Научная статья на тему 'ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНЫХ РЕГИОНОВ'

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНЫХ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ФАКТОРЫ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поспелова И.Н.

В статье рассматриваются понятие такого объекта интеллектуальной собственности как географические указания. Перечислены характерные черты продуктов с географическим указанием. Показана реализация товарами с ГУ трех неразрывно связанных составляющих устойчивого развития - экономической, экологической и социальной. Экономическая устойчивость проявляется в повышении доходов и качества жизни производителей, экологическая - рациональном использовании ресурсов и сохранении биологического разнообразия, социальная - поддержании культуры и традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOGRAPHICAL INDICATIONS AS A FACTOR OF SOCIO- ECOLOGICAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF AGRARIAN REGIONS

The article discusses the concept of such an object of intellectual property as geographical indications. The characteristic features of the products are listed with a geographical indication. The article shows the implementation of goods with GI of three inextricably linked components of sustainable development - economic, environmental and social. Economic sustainability is manifested in an increase in the incomes and quality of life of producers, environmental - the rational use of resources and the preservation of biological diversity, social - the maintenance of culture and traditions.

Текст научной работы на тему «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНЫХ РЕГИОНОВ»

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНЫХ РЕГИОНОВ

И.Н. Поспелова, канд. с.-х. наук, доцент Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-5-3-25-27

Аннотация. В статье рассматриваются понятие такого объекта интеллектуальной собственности как географические указания. Перечислены характерные черты продуктов с географическим указанием. Показана реализация товарами с ГУ трех неразрывно связанных составляющих устойчивого развития - экономической, экологической и социальной. Экономическая устойчивость проявляется в повышении доходов и качества жизни производителей, экологическая - рациональном использовании ресурсов и сохранении биологического разнообразия, социальная - поддержании культуры и традиций.

Ключевые слова: географические указания, устойчивое развитие, регион, факторы, сельское хозяйство.

В настоящее время возрастает актуальность проблемы повышения устойчивого развития агарных регионов. Действенным инструментом в повышении трех неразрывно связанных составляющих устойчивого развития (экономической, экологической и социальной) агарных регионов выступают географические указания [1, 2, 3]. Географические указания (англ. -geographical indications) в соответствии с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) от 1994 года определяются как «обозначения, которые идентифицируют товар, как происходящий с территории члена или региона или местности на этой территории, где определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением» [4, 5]. Мировую известность имеют такие продукты ГУ как сыр «Рокфор», сыр «Конте», «Scotch», «Porto», «Havana», соль из Аме-да, лимон Пика, сыр «Грюйер», какао Чуао, кофе Пико Дуарте и др.. Географические указания, как правило, используются применительно к сельскохозяйственной продукции, продуктам питания, винам и крепким напиткам. Особые качественные характеристики этих товаров обусловлены природными ресурсами географического района и местными производственными методами. Неповторимый вкус сыра

«Рокфор» (Франция) определяется особенностями молока местной породы овец Лакон, которых кормят по традиционной методике, местными природными известковыми гротами, в которых вызревает сыр, и традиционными приемами, применяемыми на каждом из этапов производств. Высокое содержание масел позволяющее витаминам и минеральным веществам длительное время сохраняться в плодах облепихи крушиновидной из провинции Увса (Монголия) определяется суровым и холодным климатом (огромные холодные озера и холодные реки) и илистой почвой, богатой йодом, и талой водой, поступающей из вечной мерзлоты. Уникальные характеристики соли из Амеда (кристаллы меньше, чем у обычной морской соли; цвет светло-бежевый с легким розовым оттенком; более рассыпчатая, чем полученная промышленным путем; менее соленый вкус; сложный привкусом: сначала он кислый, затем постепенно становится горьким) определяются очень сухим микроклиматом региона Амед восточного побережья острова Бали [6].

На основании вышеизложенного можно выделить отличительные признаки товаров ГУ:

- содержат название региона, указывающее на то, что продукт связан с определенной местностью;

- товар обладает особым качеством и характеристиками, обусловленными его географическим происхождением;

- товар подразумевает существенные или исключительные природные и человеческие факторы географической среды, приводящие к определенным свойствам и высокому качеству.

