Научная статья на тему 'ГЕОГРАФИЯ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ'

ГЕОГРАФИЯ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
122
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТРАСЛЕВЫЕ ВЫСТАВКИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сидоров Игорь Васильевич

Исследование посвящено выявлению общих и географических особенностей формирования и функционирования выставок в агропромышленном комплексе (АПК) России. Основные научные методы, использованные в работе: статистический, научного описания, контент-анализ, образно-знакового моделирования, сравнительно-географический. Они позволили не только составить базу данных по изучаемым выставкам, но и на основе ее статистической, графической и картографической обработки определить их отраслевую структуру деятельности (в области сельского хозяйства, пищевой промышленности, садоводстве и ландшафтном дизайне) и географические особенности функционирования на уровне субъектов и федеральных округов Российской Федерации. В рамках каждой из выделенных трех категорий выставок выявлены крупнейшие выставки, степень активности выставочной деятельности, уровень ее территориальной концентрации, факторы размещения. Отмечено лидерство Центрального, Южного, Северо-Западного федеральных округов в выставочной деятельности в АПК России и аутсайдерство Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов. В заключении выявлены факторы, влияющие на локацию выставок в сфере АПК России с разделением на общие (наличие хорошо развитой деловой, выставочной, туристской инфраструктуры, наличие емкого рынка, хорошей транспортной доступности) и специальные (аграрная специализация территории, наличие больших открытых площадок).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOGRAPHY OF CONGRESS AND EXHIBITION ACTIVITIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA

The study is devoted to identifying the general and geographical features of the formation and functioning of exhibitions in the agro-industrial complex of Russia. The main scientific methods used in the work are: statistical, scientific description, content analysis, figurative-sign modeling, comparative-geographical. They made it possible not only to compile a database of the studied exhibitions, but also, on the basis of its statistical, graphical and cartographic processing, to determine their sectoral structure of activity (in the areas of agriculture, food industry, horticulture and landscape design) and the geographical features of functioning at the level of subjects and federal districts of the Russian Federation. Within each of the identified three categories of exhibitions, the largest exhibitions, the degree of exhibition activity, the level of its territorial concentration, and location factors were identified. The leadership of the Central, Southern, North-Western federal districts in the exhibition activities in the agro-industrial complex of Russia and the outsider status of the Far Eastern and North Caucasian federal districts are noted. In conclusion, the factors influencing the location of exhibitions in the field of the agro-industrial complex of Russia were identified, divided into general (the presence of a well-developed business, exhibition and tourist infrastructure, the presence of a capacious market, good transport accessibility) and special (agrarian specialization of the territory, the presence of large open areas).

Текст научной работы на тему «ГЕОГРАФИЯ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ»

УДК 911: [339.174:63](470)(045) И.В. Сидоров

ГЕОГРАФИЯ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ

Исследование посвящено выявлению общих и географических особенностей формирования и функционирования выставок в агропромышленном комплексе (АПК) России. Основные научные методы, использованные в работе: статистический, научного описания, контент-анализ, образно-знакового моделирования, сравнительно-географический. Они позволили не только составить базу данных по изучаемым выставкам, но и на основе ее статистической, графической и картографической обработки определить их отраслевую структуру деятельности (в области сельского хозяйства, пищевой промышленности, садоводстве и ландшафтном дизайне) и географические особенности функционирования на уровне субъектов и федеральных округов Российской Федерации. В рамках каждой из выделенных трех категорий выставок выявлены крупнейшие выставки, степень активности выставочной деятельности, уровень ее территориальной концентрации, факторы размещения. Отмечено лидерство Центрального, Южного, Северо-Западного федеральных округов в выставочной деятельности в АПК России и аутсайдерство Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов. В заключении выявлены факторы, влияющие на локацию выставок в сфере АПК России с разделением на общие (наличие хорошо развитой деловой, выставочной, туристской инфраструктуры, наличие емкого рынка, хорошей транспортной доступности) и специальные (аграрная специализация территории, наличие больших открытых площадок).

Ключевые слова: конгрессно-выставочная деятельность, отраслевые выставки, агропромышленный комплекс, факторы размещения, Россия.

DOI: 10.35634/2412-9518-2022-32-3-390-401

Выставочная индустрия - это особая отрасль экономики, которая организует конгрессно-выставочные мероприятия (специализированные массовые мероприятия, которые проходят в четко установленные сроки и в заранее определенном месте, где товары и услуги выставляются и распространяются на коммерческой основе, а также проводятся различные деловые форумы и совещания). Главной движущей силой этой отрасли являются выставочные организации - юридические лица, у которых ОКВЭД 82.3 указан как основной вид деятельности. В России таких организаций по данным Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) насчитывается 2060 компаний. При этом количество компаний, у которых ОКВЭД 82.3 указан в качестве дополнительного вида деятельности, составляет 36 886. Важную роль играют и другие участники выставочных мероприятий. К ним относятся: экспоненты (компании, демонстрирующие товары и услуги по тематике выставки) и посетители (лица, которые прибывают на выставку для ознакомления с экспонатами и образцами, для связи с экспонентами и сбора информации).

Стоит отметить, что выставочная индустрия генерирует около 3,2 трлн руб., или 3 % ВВП России. В 2020 г. объем конгрессно-выставочного рынка оценивается в 161 млрд руб., а сумма налогов, перечисленных в федеральный и региональные бюджеты в 2019 г. компаниями, составила более 13,8 млрд руб. [1]. Данные цифры отражают, что выставочная деятельность обладает значительным экономическим потенциалом в России.

В условиях новых экономических реалий для России главным источником роста производительности труда на ближайшие десятилетия должна стать инновационная экономика, с использованием современного международного опыта и институтов. Но главное - это создание собственных российских инноваций, которые должны стать главным драйвером роста российской экономики [2]. И здесь большое значение для реализации инновационной политики и внедрения инновационных разработок в производство играет выставочно-ярмарочная деятельность. Выставки являются механизмом пропаганды новых исследований и инновационных разработок, они демонстрируют современные машины и оборудование, способствуют повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции как внутри страны, так и за ее пределами [3]. Важно отметить, что конгрессно-выставочная отрасль не имеет альтернатив. Выставки и конгрессы были и по-прежнему остаются одним из самых эффективных инструментов рекламы и продвижения продукции, услуг, предприятий,

СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

2022. Т. 32, вып. 3

отраслей. Перечисленные особенности в совокупности определяют актуальность изучения выставок во всех направлениях, в том числе и в географии.

