Научная статья на тему 'Геокультурные основания менталитета'

Геокультурные основания менталитета Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
553
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / ЭТНОС / КУЛЬТУРА / ГЕОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ / МЕСТОРАЗВИТИЕ / MENTALITY / ETHNOS / CULTURE / GEOCULTURAL BASES / PLACE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лавринова Наталия Николаевна

Статья посвящена рассмотрению геокультурных оснований формирования менталитета. В качестве таких оснований анализируются формальные свойства территории (площадь, географическое положение), ее природные характеристики и антропогенные, собственно культурные факторы. Характеризуются такие типы месторазвитий, как равнинная и горная местности. Отмечается важность коллективизма, подвижности, консерватизма как неотъемлемых частей менталитета, которые обусловливают особенности социокультурного развития народов. Делается вывод о наличии общей черты, присущей всем народам, вне зависимости от особенностей среды обитания подвижности. Утверждается, что любой тип территории (месторазвития), локализованный в пространстве и непрерывно развивающийся во времени, является носителем этноса, которому свойственны некоторые типичные качества, черты, стиль поведения. В результате такого взаимодействии формируется менталитет, особый характер, который в процессе самоидентификации признается «своим» и определяется конкретными характеристиками местообитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOCULTURAL BASES OF MENTALITY

Article is devoted to consideration of the geocultural bases of formation of mentality. As such bases formal properties of the territory (area, geographical position), its natural characteristics and anthropogenous, actually cultural factors are analyzed. Such types of place development as flat and mountain districts are characterized. Importance of collectivism, mobility, conservatism as integral parts of mentality which cause features of sociocultural development of the people is noted. The conclusion about existence of the common feature inherent in all people, regardless of features of habitat mobility is drawn. It is claimed that any type of the territory (place development) which is localized in space and continuously developing in time, is the carrier of ethnos to which some typical qualities, lines, style of behaviour are peculiar. As a result of such interaction the mentality, special character which in the course of self-identification admits as «its own» is formed and is defined by concrete characteristics of a habitat.

Текст научной работы на тему «Геокультурные основания менталитета»

КУЛЬТУРА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

ГЕОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ МЕНТАЛИТЕТА

Н. Н. ЛАВРИНОВА

Статья посвящена рассмотрению геокультурных оснований формирования менталитета. В качестве таких оснований анализируются формальные свойства территории (площадь, географическое положение), ее природные характеристики и антропогенные, собственно культурные факторы. Характеризуются такие типы месторазвитий, как равнинная и горная местности. Отмечается важность коллективизма, подвижности, консерватизма как неотъемлемых частей менталитета, которые обусловливают особенности социокультурного развития народов. Делается вывод о наличии общей черты, присущей всем народам, вне зависимости от особенностей среды обитания - подвижности. Утверждается, что любой тип территории (месторазвития), локализованный в пространстве и непрерывно развивающийся во времени, является носителем этноса, которому свойственны некоторые типичные качества, черты, стиль поведения. В результате такого взаимодействии формируется менталитет, особый характер, который в процессе самоидентификации признается «своим» и определяется конкретными характеристиками местообитания.

Ключевые слова: менталитет, этнос, культура, геокультурные основания, месторазвитие.

Природа менталитета всегда относилась и относится к числу важных и сложных проблем со-циогуманитарного знания, сами подходы к рассмотрению которой носят дискуссионный характер. В условиях глобализации, когда стираются границы между государствами и образуются единые политические, культурные и языковые пространства, все острее ощущается проникновение «чужой» культуры. В этой связи актуализируется потребность в поиске такого фактора культурного развития, который одновременно выступал бы и как стабилизирующий фактор культурной идентичности и как фактор оригинального развития культуры.

Целью данной статьи является рассмотрение геокультурных оснований менталитета, к которым относятся, во-первых, формальные (площадь, географическое положение); во-вторых, природные характеристики, рассматриваемые с точки зрения оценки их человеком и в-третьих, антропогенные, собственно культурные факторы.

Данные геокультурные основания в совокупности определяют конкретный тип территории (месторазвития), который в свою очередь влияет на формирование менталитета [3]. Под менталитетом, в данном случае, понимается сложное сочетание разных факторов, одни из которых представляются более устойчивыми, их можно отождествлять с подсознательно закрепленными привычками мыслить и действовать определенным образом, а другие более изменчивые, ото-

ждествляемые с осознанными идеями и принципами культуры [5].

