Эргашев М.Ю. старший преподаватель Наманганский инженерно-строительный институт
ГЕОИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРАТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Аннотация. В данной статье описаны результаты научно-практических исследований по таким вопросам, как применение современных геоинновационных технологий, государственный кадастр автомобильных дорог и его особенности, классификация автомобильных дорог на основе графических программ, модернизация технических параметров автомобильных дорог.
Ключевые слова: Геоинформационная система (ГИС), Государственный дорожный кадастр (ГРК), Единая государственная кадастровая система (ЕГКС), программное обеспечение "PCI Vecteur" и "PCI Image ".
Ergashev M. Yu. senior lecturer
Namangan Engineering Construction Institute
GEOINFORMATION BASE OF THE STATE CADASTRAT OF AUTOMOBILE ROADS AND ITS CHARACTERISTICS
Annotation:. In this article, the results of scientific and practical research on issues such as the application of modern geo-innovation technologies to the fields, state cadastre of highways and its characteristics, classification of highways based on graphic programs, modernization of technical parameters of roads are highlighted.
Key words: Geoinformation system (GIS), State road cadastre (SRK), United state cadastral system (USCS), programmnoe obespechenie "PCI Vecteur" i "PCIImage".
Введение. На сегодняшний день в нашей стране проводится ряд практических работ по проведению геодезического, картографического обеспечения и реализации комплексных мероприятий, направленных на создание кадастровых карт и их периодическое обновление. Внедрение цифровых технологий, отвечающих современным требованиям в области повышения качества и технического состояния автомобильных дорог, определяет его перспективность развития [10].
В частности, одной из целей исследования является определение
местоположения объектов автомобильных дорог и создание картографической основы автомобильных дорог на основе дистанционного зондирования местности с использованием программного обеспечения, относящегося к семейству геоинформационных систем (далее ГИС). Конечно, по мере развития технологий жизнь человека улучшается и становится легче[11].
Основная часть. Государственный кадастр автомобильных дорог представляет собой обновляемую достоверную информационную систему об объектах автомобильных дорог, их географическом положении, правовом статусе, количественных и качественных характеристиках, экономической оценке[4]. Государственный кадастр автомобильных дорог является составной частью единой системы государственных кадастров (ЕСГК) и ведется в целях учета объектов автомобильных дорог и оценки их состояния [3]. Автомобильная дорога - это комплекс инженерных сооружений, предназначенных для движения транспортных средств, обеспечивающих их непрерывное и безопасное движение с заданной скоростью, массой, размерами. [2] На сегодняшний день в нашей стране насчитывается в общей сложности 209 496 км автомобильных дорог, из них 42 869 км, или 21 %, общего пользования, 141 882 км, или 68 %, внутреннего (межхозяйственные сельские дороги, города, поселки городского типа, деревенские и поселковые улицы) и 24 745 км или 11% составляют ведомственные и инспекционные дороги. Плотность сети автомобильных дорог республики составляет 41 км/100 км2 [7]. Уникальность сети автомобильных дорог общего пользования состоит в том, что 51,7 % составляют дороги местного значения, 52,9 % — дороги с идеальным покрытием, 76,4 % — двухполосные дороги, 63,8 % — дороги IV и V категорий.
Как мы уже отмечали выше, протяженность действующих автомобильных дорог составляет 42 869 км, из них 3 993 км -международного, 14 203 км. состояние, 24 673 км - дороги местного значения6 [5]. Автомагистрали классифицируются в соответствии с их административным значением следующим образом (см. Рисунок 2):
- Международная
- Государственный
- Местный
Рисунок 2. Классификация дорог
Автомагистрали делятся на следующие категории в зависимости от объема будущего движения (см. Таблицу 1):
(см. Таблицу 1)
Хозяйственное значение дорог Категория дороги Сумма будущего бухгалтерского учета, шт/ден
В транспортной единице авт/ден Представлен в машине шт/ден
Дороги международного и республиканского значения 1а (автомагистрал) Выше 7000 Выше 14000
1Ь (автстрада) Выше 7000 Выше 14000
II 3000-7000 6000 - 14000
III 1000-3000 2000 - 6000
Дороги местного значения IV 100-1000 200 - 2000
V Менее 100 до 200
Резюме. Подытожим характеристику автомобильных дорог по их административному значению:
- автомобильные дороги международного значения - дороги, соединяющие центры республик, а также соединяющие крупные промышленные центры и крупные культурные центры, обеспечивающие транспортное и туристическое сообщение с соседними странами.
