Научная статья на тему 'ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ НАУКОГРАДОВ РОССИИ'

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ НАУКОГРАДОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКОГРАД / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Требушкова И. Е.

В статье рассматривается современное состояние механизмов государственной поддержки наукоградов России. Проведен анализ государственной политики Российской Федерации на основе принятых федеральных законов, связанных с регулированием деятельности наукоградов, которые осуществляют научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники. Рассмотрены основные направления использования средств федерального бюджета, предоставленные муниципалитетам на осуществление мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктур наукоградов. Выявлена роль наукоградов в развитии национальной инновационной системы, основные проблемы и намечены пути их дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOGRAPHICAL ANALYSIS OF THE STATE POLICY OF RUSSIAN SCIENCE CITIES

The article examines the current state of the mechanisms of state support for the science cities of Russia. The analysis of the state policy of the Russian Federation is carried out on the basis of the adopted federal laws related to the regulation of the activities of science cities that carry out scientific, scientific and technical, innovative activities, experimental development, testing, training in accordance with state priorities for the development of science and technology. The main directions of the use of federal budget funds provided to municipalities for the implementation of measures to develop and support the social, engineering and innovative infrastructures of science cities are considered. The role of science cities in the development of the national innovation system, the main problems and the ways of their further development are outlined.At present, high rates of economic growth are possible only with a gradual change of the resource vector of development to an innovative one, the priority of which should be new promising products and technologies. In the context of the stagnation of economic development in the Russian Federation, aggravated by the political and financial crisis, the issues of import substitution, the creation of their own competitive industries based on domestic research and development, have become of fundamental importance.Modernization of the Russian economy and its transition to an innovative development path is one of the priority tasks of the country's future planning strategy, which is designed for 15 years. Implementation of the tasks set is due to the formation of a scientific and technological complex. Science cities are a key element in the modernization of the economy for Russia.Currently, in connection with the implementation of import substitution programs, it becomes necessary to pay more attention to the development of science cities in order to develop and release domestic innovative products, as well as to develop science and technology of the industrial complex of science cities. To carry out the study, a literature review was carried out in order to consider modern ideas about the formation and functioning of science cities, considered by leading domestic scientists and researchers in the field of the state innovation system of Russia and its spatial, scientific and technological development.The basis for the implementation of this work was the regulatory documents, statistical information of the Federal State Statistics Service for visualizing the results obtained, as well as published sources on this topic. Additional information was obtained from various sources: scientific articles, reports, specialized sites on the Internet.The cartographic research method using GIS technologies was chosen as the main method, since thematic maps give a more complete and visual picture of the territorial distribution, specialization of science cities and financial support for innovations.

Текст научной работы на тему «ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ НАУКОГРАДОВ РОССИИ»

УДК 911.3

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ НАУКОГРАДОВ РОССИИ

Требушкова И. Е.

Курский государственный университет, Курск, Российская Федерация

E-mail: irinatrebushkova@ya.ru

В статье рассматривается современное состояние механизмов государственной поддержки наукоградов России. Проведен анализ государственной политики Российской Федерации на основе принятых федеральных законов, связанных с регулированием деятельности наукоградов, которые осуществляют научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники. Рассмотрены основные направления использования средств федерального бюджета, предоставленные муниципалитетам на осуществление мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктур наукоградов. Выявлена роль наукоградов в развитии национальной инновационной системы, основные проблемы и намечены пути их дальнейшего развития.

Ключевые слова: наукоград, государственная поддержка, финансирование, межбюджетные трансферты, научно-технический потенциал.

ВВЕДЕНИЕ

Основой государственной политики Российской Федерации на ближайшую и долгосрочную перспективу является перевод экономики на инновационный путь развития. Институциональной базой, обеспечивающей достижение поставленной цели, является национальная инновационная система, которая должна объединить усилия государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки, техники и технологий в целях реализации стратегических приоритетов страны.

Важную роль в формировании национальной инновационной системы и развитии современной российской экономики могут сыграть муниципальные образования с развитым научно-техническим потенциалом, в том числе имеющие статус наукограда Российской Федерации [6].

В соответствии с существующим законодательством, статус наукограда Российской Федерации может быть присвоен муниципальному образованию (городскому округу), имеющему высокий научно-технический потенциал и градообразующий научно-производственный комплекс [28].

