Научная статья на тему 'ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1176
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЯ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ / ПРЕСТИЖ / КОНЦЕПЦИЯ / УМЕНИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ / ТРЕБОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / GEOGRAPHY / POPULARIZATION / PRESTIGE / CONCEPT / SKILLS / RESULTS / REQUIREMENTS / INFORMATION / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Наталья Николаевна

В статье рассматривается положение географии в школе с точки зрения современных требований к повышению качества преподавания учебного предмета «География» в общеобразовательных организациях. Автор указывает на то, что решение этого вопроса во многом определяют приоритеты и задачи научно-технологического и пространственного развития Российской Федерации. Раскрываются возможные пути решения этих задач в преподавании учебного предмета по нескольким направлениям. Среди них - совершенствование Федеральных государственных образовательных стандартов старшей школы (ФГОС СОО), реализация основных идей Концепции развития географического образования в РФ, подготовка учителя географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOGRAPHY IN SCHOOL: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article discusses the position of geography in the school from the point of view of modern requirements for improving the quality of teaching the subject “Geography” in general education organizations. It is shown that the solution of this issue is largely determined by the priorities and tasks of the scientifc, technological and spatial development of the Russian Federation. The possible ways of solving these problems in teaching an academic subject in several directions are revealed. Among them are the improvement of the federal state educational standards of high school (GEF SOO), the implementation of the basic ideas of the Concept for the Development of Geographical Education in Russia, the preparation of a teacher of geography.

Текст научной работы на тему «ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2019. №3

ГЕОГРАФИЯ в ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ и ПЕРСПЕКТИВЫ

Н. Н. Петрова

(Институт стратегии развития образования РАО; e-mail: geopetrova@ mail.ru)

В статье рассматривается положение географии в школе с точки зрения современных требований к повышению качества преподавания учебного предмета «География» в общеобразовательных организациях. Автор указывает на то, что решение этого вопроса во многом определяют приоритеты и задачи научно-технологического и пространственного развития Российской Федерации. Раскрываются возможные пути решения этих задач в преподавании учебного предмета по нескольким направлениям. Среди них - совершенствование Федеральных государственных образовательных стандартов старшей школы (ФГОС СОО), реализация основных идей Концепции развития географического образования в РФ, подготовка учителя географии.

Ключевые слова: география, популяризация, престиж, концепция, умения, результаты, требования, информация, ценности.

В середине мая этого года Президент РФ - Владимир Владимирович Путин утвердил перечень поручений по вопросам популяризации географии . Все эти поручения в той или иной степени касаются школьного географического образования . Однако особое внимание в этом документе обращается на необходимость подготовки предложений по реализации мер, направленных на повышение качества преподавания учебного предмета «География» в общеобразовательных организациях с учётом приоритетов и задач научно-технологического и пространственного развития Российской Федерации, а также с учётом результатов мониторинга и иных форм объективной оценки уровня знаний обучающихся в области географии [1].

Такое внимание Президента к преподаванию географии объясняется тем, что противоречие между образовательным и воспитательным потенциалом этого учебного предмета и его положением в системе наук и учебных предметов, да и в обществе в целом, достигло критической точки . Достаточно сказать, что продолжается сокращение часов на изучение предмета в основной школе, в старшей школе этот важнейший мировоззренческий предмет практически исчез из учебных планов

Русское географическое общество, общественность, преподаватели и методисты неоднократно высказывали свои опасения по этому поводу . На Всероссийском съезде учителей географии, проходившем в МГУ имени М .В . Ломоносова в ноябре 2016 г . обсуждалась и была принята в целом Концепция развития географического образования в РФ . Подчеркнём, однако, что её утверждение состоялось только в 2018 г . - лучше поздно, чем никогда!

Учёными - географами, учителями и методистами подчёркивалось, что главной целью географического образования является повышение географической грамотности и формирование географической культуры у населения России [2]. Для реализации этой цели преподавание географии в школе должно основываться на формировании яркой и образной географической картины мира, установлении причинно-следственных связей между географическими явлениями и процессами . Ведущим методическим принципом должно быть формирование практических навыков использования географической информации [3].

