Научная статья на тему 'География систем ценообразования на региональных рынках природного газа'

География систем ценообразования на региональных рынках природного газа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / ГЛОБАЛЬНЫЙ РЫНОК / ТОРГОВЛЯ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / NATURAL GAS / GLOBAL MARKET / TRADE / PRICE-FORMATION / LNG

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Немов В. И.

Изучение формирования глобального рынка природного газа и его территориальной структуры непосредственным образом связано с проблематикой географии ценообразования. Уровень цены и принципы, на которых она формируется, не только привлекают наибольшее внимание, но и служат важнейшими индикаторами вовлеченности территориального (регионального либо национального) рынка газа в систему глобальной газовой торговли, его места в ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geography of price-formation systems at the regional natural gas markets

Investigation of the global natural gas market and its territorial structure is closely related to the geography of price-forming. Price levels and the principles of its formation are the principal indicators of integration of a territorial, i.e. regional or national, gas market into the global system of gas trade and its position within the latter.

Текст научной работы на тему «География систем ценообразования на региональных рынках природного газа»

УДК 911.3:33 В.И. Немов1

ГЕОГРАФИЯ СИСТЕМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ ПРИРОДНОГО ГАЗА

Изучение формирования глобального рынка природного газа и его территориальной структуры непосредственным образом связано с проблематикой географии ценообразования. Уровень цены и принципы, на которых она формируется, не только привлекают наибольшее внимание, но и служат важнейшими индикаторами вовлеченности территориального (регионального либо национального) рынка газа в систему глобальной газовой торговли, его места в ней.

Ключевые слова: природный газ, глобальный рынок, торговля, ценообразование.

Введение. Глобальный газовый рынок охватывает лишь некоторую часть международной торговли газом, большая часть которой по-прежнему осуществляется в рамках традиционных внутрирегиональных маршрутов и к глобальному рынку не относится (кстати, далеко не всю межрегиональную торговлю газом можно отнести к глобальному рынку). Традиционно трубопроводная торговля газом была "заперта" внутри макрорегионов мира, и такой же характер вначале имела и торговля сжиженным природным газом (СПГ). Однако развитие межрегиональной торговли газом, как по трубопроводам, так и в виде СПГ, разорвало эту региональную монополию.

В настоящее время в качестве территориальных элементов глобального рынка газа можно выделить 9 региональных рынков, границы и территориальный охват которых будут рассмотрены ниже.

Помимо регионального характера, рынки природного газа традиционно были монополистическими с точки зрения их организации, что обеспечивало надежность функционирования этой отрасли, требующей огромных инвестиций. Но в конце 1980-х гг. начались процессы либерализации национальных рынков природного газа, которые первоначально затронули рынок США, затем Великобритании и остальной Европы. Это, а также интенсивное развитие торговли СПГ изменило традиционную картину и привело к формированию территориальных различий в ценообразовании на глобальном газовом рынке.

Постановка проблемы. Формирование разных систем ценообразования на региональных рынках газа привело к установлению и различных уровней цен на них, а разница при этом стала достигать многократных значений (табл. 1, рисунок). Изменения организационных принципов и уровней цен в последние годы, беспрецедентная для всей истории газового рынка неопределенность дальнейших сценариев развития привели к сильным противоречиям, развернулись дискуссии о том, какая система ценообразования предпочтительнее. Главная задача сейчас состоит

в выявлении региональных различий систем ценообразования, фундаментальных причин этих различий и объяснении того, как эти причины действуют на неоднотипность ценообразования на глобальном газовом рынке.

Материалы и методы. Исследование выполнено для 9 региональных рынков природного газа. Важно отметить, что это разделение носит характер субъективный и спорный. В мире есть три крупных региональных рынка, которые можно охарактеризовать как сформировавшиеся: в Северной Америке, Европе и Восточной Азии, относительно них споров, как правило, не возникает.