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Вопросами пространственного развития наукоградов занимались ведущие ученые: Н. Н. Колосовский [13], Н. Н. Некрасов [20], А. Е. Пробст [24], Ю. Г. Саушкин [25], Н. Н. Баранский [3] и др. В трудах Н. Н Баранского прослеживается современная картина наукоградов, его заслуга заключается в том,

что, опираясь на теорию географического разделения труда, экономического районирования и экономико-географического положения он изложил представление о городах, как об главных компонентах народного хозяйства страны, центрах экономических районов разного масштаба, узлах транспортной сети [3].

Современными исследованиями в области государственной инновационной системы России и ее пространственным, научно-технологическим развитием занимались ученые: Л. М. Гохберг [8], С. Ю. Глазьев [5], В. Г. Глушкова [7].

Исследования в области развития наукоградов России принадлежат И. В. Дайнеко [9], А. Ф. Морозенко [18], И. А. Монахову [17], И. В Милькину [15], А. А. Агирречу [1]. А. А. Агирречу подчеркивает, что «формирование и развитие сети специализированных научных центров в стране с середины XX в. явилось следствием возрастания роли науки в жизни общества и превращения ее в один из ведущих факторов социально-экономического развития государства» [2].

На сегодняшний день число наукоградов России с официальным статусом составляет 13 муниципальных образований, находящихся в 6 регионах страны. Самая большая концентрация наукоградов на территории Московской области, где расположено 8 из 13 наукоградов.

Концентрация центров в Европейской части России, проводящих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также наличие научно-производственных комплексов исторически обусловлены следующими причинами:

- тесными экономическими и социально-культурными связями с Москвой;

- развитой транспортной инфраструктурой с наличием гражданских и военных аэропортов, крупных железнодорожных и автомобильных узлов;

- возможностью использования на развивающихся территориях научного потенциала Москвы.

Московская область является лидером по количеству расположенных на ее территории научных центров, специализация которых основывается на авиаракетостроении и космических исследованиях.

Вторым регионом по количеству территорий инновационного развития (ТИР) является Урал. Наибольшую концентрацию имеют территории таких областей, как Свердловская и Челябинская.

В южной части Западной Сибири на территории Алтайского края, Томской и Новосибирской областей расположено 6 ТИР, данный регион занимает третье место по концентрации наукоградов.

Опираясь на анализ всех градостроительных предприятий ТИР и наукоградов, можно выделить 7 основных направлений их специализации. Наибольшее распространение имеют научно-исследовательские организации в таких областях, как: авиация и космос, ядерный комплекс, а также автоматизация и приборостроение. Научные центры, специализация которых опирается на электронику, энергетические и биологические науки, исчисляется единицами (рис. 1).

Рис. 1. Специализация наукоградов и ТИР.

Составлено автором по данным [29].

В соответствии с Федеральным законом от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием для предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов в порядке, определяемом Правительством РФ [19].

Источниками финансирования развития наукоградов России являются федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен наукоград и, собственно, бюджет наукограда, а также внебюджетные средства.

На развитие социальной, инженерной и инновационной инфраструктур наукоградов из федерального бюджета выделяются средства государственной поддержки в виде межбюджетных трансфертов (ст. 6 БК РФ процедура выделения капитала от одного бюджета бюджетной структуры Российской Федерации другому бюджету в этой же системе).

Основным источниками средств на развитие фундаментальной и прикладной науки являются бюджетные средства, поэтому региональные бюджеты могут целенаправленно финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, остро нуждающиеся в регионе.

Государственная поддержка из федерального бюджета распределяется между наукоградами в соответствии с численностью населения муниципального образования и направлена в первую очередь на решение местных проблем.

С момента появления наукоградов и до 2008 года шла тенденция увеличения финансовой поддержки, также 2008 год стал пиком финансовых выплат наукоградам, сумма которых составила более 1,5 млрд рублей. С начала этого периода идет снижение выплат и в 2019 году сумма выплат для наукоградов составила 382 млн рублей, с сохранением этой тенденции по 2021 год.

В последние годы прослеживается негативная тенденция резкого сокращения объема государственной поддержки наукоградов. Так, в 2021 году по сравнению с уровнем 2008 года общий объем межбюджетных трансфертов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, уменьшен на 75% (рис. 2).

1 600 000,00 1400 000,00 1 200 000,00 1000 000,00 800 000,00 600 000,00

200 000,00 0,00

2005 2006 2007 200Б 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Рис. 2. Динамика общего объема финансирования наукоградов Российской Федерации в 2005-2022 гг., млн рублей.

Составлено автором по данным [10].

Размер межбюджетных трансфертов для каждого наукограда определяется действующим механизмом финансирования, исходя из численности постоянного населения (табл. 1.).