Первый тип, занимающий центральную часть Восточно-Европейской равнины как тип место-развития оформился примерно в XIII в., когда из разрозненных субэтносов возник новый единый этнос [1].

Равнинная местность, характеризующаяся большой площадью и богатой природной средой, влияет на населяющий ее народ самым разнообразным образом. Ее обширные пространства способствуют низкой концентрации населения в одном месте. Наличие вокруг человека обширных территорий способствует развитию у него обостренного чувства пространства, наблюдаемого, например, в момент общения: расстояние между русскими при этом составляет не менее одного метра.

Проживание людей в достаточной удаленности друг от друга и от торговых, культурных центров (имеется в виду сельская местность) во многом влияет на формирование универсального типа личности. Дело в том, что человек, окруженный огромными пространствами, оказывается как бы изолированным от остального мира. Это заставляет его развиваться, как универсальное существо, которое вынуждено уметь делать все. Помимо отдаленного соседства, универсальность русских обусловлена необходимостью преодолевать различные природные катаклизмы, которые связаны с неблагоприятными климатическими условиями (резкая смена температур, сезонность, наводнения и т. д.).

Довольно однообразная местность, не имеющая особых препятствий (гор, морей и т. д.) для передвижении, способствовала (в прошлом), сильной миграцией народа, давала возможность для расширения территории своего обитания.

Активная миграция русского этноса происходила во всех направлениях и самым различным способом. Огромные пространства неосвоенных земель открывали широкие возможности для их исследования и освоения. Часто это осуществлялось не специально организованными экспедициями, а результировалось тем, что люди, боясь попасть в рабство или в зависимость от кого-либо, спасались, уходя на еще никем не освоенные территории и там основывали поселения, затем целые города. Вследствие этого, должны были усилиться и исследовательские качества русского народа. В ходе освоения новых земель русские встречали на своем пути много разных народов, захватывая их территорию, иногда это происходило в ходе военных действий, но чаще без особых конфликтов. В любом случае это подчеркивает захватнические качества народа.

В старину резерв земель способствовал естественной пространственной диффузии социума, спасал от грабительских набегов, а гораздо позже предоставлял молодежи романтическую возможность испытать себя на новостройках Сибири.

Надо отметить, что существует различие между территорией формирования этноса и его обитания в настоящее время. Этнические территории, то есть области обитания, изменяются исторически. Так, для русского этноса, который является крупнейшим на территории ВосточноЕвропейской равнины, характерно почти непрерывное расширение.

Выделившийся в XII - XIII вв. из более крупного древнерусского этноса, он был широко расселен в южной и западной частях Восточной Европы. Непрерывно расширяя эту территорию, на севере он достиг берегов Белого и Баренцева морей; на западе дошел до Балтики и Западной Двины, на юге вышел к берегам Черного моря и к Кавказу. Особенно интенсивным было расселение на восток, где он стал осваивать в XVI в. просторы Сибири. На протяжении многих столетий все новые земли прочно осваивались русскими людьми, становясь для них родными. И в настоящее время русские являются одной из крупнейших мигрирующих групп мира. Внутри страны им также свойственна высокая степень активности, подвижности, мобильности, которая проявляется практически во всех областях жизнедеятельности: политической, социальной, экономической, куль-

турной, творческой и т. д. Высокая степень социальной подвижности русских подтверждается и тем фактом, что какие бы события не происходили в мире, Россия всегда оказывается тем или иным образом к ним причастна, какие бы реформы не проводились внутри страны русский человек обязательно к ним приспособится или создаст некий синтез того, что уже было и чего-то нового. Вот поэтому так часто можно слышать о самобытности русского пути развития: приняли христианство, а получили синтез православной и языческой форм верований, в настоящее время взяли западный курс развития, а выходит снова синтез - американского, европейского, восточного. Русские в силу, с одной стороны устойчивости, а с другой подвижности, способны легко принимать инокультурные формы, вбирая в себя черты, нормы, традиции, образ жизни других народов.

Существует и другая особенность «подвижности» и освоения русскими новых земель. Это коллективизм. Они всегда переселялись группами и принимались за обработку целинных участков, постоянно поддерживая, подстраховывая друг друга; многие виды работ выполнялись коллективно. Во множестве исторических трудов утверждается, что коллективный характер заселения и освоения земельных угодий диктовался жесткой необходимостью. Природные условия, в которых оказывались русские, продвигаясь на север и северо-восток, были слишком сложны для другого, не коллективного, способа их освоения.

