Научная статья на тему 'География и географическое образование'

География и географическое образование Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1383
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ГЕОГРАФИЯ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алиев Шарафудин Магомедович

В статье рассматриваются роль и значение географической науки и географического образования в развитии государства, общества и личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «География и географическое образование»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

УДК 378; 91:372.8

ГЕОГРАФИЯ И ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

© 2010 Алиев Ш.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматриваются роль и значение географической науки и географического образования в развитии государства, общества и личности.

The author of the article discusses the role and the importance of geographical science and geography education in the development of the state, the society and personality.

Ключевые слова: власть, география, географическое общество, наука, образование.

Keywords: power, Geography, Geographical Society, science, education.

Русское географическое общество - старейшая научно-общественная организация, которая была основана в 1845 году высочайшим повелением императора Николая I. Впоследствии оно всегда играло важную роль в решении важнейших задач, встававших перед российским государством. Долгое время (с 1845 по 1917 гг.) Русское географическое общество носило звание Императорского. Сейчас оно снова переживает подъем своего

значения и престижа как чрезвычайно важная для государства Российского общественная структура. В 2009 году новым президентом Русского географического общества (РГО) был избран Сергей Шойгу, а председателем попечительского совета стал премьер-министр Российской Федерации В. В. Путин.

География раскрывала свой потенциал и способствовала решению сложнейших проблем, возникающих перед страной в очень сложные для нее годы. Так было в периоды освоения Сибири и Дальнего Востока, индустриализации, во время Великой Отечественной войны. Ее вклад ощутим практически во всех сферах жизни нашего государства.

Сейчас, накануне 65-летия Победы, мы должны прямо сказать, что географы своими исследованиями внесли огромный вклад в победу над врагом. За годы войны было составлено и издано до 1 млрд оттисков-карт. В эти годы по инициативе географов были созданы военно-геологические отряды. Гидрологи обеспечивали военных сведениями о реках, водоемах и озерах, сроках их замерзания и вскрытия. Эти и многие другие данные использовались для выбора и осуществления важнейших военных операций. Неоценимыми были сведения метеорологов. В войсках потребность в знаниях географического характера была очень высока. Штабам всех уровней необходимо было всесторонне изучать территории, на которых предстояло действовать.

Вице-президент Академии наук СССР, председатель комиссии по геологогеографическому обслуживанию Красной Армии академик А. Е. Ферсман подчеркивал, что война заставила коренным образом изменить те оценки, которые имели разные науки. В числе первых он назвал географию, которая раньше считалась, прежде всего, описательной наукой. Во второй мировой войне она вышла на передовые позиции среди тех наук, которые подготавливали стратегические, тактические и оперативные решения практически на полях сражений. Далее он отмечает, что «.. .география - совсем не наука об отдельных фактах окружающего нас мира. География - наука о связях, о глубочайших соотношениях, которые существуют в природе между отдельными явлениями и трудящимся в ней человеком» [2].

В период кардинальных социально-экономических перемен, произошедших после распада СССР, роль географии несправедливо и неоправданно была занижена. Потенциал географической науки оказался не востребован, а географическое образование - весьма жестко ущемлено. К примеру, важнейшие аспекты экономической и социальной географии, которые гуманитарная география вырабатывала веками, сейчас преподаются в вузах как чисто экономические специальности. То же самое можно сказать о политической географии, в последние годы «прихватизированной» политологами. Между тем значение географии, географических исследований и географического образования во всем мире постоянно растет. География напрямую связана с предоставлением компетентных и адекватных ответов на современные вызовы техногенного, социально-экономи-ческого, политического и экологического характера, которые звучат все громче и громче.

В. В. Путин, выступая на съезде Русского географического общества, подчеркнул: «Работу Русского географического общества не смогли прервать ни политические перемены, ни другие напряжения XX века. Это еще одно свидетельство важности и непреходящего значения тех вопросов, которыми занимается отечественная географическая наука» [1].

География - одна из фундаментальных наук, на которой зиждется познание окружающего мира. Г лавный объект географических исследований - окружающая среда во всем ее многообразии и сложности изменений в результате усиливающегося, многократно усложняющегося антропогенного воздействия.

Тем не менее многие до сих пор отождествляют географию лишь с открытиями и описанием невиданных ранее земель. Но география уже давно углубилась в изучение сложнейших проблем взаимодействия природы и общества. Именно на этом пути данная наука обретает новые перспективы. Современная география представляет собой систему знаний, состоящую из трех блоков наук - о природе, обществе и экономике. У географов всегда была в почете техника, которая в настоящее время обеспечивает дистанционное зондирование Земли и совершенствование картографии.

Основной причиной «ренессанса» географической мысли является признание на глобальном уровне нарушенности равновесия между природной средой и обществом. Концепция устойчивого развития предлагает такие аспекты, как рациональное использование природных ресурсов, эффективная экономика и справедливое общество. Для сбалансированного развития этой триады, обеспечивающей жизнь человека на разных территориальных уровнях, необходимы планирование и определенные ограничения количественного роста экологически ущербных производств.

