Научная статья на тему 'ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЬЕТНАМА: ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ'

ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЬЕТНАМА: ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
282
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОЭКОНОМИКА / ВЬЕТНАМ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ / ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ / ТОРГОВАЯ ВОЙНА МЕЖДУ США И КИТАЕМ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / COVID-19

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Данг Хоанг Линь, Нгуен Тхи Тхань Лам

Выгодное географическое положение Вьетнама в настоящее время вовлекает его в ряд международных проблем (споры в Южно-Китайском море, американо-китайская торговая война и пандемия COVID-19). Данное исследование показывает, как уникальные географические характеристики страны используются в национальных интересах. Кроме того, рассматривается влияние отдельных географических факторов на экономику Вьетнама и региона в целом. Постановка и анализ этих вопросов дают возможность оценить экономическую политику правительства в плане дальнейших перспектив. Авторы также рассматривают связанные с геоэкономикой возможности сотрудничества с Вьетнамом и инвестиций в экономику страны, открывающиеся перед иностранными партнёрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIETNAM’S GEOECONOMIC FEATURES: ADVANTAGES AND PROBLEMS

Geographical features which are mostly considered as privileges to Vietnam are now dragging the country into some international issues namely the South China Sea, The US - China trade war and COVID-19 pandemic. The research points out unique geographical features of Vietnam and how they have been used to Vietnam’s national interest. Then, the research underlines some note-worthy impacts of specific current geographical issues on Vietnam’s and regional economy. By stating and analyzing these issues, the evaluation of the government's economic policies in response can be further clarified. Ultimately, the research provides implications for foreign governments and investors in future cooperation or investment in Vietnam.

Текст научной работы на тему «ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЬЕТНАМА: ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

DOI: 10.54631^.2022.64-91031

ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЬЕТНАМА: ПРЕИМУЩЕСТВА

И ПРОБЛЕМЫ Данг Хоанг Линь1, Нгуен Тхи Тхань Лам2

Аннотация. Выгодное географическое положение Вьетнама в настоящее время вовлекает его в ряд международных проблем (споры в Южно-Китайском море, американо-китайская торговая война и пандемия СОУГО-19). Данное исследование показывает, как уникальные географические характеристики страны используются в национальных интересах. Кроме того, рассматривается влияние отдельных географических факторов на экономику Вьетнама и региона в целом. Постановка и анализ этих вопросов дают возможность оценить экономическую политику правительства в плане дальнейших перспектив. Авторы также рассматривают связанные с геоэкономикой возможности сотрудничества с Вьетнамом и инвестиций в экономику страны, открывающиеся перед иностранными партнёрами.

Ключевые слова: геоэкономика, Вьетнам, территориальные споры, Южно-Китайское море, торговая война между США и Китаем, экономическое сотрудничество, COVID-19.

Для цитирования: Данг Хоанг Линь, Нгуен Тхи Тхань Лам. Геоэкономическое положение Вьетнама: преимущества и проблемы // Вьетнамские исследования. 2022. Т. 6. № 4. С. 23-32.

Дата поступления статьи: 12.07.2022

Дата поступления в переработанном виде: 13.10.2022

Принята к печати: 15.11.2022

Введение

Предполагается, что глобализация укрепляет взаимоотношения между странами, что в свою очередь способствует значительному развитию как мировой экономики в целом, так и отдельных национальных экономик. Однако в борьбе за экономические интересы и влияние в нынешнем многополярном мире стратегические географические факторы привели к напряжённым конфликтам между странами с более и менее выгодным положением на карте. Эта глобальная ситуация вызывает обеспокоенность у стран и инвесторов, поскольку прямо влияет на их стратегию и планы, связанные с экономическим развитием. Чтобы глубже

1 Данг Хоанг Линь, к. э. н., доцент, декан факультета международной экономики, Дипломатическая академия Вьетнама. E-mail: hoanglinhdang@yahoo.co.uk

2 Нгуен Тхи Тхань Лам, преподаватель, факультет международной экономики, Дипломатическая академия Вьетнама. E-mail: thanhlam.july@gmail.com

разобраться во многих критических аспектах такого влияния в отдельных конкретных случаях, требуются дальнейшие исследования в области экономической географии.

В силу особенностей своего географического положения Вьетнам оказался причастен к ряду важных проблем, привлекающих внимание разных стран мира. Однако специального анализа влияния географических факторов на экономику Вьетнама с учётом текущих событий не проводилось.

Для всестороннего изучения и лучшего понимания современной экономической географии Вьетнама авторы используют комплексный подход, опираясь на официальные географические характеристики страны и анализ влияния текущих событий (проблема ЮжноКитайское моря, американо-китайская торговая война, пандемия COVID-19). Оценивая экономическую политику вьетнамского правительства с учётом географических аспектов, авторы также рассматривают перспективы сотрудничества и инвестиций во вьетнамскую экономику для иностранных правительств и инвесторов.