Главная проблема наукоградов — недостаточное распределение субсидий на осуществление мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития (табл. 2).

В степной зоне России (юг Восточно-Европейской равнины и Западной Сибири) [27] размещаются 3 наукограда: г. Мичуринск (Тамбовская область), п. Кольцово (Новосибирская область и г. Бийск (Алтайский край). На территории Тамбовской области находится единственный в России наукоград аграрного профиля — Мичуринск, где создается инновационный научно-технологический центр

«Мичуринская долина» и будет построена экосистема для развития инновационных форм [4].

Таблица 1 .

Численность постоянного населения муниципальных образований, имеющих статус _наукограда РФ по состоянию на 1 января 2021 г._

Наименование муниципального Численность постоянного

образования населения, чел.

Бийск 210 096

Обнинск 104 814

Дубна 74 985

Жуковский 102 744

Королев 183 508

Протвино 35 367

Пущино 20 696

Реутов 87 248

Фрязино 59 535

Черноголовка 21 288

Кольцово 17 480

Мичуринск 90 722

Троицк 60 924

Составлено автором по данным [10].

На современном этапе развития важное место занимает наукоград Кольцово, который специализируется на молекулярной биологии и биотехнологии, где расположен Государственный научный центр Российской Федерации Акционерное общество «Научно-производственная организация» (ГНЦ РФ НПО) «Вектор» — научный центр вирусологии и биотехнологии. В данном научном центре прошла разработку и регистрацию в Минздраве РФ вакцина против коронавирусной инфекции COVID-19, «Гам-КОВИД-Вак», с маркетинговым названием «Спутник V». Вакцина используется не только на территории России, так же она прошла регистрацию во многих странах мира.

В наукограде Бийске большое внимание уделяется проведению исследований, экспериментальных разработок и подготовке кадров по направлениям, соответствующим приоритетам развития науки, технологий и техники в России: науки о жизни, индустрия наносистем, энергоэффективность и энергетика, перспективные виды вооружения, военной и специальной техники. В состав научно-производственного комплекса наукограда Бийск входят 15 организаций. Продукция предприятий наукограда соответствует мировому уровню [19].

Ежегодно разрабатывается перечень по развитию социальной, экономической, инженерной и инновационной инфраструктур. Финансирование идет за счет средств из федерального бюджета, в рамках установленного лимита на текущий финансовый год.

Таблица 2.

Распределение субсидий на осуществление мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации_

Наименование субъекта 2020 год 2021 год 2022 год

РФ (наукограда РФ) (плановый)

(тыс. рублей)

Алтайский край 73 964,0 102 843,8 100 549,9

г. Бийск 73 964,0 102 843,8 100 549,9

Калужская область 80 795,4 42 819,7 41 672,7

г. Обнинск 80 795,4 42 819,7 41 672,7

Московская область 182 915,2 185 424,9 190 012,6

г. Дубна 15 397,7 21 409,9 21 792,2

г. Жуковский 21 996,8 30 585,6 31 350,1

г. Королев 45 918,2 63 847,3 65 376,6

г. Протвино 33 608,9 9 940,3 10 322,6

г. Пущино 4 124,4 5 734,8 6 117,1

г. Реутов 44 821,7 30 203,2 30 967,9

г. Фрязино 12 373,2 17 204,4 17 586,7

г. Черноголовка 4 674,3 6 499,4 6 499,4

Новосибирская область 13 024,2 7 264,0 6 881,9

п. Кольцово 13 024,2 7 264,0 6 881,9

Тамбовская область 31 620,3 43 966,7 43 202,0

г. Мичуринск 31 620,3 43 966,7 43 202,0

ВСЕГО 382 319,1 382 319,1 382 319,1

Составлено автором по данным [10

Социально-экономическое развитие наукоградов, в основном, направлено на поддержку жизнеобеспечения городских округов. Намеченные приоритеты не дают динамичного развития научно-техническому, инновационному и кадровому потенциалу наукоградов. На рис. 3. указано распределение общего объема межбюджетных трансфертов на 2020 год.

Для развития инновационной инфраструктуры необходимо усилить целевую направленность государственной финансовой поддержки путем установления фиксированной доли федеральных средств, направляемых на развитие и поддержку инновационной инфраструктуры.

Важную роль в развитии наукоградов имеет финансовое обеспечение инноваций (рис. 4). Процент внутренних затрат на исследования и разработки на большей части территории России очень мал и составляет не более 0,45%. На общем фоне выделяются такие регионы, как: Томская область, Ульяновская область, Нижегородская и Московская области.