- автомобильные дороги государственного значения - соединяющие центры республики с городами с населением от 100 000 до 500 000 человек.
- автомобильные дороги местного значения - обслуживают областные и районные центры, села и города (с населением от 10 000 до 50 000 человек), государственные и республиканские дороги и внутренние районные центры, населенные пункты, сходы общин друг с другом.
Основой ГДК и, в свою очередь, составной частью ЕСГК считается систематический и непрерывный мониторинг информации о
географическом положении, правовом статусе, количественных и качественных характеристиках и экономической оценке дорожных объектов. В этом разделе, кроме анализа необходимых данных в порядке, установленном для оформления Кадастра, проанализированы сведения о ведении этого кадастра в зарубежных развитых странах. За период научных исследований установлено, что учетная запись ГДК полностью зарегистрирована в большинстве развитых стран, создана база геоданных, интегрирована информация исходя из ее содержания и назначения.
Использованные источники:
1. Inamov A. N. et al. The role of geo information technologies in management and design of the state cadastre of roads //ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal. - 2020. - Т. 10. - №. 11. - С. 154-160.
2. Ergashev M., Mamajonov M., Kholmirzayev M. Automation and modulation of highways in gis software //Теория и практика современной науки. - 2020.
- №.5. - С. 9-14.
3. Dadaxodjayev A. et al. Automated drawing of roads in credo complex program //Экономика и социум. - 2020. - №. 11. - С. 1673-1676.
4. Инамов А. и др. Геоахборот технологиялари асосида автомобиль йуллари карталарини яратиш ва давлат кадастрини юритиш //Общество и инновации. - 2021. - Т. 2. - №. 10/S. - С. 84-90.
5. Ergashev M. et al. АВТОМОБИЛЬ ЙУЛЛАРИ СО^АСИДА ДОИМИЙ ФАОЛИЯТ КУРСАТУВЧИ БАЗАВИЙ GPS СТАНЦИЯЛАРИДАН ФОЙДАЛАНИШ //Academic research in educational sciences. - 2021. - Т. 2.
- №. 11. - С. 52-61.
6. Dadaxodjayev A. GAT DASTURIY TA'MINOTIDAN FOYDALANIB AVTOMOBIL YO'LLARI MA'LUMOTLAR BAZASINI YARATISH.
7. Inamov A. N. et al. DEVELOPMENT OF GEOGRAPHIC INFORMATION SYSTEM (GIS) VARIATION OF SOIL SALINITY CATEGORIES IN SYR DARYA REGION.
8. Ergashev M. M., Inoyatov Q. M., Inamov A. N. Avtomobil yo'llarida geoaxborot tizimlari //Namangan, NamMQI.-2019.
9. Inamov A. N. et al. DEVELOPMENT OF GEOGRAPHIC INFORMATION SYSTEM (GIS) VARIATION OF SOIL SALINITY CATEGORIES IN SYR DARYA REGION.
10. Ergashev M., Abdurakhimov V. The use of basic gps stations, which are situated in Namangan, in the field of automobile roads // Экономика и социум.
- 2020. - №. 5-1. - С. 28-33.
11. Ахмаджонов М. А., Хусанханов Ю., Хамдамов Д. Старший преподаватель //Международный научно-практический электронный журнал «МОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА». Выпуск № 31 (том 2)(декабрь, 2021). Дата выхода в свет: 31.12. 2021. - С. 104.
12. Ergashev M. et al. ANALYSIS OF ROAD INFORMATION IN GEOINFORMATION SYSTEMS //ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. - 2021. - С. 90-94.