Говоря об этносе, следует сказать, что под ним понимается естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующих как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности (Гумилев). Это ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) особей, определяющее деление на «своих» и «чужих». При этом комплиментарность может проявляться на различных масштабных уровнях. Для тамбовчан «свои» - тамбовчане, а москвичи - «чужие»; для великороссов уже «чужими» будут англичане, а украинцы - «своими».

Однообразие природных условий на большой территории Восточно-Европейской равнины обуславливает наличие оригинального стереотипа поведения, который выступает как способ адаптации к условиям, в которых обитает этнический коллектив. Таким образом, наличие одинакового образа жизни на столь обширных пространствах приводит к тому, что для русского этноса свойст-

венна самоидентификация не «по крови», а по родству «души», «складу характера», «способу мысли (масштабно)».

Самоидентификация - это отождествление индивидом себя с этносом, это чувство принадлежности к нему по параметру определенных этнических признаков. Ее основной функцией в этом случае выступает фиксация единства интересов этноса с различными народами, которые обеспечивают его самосохранение как «индивидуума», защищают его интересы, способствуют его развитию и самовыражению. Основным механизмом социальной идентификации является соотнесение личных интересов, ценностей, моделей поведения с интересами различных общностей, которые могут быть либо «своими», либо «чужыми». У каждого этноса существуют аутостереотипы и гетеростереотипы. Аутостереотипы - это совокупные представления о народе, к которому принадлежит индивид. Идентификацию русских подтверждает то, что приоритетное положение здесь принадлежит позитивным оценкам над негативными, это: доброта, щедрость, миролюбие, простота, прямодушие, духовность. К негативным аутостереотипам относятся бесшабашность, пьянство, безынициативность. Гетеростереотипы представляют собой мнения о других этносах.

Рассматриваемые геокультурные основания способствовали формированию у русских определенных поведенческих стереотипов. Так, непродолжительность рабочего сезона земледельческих работ, требующая почти круглосуточной тяжелой и быстрой физической работы, за многие столетия выработала свойства трудолюбия и быстроты в работе. Крестьяне период весенне-летних работ всегда называли «страдой», «страдной порой», то есть периодом физических страданий: «где пахарь плачет, там жнея скачет», «день летний год кормит», «не сможешь - не осилишь, не надорвешься - не поможешь» [2]. Однако и весь год работы «невпроворот», всегда «в трудах и в заботах». Об этом свидетельствует обычная длительность крестьянского рабочего дня. Типичным примером могут быть сведения о режиме дня в уездах Тверской губернии во второй половине XVIII века. В Старицком уезде крестьяне традиционно летом и зимой просыпались и вставали «в три и четыре часа пополуночи», в Краснохолмском, Корчевском и Тверском уездах вставали в четвертом часу по полуночи. Вечерами же мужчины ложились спать не ранее 11-ти (зимою - в 10), а женщины за рукоделием засиживались за полночь. Такой долгий рабочий день лишь после обеда (пополудни во вто-

ром часу) прерывался часовым (иногда чуть больше) сном [6].

Помимо внешних причин, побуждающих человека к активной деятельности, для русских характерен и сильно выраженный внутренний мотив, который сформировался благодаря разнообразию окружающей среды и природных ресурсов. Когда заканчивается «борьба» с тяжелыми природными условиями, человек направляет свою деятельность не на преобразование внешнего, а развитие своих творческих способностей (предметы прикладного искусства, устное народное творчество). Всем известна изобретательность и смекалка русского народа. Трудолюбию сопутствовали такие черты его характера и психологии, как «проворность», «поворотливость», «переимчивость», воспитываемые с детства.

Особенно сильно они проявились при освоении им обширных просторов Сибири. Возможно, если бы не их активная миграция в этом направлении, то здесь не было бы создано, в силу определенных причин, уникальных, в своем роде, хозяйственно-культурных комплексов, таких как очаги северного земледелия в Поморье, на Вологодчине, на Вятских опольях и даже в Якутии. Вот эти причины: малочисленность местных народов, однообразные типы хозяйствования (охота, рыболовство, оленеводство), которые требовали вести кочевой образ жизни, а также колоссальная удаленность от мировых культурных центров, -все они остановили развитие культуры на довольно низкой ступени развития. И только благодаря русским, с их тягой к освоению новых просторов, к деятельности и переменам, Сибирь стала широко осваиваться, обживаться.