Рис. 3. Распределение общего объема межбюджетных трансфертов российских наукоградов в 2020 г., %.

(Составлено автором по данным [10]).

Рис. 4. Финансовое обеспечение инноваций, 2020 г.

Составлено автором по данным [10].

Из данного списка только на территории Московской области имеются наукограды, но, несмотря на это, и остальные области делают уклон на финансирование исследований и разработок. Некоторые из них недавно вышли из списка наукоградов России, в данных областях до сих пор высокий уровень внутренних затрат в области инноваций, имеются территории опережающего развития, нано-технологические центры, технопарки.

Анализ рисунка показывает заметную проблему внутреннего финансирования регионов, на территории которых находятся наукограды. Наукограды Российской Федерации не способны в современных условиях в полной мере реализовать свою роль в развитии высокотехнологичного производства в стране и формировании инновационной экономики. Это связано с неиспользованием в полной мере их научного, технического, образовательного и культурного потенциала, сужением объема полномочий местных властей, недостаточным и неэффективным финансированием из федерального бюджета.

Комплексный анализ научно-технического потенциала наукоградов и их роли в развитии инновационной системы региона доказывает их определяющее влияние на инновационное развитие региона в целом. Но, при анализе рис.4 можем заметить, что процент внутренних затрат на исследования и разработки многих регионов с наукоградами очень мал и находится в диапазоне 0,01-0,45%.

Для инновационного развития наукоградов большое значение имеют инвестиции в основной капитал. Источником для инвестиций являются активы предприятий, патенты на выпускаемые товары, марки на продукцию, акции предприятий (рис. 5).

Рис. 5. Затраты на инвестиции в основной капитал и основные средства (тыс. руб.).

Составлено автором по данным [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затраты на инвестиции в основной капитал и основные средства необходимы для производства высокотехнологичной промышленной продукции. Наукоградами проводятся мероприятия, направленные на создание условий инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности экономики города.

Наличие ценных бумаг играет ключевую роль, как для наукоградов, так и для экономики страны в целом. Большинство акционерных обществ относятся к закрытому типу (рис. 6).

Рис. 6. Количество акционерных обществ наукоградов РФ, 2021 г.

Составлено автором по данным [10].

Выпуск акций компаниями наукоградов служит привлечением финансирования для развития и масштабирования бизнеса. Выпуск акций — это инструмент, который дает возможность привлечь большие объемы финансирования и объективно оценить компанию.

Как правило, фондовый рынок и экономические показатели совпадают. Таким образом, когда фондовый рынок работает хорошо, это обычно является функцией растущей экономики.

В каждом наукограде проводятся мероприятия общего характера, направленные на создание условий для развития инвестиционно-привлекательной и конкурентоспособной экономики города и комплексные мероприятия по реализации Стратегии социально-экономического развития города (табл. 3).

Таблица 3.

Финансовая составляющая наукоградов_

Наукограды Бюджет (тыс.руб) Внебюджет (тыс. руб.)

Бийск 5 563 197,78 3 929 001,98

Дубна 97 758 896,56 0

Жуковский 2 052 846,28 3 944 332,96

Кольцово 1 284 790,20 1 732 900

Королев 102 811,05 0

Мичуринск 361 285,66 544 361,50

Обнинск 318 429 100 013

Протвино 14 914,53 0

Пущино 8 879,60 0

Реутов 2 348 342,49 0

Троицк 2 047 146,62 3 184 862

Фрязино 11 841,02 0

Черноголовка 21 541,66 0

Составлено автором по данным [10].

Наглядно разница в финансировании и внебюджетных средств, выделяемых для каждого наукограда, представлена на рис. 7.

Рис. 7. Бюджет и внебюджет наукоградов (тыс. руб.)

Составлено автором по данным [10].

Определенной тенденции нет, наукограды получают разное количество бюджетных и внебюджетных средств.

Помимо ежегодных межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета, наукоград может получить дополнительные выплаты. Выплаты направляются на реализацию инновационных проектов, направленных на создание и развитие производства высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров и услуг в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации [11] и распределяться по результатам конкурсного отбора (табл. 4).

Таблица 4.

