Научная статья на тему 'ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ'

ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ / КОНЦЕПЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОМПЛЕКСНОСТЬ / ПЕРЕПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Наталья Николаевна, Солодухина Наталия Николаевна, Базанов Александр Сергеевич

В статье рассматриваются проблемы научно-методического сопровождения Концепции развития географического образования в РФ и пути их решения в современных условиях. Показывается, что как организационные, так и содержательные вопросы тесно связаны с положением предмета «география» в Стандартах и учебных планах школ. Особое место отводится системе дополнительного профессионального обучения, подготовке и переподготовке учителя в условиях цифровизации и дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL GEOGRAPHY: PROBLEMS OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE CONCEPT

The article deals with the problems of scientific and methodological support of the Concept of development of geographical education in the Russian Federation at school and ways to solve them in modern conditions. It is shown that both organizational and substantive issues are closely related to the position of the subject in the Standards and curricula of schools. A special place is given to the system of additional professional training for teacher training and retraining in the conditions of digitalization and distance learning.

Текст научной работы на тему «ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2021. №2

Н . Н . Петрова, Н . Н . Солодухина, А . С. Базанов

география в школе: проблемы научно-методического сопровождения концепции

(Институт стратегии развития образования РАО, Московский государственный областной университет, ГБОУ Школа № 878, г. Москва; e-mail: geopetrova@mail.ru)

В статье рассматриваются проблемы научно-методического сопровождения Концепции развития географического образования в РФ и пути их решения в современных условиях. Показывается, что как организационные, так и содержательные вопросы тесно связаны с положением предмета «география» в Стандартах и учебных планах школ. Особое место отводится системе дополнительного профессионального обучения, подготовке и переподготовке учителя в условиях цифровизации и дистанционного обучения.

Ключевые слова: география в школе; концепция; дистанционное обучение; цифровизация; интеграция; комплексность; переподготовка учителя.

Концепция развития общего географического образования в Российской Федерации была утверждена несколько лет назад. В процессе её обсуждения были раскрыты проблемы школьного географического образования и предложены пути их преодоления. В предметных и педагогических журналах появилось довольно много методических статей «о наболевшем». Среди наиболее остро стоящих вопросов - организационные. В первую очередь, это возвращение учебных часов в основную школу (5-6 классы), а также наиболее серьёзные проблемы, связанные с «вымыванием» географии из учебных планов старшей школы и её положение в числе «предметов по выбору».

Очевидно, что организационные проблемы самым тесным образом связаны с научно-методическими. Среди них - положение географии в системе учебных предметов. Эта позиция также широко обсуждалась на Съезде учителей географии, на страницах журналов, семинарах и конференциях. Были сделаны предложения «прописывать» географию в Стандарте отдельной строкой, как, например, предметную область «Математика и информатика». Были и другие предложения. Среди них, наиболее продуктивные - «География и Экология» или «География и Астрономия» [4]. Ещё несколько лет назад было довольно трудно решить вопрос о месте географии в особой предметной области. Однако в настоящее время положение Астрономии и Экологии в учебном плане школ РФ меняется к лучшему. Так, может быть, настало время пересмотреть позиции и в отношении географии?

Положение географии только в системе социально-гуманитарного цикла предметов беспокоит учёных географов и методистов по целому ряду причин.

Результаты, полученные в процессе сопряжённого анализа понятийно-терминологического аппарата курсов экономики, обще-ствознания и географии, выявили семь общих межпредметных понятий, а именно: «хозяйство»; «занятость населения»; «государство в экономике»; «мировое хозяйство: международное (межрайонное) разделение труда»; «экономические системы»; «факторы производства»; «рынок». Этот блок содержания призван не только сформировать экономико-географические знания, но и развивать предметные и мета-предметные умения, необходимые в практической деятельности, а также определённые аспекты экономического мышления, позволяющие формировать активную жизненную позицию, чувство ответственности за судьбу страны и её дальнейшее процветание. Такие качества личности, как активность, самостоятельность, деловитость, ответственность, способность принимать решения, формируются на основе экономической, финансовой, правовой и других видов грамотности обучающихся, которые в совокупности и определяют экономическую компетентность наших выпускников. Однако сами понятия и названные выше умения представлены в курсах экономики и обществознания фундаментально и современно [6]. География в этом процессе не является основным звеном!