Тематические конгрессно-выставочные мероприятия охватывают почти все виды экономической деятельности. Автором выбраны выставки агропромышленного комплекса (АПК) в силу его важности для населения любого государства, а для России - в условиях экономических санкций, представляющих даже вопрос национальной безопасности, в качестве примера успешной реализации политики импортозамещения. От степени развития и успешности функционирования субъектов данного сектора экономики зависит благосостояние граждан, динамика которого находит выражение в повышении общего уровня жизни [3]. АПК - это результат технологического и организационного объединения первичного, вторичного и третичного секторов экономики: сельского хозяйства, промышленности, транспорта, торговли и других отраслей нематериального производства [4].

Важность изучения географии выставок АПК нашла отражение и в цели данного исследования - выявление общих и географических особенностей формирования и функционирования выставок в агропромышленном комплексе России.

Материалы и методы исследований

Исследование проведено с использованием статистических методов, метода научного описания, контент-анализа, образно-знакового моделирования, сравнительно-географического метода. Их применение позволило сформировать базу данных, содержащую открытую информацию, размещенную на официальных сайтах выставок АПК, в каталогах выставок, выставочных объединений, занимающихся организацией выставочных мероприятий. В работе учитывались результаты аналитических исследований, выполненных Российским союзом выставок и ярмарок (РСВЯ). База данных включает такие сопоставимые показатели по каждой выставке, как название, город проведения, место проведения (выставочная площадка), организатор выставочного мероприятия, количество экспонентов (отечественных и иностранных), статус выставки (международная или межрегиональная), число стран участников и посетителей (отечественных и иностранных), а также тип посетителей (выставка только для специалистов - В2В, для конечных потребителей - В2С или смешанная - Б2Б+Б2С). При сборе информации учитывались только ежегодно проводимые выставки в 2019-2021 гг.

Важность выставочного бизнеса для экономики (в целом) и его «молодость» в России (в частности) определяют интерес академического сообщества к данному виду деятельности. Существует целый пласт изысканий, посвященный этому вопросу. Из наиболее актуальных в контексте заявленной темы являются исследования нескольких категорий. Во-первых, это работы, ориентированные на изучение выставочного бизнеса как отдельного вида экономической деятельности. К ним можно отнести публикации С.Г. Важенина [5], Э.Б. Гусева [6], Н.В. Александровой [7], Л.К. Комаровой [8], В.Г. Петелина [9], Е.Д. Рубинштейн [10], Садовничей А.В. [11; 12], К.А. Сулеймановой [13] и др. Также это публикации, ориентированные на изучение истории выставочной деятельности в России - работы С.А. Корепановой [14], А.Ш. Искандаровой [15], Ю.А. Никитиного [16] и др.

Во-вторых, это работы, ориентированные на выявление географических особенностей в формировании выставочной деятельности. Наиболее значимыми с этой точки зрения можно считать работы Т.И. Потоцкой [17; 18] и Е.В. Поповой [19].

В-третьих, представляют интерес публикации, освещающие деятельность собственно выставок агропромышленного комплекса. Их крайне мало. Сюда можно отнести работы Н.В. Березенко [20], О.В. Слинько с соавторами [21] и др. Слабая изученность данной темы и одновременно ее важность и актуальность для современной национальной экономики страны выступили одним из основных факторов, побудивших автора взяться за ее исследование.

Результаты и их обсуждение

Анализ выставочной базы данных показал, что в России ежегодно проводится 135 выставок в области АПК (около 7 % от всех отраслевых выставок страны). Совокупно в них участвует более 19 тыс. экспонентов, а совокупное число посетителей превышает 1 млн человек. Большая часть выставок (61 %) являются межрегиональными, и только 39 % выставок обладают международным статусом.

В соответствии с отраслевой структурой деятельности АПК, выставки в данной сфере также можно сгруппировать в три категории: выставки агропромышленного хозяйства (33 % всех выста-

вок), выставки пищевой промышленности (42 %) и выставки в области садоводства и ландшафтного дизайна (25 %). Каждая из названных категорий отличается не только отраслевой специализацией, но и типом посетителей, особенностями выставочной площадки и географией проведения (рис. 1).

Рис. 1. Отраслевая структура деятельности выставок агропромышленного комплекса России (АПК)

(составлено автором)

Выставки агропромышленного хозяйства включают 45 мероприятий (33 % всех выставок АПК). Их проводят на территории 27 субъектов РФ. В их работе совокупно участвует более 7 тыс. экспонентов (37 %), а совокупное число посетителей превышает 250 тыс. человек (25 %). Главными демонстрационными направлениями данной группы являются:

- растениеводство (селекция, удобрения, средства защиты растений, способы орошения и др.);

- животноводство (комбикорма, кормовые добавки, разведение, содержание);

- сельхозтехника и средства механизации;

- оборудование и технологии переработки продукции растениеводства и животноводства;

- услуги по упаковке, хранению, транспортировке, утилизации сельскохозяйственного сырья.

Очевидно, что это выставки, непосредственно связанные с сельским хозяйством и отраслями,

обслуживающими его (первое и второе звено АПК).

Крупнейшими выставками как по числу участников, так и по числу посетителей в этой группе являются:

- «ЮГАГРО» - самая крупная в России выставка сельскохозяйственной техники и оборудования в области растениеводства. Выставка ежегодно проходит в Краснодаре и собирает около 600 участников и более 15 тыс. посетителей;

- «АГРОРУСЬ» в Санкт-Петербурге - единственная в России выставка-ярмарка в сфере сельского хозяйства, имеющая признание Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI). В выставке участвуют около 500 экспонентов, и ежегодно выставку посещают 15 тыс. человек;

СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

2022. Т. 32, вып. 3

- «МУС: Зерно-Комбикорма-Ветеринария» - ежегодно собирает в Москве специалистов зерно-перерабатывающей, комбикормовой и ветеринарной промышленности. В выставке принимают участие более 400 экспонентов, выставку посещают более 10 тыс. человек.

Особенность выставок агропромышленного хозяйства заключается в том, что они ориентированы в первую очередь на производителей сельскохозяйственного сырья и оборудования, а также на организации, занимающиеся сельским хозяйством. Посетители таких выставок - узконаправленные специалисты (выставки В2В). Это 30 % от всех выставок агропромышленного хозяйства. Пример таких выставок: «МУС: Зерно-Комбикорма-Ветеринария», «АгроФарм», «Зерно России», «Интерагро-маш и Агротехнологии» и др. В то же время 60 % выставок имеют смешанный тип посетителей, где специалисты и обычные посетители могут встретиться на одном мероприятии (выставки В2В+В2С). Пример: «ЮГАГРО», «АГРОРУСЬ», «Золотая Нива», «Кавказ Агро» и др. Выставки, организованные только для конечного потребителя в данной группе, отсутствуют. Это связано с тем, что агропромышленное хозяйство наиболее важно для бизнеса и его развития, а не для рядовых покупателей.

