Научная статья на тему 'Географические особенности расселения аварцев в границах современного Азербайджана'

Географические особенности расселения аварцев в границах современного Азербайджана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1701
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОД / РАССЕЛЕНИЕ / МИГРАЦИЯ / РАЙОН / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шейхов Магомед Шарапудинович

В статье исследовано расселение одного из народов, населяющих Азербайджан (второй по численности после азербайджанцев), аварцев, выявлены причины переселения и возникновения населенных пунктов и проблем, связанных с разделением народов, предложены возможные направления взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Географические особенности расселения аварцев в границах современного Азербайджана»

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАССЕЛЕНИЯ АВАРЦЕВ В ГРАНИЦАХ СОВРЕМЕННОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

®2010 Шейхов М.Ш.

Дагестанский государственный институт народного хозяйства

В статье исследовано расселение одного из народов, населяющих Азербайджан (второй по численности после азербайджанцев), - аварцев, выявлены причины переселения и возникновения населенных пунктов и проблем, связанных с разделением народов, предложены возможные направления взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества.

The author of the article researches the settlement of Avars, populated Azerbaijan (the second nationality in the size after Azerbaijanians). He reveals the reasons of the resettlement and the occurrence of settlements and problems, connected with the peoples’ separation, and offers the possible directions of the mutually advantageous interstate cooperation.

Ключевые слова: народ, расселение, миграция, район, сотрудничество, проблемы.

Keywords: people, settling, migration, region, cooperation, problems.

Азербайджанская Республика является многонациональной

республикой на Кавказе. На ее территории проживают различные этнические группы и

национальности, которые прошли долгий исторический путь

формирования и становления. Источники, содержащие сведения о становлении населения

Азербайджана, указывают на разноплеменной характер его формирования. Многочисленные тюркские, кавказские, иранские племена на различных этапах исторического сосуществования и развития становились соучастниками общих военно-политических и социально-экономических процессов, что являлось основой межэтнической интеграции на территории. В границах современной территории Азербайджана осталась

значительная численность

этнических дагестанцев после распада союзного государства в 1991 г.

Аварцы - наиболее крупный, после азербайджанцев, народ, проживающий в Шеки-Закатальской зоне северного Азербайджана. По переписи 1989 г., численность

аварцев составила 44 тыс. чел. За десять лет численность аварцев осталась практически неизменной и составляет 50,9 тысячи человек или 0,6% населения республики. В основном аварцы расселены в Белоканском (48%), Закатальском (51%) районах Азербайджана и проживают в сельской местности (92,1%), в городах проживает только 7,9%. В этих районах расположены крупные сельские поселения аварцев, имеющие богатую историю

- Джар, Цилибан, Мацех и др. В ряде селений Алазанской долины Азербайджана представлено

смешанное население: Чардахбы

(аварцы, цахуры), Тала (аварцы, цахуры и азербайджанцы), Ках (аварцы, цахуры, грузины и азербайджанцы), Даначи (аварцы и цахуры).

Спорным в научных кругах остается до сих пор вопрос о времени появления аварцев на территории нынешнего

Азербайджана. Одним из основных видов хозяйственной деятельности аварцев с древнейших времен было горное животноводство (в основном, овцеводство). Аварцы, зимние пастбища которых находились на южном склоне Главного Кавказского

А V а. г*

тпа^ (8хета)

хребта, периодически

перекочевывали на территорию современной Шеки-Закатальской зоны из районов Дагестана. Это обстоятельство, как и малоземелье, вынуждало аварцев со временем переселяться на территории современного проживания

небольшими группами. Исторические сведения не дают утверждать о каком-либо одноразовом, массовом переселении аварцев, хотя такие переселения планировались и в советское время. На протяжении многих веков происходил постоянный исход аварцев на эти территории [1].

З Сіо/зиіга

I ¿Л^ЛйХл/

Г еографически Джаро-

Белоканские союзы в целом находились на южном склоне Главного Кавказского хребта, как писал И. П. Патрушевский, если исходить из нынешних границ Дагестана, - «на стыке между

Дагестаном, Грузией и Ханством Шекинским». Перечисляя все

общества, составлявшие собственно Джаро-Белоканы, он писал, что все они «занимали территорию по

*У>ап

нижнему течению реки Алазани, ограниченную с запада и северо-запада Кахетией, с юга Ширакской степью, с востока Шекинским ханством - в состав этой территории входили и земли, лежащие на северных склонах Главного Кавказского Хребта». Он подвергает сомнению и критике утверждения о том, что аварское население появилось в результате

«хищнического вторжения» в

Кахетию, приуроченного к началу XVII в.

Приводя исторический факт перекочевки аварцев на зиму на свои зимние пастбища, находившиеся на южном склоне Главного Кавказского Хребта, он пишет, что «это обстоятельство и малоземелье привлекло аварцев в Кахетию небольшими группами» и отрицает массовое переселение в одно и то же время с завоеванием» [3. С. 190196].

