Научная статья на тему 'Географическая составляющая образа мира в школьном учебнике'

Географическая составляющая образа мира в школьном учебнике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / УЧЕБНАЯ КНИГА / ГЕОГРАФИЯ / GEOGRAPHY / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ILLUSTRATION / ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / VISUAL IDENTITY / НАГЛЯДНОСТЬ / VISIBILITY / TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Ольга Дмитриевна, Парахин Александр Сергеевич

В статье рассмотрены особенности становления визуальных образов мира в учебной книге по географии. На примере учебных пособий XIX века показано, что в России географические открытия вводились в содержание образования с опозданием. Проанализированы четыре российских учебника по географии. Охарактеризован иллюстративный ряд, поясняющий географически значимые особенности Австралии. Делается вывод, что утверждения авторов об отсталости и бесперспективности экономики и культуры этого континента являются ошибочными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова Ольга Дмитриевна, Парахин Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The geographical component of the image of the world in the textbooks

The article describes the features of formation of visual images of the world in educational book on geography. Analysis of the textbooks of the XIX century showed a later reflection of geographical discoveries of new content in Russian education. The object of the analysis are four Russian textbook on geography. The authors describe some illustrative clusters which explain geographically important features of Australia. The article assesses the views of the author of textbooks on geography. It is shown that the estimates of Australia as a forever backward continent are wrong.

Текст научной работы на тему «Географическая составляющая образа мира в школьном учебнике»

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

УДК 37.026.4

Федотова Ольга Дмитриевна

ФГ АОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Россия, Ростов-на-Дону Зав. кафедрой психологи и педагогики высшего образования Доктор педагогических наук, профессор E-mail: fod1953@yandex.ru

Парахин Александр Сергеевич

ФГ АОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Россия, Ростов-на-Дону Магистрант E-mail: a.parakh@mail.ru

Географическая составляющая образа мира в школьном учебнике

Аннотация. В статье рассмотрены особенности становления визуальных образов мира в учебной книге по географии. На примере учебных пособий XIX века показано, что в России географические открытия вводились в содержание образования с опозданием. Проанализированы четыре российских учебника по географии. Охарактеризован иллюстративный ряд, поясняющий географически значимые особенности Австралии. Делается вывод, что утверждения авторов об отсталости и бесперспективности экономики и культуры этого континента являются ошибочными.

Ключевые слова: образование; учебная книга; география; иллюстрация; визуальный образ; наглядность.

1

04KRNDMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

Ведущей тенденцией в сфере духовной культуры при переходе к информационному обществу является смена типа культурного кода. В настоящее время происходит активная замена традиционного для европейской цивилизации письменно-книжного культурного кода на экранный код культуры. Историческое становление информационно-культурной среды связано со сменой форм коммуникации от устного слова к созданию алфавита и письменности к появлению и расширению влияния книгопечатания, использовавшего иллюстративный ряд. В настоящее время постепенно утрачивают свою значимость наставительные учебные тексты и различные поучения. Будучи выполненными и растиражированными в типографском варианте, они часто содержали специальные дидактические иллюстрации, поясняющие содержание просветительских текстов и учебного материала [1, 2].

Новая культурно-образовательная среда приводит к изменению форм социальности и появлению признаков глобального сознания. Она требует выработки умения жить и работать одновременно в двух типах времени - «стремительном» времени информационного потока и «медленном» времени гуманитарной культуры. Особую важность приобретают умения и навыки, связанные с поиском и анализом нужной информации, владением информационными технологиями. Однако не уменьшается значимость печатной культуры, позволяющей обдумывать сказанное другими, мысленно говорить с теми, кто находится вне зоны непосредственной вербальной коммуникации. В этом контексте возникает вопрос о том, как помочь современному человеку познавать и различать визуальные образы глобализирующегося мира, что требует внимания к содержанию обязательного образовательного контента. Содержание школьного образования позволяет знакомиться с жизнью в далеких странах, культурой и традициями населения на основе объективированного в нем смыслового контекста.

В отечественной педагогической науке традиционно большее внимание уделяется вопросам, обращенным к системе европейского образования. Вместе с тем в последние годы, как указывают отечественные исследователи, возрос интерес к проблемам образования в азиатских странах [3, 4].

Для проведения исследования нами была выбрана Австралия как страна-континент, открытый только в 1606 году, отдаленный и не имеющий границ с Россией. В Австралии имеются оригинальные климатические особенности, развитая экономика и исторические традиции. Данный континент пережил европейскую колонизацию, но не утратил коренное население - аборигенов. В традиции русской географической мысли Австралия рассматривается вместе с Океанией, Новой Зеландией и Папуа-Новой Г винеей. Представляется целесообразным рассмотреть особенности отражения образа Австралии как отдаленной самобытной страны-континента в отечественной учебной книге по географии.

