Научная статья на тему 'Геологический туризм в дополнительном образовании школьников'

Геологический туризм в дополнительном образовании школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
330
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
геологический туризм / дополнительное образование школьников / Алтайский регион / geological tourism / further education students / Altai region

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Е А. Дзагоева

Продемонстрирован опыт организации геологических экскурсий со школьниками в Горном Алтае. Выделены объекты для полевых наблюдений, содержание объяснений, виды учебной деятельности и формы контроля. Показана эффективность усвоения теории и уровень приобретенных навыков учащимися на примере отчетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Е А. Дзагоева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOLOGICAL TOURISM AT ADDITIONAL EDUCATION STUDENTS

Demonstrated experience in organizing geological excursions with students in the Altai Mountains. Select an object to field observations, the content of explanations, learning activi-ties and forms of control. The efficiency of assimilation theory and the level of skills acquired by students in the sample report.

Текст научной работы на тему «Геологический туризм в дополнительном образовании школьников»

УДК 908+379.852

ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Е.А. Дзагоева

Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: dzag55@mail.ru

Продемонстрирован опыт организации геологических экскурсий со школьниками в Горном Алтае. Выделены объекты для полевых наблюдений, содержание объяснений, виды учебной деятельности и формы контроля. Показана эффективность усвоения теории и уровень приобретенных навыков учащимися на примере отчетов.

Ключевые слова: геологический туризм, дополнительное образование школьников, Алтайский регион.

Туристические поездки позволяют наблюдать и изучать природные объекты в их естественных проявлениях и сочетать при этом отдых с познавательной деятельностью. Описывая объект в конкретном месте, раскрывая условия его образования и значение, мы окрашиваем его своими впечатлениями, образами, тем самым придавая ему определенную ценность. Неприметный и ничем не выразительный, на первый взгляд, объект становится значимым для нас и сохраняет в памяти след на долгое время благодаря полученным впечатлениям. Туризм, посвященный изучению своей природы, становится частью патриотического воспитания школьников.

В работе показана возможность проведения геологических экскурсий и результат ознакомления учащихся с геологическими объектами на примере Северного Алтая в пределах наиболее посещаемых туристами территорий или вблизи них. Интерес к геологическим объектам в программах туров постепенно возрастает, поэтому полученные результаты могут использоваться в практике организации познавательных тематических экскурсий.

Экскурсии проводились со школьниками в рамках краевой профильной смены «Алтайская шкатулка», которая организуется краевым государственным бюджетным образовательным учреждением «Алтайский краевой центр детско-

юношеского туризма и краеведения». Геологическая смена организуется не первый год. В 2014 г. она проводилась в четвертый раз, в период с 13 по 22 августа. Место размещения - КДООЛ «Селена» Алтайского района Алтайского края (с. Ая; левый берег р. Катунь).

В смене участвовало более 80 учащихся из Бийского, Косихинского, Кру-тихинского (с. Заковряшино), Рубцовского, Табунского, Шипуновского районов, городов Барнаула и Заринска. Возрастной состав участников - с третьего по одиннадцатый класс; несколько человек выезжали на смену в третий и в четвертый раз, но большая часть школьников впервые оказались среди участников.

Высокая обновляемость состава объясняется не только наличием или отсутствием интереса учащихся к смене, но и другими причинами. Так учащиеся старших классов, закончившие школу и старше 18 лет, не допускаются к нахождению в детском оздоровительном лагере; некоторые участники выезжали в экспедиции в другие регионы страны; в некоторых школах коллективный выезд учащихся на смену оказался невозможным по организационным причинам и т.д.

Учитывая разный опыт детей в геологических экскурсиях, при проведении занятий часть материала приходится повторять для ребят, прибывших впер-

вые. Учащиеся, уже побывавшие на смене, легче выполняют задания, определяют минералы, иногда обращаются к записям прошлых лет, в основном, это девочки. Они оказывают помощь новичкам.

Что касается географии районов, из которых прибыли участники смены, то большая доля команд (шесть из восьми) приезжают на смену неоднократно, что свидетельствует о преемственности и устойчивости интереса к геологии в школах данных районов, в том числе у руководителей команд.

