровней в группе студентов, в данном случае строительных направлений: 90% — «средний уровень» и по 5% приходится на уровни «выше среднего» и «ниже среднего». На это можно услышать возражения, учитывающие не только массовость, но и деструктивные явления как признаки кризиса в системе образования, и по девятибалльной шкале все 90% получат оценку «ниже среднего». Общеизвестно, не у каждого студента существуют генетические задатки к творчеству высокого уровня. Талант уникален. Будем оптимистами и предпримем попытку развития нестандартного мышления и формирования креативных способностей наших реальных 90% студентов, предоставив им возможность в дальнейшем перейти на другие уровни образования, уровни «управления», «науки» и «искусства». Ведь они в будущем составят тот средний класс, который удержит социальное равновесие, разбалансированное в настоящем. Применительно к определению сущности творческой деятельности считается важным четкое различие таких понятий как творчество и продуктивность. «Продуктивный» ученый, не обладая высокими творческими способностями, развивает и оформляет в стройную систему идеи ученого с большими творческими возможностями [5]. Великие открытия и инновации, «двигающие прогресс» уникальны, как и талант, «вызывающий их к жизни». Но именно продуктивность и нестандартное мышление важны и реалистичны в «рутинных» производственной и служебной сферах деятельности.

Индивидуально-психологические особенности личности студента претерпевают изменения не только в период адаптации, но и на протяжении всего периода обучения в вузе. Освоение графических дисциплин приходится на наиболее сложный период адаптации. Чтобы интеллектуальная активность проявлялась с первых дней обучения, необходимо освободить личность, субъект обучения от тех зависимостей, которые сковывают его «внутреннюю свободу». Что в данном контексте понимается под «внутренней свободой»? Это, прежде всего, освобождение от зависимостей, вызываемых психологическим «подавлением» личности, которые еще в определенной степени приняты и практикуемы в учебном процессе. В чем это выражается? Прежде всего, в оценке знаний. Многие вузы на западе отказались от оценки «неудовлетворительно». Обоснованность такого шага очевидна: эта оценка порождает комплексы и сдер -живает развитие и саморазвитие личности. По отзывам студентов даже оценка «удовлетворительно» снижает интерес к изучению дисциплины и влияет на весь дальнейший период обучения как элемент «подавления» мотивации к учению. Если в европейской высшей школе абитуриент преодолел успешно вступительные испытания, он имеет право на дальнейшее образование, и по результатам вступительных экзаменов никто не должен сомневаться в его способности преодолеть трудности учения. Если студент в период обучения в вузе не укладывается в нормы времени освоения дисциплины, ему предоставляется возможность повторного изучения курса, не прерывая последующего обучения. Таким образом, существует трехбалльная система оценки знаний. И второе, не менее существенное — это свобода

от тех условностей и стереотипов равно как мышления, так и поведения, которые детерминируют нестандартное творческое мышление, с учетом онтогенеза учащихся вуза. Этот вопрос требует отдельного, более детального рассмотрения и исследования.

Поскольку уровневая система образования ставит «во главу угла» технологии развития и творчества, следует определить и соответствующие средства обеспечения столь высоких требований. Профессионально-творческая направленность обучения на основе методологии и опыта научно-технического творчества еще недостаточно разработана в части формирования творческих способностей учащихся средствами графических дисциплин на первой стадии обучения с учетом уровневой подготовки. Парадокс заключается в том, что, в частности «Начертательная геометрия» — раздел математики, изучающий методы геометрического моделирования, не рассматривается как дисциплина, содержащая средства формирования творческих способностей. Закономерности решения научно-технических и художественно-технических творческих задач неразрывно связаны с геометрическими образами и действиями с ними. Чтобы открывать в обучаемом новые способности и творческий потенциал с первых дней обучения, необходимо идти равно как по пути усложнения проблемных графических задач, так и изучения их многообразия, не останавливаясь на основах и «элементарном».

Библиографический список

1. Модель формирования специалиста с высшим образованием на современном этапе [Текст] / А. Я. Савельев [и др.] // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе : аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования НИИ ВО. — М., 2005. — Вып. 3. — С. 58 — 62.

2. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов [Текст] / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — Ростов н/Д. : Феникс, 2004. — С. 370 — 372.

3. Соснин, Н. В. Дизайн как основа компетентностной модели инженерного образования [Текст] / Н. В. Соснин // Высшее образование России. — 2009. — № 12. — С. 20 — 26.

4. Скоробогатов, В. А. Феномен воображения [Текст] : учеб. пособие / В. А. Скоробогатов, Л. И. Коновалова. — СПб. : Союз, 2002. - С. 143-149.

5. Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности [Текст] / Л. П. Гримак,. - М. : Изд-во политической литературы, 1987. — С. 182-205.

АНДРИЕВСКАЯ Лариса Александровна, старший преподаватель кафедры механики и инженерной графики.

Адрес для переписки: e-mail: Andrievsky@Norvuz.ru

Статья поступила в редакцию 03.11.2010 г.

© Л. А. Андриевская

Книжная полка

Хухлаева, О. В. В каждом ребенке - солнце? Родителям о детской психологии / О. В. Хухлаева. - М. : Генезис, 2009. - 317 с.

В книге описаны основные линии развития детей, имеющие непосредственное отношение к формированию важнейших человеческих качеств. Автор рассматривает условия формирования тех или иных качеств (доброты, общительности, интеллекта, душевного здоровья в целом) во младенчестве, в раннем, дошкольном, младшем школьном возрастах, а также «подводные камни», которые поджидают детей и родителей на этом пути. Текст иллюстрирован живыми, яркими наблюдениями за детьми, выдержками из бесед с ними. Автор особо подчеркивает, как важно тем, кто хочет вырастить счастливого ребенка, уметь позволять себе допускать...

Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : АСТ , 2010. - 352 с.

В учебном пособии раскрываются основные понятия психологической науки, освещаются ее важнейшие проблемы и методы. Книга, созданная на основе курса лекций, читавшегося автором в течение многих лет на факультете психологии МГУ для студентов I курса, сохраняет непринужденность общения с аудиторией, содержит большое количество примеров из экспериментальных исследований, художественной литературы, жизненных ситуаций. В ней удачно сочетаются высокий научный уровень и популярность изложения фундаментальных вопросов общей психологии. Для студентов, начинающих изучать психологию; представляет интерес...

Ивлева, И. А. Консультирование родителей в детском саду: возрастные особенности детей. Практические материалы для психологов детских дошкольных учреждений / И. А. Ивлева, И. Ю. Млодик, О. В. Сафуанова. -М. : Генезис , 2008. - 14 с.

Работа с родителями — одно из важных направлений деятельности психологов дошкольных образовательных учреждений. Известны разные формы такой работы: выступления на родительских собраниях, проведение тематических семинаров и круглых столов, индивидуальное консультирование, оформление информационных стендов, проведение совместных детско-родительских мероприятий и т.п. Все они требуют тщательной подготовки и существенных временных затрат. Предлагаемый комплект задумывался как подспорье психологу в этом нелегком труде. Представленные материалы можно непосредственно использовать в практической работе...

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.