Перечень мероприятий, победивших в результате конкурсного отбора

Наименование наукограда РФ Наименование мероприятия Размер средств субсидий из федерального бюджета, млн рублей

1. Наукоград Бийск (Алтайский край) Реконструкция и технологическая модернизация МБУ «Молодежный центр «Родина» (Дом технического творчества им. Я. Ф. Савченко) 39 176 600,00

2. Наукоград Обнинск (Калужская область) Строительство объектов инженерной инфраструктуры в Зоне инновационного развития. 2 этап 50 000 000,00

3. Наукоград Пущино (Московская область) Создание опытно-образовательной площадки БиоТех-Пущино 25 500 000,00

Составлено автором по данным [16

Каждый наукоград представляет на конкурсный отбор свое мероприятие и в результате по количеству набранных баллов выбирается 3 кандидата на получение субсидий из федерального бюджета, не имеющая фиксированной ставки.

Модель финансирования наукоградов имеет несколько недостатков. Нормативная база размыла понятие наукоградов, как территорий, ориентированных на получение научных знаний и их внедрения в качестве новых технологий. Действующее законодательство запрещает муниципалитетам направлять средства федерального бюджета на поддержку инновационных проектов.

ВЫВОДЫ

В настоящее время финансирование мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов из федерального бюджета осуществляется посредством предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации для перечисления их в бюджеты муниципальных образований, имеющих статус

наукограда. В перечень мероприятий, на которые предоставляются межбюджетные трансферты, включаются расходы, предусмотренные программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда Российской Федерации, а также могут включаться расходы, связанные с осуществлением проектно-изыскательских работ, строительства и (или) реконструкции (капитального ремонта) при наличии утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, а также с приобретением оборудования для муниципальных предприятий и учреждений стоимостью свыше 1000 рублей (согласно Федеральному закону от 07.04.1999 №70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации») [14].

Для решения задач развития указанного приоритетного направления науки, технологий и техники федеральными и региональными органами власти должны выделяться наукоградам соответствующие финансовые средства и привлекаться другие источники финансирования, включая бизнес.

Используя экономические методы, государство может способствовать тому, чтобы высокоразвитый научно-производственный комплекс наукоградов был сохранен и сориентирован на решение стратегических научно-технологических и производственных задач не только регионов и муниципальных образований, где он расположен, но и страны в целом. Выполнение этих задач особенно важно в свете подготовки и реализации стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [6].

Государство совместно с региональными властями должно сформировать обновленную стратегию развития наукоградов с применением принципов умной специализации как центров превосходства, оценив точки инвестиционной привлекательности (трудовые ресурсы, технологии, налоговые и неналоговые преференции), включающую в себя модель научно-технологического лидерства территории [29].

Список литературы

1. Агирречу А. А. Историко-географические особенности формирования наукоградов России: специальность 25.00.24 «Экономическая, социальная и политическая география». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук Москва, 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://earthpapers.net/istoriko-geografiсheskie-osobennosti-formirovaniya-naukogradov-rossii#ixzz6o2gсeSpj (дата обращения 03.03.2021).

2. Агирречу А. А. Наукограды России: история формирования и развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. 192 с.

3. Баранский Н. Н. Избранные труды. В 2 ч. Ч. 1. Становление советской экономической географии. Москва: Мысль, 1980. 287 с.

4. В Совете Федерации поддержали проект «Мичуринская долина» [Электронный ресурс]. URL: https://tambov.investments/invest-news/v-sovete-federatsii-podderzhali-proekt-michurinskaya-dolina/ (дата обращения 24.05.2021).

5. Глазьев С. Ю., Наумов Е. А., Понукалин А. А. Концепция 2020: региональная инновационная политика // Россия и современный мир. 2012. № 1 (74). С. 35-41.

6. Глисин Ф. Ф., Разин В. Л., Хабарова Т. В. Наукограды в современной экономике России [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17994327. (дата обращения 29.04.2021).

7. Глушкова В. Г., Артемов С. В. Формирование инновационных кластеров в субъектах Российской Федерации // Проблемы региональной экологии. 2012. № 2. С. 198-203.

8. Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е. Стратегия 2020: новые контуры российской инновационной политики // Форсайт. 2011. Т. 5. № 4. С. 8-30.

9. Дайнеко И. В. Формирование механизма реализации инновационных программ в условиях наукограда: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями и инвестиционной деятельностью»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / ГОУ ДПО ГАСИС. Москва, 2006. 175 с.

10. Данные Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wсm/сonneсt/rosstat/rosstatsite/main (дата обращения 13.03.21)

11. Заключение Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления «На проект федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"» [Электронный ресурс]. URL: http://www.сonsultant.ru/сons/сgi/online.сgi?req=doс&base=PRJ&n=154563&dst=100350#04715155247 454095 (дата обращения 14.03.21).