Другая причина - это отсутствие комплексного подхода в изучении географии, в результате чего происходит содержательный и методологический разрыв между двумя ветвями географической науки - физической и общественной географией [7]. Отсутствие географии в предметной области «Естественные науки», приводит к утрате связи географии, как синтетического предмета, с науками естественнонаучного цикла и снижению потенциала межпредметных связей и в результате - отставание содержания школьного курса географии от современных достижений в области географических наук [3]. Естественнонаучное содержание предмета наполнено интересным и наиболее «географичным» материалом. Им активно пользуются физики, биологи, астрономы, экологи. Для этих предметов научно-методический аппарат географических курсов является опорным. Именно на нём строится их межпредметная основа. Внимание к этому блоку географического содержания ещё более возросло на фоне международных исследований последних лет, а также работы по формированию естественнонаучной грамотности школьников [1]. Авторам учебников географии уже на первой ступени основной школы, удаётся просто и ясно объяснить учащимся довольно сложные для понимания естественнонаучные явления и процессы, например, такие как атмосферное давление, направление и сила

ветра, температура воздуха, осадки, туман; движения земной коры, морские течения и многие другие. Именно в курсах географии закладываются основы астрономических знаний школьников. Здесь учащиеся впервые подробно знакомятся с движениями Земли, особенностями планет, других космических тел.

Трудно переоценить значение географических знаний для экологии. Изучение природных комплексов разного ранга - от своей местности до географической оболочки и географической среды, позволяет в дальнейшем провести сопряжённый анализ природных компонентов, показать влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, применить «средовый подход» для решения геоэкологических задач.

В содержании курсов уделяется особое внимание работам с географической картой и планом местности, ориентированию, формируются необходимые для жизни умения работы на местности, краеведческой деятельности. Всё это направлено на воспитание чувства патриотизма, гражданского долга, глубокого понимания национальной и государственной специфики, способствует актуализации содержания курса «География России» и введения в систему школьного географического образования обязательного курса (модуля) «География родного края».

Каждое общество создает свою специфическую систему ценностей, выражающую доминирующие интересы, цели, принципы этого общества. Для младшего подросткового возраста характерно создание ценностного «образа мира». Это в первую очередь эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; патриотизм, любовь к своему региону, стране; уважение к истории, культуре и образу жизни других народов, толерантность [2]. В этом процессе география - основное звено!

Результаты национального исследования качества образования (НИКО) в 2018 г. выявили у школьников определённые затруднения в процессе выполнения заданий географического содержания, направленных на выявление причинно-следственных связей, умений смыслового чтения; умений работать с различными источниками географической информации; решать расчетные географические задачи; узнавать и описывать особенности географических объектов, процессов и явлений; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, их положение в пространстве. На это направлены такие виды практических работ как работа с текстовой информацией, понимание смысла текста с применением географической терминологии, последующий анализ текстовой информации и построение логически обоснованных выводов, а также проведение практических работ краеведческого содержания.

В свою очередь, результаты ВПР 2020 г. определили у школьников 9 класса недостаточную сформированность умений различать

географические процессы и явления, определяющие особенности компонентов природы отдельных территорий; давать характеристику компонентов природы своего региона. Очевидно, что особое внимание к курсу «География России» в части его практико-ориентированной составляющей в форме практических работ на местности позволит устранить эти пробелы.

Сегодня наиболее актуальной стала проблема дистанционного обучения. Идея актуальная и продуктивная, особенно в современных условиях. В новой редакции Концепции довольно полно представлены положения, касающиеся цифровизации обучения и развития дистанционных форм обучения. В разделе, посвящённом методическим проблемам, отмечается, что в практике школьного географического образования недостаточно используются практико-ориентированные технологии (в том числе базовые для географии геоинформационные и дистанционные), основанные на проектно-исследовательской, игровой, коммуникативной, самостоятельной деятельности, позволяющие обучить ключевым умениям и навыкам, таким, как проведение опытов, многофакторного анализа, выявление причинно-следственных связей, прогнозирование, создание моделей развития территории, природопользования, зеленой экономики.

Рассматривая направления реализации Концепции, авторы подчеркивают, что основное общее образование предоставляет каждому учащемуся, независимо от места и условий его проживания, возможность достижения любого уровня географической подготовки с учетом индивидуальных потребностей и способностей посредством создания, развития и внедрения в образовательную практику электронных учебных пособий и использования дистанционных образовательных технологий [11].

Среднее общее образование в свою очередь призвано обеспечить углубленный уровень подготовки на базе учреждений высшего профессионального образования специализированных учебно-научных центров и на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий и дистанционного обучения [6]. В системе дополнительного образования подчёркивается, что главное место должно быть отведено таким новым формам работы, как дистанционное географическое образование, интерактивные экспозиции, географические проекты в сети Интернет, в том числе фенологические, краеведческие, добровольческие и особенно в социальных сетях, профессиональные географические Интернет-сообщества и сетевые структуры.

