Научная статья на тему 'Географическое описание Тоболо-Ишимской линии'

Географическое описание Тоболо-Ишимской линии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4071
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сибирские укрепленные линии / тоболо-ишимская оборонительная линия / тобол / ишим / иртыш

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Муратова С. Р.

В статье на основе анализа исторических документов и литературы воссоздается географический контур и дается описание Тоболо-Ишимской оборонительной линии, построенной в 1752-1755 гг. с целью охраны степного пространства меяоду реками Тобол, Ишим и Иртыш.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the geographical contour is reconstructed on the basis of the historical documents and literature analysis. The article describes the Tobol-Ishim defensive line, which was one of the parts of Siberian strengthened lines built in 1752-1755 for guarding of the steppe between the rivers Tobol, Ishim and Irtysh.

Текст научной работы на тему «Географическое описание Тоболо-Ишимской линии»

С. Р. Муратова

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ТОБОЛО-ИШИМСКОЙ ЛИНИИ

Работа представлена кафедрой историографии и источниковедения Башкирского государственного университета.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Р. Г. Буканова

В статье на основе анализа исторических документов и литературы воссоздается географический контур и дается описание Тоболо-Ишимской оборонительной линии, построенной в 17521755 гг. с целью охраны степного пространства ме^ду реками Тобол, Ишим и Иртыш.

In the article the geographical contour is reconstructed on the basis of the historical documents and literature analysis. The article describes the Tobol-Ishim defensive line, which was one of the parts of Siberian strengthened lines built in 1752-1755 for guarding of the steppe between the rivers Tobol, Ishim and Irtysh.

Тоболо-Ишимская оборонительная линия являлась важным звеном в цепи русских укрепленных линий в Сибири, известных под общим названием - Сибирские укрепленные линии. В исторической литературе ее принято называть Новой линией. Она была построена в 1752-1755 гг. взамен прежней Ишимской линии, которая в силу своей изогнутости и удлиненности требовала для ее содержания больших затрат средств и сил.

Обращение к проблеме реконструкции географического очертания Тоболо-Ишим-ской линии сегодня диктуется стремлением воссоздания границ Российской империи конца XVIII в. Кроме того, исследование истории Тоболо-Ишимской линии, как и в целом Сибирских линий, позволяет внести ясность в историю заселения и освое-

ния юга Западной Сибири, возникновения населенных пунктов, формирования социокультурного облика данной территории.

Следует отметить, что тема Тоболо-Ишимской линии изучена недостаточно, хотя в исследование темы в конце XIX - начале XX в. большой вклад внесли офицеры и чиновники Сибирского казачьего войска1. В середине и во второй половине XX в. данной проблемой занимались Н. В. Горбань, А. Ф. Палашенков, Д. Н. Фиалков и А. Д. Колесников2.

Привлечение новых архивных источников позволяют восполнить имеющиеся пробелы в истории Тоболо-Ишимской линии. Следует отметить, что первые описания Тоболо-Ишимской линии, как и других участков Сибирских линий, появились в результате их обследования по заданию

8 6

правительства лишь в конце XVIII в.: к этому времени окончательно сформировались географические контуры укрепленной линии. Основным документом, по которому можно дать последовательное описание Тоболо-Ишимской линии, является результат осмотра, выполненного кондуктором

I класса Ковалевым под непосредственным руководством генерал-поручика Тучкова, поэтому географическое описание линии необходимо привязать ко времени составления этого документа - 1785 г.3

Географическое описание Тоболо-Ишимской линии нами дается в направлении с запада на восток, так как, начинаясь от восточной оконечности Оренбургской линии на Южном Урале, она логически продолжила линию обороны Российского государства на юге Западной Сибири.

Пространство, по которому прошла эта линия, представляло собой возвышенную и почти безлесую равнину, по средине которой протекала р. Ишим. Почти по всей длине линии, от Ишима до Иртыша, с «киргизской стороны» тянулся ряд пресных, соленых и горьких озер, называвшихся Ка-мышловскими, по речке Камышловке, соединявшей многие из них между собой4. В географо-физическом описании, выполненном в 1780 г. говорилось: «Между Иши-мом и Иртышом есть одна лощина, которая лежит вдоль по линии с южной стороны и простирается шириною верст 10 и более поперек степи. Она состоит из грязного илу и покрыта прилесками. На сей лощине находится множество малых и больших озер, которые соединяются ручьями и болотами и составляют так называемое Камыш-лово озеро... Впрочем, озеро Камышлово повсюду солоно, однако же не одинаково». Весной и летом эта местность превращалась в непроходимые болота, которые цвели и делали воздух невыносимым. От зловонных испарений высыхающих болот и озер, от плохой воды болели люди, гибли лошади. Русские офицеры, служившие на линии, жаловались, что им зимой приходится оттаивать снег, чтобы поить лошадей5.

