Научная статья на тему 'Геоинформационные технологии с использованием систем контроля полных масс и осевых нагрузок грузовых автомобилей'

Геоинформационные технологии с использованием систем контроля полных масс и осевых нагрузок грузовых автомобилей Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
112
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕСОВОЙ КОНТРОЛЬ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ДАТЧИК / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Баранов Юрий Николаевич, Покровская Виктория Геннадиевна, Самедова Варвара Николаевна, Сухомлинова Яна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геоинформационные технологии с использованием систем контроля полных масс и осевых нагрузок грузовых автомобилей»

УДК 656.135.2

ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

СИСТЕМ КОНТРОЛЯ ПОЛНЫХ МАСС И ОСЕВЫХ НАГРУЗОК

ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Баранов Юрий Николаевич, д.т.н., профессор

(e-mail: bar20062@yandex.ru) Покровская Виктория Геннадиевна, магистр (e-mail: vik.pokrovskaya@mail.ru) Самедова Варвара Николаевна, магистр (e-mail: vary_fox@mail.ru) Сухомлинова Яна Владимировна, магистр

(e-mail: sukhomlinovai@mail.ru) Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, г. Орёл, Россия

В статье рассмотрены вопросы организации системы весового контроля автотранспортных средств с использованием геоинформационных технологий. Обоснована актуальность использования датчиков нагрузки на ось.

Ключевые слова: весовой контроль, транспортное средство, датчик, информационные технологии.

В отрасли автомобильного транспорта для достижения наибольшей выгоды владельцы грузовых автомобилей преднамеренно перегружают автомобили, тем самым увеличивая транспортную работу и прибыль. Но с другой стороны, движение перегруженного автомобиля, не соответствует нормативным требованиям нагрузок на ось, значительно ускоряет износ дорожного полотна, вызывает повышенный износ двигателя, ходовой части, тормозной системы и автомобиля в целом, повышается расход горюче-смазочных материалов [3,6,10,17] .Так же это преследует за собой штрафы на весовом контроле, затраты на ремонт автомобиля.

Цель работы - организация весового контроля грузовых автомобилей на основе геоинформационных технологий.

Методика исследований

Организация дорожного движения в современном мире невозможна без использования геоинформационных данных. Использование IT-технологий в системе транспорта преследует цели мониторинга, оценки и прогноза движения транспортного потока. Основой большинства инновационных технологий для мониторинга транспортного потока стали GPS - американская разработка навигационной спутниковой системы, ГЛОНАСС - отечественная разработка и системы видеонаблюдения [1,2,13]. Системы дают возможность разработать алгоритмы эффективного мониторинга и дальнейшего управления транспортными потоками.

Спутниковые системы GPS и ГЛОНАСС позволяют определить координаты автомобиля, скорость движения и расстояния для расчета пути, почти в любом месте земного шара [4,8,15].

Результаты и их обсуждение На сегодняшний день в перспективе модернизации весового контроля стоят решения по весовому контролю транспорта. В совокупности с системами GPS и ГЛОНАСС процесс контроля за нарушением осевых нагрузок становится проще.

В Российской Федерации все большее распространение на дорогах получают автоматизированные системы, которыми оборудованы грузовые автомобили. На автомобили для определения нагрузки на ось и массы груза устанавливаются датчики (рисунок 1). Устройство для измерения нагрузки на ось сертифицировано и зарегистрировано в Госреестре [16].

Рисунок 1 - Расположение датчика нагрузки на ось на автомобиле

На автомобилях с пневматической подвеской датчик измеряет меняющиеся в зависимости от массы груза давление сжатого воздуха. На автомобили с рессорной подвеской датчики устанавливают на раму транспортного средства и с помощью рычагов соединяют его с задней осью [9,18,20]. Достаточно установить один датчик, на наиболее загруженную ось. Система измеряет меняющиеся в зависимости от массы груза расстояние от рамы до оси. Датчик формирует выходной сигнал напряжения и передает на терминал мониторинга транспорта (Рисунок 2). Терминал регистрирует, обрабатывает и формирует отчет за выбранный период времени (Рисунок 3) [5,11,12,19].