Североамериканский рынок выделяется легче всего — это три страны, связанные и хорошо интегрированной сетью газопроводов и в торгово-экономическом плане: Канада, Мексика, США. Кроме того, этот рынок всегда был практически изолирован, он сформировался в наибольшей степени и ранее всех остальных.

По поводу границ Европейского рынка в научном и экспертном сообществе неизбежно возникают неопределенности. Так, часто говорят только о Евросоюзе, подразумевая при этом регион в целом. Автор включает в него 27 стран Евросоюза, а кроме того, Норвегию, Швейцарию, "карликовые" государства Западной Европы, а также Турцию и страны Балканского полуострова, не входящие в Евросоюз. Всего, с малой долей условности, в Европейский рынок входит 39 независимых стран, по большей части связанных достаточно хорошо развитой сетью газопроводов, либо не связанных (островной Кипр или так называемые энергетические острова — страны Балтии), но организационно интегрированных как члены Евросоюза. Конечно, многие из них объединяет такой важный признак, как импортозависимость.

Восточноазиатский рынок включает КНР, Японию, Республику Корея, а также Тайвань. В основе этого рынка — крупномасштабный импорт газа из-за пределов региона, страны характеризуются общим

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра социально-экономической географии зарубежных стран, аспирант; e-mail: nameofvalery@gmail.com

Таблица 1

Динамика среднегодовых газовых цен на различных рынках, долл./МБТЕ*

Год Япония, импорт СПГ Китай, импорт СПГ Европа, долгосрочные контракты Великобритания, индекс NBP США, Хенри Хаб Канада, Альберта

1991 3,99 — 3,19 — 1,49 0,89

1992 3,62 — 2,69 — 1,77 0,98

1993 3,52 — 2,50 — 2,12 1,69

1994 3,18 — 2,35 — 1,92 1,45

1995 3,46 — 2,39 — 1,69 0,89

1996 3,66 — 2,46 1,87 2,76 1,12

1997 3,91 — 2,64 1,96 2,53 1,36

1998 3,05 — 2,32 1,86 2,08 1,42

1999 3,14 — 1,88 1,58 2,27 2,00

2000 4,72 — 2,89 2,71 4,23 3,75

2001 4,64 — 3,66 3,17 4,07 3,61

2002 4,27 — 3,23 2,37 3,33 2,57

2003 4,77 — 4,06 3,33 5,63 4,83

2004 5,18 — 4,32 4,46 5,85 5,03

2005 6,05 — 5,88 7,38 8,79 7,25

2006 7,14 — 7,85 7,87 6,76 5,83

2007 7,73 — 8,03 6,01 6,95 6,17

2008 12,55 — 11,56 10,79 8,85 7,99

2009 9,06 — 8,52 4,85 3,89 3,38

2010 10,91 6,24 8,01 6,56 4,39 3,69

2011 14,63 8,75 10,6 9,03 3,90 3,47

* Составлено по данным [7, 10, 11].

оо о оо о оо о оо о о ст\ о а\ о о\ о о о о о 1 <N <4 <4 CN

о о о о о о о о о о о О о о о о О О О О

CS CS CS <N CN CN (N CS <ч CS (N (Ч CS CS <N CS CS CS CS CS

hO p. Й € л р. л в< ч ч л а р. е е Он hS в. i л p. л Рн € е hO а.

CS 1> э S ю й и ю й и г я ю й г я ю се и Й Я ю

I £ i е « 1 1 « Я W 1 pa £ 1 д 5 1

о о о о о

Расхождение уровней цен на основных региональных рынках природного газа, долл./тыс. м3, составлено по данным [11]: 1 — Henry Hub, США; 2 — NBP, Великобритания; 3 — импорт СПГ, Япония; 4 — российский газ на границе с Германией

высоким или нарастающим уровнем импортозависимо-сти. Собственная добыча газа среди указанных стран значительна только в КНР. Традиционно в регионе велика роль поставок СПГ.