Сбалансированное развитие на локальном уровне (села, города, района) во многом зависит от степени вовлечения местного населения в реализацию государственных и международных программ развития. Важным фактором сбалансированности выступает культура, в том числе, этническая культура землепользования. Основной девиз устойчивого развития - «мыслить глобально, а действовать локально» - должен находить непосредственную реализацию через школьное и вузовское географическое образование.

Роль географии в сохранении биологического, этнокультурного и хозяйственного разнообразия неоценима, и это ставит самые серьезные задачи в деле географического образования.

Девиз Международного географического конгресса - «Жить в разнообразии» - особенно актуален для Дагестана. Это один из главных лозунгов будущего человечества. Он предполагает гармоничные взаимоотношения между различными этническими группами и их культурными традициями, индустриальными и менее развитыми странами, городом и сельской местностью, человеком и природой.

В последнее десятилетие резко выросла роль политической географии и геополитики. Дагестан оказался в новых геополитических условиях. Возросла роль географического изучения государственных границ, приграничных районов, национальных диаспор. Изучение идентичности наций, народов становится стержневой задачей географов, занимающихся вопросами международных отношений, развития урбанизации, сельских территорий, миграционной и туристической активности населения.

Серьезное внимание географии приковано сейчас к вопросам информатизации. Возникло новое направление географической науки - геоинформатика. Разрабатываются самые разные геоинформационные системы, активно использующиеся при решении проблем социально-экономического развития различных территорий и акваторий. Особенно велико значение геоинформационных систем в территориальном планировании, в районных планировках и мониторинге состояния окружающей среды. Такие системы успешно используют при изучении ландшафтов, в тематическом планировании, картографировании, экологическом моделировании, а также в учебной географии. Растет число электронных баз данных, составляются электронные атласы и карты.

Одним из приоритетных направлений деятельности РГО и его Дагестанского отделения является воспитание молодежи, привитие ей географической культуры, направленной на сохранение природного и культурного наследия нашей страны и нашей республики.

Оценивая потенциал географического сообщества, премьер-министр В. В. Путин отметил: «Создание вокруг РГО мощного информационно-образо-вательного поля позволит вовлечь в орбиту его деятельности максимальное число граждан, поможет развитию и популяризации географической науки, научного и экологического сознания нации». Далее Председатель правительства РФ сказал: «У Русского географического общества есть все возможности стать площадкой для диалога между обществом и государством, содействовать объединению специалистов самого разного профиля и просто людей, которые любят нашу страну».

В своей программной речи на съезде Президент РГО, глава МЧС РФ Сергей Шойгу основными направлениями деятельности Русского географического общества обозначил следующие: распространение географических сведений о России, а именно: создание научно-популярных фильмов, телевизионных проектов, книг и учебных пособий; научные исследования, создание молодежных отделений РГО и др. «Мы должны стать организацией, которая объединяет политиков, предпринимателей и всех, кто связан с изучением защиты окружающей среды, экономическим и социальным развитием территории», - сказал С. К. Шойгу [3].

В январе 2010 года в конференц-зале Дагестанского государственного педагогического университета прошла Республиканская научно-практическая конференция, организованная Дагестанским отделением Русского географического общества и посвященная 50-летию Географического общества Дагестана, где с программными докладами выступили: Эльдаров Э. М. - председатель Дагестанского отделения РГО, Гасанов Ш. Ш. - профессор ДГУ, Алиев Ш. М. - декан географического факультета ДГПУ, Атаев З. В. - проректор по научной и инновационной деятельности ДГПУ, Черкашин В. И. - директор института геологии Дагестанского научного центра РАН, Мудуев Ш. С. - начальник управления Министерства экономики РД, Букреев С. А. - председатель Московского областного союза охраны птиц России и др.

Участники конференции с большой надеждой и оптимизмом восприняли произошедшие изменения в руководстве РГО. Теперь они многое связывают с конкретными решениями внеочередного съезда этого общества, который, прямо скажем, проводился по личной инициативе В. В. Путина. На конференции была подчеркнута необходимость объединения усилий географов Дагестана, значительного усиления в республике роли географической науки и образования.

Дагестанская географическая общественность надеется на то, что, как и все Русское географическое общество, она найдет поддержку со стороны правительства Дагестана. К ее судьбе должны быть причастны ведущие предприниматели, ученые, журналисты, общественные деятели республики. Судьба дагестанской географии - это по сути судьба самого Дагестана с его разнообразными и чрезвычайно сложными проблемами взаимодействия общества и природы, ждущими своего компетентного изучения и решения. Только при такой поддержке дагестанская география сможет обрести второе дыхание и открыть новую страницу своей истории.

Остается открытым вопрос о создании Попечительского совета Дагестанского отделения географического общества. Полагаю, найдутся патриотически настроенные граждане, бизнесмены, наши знаменитые земляки и представители дагестанских диаспор, которые выразят желание поддержать Дагестанское отделение РГО. Главная идея Дагестанского отделения не отличается от главной идеи РГО - это привлечение лучших умов республики к изучению родной земли и людей, на ней обитающих. И эта главная идея географии никогда не потеряет своей актуальности.