Еще одной важной особенностью данной категории выставок является использование больших открытых выставочных площадок. Так, выставка «Золотая Нива» занимает площадь около 100 тыс. м2, «День поля в Татарстане» - более 26 тыс. м2, «ЮГАГРО» - более 15 тыс. м2 и т. д. Такие значительные площади выставочных площадок связаны с необходимостью размещения крупногабаритной сельскохозяйственной техники и отдельных комплектующих (тракторы и комбайны, плуги, жатки, бороны, сеялки, прицепы, грузовой транспорт). Площадки формируются на базе фермерских хозяйств, агропромышленных холдингов и сельскохозяйственных кооперативов (ООО «Гришиных», ООО «Добронрав АГРО», СПК «Золотой Колос»), а также на базе научных агарных учреждений (ФГБНУ аграрный научный центр «Донской», ФГБНУ «НИИСХ Юго-Востока» и др.). К выставкам на открытых площадках относятся: «День Брянского поля», «День Воронежского поля», «День Донского Поля», «Золотая Нива», «День поля в Татарстане» и другие. Стоит отметить, что подобные площадки имеют удобное транспортное положения, находясь вдоль крупных трасс, недалеко от города и (или) аэропорта. Площадки под открытым небом позволяют размещать крупногабаритную технику, вмещать большое количество посетителей, также продемонстрировать этапы сельхозработ: от вспашки и посева до уборки урожая.

География выставок агропромышленного хозяйства широкая. Наибольшее количество выставок проходит в регионах с развитым АПК и большой долей сельского хозяйства в ВРП субъекта РФ: Краснодарский, Ставропольский, Алтайский края; Волгоградская, Ростовская, Воронежская области; Республика Татарстан и др. Это связано с тем, что выставки ориентируются на потребителей, которыми выступают крупные сельскохозяйственные производители, работающие в этих субъектах РФ. Вместе с тем есть выставки, ориентирующиеся на наличие выставочной, деловой и транспортной инфраструктуры, а также емкий рынок - это выставки Москвы, Санкт-Петербурга, Приморского края.

Выставки пищевой промышленности формируют 42 % всех выставок АПК России. Совокупно в них принимают участие более 9 тыс. экспонентов (50 %), а совокупное число посетителей превышает 500 тыс. человек (50 %).

Основными направлениями выставок пищевой промышленности являются:

- продукты питания (мясо и мясопродукты, молочная продукция, зернопродукты, макаронные изделия, приправы, специи, растительные жиры, соки, воды, алкогольные напитки, кондитерские изделия, рыба и морепродукты, консервы и др.);

- упаковочное оборудование и материалы (упаковочные и расходные материалы, маркировка и этикетирование, дизайн);

- технологическое оборудование для производства продуктов питания и напитков;

- холодильное и торговое оборудование;

- складская и производственная логистика (складское оборудование и подъёмно-транспортная техника, машины и оборудование для хранения и транспортировки);

- безопасность пищевых производств, контроль качества.

Наиболее значимыми выставками пищевой промышленности являются:

- «Продэкспо» - крупнейшая международная выставка продуктов питания и напитков в России, которая проходит в Москве. В выставке ежегодно участвуют более 2,5 тыс. экспонентов, 30 % из которых - иностранные (из более 70 стран); ее посещают более 66 тыс. человек;

- «WorldFood Moscow» - международная выставка продуктов питания и напитков, которая проходит в Москве. Выставка собирает около 1700 экспонентов, более 60 % которых - иностранные участники, а посещают выставку свыше 30 тыс. человек;

- <«Агропродмаш» - международная выставка оборудования, технологий, сырья и ингредиентов для пищевой и перерабатывающей промышленности, проходит в Москве. Главной особенностью является то, что на мероприятии демонстрируют оборудование и технологии для всей цепочки: от производства сырья и ингредиентов до выпуска готового продукта, его упаковки, контроля качества, охлаждения, хранения и логистики. В выставке участвуют более 900 экспонентов, среди которых более 40 % - иностранные. Посещает выставку свыше 25 тыс. человек.

Наибольшее количество выставок пищевой промышленности ориентированы на различные типы посетителей (42 % выставок B2B+B2C). Это такие выставки, как «Агропродмаш» (Москва), «WorldFood Moscow» (Москва), «Молочная и мясная индустрия» (Москва), «Пищевая индустрия. Современное хлебопечение» (Красноярск), «FoodTechKrasnodar» (Краснодар) и др. Они проводятся в 12 субъектах РФ, хотя большая часть из них организуется в Москве и Краснодарском крае.

Вместе с тем 39 % выставок пищевой промышленности ориентировано на конечного потребителя (В2С) и демонстрируют только готовые продукты питания. Например, «Осенний блюз» (Екатеринбург), «Сделано по ГОСТу» (Челябинск), «ВладПродЭкспо» (Владимир), «Золотая сотка» (Чита), «Медовый спас» (Белгород), Барбекю Фест (Москва), «Выставка-ярмарка фермерской продукции» (Ижевск) и др. География этих выставок очень широка, они проводятся в 13 субъектах РФ и, как правило, в их центрах - Санкт-Петербурге, Волгограде, Мурманске, Ханты-Мансийске, Иркутске, Чите, Кирове и др.

Меньшая часть выставок данной категории (19 %) ориентирована только на специалистов: «Продэкспо» (Москва), «IntekpromMilk» (Екатеринбург), «Петерфуд» (Санкт-Петербург), «Ingredients Russia» (Москва), «MEGUSTRO» (Санкт-Петербург) и др. Эти выставки должны привлекать специалистов из разных субъектов РФ и стран, поэтому проходят они только в крупных городах с хорошей транспортной доступностью - Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и в других городах Европейской части России.

В отличие от выставок в агропромышленном хозяйстве, выставки пищевой индустрии не требуют открытых выставочных площадей. В большинстве своем (82 %) они проходят в закрытых выставочных комплексах и центрах. Причем площадь таких закрытых выставочных павильонов очень разнится и коррелирует с общим количеством экспонентов. Так, выставки с самым большим числом участников имеют самую большую выставочную площадь: «Продэкспо» - 2417 экспонентов и около 50 тыс. м2, «WorldFood Moscow» - 1764 экспонента и около 22 тыс. м2, «Медовый спас (Белгород) - 101 участник и 387 м2, «Выставка-ярмарка фермерской продукции» (Ижевск) - 36 экспонентов и 240 м2.