Качественное географическое образование призвано, прежде всего, обеспечивать:

- высокий уровень образования и воспитания молодежи, формирование гражданственности, патриотизма, внимания к национальным истокам, социальной ответственности, экологической этики;

- подготовку будущих специалистов в области географических наук, а также в сферах экономики, государственного, регионального и муниципального управления, обороны и безопасности, территориального планирования, прогноза и ликвидации стихийных бедствий, мониторинга региональной и миграционной политики, экологического менеджмента, международных отношений, журналистики и туризма;

- подготовку населения в области широкого использования информационно-коммуникационных технологий, необходимых в повседневной жизни - системы глобального позиционирования, электронные карты и геоинформационные системы

География в школе - это один из немногих учебных предметов, способных успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук. Наряду с историей Отечества, а также русским языком и литературой, география - основной учебный предмет, формирующий у обучающихся традиционные российские духовные ценности и самосознание . Это прежде всего государственно-политические ценности, на которых строится патриотизм и безопасность жизнедеятельности граждан; природные, включающие в первую очередь экологический материал; исторические, определяющие преемственность традиций и культурно-историческую память; демографические, позволяющие судить о «качестве населения»; религиозно-конфессиональные, которые раскрываются в процессе изучения стран и народов, регионов нашей страны

Экономические и социальные ценности формируют приоритеты поведения обучающихся в различных сферах жизни и хозяйственной деятельности в стране, в мире Особое место в географии занимают ценности определённых территориальных сообществ, включая города; этнические ценности, которые раскрывают традиционные основы материальной и духовной культуры народов нашей страны и зарубежных

стран, а также художественно-эстетические и этические ценности, воспевающие в первую очередь, красоту природы и искусства своего края

[4].

Особую тревогу вызывает положение предмета в старшей школе . Старшая ступень обучения (10 - 11 классы) - важный этап в формировании географической грамотности и культуры школьников В структурном отношении понятие о географической культуре включает четыре основных компонента: географическую картину мира; географическое мышление; методы географии; язык географии Эти компоненты одинаковы и для специальной и для массовой географической культуры Различаются они, прежде всего глубиной раскрытия - большей в первом случае и меньшей во втором [5].

Вследствие своего положения на стыке естественных и общественных наук, географическая картина мира входит в качестве составляющей, как в естественнонаучную, так и общественно-научную картину мира . На заключительном этапе географического образования в старшей школе происходит синтез географической картины природы Земли, географической картины населения и мирового хозяйства, отражая представления человека о природе и обществе, его отношение к ним Это создаёт уникальные возможности для раскрытия причин возникновения и путей решения глобальных проблем человечества, их проявления на локальном и региональном уровнях .

В этой связи география в старшей школе должна изучаться как на базовом, так и на углублённом уровнях На базовом уровне содержание предмета призвано, прежде всего, решать прикладные задачи комплексного географического и практико-ориентированного содержания География на углублённом уровне не может изучаться без комплекса наук о Земле - физики, химии, биологии, экологии, астрономии и др Поэтому не удивительно, что её элементы есть в курсах естественнонаучных дисциплин: «Естествознание» (базовый уровень), «Астрономия» (базовый уровень), «Экология» (базовый уровень) . Требования к результатам освоения углублённого курса географии разработаны без учёта этих особенностей и на сегодняшний день не выполняют своих функций - обеспечить уровень географической подготовки, достаточный для продолжения образования по профильным направлениям: география, океанология, метеорология, гидрология, картография и военная топография и др

На базовом уровне требования к предметным результатам освоения курса географии должны быть направлены на формирование у обучающихся:

1 . системы современных знаний, раскрывающих географические аспекты глобальных и региональных геоэкологических, геополитических, экономических и социальных проблем; принципов

природопользования и регулирования природно-антропоген-ных и техногенных систем; 2. пространственно-временных представлений о географической среде как сложной системе взаимосвязей природы и общества; о локализации географических процессов и явлений; 3 . географического мышления, которое характеризуется территориальностью, комплексностью, конкретностью, глобальностью;

4. умений характеризовать географическую специфику крупных ре-

гионов и стран мира;

5. умений находить, анализировать, интерпретировать и исполь-

зовать географическую информацию, представленную в картографических, статистических и других источниках для оценки текущих событий, решения практических задач в учебной деятельности и повседневной жизни;