НР8/ГЛОНАСС

СнПЮТЫ РНИгНГЙШМШЫК

ГЛуПММЕ

Сервер

тглея&тнчесшх У4"5" _ Терминал

1 РТЧСТЫ ^^ Да | ник

[ в ■ ¿^У нагрузки нй ось

ЙЗМ/бРРЗ

I 1-

1гЬупс1 Аналоговый

сигнал ЛИПШйННй

Рисунок 2 - Схема действия системы весового контроля с помощью

датчика нагрузки на ось

Универсальность весоизмерительных датчиков дает возможность устанавливать их на грузовые автомобили с различными типами подвесок, дает возможность облегчить систему взвешивания автомобиля при погрузке и выгрузке. На протяжении всего маршрута можно контролировать места и время погрузки и выгрузки, работу водителя. Система исключает перевозку сторонних грузов, штрафы за нарушение ограничений нагрузки на ось [7,14].

* Пифц*

въбер^чрифпгачстриччпр^к*! нцтрулга т «в (.патч) т1 Щ нягру)н л н в ось (д етч) - К 00 М 02.' 102Й12 -12 59:» (М012

ТиптмОиз! ЛччгйоЕ^ >1

Рисунок 3 - График изменения нагрузки на ось автомобиля КАМАЗ с многочисленными загрузками зерна при уборке урожая

Заключение

Создание системы весового контроля на основе датчиков нагрузки на ось будет обеспечивать снижение убытков в следствии затрат на техническое обслуживание и ремонт, горюче-смазочные материалы и будет способствовать сохранности дорожного полотна.

В такой системе все датчики подключаются к вычислительному устройству, система работает самостоятельно, без участия человека и без

использования мобильных или стационарных весов. Исключение человеческого фактора из ряда операций по весовому контролю, позволит поднять культуру и безопасность перевозки на более высокий уровень.

Список литературы

1. Пухов Е.В., Боев О.В. Разработка структуры технологического оборудования для мобильного пункта весового контроля автомобильного транспорта / Пухов Е.В. Боев О.В. /Наука и образование в современных условиях: материалы международной конференции. - Воронежский государственный университет им. Императора Петра I-С. 356 -363

2. Пухов Е.В. Перспективы развития информационно-управляющих систем наземных транспортных средств и сельскохозяйственных машин. / Пухов Е.В. [и др.]./ Научно-практические аспекты ресурсосберегающих технологий производства продукции и переработки отходов АПК: сборник трудов конференции. Воронежский государственный университет им. Императора Петра I. - С. 318 - 322

3. Трясцин А.П., Алгоритм разработки информационной системы обеспечения безопасности транспортного процесса/ А.П.Трясцин, Ю.Н.Баранов, А.Г.Дубровин, А.В.Коломейченко // Мир транспорта и технологических машин. 2018. № 3 (62).-С. 5561.

4. Баранов Ю.Н., Комплексная оценка влияния человеческого фактора на безопасность автотранспортных систем/ Ю.Н.Баранов, А.П.Трясцин, А.Г.Дубровин// Мир транспорта и технологических машин. 2018. № 1 (60).-С. 81-87.

5. Трясцин А. П., Информационное обеспечение безопасности автотранспортых систем/ А.П.Трясцин, Ю.Н.Баранов// Мир транспорта и технологических машин. 2017. № 2 (57).-С. 81-86.

6. Пеньшин Н.В. Документооборот в сфере автоперевозок: учебное пособие / Н.В. Пеньшин, Н.Ю. Залукаева, А.А. Гуськов. - Электрон. текстовые данные. - Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013. - 84 с.

7. Mlynczak, M. 2014, "Risk assessment of the road transportation concerning dangerous goods", Safety, Reliability and Risk Analysis: Beyond the Horizon - Proceedings of the European Safety and Reliability Conference, ESREL 2013, pp. 2275.

8. Москвичев Д.А., Виноградов О.В. Развитие модульного транспорта в сельском хозяйстве//Управление рисками в АПК. 2016. № 1.-С. 28-34.

