Научная статья на тему 'ГЕОКОНЦЕПТЫ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА "СИРИУС"'

ГЕОКОНЦЕПТЫ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА "СИРИУС" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛИНГВИСТИКА / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ОБРАЗ ГОРОДА / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КЛАССИФИКАЦИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / PSYCHOLINGUISTICS / LINGUISTIC CONSCIOUSNESS / IMAGE OF A CITY / ASSOCIATIVE TEST / CLASSIFICATION / MODELING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белоусов Константин Игоревич, Павлова Дарья Сергеевна

В статье рассматривается проблема моделирования геоконцепта города в языковом сознании российских школьников на материале цепного ассоциативного эксперимента. Информантами выступили 152 воспитанника образовательного центра «Сириус» (г. Сочи); общий объем реакций - 2 117. Исследование выполнялось в рамках исследований в области «наивной географии». Обработка данных осуществлялась в информационной системе «Семограф», а графическая экспликация моделей геоконцептов как системы семантических полей - в программе SciVi. Анализ материалов позволил выявить основные черты, определяющие образы исследуемых городов в языковом сознании школьников, а также выделить источники их формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Белоусов Константин Игоревич, Павлова Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEO-CONCEPTS OF RUSSIAN CITIES IN LINGUISTIC CONSCIOUSNESS OF THE "SIRIUS" EDUACATION CENTRE STUDENTS

The paper discusses modeling the geo-concept of a city in linguistic consciousness of Russian school students based on the material of a chain associative test. Over 150 students of the "Sirius" education center (Sochi) took part in the experiment; the total number of reactions amounted to 2117. The research was carried out within the frameworks of the "naive geography" sphere. The data were processed in "Semograph" Information System; the graphic explication of the geo-concept models as a system of semantic fields was fulfilled in the SciVi program. The analysis enabled to reveal certain basic features that determine the images of cities in linguistic consciousness of school students, as well as to distinguish the sources of their formation.

Текст научной работы на тему «ГЕОКОНЦЕПТЫ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА "СИРИУС"»

2020

СОЦИО- И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Вып. 8

УДК 81'23:316.454.2

ГЕОКОНЦЕПТЫ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «СИРИУС» 1

Константин Игоревич Белоусов

д. филол. н., профессор кафедры теоретического и прикладного языкознания Пермский государственный национальный исследовательский университет

614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15. belousovki@gmail.com

Дарья Сергеевна Павлова

к. филол. н., доцент кафедры теоретического и прикладного языкознания Пермский государственный национальный исследовательский университет

614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15. pavlovads@mail.ru

В статье рассматривается проблема моделирования геоконцепта города в языковом сознании российских школьников на материале цепного ассоциативного эксперимента. Информантами выступили 152 воспитанника образовательного центра «Сириус» (г. Сочи); общий объем реакций - 2 117. Исследование выполнялось в рамках исследований в области «наивной географии». Обработка данных осуществлялась в информационной системе «Семограф», а графическая экспликация моделей геоконцептов как системы семантических полей - в программе SciVi. Анализ материалов позволил выявить основные черты, определяющие образы исследуемых городов в языковом сознании школьников, а также выделить источники их формирования.

Ключевые слова: психолингвистика; языковое сознание; образ города; ассоциативный эксперимент; классификация; моделирование.

Введение

Представления людей об окружающем их макропространстве (географическом пространстве, макросреде) рассматриваются в рамках теории «наивной географии» [Egenhofer 1988; Egenhofer, Mark 1995]. Наивная география является экспериментальной наукой; источник ее данных - зафиксированные в виде вербальных реакций или рисунков непрофессиональные географические рефлексии о географических объектах разного масштаба: от уровня локализованного пространства населенного пункта до уровня страны и мира в целом. Характер представлений о геообъектах не означает, что наивная география - это география невежественных или простодушных людей, или же людей образованных или необразованных; это география «здравого смысла» [Egenhofer, Mark 1995]. Сами представления о географических объектах показывают особенности понимания/освоения пространственной макро-, мезо- и микросреды и поведения в ней различных социальных групп, выделяемых по гендерному, возрастному, национальному, религиозному и другим признакам [Kaplan, Herb 2011; Self et al. 1992; Taylor 2001].