Вместе с тем, наличие экстремальных, неблагоприятных условий, которые могли свести на нет результаты тяжелого труда, порождали в сознании идею всемогущества Господа Бога. Труд -трудом, но главное зависит от Бога («Бог не родит, и земля не дает», «Бог народит, так и счастьем наделит», «Бог полюбит, так и не погубит, «не конь везет, Бог несет», «даст Бог день, даст Бог пищу», «человек гадает, а Бог совершает», «все от Бога. Всяческия от творца», «с Богом не поспоришь», «Божье тепло, Божье и холодно», «Бог отымет, Бог и подаст» и т. д.) [3].

Итак, территория крупнейшей равнины влияет на населяющий его могучий этнос, вырабатывая у него определенные качества. Он является именно таким, каким его сформировала суровая природа - самодостаточным, способным к универсальному развитию, выдерживающим высокую степень экстремальности жизни.

Другой тип месторазвития, который существует на территории Евразии, представлен горной местностью Кавказа. Его населяют адыги, осетины, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины, кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы, армяне, греки, татары, азербайджанцы, грузины и т. д. Такая пестрая этническая картина является следствием природного разнообразия региона и длительного исторического процесса интенсивных миграций, завоеваний.

Эта местность принадлежит к видам географического окружения, воздействие которых на этносы является особенно ощутимым. Даже у народов, удаленных друг от друга, наблюдаются общие явления, вызванные исключительно общностью горной среды. Многие исторические и социальные процессы в условиях гор развиваются особым образом, который отличается в ряде признаков от исторического пути, характерного для большинства народов мира.

Природа создала такие условия для развития горных народов, которые определили все стороны его жизни, род занятий и повлияли на создание уникальных культурных комплексов.

Во-первых, здесь человеку не предоставляется возможности изменения окружающей среды, а это обуславливает тот факт, что почти всегда народы, проживающие на данной территории, находились на более низкой ступени технологического развития. Когда отношения между географической средой и этносом опосредуются развитыми технологиями, то зависимость от природного окружения становится меньше. Когда же эти технологии отсутствуют или примитивны, то ее воздействие более ощутимо. Во-вторых, горы представляют собой огромное препятствие для проникновения сюда других народов. Местное население - это, как правило, малочисленные, разрозненные группы народов, достаточно часто меняющие территории своего обитания. С этим связано то, что они часто подвергались захватам более могучего этноса. И это происходило достаточно часто, однако для данной ситуации, утверждение, что культура большего по численности народа преобладает над меньшей, не совсем правильно. Та замкнутость, в которой формировались горные народы, обусловила их враждебность ко всему чужому и непримиримость, как с нежелательными соседями, так и с их культурой.

Так, например, обращаясь к проблеме инте-риоризации или экстериоризации народом внешней конфликтности, можно проследить следующую тенденцию во взаимодействии жителей рав-

нинной и горной местности: первые интериори-зируют ее и стремятся нейтрализовать внутри самих себя. Для них характерна устойчивость внутренних альтернатив, которая и служит механизмом реагирования на такие конфликты, вследствие чего они «проигрываются» в себе. Для вторых, напротив, характерна экстериоризация конфликтности. Русские, присоединяя к своей империи очередной участок территории, как бы разыгрывали на нем свою «драму» (бегство от государства - возвращение беглых под государственную юрисдикцию - государственная колонизация но-воприобретенных территорий). Новая территория втягивалась ими в себя. А, например, для армян, характерно стремление «убрать» с освоенной ими территории все, что может стать источником конфликта. Дело в том, что образ активности армян и русских на вновь осваиваемых территориях был слишком различен, что приводило к неприятию армянами русской колонизации. Районы Северного Кавказа осваивались поэтапно и в большинстве случаев военными методами. В итоге русская колонизация Закавказья была неэффективной. Число русских, поселившихся в крае, не превышало 5% общей численности населения [4]. Здесь сказалась противоположность всех жизненных условий жителей равнин и гор. Различны и образ жизни и система хозяйства. Довольно маленькие территории обитания народа воспитали у них чувство глубокой привязанности к этой земле, а если учесть тот факт, что и передвигаться было некуда, то естественно, что за каждый клочок земли, пригодный для жизни, приходилось бороться. Дело в том, что в горных районах система подсечно-огневого земледелия рассчитана на некий оптимальный состав населения, а потоки завоевателей представляли избыточное население, которое в силу самих условий хозяйствования не могло получить необходимого пропитания. Это обстоятельство также являлось причиной конфликтов местного населения с завоевателями.