Кроме этих трех уже сформировавшихся региональных рынков газа, автор выделяет еще 5 формирующихся: СНГ, Южная и Юго-Восточная Азия, Ближний и Средний Восток, Центральная и Южная Америка, Австралия и Океания, Африка.

Рынок СНГ составляют собственно 11 стран СНГ, включая Россию, а также Грузия, не являющаяся членом СНГ, и частично признанные республики Абхазия и Северная Осетия. Практически никакой организационной общности в регионе нет, однако инфраструктурный фактор — унаследованная от Советского Союза система газопроводов — все же позволяет выделить этот рынок, хотя довольно условно.

Все азиатские страны дальнего зарубежья к востоку от Пакистана, включая эту страну, расположенные в субрегионах Южная Азия и Юго-Восточная Азия, составляют рынок газа Южной и Юго-Восточной Азии. Суммарно в это образование включаются 18 независимых стран. С границами же остальных трех рынков все достаточно ясно, однако пока рано говорить о том, что эти рынки сформировались как нечто целостное.

Результаты исследований и их обсуждение. Итак, Североамериканский региональный газовый рынок среди прочих сформирован в наибольшей степени и полностью либерализован. Ядром этого рынка являются США. По трубопроводам, пересекающим границы трех стран региона, осуществляются поставки газа в разных направлениях. Основные потоки газа в регионе перетекают из канадской провинции Альберта на северо-восток США, в район Чикаго и на Средний Запад. Эти поставки осуществляются по мощным системам протяженностью свыше 2,5 тыс. км. Также имеют место и обратные перетоки из США в Канаду, например, в такой значительный центр потребления, как провинция Онтарио, через границу в районах городов Детройт и Буффало перекачивается около 20 млрд м3 в год. Газ, добываемый в штатах Луизиана, Оклахома и Техас, поступает в дефицитные районы Мексики. С приемного терминала СПГ в Мексике осуществляются трансграничные поставки в штат Калифорния. Только в США суммарная протяженность межштатных газопроводов составляет 460 тыс. км, ими владеют 160 независимых компаний. Кроме того, в США насчитывается около 3,5 тыс. хранилищ, объем которых составляет 110% годового потребления газа. Все это крайне важно для формирования здесь системы ценообразования на основе конкуренции "газ—газ".

Система газопроводов Северной Америки имеет большое число (29) узлов (так называемых хабов), являющихся рыночными площадками по торговле природным газом примерно для 260 компаний. Развитость инфраструктуры дает возможность осуществлять срочные поставки газа по биржевым контрактам и обеспе-

чивает объективные условия для формирования конкурентного рынка природного газа в регионе.

Кроме того, рынок Северной Америки уже давно находится в той стадии, когда нет необходимости в реализации капиталоемких пионерных проектов в районах с отсутствующей или слаборазвитой инфраструктурой. Таким образом, нет и острой необходимости в долгосрочном характере договоренностей и цен, гарантирующих объемы продаж в течение определенного срока окупаемости проекта.

К настоящему моменту в Северной Америке сложилась модель ценообразования исключительно по принципу конкуренции "газ—газ", т.е. равновесная цена газа формируется на базе взаимодействия спроса и предложения. Однако развитие торговли дериватива-ми на газовом рынке (нью-йоркская биржа МУМЕХ), по отношению к которым иногда употребляется термин "бумажная торговля", дает почву для разного рода спекуляций. Таким образом, уровень цены на рынке отражает не только спрос и предложение, но и ряд других факторов, например, хеджирование рисков, денежно-кредитную политику и др.

Физические объемы газа торгуются на хабах либо по контрактам с индексацией по газовым индексам. Газовые индексы в свою очередь рассчитываются как средневзвешенные от сделок на рынке. По данным Федеральной комиссии по регулированию энергетики, в 2011 г. 17% всего объема газа, продаваемого в США, участвовали в формировании индексов, остальные 83% — к этим индексам привязывались.