В рамках когнитивной науки геопространственные представления об объектах макросреды можно рассматривать с помощью понятия геоконцепта, который в гуманитарной географии понимается как «любое значимое для определенного сообщества место, обладающее устойчивым образом» [Калуцков 2012: 27]. Однако, как показано в работах [Зелянская и др. 2016; Zelianskaia et 2020], содержание одного и того же геоконцепта может заметно варьироваться в разных региональных локациях и социальных группах. Рассмотрение геоконцепта в рамках «наивной», а не «культурной» географии, т. е. конструирование с помощью семантических методов системы ментальных репрезентаций геообъектов обыденного сознания, позволяет строить модели геоконцептов разных типов. Самая простая модель может быть получена в результате вербального опроса информантов об интересующих исследователей географических объектах. Данный материал также содержит потенциал к вариативному представлению геоконцептов в зависимости от места проживания респондентов и их социальных параметров.

Предметом настоящего исследования являются геоконцепты городов2, сформированные или только

формирующиеся в языковом сознании молодой, одаренной, восприимчивой ко всем каналам информации аудитории - старшеклассников (в данном случае - воспитанников образовательного центра «Сириус», г. Сочи); предпринимается попытка выделения наиболее важных источников информации, влияющих на конструирование геоконцепта города.

Материал и методы исследования

Экспериментальное моделирование геоконцептов городов проходило в несколько этапов (дизайн исследования представлен на рис. 1)3. На первом этапе осуществлялся сбор материала с помощью методики цепного ассоциативного эксперимента, в котором приняли участие 152 воспитанника образовательного центра «Сириус», обучающихся по следующим программам: «Литературное творчество» (72 чел.), «Наука» (49 чел.) и «Спорт» (31 чел.). Все информанты - учащиеся 7-11 классов школ из разных городов России.

Г

В результате эксперимента было получено и проанализировано 2 117 реакций. Приведем примеры реакций, данных информантами на разные города.

- Москва: Красная площадь; Кремль; крупнейший город; МГУ; Воробьёвы горы; НИУ ВШЭ; Чистые пруды; Булгаков; мавзолей; звонят колокола; премии за Всерос; буржуи; пробки;

Эксперимент проходил в письменном виде. Участникам эксперимента предлагалось написать 3-5 слов и/или словосочетаний, которые возникают у них на стимулы - города России: Челябинск, Якутск, Екатеринбург, Омск, Сочи, Казань, Калининград, Новосибирск, Владивосток, Севастополь, Москва, Санкт-Петербург (в таком порядке города были представлены в экспериментальном протоколе). Данные города России были выбраны в качестве стимулов по результатам голосования участников проектной команды литературной смены, участвовавших в сборе материала.

Среди мест проживания информантов-школьников были следующие города: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ижевск, Ханты-Мансийск, Курган, Казань, Ульяновск, Севастополь, Пермь, Саратов, Челябинск, Чебоксары, Вологда и др. Социально-демографический состав респондентов отражен в таблице 1.

Нерезиновск; баблишко; шаурма и др. (всего 238 реакций).

- Санкт-Петербург: Дворцовая площадь; Эрмитаж; Петропавловская крепость; Кунсткамера; Эрарта; дворцы; красивая архитектура; культурная столица; серое небо; развод мостов; СПбГУ; РАН; Нева; белые ночи; Петр I; окно в Европу; Шнуров; пить; дождь; холодные

Рисунок 1. Дизайн исследования

Социально-демографический состав информантов, абс.

Таблица 1

Социальные параметры Программа Всего

Литературное творчество Наука Спорт

Пол женский 61 13 0 74

мужской 11 36 31 78

Возраст 13-15 лет 20 20 31 71

16-17 лет 52 29 0 81

ветра; слякоть; турнир им. В. Третьяка; Зенит; Динамо СПб и др. (всего 238 реакций).

- Владивосток: Япония; Китай; Азия; Тихий океан; Татарский пролив; Охотское море; Восток; Транссибирская магистраль; далеко; красная рыба; морепродукты; соленый шоколад; амурские тигры; ДВФУ; Мумий Тролль; 2000; песня «Москва-Владивосток»; хоккейный клуб «Адмирал» и др. (всего 154 реакции).

- Екатеринбург: Уральские горы; Исеть; граница Азии и Европы; Бажов; Екатерина II; Питер на минималках; заводы; кладбище; бомжи; грязь; плохая экология; Ё-бург; Свердловск; Кольцово; Ельцин; Высоцкий; храм вместо сквера; «Уральские пельмени»; «Счастливы вместе»; песня Монеточки «Постпост»; свердловские слойки; УрФУ; УТЮМ4 и др. (всего 200 реакций).

- Казань: Татарстан; Кремль; Кул-Шариф; Иван Грозный; Голубая мечеть; ислам; женщины в парандже; смешение культур; тюбетейка; татарский язык; Свияжск; чак-чак; эчпочмак; плов; КФУ; Иннополис; ВОШ по МХК; Казанская лингвистическая школа; «Ак-Барс»; зеленый и др. (всего 184 реакции).