Тоболо-Ишимская линия делилась на три дистанции: Тобольскую, Ишимскую и Тарскую. На линии было построено 11 крепостей, из которых 2 были шестиуголны-ми, а 9 - четырехугольными; 33 редута и 42 маяка. Но в 1753 г. по решению Сената Алабужский редут и Звериноголовская крепость были переданы на Уйскую линию Оренбургской губернии. Таким образом, на Новой линии осталось шестиугольных крепостей - 1, маяков - 416.

На Тобольской дистанции находилось

5 крепостей, одна из которых - Сенжар-ская - к 1785 г. была упразднена и числилась как редутное укрепление. Вода в Пре-сно-Сенжарском озере и зимой, и осенью была плохая, что было причиной постоянных побегов служилых людей с линий. Возможно, это обстоятельство стало главной причиной того, что в конце столетия мы обнаруживаем вместо крепости четырехугольное редутное укрепление, площадью в

20 сажень. Сенжарское редутное укрепление находилось в 18 верстах 250 саженях от Болотоколодезного редута7. Остальные крепости - Пресногорьковская, Кабанья, Пресновская и Становая - имели вид регулярного четырехугольника с четырьмя полигонами и редантами вместо бастионов. Все крепости были укреплены горизонтальными рвами в 5 футов, прикрытыми гласисом. Отсутствие колодцев внутри крепостей уменьшало их обороноспособность. После осмотра 1785 г. было рекомендовано во всех крепостях выкопать колодцы.

Сама Тоболо-Ишимская линия брала свое начало с Песчаного редута, находившегося на ровном месте, на расстоянии

21 сажени от одноименного озера, воду из которого жители могли употреблять в пищу. Примерно в 22 верстах (21 верста 450 саженей) от Песчаного редута находилась крепость Пресногорьковская. На середине этого отрезка линии находился маяк, где встречались караулы во время разъездов. Вокруг в изобилии рос сосновый и березовый лес, были сенные покосы8. Пресногорьковская крепость была выстроена на ров-

ном месте между озерами Пресное и Горькое, которые находились друг от друга на расстоянии 200 саженей9. Из первого озера воду можно было употреблять в пищу. Крепость была окружена земляным укреплением10. Она была «забрана вокруг заплотом в столбах, с двумя проездными воротами и на одних со степной стороны башня покрыта драньем, за заплотом рогатки и надолбы, в надолбах двои ворота с закидными рогатками, батарея не мощена»11.

На расстоянии 22 верст 250 саженей от Пресногорьковской крепости, также между озерами, на ровном месте находился Пресногорьковский редут. В нём были построены офицерские светлицы, солдатские казармы. Само укрепление было усилено надолбами из сосны: соснового леса вокруг было достаточно12. От Пресногорьковского редута на расстоянии 22 верст 400 саженей при пресном озере Кабаньем, на ровном месте, на расстоянии 38 саженей от высокого берега была поставлена одноименная крепость. Она была построена в 80 верстах от Царева Городища. Рядом, в

13 верстах проходили тележные дороги, что создавало удобства для провоза провианта, товаров и развития экономических связей13. Отрезок линии между Кабаньей крепостью и Пресновской крепостью имело дополнительную защиту: на ровном месте, в 8 саженях от Пресного озера находился редут Пресноизбный14. На высоком и ровном месте, при том же озере Пресном, из березового леса была поставлена Преснов-ская крепость15. Вода в озере в летнее время цвела, и поэтому вокруг стоял тяжелый воздух.