Газовые хабы Северной Америки имеют определенную географическую привязку, и крупный конечный потребитель либо распределительная компания с множеством клиентов могут обезличенно купить на них необходимые объемы газа, заплатив только транспортной компании за их прокачку от хаба до места потребления. Услуги по транспортировке газа также продаются на хабах.

Для нормального функционирования биржевой торговли газом необходимо наличие большого числа независимых продавцов газа, с одной стороны, и большого числа независимых покупателей — с другой. В Северной Америке это условие выполняется. Независимые производители, находясь в конкурентных условиях, обеспечивают большой объем предложения на рынке, который является практически самодостаточным (табл. 2).

Рассмотрим Европейский газовый рынок, фундамент которого и ситуация с ценообразованием совершенно иные. В Европе существует один национальный рынок — рынок Великобритании, который структурно отстоит от континентальной Европы, в наибольшей степени либерализован и более похож на рынок Северной Америки (говоря об их модели развития, иногда употребляют понятие "англосаксонская модель"). Здесь по-прежнему существуют долгосрочные контракты (их доля составляет 30%) между собственными производителями и потребителями,

Таблица 2 Основные характеристики региональных рынков природного газа в 2011 г.*, млрд м3

Регион Потребление Добыча Сальдо Нетто-импортность/ экспортность, % от потребления

Северная Америка 863,8 848,4 -15,4 -1,8

Европа 517,2 260,6 -256,6 -49,6

Восточная Азия 301,4 107,0 -194,4 -64,5

СНГ 594,7 780,6 +185,9 +31,3

Ближний и Средний Восток 403,1 526,1 +123,0 +30,5

Южная и Юго-Восточная Азия 259,7 323,2 +63,5 +24,5

Центральная и Южная Америка 154,5 167,7 +13,2 +8,5

Африка 109,8 202,7 +92,9 +84,6

Австралия и Океания 29,5 48,9 +19,4 +65,8

* Составлено по данным [8].

в 60% которых практикуется нефтяная индексация. Таким образом, 18% от объемов собственной добычи газа в Великобритании все еще индексируется по нефти. В 2011 г. при уровне добычи 45,2 млрд м3 это составило 8,1 млрд м3 (или около 10% от всего объема национального рынка). В основном же торговля газом в Великобритании осуществляется по принципу конкуренции "газ—газ" на торговой площадке NBP (National Balancing Point) либо с привязкой к ее ценам. Механизм спотовой торговли газом на этом виртуальном хабе (т.е. не имеющем конкретной географической привязки) запущен с 2001 г. в рамках проводимого процесса либерализации. Сегодня на британском рынке, несмотря на тенденцию к сокращению добычи, действует около 90 компаний — поставщиков газа, что делает возможной обезличенную торговлю газом по принципу сырьевой биржи и недопустимой манипуляцию ценами одним поставщиком.

Традиционно (с 1962 г.) на Европейском газовом рынке в рамках отношений экспортер—импортер используется Гронингенская модель долгосрочного контракта. Модель опирается на два главных базиса: 1) долгосрочные (20—30 лет) обязательства по поставке и отбору газа — концепция минимальной оплаты по принципу "бери или плати", 2) цена, рассчитываемая по формуле через цены конкурирующих энергоносителей (нефтепродукты, нефть, уголь), на границе страны-покупателя.

Назначение Гронингенской модели, внедрение которой было инициировано Нидерландами — крупным производителем газа, состоит в максимизации для производителя потенциала от использования газа

как конечного ресурса. При этом обеспечивается получение ренты Хоттелинга — разницы между ценой продаваемого газа, которая поддерживается на максимальном уровне, при этом конкурентоспособном по сравнению с альтернативными видами топлива, и текущими производственными издержками. Рента Хоттелинга рассматривается как справедливая плата за ресурсы, сбереженные для будущих поколений.