12. Инновационная инфраструктура и основные показатели инновационной деятельности субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.miiris.ru/inno_objeсt/Hst (дата обращения 12.02.2021).

13. Колосовский Н. Н. Основы экономического районирования. Москва: Госполитиздат, 1958. С. 10-27.

14. Милькина И. В. Управление инновационным развитием муниципальных образования: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (муниципальная экономика и управление местным развитием): диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Государственный университет управления. Москва, 2006. 202 с.

15. Милькина И. В. Развитие наукоградов как территорий инновационного развития [Электронный ресурс]. сyberleninka.ru/artiсle/n/razvitie-naukogradov-kak-territoriy-innovatsionnogo-razvitiya (дата обращения 28.04.21).

16. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://old.minobrnauki.gov.ru/ru/doсuments/сard/?id_4=1060&сat=/ru/aсtivity/naukograd/ (дата обращения 14.03.2021).

17. Монахов И. А. Методология и практика управления развитием наукоградов Российской Федерации на современном этапе / И. А. Монахов, Н. Е. Барсукова, Е. В. Клюшникова. Тверь: Тверской гос. университет, 2016. 203 с.

18. Морозенко А. Ф. Инновационная модель муниципального управления наукоградом (на примере города Королев): специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (теория управления экономическими системами): диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / ГУУ. Москва, 2001. 233 с.

19. Наукоград российской федерации г. Бийск [Электронный ресурс]. URL: http://www.educaltai.ru/education/science/naukograd/ (дата обращения 24.05.2021).

20. Некрасов Н. Н. Региональная экономика: теория, проблемы, методы. 2-ое издание. Москва: «Экономика», 1978. 340 с.

21. О статусе наукограда Российской Федерации: Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22630/ (ред. от 27.12.2009) (дата обращения 19.10.2021).

22. Официальный сайт Правительства Московской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.mosreg.ru/ (дата обращения: 13.03.21).

23. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.msko.gks.ru/wps/wсm/сonneсt/rosstat_ts/msko/ru/ (дата обращения: 13.03.21).

24. Пробст А. Е. Эффективность территориальной организации производства и создания производственно-территориальных комплексов. Москва, 1966. 23 с.

25. Саушкин Ю. Г. Глушкова В. Г. Москва среди городов мира: экономико-географическое исследование. Москва: Мысль, 1983. 285 с.

26. Справка об оценке соответствия показателей научно-производственных комплексов наукоградов Российской Федерации требованиям, установленным пунктом 8 статьи 2.1 Федерального закона № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», и достижения результатов, предусмотренных планами мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов

Российской Федерации в 2019 году [Электронный ресурс]. URL: https://old.minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1258&cat=/ru/activity/naukograd/ (дата

обращения 02.03.2021).

27. Степная зона России [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/geografiya/fizicheskaya_geografiya_rossii/stepnaya_zona_rossii (дата обращения 24.05.2021).

28. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/_(дата обращения 02.03.2021).

29. Технопарки [Электронный ресурс]. URL: https://t-parki.ru/stati/235-komu-i-zachem-nuzhnyi-naukogradyi.html (дата обращения 12.10.2021).

30. Федеральный закон от 07.04.1999 №70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22630/ (дата обращения 03.03.2021).

GEOGRAPHICAL ANALYSIS OF THE STATE POLICY OF RUSSIAN SCIENCE CITIES

Trebushkova I. E.

Kursk state University, Kursk, Russian Federation E-mail: irinatrebushkova@ya.ru

The article examines the current state of the mechanisms of state support for the science cities of Russia. The analysis of the state policy of the Russian Federation is carried out on the basis of the adopted federal laws related to the regulation of the activities of science cities that carry out scientific, scientific and technical, innovative activities, experimental development, testing, training in accordance with state priorities for the development of science and technology. The main directions of the use of federal budget funds provided to municipalities for the implementation of measures to develop and support the social, engineering and innovative infrastructures of science cities are considered. The role of science cities in the development of the national innovation system, the main problems and the ways of their further development are outlined.

At present, high rates of economic growth are possible only with a gradual change of the resource vector of development to an innovative one, the priority of which should be new promising products and technologies. In the context of the stagnation of economic development in the Russian Federation, aggravated by the political and financial crisis, the issues of import substitution, the creation of their own competitive industries based on domestic research and development, have become of fundamental importance. Modernization of the Russian economy and its transition to an innovative development path is one of the priority tasks of the country's future planning strategy, which is designed for 15 years. Implementation of the tasks set is due to the formation of a scientific and technological complex. Science cities are a key element in the modernization of the economy for Russia.

