Научная статья на тему 'Геоинформационная модель обоснования территории под размещение автотранспортного предприятия'

Геоинформационная модель обоснования территории под размещение автотранспортного предприятия Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GEOINFORMATION MODELING / SPATIAL PLANNING / AUTOMOBILE TRANSPORTATION COMPANY / VISUALIZATION / LOCATION FACTOR / ГЕОИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ФАКТОР РАЗМЕЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гордиенко Л. В., Дмитриева И. А., Сахарова О. Н.

В данной работе рассмотрена задача территориального планирования автотранспортных предприятий с учетом современных требований к развитию городской среды. Выделены методы решения задач территориального планирования с использованием геоинформационных технологий. В работе определены факторы размещения, присущие данной предметной области и характеризующиеся пространственными, временными, прагматическими характеристиками. Учитывая пространственный характер задачи и входных данных, предложено использовать геоинформационное моделирование как эффективное средство решения задач, основу которых составляют геоданные. Модель геоинформационной системы представлена как совокупность модели визуализации и учета факторов пространственного размещения, в том числе наборы продукционных правил. Описан процесс визуального анализа и определены основные элементы модели визуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Гордиенко Л. В., Дмитриева И. А., Сахарова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geoinformation model of the justification of territory for placing of automobile transport enterprise

In this paper, the task of territorial planning of road transport enterprises is considered, taking into account modern requirements for the development of the urban environment. Methods for solving problems of territorial planning using geographic information technologies are highlighted. The work identified the factors of placement inherent in this subject area and characterized by spatial, temporal, pragmatic characteristics. Given the spatial nature of the task and the input data, it is proposed to use geoinformation modeling as an effective means of solving problems, which are based on geodata. The model of a geographic information system is presented as a combination of a model of visualization and consideration of spatial distribution factors, including sets of production rules. This model also contains a block of regulatory data that regulates the process of land use and allows us to evaluate the suitability of a particular site. The process of visual analysis is described and the main elements of the visualization model are identified. The totality of the data components of the geo-information model makes it possible to take into account heterogeneous information, conduct its complex analysis and make better decisions.

Текст научной работы на тему «Геоинформационная модель обоснования территории под размещение автотранспортного предприятия»

Геоинформационная модель обоснования территории под размещение

автотранспортного предприятия

1 2 2 Л.В. Гордиенко , И.А. Дмитриева2, О.Н. Сахарова

1 Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону 2Политехнический институт (филиал) ДГТУ в г. Таганроге

Аннотация: В данной работе рассмотрена задача территориального планирования автотранспортных предприятий с учетом современных требований к развитию городской среды. Выделены методы решения задач территориального планирования с использованием геоинформационных технологий. В работе определены факторы размещения, присущие данной предметной области и характеризующиеся пространственными, временными, прагматическими характеристиками. Учитывая пространственный характер задачи и входных данных, предложено использовать геоинформационное моделирование как эффективное средство решения задач, основу которых составляют геоданные. Модель геоинформационной системы представлена как совокупность модели визуализации и учета факторов пространственного размещения, в том числе наборы продукционных правил. Описан процесс визуального анализа и определены основные элементы модели визуализации.

Ключевые слова: геоинформационное моделирование, территориальное планирование, автотранспортное предприятие, визуализация, фактор размещения

Современное муниципальное управление направлено на формирование качественной городской среды, которая выражается в обеспечении комфортных и безопасных условий проживания населения. Тенденция обеспечения указанных условий направлена на трансформацию городской среды, которая аккумулирует общественные, промышленные, технологические кластеры [1].

Развитие городской среды, представляющей собой многокомпонентную динамическую социально - экономическую систему, затруднительно без использования современных технологий управления, которые в процессе подготовки и принятия решений учитывают полный спектр пространственных особенностей [2].

Размещение автотранспортных предприятий целесообразно планировать в технологическом кластере, который объединяет сеть

поставщиков, производителей, потребителей, элементы научно-исследовательских институтов. Одной из важнейших задач в этом случае является выбор земельного участка для строительства предприятия. При этом необходимо учитывать градостроительные, нормативные ограничения, а также влияние проектируемых объектов на развитие территории. Это обусловливает комплексный характер рассматриваемой задачи и необходимость согласованного исследования различных территориальных факторов.