Текущую систему ценообразования в континентальной Европе принято характеризовать как гибридную. Она сочетает долгосрочные контракты с индексацией по ценам конкурирующих видов топлива и торговлю по принципу конкуренции "газ—газ", соотношение которых составляет примерно 60:40%. Важно отметить, что во втором случае далеко не все объемы продаются на свободном рынке, их большая часть — это те же долгосрочные контракты, но с привязкой к ценам хабов.

Продажи и покупки непосредственно на хабах в континентальной Европе реально составляют лишь небольшую часть всей торговли газом. Поставщики трубопроводного газа из-за пределов региона все свои объемы поставляют по долгосрочным контрактам, то же делают и поставщики СПГ с большей частью своих объемов. К первичному газу на хабах относятся лишь небольшие объемы СПГ и собственной добычи (по разным оценкам, в сумме они составляют не более 1/3 всех физических объемов на хабах), все другие поставки на хабы — это вторичный газ. Он может поступать либо от компаний-импортеров, в случае если они законтрактовали больше газа, чем требуется их клиентам — крупным конечным потребителям и распределительным компаниям, либо от самих конечных потребителей и распределительных компаний.

Таким образом, торговля на хабах в Европе охватывает лишь малую часть всей торговли газом, и ее можно рассматривать не в качестве основы рынка, а лишь как некий балансирующий элемент, площадку, где покупатели могут купить недоконтрактованные объемы, а продавцы — продать переконтрактованные. Учитывая то, что на хабы поступает мало собственного первичного газа и объемы его в будущем будут только сокращаться вследствие снижения добычи, модель ценообразования на импортозависимом Европейском рынке не может стать подобной североамериканской. Таким образом, биржевая цена газа на Европейском рынке отражает взаимодействие лишь части спроса и части предложения.

Условие наличия большого числа независимых поставщиков газа на Европейском рынке не соблюдается. Большая часть газа в регион поставляется по импорту крупными монополистами из России и Алжира, а в рамках внутрирегиональной торговли — из Норвегии и Нидерландов (в каждой стране также есть свой монополист). Доля собственных независимых производителей в структуре поставок крайне мала и имеет тенденцию к дальнейшему сокращению.

Существенно проще модель ценообразования на Восточноазиатском газовом рынке. Здесь сложилась система ценообразования, базирующаяся целиком на системе долгосрочных контрактов, сходных между собой. Лишь небольшая часть СПГ поступает по разовым (спотовым) сделкам. Цены на внутренних рынках стран также определяются в соответствии с импортными ценами. В Китае наряду с рыночным ценообразованием существует и государственное регулирование цен для потребителей.

В глобальной практике сложилось такое понятие, как парадигма СПГ, в рамках которого крупные инвестиционные проекты сопровождаются долгосрочными контрактами с формулой индексации цены по цене товара-субститута. Неудивительно, что в Восточной Азии, полагающейся на импорт СПГ, доминирует такой принцип определения цены на газ. Подобная схема появилась, как только были подписаны первые контракты на поставку СПГ, и хорошо себя зарекомендовала, так как с точки зрения производителей большой масштаб проектов по сжижению газа влечет значительные финансовые риски. Необходимые условия реализации таких проектов — наличие гарантированных рынков сбыта и приемлемых цен на долгосрочную перспективу. Их и обеспечивают контракты сроком на 20—30 лет с нефтяной либо нефте-продуктовой индексацией.

В Японии часто используется нефтяной паритет: цена на газ определяется по средневзвешенной цене импорта нефти в страну (индекс JCC, рассчитываемый государством) в пересчете на теплотворную способность. В ряде случаев цена на газ определяется простым умножением цены нефти (долл./барр.) на условный коэффициент, например, 0,125 или 0,14, который является предметом переговоров сторон, и получается цена газа в долл./МБТЕ. Иногда используются и более сложные формулы, а также 8-кривая, т.е. формульная цена газа при достижении определенного минимального либо максимального уровня остается на нем, несмотря на дальнейшее снижение/ рост нефтяных цен. Использование подобных схем предохраняет азиатских импортеров, равно как и экспортеров СПГ, от излишней волатильности цен и обеспечивает их предсказуемость. Нефтяная индексация хороша еще и тем, что цена на нефть не может зависеть от какого-либо одного игрока в силу больших размеров нефтяного рынка.