- Калининград: Европа; Кёнигсберг; Куршская коса; рядом с Польшей; рядом с Литвой; отдельно от РФ; Германия; немецкий язык; запад; самая западная точка России; где-то на отшибе; могила Канта; Эйлер; готическая архитектура; полуанклав; яшма; янтарь; марципан; ВсОШ по литре; не хоккейный город; чужой среди своих; ни разу там не был и др. (всего 172 реакции).

- Новосибирск: Сибирь, Енисей; Академгородок; наука; университет; НГУ; умные люди; миллионник; холодно; снег всегда; панельные дома; металлургия; кедровый орех; КХЛ; Эл-джей и др. (всего 149 реакций).

- Омск: худший город; серия «Смешариков» про радио; Томск; холодно; сыр «Омичка»; анекдоты про Вольт-на-Амперск; ХК «Авангард»; Егор Летов; «Гражданская оборона»; плохие дороги; город со странностями; уличные драки; заводы и др. (всего 188 реакций).

- Севастополь: Крым наш; город-герой; Крымский мост; референдум; возвращен России недавно; крупный порт; Памятник затонувших кораблям; ВОВ; военный флот; Л. Толстой; город русских моряков (песня); море; Артек и др. (всего 155 реакций).

- Сочи: Сириус; Кавказ; Грузия; абхазцы; Черное море; Роза Хутор; Сочи парк; Дендрарий; пляж; тепло; Формула 1; Олимпийский игры;

«зимние, жаркие, твои»; «шашлычок под коньячок»; чурчхела; шашлыки; ХК «Сочи» и др. (всего 129 реакций).

- Челябинск: Урал; металлургия; промышленность; заводы; чугун; железо; машины; плохая экология; загрязненность; грязь; безысходность; серый цвет; холодная зима; морозы; метеорит; все бегут; основа сборной УФО (на хоккее) 2005 г.р.; суровость; шутки про Челябинск; Наша Раша и др. (всего 166 реакций).

- Якутск: Якутия; Саха; Байкал; тундра; оленеводы; азиаты; якуты; якутяночки; чукча; узкоглазые русские люди; народные костюмы; кутающиеся в шарфы северяне; алмазы; юрта; снег; холодно; песня L'one «Якутя-ночка»; Сардана Авксентьева и др. (всего 146 реакций)

На втором этапе полученные реакции экспортировались в информационную систему «Семо-граф»5 для последующего полевого анализа. Для анализа данных был разработан двухуровневый классификатор; на первом (конечном) уровне было создано 17 тематических полей и к ним добавлено одно поле с семантикой оценки (см. табл. 2). Необходимо отметить, что примененная классификация допускала размещение одной реакции сразу в нескольких полях, например, реакция мой детский сад 1599 вошла и в поле ИНФРАСТРУКТУРА, и в поле ЛИЧНЫЙ ОПЫТ6.

На третьем этапе осуществлялась автоматическая обработка данных, основанная на проведенном полевом анализе. Были сгенерированы объемы тематических полей и рассчитаны семантические карты, фиксирующие силу связи между полями (связность полей возникает вследствие наличия у одного информанта реакций, приписанных данным полям). При этом семантические карты можно получить как для всей выборки реакций в совокупности, так и для отдельных выборок, организованных по метаданным (пол, возраст и т. д.) информантов.

На четвертом этапе полученные в результате анализа реакций семантические карты на платформе SciVi отображались в виде круговых графов, представляющих собой структуры характерных для каждого города общей системы семантических полей.

Анализ тематических полей геоконцептов городов

Данные об объемах тематических полей, полученных в результате анализа экспериментальных реакций, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Объем тематических полей в образах городов, %*

Тематические поля Го1 род

Москва С.-Петербург Владивосток Екатеринбург Казань Калининград Новосибирск Омск Севастополь Сочи Челябинск Якутск

ВОЕННАЯ ТЕМАТИКА 0,8 3,9 0,5 1,7 29,7

ГЕОГРАФИЯ 6,4 40,3 88,3 48,0 20,7 80,8 68,5 23,9 60,0 94,6 58,4 77,4

ДОСУГ 1,7 4,6 7,0 4,9 2,3 4,0 0,5 1,3 27,9 2,4

ЕДА И НАПИТКИ 0,4 6,7 7,1 2,5 21,7 1,7 0,7 5,3 1,3 7,8 2,4 1,4

ИНФРАСТРУКТУРА 22,0 7,1 8,4 11,0 12,5 6,4 19,5 1,6 9,0 8,5 4,8 1,4

ИСТОРИЯ 11,0 21,4 1,3 25,0 8,2 20,9 1,3 8,5 25,2 38,8 37,3

КУЛЬТУРА 85,6 82,8 5,2 20,5 53,3 8,1 4,0 1,6 15,5 14,7 3,6 2,1

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 6,8 9,2 9,7 24,0 8,2 10,5 12,1 6,9 14,8 91,5 21,1 8,9