Таким образом, разработка методологии геоинформационного моделирования в системе территориального планирования автотранспортных предприятий является актуальной задачей.

Существующие методы решения задач территориального планирования пространственных объектов основаны на следующих аспектах:

- нормативное регулирование градостроительной деятельности;

- использование экспертных методов;

- использование методологии пространственного анализа в геоинформационных системах (ГИС).

Геоинформационное моделирование базируется на определенных концепциях: базовых понятиях, классификации, пространственных отношениях, системном подходе, структурном анализе [3].

Геоинформационная модель решения задачи территориального планирования автотранспортного предприятия (АТП) представляет собой цифровое визуальное отображение территории для размещения АТП, в которой однозначно определена локализация каждого объекта и обеспечена их логическая взаимосвязь. Именно структура объекта и назначенные взаимосвязи - основные признаки геоинформационной модели.

Способы структурирования информации, ее классификация зависят от целей и задач, решаемых с помощью геоинформационных моделей [4].

Как правило, применяется многомерная классификация объектов предметной области, позволяющая в рамках одной модели представить данные в различных аспектах:

• топологическая - отражение взаимного расположения объектов в пространстве: пространственные связи между объектами;

• системная - отражение структуры технологических систем и их взаимной вложенности друг в друга;

• параметрическая - разделение объектов определенного типа на классы в зависимости от присущего им набора свойств (параметров).

Цель данной работы заключается в разработке методологии геоинформационной модели для обоснования территории под размещение автотранспортного предприятия с учетом всех необходимых специфических факторов.

Под факторами размещения будем понимать набор условий для целесообразного выбора мест размещения объектов [5]. При этом для отдельных групп объектов используются специфичные факторы, характеризующие в полной мере данный класс объектов [6].

Представим выбор территории под размещение автотранспортного предприятия как целевую функцию (1), зависящую от влияния вероятностных факторов, каждый из которых характеризуется пространственными, временными, прагматическими составляющими ГИС

[7].

(1)

где Х[ - следующие факторы:

XI - фактор влияния оптимального размера участка; х2 - фактор влияния параметров рельефа; х3 - фактор влияния гидрологических условий;

х4 - фактор влияния инженерных сетей; х5 - фактор влияния сооружений с высокой степенью износа; х6 - фактор влияния инфраструктуры прилегающих территорий; х7 - фактор анализа зон обслуживания; х8 - фактор анализа близости автодорог.

Средства ГИС позволяют оценивать данные факторы и на их основе строить модели обоснования территории.

Особенностью геоинформационного моделирования является использование визуальных моделей. Таким образом, геоинформационная модель [8] обоснования территории под размещение автотранспортного предприятия (2), учитывающая влияние данных факторов, может быть представлена следующим образом:

МGIS&(MvISnMFnNDв), (2)

где Мт - модель визуализации; Мр- модель учета влияния х, факторов;

N£1в - нормативный банк данных, который включает градостроительные ограничения муниципального образования, правила землепользования, строительные нормы и правила.

Процесс визуального анализа пространственных данных является одним из основных элементов геоинформационной технологии обработки данных. Визуальный анализ геоизображений является мощным способом решения трудно формализуемых прикладных задач [9]. Процесс визуального анализа начинается с конструирования рабочей области визуализации

О™ еК,

где - фрагмент карты для визуального анализа, который включает множество картографических объектов , характеризующихся

пространственными рг, временными и прагматическими рт свойствами;

К - область карты.

В области О^ производится манипулирование данными с помощью

специализированных функций ГИС. Таким образом, модель визуализации

Мун основана на применении функций пространственного анализа к заданной

рабочей области МУн : 0/0^, где - набор операций ГИС, используемый

для визуального анализа (масштабирование, изменение угла обзора,

панорамирование, управление слоями). Построенная модель Му® должна

удовлетворять следующим требованиям:

РОИле)шах, -*■ тах

УМпб) - наглядность модели;

ЦМ^) - информативность модели.