Однако необходимо обратить внимание на то, что аварцы, как он пишет, проживали на этих землях еще до XVI в., так как из сообщения Мухаммеда Рафии известно, что термин Голода - 0о1оЬа (под этим именем еще в XIV в. известны именно аварские, не ингилойские поселения Джаро-Белоканской

области) был известен уже к началу XIV в. [3. С. 190-196].

Первоначальным местом заселения аварцев в данном регионе считается местность Голода. Располагалась она на горе Келан, на месте кочевки, где сохранилось кладбище и фундаменты некоторых построек. Следует отметить, что аварцы в этой зоне долгое время были известны под названием «голодолал», что означало жители Голода.

Окончательное утверждение аварцев на этой территории относится к началу XVI в. Общины аварцев стали объединяться в вольные общества, так называемые джамааты. К тому периоду относится и образование самого крупного и могущественного из них - Джарского общества, по названию села Джар. К началу XVIII в. на этих территориях образовались окончательно шесть аварских поселений, составляющих единую зону современного расселения. В арабских и персидских источниках они именовались Джаро-Тала, а у самих аварцев - Голода. Сформировавшиеся Джаро-

Белоканские поселения являлись уникальной формой социальнополитической организации общества и представляли собой своеобразную федерацию вольных общин, управлявшуюся советом старейшин и военачальниками. Джаро-Белоканские поселения как территориальные военнополитические единицы

просуществовали вплоть до начала Кавказской войны.

Аварцы Закатальского и

Белоканского районов говорят на анцухском наречии аварского языка, относящегося к дагестанской группе языков. Вместе с этим широко употребляется аварцами и

государственный азербайджанский язык.

В то же время происходит ассимиляция национальных

меньшинств, своего рода

«проглатывание» с самого зарождения азербайджанской

государственности. Однако особое развитие эта политика получила с середины тридцатых годов ХХ столетия, когда закавказские тюрки получили свой нынешний этноним. С 1936 г. национальные меньшинства, проживающие в Азербайджане, были вынуждены платить за учебу в старших классах

общеобразовательных школ, а также за учебу в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Это подкреплялось вынужденным

переселением населения

азербайджанской национальности и других тюркоязычных племен в места проживания аварцев.

Практиковались принудительное причисление аварцев к

азербайджанцам, а отказников лишали многих возможностей

жизнеобеспечения. Притеснения аварцев и других коренных малочисленных народов

Азербайджана известны и

направлены к вынуждению

переселится на дагестанскую

территорию. Это и лежит в основе

возникавших в 1990-е гг. и не до конца решенных конфликтов между азербайджанцами и аварцами.

Острыми проблемами

дагестанских этносов в

Азербайджане продолжают

оставаться, прежде всего, вопросы образования, сохранения культуры, традиций, обучения детей родному языку и литературе, хотя аварский язык в начальных классах общеобразовательных школ,

находящихся в районах компактного проживания аварцев, преподается.

Изучение аварского языка в школах Закатальского и

Белоканского районов

Азербайджана, где компактно

проживают этнические дагестанцы аварской национальности, было восстановлено в 1988-89 гг. и

включено в учебную программу начальных классов 30-ти школ (из 50-ти имеющихся) этих районов. Согласно договоренности с

азербайджанской стороной,

дагестанская сторона приняла обязательство обеспечить школы Азербайджана учебниками и

учебными программами по изучению лезгинского, аварского и цахурского языков. Правительством Республики Дагестан были одобрены подготовленные рукописи

необходимых учебных пособий и программ, утверждена смета расходов на издание учебников по трем языкам для 1-4 классов школ Азербайджана. Однако это по каким-то причинам не осуществлено. В целях решения проблемы подготовки учителей по национальным языкам дагестанских народов по инициативе дагестанской стороны в 1996 г. в г. Баку открыт филиал ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». В филиале функционируют филологический, юридический и финансовоэкономический факультеты.

Несмотря на всю сложность проблемы разделенных народов, Республика Дагестан в тесном взаимодействии с федеральными органами Российской Федерации, заинтересованными сторонами продолжает проводить работу по поиску путей решения проблем межнациональных отношении и принимает необходимые меры по созданию благоприятных условий для улучшения социальноэкономического развития

разделенных народов и

стабилизации социальнополитической обстановки в

приграничном с Дагестаном районе. Это объясняется тем, что судьба проживающих этнических

дагестанцев в Азербайджане, живших испокон веков в едином географическом, политическом, социально-экономическом пространстве и оказавшихся разделенными в разных

независимых государствах, остается сложной. Существенные проблемы национальных меньшинств,

проживающих в Азербайджане, были вызваны решением ввести в стране латинский алфавит, замененный в 1928 г. кириллицей. Азербайджан вернулся к латинскому алфавиту, что создало определенные затруднения в образовании. В начальных и средних школах дети обучаются по учебникам с латинским шрифтом. Представители нацменьшинства, которые обучаются по программе, подготовленной на кириллице, затрудняются в обучении. Изучение родных языков фактически исключено из образовательной системы [2].