Не имея возможности для преобразования природы, то есть окружающего мира, «горцы» всю свою энергию и возможности направляют на духовное развитие, саморазвитие.

В тот период истории, когда человечество жило в гармонии с природой и не ставило перед собой цели ее преобразования, все развитие было направлено на развитие духовного мира человека, а этому как раз благоприятствуют небольшие замкнутые территории, к которым можно отнести горную местность. И первые великие цивилизации как раз возникали там, где присутствовал горный ландшафт. Примером может служить од-

на из самых древнейших армянских цивилизаций, а также Тибет.

В силу того, что также трудно как проникают сюда инновации, так и уходят отсюда, созданные здесь учения, практики, образцы материальной культуры являются чем-то экзотическим для равнинных жителей.

Приведенные выше причины, определили у народов этого типа месторазвития качества консерваторов, в отношении, как нововведений, так и элементов других культур. Маленькие площади, пригодные для проживания, способствовали тому, что у народа выработалось сильное чувство своей территории и «своих». И если у представителей равнинного типа месторазвитий самоидентификация идет по ощущению, то здесь этот процесс происходит «по крови». Это подтверждается традицией «кровной мести» и другими формами и элементами местной культуры. Стремлению горных народов к саморазвитию, к духовному совершенству соответствуют качества, о которых свидетельствуют фразы, ставшие «крылатыми»: «кавказское гостеприимство», «кавказская щедрость», «кавказские долгожители» и т. д.

Однако существует общая, присущая всем народам, вне зависимости от особенностей среды обитания, черта - подвижность. У одних она выражена слабее, у других довольно сильно. Все зависит от условий, которые ее возбуждают. Так, у народов, проживающих в горной местности, она является необходимостью для выживания и ограничивается жесткими границами, вызванными слишком малыми размерами территории, пригодной для проживания. Подвижность народов, проживающих на равнинной территории, в частности, русского этноса, является внутренней необходимостью - быть в движении. Это качество вырабатывает мобильность, позволяющая не только создавать и закреплять устойчивые формы культуры, а впитывать в себя все новое, толерантно воспринимать чужую культуру.

Таким образом, любой тип территории (ме-сторазвития), локализованный в пространстве и непрерывно развивающийся во времени, является носителем этноса, которому свойственны некоторые типичные качества, черты, стиль поведения.

В этом взаимодействии формируется менталитет, особый характер, который в процессе самоидентификации признается «своим» и определяется конкретными характеристиками местообитания.

Литература

1. Гумилев Л. От Руси к России. СПб., 1992, С. 112.

2. Даль В. Пословицы русского народа...: сб. в 3-х томах. М., 1993. Т. 3. С. 400, 541-542, 558-559.

3. Лавринова Н. Н. Категория «месторазвитие» в концепциях русских мыслителей начала XX века // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 11. С. 199-202.

4. Лурье С. Восприятие народом осваиваемой территории. // Общественные науки и современность. 1998. № 5. С. 72-73.

5. Любчак В. П. Исследование менталитета: двухуровневая структура // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 211-214.

6. Милов Л. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянина. // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 78.

* * *

GEOCULTURAL BASES OF MENTALITY

N. N. Lavrinova

Article is devoted to consideration of the geocultural bases of formation of mentality. As such bases formal properties of the territory (area, geographical position), its natural characteristics and anthropogenous, actually cultural factors are analyzed. Such types of place development as flat and mountain districts are characterized. Importance of collectivism, mobility, conservatism as integral parts of mentality which cause features of sociocultural development of the people is noted. The conclusion about existence of the common feature inherent in all people, regardless of features of habitat - mobility is drawn. It is claimed that any type of the territory (place development) which is localized in space and continuously developing in time, is the carrier of ethnos to which some typical qualities, lines, style of behaviour are peculiar. As a result of such interaction the mentality, special character which in the course of self-identification admits as «its own» is formed and is defined by concrete characteristics of a habitat.

Key words: mentality, ethnos, culture, geocultural bases, place development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.