Продвижение и сохранение продуктов, особое качество которых связано с местом происхождения, может послужить инструментом в реализации трех неразрывно связанных составляющих устойчивого развития - экономической, экологической и социальной. Продукты ГУ обеспечивают реализацию экономической составляющей:

- установлением более высоких рыночных цен. Соль из Амеда стоит в 2 раза дороже других видов солей. Цена кофе Ява Эстейт, Кона, Ямайка Блю Маунтин выше средней отпускной цены на кофе без ГУ соответственно в 3,6, 9,4 и 13,7 раза;

- расширением экспортных возможностей и премиальных рынков сбыта;

- снижением риска исчезновения по причине вытеснения конкурентами. Помело из Накхонпатхома (Тайланд) продается с надбавкой в 2-4 бата по сравнению с фруктами из других районов страны с почти такими же качественными характеристиками. При этом поставки помело из других регионов страны увеличиваются, но потребители готовы платить более высокую цену за фрукты, происходящие из Накхончайсри;

- защитой от чрезмерных колебаний и длительных спадов мировых цен на сельскохозяйственную продукцию и продукты питания. В конце 50-х годов 20 века цена колумбийского кофе упала с 0,85 долл. США до 0,45 долл. США за фунт. После присвоения колумбийскому кофе ГУ его цена стабильна и в среднем превышает отпускную цену кофе без ГУ в 3 раза;

- небольшими объемами инвестиций в продвижение и маркетинг;

- развитием смежных отраслей, таких как туризм и гастрономия [6].

Продукты ГУ обеспечивают реализацию экологической составляющей:

- рациональным использованием природных ресурсов за счет использования традиционных технологий, оказывающих меньшее воздействие на экологию по сравнению с современными или интенсивными технологиями. Продвижение продуктов ГУ может помочь противостоять тенденции к специализации и стандартизации, таким образом, предотвращая исчезновение сред обитания, типичных ландшафтов и генетических ресурсов. Продукты ГУ обеспечивают реализацию социальной составляющей:

- сбережением природного и культурного наследия, традиций, умений и образа жизни в маргинальных районах;

- повышением самоуважения местных жителей;

- повышением гендерного равенства женщин;

- обеспечением продовольственной безопасности. Кроме того, за счет сохранения традиционной продукции потребители получают более широкий выбор продовольственных товаров.

Продукт, уникальные свойства которого связаны с местом его происхождения, может стать отправной точкой для запуска успешного цикла специализации территории на выпуске продукции с особыми качественными характеристиками. Его продвижение как продукта ГУ может дать положительный, усиливающийся со временем эффект, что позволит сохранить агро-продовольственную систему и связанные с ней социальные устои. Это, в свою очередь, позитивно скажется на экономической, социально-культурной и экологической устойчивости.

- коллективным продвижением;

Библиографический список

1. Бурова Е.С. Влияние географического указания (ГУ) на развитие сельскохозяйственной отрасли Камбоджи // Азия и Африка сегодня. 2020. № 4. С. 54-59.

2. Галкин Д.Г. Географические указания как инструмент развития производства экологически чистого продовольствия // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. №6 (126). С. 55-60.

3. Поспелова И.Н. Экономика географических указаний: синергия традиций и новых инструментов развития агропромышленных регионов // Управленческий учет. 2022. № 4. С. 748-754.

4. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wipolex-res.wipo.int/edocs/lexdocs/treaties/ru/wto01/trt_wto01_001ru.pdf (дата обращения: 02.05.2022).

5. Шугурова И.В. Унификация правового регулирования в сфере охраны географических указаний и наименований мест происхождения товаров в Европейском союзе // Международное право. 2019. № 3. С. 23-40.

6. Географические указания: закрепляя связь людей, мест и продуктов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fao.org/3/i1760ru/i1760ru.pdf (дата обращения: 02.03.2022).

GEOGRAPHICAL INDICATIONS AS A FACTOR OF SOCIO-ECOLOGICAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF AGRARIAN REGIONS

I.N. Pospelova, Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor Altai State Agrarian University (Russia, Barnaul)

Abstract. The article discusses the concept of such an object of intellectual property as geographical indications. The characteristic features of the products are listed with a geographical indication. The article shows the implementation of goods with GI of three inextricably linked components of sustainable development - economic, environmental and social. Economic sus-tainability is manifested in an increase in the incomes and quality of life of producers, environmental - the rational use of resources and the preservation of biological diversity, social - the maintenance of culture and traditions.

Keywords: geographical indications, sustainable development, region, factors, agriculture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.