В целом, выставки пищевой индустрии организуются на территории 25 субъектов РФ, в 26 городах страны. Это субъекты РФ с развитой выставочной инфраструктурой и емким рынком сбыта готовой продукции: Москва, Санкт-Петербург, Свердловская область (именно здесь проходят самые крупные выставки пищевой индустрии). Кроме того, выставки проходят в субъектах РФ с развитым АПК и только в городах, имеющих выставочные центры и развитую инфраструктуру (в том числе и туристическую) - Краснодарский край (Краснодар и Сочи), Волгоградская область (Волгоград), Челябинская область (Челябинск), Воронежская область (Воронеж), Республика Башкортостан (Уфа), Белгородская область (Белгород), Республика Крым (Ялта) и др. Более того, выставки проводятся и в субъектах РФ, где АПК не играет значимую роль, но выставочная инфраструктура и конечные потребители есть. Это выставки: «Сибпродовольствие» (Иркутск), «ЕДАА!» и «Щедрый сезон» (Киров), «Продуктовый мир» (Нижний Новгород), «Продэкспо. Продукты питания. Сельхозпродукты» (Тюмень), «ДальПищеПром» (Хабаровск), «Золотая сотка» (Чита). Все они - небольшие по числу участников (не более 100 экспонентов) и ориентированы только на конечного потребителя (В2С). Выделяются и субъекты РФ, где выставки пищевой индустрии имеют ярко выраженную отраслевую тематику. Такие выставки связаны с рыбной отраслью - «Югорский рыбный фестиваль» (Ханты-Мансийск), «Дары моря» (Мурманск), «Рыбная индустрия» (Южно-Сахалинск).

Выставки садоводства и ландшафтного дизайна представлены 33 ежегодными мероприятиями (24 % от всех выставок АПК) в 14 субъектах России. Совокупно в них участвуют около 2,5 тыс. экспонентов (13 %) и посещают 320 тыс. человек. На этих выставках главные экспонаты:

СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

2022. Т. 32, вып. 3

- товары для ведения дачного и приусадебного хозяйства (садовый инвентарь, малая сельскохозяйственная техника);

- приусадебное растениеводство (саженцы плодовых деревьев и кустарников, семена, рассада, цветы, флористика и дизайн, средства повышения урожайности);

- дачное и загородное строительство (коттеджи, садовые домики, бани, сауны, бассейны, душевые кабины, садовые конструкции, парники, теплицы);

- садовая архитектура и ландшафтный дизайн (проекты по благоустройству и озеленению, ландшафт приусадебных участков и др.).

Крупнейшими выставками садоводства в России являются:

- «ЦветыЭкспо / FlowersExpo» - международная московская выставка цветов, растений, техники и технологий для цветоводства и ландшафтного дизайна. На выставке присутствуют более 400 компаний из России и зарубежных стран, ежегодно посещают выставку не менее 12 тыс. специалистов;

- «Сибирская дача» - крупнейшая выставка данной тематики в Сибири. Мероприятие собирает в Красноярске свыше 170 участников и около 10 тыс. посетителей;

- «Дача. Сад. Ландшафт. Малая механизация» - крупнейшая выставка весеннего сезона в России, представляет продукцию для садоводов, владельцев загородных домов и фермеров. В мероприятии принимают участие около 150 экспонентов, оно проводится на территории ВДНХ в Москве.

Очевидно, выставки данной категории - небольшие. Подавляющее большинство из них (65 %) -вставки-ярмарки, главной целью которых является продажа конечному потребителю своих товаров и услуг (В2С). Проводятся они преимущественно в весенний период, перед началом дачных работ. В то же время, часть из них организуются два раза в год в весенний и осенний сезоны. Около 29 % -выставки В2В+В2С. Они предлагают широкий ассортимент товаров и услуг в области садоводства в городах с емким рынком (Москве, Красноярске, Казани, Нижнем Новгороде и др.). Выставки для специалистов (В2В) - это всего 2 выставки (6 %), характеризующиеся конкретной тематикой в области цветоводства: «Р1о\уег8Ехро» и «Цветы», проводятся в Москве.

Доля ежегодно проводимых выставок в сфере АПК, но субъектах РФ в период с 2019-2021 г.,%

О) более 1 ООО

раница федеральных округов России

О400 - 1 ООО

о 150 - 400

О менее /50

15 10 5 3 1 менее 1

Рис. 2. География выставок агропромышленного комплекса России (составлено автором)

Рассматривая географию деятельности выставок данной категории, необходимо отметить, что в отличие от географии выставок агропромышленной и пищевой индустрии, она очень широка.

Но большинство выставок имеют только местное значение, что затрудняет получение официальной статистики и, как следствие, анализ. В связи с этим в авторской базе этих данных нет. Те выставки, информация о которых представлена, проходят в городах с емким рынком (Санкт-Петербург, Москва, Казань, Красноярск, Пермь, Краснодар и др.), а также в городах, где формируется спрос на товары дачного и приусадебного хозяйства и имеются возможности проведения подобных выставок (Белгород, Иркутск, Калининград, Чита и др.). Важно отметить, что для выставок садоводства уровень развития АПК и наличие крупных агрохолдингов не является важным фактором размещения.

Географические особенности деятельности выставок АПК

Даже беглый анализ локации выставок АПК свидетельствует о наличии значительных территориальных различий и по субъектам РФ, и по федеральным округам (ФО) России (рис. 2, табл.).

Выставки АПК по федеральным округам России

(составлено автором по [22-24])

Федеральные округа Число субъектов РФ Количество выставок/ доля % Количество экспонентов/ доля % В2В В2С В2В +В2 С Международные/ всероссийские выставки

