н \ на \
АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА наа РЕШЕНИЯ для корпоративных клиентов
на ..•••
Н
ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
ДЛЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ
Геоинформационные системы приобрели статус ключевого элемента систем управления во всем мире. Пространственная информация особенно важна для компаний, обладающих большим количеством территориально распределенных объектов инфраструктуры. К таковым, безусловно, относится и сектор телекоммуникаций. Внедрение геоинформационных систем позволяет существенно повысить ценность и отдачу от существующих активов и вместе с тем является основой эффективной системы управления и развития, а также проектирования сетей, обслуживания клиентов и целого ряда других актуальных задач предприятий отрасли.
Сергей ЩЕРБИНА,
зам. генерального директора ЕБЯі Сів
Геоинформационная система (ГИС) дает компаниям единую платформу для доступа к бизнес-данным, управлению активами, мониторингу и анализу информации о сети, интегрирует заказы на выполнение ремонтных и регламентных работ, позволяет легко получать информацию о клиентах, готовить отчеты.
С помощью ГИС компания может создавать ситуационно-аналитические центры, интегрируя в них различные информационные потоки и источники данных, например, информацию о погоде, возможности доступа и маршруты подъезда к тому или иному объекту, данные дистанционного зондирования (спутниковые и аэрофотоснимки, результаты лазерного трехмерного сканирования), карты и планы местности (рис. 1).
Специализированные отраслевые модели данных, имеющиеся в ГИС, а также инструментарий для количественного пространственного анализа и визуализации помогают вести систематическую работу по моделированию, измерению, мониторингу и визуализации при решении задач планирования, маркетинга, продаж и обслуживания клиентов.
Управление активами
ГИС дает возможность поддерживать актуальную информацию и предоставлять к ней наглядный доступ как для топ-менеджеров, так и для сотрудников, решающих повседневные задачи управ-
ления, развития и эксплуатации сетей и управления корпоративными активами. ГИС позволяет оперативно получать информацию об объектах недвижимости, таких как линейно-кабельные сооружения, здания, земельные участки, а также об объектах сетевой инфраструктуры. Корпоративный реестр активов, как правило, содержит информацию о недвижимости с пространственной привязкой: местоположение и границы
МогШа Пге(ох
участков, планы помещений, права на каждый объект (собственность, аренда и пр.), стоимость и уровень арендных ставок и др.
Анализ рынка и прогнозирование
Геоинформационные технологии помогают компаниям точно оценить потенциал локальных рынков, определить наиболее перспективные сегменты, а
Рис. 1. Интерфейс руководителя (веб-браузер) отображает различные параметры работы сети с пространственной привязкой. Расположение вышек и уровень сигнала, а также информация о погоде даются в реальном времени
62
век| КАЧЕСТВА № 5 • 2011
.•••' 5 ..." HG
РЕШЕНИЯ ДЛЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
Ч НЕ Ч G
D giU Я г ■ ♦ <* * ~ * ’
Рис. 2. Карта, отображающая проект по прокладке нового сегмента волоконно-оптической сети. В сочетании с данными об абонентах в зоне обслуживания, она показывает потенциальные возможности расширения бизнеса в случае реализации проекта (Бв1 Д^^)
также оценить затраты, необходимые для выхода на новый рынок или расширения доли в уже существующем сегменте. Такие методы, получившие название «геомаркетинг», строятся на интеграции информации о покупателях (абонентах), конкурентах, различных социально-экономических показателей и пространственных данных в рамках ГИС (рис. 2).
Проектирование и строительство сетей
Строительство сетей связи, как проводных, так и беспроводных, - сложный и дорогостоящий процесс. Цена ошибки здесь очень высока: это и лишние затраты, и неудовлетворительное каче-
ство оказания услуг, и несоблюдение сроков запуска сети в эксплуатацию. Применение ГИС дает возможность телекоммуникационным операторам избежать многих ошибок, сделать процесс наиболее точным и экономичным. С помощью ГИС решаются такие задачи, как:
^ автоматическое создание плана расположения базовых станций и вышек;
^ определение конфигурации сот;
^ оптимизация высоты и ориентации антенн;
О прогнозирование зон покрытия с учетом рельефа, застройки, частот, наложений и других параметров (рис. 3);
О оптимальная конфигурация прокладки оптоволоконных линий и др.
Данные операции осуществляются в том числе и в 3D (рис. 4). Для расчета этих параметров компания Esri и ее партнеры предлагают соответствующие функциональные модули расширения ПО ArcGIS.
ГИС и системы поддержки операций (OSS)
OSS-системы служат для мониторинга сетей, их обслуживания, выявления и устранения сбоев и аварий, выставления счетов и для решения других задач. С помощью ГИС пользователи системы поддержки операций имеют прямой доступ к текущему состоянию и истории по каждому клиенту, отчетам о сеансах связи и информации о качестве сигнала, что существенно облегчает техническое обслуживание клиентов. Например, ПО Esri помогает определить точное местоположение проблемного участка сети и распределить задания мобильным бригадам, что позволяет сократить время на устранение неисправности.
В последнее время активно развивается еще одно важное направление, связанное с развитием интеллектуальных систем в энергетике (так называемых Smart Grid). ГИС является ключевой системой сетей Smart Grid. В то же время переход на технологии Smart Grid требует от энергетических компаний нового подхода к телекоммуникационной инфраструктуре, и задача телеком-операторов заключается в предоставлении им необходимой инфраструктуры с учетом требований к ГИС-платформе. Это дело ближайшего будущего. ■
■» и • %**. ♦ -и * <г —я т • і я * '• г г-». г м я • ■» v «
1 Ипш
!* Lot loch wnk»
CtfB* S’ ♦ В а ч* s: * IB n ом * • jl-
зодр«и« l#»■ 3 p ,* і-ч»Г З О.' L". r. ."
c!
Я Й brat Я Я twep
Рис. 4. 30-анализ (с помощью модуля ArcGIS 3D Analyst и пакета Cellular Expert компании HNIT-Baltic)
Рис. 3. Анализ зон покрытия в условия городской местности
№ 5 • 2011 ВЄКІ КАЧЕСТВА
63