ЛЮДИ 17,8 18,9 9,1 36,0 34,2 13,4 8,1 9,0 6,5 3,9 6,6 11,0

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА 22,9 8,4 5,2 9,0 22,3 8,7 25,5 9,0 6,5 77,5 6,0 2,1

ОЦЕНКА 30,5 22,3 41,6 24,5 27,7 32,0 26,8 34,0 16,8 35,7 41,6 12,3

ПОЛИТИКА 11,0 0,8 2,5 0,5 9,0 2,1

СПОРТ 4,2 5,0 4,5 7,5 7,6 1,7 2,7 16,5 45,7 12,0

СТАТУС ГОРОДА 28,0 8,4 5,2 5,5 1,6 1,2 4,7 4,8 21,9 14,7 2,4 1,4

ТРАНСПОРТ 14,8 1,3 13 2,5 1,1 1,2 6,0 12,2 4,5 0,8 3,6 0,7

ЦВЕТ 3,4 3,4 1,3 2,5 3,8 1,2 6,7 2,1 1,3 0,8 4,2 1,4

ЭКОНОМИКА 18,6 2,9 1,9 8,0 2,7 2,3 4,7 8,5 2,6 38,0 1,4

ЭТНОГРАФИЯ 3,4 4,5 1,0 58,2 2,3 0,7 3,2 1,9 2,3 33,6

*Проценты рассчитывались от общего количества реакций для данного города.

Таблица 2 показывает, что в геоконцептах всех городов актуализировано множество тематических полей, однако степень актуализации полей различается от города к городу. Например, по отношению к Москве самыми объемными и значимыми стали поля КУЛЬТУРА (Большой театр, архитектура, мавзолей, Кремль, куранты, Собор Василия Блаженного, Красная площадь, Арбат, ГУМ, Воробьевы горы и др.), СТАТУС ГОРОДА (столица и др.), ИНФРАСТРУКТУРА (урбанизо-ванная, дороги, шоссе, бульвары, Москва-сити, дома, вокзал и др.), ТРАНСПОРТ (метро, машины, пробки и др.) и ПОЛИТИКА (президент, Путин, правительство, Собянин и др.). В реакциях на стимул «Москва» нами не было отмечено различий в реакциях воспитанников «Сириуса» в зависимости от программы («Литературное творчество», «Наука», «Спорт»).

Самое большое по объему и самое значимое поле для культурной столицы России Санкт-Петербурга - КУЛЬТУРА (Адмиралтейство, Дворцовая площадь, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Академия русского балета им. Вагановой, музеи, Петергоф, Эрарта, Кунсткамера, Эрмитаж и др.). Большая часть реакций, связанных с культурой, дана воспитанниками «Сириуса» с направлений «Литературное творчество» и

«Наука», а ребята с направления «Спорт» чаще отмечали различные петербургские спортивные клубы.

В структуре геоконцепта Владивостока самыми объемными полями стали ГЕОГРАФИЯ (океан, Восток, полуостров, Дальний Восток, край России, Тихий океан, ветер, муссоны, наводнения и др.) и ОЦЕНКА (внутри которого выделялись позитивная, негативная и другая), демонстрирующая позитивный образ города. Кроме того, только в реакциях ребят с направлений «Литературное творчество» и «Наука» встречались отсылки к прецедентным текстам, к поп-культуре (например, песня «2000» группы Мумий Тролль, песня «Москва-Владивосток» и др.), а несколько спортсменов отметили хоккейный клуб «Адмирал».

Самым объемным и значимым для Екатеринбурга стало поле ЛЮДИ (красивые люди, семья, друзья, четкие девушки, одноклассники, бомжи, императрица, Екатерина II, Петр I, Ельцин, Бажов и др.). Ребята с направления «Литературное творчество» давали реакции, связанные с культурой, историей (Екатерина II, Романовы, «Мертвые души», песняМонеточки «Пост-пост» и др.), ребята с направления «Наука» - с образованием и наукой (УТЮМ, СУНЦ7, УрФУ и др.), а ребята с

направления «Спорт» - с хоккеем (хоккейный клуб «Автомобилист», хоккей, ФХРг и др.). Медиапро-странство также оказывает влияние на данные респондентами реакции: «Уральские пельмени», «Счастливы вместе», Гена Букин и др.