Центральный 10 33/24 9116/47 10 5 18 16/17

Южный 4 25/19 3093/16 3 4 18 11/14

Северо-Западный 3 22/16 1882/10 3 15 4 8/14

Приволжский 9 19/14 1639/8 4 8 7 5/14

Сибирский 6 17/13 1837/9 3 6 8 7/10

Уральский 4 10/7 1160/6 2 4 4 2/8

Дальневосточный 5 7/5 410/2 1 2 4 3/4

СевероКавказский 1 2/1 450/2 0 0 2 0/2

Всего 42 135/100 19587/100 26 44 65 52/83

Однозначным лидером по количеству выставок, числу участников и посетителей является Центральный ФО. Здесь сконцентрирована деятельность 33 выставок (24 % от всех выставок) в области АПК. Они проходят на территории 10 субъектов РФ, совокупно в их функционирование вовлечены более 9 тыс. экспонентов (47 %). При этом выставочные мероприятия проходят в Белгородской области (4 выставки), Воронежской (3), также в Брянской, Владимирской, Калужской, Липецкой, Рязанской, Смоленской и Тамбовской областях (по 1). Но рекордсменом является Москва - 19 выставок. Для Центрального ФО характерна концентрация выставок в столице, именно здесь организовывается наибольшее количество мероприятий с большим числом экспонентов и международным участием. Такое положение обусловлено тем, что Москва обладает емким рынком, удобным транспортным положением, развитой деловой и выставочной инфраструктурой (выставочный комплекс «ВДНХ», ЦВК «Экспоцентр», МВЦ «Крокус Экспо», КВЦ «Сокольники» и др.), наличием крупных международных выставочных операторов (АО «ВДНХ», ООО «ЭкоЦентр «Сокольники», ООО «Международная выставочная компания», ООО «Хайв Экспо Интернешнл», ООО «Мессе Франкфурт РУС» и др.). Все это притягивает большое количество организаций, в том числе из-за рубежа, желающих представить свою продукцию на выставке. С точки зрения отраслевой специализации, в Москве проходят выставки, связанные в основном с пищевой промышленностью (11 выставок). Только 3 выставки специализируются на садоводстве и 2 - на агропромышленной деятельности. В тоже время в других субъектах ФО главными и зачастую единственными выставками являются именно агропромышленные. Это объясняется тем, что агропромышленные мероприятия требуют больших выставочный открытых площадей, с возможностью продемонстрировать свою продукцию в работе, поэтому в Москве подобные выставки проводить затруднительно, в то время как мероприятия пищевой промышленности целесообразны в связи с большим потребительским спросом.

На территории Южного ФО ежегодно проводится 25 выставок АПК (19 %). Они организуются в 4 субъектах РФ: Краснодарском крае - 13 выставок, Волгоградской области - 4, Ростовской обла-

СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

2022. Т. 32, вып. 3

сти - 3, Крыму - 2. Совокупно в них участвуют более 3 тыс. экспонентов (16 %). Значительная часть мероприятий так же, как и в Центральном ФО, сконцентрирована в одном городе - Краснодаре (9 выставок). Лидерские позиции Краснодарского края определяются рядом факторов: развитый АПК (наличие крупных агропромышленных предприятий - потенциальных участников и потребителей), емкий рынок (спрос на продукцию), наличие выставочной и туристической инфраструктуры, которая используется для проведения различных мероприятий (выставочный центр «Экспоград Юг» в Краснодаре, Выставочный центр Гранд Отеля «Жемчужина» в Сочи), выгодное транспортно-географическое положение. Большая часть выставок относится к категории агропромышленных. Многие из них проходят на открытых площадках, где демонтируются сельскохозяйственные товары и техника: «Золотая Нива» близ города Усть-Лабинск Краснодарского края, «День Донского Поля» близ города Зерноград Ростовской области и др.

Отдельно стоит отметить выставки Республики Крым, которые также используют выставочную и туристическую инфраструктуру для проведения мероприятий (выставочный комплекс «Симферополь Экспо», гостиничный комплекс «Ялта-Интурист»). Главными отличительными особенностями этих выставок является, во-первых, отсутствие иностранных экспонентов (из-за санкционной политики), а также демонстрирование сельскохозяйственных и пищевых товаров, предлагающих им-портозамещение на российском рынке.

В Северо-Западном ФО сосредоточена деятельность 22 выставок АПК (16 %) в 3 субъектах РФ (Санкт-Петербург, Калининградская и Мурманская области). В них участвуют более 1,8 тыс. экспонентов (10 %). Данный ФО выделяется высоким уровнем территориальной концентрации выставочной деятельности в исследуемой области, поскольку 85 % выставок локализовано в Санкт-Петербурге. Большинство из них специализируется на представлении продукции пищевой промышленности (емкий рынок, развитая транспортная, деловая, выставочная инфраструктура).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Приволжском ФО функционирует 19 выставок АПК (14 %) в 9 субъектах РФ. Совокупное количество экспонентов превышает 1,5 тыс. (8 %). В отличие от других федеральных округов, Приволжский выделяется территориальной деконцентрацией выставочной деятельности в исследуемой области. Здесь нет ни одного крупного центра, который бы притягивал большое число выставок. Выставки проходят в Республике Татарстан (5), Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Саратовской областях, Пермском крае, Республике Башкортостан (по 2 выставки), Самарской области и Республике Удмуртия (по 1 выставке). Здесь представлены разнообразные по тематике выставки, как агропромышленные (6 выставок), в том числе на открытых площадках («День поля в Татарстане», «Саратов - Агро. День Поля»), так и пищевой промышленности (6 выставок) и в области садоводства (7 выставок). Во всех субъектах Приволжского ФО, где проходят выставки АПК, есть крупные региональные выставочные объединения (ОАО «Казанская ярмарка» в Татарстане, ООО «Вятский Базар плюс» в Кировской области, ЗАО «Нижегородская ярмарка», ООО ВО «Пермская ярмарка», ЗАО «Софит-Экспо» в Саратовской области, ООО «Экспо-Волга» в Самарской области, ООО ВЦ «Удмуртия» в Удмуртии), что свидетельствует о наличии развитой выставочной инфраструктуры.

Сибирский ФО концентрирует деятельность 17 выставок АПК (13 %) в 6 субъектах РФ. Совокупное количество экспонентов превышает 1,8 тыс. (9 %). Наибольшее число выставок проходит в Красноярском крае - 5, Иркутской, Новосибирской областях - по 3 выставки, Алтайском крае, Кемеровской и Омской областях - по 2 выставки. При этом самыми распространенными выставками Сибирского ФО являются выставки агропромышленного хозяйства (7 выставок), которые предназначены для специалистов («Агропромышленный форум Сибири» в Красноярске, «Сибирская аграрная неделя» в Новосибирске, «АгроЭкспоСибирь» в Барнауле, «Агропромышленная неделя» в Иркутске и др.); 6 выставок посвящены садоводству («Сибирская дача» в Красноярске, «Сибдача-весна» в Новокузнецке, «Огород. Сад. Загородный дом» в Иркутске); в пищевой индустрии 4 выставки («Пищевая индустрия. Современное хлебопечение» и «Краевая ярмарка свежих продуктов» в Красноярске, «Сибпродоволь-ствие» в Иркутске и «Сибирские разносолы» в Новосибирске). Почти во всех субъектах РФ рассматриваемого округа работают региональные организаторы выставок (АО «Красноярская ярмарка», ОАО «СибЭкспоЦентр», ООО «Кузбасская ярмарка»), есть выставочная инфраструктура (МВДЦ «Сибирь» в Красноярске, МВК «Новосибирск Экспоцентр», ВК «Сибэкспоцентр» в Иркутске).