Обзор литературы

Во многих исследовательских работах употребляется термин «экономическая география», однако однозначного определения он не имеет. Одну из самых ярких трактовок новой геоэкономики в 1990 г. дал Э. Люттвак, назвав ее «причудливым соединением логики конфликта с методами коммерции» [Luttwak 1990]. Геоэкономика приходит на смену старой «системе межгосударственной конкуренции» [Mattlin, Wigell 2015], преобладавшей в годы геополитики холодной войны, а это означает, что либо причина, либо инструмент конфликта в новую эпоху должны быть экономическими. Есть четыре важных критерия сохранения страной геоэкономической мощи и противостояния непредсказуемым краткосрочным вызовам. То, как страна справляется с ними, скорее всего, определяет её «истинный геоэкономический статус» [Baru 2012]. В. Мазырин выявил прямую зависимость успеха рыночных реформ во Вьетнаме в конце ХХ в. от творческого использования опыта Китая и «азиатских тигров», таких как Сингапур, а также их геоэкономическую связь с развалом СССР и социалистического лагеря [Mazyrin 2013: 56].

Для Вьетнама концепция геоэкономики достаточно нова, хотя география давно изучается и применяется во вьетнамской политике. Л. Нго и П. Сантос задались вопросом, может ли география быть причиной более низких темпов роста и, следовательно, сохранения бедности во Вьетнаме, и показали, что имеются определённые основания для подтверждения этого тезиса [Ngo, Santos 2012]. Ле Тхай Ха изучал влияние относительного экономического расстояния (relative economic distance, RED) между странами на двустороннюю внешнюю торговлю и прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Результаты его исследования свидетельствуют, что данный фактор значительно влияет на двустороннюю торговлю и приток ПИИ [Le Thai Ha 2017].

Географическое положение Вьетнама также вызывало озабоченность по поводу его экономической зависимости от других стран, особенно соседнего Китая с его огромным экономическим потенциалом. Р. Амер показал явную зависимость Вьетнама от китайских инвестиций и помощи [Amer 1993]. История отношений этих двух стран предопределила характер их развития сегодня в некоторых областях. А. Захарул и С. Дауд, подчёркивая сильную зависимость Вьетнама от Китая после нормализации отношений в 1991 г., выяснили способность вьетнамского правительства справляться с этой экономической зависимостью. Авторы, отмечая, что СРВ никогда не теряла самостоятельности из-за помощи Китая, считают,

что она всё же сталкивается с ограничениями, налагаемыми отдельными внутренними и внешними факторами, включая глобальную экономическую неопределённость, вызванную торговой войной между США и Китаем [Zaharul, Ба^ 2020].

В последнее время зависимость вьетнамской экономики от Китая изменилась. После ряда серьёзных событий и действий, предпринятых правительством по ослаблению зависимости от Китая, возникла новая тенденция. Так, А. Вувинг обнаружил сдвиги в дипломатической стратегии Вьетнама после действий Китая в Южно-Китайском море [Vuving 2015]. Китай со всей определённостью заявил о намерении расширить своё влияние и присутствие в регионе, создав непосредственную угрозу безопасности Вьетнама. В ответ вьетнамское правительство укрепляет дипломатические и экономические отношения с другими странами, в том числе с США. Конфликтное поведение Китая создаёт Вьетнаму и США разумный предлог для укрепления отношений ради безопасности своих стран. Эта ситуация породила новую конфигурацию отношений в «треугольнике США-Китай-Вьетнам», предполагающую вмешательство США в эти отношения на стороне Вьетнама.

В некоторых исследованиях встречаются лишь упоминания о географических особенностях в связи с конкретными отраслями экономики. В новом контексте с новыми проблемами, действительно связанными с географическим положением Вьетнама, многие исследования устарели и не могут дать надлежащего анализа.

Роль географического положения Вьетнама в национальной, региональной и

международной экономике

Вьетнам, страна в Юго-Восточной Азии, простирается на 1650 км с севера на юг. В самом широком месте её протяжённость 600 км, в самом узком — всего 50 км. Географически Вьетнама располагается близко к основным морским путям, соединяющим Индийский и Тихий океаны. С востока страну омывает Южно-Китайское море, где проходят крупнейшие мировые торговые пути, благодаря чему Вьетнам играет решающую экономическую роль, соединяя внутренние територии Юго-Восточной Азии — Лаоса, северо-восточного Таиланда, Мьянмы, с Тихим океаном и обеспечивая логистические каналы для стран, находящихся внутри и за пределами региона (рис. 1).

Кроме того, стратегическое положение Вьетнама, играющего роль ворот в Азию из Тихого океана, делает его местом, где крупные страны конкурируют за влияние. Вьетнаму уделяется большое внимание в Индо-Тихоокеанской стратегии США, в китайской инициативе «Один пояс, один путь» через Вьетнам также проходит много важных маршрутов. Для страны это является как шансом, так и вызовом, поскольку сложившаяся ситуация позволяет не только привлечь большее количество иностранных инвестиций для развития экономики, но и требует выработки соответствующей внешней политики, чтобы избежать необходимости делать предпочтение той или иной конкурирующей стороне.