В теории познания, наряду с понятиями «образ», «психический образ», «чувственный образ», нередко употребляется понятие «наглядный образ». Под ним мы понимаем особый класс чувственных представлений, познавательное качество которых не сводимо к обычным формам чувственного отражения. Чувственный или психический образ можно называть наглядным лишь в том случае, если он используется с целью толкования или изложения каких-либо знаний. В процессе обучения используются различные средства наглядности. Современная дидактическая классификация средств наглядности включает различные ее типы. Помимо средств натуральной наглядности в дидактике используются иллюстративные средства, находящиеся в отношениях гомоморфизма или изоморфизма с реальными объектами. Они позволяют сформировать и закрепить представление об отношениях, существующих между системами различной природы, например, между фотографией и оригиналом, географической картой и соответствующей местностью. Возникает представление как чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и

2

04KRNDMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Сформированный наглядный образ является инструментом идентификации новых объектов познания, позволяет формировать индивидуальные когнитивные стратегии. Цель исследования заключается в выявлении качественного своеобразия, характерного для представления нового географического объекта, в дореволюционных учебниках по географии.

Концепция исследования. Дидактическая основа учебного предмета «география», в котором используются как визуальные образы, так и рационально организованная статистическая информация, позволяет выявить качественно специфическое отношение авторов учебников к организации учебного текста в национальной педагогической традиции. Она также позволяет рассмотреть проблему в историческом аспекте, включающем смену политических формаций в России. Поэтому целесообразно проанализировать историю использования учебной иллюстрации как невербального средства формирования представлений в дореволюционный период в России, что в дальнейшем позволит сравнить данный подход с результатами отражения особенностей континента в советское и постсоветское время. Сравнение позволит выявить своеобразие динамики появления подходов к формированию наглядного образа в познании на примере учебной книги по географии.

Эмпирический объект исследования составила коллекция учебных пособий, дидактических материалов и научных монографий, использовавшихся при обучении географии в дореволюционной России (1767 - 1876).

Методы исследования. В исследовании использовались теоретические методы (анализ, сравнение, интерпретация) и также метод контент-анализа, основные позиции которого применительно к анализу педагогической проблематики определены в отечественной педагогике [5].

При использовании контент-анализа была выделена смысловая категория анализа -понятия, имеющие семантическое отношение к средствам параграфематики как вневербальному отражению определенного смыслового объема информации. Единицей счета являлась тематическая иллюстрация в учебной книге.

Результаты исследования. Анализ дореволюционных учебных книг показал, что факт открытия Австралии как нового континента в 1606 году нашел свое отражение в российских учебниках со значительным запозданием. В учебнике 1767 [6] еще утверждается, что существует четыре континента - Европа, Америка, Африка, Азия. Австралия определяется как новый континент и впервые попадает в отечественный учебник по географии для учащихся Императорского лицея в 1825 году [7]. В этой учебной книге тема «Австралия» выносится в самостоятельный раздел. Ограниченные типографские возможности определили дидактическую концепцию учебника - его автор Иван Шульгин активно использовал потенциал подробного географического описания для создания у учащихся наглядных представлений о новом континенте. Иван Шульгин обращается к интеллектуальному опыту лицеистов и, апеллируя к их воображению, использует ряд образных сравнений для создания целостного наглядного образа нового континента на основе представлений, полученных ранее чувственным путем.

Австралия упоминается в учебнике для военных училищ (1846), которые еще не содержат иллюстрации [8]. В учебнике 1876 года [9] Австралия представлена несколькими яркими изображениями. На основе выделения тематических кластеров (флора, фауна, географические карты, жилища аборигенов) и проведенного подсчета иллюстраций, содержащихся в данном учебнике, полученные данные были систематизированы. Результаты представлены на Рисунке 1.

3

04KRNDMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

Рисунок 1. Погон тематических распределений иллюстраций в российском учебнике «Начальный курс географии» Санкт-Петербург, 1876.

Анализ содержания иллюстративного ряда, представлено в качестве пояснений к двум тематическим урокам, показывает, что в 1876 году Австралия характеризуется как примитивная экзотическая страна. Пояснения к рисункам позволяют сделать вывод о том, что климатические особенности определяют особенности экономической жизни, заключающейся в своевременном сборе плодов хлебного дерева и охоте. При характеристике населения особо подчеркивается, что дикие племена охотно принимают христианство и способны усвоить знания, предлагающиеся в европейской системе образования, в том случае, когда обучение начинается в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Выводы. В русский педагогической традиции XIX века не использовать богатство визуального материала, содержащегося в переводе научных изданиях европейских исследователей, которые описали Австралию и Океанию. Вне рамок научных интересов русских авторов учебных текстов остались иллюстративные материалы (чертежи, планы и карты) известного русского путешественника Николая Миклухо-Маклая, которые активно использовались немецкими авторами в учебниках по географии для школьников.

Чаще всего в иллюстративном ряде отечественных авторов XIX века изображено растение, которое получило название «хлебного дерева». Характер его описания в российской учебной книге XIX века позволяет полагать, что то изображение «хлебного дерева» было введено в качестве экономического символа Австралии и использовалось как доказательства того факта, что отсталость аборигенов определяется наличием постоянной «кормовой базы», не требующей специального приложения сил.