Цели, формы и виды деятельности учащихся, а также организация контроля сохранялись в общих чертах на протяжении всего времени проведения геологических смен с постепенным усложнением заданий и разнообразием форм контроля. Так в 2014 г. помимо сбора и оформления коллекции образцов минералов и горных пород учащиеся составляли карту фактического материала и легенду к ней, знакомились с различиями в обозначении на карте осадочных, вулканических пород и интрузивных пород. В 2013 г. составление карты фактического материала преследовало цели элементарного овладения навыками картографической работы. Необходимо было показать элементы залегания пород и их возраст, отметить положение месторождений полезных ископаемых [1].

Маршруты, включенные в смену, позволили учащимся познакомиться с разнообразными минералами и горными породами, формами их залегания и условиями образования. На Чаустин-ском проявлении кианита [2] учащиеся собрали образцы амфиболитов, кристаллических сланцев, познакомились с минералами (кварцем, гранатом и кианитом), увидели актинолит и биотит. В двух образцах был обнаружен силлиманит. Были зарисованы грани кристаллов граната пентагондодекаэдрического облика. В объяснении была подчеркнута роль надвига в метаморфизме и перекристаллизации осадочных пород в вы-

соко метаморфизованные сланцы и амфиболиты. Были названы свойства гранатов, благодаря которым они оказываются более устойчивыми к разрушению и хорошо выделяются на фоне других минералов. Были описаны свойства кианита или дистена, которые объясняют причины двойного названия минерала (кианит - синий, дистен - различная твердость по разным направлениям кристаллов). Учащиеся научились выделять и находить различные по свойствам минералы на фоне разнообразных пород.

На примере Большой Тавдинской пещеры учащиеся имели возможность пройти по галереям и залам многоэтажной пещеры. На первом этаже (7-8 м над урезом воды) расположен Тавдинский грот. Основной вход в пещеру находится на втором этаже (20-22 м). Дно пещеры повышается и переходит со второго этажа на третий. Пещера проходная, выход из нее лежит на высоте 90 м над уровнем воды в Катуни - это четвертый этаж. На высоте 120 м находятся почти полностью разрушенные остатки пятого этажа в виде арки «Ноздри дракона». Новый этаж формируется на уровне воды в Катуни, где отмечены гроты с выходами подземных вод. В объяснении подчеркивалось значение горизонтального переноса грунтовых вод на уровне базиса эрозии с образованием галерей. Учащиеся сами правильно предположили, каким путем могут образоваться несколько этажей в пещере, и как меняется их возраст в зависимости от высоты: чем выше, тем древнее.

В окрестностях озера Ая учащиеся наблюдали выходы серых углистых известняков с изредка встречающимися кальцитовыми жилами. На восточном берегу озеру, круто обрываясь к озеру, располагается интрузивный Рыбалкин-ский массив сиенитов, которые первоначально были названы учащимися гранитами. В объяснении были отмечены особенности состава сиенитов, их сходство и отличия от гранитов.

В 1 км к западу от с. Верх-Ая расположен массив лейкократовых гранитов. Массив слагает гору Змеиная, отличается выходом большого количества скальных пород с подушкообразными формами выветривания вблизи вершинной части. Граниты имеют необычно крупные для лейкократовых разностей структуры: средне- и крупнозернистые. Очень высокая степень разрушения пород процессами выветривания позволяет оценить значение этого процесса в природе, но затрудняет представление об их первоначальном облике и минеральном составе. Несмотря на выветре-лость можно было заметить низкое содержание биотита, характерное для лей-когранитов.

В 1,5 км на юго-запад от с. Ая находится Айское месторождение волласто-нита [3]. В поисках месторождения и минералов, его слагающих, активно участвовали учащиеся. Руководствуясь сделанными указаниями, они нашли выходы габбро, скарнов гранат-волластонитового состава и мраморов. В объяснении была отмечена роль интрузии габбро в образовании скарнов, прослежены эндоконтактовые изменения в интрузии габбро и экзоконтакто-вые изменения в известняках.

На участке дороги Горно-Алтайск -Кызыл-Озек учащиеся наблюдали тек-

тоническое нарушение, к которому приурочены дайковые образования. Дайки имеют северо-восточное простирание, азимут падения - около 110-120°, угол падения - около 50°, мощность даек - 35 м, видимая протяженность - 20 м. По составу они выполнены основными породами - долеритами. Вмещающие породы представлены светлыми кварцитами, ожелезненными и углистыми известняками черного цвета тонкозернистыми с тонкими белыми прожилками кальцита. В задание по изучению объекта входила зарисовка двух параллельных друг другу даек, сбор образцов пород, знакомство с понятиями: «дайка», «субвулканическое тело», «долериты».