Currently, in connection with the implementation of import substitution programs, it becomes necessary to pay more attention to the development of science cities in order to develop and release domestic innovative products, as well as to develop science and technology of the industrial complex of science cities.

To carry out the study, a literature review was carried out in order to consider modern ideas about the formation and functioning of science cities, considered by leading domestic scientists and researchers in the field of the state innovation system of Russia and its spatial, scientific and technological development.

The basis for the implementation of this work was the regulatory documents, statistical

information of the Federal State Statistics Service for visualizing the results obtained, as

well as published sources on this topic. Additional information was obtained from various

sources: scientific articles, reports, specialized sites on the Internet.

The cartographic research method using GIS technologies was chosen as the main method,

since thematic maps give a more complete and visual picture of the territorial distribution,

specialization of science cities and financial support for innovations.

Keywords: science city, state support, financing, interbudgetary transfers, scientific and

technical potential.

References

1. Agirrechu A. A. Istoriko-geograficheskie osobennosti formirovanija naukogradov Rossii: special'nost' 25.00.24 «Jekonomicheskaja, social'naja i politicheskaja geografija». Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata geograficheskih nauk Moskva, 2006 [Electronic resource]. URL: http://earthpapers.net/istoriko-geografisheskie-osobennosti-formirovaniya-naukogradov-rossii#ixzz6o2gseSpj (data obrashhenija 03.03.2021) (in Russian).

2. Agirrechu A. A. Naukogrady Rossii: istorija formirovanija i razvitija. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2009. 192 p. (in Russian).

3. Baranskij N. N. Izbrannye trudy. V 2 ch. Ch. 1. Stanovlenie sovetskoj jekonomicheskoj geografii. Moskva: Mysl', 1980. 287 p. (in Russian).

4. V Sovete Federacii podderzhali proekt «Michurinskaja dolina» [Electronic resource]. URL: https://tambov.investments/invest-news/v-sovete-federatsii-podderzhali-proekt-michurinskaya-dolina/ (data obrashhenija 24.05.2021)/

5. Glaz'ev S. Ju., Naumov E.A., Ponukalin A.A. Koncepcija 2020: regional'naja innovacionnaja politika // Rossija i sovremennyj mir. 2012. № 1 (74). P. 35-41. (in Russian).

6. Glisin F. F., Razin V. L., Habarova T.V. Naukogrady v sovremennoj jekonomike Rossii [Electronic resource]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17994327. (data obrashhenija 29.04.2021) (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Glushkova V. G., Artemov S. V. Formirovanie innovacionnyh klasterov v sub#ektah Rossijskoj Federacii // Problemy regional'noj jekologii. 2012. № 2. P. 198-203. (in Russian).

8. Gohberg L. M., Kuznecova T. E. Strategija 2020: novye kontury rossijskoj innovacionnoj politiki // Forsajt. 2011. T. 5. № 4. P. 8-30. (in Russian).

9. Dajneko I. V. Formirovanie mehanizma realizacii innovacionnyh programm v uslovijah naukograda: special'nost' 08.00.05 «Jekonomika i upravlenie narodnym hozjajstvom: upravlenie innovacijami i investicionnoj dejatel'nost'ju»: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata jekonomicheskih nauk / GOU DPO GASIS. Moskva, 2006. 175 p. (in Russian).

10. Dannye Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru/wps/wsm/sonnest/rosstat/rosstatsite/main (data obrashhenija 13.03.21).

11. Zakljuchenie Komiteta po federativnomu ustrojstvu i voprosam mestnogo samoupravlenija «Na proekt federal'nogo zakona N 15455-7 "O federal'nom bjudzhete na 2017 god i na planovyj period 2018 i 2019 godov"» [Electronic resource]. URL: http://www. sonsultant. ru/sons/sgi/online. sgi?req=do s&base=PRJ&n= 154563&dst= 100350#0471515 5247454095 (data obrashhenija 14.03.21).

12. Innovacionnaja infrastruktura i osnovnye pokazateli innovacionnoj dejatel'nosti sub#ektov Rossijskoj Federacii [Electronic resource]. URL: https://www.miiris.ru/inno_objest/list (data obrashhenija 12.02.2021).