В дореволюционных учебниках, описывающих Австралию, показано, что она представлена как экономически бесперспективная экзотическая страна, населенной представителями двух типологических групп - осужденными и дикарями-туземцами. История развития данной страны показала, что эти выводы были ошибочны.

4

04KRNDMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

ЛИТЕРАТУРА

1. Федотова О.Д., Богданова Н.А. Формирующий потенциал наставительного и учебного текста в истории европейской образовательной практики. // Интернетжурнал Науковедение. 2014. № 1 (20). С. 106.

2. Федотова О.Д., Латун В.В., Пивненко С.Н. Дидактические иллюстрации XVIII века как инструмент создания новой коммуникативной стратегии (на примере педагогических текстов по проблемам безопасности) // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 3. С. 161.

3. Федотова О.Д. Профессиональное образование в странах Восточной Азии: исследования и перспективы. // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4. С. 64.

4. Федотова О.Д., Латун В.В. Образование в Китае: психолого-педагогическая проблематика диссертационных исследований. // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 204.

5. Федотова О.Д., Катичева М.А. Контент как методологический индикатор реформы образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 2. С. 19-29.

6. Краткое руководство к географии в пользу учащегося при гимназии юношества. Издано вторым тиснением. В Санкт-Петербурге при Императорской Академии наук 1767 г.

7. Курс Всеобщей географии в пользу воспитанников Императорского лицея,

составленный Иваном Шульгиным. Часть вторая. Азия, Африка, Америка и Австралия. Санкт-Петербург: Типография Медицинского департамента

Министерства внутренних дел. 1825 года.

8. Учебныя руководства для военно-учебных заведений. География. Часть четвертая. Составил Н.Н. Соколовский. Санкт-Петербург. 1846.

9. Начальный курс географии. По американской методе Корнеля. Издание десятое. С картографическими картами и многими приложениями. Санкт-Петербург. Типография И.И. Глазунова. 1876.

5

04KRNDMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

Olga Fedotova

Southern Federal University Russia, Rostov-on-Don E-mail: fod1953@yandex.ru

Alexandr Parakhin

Southern Federal University Russia, Rostov-on-Don E-mail: a.parakh@mail.ru

The geographical component of the image of the world in the

textbooks

Abstract. The article describes the features of formation of visual images of the world in educational book on geography. Analysis of the textbooks of the XIX century showed a later reflection of geographical discoveries of new content in Russian education. The object of the analysis are four Russian textbook on geography. The authors describe some illustrative clusters which explain geographically important features of Australia. The article assesses the views of the author of textbooks on geography. It is shown that the estimates of Australia as a forever backward continent are wrong.

Keywords: education; textbook; geography; illustration; visual identity; visibility.

6

04KRNDMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

REFERENCES

1. Fedotova O.D., Bogdanova N.A. Formiruyushchiy potentsial nastavitel'nogo i uchebnogo teksta v istorii evropeyskoy obrazovatel'noy praktiki. // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2014. № 1 (20). S. 106.

2. Fedotova O.D., Latun V.V., Pivnenko S.N. Didakticheskie illyustratsii XVIII veka kak instrument sozdaniya novoy kommunikativnoy strategii (na primere pedagogicheskikh tekstov po problemam bezopasnosti) // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2014. № 3. S. 161.

3. Fedotova O.D. Professional'noe obrazovanie v stranakh Vostochnoy Azii: issledovaniya i perspektivy. // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2014. № 4. S. 64.

4. Fedotova O.D., Latun V.V. Obrazovanie v Kitae: psikhologo-pedagogicheskaya problematika dissertatsionnykh issledovaniy. // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2013. № 6 (19). S. 204.

5. Fedotova O.D., Katicheva M.A. Kontent kak metodologicheskiy indikator reformy obrazovaniya // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2011. № 2. S. 19-29.

6. Kratkoe rukovodstvo k geografii v pol'zu uchashchegosya pri gimnazii yunoshestva. Izdano vtorym tisneniem. V Sankt-Peterburge pri Imperatorskoy Akademii nauk 1767

g.

7. Kurs Vseobshchey geografii v pol'zu vospitannikov Imperatorskogo litseya, sostavlennyy Ivanom Shul'ginym. Chast' vtoraya. Aziya, Afrika, Amerika i Avstraliya. Sankt-Peterburg: Tipografiya Meditsinskogo departamenta Ministerstva vnutrennikh del. 1825 goda.

8. Uchebnyya rukovodstva dlya voenno-uchebnykh zavedeniy. Geografiya. Chast' chetvertaya. Sostavil N.N. Sokolovskiy. Sankt-Peterburg. 1846.

9. Nachal'nyy kurs geografii. Po amerikanskoy metode Kornelya. Izdanie desyatoe. S kartograficheskimi kartami i mnogimi prilozheniyami. Sankt-Peterburg. Tipografiya I.I. Glazunova. 1876.

7

04KRNDMN414

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.