В разделе «Географическое просвещение и популяризация географии» отмечается необходимость развития географических

интернет-проектов, ведение специализированных интернет-порталов и блогов в социальных сетях, создание интерактивных музеев [8]. Однако отметим, что в разделе о системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области географического образования таких примеров явно не хватает. Учителю сегодня необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с учеником и непрерывно развивающимися ИКТ. Очевидно, что для повышения качества преподавания географии необходимо обратить особое внимание на подготовку учителя для работы в новом формате, в условиях цифровизации обучения и развития дистанционных форм обучения.

Поддержку дистанционного обучения организует Министерство просвещения России. Однако единого портала с полноценным онлайн-обучением пока не создали. В свою очередь, Минпросвеще-ния составило список рекомендаций и отсылает учеников на отдельные Интернет-ресурсы. На сайте министерства перечислены около 20 интернет-платформ, которые в той или иной степени позволяют обучаться, из них две государственные: «Российская электронная школа» (РЭШ) и «Московская электронная школа» (МЭШ).

Для учителей географии на сайте «Российская электронная школа» (РЭШ) размещены видеоуроки. Преподавателями телепроекта выступили ведущие педагоги России. По авторским методикам с использованием инновационных технологий они наглядно и доходчиво за 30 минут объясняют материал старшеклассникам для подготовки к экзамену. Это позволит усвоить ключевые темы программы в формате дистанционного обучения [10].

Среди других мероприятий, направленных на развитие дистанционных форм и методов обучения географии можно предложить следующие:

A) Создание единого Геоинформационного центра на базе Русского географического общества;

Б) Создание официальных общественных объединений на базе социальных сетей (Вконтакте, РаееЬоок и т.п.);

B) Поддержка блогеров-популяризаторов географической науки [5].

В Московской области, например, реализуется проект «Школа профессионального мастерства» для педагогов по устранению профессиональных дефицитов. На сайте «Учитель будущего - Московская область» вопросы, которые вызвали наибольшие затруднения у обучающихся, рассматриваются на основе анализа результатов Всероссийских проверочных работ. В помощь педагогам предложен комплект документов по их устранению: протокол, варианты входного и итогового контроля, банк заданий для использования на уроке [9]. Поддержка подкрепляется рядом онлайн-мероприятий. Практикующие

учителя проводят вебинары, где рассматриваются методические приемы практико-ориентированного характера по устранению существующих методических проблем, на сайте размещены видеофрагменты уроков с разбором заданий и рекомендациями по повышению качества их выполнения.

Литература

1. Fadeeva A. A., Petrova N. N. Methodological background to the Integration of natural science educational content in modern school // International Conference «Educational Environment for the Information Age» (EEIA-2017). Moscow, Russia, June 7-8, 2017. doi: dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.08.68.

2. Petrova N. N., Fadeeva А. A., Bazanov A. S. Implementation of the scientific and methodological approach in natural science teaching methods // International Conference «Educational Environment for the Information Age» EEIA. 2018. Vol. 94 Year 2018. Pp. 588-594. doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.02.68

3. Волкова С. А., Петрова Н. Н., Солодухина Н. Н. Подготовка учителей естественнонаучного цикла в условиях непрерывного образования в информационную эпоху // Образовательное пространство в информационную эпоху / Под ред. С. В. Ивановой. 2019. С. 1309-1318.

4. Петрова Н. Н. География в школе: проблемы и перспективы // Вестник Московского Университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2019, № 3. С. 47-54.

5. ПетроваН. Н., Базанов А. С. Методические пути совершенствования домашней учебной работы школьников по географии // География в школе. 2021, № 3.

6. Петрова Н. Н., Солодухина Н. Н. География в старшей школе: от базового уровня к углублённому // Педагогическое образование и наука. 2019, № 6. С. 34-41.

7. ПетроваН. Н. Опыт реализации идей устойчивого развития при изучении географической среды в основной школе // Идеи устойчивого развития в школе. Отечественный и зарубежный опыт адаптации идей устойчивого развития к предметным областям общего образования / под ред. А. Н. Захлебного, Е. Н. Дзятковской. М.: Центр «Образование и экология», 2017. С. 85-96.

8. Петрова Н. Н., Базанов А. С. Источники получения географической информации как средство организации домашней учебной работы школьников // Домашняя учебная работа школьников: пути совершенствования: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 19 ноября 2020 г.) М.: РАО, 2020.