Следующее укрепление - Болотоколодезный редут - получил свое название от болотного озера, рядом с которым был построен. В конце века редут был перенесен на другое, более высокое место, находившееся в 192 саженях от старого редута. Старый редут был обнесен деревянным заплотом16. За Болотоколодезным и Сенжар-ским редутом, находилась Становая крепость. Она была построена «из березового

лесу на высоком и ровном месте» между двумя пресными озерами: в 22 саженях от Станового озера ив 21 сажени от Убинно-го. В трех верстах от крепости по тракту в сторону Ишима находилось соленое озеро, где засушливым летом на берегу можно было добывать соль17. Пространство между крепостями Становая и Святого Петра охранялось двумя редутами - Гагарьим и Скопиным. Оба укрепления находились при пресных озерах и представляли собой квадратное редутное укрепление с бруствером и одним банкетом. С наружной стороны редут был укреплен рвом в 10 футов, прикрытый гласисом.

На Ишимской дистанции были выстроены одна шестиугольная и две четырехугольные крепости, а также редуты: Плоский, Медвежий, Чистый, Лосев и Волчий18. В середине XVIII в. на этой дистанции было

10 редутов: Болотный, Плоский, Между -озерный, Чаинкин, Надгорный, Медвежий, Чистый, Тарский, Лосев и Коленоозерный19. В 1759, 1760 - 1761, 1764 гг. редуты Тоболо-Ишимской линии - Иртышный, Степной, Дубровный, Пустоозерный, маяки Горький, Половинный, Соленоозерный, редуты Тарский, Ганкин, маяк Камышлов, редуты Междуозерный, Болотный, Кривоозерный, редуты дубровный, Клавдинский, Первопресной, Второпресной, Семиозерный, Березовый, Пресной - из-за непригодности земель для дальнейшего проживания и освоения были перенесены на новые места , а некоторые из них уничтожены20.

Шестиугольная крепость Святого Петра была построена из соснового леса и находилась на высокой горе на правой стороне при реке Ишим. Она была окружена валом в 12 футов и рвом. Крепость имела «регулярное» укрепление, состоявшее из шести полигонов и равелинов. Профиль строения был представлен бруствером с двумя банкетами и горизонтальным рвом глубиной 7 футов, прикрытый гласисом. Крепость окружали два низких полигона, один их которых находился напротив реки. Большим недостатком было расположение

провиантских магазинов вне крепости. Они находились в ретраншементе, в 112 саженях. Также в 107 саженях от крепости находился опасный пригорок, с которого неприятель мог достать своими выстрелами оборонявшихся. Из-за маленьких размеров бастионов и низости вала неприятель на пригорке был недосягаем21.

Напротив крепости Св. Петра через р. Ишим ходил паром. Под горою при реке был построен лазарет22. По официальному описанию 1755 г. крепость и редут были обнесены деревянными стенами, а вокруг поставлены рогатки и надолбы. Эта крепость была главной на Новой линии и служила местом хранения оружия для всей линии. Место, выбранное для этой крепости, оказалось удобным для торговых сношений. Неподалеку проходил караванный путь из Средней Азии. После постройки крепости этот путь оказался в безопасности от нападений кочевников. Поэтому крепость Св. Петра вскоре стала главным пунктом меновой торговли с Хивой, Бухарой и Ташкентом. Луговая сторона р. Ишим постепенно оказалась заселенной переселившимися в пределы России бухарцами, ташкентцами и наехавшими из внутренних губерний России татарами. Русские первоначально составляли только военный отряд. Число жителей быстро росло, расширялась торговля. Вскоре при крепости Св. Петра была учреждена пограничная таможня. К концу XVIII в. здесь образовался главный пограничный пункт по торговле России и Сибири со Средней Азией и по размерам своих торговых оборотов уступавший лишь Кяхте. Самой важной отраслью торговли был скот, громадными табунами пригонявшийся из степи23.

Крепость Полуденная стояла при пресном одноименном озере. Крепостное укрепление, площадью 34 сажени, было регулярное, состоявшее из четырех полигонов без крутин, наподобие реданного укрепления - то есть, вместо бастионов использовались реданы24. Строения в крепости были из березового леса, находивше-

гося в 15 верстах от крепости25. Промежуток между крепостями Св. Петра и Полуденной защищал редут Плоский площадью в 32 сажени и имевший такое же строение, как и другие редуты на этой линии.