Если обратить внимание на данные табл. 2, то видно, что из 300 млрд м3 потребления газа примерно 200 млрд м3 Восточная Азия вынуждена импортировать. Импортозависимость этого рынка самая высокая и составляет примерно 2/3. Восточная Азия в настоящее время не испытывает острой потребности в либерализации ценообразования, так как сложившаяся система взаимоотношений полностью соответствует ситуации на этом рынке, который является скорее рынком продавца, причем продавец находится в другой стране, и организация поставок СПГ связана

для него с огромными издержками. Восточноазиат-ские покупатели в свою очередь по-прежнему готовы заключать контракты с привязкой к нефти, гарантируя себе поставки на долгосрочную перспективу.

Рынок стран СНГ хотя и обладает хорошо интегрированной инфраструктурой, однако отсутствие организационной интеграции, а также сильно разнящийся уровень цен не позволяют охарактеризовать его как сформировавшийся региональный рынок. При этом страны СНГ объединяет общий признак системы ценообразования на рынке в виде доминирующего государственного регулирования цен на газ. Специфическая черта рынка СНГ — и крайне высокая роль государств в переговорном процессе и определении уровня цен экспортно-импортных контрактов. Причины этого явления скорее культурно-исторические и напрямую связаны со слабостью либеральной традиции в этом регионе.

В России цены на газ, добываемый Газпромом (76,5% от общероссийской добычи в 2011 г.), устанавливаются Федеральной службой по тарифам. Тарификация осуществляется по 60 поясам, которые, как правило, совпадают с границами субъектов Федерации. При определении цены берется в расчет стоимость газа с учетом транспортировки от мест добычи. Так, с 1 июля 2012 г. максимальные оптовые цены на газ для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа составляют 2127, Москвы — 3890, Ивановской области (пояс с медианным значением) — 3698 руб./тыс. м3. Цены на газ независимых производителей — предмет их договора с потребителями.

Начиная с 2011 г. цены на газ, поставляемый Газпромом (кроме газа для населения), регулируются в соответствии с правительственным постановлением № 1205 от 31.12.2010 на основе формулы цены на газ, которая учитывает стоимость альтернативных видов топлива и достижение равной доходности поставок на внутренний и внешний рынки. Под равнодоходной понимается европейская цена за вычетом транспортных издержек. Очевидно, что резкий переход к рав-нодоходным ценам на газ невозможен, это поставило бы под удар конкурентоспособность российской экономики, в связи с чем вводятся понижающие коэффициенты на переходный период. При средней цене российского газа на Европейском рынке 448,6 долл./тыс. м3 (данные Министерства экономического развития РФ за I полугодие 2012 г.) газ, например в Москве, реализуется примерно по 120 долл./тыс. м3, тогда как равно-доходная цена составила бы около 300 долл./тыс. м3.

В начале 2000-х гг. в России также была поставлена задача реформирования внутреннего рынка газа в направлении его либерализации, в частности создания сектора рынка газа с нерегулируемыми ценами. Хотя и с проблемами, но такой рынок сейчас функционирует, и независимые производители могут реали-зовывать газ, напрямую договариваясь с покупателем, оплачивая транспортировку собственнику системы газоснабжения — Газпрому. С 1 января 2015 г. весь

рынок должен перейти на нерегулируемое ценообразование, это требование содержится в уже упомянутом постановлении.

В 2006—2008 гг. в России существовала газовая биржа, где потребители могли купить недостающий объем газа по ценам выше регулируемых, однако опыт ее функционирования не был успешным. Для полноценной деятельности бирж с возможностью осуществления разовых поставок газа российская система газопроводов и хранилищ, хотя и развитая, но еще недостаточно гибкая. При этом для поставок газа независимых производителей по долгосрочным контрактам уже существуют все объективные условия.