Большими по объему для Казани, столицы национальной республики Татарстан, оказались поля ЭТНОГРАФИЯ (татары, татарский язык, многонациональность, мечеть, ислам, мусульманство, тюбетейка и др.), ЛЮДИ (татары, мусульмане, друзья, умные люди, хорошие люди, добрые люди, татары крутые, Иван Грозный и др.) и национальные ЕДА И НАПИТКИ (эчпочмак, чак-чак, плов, татмак и др.). Отметим, что ребята с направления «Литературное творчество дали реакции, связанные с культурой, образованием и наукой (Кул-Шариф, мечеть, Кремль, Преображенский Собор, КФУ, Всерос по МХК и др.), ребята с направления «Наука» - с образованием и наукой (Иннополис, технологии, очень сильная математика, УТЮМ, Турнир Нордена и др.), а ребята с направления «Спорт» отметили хоккейный клуб «Ак Барс».

Самым значимым и объемным для Калининграда, самой западной точки Российской Федерации, стало поле ГЕОГРАФИЯ (Куршская коса, край России, Балтийское море, янтарь, яшма, леса, сосны и др.). Реакции о культуре, образовании и науке дали как ребята с направления «Литературное творчество» (Кант, готическая архитектура, Всерос по литературе и др.), так и ребята с направления «Наука» (Эйлер, Кант, отдельный Всерос и др.), а ребята с направления «Спорт» отметили, что это не хоккейный город, но там проходил Чемпионат мира по футболу.

Для Новосибирска самым большим по объему стало поле ГЕОГРАФИЯ (снег, снег всегда, недры, хвоя, рыба, рысь, медведи, лес, кедровый орех, холодно, мороз, суровый климат, тайга, центр России, где-то в Сибири и др.). При этом стоит отметить, что в сравнении с другими городами из эксперимента, у Новосибирска значимым стало также поле ЦВЕТ (синий, серый, белый). Ребята с направлений «Литературное творчество» и «Наука» писали об образовании и науке (НГУ, СУНЦ, академгородок, университет и др.), а спортсмены - о хоккейном клубе «Сибирь».

Наибольшего объема в структуре геоконцепта Омска стало поле ОЦЕНКА, причем преимущественно негативная (опасность, деревня, дыра, уличные драки, некрасивый, плохая погода, грязь, разруха, серость, отсюда невозможно выбраться, худший город, город со странностями, грустно, что-то далекое и непонятное, нормуль город, хороший город и др.). Многие респонденты отметили серия из Смешариков про радио, песня

про Омск из Смешариков, мемы и др., что говорит о влиянии медиапространства на формирование образа. Поскольку в момент проведения эксперимента в образовательном центре «Сириус» находилась команда хоккеистов из Омска, по несколько информантов с каждого направления написали хоккейный клуб «Авангард».

По отношению к Севастополю в сознании школьников чаще всего актуализируются единицы полей ВОЕННАЯ ТЕМАТИКА (военная база, военный флот, оборона, военный город, ВОВ, битва за Севастополь и др.) и ИСТОРИЯ (ВОВ, оборона, Крымская война, битва за Севастополь, референдум, возвращен России недавно и др.). Можно отметить влияние медиапростран-ства на реакции информантов: фильм «Битва за Севастополь», загадка «в каком городе 1 мальчик и 100 девочек» и др.

Самые разносторонние ассоциации связаны у старшеклассников с городом Сочи: выделились несколько объемных и значимых полей, например, ГЕОГРАФИЯ (субтропики, море, Кавказ, горы и др.). Значимыми стали поля ЛИЧНЫЙ ОПЫТ (хорошие условия, детство, в Сочи-Парке вкусное мороженое, свободная жизнь, чисто отдохнуть, друзья и др.) и ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА (Сириус, обучение, много талантов выращено), поскольку именно в Сочи проходил эксперимент, именно там информанты находились на протяжении смены в образовательном центре «Сириус». Кроме того, большими по объему оказались поля СПОРТ (Олимпийские игры, Зимняя Олимпиада, Формула 1, хоккейный клуб Сочи, сборная до 16 лет и др.), ИСТОРИЯ (различные события, связанные с Зимней олимпиадой) и ДОСУГ (пляж, аттракционы, туризм, Сочи парк, каникулы и др.). Ребята с разных направлений отмечали одновременно и Сириус, и Зимнюю олимпиаду, и море.