В промежутке между крепостями Полуденной и Лебяжьей в середине XVIII в. были поставлены 4 редута: Ганкин, Нагорный, Медвежий и Чистый. Неудачно выбранное место для первых двух редутов, стали причиной их упразднения в 60-х гг. XVIII в. В зимнее время воду сюда возили из других пресных источников или растапливали снег. Редут Медвежий имел такие же недостатки. К тому же он был построен на солончаке, что не давало возможности пользоваться колодезной водой. Поэтому зимой использовали талую воду, а летом -воду из пресного Медвежьего озера, которое в это время года цвело и испускало различные запахи. Но, в отличие от первых двух редутов, рядом с Медвежьим было достаточно леса и сенных покосов. То же можно сказать и о редуте Чистом, рядом с которым был выкопан колодец с пресной водой. Последнее на этой дистанции укрепление - крепость Лебяжья площадью 31 саженей - находилась при одноименном озере и по своему строению полностью была схожа с Полуденной крепостью26.

К Тарской дистанции относились две четырехугольные крепости: Николаевская и Покровская; а также Курганский, Степной, Мельничный редуты. Остальные редуты в 1764 г., как было отмечено выше, были упразднены.

Местность, на которой была построена Николаевская крепость, была не богата лесом. В основном здесь росла береза, которая и была использована в качестве строительного материала. Пресное озеро, единственный источник чистой воды, находилось в четырех верстах от укрепления. Рядом же всюду были соленые водоемы. В 60-е годы XVIII в. было решено перенести крепость на более выгодное место. На более благоприятном участке - у Чистого озера, где вокруг в изобилии рос строевой

лес - была расположена крепость Покров -ская. В форштадте, в 38 саженях от крепости, выкопали колодец, в котором была пресная вода27.

Расстояние от Покровской крепости до Омской крепости прикрывали несколько редутов: Пустоозерный, Курганский, Дубровный, Степной, Мельничный и Иртыш-ный28. Все они, как выяснилось впоследствии, были поставлены на болотистой местности, где вода была не пригодна к употреблению в пищу. Колодцы с питьевой водой находились на некотором расстоянии от укреплений. Редут Степной был обнесен вокруг деревянным заплотом29. В Курганском редуте, построенном в 1761 г., некоторые строения, принадлежавшие гарнизону, были помещены за рогатками. Это побудило обнести их бревенчатым забором и рядом рогаток. Здесь использовались особенного рода надолбы, составленные из трех рядов столбов, средние из которых были выше крайних и соединялись с ними поперечными брусьями30. В конце Тоболо-Ишимской линии у р. Иртыш, напротив Омской крепости, была заложена землянка, обнесенная надолбами и рогатками. Здесь несли службу 8 казаков, совершавшие караульные разъезды от реки до маяка, на берегу стояли паром и лодки.

Общая протяженность линии от редута Песчаного до Омской крепости составила 509 верст 200 саженей (549, 9 км). Укрепления на линии располагались в следующем порядке: редут Песчаный, крепость Пре-

сногорьковская, редут Пресногорьковский, крепость Кабанья, редут Пресноизбной, крепость Пресновская, редуты Болотоколодезный, Сенжарский, Дубровный, крепость Становая, редуты Гагарий, Скопин, крепость Святого Петра, редут Плоский, крепость Полуденная, редуты Медвежий, Чистый, крепость Лебяжья, редут Лосев, крепость Николаевская, редут Волчий, крепость Покровская, редуты Курганский, Степной, Мельничный, крепость Омская.

Итак, если на карте обозначить контуры Тоболо-Ишимской линии, то получится прямая линия, соединяющая реки Тобол, Ишим и Иртыш в их среднем течении. Линия состояла из отдельных укреплений различной мощности и расположенных между ними фортификационных единиц (крепостей, редутов, маяков), между которыми служилые люди несли караульную службу, совершая разъезды. Большинство укреплений Тоболо-Ишимской линии были расположены в местах, не пригодных для проживания: не хватало пресной воды, домашний скот часто страдал от болезней и различных эпидемий, а поля и луга - от засухи. Исключение составляли лишь немногие поселения, расположенные вдоль р. Ишим (Петропавловская), и те, которые находились на торговых путях (Николаевская, Лебяжья, Пресновская, Пресногорьковская). Несмотря на это, жители Тоболо-Ишимской линии мужественно несли службу по охране российских границ.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Усов Ф. Статистическое описание Сибирского казачьего войска. СПб., 1879. Путинцев Н. Г. Хронологический перечень событий из истории Сибирского казачьего войска со времени водворения Западно-Сибирских казаков на занимаемой ныне территории. Омск, 1891. Катанаев Г. Е. Краткий исторический обзор службы Сибирского казачьего войска с 1582 по 1908 // Тобольский хронограф. Сб. Вып. 3. Екатеринбург, 1998. С. 89-136.