Исключение составляет Алтайский край, где отсутствует специализированная выставочная инфраструктура, но при этом есть крупные выставки АПК. Например, ведущий зерновой форум Сибири «Зимняя зерновая конференция», организованная Союзом зернопереработчиков Алтая. Она проходит

на территории санатория «Сибирь» в г. Белокуриха или «АгроЭкспоСибирь», проходящая в Барнауле на базе спортивного комплекса «ТЕМП». Она организована международным организатором специализированных выставочных мероприятий агропромышленной направленности ООО «ДЛГ РУС», являющимся дочерней компанией DLG International GmbH. Перечисленные субъекты Сибирского ФО играют важную роль в АПК Сибири, имеют емкий рынок и интенсивно развиваются в агропромышленной сфере.

Уральский ФО концентрирует деятельность 10 выставок АПК (7 %) в 4 субъектах округа. Совокупное количество экспонентов превышает 1 тыс. (6 %). Наиболее высокий уровень территориальной концентрации характерен для Екатеринбурга и Челябинска, в каждом из которых локализуется по 4 выставки АПК. При этом в них представлены выставки и в области агропромышленного хозяйства («Агрофорум» в Екатеринбурге, «АГРО» в Челябинске), и в области пищевой промышленности («IntekpromMilk», «InterfoodUral», «Осенний блюз» в Екатеринбурге и «Сделано по ГОСТу», «Уральское застолье. Фестиваль молодого мёда», «Урожай. АгроПродЭкспо» в Челябинске). Это крупные экономические центры с емким рынком, развитой инфраструктурой, в том числе и выставочной. Здесь работают несколько региональных и межрегиональных организаторов выставок в области АПК (ООО ВО «Уральские выставки», ООО «Межрегиональная выставочная компания Урал», ООО «Ин-текпром», ООО «Первое выставочное объединение» и др.). Из других выставочных центров стоит отметить Тюмень («Продэкспо. Продукты питания. Сельхозпродукты») и Ханты-Мансийск («Югорский рыбный фестиваль»), где организация выставочных мероприятий осуществляется местными компаниями АО «Тюменская ярмарка» и АО окружной ВЦ «Югорские контракты» соответственно.

На территории Дальневосточного ФО проходит 7 ежегодных выставок (5 %) в 5 субъектах РФ. В них принимают участие около 400 экспонентов (2 %). В Приморском крае это 2 продовольственные выставки («Дальагро. Продовольствие» во Владивостоке, «АгроЭкспоВосток» в Артеме); в Забайкальском крае - это выставки пищевой индустрии («Золотая сотка») и садоводства («Всё для сада и огорода») в Чите; выставки в Хабаровском крае («ДальПищеПром»), в Камчатском крае («Дары камчатской осени»), в Сахалинской области («Рыбная индустрия»), имеющие преимущественно региональное значение. Во всех субъектах РФ работают региональные организаторы выставок, обеспечивающие проведение мероприятий различного уровня (ООО Выставочный центр «Забайкальский», АНО «Камчатский выставочно-инвестиционный центр», ООО «Хабаровская международная ярмарка»). В Приморском крае работают и международные организаторы.

Аутсайдером выставочной деятельности в АПК России является Северо-Кавказский ФО, где проводится 2 выставки АПК (1 %) с количеством участников около 450 (2 %). Обе выставки имеют агропромышленное направление и проходят в Ставрополе (крупнейшая сельскохозяйственная выставка Северного Кавказа «Кавказ Агро», проводимая в выставочном центре «Ставрополье» и «Агроуниверсал», прошедшая в торговом комплексе «Бруснёвский»). Ставропольский край обладает развитым АПК, имеет развитую туристическую инфраструктуру, а также своих местных организаторов выставок (ООО фирма «АВА», ООО «Территория Профессионала»).

Заключение

Проведенное исследование позволило автору сделать следующие выводы.

Во-первых, для выявления географических особенностей функционирования отраслевых выставок (в том числе и выставок АПК) необходима сопоставимая информация по каждой выставке. В силу того, что в открытом доступе в систематизированном виде она отсутствует, необходимо формировать собственную базу данных, что и было сделано автором. Авторская база данных позволила выявить и провести анализ деятельности 135 ежегодных выставок АПК.

Во-вторых, статистическая графическая и картографическая обработка базы данных позволила выявить отраслевую структуру деятельности выставок АПК, предполагающую выделение трех категорий: выставки агропромышленного хозяйства (33 % всех выставок), выставки пищевой промышленности (42 %) и выставки в области садоводства и ландшафтного дизайна (25 %). Выставки каждой из названных категорий отличаются не только специализацией, но и типом посетителей, особенностями выставочной площадки и географией проведения.

В-третьих, выявление географических особенностей организации выставочной деятельности в АПК показало, что выставки локализуются в 48 городах на территории 42 субъектов РФ, расположены во всех федеральных округах страны. При этом лидерство принадлежит Центральному ФО

СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

2022. Т. 32, вып. 3

(24% от совокупного числа рассматриваемых выставок, 47% от совокупного количества участников рассматриваемых выставок), Южному ФО и Северо-Западному ФО (19 % и 16 % соответственно). Аутсайдерами выставочной деятельности в АПК России являются Дальневосточный и СевероКавказский ФО (5 % и 1 % соответственно).

В-четвертых, экономико-географический анализ выставочной деятельности в АПК России привел к выявлению факторов, влияющих на локацию выставок АПК России. Для выставок агропромышленного хозяйства, демонстрирующих сельскохозяйственную технику, инновации в области растениеводства и животноводства, важным фактором является наличие в субъектах РФ крупных агропредприятий, являющихся главными участниками с одной стороны и возможными посетителями - с другой. В силу того, что сельское хозяйство является главным потребителем сельскохозяйственной техники, размещаются данные выставки в субъектах с развитым АПК (Краснодарский край, Воронежская и Ростовская области, Республика Татарстан и др.). Более того, подобные выставки требуют значительных территорий для размещения своих крупногабаритных экспозиций и требуют возможности продемонстрировать технику в работе, поэтому выставочные площадки зачастую размещаются на открытых участках на базе сельскохозяйственных предприятий и научных центров аграрной направленности. При этом подобные участки размещаются рядом с крупными трассами/аэропортами для удобного приема всех участников выставки.