Дискомфорт для малочисленных народов Азербайджана создает также попытка внедрения тюркизма в государственную идеологию

становления азербайджанской

государственности. В 1992-93 гг. была принята формула «Одна нация (тюркская) - одно государство».

Некоторые ученые считают, что, «пантюркизм» не был принят народами в Азербайджане.

Как следствие, в последнее время наблюдается рост активности аварского национализма,

обусловленного, в основном, тремя факторами:

- социально-экономическим

отставанием территории компактного проживания, альтернативными

(теневыми) экономическими

структурами в соперничестве аварцев с азербайджанскими;

- влиянием аварских

националистических сил,

действующих в Дагестане;

- реакцией на усиление

азербайджанского тюркского

национализма. Все эти факторы носят в настоящее время достаточно скрытый характер и обостряются в условиях дестабилизации

социально-политической ситуации в стране. В современных СМИ, литературе и других источниках, выходящих в Азербайджане, авторы не оказывают нынешнее положение автохтонных народов страны, избегая употребления этнонимов аварцев, цахур, лезгин и других народов, особенно, после официального отказа указывать в паспортах национальность.

Временное сопоставление и анализ информации, позволяет понять

современную демографическую картину Азербайджана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аварское население, по данным переписи 1999 года, насчитывало в Азербайджане 50,9 тыс. чел., а 1989 г. эта цифра составляла 44 тыс. чел.

За межпереписной период численность аварцев в этом регионе увеличилась на 6 тысяч человек. За тот же период общее население Азербайджана увеличилось в несколько раз [4].

Таблица 1

Численность аварцев и цахур согласно переписи 1999 г. тыс. чел.

Районы Всего аварцы цахуры

в % в %

Закаталский 125 26 20,8 12,9 10,3

Белоканский 93 24,4 26,3 0,1 0,1

Г ахский 65 0,2 0,3 12,9 4,5

Итого 283 50,9 17,9 15,9 5,6

Источник: Государственный комитет по статистике Азербайджана, 2000. Т.

3,4 [5]

Совершенно другие данные относительно численности аварцев в Азербайджане приводят

неофициальные источники. В 2004 г. дагестанские СМИ проводили

статистический подсчет на основе учета национального состава жителей каждого отдельного поселения Шеки-Закатальского региона.

Таблица 2

Национальный состав Шеки-Закатальского региона по данным на 2004

г.

Районы Всего в тыс. чел. аварцы цахуры азербайджанцы

тыс. чел. в % тыс. чел. в % тыс. чел. в %

Закатальский 142 73,8 52 20,6 14,5 33,5 23,6

Белоканский 98,5 77,6 78,8 0,4 0,4 17,8 18,1

Г ахский 70,16 1,9 2,7 11 15,6 46,5 66,2

Итого 310,6 153,3 49,4 31,9 10,3 97,8 31,5

Источник: Еженедельная газета «Черновик» № 22 от 4 июня 2004 г. [2]

Приведенная статистика (табл. 2), показывает, что численность аварцев в указанном регионе Азербайджана - 153,3 тыс. человек. Число людей с аварской самоидентификацией находится где-то посередине между официальными и неофициальными данными. С учетом расхождений между приведенными данными численность аварцев составляет около 102,4 тыс. чел. В Азербайджане проживает также ассимилированная часть аварцев.

Опираясь на историческое

прошлое, азербайджанские аварцы нередко высказывают мнение о привсоединении Закатальского и Белоканского районов к Дагестану. Как известно, административная и географическая граница Кавказской Албании фиксировалась на севере Кавказским хребтом, который ныне находится на территории

современного Азербайджана. Ареал

расселения аварцев действительно оказался разделенным в период образования СССР и установления советских границ. Винить кого-либо в этом сегодня не представляется возможным, ибо границы советского Азербайджана на севере

подчинялись логике

распространения советской власти. «Замиренные» территории, невзирая на национальный состав

проживающего там населения, были объединены в одно государственное образование. Потому и

Азербайджанская ССР была единственной советской

республикой, практически

официально называемой

интернациональной.

1. Алиев Б. Г., Умаханов М-С. К. Историческая география Дагестана XVI - начало XIX вв. Махачкала, 1999. С. 55-56. 2. Гусаев М.-С. М. Некоторые аспекты современной этнической ситуации в Азербайджанской Республике, Республике Грузия, а также государствах Центральной Азии, проблемы национальных меньшинств // Геополитика. Этнические дагестанцы в ближнем зарубежье. Проблемы правового, социально-экономического и национально-культурного развития. 2003 г. 3. Петрушевский И. П. Социальная структура Джаро-Белоканских обществ накануне российского завоевания. Исторический сборник. Вып. 1. Л., 1 934. С. 1 90-196. 4. Шахназарян М. Аварцы в Азербайджане // Газета «Черновик». № 22 от 4 июня 2004 г. 5. http://www.azstat.org

Статья поступила в редакцию 26.08.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.