Для Челябинска самыми объемными и значимыми стали поля ОЦЕНКА (загрязненность, облако пыли, плохая экология, безысходность, сурово, суровые мужики, что-то серой и невзрачное, плохая жизнь и др.), ЭКОНОМИКА (центр промышленности, металлургия, заводы, атомная электростанция и др.) и ИСТОРИЯ (отмечается в связи с крупным для молодого поколения событием - падением метеорита). Ребята с направления «Литературное творчество» в основном писали о географии и экономике (холод, заводы, металлургия и др.), ребята с направления «Наука» отдельно отмечали образование и науку (физико-математический лицей №31, олимпиады, интеллектуальные игры и др.), а ребята с направления «Спорт» дали реакции ХК «Трактор», основа сборной УФО (на хоккее) 2005 г.р. Реакции,

связанные с Челябинском, демонстрируют влияние медиапространства на языковое сознание: присутствуют реакции Наша Раша, шутки про Челябинск, мемы и др.

Самыми объемными и значимыми для Якутска стали поля ГЕОГРАФИЯ (Саха, тундра, тайга, Сибирь, замерзающие реки, Лена, север, снега, вечная мерзлота и др.) и ЭТНОГРАФИЯ (якуты, якутяне, якутяночки, азиаты, чукчи, теплые шубы, народные костюмы и др.). В реакциях на стимул «Якутск» не прослеживается влияние направления в образовательном центре «Сириус», однако встречаются реакции, связанные с медиа-пространством, например, песня L'one «Якутя-ночка», мэр Сардана Авксентьева.

Модели геоконцептов городов

В результате анализа материалов эксперимента в веб-редакторе SciVi9 были построены модели геоконцептов 12 российских городов (интерактивная модель10).

На рисунке 2 представлен скриншот окна кругового графа. В левой части окна располагается граф, в правой части - инструменты работы с графом, в частности - фильтр отображения вершин (Nodes), настройки яркости, размера шрифта, сортировки и кластеризации графа методом модулярности (Settings), инструменты фильтрации (Filters), кластеры, выделенные в результате применения метода модулярности (Clusters), классификатор (Tree). Внизу левой части экрана, под графом, находится шкала его состояний. В нашем случае каждое состояние отражает моделируемый с помощью системы семантических полей геоконцепт одного из двенадцати городов. При переходе от одного состояния к другому система семантических полей остается неизменной, изменяются лишь их веса и связи между друг другом. Это позволяет «на лету» соотносить структуры любых состояний общей системы семантических полей; проверять возникающие в ходе анализа рабочие гипотезы.

Якутск Челябинск Сочи Севастополь Санкт- Омск Новосибирск Москва Калининград Казань Екатеринбург Владивосток _Петербург_

Рисунок 2. Скриншот окна кругового графа с выбранным состоянием «Якутск»

Рисунок 3. Связь субполя ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ с другими субполями и полями образа Москвы

Рассмотрим в качестве примеров срезы связей в структуре геоконцептов двух столиц - Москвы (рис. 3) и Санкт-Петербурга (рис. 4), построенные на основе полученных данных в программе SciVi. На круговых графах для сравнения выделены связи субполя ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ поля КУЛЬТУРА, которое имеет примерно одинаковый объем в структуре геоконцептов данных городов.

Из рисунка 3 видно, что в круговом графе города Москва субполе ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ образует сильную связь с субполем

СИМВОЛИКА, полями ИНФРАСТРУКТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА и СТАТУС ГОРОДА. Кроме того, прослеживаются связи субполя ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ с субполями ЗНАМЕНИТОСТИ, ПРОФЕССИИ, СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, всеми видами ОЦЕНКИ, всеми субполями поля ЭКОНОМИКА, с субполями РЕЛИГИЯ и ЭТНОС, КЛИМАТ, МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ, СОБЫТИЯ и ЛИЧНОСТИ, а также с полями ЛИЧНЫЙ ОПЫТ, ПОЛИТИКА, СПОРТ, ТРАНСПОРТ, ЦВЕТ и ДОСУГ.

Москва Санкт-Петербург

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 4. Связь субполя ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ с другими субполями и полями образа Санкт-Петербурга

Несколько иная картина получается при рассмотрении рисунка 4 - графа города Санкт-Петербург. Субполе ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ образовало сильную связь с субполями СИМВОЛИКА, АРХИТЕКТУРА, ЗНАМЕНИТОСТИ, ЛИЧНЫЙ ОПЫТ. Кроме того, прослеживаются связи субполя ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ с несколько другими субполями (в отличие от Москвы): СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, КЛИМАТ, МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ, РЕСУРСЫ, ФЛОРА И ФАУНА, ЛИЧНОСТИ, ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА, всеми видами ОЦЕНКИ, а также с полями СПОРТ, СТАТУС ГОРОДА, ТРАНСПОРТ, ЦВЕТ, ДОСУГ, ЕДА И НАПИТКИ, ИНФРАСТРУКТУРА.