Для выставок пищевой индустрии, нацеленных в большей степени на конечных потребителей, главным фактором размещения служит емкость рынка, удобное транспортное положение, наличие развитой выставочной инфраструктуры (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар и др.), в том числе и туристической, которая эффективно используется для выставочных мероприятий (Сочи, Ялта и др.).

Выставки садоводства, направленные на рядовых покупателей, также ориентируются на емкий рынок и на спрос среди населения на садоводческую продукцию.

Важным фактором для проведения выставки служит и наличие в субъекте РФ региональных организаторов выставок, способствующих проведению мероприятий на своей территории не только в сфере АПК.

Таким образом, все выделенные факторы, влияющие на локацию выставок в АПК России, можно разделить на общие, влияющие на географию выставочной деятельности любой специализации (наличие хорошо развитой деловой, выставочной, туристской инфраструктуры, наличие емкого рынка, хорошей транспортной доступности) и специальные, влияющие на географию выставочной деятельности в сфере АПК (аграрная специализация территории, наличие больших открытых площадок).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Проект Стратегии развития конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации (с изменениями от 19.11.2021) / Российский союз выставок и ярмарок. URL: https://ruef.ru/ob-otrasli/strategiya-razvitiya-otrasli.html (дата обращения: 10.04.2022).

2. Иовлев Г.А. Модернизация аграрного производства в условиях зарубежных экономических санкций // Агро-продовольственная политика России. 2015. № 5(41). С. 16-19.

3. Герашенкова Т.М. Развитие системы инновационной деятельности агропромышленного комплекса. Брянск: Издательство Брянской ГСХА, 2011. 135 с.

4. Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник / Отв. ред. А.П. Горкин. Смоленск: Ойкумена, 2013. 328 с.

5. Важенин С.Г. Индустрия выставочного бизнеса. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2004. 68 с.

6. Гусев Э.Б. Основы выставочной деятельности. Учеб. пособие. М-во образования Рос. Федерации. Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. М: Изд-во Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова, 2003. 191 с.

7. Александрова Н.В. Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации. М: ПРОЭКСПО, 2006. 382 с.

8. Комарова Л.К. Основы выставочной деятельности. М.: Издательство Юрайт, 2019. 194 с.

9. Петелин В.Г. Основы менеджмента выставочной деятельности. М.: Юнити-Дана, 2012. 448 с.

10. Рубинштейн Е.Д., Блинова О.Н. Выставочная деятельность за рубежом: анализ и перспективы развития // Теория и практика общественного развития. 2015. № 5. С. 45-48.

11. Садовничая А.В. Выставочно-ярмарочная деятельность как эффективная организационная форма реализации стратегических интересов государства // Управленческое консультирование. 2017. № 7(103). С. 96-109.

12. Садовничая А.В. Стратегирование выставочно-ярмарочной деятельности. С.-Петербург: Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2019. 94 с.

13. Сулейманова К.А. Российский выставочный рынок. Тенденции и перспективы // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 12(48). С. 87.

14. Корепанова С.А. Промышленные выставки России XIX века. Екатеринбург: КВАДРАТ, 2007. 319 с.

15. Искандарова А.Ш., Алексушин Г.В. Ретроспектива торгово-выставочной деятельности России в XIX-XX вв. // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2020. Т. 17. № 2. С. 250-255.

16. Никитин Ю.А. Промышленные выставки России XIX - начала XX века. Череповец: Полиграфист, 2004. 269 с.

17. Потоцкая Т.И. Международные ювелирные выставки. Смоленск: Издательство «Маджента», 2005. 160 с.

18. Потоцкая Т.И. Ювелирное выставочное движение России // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 1. С. 47-52.

19. Потоцкая Т.И., Попова Е.В. Туристские выставки России: региональные особенности развития // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 47. С. 44-50.

20. Березенко Н.В., Слинько О.В., Кондратьев И.Н. Конгрессно-выставочные мероприятия как механизм продвижения инновационных разработок в АПК // Научный альманах. 2016. № 2-2(16). С. 456-460.

21. Слинько О.В., Березенко Н.В., Кондратьева О.В., Федоров А.Д. Опыт организации и проведения региональных выставок в АПК. М: Российский НИИ информации и технико-экономических исследований по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, 2008. 80 с.

22. Статистический обзор выставочной и конгрессной деятельности членов РСВЯ в 2019 году / Российский союз выставок и ярмарок. URL: https://ruef.ru (дата обращения: 10.04.2022).

23. Expomap - каталог выставок и конференций. URL: https://expomap.ru/ (дата обращения: 10.04.2022).

24. Exponet.ru - профессиональный интернет-портал выставочной индустрии. URL: https://www.exponet.ru (дата обращения: 10.04.2022).

Поступила в редакцию 10.07.2022

Сидоров Игорь Васильевич, аспирант кафедры географии Смоленский государственный университет 24000, Россия, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4 E-mail: igor.sid@inbox.ru

I. V. Sidorov

GEOGRAPHY OF CONGRESS AND EXHIBITION ACTIVITIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA

DOI: 10.35634/2412-9518-2022-32-3-390-401

The study is devoted to identifying the general and geographical features of the formation and functioning of exhibitions in the agro-industrial complex of Russia. The main scientific methods used in the work are: statistical, scientific description, content analysis, figurative-sign modeling, comparative-geographical. They made it possible not only to compile a database of the studied exhibitions, but also, on the basis of its statistical, graphical and cartographic processing, to determine their sectoral structure of activity (in the areas of agriculture, food industry, horticulture and landscape design) and the geographical features of functioning at the level of subjects and federal districts of the Russian Federation. Within each of the identified three categories of exhibitions, the largest exhibitions, the degree of exhibition activity, the level of its territorial concentration, and location factors were identified. The leadership of the Central, Southern, North-Western federal districts in the exhibition activities in the agro-industrial complex of Russia and the outsider status of the Far Eastern and North Caucasian federal districts are noted. In conclusion, the factors influencing the location of exhibitions in the field of the agro-industrial complex of Russia were identified, divided into general (the presence of a well-developed business, exhibition and tourist infrastructure, the presence of a capacious market, good transport accessibility) and special (agrarian specialization of the territory, the presence of large open areas).

Keywords: congress and exhibition activities, sectoral exhibitions, agro-industrial complex, placement factors, Russia.

REFERENCES

1. Proekt Strategii razvitiya kongressno-vystavochnoy otrasli v Rossiyskoy Federatsii (s izmeneniyami ot 19.11.2021), Sayt Rossiyskogo soyuza vystavok iyarmarok [Project of the Strategy for the Development of the Convention and Exhibition industry in the Russian Federation (as amended on 19.11.2021) / Website of the Russian Union of Exhibitions and Fairs], Available at: https://ruef.ru/ob-otrasli/strategiya-razvitiya-otrasli.html (accessed 10.04.2022) (in Russ.).