Модель учета влияния факторов Мр реализуется на основе экспертных методов [10], в частности, продукционных правилах вывода:

Пхг: A^B (Ыш)

Продукция, описывающая ситуацию для участка (/) такова: j х],...,х8, А^В, (/), 0, где X определяет влияние факторов размещения АТП (А), т.е. X = х]П х2П х,П... П х8 , В фиксирует пригодность участка (/) для размещения АТП с учетом нормативно-правовых актов блока Ивв.

Интеграция геоинформационного моделирования и экспертных методов позволяет с большей эффективностью решать задачи моделирования, так как наряду с проведением количественного анализа в рамках решения пространственных задач появляется возможность проведения и качественного анализа. Такой подход открывает путь для более гибкого и комплексного анализа пространственных данных, основанного на правилах и логических выводах.

Таким образом, в данной работе описана геоинформационная модель, являющаяся основой решения задачи выбора территории для размещения

автотранспортного предприятия. Модель учитывает данные о факторах размещения, конструировании и визуальном анализе рабочей области, позволяет применять продукционные правила для принятия решений о пригодности территории.

Литература

1. L.A. Ginis, L.V. Gordienko, A.E. Kolodenkova. Decision-making under the conditions of fuzziness and multicriteria on the example of urban planning // Materials Science Forum, 2018. Vol. 931. pp. 840-844.

2. Фисун В. А. Экономика строительства. М.: РГОТУПС, 2002. 232

с.

3. Розенберг И.Н. Геоинформационное моделирование как фундаментальный метод познания // Перспективы науки и образования. 2016. №3(21). С.12-15.

4. Павлов С.В., Самойлов А.С. Проектирование структуры распределенной базы пространственных данных в сложно структурированных иерархических географических информационных системах // Инженерный вестник Дона, 2015, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2755.

5. Морозова Т.Г. Региональная экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 527 с.

6. M. Nyeko GIS and Multi-Criteria Decision Analysis for Land Use Resource Planning // Journal of Geographic Information System, 2012. Vol. 4. No. 4. pp. 341-348.

7. Шульженко С.Н., Волков А. А. Исследование и систематизация факторов, оказывающих влияние на организационно - технологические условия строительства подземных коммуникаций // Вестник МГСУ. 2011. № 6. С.491-500.

8. Гинис ЛА., Гордиенко Л.В., Левонюк С.В. Разработка концептуальной проблемно-ориентированной метамодели образного представления сложной системы на основе геоинформационной системы // Инженерный вестник Дона, 2017, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2017/4065

9. Беляков С.Л., Боженюк A3., Розенберг И.Н. Aдаптация процедуры визуализации пространственных данных геоинформационными сервисами // Известия ЮФУ. Технические науки. 2015. № 3(164). С. 248-265.

10. Гинис ЛА., Гордиенко Л.В. Моделирование сложных систем: когнитивный теоретико-множественный подход. Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2016. 160 с.

References

1. L.A. Ginis, L.V. Gordienko, A.E. Kolodenkova. Materials Science Forum, 2018. Vol. 931. pp. 840-844.

2. Fisun V.A. Ekonomika stroitelstva [Construction economics]. M.: RGOTUPS, 2002. 232 p.

3. Rozenberg I.N. Perspektivy nauki I obrazovaniya. 2016. №3(21). pp.12-15.

4. Pavlov S.V., Samoylov A.S. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2755

5. Morozova T.G. Regionalnaya ekonomika [Regional economy]. M.: UNITI-DANA, 2012. 527 p.

6. M. Nyeko Journal of Geographic Information System, 2012. Vol. 4. No. 4. pp. 341-348.

7. Shulzhenko S.N., Volkov A.A. Vestnik MGSU. 2011. № 6. pp.491500.

8. Ginis L.A., Gordienko L.V., Levonuk S.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2017, № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2017/4065

9. Belyakov S.L., Bozhenuk A.V., Rozenberg I.N. Izvestija jufuj. Tehnicheskie nauki. 2015. № 3(164). pp. 248-265.

10. Ginis L.A., Gordienko L.V. Modelirovanie slozhnyh sistem: kognitivny teoretiko-mnozhestvenny podhod [Modeling of complex systems: cognitive set-theoretic approach]. Taganrog: SFEDU publishing house, 2016. 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.