В целом можно отметить чуть более сложную структуру связей тематических полей в геоконцепте Москвы по отношению к геоконцепту Санкт-Петербурга при равном количестве ассоциаций, данных информантами (по 238 реакций).

По таким же принципам были построены модели геоконцептов Челябинска, Якутска, Екатеринбурга, Омска, Казани, Калининграда, Новосибирска, Владивостока, Севастополя, Москвы, Санкт-Петербурга. Полученные обобщенные результаты представлены ниже (структуры семантических полей доступны по ссылке в дополнительном материале10).

Общие выводы

Проведенный ассоциативный эксперимент, анализ полученных в информационной системе

«Семограф» результатов, а также анализ построенных круговых графов позволяют сделать следующие выводы.

1. Информанты хорошо описывают свой регион.

2. Наибольшее количество ассоциаций информанты дали на стимулы Москва, Санкт-Петербург, Казань и Сочи; отказов больше всего было на стимулы Омск, Новосибирск, Калининград и Владивосток.

3. В реакциях на стимулы Санкт-Петербург, Москва и Казань респонденты делали акцент на культуре, а во всех остальных случаях - на географическом положении.

4. Негативно респонденты оценили Челябинск и Омск, позитивно - Казань, Санкт-Петербург, Сочи; оценка Москвы оказалась амбивалентной.

5. Наиболее объемным и ярко выраженным полем в геоконцептах Якутска и Казани (столицах национальных республик) оказалось поле ЭТНОГРАФИЯ.

6. Воспитанники образовательного центра «Сириус» дают ассоциации сквозь призму своего направления:

- спортсмены характеризовали города по наличию/отсутствию в нем хоккейной команды;

- математики и физики часто давали ассоциации с профильными мероприятиями и учебными заведениями;

- лингвисты давали ассоциации, связанные с профилем, однако довольно много ассоциаций было связано с историей, культурой, эмоциональной сферой.

1. На формирование геоконцептов городов оказывают влияние школьное образование и ме-диапространство, включающее мемы, песни, мультфильмы, сериалы, шоу и т.д.).

Полученные результаты свидетельствуют о разнообразии источников формирования геоконцептов российских городов в языковом сознании школьников.

Примечания

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ, научный проект № 20-18-00336 «Гео-концептология и региональная идентичность».

2 Анализу образов российских города посвящено множество работ социологов (см., например: [Иванова Цветкова, Тихонова 2016; Мельник, Пить 2018; Сидорова, Струк, Зимина 2019; Чернова, Шелест, Иванникова 2014 и мн. др.]). В своих трудах они опираются на такие понятия, как архитектура, градостроительство, уровень цен, привлекательность; занятость населения, качество жизни и т. п., т. е. на те характеристики образа города, которые важны для понимания его

социального и экономического положения. В то же время методы и цели исследования отличаются от поставленных в нашей работе.

3 Выражаем благодарность за сбор и помощь в анализе материала проектной команде воспитанников образовательного центра «Сириус»: Агафоновой Марии, Гариной Анастасии, Гриценко Илье, Давыденко Анне, Дьячковой Марии, Ива-нян Норе, Каминской Марии, Караваевой Алене, Кашковской Екатерине, Коропу Артему, Мишиной Анне, Первунинских Екатерине, Петровой Елизавете, Пилипец Полине, Сербиной Анне, Старикову Никите, Тареевой Анне, Шариповой Регине.

4 Уральский турнир юных математиков.

5 Подробнее об Информационной системе «Семограф» см: [Белоусов, Зелянская, Баранов 2012; Baranov et al. 2019 и др.].

6 Подробнее о принципах классификации материала см. [Белоусов и др. 2015; Белоусов, Ми-шланова, Заседателева 2013; Павлова 2018 и др.]

7 Специализированный учебно-научный центр.

8 Федерация хоккея России.

9 Подробнее о приложении SciVi см. [Рябинин, Баранов, Белоусов 2017; Ryabinin, Belousov, Chuprina 2020].

10 Интерактивная модель графа геоконцептов доступна по ссылке:

https://scivi.semograph.com/?preset=allcities.json После перехода по ссылке откроется окно диаграммы потока данных; для перехода к графовой визуальной модели необходимо в правом верхнем углу нажать на кнопку Visualize.

Список литературы

Белоусов К.И., Зелянская Н.Л., Баранов Д.А. Концептуально гипертекстовая модель управления контентом в ИС «Семограф» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 11. С. 56-61.