6 . умений оценивать характер взаимодействия деятельности челове-

ка и природы в разных географических условиях, на разных территориях с точки зрения идей устойчивого развития;

7 . умений оценивать роль и место России в мировом хозяйстве и ме-

ждународном географическом разделении труда На углубленном уровне предметные результаты освоения курса географии должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать сформированность у обучающихся: 1 . представлений о географической науке как системе теоретических и прикладных наук и научных направлений; понимание сущности основных направлений современной географической науки; её роли в решении современных научных и практических задач; 2. умений вычленять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов; 3 . комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных территориальных систем, в том числе знаний в области процессов, протекающих в геосферах Земли; географических знаний об основных проблемах взаимодействия географической среды и общества;

4. умений проводить учебные географические исследования; навы-

ков картографического моделирования;

5. умений составлять несложные географические прогнозы природ-

ных, антропогенных и техногенных изменений в окружающей среде под воздействием хозяйственной деятельности человека; 6 . способности предлагать и оценивать пути решения актуальных локальных, региональных и глобальных социально-экономических и экологических проблем

Необходимо учитывать, что в старшем звене школы ведущее место занимает прогностическое ценностное самоопределение, которое проявляется как прогноз, целеполагание, проектирование жизненных планов, что обеспечивает формирование «образа будущего» . Оно наиболее ярко проявляется в юношеском возрасте (10-11 классы) и связано с присвоением таких ценностей, как самоконтроль, самопрезентация, самореализация, творчество, свобода . Данные ценности лежат в основе формирования таких личностных и метапредметных образовательных результатов, как стремление к нравственному самовоспитанию; широта взглядов: умение понять чужую точку зрения, слушать; рационализм: умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения; навыки саморегуляции, самоорганизации, самостоятельной деятельности; самоактуализация [6].

Наряду с базовым и углублённым уровнями целесообразно предусмотреть изучение профильных модулей . Географическое образование на профильном уровне может включать как базовое ядро содержания, так и дополнительные разделы Они могут включать практико-ориен-тированные географические знания, в объёме, достаточном для продолжения образования по такому направлению профессиональной подготовки как, например, туризм, а также как составная часть профессиональной подготовки по географии, экономике, журналистике, государственному и муниципальному управлению, международным отношениям, геоэкологии и др

Таким может быть, например, модуль «География туризма и отдыха» . При этом требования к предметным результатам его освоения включают требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать сформированность у обучающихся:

1 . умений создавать ёмкие запоминающиеся, красочные, образные описания (города, местности, территории, страны) с выделением природных и культурно-исторических аспектов;

2. представлений об эволюции научных воззрений на территориальную организацию рекреации и туризма: содержании, задачах, понятийном аппарате;

3 . системного подхода - методологической основы изучения рекреации и туризма; методов туристско-рекреационных исследований; управления и оценки эффективности работы туристических предприятий;

4. умений использовать глобальные и альтернативные системы ди-

стрибуции в реализации туристского продукта, определении факторов, влияющих на туристское предложение;

5. умений прогнозировать предпосылки возникновения конфликт-

ных ситуаций на предприятиях туриндустрии; возможные пути управления конфликтами

Требования времени и уникальные образовательные и воспитательные возможности предмета позволяют:

1 . Выделить предмет «География» в отдельную предметную область .

По аналогии, например с предметной областью «Математика и информатика»;

2 . Включить в учебные планы предмет «География» в список обяза-

тельных для изучения предметов по всем профильным направлениям среднего общего образования;

3 . Продолжить работу по совершенствованию личностных и мета-

предметных и предметных образовательных результатов ФГОС старшей школы с учётом современных требований к процессу обучения и направить их, прежде всего на формирование умений, необходимых для решения познавательных и практико-ориентированных задач;

4. Рассмотреть возможность изучения географии не только на базовом и углублённом, но и на профильном уровнях, с учётом интересов и потребностей учащихся .