2 Горбань Н. В. Из истории строительства крепостей на юге Западной Сибири: Ново-Ишим-ская линия крепостей // Вопросы географии: сб. № 31. М., 1953. С. 206-227; Фиалков А. Д. Горькая линия военных укреплений // Записки по краеведению Омской области. Омск, 1972. С. 52-61; Па-лашенков А. Ф., Лаптев С. Р. Поездки по Омской области // Известия Омского отдела Географического общества Союза ССР. Омск, 1963. Вып. 5 (12).

3 РГВИА. Ф. 349. Оп. 1. Д. 93. Лл. 1-14.

4 Ласковский Ф. Ф. Материалы для истории инженерного искусства. СПб., 1861. Ч. 3. С. 137.

5 Горбань Н. В. Из истории строительства крепостей на юге Западной Сибири // Вопросы географии. Сб.31. М., 1953. С. 207, 216.

6 РГВИА. Ф. 349. Оп. 1. Д. 78. Л. 7.

7 РГВИА. Ф. 349. Оп. 1. Д. 74. Л 4; РГВИА. Ф. 349. Оп. 1. Д. 93. Л. 4;.

8 РГВИА. Ф. 349. Оп. 1. Д. 93. Лл 1-2; РГАДА. Ф. 248. Оп. 113. Д. 1584. Л. 1294 об; РГВИА. Ф. 349. Оп. 1. Д. 74. Л. 1 об.

9 РГАДА. Ф. 248. Оп. 113. Д. 1584. Л. 1296 об.

10 РГВИА. Ф. 349. Оп. 1. Д.93. Лл. 1-2.

11 Горбань Н. В. Указ. соч. С. 214.

12 РГВИА. Ф. 349. Оп. 1. Д. 93. Л. 3; РГАДА. Ф. 248. Оп. 113. Д. 1584. Л. 1298 об.

13 РГВИА. Ф. 349. Оп. 1. Д. 93. Л. 2 об.- 3; РГАДА. Ф. 248. оп 113. Д. 1584. Л. 1300 об.

14 РГВИА. Ф. 349. Оп. 1. Д. 93. Лл. 3-4.

15 РГАДА. Ф. 248. Оп. 113. Д. 1584. Л.1304 об; РГВИА. Ф. 349. Оп. 1. Д. 74. Л. 3.

16 РГВИА. Ф. 349. Оп. 1. Д. 93. Лл. 4-5.

17 РГВИА. Ф. 349. Оп. 1. Д. 93. Л. 5; РГАДА. Ф. 248. Оп. 113. Д. 1584. Л. 1310 об.

18 РГВИА. Ф. 349. Оп. 1. Д. 93. Лл. 7-11.

19 РГВИА. Ф. 424. Оп. 1. Д. 41; РГАДА. Ф. 248. Оп. 113. Д. 1584. Лл. 1313 об.-1319 об.

20 Горбань Н. В. Указ. соч. С. 216.

21 РГВИА. Ф. 349. Оп. 1. Д. 78. Л. 7.

22 РГАДА. Ф. 248. Оп. 113. Д. 1584. Л. 1313 об.

23 Кузнецов А. А. Краткий исторический очерк г. Петропавловска Акмолинской области. Петропавловск, 1913. С. 3-4.

24 РГВИА. Ф. 349. Оп. 1. Д. 78. Л. 8 об., 9.

25 РГВИА. Ф. 349. Оп. 1. Д. 74. Лл. 5об.-6.

26 РГВИА. Ф. 349. Оп. 1. Д. 93. Лл. 9-10; РГВИА. Ф. 349. Оп. 1. Д. 74. Лл. 6-6 об.

27 РГВИА. Ф. 349. Оп. 1. Д. 93. Л. 12.; РГВИА. Ф. 349. Оп. 1. Д. 74. Лл.7-7 об.

28 РГВИА. Ф. 424. Оп. 1. Д. 41.

29 РГВИА. Ф. 349. Оп. 1. Д. 93. Лл. 13-14.

30 Ласковский Ф. Ф. Указ. Соч. Ч. 3. С. 139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.