Помимо полевых выездов проводилась камеральная обработка и учебные занятия с использованием необходимого оборудования и эталонных образцов по темам: «Физические свойства минералов», «Шкала Мооса», «Работа с би-нокуляром», «Гранулометрический анализ». Темы занятий текущего и прошлого года полностью отличались. С ознакомительной целью были проведены экскурсия в Музей камня (с. Майма) и на камнерезный завод (с. Ая).

Уровень усвоения материала учащимися можно проследить по материалам, представленным к отчету (рис. 1 и 2).

Рис. 1. Фактический материал команды Рубцовского района: а - фрагмент карты; б - и легенда к ней

б

а

Рис. 2. Коллекция минералов и горных пород, собранная командой из г. Заринска

На фрагменте карты, подготовленного командой из Рубцовского района (рис. 1а) видно, что учащиеся используют для обозначения состава горных пород графические знаки.

Для состава интрузивных пород -буквы греческого алфавита, для обозначения возраста пород - буквы латинского алфавита. Положение объектов нанесено согласно топооснове, однако их не видно на фотографии, как и выполненные карандашом тектонические нарушения. Из фрагмента легенды к карте (рис. 1б) видно, что учащиеся разделили породы на группы: осадочные и интрузивные (как и требуется).

Интрузивные образования описаны в последовательности (сверху вниз): от основных пород к кислым и щелочным, что тоже верно. Однако были допущены некоторые ошибки и неточности: в названии «порфирит», в минеральном составе мрамора, и в том, что указан химический состав пород, что не пишется в легенде

Карта дополнялась коллекцией собранных образцов минералов и горных пород. Так, например, коллекция, собранная и оформленная командой г. За-ринска (рис. 2), была передана в местный краеведческий музей.

Команды защищали подготовленные к отчету материалы перед членами жюри, в состав которого вошли руководители практики и по одному члену из каждой команды. Жюри оценивало содержание и правильность оформления коллекций и карт, знание фактического

материала, например, умение показать место взятия образца на карте, продемонстрировать его в коллекции, описать его признаки, отметить происхождение.

Помимо названных форм контроля был проведена конференция и конкурс команд. На конференции были заслушаны доклады по индивидуальным темам, которые носили не репродуктивный, а обобщающий характер, охватывали содержание всей практики, что требовало теоретического синтеза и анализа. Например, тема «Полевые шпаты в горных породах района практики» предполагала: выбор горных пород, изученных в ходе смены, в состав которых входят полевые шпаты - это сиениты, лейкократовые граниты, габбро, долериты (1); описание семейства полевых шпатов (2); выбор минеральных видов, которые могут входить в состав перечисленных пород (3). Достаточно было выполнить хотя бы первую часть задания. Для конкурса команд были подготовлены карточки с одинаковыми заданиями, которые выполняла вся команда.

Таким образом, на всех этапах смены была организована разнообразная и активная работа учащихся, эффективность которой проявилась в успешной сдаче форм контроля. Можно также сделать вывод, что геологические экскурсии интересны и полезны учащимся в плане развития их познавательных интересов и наблюдательности. Они удачно сочетают отдых с изучением новых объектов. Разнообразие доступных для

наблюдения геологических объектов в пользовать их в учебном и массовом ту-

Горном Алтае позволяет широко ис- ризме.

Список литературы

1. Дзагоева Е.А. Геологическое образование школьников в рамках краевой программы // Изв. Алт. отделения РГО. Вып. - Барнаул, 2013. - 198 с. - С. 68-71.

2. Коржнев В.Н. По туристическим маршрутам от Бийска до Северо-Чуйского хребта: полевые практики студентов-географов. - Бийск, 2013. - 258 с.

3. Гусев А.И. Минерагения и полезные ископаемые Алтайского края. - Бийск, 2011. - 365 с.

GEOLOGICAL TOURISM AT ADDITIONAL EDUCATION STUDENTS

C.A. Dzagoeva

Altai state academia education. V.M. Shukshin, Biysk, E-mail: dzag55@mail.ru

Demonstrated experience in organizing geological excursions with students in the Altai Mountains. Select an object to field observations, the content of explanations, learning activities and forms of control. The efficiency of assimilation theory and the level of skills acquired by students in the sample report.

Key words: geological tourism, further education students, Altai region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.