Белоусов К.И., Мишланова С.Л., Заседателева М.Г. Тезаурусное моделирование предметной области «компетентностный подход»: дизайн исследования и программная реализация на платформе ИС «Семограф» // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4. С. 3-10.

Белоусов К.И. и др. Знаковые системы, импровизация и диван на кафедре: к проблеме реконструкции образа профессиональной деятельности преподавателя-лингвиста / К.И. Белоусов, Е.В. Ерофеева, Т.И. Ерофеева, Н.Л. Зелянская // Мир русского слова. 2015. № 4. С. 86-93.

Иванова Т.Н., Цветкова И.В., Тихонова П.А. Конструирование образа города в повседневном восприятии горожан (на примере г. Тольятти):

картографический анализ // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5, № 3 (16). С. 144-147.

Мельник К.С., Пить В.В. Образ идеального города и современные представления жителей о городах уральского федерального округа // Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 8(418). С. 52-59.

Павлова Д.С. Семантическая структура устного спонтанного текста: социолингвистическое варьирование. Пермь. 2018. 148 с.

Рябинин К.В., Баранов Д.А., Белоусов К.И. Интеграция инструментария научной визуализации SciVi с информационной системой Семограф // GraphiCon 2017: труды 27-й Междунар. конф. по компьютерной графике и машинному зрению / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2017. С. 138141.

Сидорова Н.В., Струк Е.Н., Зимина Е.В. Современные бренды как образы города в представлении общественности: анализ исследований на примере города Иркутска // Известия Байкальского государственного университета. 2019. Т. 29, № 2. С. 198-206.

Чернова Л.Е., Шелест Ю.Р., Иванникова О.В. Образ города глазами жителей // Вюник При-дншровсько! державно! академп бущвництва та архггектури. 2014. №3 (192). С. 64-69.

Baranov D. et al. Semograph Information System as a Platform for Network-Based Linguistic Research: A Case Study of Verbal Behavior of Social

Network Users / Baranov D., Belousov K., Erofeeva E., Leschenko Y. // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2019. V. 144. P. 313-324.

Ryabinin K. V., Belousov K.I., Chuprina S.I. Novel Circular Graph Capabilities for Comprehensive Visual Analytics of Interconnected Data in Digital Humanities // Scientific Visualization. 2020. V. 12, № 4. P. 56-70.

Egenhofer T.F. Centering of Mental Maps of the World // National Geographic Research. 1988. № 4(1). P. 112-127.

Egenhofer M.J., Mark D.M., Naive Geography // Frank A.U., Kuhn W. (eds.). Spatial Information Theory: A Theoretical Basis for GIS. Berlin: Springer-Verlag (Lecture Notes in Computer Sciences). 1995. № 988. P. 1-15.

Self C.M. et al. Gender-Related Differences in Spatial Abilities / C M. Self, S. Gopal, R.G. Golledge, S. Fenstermaker // Progress in Human Geography. 1992. № 16. P. 315-342.

Taylor S.P. Place Identification and Positive Realities of Aging // Journal of Cross-Cultural Gerontology. 2001. № 16. P. 5-20.

Kaplan D.H., Herb G.H. How Geography Shapes National Identities // National Identities. 2011. V. 13, № 4. P. 349-360.

Zelianskaia N.L. et al. Naive Geography: Geocon-ceptology and Topology of Geomental Maps / N.L. Zelianskaia, K.I. Belousov, T.N. Galinskaia, D.A. Ichkineeva // Heliyon. 2020 (в печати).

GEO-CONCEPTS OF RUSSIAN CITIES IN LINGUISTIC CONSCIOUSNESS OF THE "SIRIUS" EDUACATION CENTRE STUDENTS

Konstantin I. Belousov

Professor, Theoretical and Applied Linguistics Department Perm State University

Daria S. Pavlova

Associate Professor, Theoretical and Applied Linguistics Department Perm State University

The paper discusses modeling the geo-concept of a city in linguistic consciousness of Russian school students based on the material of a chain associative test. Over 150 students of the "Sirius" education center (Sochi) took part in the experiment; the total number of reactions amounted to 2117. The research was carried out within the frameworks of the "naive geography" sphere. The data were processed in "Semograph" Information System; the graphic explication of the geo-concept models as a system of semantic fields was fulfilled in the SciVi program. The analysis enabled to reveal certain basic features that determine the images of cities in linguistic consciousness of school students, as well as to distinguish the sources of their formation.

Keywords: psycholinguistics; linguistic consciousness; image of a city; associative test; classification; modeling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.