9. Shen, B., Ge, Y., Qu, W., Sun, X. & Zhang, K. 2018, "The different effects of personality on prosocial and aggressive driving behaviour in a Chinese sample", Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, vol. 56, pp. 268279.

10. Sun, B., Fan, X., van Driel, W., Cui, C. & Zhang, G. 2018, "A stochastic process based reliability prediction method for LED driver", Reliability Engineering and System Safety, vol. 178, pp. 140-146.

11. Urciuoli, L. 2018, "The risk of standards proliferation - An analysis of differences between private and public transport standards", Transportation Research Part A: Policy and Practice, vol. 116, pp. 591-602.

12. Yang, D., Zheng, S., Wen, C., Jin, P.J. & Ran, B. 2018, "A dynamic lane-changing trajectory planning model for automated vehicles", Transportation Research Part C: Emerging Technologies, vol. 95, pp. 228-247.

13. Трясцин, А.П. Формирование комплексной технологической безопасности автотранспортных систем /А.П. Трясцин//Мир транспорта и технологических машин. -№3(42). -2013. -С. 89-95.

14. Петров, В. В. К вопросу о применении современных информационных технологий для повышения безопасности транспортного процесса /В.В. Петров, Д. А. Красникова//Научная мысль. -2017. -№2. -С. 82-85.

15. Бойцов, Б. В. Наилучшие доступные технологии обеспечения комплексной безопасности транспорта /Б.В. Бойцов, В.Л. Балановский, С.П. Габур, Д.Л. Головин//Качество и жизнь. -2015. -№3(7). -С. 47-50.

16. Азаров, В.Н. Риски и угрозы в процессах транспортной безопасности /В.Н. Азаров, А.С. Кабанов, А.Е. Артёменко, М.Ю. Моргунов//Качество. Инновации. Образование. -2017. -№8(147). -С. 57-69.

17. Clement, A., Kamissoko, D., Marmier, F. Gourc, D. 2018, «The robustness of the round planning face to risks of road freight transport», Proceedings -GOL 2018: 4th IEEE International Conference on Logistics Operations Management, pp. 1.

18. Poliak, M., Mrnikova, M., Simurkova, P., Medvid, P., Poliakova, A. Hernandez, S. 2018, «Social law in road transport like tool safety road transport», 11th International Science and Technical Conference Automotive Safety, AUTOMOTIVE SAFETY 2018, pp. 1.

19. Rybicka, I., Caban, J., Vrabel, J., Sarkan, B., Stopka, O. Misztal, W. 2018, «Analysis of the safety systems damage on the example of a suburban transport enterprise», 11th International Science and Technical Conference Automotive Safety, AUTOMOTIVE SAFETY 2018, pp. 1.

20. Колесников, А.М. Количественная оценка риска при организации интермодальных грузоперевозок /А.М. Колесников, Р.Р. Латыпова//Экономический вектор. -2017. -№3(10). -С. 16-24.

21. Зайцев, Е. Н. Комплексная безопасность транспортно-логистической системы смешанных перевозок /Е.Н. Зайцев, Е.В. Коникова, И.А. Тецлав, И.Г. Шайдуров//Бюллетень результатов научных исследований. -2018. -№4. -С. 101-119.

Pokrovskaya Viktoriya Gennadiyevna, master

(e-mail: vik.pokrovskaya@,mail.ru)

Samedova Varvara Nikolaevna, master

(e-mail: vary_fox@mail.ru)

Sukhomlinova Yana Vladimirovna, master

(e-mail: sukhomlinovai@mail.ru)

Baranov Yury Nikolaevich, Dr.Sci.Tech., professor

(e-mail: bar20062@yandex.ru)

Oryol state university of I.S. Turgenev, Oryol, Russia

GEOINFORMATION TECHNOLOGIES WITH USE OF CONTROL SYSTEMS OF FULL MASSES AND AXIAL LOADS OF TRUCKS

Abstract. The article deals with the organization of a vehicle weight control system using geo-information technologies. The relevance of the use of axle load sensors is justified. Keywords: weight control, vehicle, sensor, information technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.