На прочих формирующихся рынках механизмы ценообразования на газ пока не получили развития, достаточного для значимых географических выводов. Только в Австралии (как исключение) функционирует небольшой спотовый рынок в штате Виктория (очевидна связь с англосаксонской либеральной традицией в этом штате). В целом же в этой стране и в Новой Зеландии распространен принцип ценообразования в виде соглашений между производителем и потребителем: контракты на поставку заключаются на 10—15 лет, а цена фиксируется и впоследствии изменяется в соответствии с темпом инфляции. Таким образом, она отражает состояние рынка газа на момент проведения переговоров.

В Центральной и Южной Америке газотранспортная система в степени, достаточной для формирования рынка, развита только в Аргентине, Чили и южных штатах Бразилии. Кроме того, практически не развита сфера потребления газа. Так, в Бразилии с населением около 200 млн человек объем потребления газа не достигает и 30 млрд м3.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волошенюк Д. Принципы ценообразования на разных стадиях развития рынка природного газа // Наука и инновации. 2010. № 2 (84). С. 12—19.

2. Жуков С.В. Мировой рынок природного газа: новейшие тенденции. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 107 с.

3. Кисленко Н.А. Ценообразование на газ // Газовая промышленность. 2011. № 4. С. 6—11.

4. Новое измерение будущего // Газовый бизнес. 2011. № 2. С. 16—19.

5. Развитие рынка СПГ: роль Энергетической хартии. Брюссель, 2008.

Оставшиеся три рынка внутренне практически не интегрированы, газотранспортные системы в них невелики, сосредоточены в пределах отдельных стран и имеют линейный вид, связывая одного продавца и одного покупателя, и, таким образом, служат базисом для монопольных отношений.

Выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— на региональных рынках газа сложились разные системы ценообразования и уровни цен. В Северной Америке — модель ценообразования исключительно по принципу конкуренции "газ—газ", ценообразование в Азии базируется на системе долгосрочных контрактов с нефтяной привязкой, в Европе (исключение составляет Великобритания) функционирует гибридная система ценообразования. На формирующихся рынках газа сильны позиции государственного регулирования;

— система ценообразования на региональном рынке газа есть отражение его фундаментальных специфических черт. На материале региональных рынков природного газа показано, что три таких особенности лежат в основе системы ценообразования: степень импортозависимости или, наоборот, самодостаточности по газу; развитость инфраструктуры; либеральная традиция;

— ни одну из моделей нельзя рассматривать как идеальную, а ее элементы искусственно имплементи-ровать в другом регионе, обладающем только ему присущим набором объективных признаков. Вместе с тем это не означает, что специфика региона детерминирует сложившуюся в нем систему раз и навсегда: в ряде случаев могут существовать фундаментальные и не зависящие от политической воли условия для эволюционирования системы ценообразования.

6. Цена энергии. Международные механизмы формирования цен на нефть и газ. Брюссель, 2007.

7. BP Statistical Review of World Energy. L., June 2012.

8. Cedigaz World Energy Outlook. P., October 2012.

9. International Gas Union. Wholesale Gas Price Formation. PGCB Study Group 2. Kuala Lumpur, June 2012.

10. Monatliche Entwicklung des Grenzübergangspreises. Bundesamt für Wirtschaft und Ausfuhrkontrolle. Berlin, BAFA, 2012.

11. Pink Sheet Commodity Data. Washington (DC): World Bank, 2012.

Поступила в редакцию 19.07.2012

V.I. Nemov

GEOGRAPHY OF PRICE-FORMATION SYSTEMS AT THE REGIONAL NATURAL GAS MARKETS

Investigation of the global natural gas market and its territorial structure is closely related to the geography of price-forming. Price levels and the principles of its formation are the principal indicators of integration of a territorial, i.e. regional or national, gas market into the global system of gas trade and its position within the latter.

Key words: natural gas, global market, trade, price-formation, LNG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.