Очевидно, что высокое качество подготовки и серьезные достижения обучающихся могут обеспечить только педагоги, владеющие основами теории и методики преподавания учебных предметов . В настоящее время растет заинтересованность в подготовке высококвалифицированных кадров, привлечение их к работе на длительное время, профессиональном развитии и мотивации их труда Однако школьная практика показывает, что многие учителя по-прежнему ориентированы на трансляцию предметных знаний, усвоение которых обеспечивает результаты единого государственного экзамена и подготовку в вузы, что не способствует формированию у обучающихся таких компетенций, как познавательная инициатива, риск выбора, настойчивость в реализации познавательного интереса и новизны

Список литературы

1 . Перечень поручений по вопросам популяризации географии - 2019 . [Электронный ресурс]. (URL: http://kremlin. ru/acts/assignments/orders/ copy/60537 дата обращения: 01. 05. 2019)

2. Концепция развития географического образования в РФ - 2016 . (URL: http://www . rgo. ru/sites/default/files/upload/koncepciya_razvitiya_ geograficheskogo_obrazovaniya_v_rf_0 . pdf дата обращения: 01. 05.2019)

3. Petrova N. N, Fadeeva А. A., Bazanov A. S. Implementation of the scientific and methodological approach in natural science teaching methods // International Conference «Educational Environment for the Information

Age» EEIA. 2018. ¿х. doi. org/10. 15405/epsbs. 2018.09. 02. 68 Vol. 94 Year 2018. Pp. 588-594

4. Вешнинский Ю.Г. Аксиология постсоветского культурного пространства на рубеже тысячелетий: дисс .... канд . культурологии . М . , 2010 . 161с .

5. Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов . - М . : Гуманит . изд . центр ВЛАДОС, 1998. - 416 с .

6. Кирьякова А.В. Механизмы ориентации личности в мире ценностей . // Вестник ОГУ. 2002, №7. - С. 4-11.

Сведения об авторе

Петрова Наталья Николаевна - доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Лаборатории естественнонаучного образования «ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО». Email: geopetrova@ mail.ru

Geography in school: problems and prospects

Petrova n.n. - Grand PhD in pedagogic sciences, Professor, Institute of Educational Development strategy rao. E-mail: geopetra@mail.ru

The article discusses the position of geography in the school from the point of view of modern requirements for improving the quality of teaching the subject "Geography" in general education organizations. It is shown that the solution of this issue is largely determined by the priorities and tasks of the scientific, technological and spatial development of the Russian Federation. The possible ways of solving these problems in teaching an academic subject in several directions are revealed. Among them are the improvement of the federal state educational standards of high school (GEF SOO), the implementation of the basic ideas of the Concept for the Development of Geographical Education in Russia, the preparation of a teacher of geography.

Key words: geography, popularization, prestige, concept, skills, results, requirements, information, values

References

1 . Perechen' poruchenij po voprosam populjarizacii geografii - 2019. [Elektronnyi resurs], [The list of instructions on the popularization of geography - 2019] URL: http://kremlin . ru/acts/assignments/orders/ copy/60537 (Accessed 01. 05. 2019).

2. Koncepcija razvitija geograficheskogo obrazovanija v RF - 2016 . [Elektronnyi resurs]. [The concept of development of geographical education in the Russian Federation - 2016]. URL: http://www. rgo . ru/sites/default/files/upload/ koncepciya_razvitiya_geograficheskogo_obrazovaniya_v_rf_0, pdf (Accessed 01 05 2019)

3. Petrova N.N., Fadeeva A.A., Bazanov A.S. EEIA, International Conference on the Scientific and Educational Methodology. . 2018. 09. 02. 68 Vol . 94 Year 2018 . Pp . 588-594. dh. doi. org/10. 15405/epsbs

4. Veshninsky Yu.G. Aksiologija postsovetskogo kul'turnogo prostranstva na rubezhe tysjacheletij. Diss . kand. kul'turologii . [Axiology of the post-Soviet cultural space at the turn of the millennium. Diss .. . . cand. cultural studies], Moscow, 2010 . 161 p . (in Russian).

5. Maksakovsky V.P. Geograficheskaja kul'tura: uchebnoe posobie dlja studentov vuzov. [Geographical culture: a textbook for university students], Moscow: Publ. Gumanit . ed. Center VLADOS, 1998. 416 p. (in Russian).

6. Kiryakova A.V. Mehanizmy orientacii lichnosti v mire cennostej . [Mechanisms of the orientation of the individual in the world of values], Vestnik OGU. [Bulletin of OGU]. 2002. №7. p . 4-11 . (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.