Место географии в системе знаний в современной России отличается от такового в других странах мира. За рубежом большое внимание уделяется развитию общественной

географии. В России география все еще остается более «природной». К сожалению, наличие этих двух крыльев, являющихся, пожалуй, главной силой географической науки, когда речь идет об образовании, оборачивается против нее. И все начинается с образовательных стандартов, где предпринимаются попытки «поглощения» географических дисциплин интегрированными курсами «Естествознание» и «Обществознание». Это, конечно, недопустимо. До минимума сокращены часы, отводимые на географию в школе. К географии относятся как к предмету второстепенному. Не случайно В. В. Путин отметил: «Во всех школах были раньше географические кружки, ничего этого теперь нет. Мы должны думать, как в новых условиях возродить эту работу».

Географическое образование - краеугольный камень социального становления личности и воспитания гражданской идентичности. Географическая компетентность - это залог развития поколения - граждан России. Реализация планов экономического и социального развития нашей страны в значительной мере зависит от того, насколько школьник владеет знаниями о территории.

Помимо сферы образования, как уже отмечалось выше, географические знания важны для решения задач международной политики, государственного и муниципального управления, охраны окружающей среды, развития туризма, комплексного территориального планирования, землеустройства, территориальной организации населения и хозяйства. Не менее важны географические знания в повседневной жизни и для повышения общего уровня культуры человека.

Возможности географического образования в разъяснении нового позиционирования России и Дагестана в современном мире очень велики. Географический факультет, как и весь Дагестанский государственный педагогический университет, одним из первых в России перешел на инновационный путь развития, выражающийся в переходе на двухуровневое образование - бакалавриат и магистратуру. Происходит не простая механическая перекомпоновка дисциплин, разделение их по уровням, а концептуальное переосмысление всей системы высшего образования, влекущее за собой пересмотр уже устоявшихся взглядов не только на учебные планы, но и на существенные аспекты развития географии. И здесь неизбежны как обращение к российским географическим традициям, так и сопоставление с направлениями развития географической науки и географического образования за рубежом.

Географический факультет Дагестанского государственного педагогического университета - единственное в республике учебное заведение, выпускающее учителей географии и магистров географического образования. Переход факультета на двухуровневое образование привел к единству географической науки и географического образования. На факультете создан Географический атлас Дагестана, изданы фундаментальные исследования по физической и экономической географии республики. Ученые-географы на базе своих исследований создали учебно-методические комплексы для вузов и школ. Изданное в 2002 году учебное пособие «География Дагестана» для 9 класса заняло 3 место в конкурсе региональных учебников России и стран СНГ, изданных за 1995-2004 годы. На факультете совместно с Географическим обществом республики накоплен большой научный потенциал, ведутся постоянные исследования по целому спектру актуальных направлений географического знания.

В действующей ныне российской модели бакалавриата география интегрируется только с биологией и химией. Это лишь модель интеграции, рассчитанная на усиление естественнонаучной ветви географии. Возможны и другие модели интеграции с обществоведческими дисциплинами, такими как экономика, история, политология, иностранные языки и др. Подобные модели успешно апробированы в вузовской подготовке за рубежом. О связи истории с географией еще в начале XX века сказано выдающимся французским географом Элизе Реклю: «География есть не что иное, как история в пространстве, точно так же, как история есть география во времени».

Географический факультет ДГПУ и Географическое общество Дагестана в рамках Года учителя, объявленного Президентом Российской Федерации, в мае проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию на тему «Географическое образование и развитие региона». На конференции будут обсуждаться следующие проблемы: школьное географическое образование в системе образования на современном этапе; инновации в географическом образовании; географическое образование и устойчивое развитие территории; географические знания - важнейший компонент общечеловеческой культуры; географическое образова-ние и региональное социально-эконо-мическое развитие; географическое образование и охрана окружающей среды; роль географии в патриотическом воспитании молодежи; вопросы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по географии.

Тезисы докладов конференции будут опубликованы в трудах Дагестанского отделения Русского географического общества. Резолюция конференции будет доведена до очередного съезда РГО, который состоится в сентябре 2010 года. Решения конференции будут направлены также в Комитет по образованию Народного собрания Государственной Думы Российской Федерации и Народного собрания Республики Дагестан, в органы управления образованием республиканского и муниципального уровней, в издательства географической литературы, средства массовой информации, в том числе журналы «География в школе» и «География и экология в школе XXI века», в газету «География». На конференцию будут приглашены учителя географии, ученые-географы, экологи, представители органов управления, другие заинтересованные лица из республики и сопредельных регионов, а также все те, кто интересуется географией и географическим образованием, природой и ее охраной.

Примечания

1. Путин В. В. Выступление на съезде Русского географического общества 18 ноября 2009 г. иКЬ: http://premier.gov.ru/events/news/8292/ 2. Ферсман А. Е. География и война // Наука и жизнь. 1942. № 11-12. 3. Шойгу С. К. Выступление на съезде Русского географического общества 18 ноября 2009 г. иКЬ: http://tvtorrent.ru/forum/all_1/topic_997/

Статья поступила в редакцию 11.03.2010 г.

Естественные и точные науки •••

Естественные и точные науки •••

Естественные и точные науки •••

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.