13. Kolosovskij N. N. Osnovy jekonomicheskogo rajonirovanija. Moskva: Gospolitizdat, 1958. P. 10-27. (in Russian).

14. Mil'kina I. V. Upravlenie innovacionnym razvitiem municipal'nyh obrazovanija: special'nost' 08.00.05 «Jekonomika i upravlenie narodnym hozjajstvom (municipal'naja jekonomika i upravlenie mestnym razvitiem): dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata jekonomicheskih nauk. Gosudarstvennyj universitet upravlenija. Moskva, 2006. 202 p. (in Russian).

15. Mil'kina I. V. Razvitie naukogradov kak territorij innovacionnogo razvitija Jelektron. dan. syberleninka.ru/artisle/n/razvitie-naukogradov-kak-territoriy-innovatsionnogo-razvitiya (data obrashhenija 28.04.21).

16. Ministerstvo nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii [Electronic resource]. URL: https://old.minobrnauki.gov.ru/ru/dosuments/sard/?id_4=1060&sat=/ru/astivity/naukograd/ (data obrashhenija 14.03.2021).

17. Monahov I. A. Metodologija i praktika upravlenija razvitiem naukogradov Rossijskoj Federacii na sovremennom jetape / I. A. Monahov, N. E. Barsukova, E. V. Kljushnikova. Tver': Tverskoj gos. un-t, 2016. 203 p. (in Russian).

18. Morozenko A. F. Innovacionnaja model' municipal'nogo upravlenija naukogradom (na primere goroda Korolev): special'nost' 08.00.05 «Jekonomika i upravlenie narodnym hozjajstvom (teorija upravlenija jekonomicheskimi sistemami): dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata jekonomicheskih nauk / GUU. Moskva, 2001. 233 p. (in Russian).

19. Naukograd rossijskoj federacii g. Bijsk [Electronic resource]. URL: http://www.educaltai.ru/education/science/naukograd/ (data obrashhenija 24.05.2021).

20. Nekrasov N.N. Regional'naja jekonomika: teorija, problemy, metody. 2-oe izdanie. Moskva: «Jekonomika», 1978. 340 s. (in Russian).

21. O statuse naukograda Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 07.04.1999 № 70-FZ [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22630/ (red. ot 27.12.2009) (data obrashhenija 19.10.2021).

22. Oficial'nyj sajt Pravitel'stva Moskovskoj oblasti [Electronic resource]. URL: http://www.mosreg.ru/ (data obrashhenija: 13.03.21).

23. Oficial'nyj sajt Territorial'nogo organa Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Moskovskoj oblasti [Electronic resource]. URL: http://www.msko.gks.ru/wps/wsm/sonnest/rosstat_ts/msko/ru/ (data obrashhenija: 13.03.21).

24. Probst A.E. Jeffektivnost' territorial'noj organizacii proizvodstva i sozdanija proizvodstvenno-territorial'nyh kompleksov. Moskva, 1966. 23 p. (in Russian).

25. Saushkin Ju. G. Glushkova V. G. Moskva sredi gorodov mira: jekonomiko-geograficheskoe issledovanie. Moskva: Mysl', 1983. 285 p. (in Russian).

26. Spravka ob ocenke sootvetstvija pokazatelej nauchno-proizvodstvennyh kompleksov naukogradov Rossijskoj Federacii trebovanijam, ustanovlennym punktom 8 stat'i 2.1 Federal'nogo zakona № 70-FZ «O statuse naukograda Rossijskoj Federacii», i dostizhenija rezul'tatov, predusmotrennyh planami meroprijatij po realizacii strategij social'no-jekonomicheskogo razvitija naukogradov Rossijskoj Federacii v 2019 godu [Electronic resource]. URL: https://old.minobrnauki.gov.ru/ru/dosuments/sard/?id_4=1258&sat=/ru/astivity/naukograd/ (data obrashhenija 02.03.2021).

27. Stepnaja zona Rossii [Electronic resource]. URL: https://spravochnick.ru/geografiya/fizicheskaya_geografiya_rossii/stepnaya_zona_rossii (data obrashhenija 24.05.2021).

28. Strategija innovacionnogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 [Electronic resource]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (data obrashhenija 02.03.2021).

29. Tehnoparki [Electronic resource]. URL: https://t-parki.ru/stati/235-komu-i-zachem-nuzhnyi-naukogradyi.html (data obrashhenija 12.10.2021).

30. Federal'nyj zakon ot 07.04.1999 №70-FZ «O statuse naukograda Rossijskoj Federacii» [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22630/ (data obrashhenija 03.03.2021).

Поступила в редакцию 10.11.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.