9. «Учитель будущего - Московская область». 2021. URL: https://cppm. asou-mo.ru/ (Дата обращения 18.01.2021)

10. РЭШ - 2021. URL: https://resh.edu.ru/tv-program/archive (Дата обращения 18.01.2021)

11. Концепция развития географического образования в РФ. 2018. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250/ (Дата обращения 18.01.2021)

Сведения об авторах

Петрова Наталья Николаевна - доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО. E-mail: geopetrova@mail.ru

Солодухина Наталия Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры непрерывного образования Московского государственного областного университета. E-mail: nn.soloduhina@mgou.ru Базанов Александр Сергеевич - учитель географии ГБОУ Школа № 878, г. Москва. E-mail: bazanov_ac@mail.ru

School geography: problems of scientific and methodological support of the concept

N . N . Petrova, N . N . Solodukhina, A . S . Bazanov

The article deals with the problems of scientific and methodological support of the Concept of development of geographical education in the Russian Federation at school and ways to solve them in modern conditions. It is shown that both organizational and substantive issues are closely related to the position of the subject in the Standards and curricula of schools. A special place is given to the system of additional professional training for teacher training and retraining in the conditions of digitalization and distance learning.

Key words: geography at school; concept; distance learning; digitalization; integration; complexity; teacher retraining.

References

1. Fadeeva A. A., Petrova N. N. Methodological background to the integration of natural science educational content in modern school. International Conference «Educational Environment for the Information Age» (EEIA-2017). Moscow, Russia, June 7-8, 2017. doi: dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.08.68.

2. Petrova N. N., Fadeeva A. A., Bazanov A. S. Implementation of the scientific and methodological approach in natural science teaching methods. International Conference «Educational Environment for the Information Age» EEIA. 2018. Vol. 94 Year 2018. pp. 588-594. doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.02.68

3. Volkova S. A., Petrova N. N., Soloduhina N. N. Podgotovka uchitelej estestvennonauchnogo cikla v uslovijah nepreryvnogo obrazovanija v informacionnuju jepohu [Training of science teachers in lifelong learning in the

information age]. Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuju jepohu. Pod red. S. V. Ivanovoj. 2019. pp. 1309-1318.

4. Petrova N. N. Geografija v shkole: problemy i perspektivy [School geography: challenges and prospects] Vestnik Moskovskogo Universiteta. Serija 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2019, № 3. pp. 47-54.

5. Petrova N. N., Bazanov A. S. Metodicheskie puti sovershenstvovanija domashnej uchebnoj raboty shkol'nikov po geografii [Methodological ways of improving the geography of homework for schoolchildren]. Geografija v shkole. 2021, № 3.

6. Petrova N. N., Soloduhina N. N. Geografija v starshej shkole: ot bazovogo urovnja k uglubljonnomu [High school geography: from basic to advanced]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2019, № 6. pp. 34-41.

7. Petrova N. N. Opyt realizacii idej ustojchivogo razvitija pri izuchenii geograficheskoj sredy v osnovnoj shkole [Experience of implementing sustainable development in the study of the geographical environment in the main school]. Idei ustojchivogo razvitija v shkole. Otechestvennyj i zarubezhnyj opyt adaptacii idej ustojchivogo razvitija k predmetnym oblastjam obshhego obrazovanija. Ed. A. N. Zahlebnogo, E. N. Dzjatkovskoj. Moscow: Centr «Obrazovanie i jekologija», 2017. pp. 85-96.

8. Petrova N. N., Bazanov A. S. Istochniki poluchenija geograficheskoj informacii kak sredstvo organizacii domashnej uchebnoj raboty shkol'nikov [Sources of geographic information as a means of home teaching for schoolchildren]. Domashnjaja uchebnaja rabota shkol'nikov: puti sovershenstvovanija: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Moskva, 19 nojabrja 2020 g.) M.: RAO, 2020.

9. «Uchitel' budushhego - Moskovskaja oblast'» [Future Teacher - Moscow Region]. 2021. URL: https://cppm.asou-mo.ru/ (Accessed 18.01.2021)

10. Russian e-school. URL: https://resh.edu.ru/tv-program/archive (Accessed 18.01.2021)

11. Koncepcija razvitija geograficheskogo obrazovanija v RF [Concept of the development of geographical education in the Russian Federation]. URL: https:// docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250/ (Accessed 18.01.2021)

About the Authors

Petrova N. N.- Doctor of Education, Professor, Principal Research Fellow, Institute of Educational Development Strategy, RAE, Moscow, Russia. Email: geopetrova@mail.ru

SolodukhinaN. N.- Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Department of Continuing Education, Moscow State Regional University, Moscow, Russia. E-mail: nn.soloduhina@mgou.ru

Bazanov A. S.- Geography teacher School 878, Moscow, Russia. E-mail: bazanov_ac@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.