2. Iovlev G.A. Modernizatsiya agrarnogo proizvodstva v usloviyakh zarubezhnykh ekonomicheskikh sanktsiy [Modernization of agricultural production in the conditions of foreign economic sanctions], in Agroprodovol'stvennaya poli-tika Rossii, 2015, no. 5(41), pp. 16-19 (in Russ.).

СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

2022. Т. 32, вып. 3

3. Gerashenkova T.M. Razvitie sistemy innovatsionnoy deyatel'nosti agropromyshlennogo kompleksa [Development of the system of innovative activity of the agro-industrial complex], Bryansk: Bryansk. GSHA, 2011, 135 p. (in Russ.).

4. Sotsial'no-ekonomicheskaya geografiya: ponyatiya i terminy. Slovar'-spravochnik [Socio-economic geography: concepts and terms. Dictionary-reference], Gorkin A.P. (ed), Smolensk: Oykumena Publ., 2013, 328 p. (in Russ.).

5. Vazhenin S.G. Industriya vystavochnogo biznesa [Exhibition business industry], Ekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN, 2004, 68 p. (in Russ.).

6. Gusev E.B. Osnovy vystavochnoy deyatel'nosti. Uchebnoe posobie [Fundamentals of exhibition activity], Moscow: Mosk. Izd-vo Ros. ekon. akad. im. G.V. Plekhanova, 2003, 191 p. (in Russ.).

7. Aleksandrova N.V. Vystavochnyy menedzhment: strategii upravleniya i marketingovye kommunikatsii [Exhibition management: management strategies and marketing communications], Moscow: PROEKSPO Publ., 2006, 382 p. (in Russ.).

8. Komarova L.K. Osnovy vystavochnoy deyatel'nosti [Basics of exhibition activity], Moscow: Izdatel'stvo Yurayt Publ, 2019, 194 p. (in Russ.).

9. Petelin V.G. Osnovy menedzhmenta vystavochnoy deyatel'nosti [Basics of exhibition activity management], Moscow: Yuniti-Dana Publ., 2012, 448 p. (in Russ.).

10. Rubinstein E.D., Blinova O.N. [Exhibition activity abroad: analysis and development prospects], in Teoriya iprakti-ka obshchestvennogo razvitiya, 2015, no. 5, pp. 45-48 (in Russ.).

11. Sadovnichaya A.V. [Exhibition and trade fair activity as an effective organizational method to fulfill state strategic interests], in Upravlencheskoe konsul'tirovanie, 2017, no. 7(103), pp. 96-109 (in Russ.).

12. Sadovnichaya A.V. Strategirovanie vystavochno-yarmarochnoy deyatel'nosti [Strategizing exhibition and fair activities], St. Petersburg: Severo-Zapadnyy institut upravleniya Rossiyskoy akademii narodnogo khozyaystva i gosu-darstvennoy sluzhby pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii, 2019, 94 p. (in Russ.).

13. Suleymanova K.A. [Russian exhibition market. Trends and prospects], in Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal, 2012, no. 12(48), pp. 87 (in Russ.).

14. Korepanova S.A. Promyshlennye vystavki Rossii XIX veka [Industrial exhibitions of Russia of the XIX century], Ekaterinburg: KVADRAT Publ., 2007, 319 p. (in Russ.).

15. Iskandarova A.S., Alekcychin G.V. [Retrospective of trade and exhibition activities of Russia in the XIX-XX centuries], in Industriya turizma: vozmozhnosti, prioritety, problemy iperspektivy, 2020, vol. 17, no. 2, pp. 250-255 (in Russ.).

16. Nikitin Yu.A. Promyshlennye vystavki Rossii XIX - nachala XX veka [Industrial exhibitions of Russia of the XIX -early XX century], Cherepovec: Poligrafist Publ., 2004, 269 p. (in Russ.).

17. Pototskaya T.I. Mezhdunarodnye yuvelirnye vystavki [International jewelry exhibitions], Smolensk: Madzhenta Publ., 2005, 160 p. (in Russ.).

18. Pototskaya T.I. [Jewellery exhibition of Russia], in Marketing v Rossii i za rubezhom [Journal of Marketing in Russia and Abroad], 2010, no. 1, pp. 47-52 (in Russ.).

19. Pototskaya T.I., Popova E.V. Turistskie vystavki Rossii: regional'nye osobennosti razvitiya [Tourist Exhibitions of Russia: regional features of development], in Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika, 2010, no. 47, pp. 44-50 (in Russ.).

20. Berezenko N.V., Slinko O.V., Kondratyev I.N. [Congress and exhibition actions as the mechanism of advance of innovative development in agrarian and industrial complex], in Nauchnyy al'manakh [Science almanac], 2016, no. 2-2(16), pp. 456-460 (in Russ.).

21. Slin'ko O.V., Berezenko N.V., Kondrat'eva O.V., Fedorov A.D. Opyt organizatsii i provedeniya regional'nykh vystavok v APK [Experience in organizing and holding regional exhibitions in the agro-industrial complex], Moscow: Rossiyskiy nauchno-issledovatel'skiy institut informatsii i tekhniko-ekonomicheskikh issledovaniy po inzhe-nerno-tekhnicheskomu obespecheniyu agropromyshlennogo kompleksa, 2008, 80 p. (in Russ.).

22. Statisticheskiy obzor vystavochnoy i kongressnoy deyatel'nosti chlenov RSVYa v 2019 godu, Sayt Rossiyskogo so-yuza vystavok i yarmarok [Russian Union of Exhibitions and Fairs. Statistical review of the exhibition and congress activities of the members of the RUEF in 2019 / Website of the Russian Union of Exhibitions and Fairs], Available at: https://ruef.ru (accessed 10.04.2022) (in Russ.).

23. Expomap - katalog vystavok i konferencij [Expomap - catalog of exhibitions and conferences], Available at: https://expomap.ru (accessed 10.04.2022) (in Russ.).

24. Exponet.ru -professional'nyj internet-portal vystavochnoj industrii [Exponet.ru - professional Internet portal of the exhibition industry], Available at: https://www.exponet.ru (accessed 10.04.2022) (in Russ.).

Received 10.07.2022

Sidorov I.V., Graduate student of Department of Geography

Smolensk State University

Przhevalsky st., 4, Smolensk, Russia, 214000

E-mail: igor.sid@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.