Расположение и протяжённость страны обеспечивают ей тропический муссонный климат, подходящий для развития сельского хозяйства. Учитывая эти преимущества, Вьетнам уделяет большое внимание его развитию. Сельскохозяйственный сектор по-прежнему остаётся важным сектором экономики Вьетнама, в 2021 г. его доля в ВВП составила 12,56 % [SYBVN 2021: 192].

Рисоводство выступает флагманской отраслью сельского хозяйства страны, основным производителем риса остается дельта Меконга. Рисоводство во Вьетнаме обслуживает не только внутренние потребности, но и нацелено на экспорт. В частности, в 2021 г. Вьетнам

экспортировал 6,2 млн тонн риса на сумму 3,3 млрд долл. [SYBVN 2021: 636, 638]. Он обогнал Таиланд и стал вторым по величине экспортёром риса в мире, уступая только Индии [6,7% growth...: 01.02.2022]. Вьетнам проводит политику расширения географии экспорта, повышения качества продукции и поощрения применения передовых технологий в сельскохозяйственном производстве в целях повышения его производительности. Страна намерена и впредь, используя благоприятные географические характеристики, уделять особое внимание расширению сельскохозяйственного сектора.

Рис. 1. Карта Восточной Азии. Фото из открытых источников

Протяжённая береговая линия (около 3000 км) обеспечивает Вьетнаму возможности для рыболовства и туризма, а также гарантирует большинству районов страны легкодоступные транспортные пути выхода на зарубежные рынки. Действительно, Вьетнам славится прекрасными пляжами — в Нячанге, Дананге, на о-ве Фукуок, которые ежегодно привлекают миллионы иностранных и отечественных туристов. В 2019 г., до пандемии COVГО-19, Вьетнам посетило в общей сложности 18 млн иностранных гостей, а число внутренних туристов составило 85 млн, что принесло доход в размере 32,8 млрд долл. [Тос ¿0 tang tmдng...: 09.07.2020]. Используя морские ресурсы, Вьетнам развивает производство рыбной продукции на экспорт и добивается отличных результатов. В 2021 г. общий экспортный оборот рыбной продукции составил 8,9 млрд долл. [SYBVN 2021: 636], что делает эту отрасль одной из крупнейших экспортных отраслей страны.

Вьетнам расположен в месте соединения Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, где находится много быстрорастущих экономик — Японии, Южной Кореи, Китая, и имеет сухопутную границу с Китаем, Лаосом и Камбоджей, что благоприятно для заключения как двусторонних, так и многосторонних торговых связей и значительно увеличивает товарооборот страны, способствуя дальнейшему экономическому росту.

Вьетнам является одной из основных частей экономического коридора Восток—Запад, и его концепция развития состоит в том, чтобы соединить Индийский и Тихий океаны

сухопутным маршрутом и сохранить морской путь через Малаккский пролив [Clark 2021]. Это создаёт огромные возможности для привлечения инвестиций в прибрежные провинции центра страны и разработки новой торговой стратегии, что, в свою очередь, ещё больше укрепит важное стратегическое положение Вьетнама как на суше, так и на море.

Географические факторы в современном контексте: влияние на экономику и политику

Вьетнама

Территориальные споры в Южно-Китайском море

Вьетнам вовлечён в споры в Южно-Китайском море, которые касаются акваторий с большим экономическим потенциалом в плане рыболовства, природных ресурсов (нефть, морское биоразнообразие и ценные ископаемые) и контроля над морскими путями. Самая длительная и разрушительная конфронтация Вьетнама здесь происходит с Китаем, включая множество крупных и мелких столкновений в истории отношений двух стран, влияющих на вьетнамскую экономику. Наиболее значительное из них — размещение в 2014 г. Китаем нефтяной вышки 981 в ИЭЗ Вьетнама — не только привело к потере Вьетнамом миллиардных инвестиционных контрактов, помешало законной эксплуатации природных ресурсов Вьетнама, но также косвенно повлияло на приток ППИ во Вьетнам из-за обострившихся отношений между двумя странами.

Растущая напряжённость между Вьетнамом и Китаем создаёт риск введения Китаем санкций, которые могут отрицательно повлиять на вьетнамскую экономику, в том числе привести к потере большого числа рабочих мест, а также доступа на один из важнейших сырьевых рынков. Китай до сих пор является главным внешнеторговым партнёром Вьетнама: крупнейшим рынком вьетнамского импорта и вторым по величине (после США) экспортным рынком Вьетнама. Поэтому любое намерение Китая ввести экономические санкции с целью заставить Вьетнам отказаться от реализации своих претензий в Южно-Китайском море нанесёт значительный ущерб экономике страны. Китаю следует тщательно взвешивать свои намерения, потому что в результате он может столкнуться с серьёзными последствиями, потеряв традиционного торгового партнёра — Вьетнам. Согласно данным китайской таможенной службы за 2020 г., Вьетнам являлся 6-м по величине торговым партнёром и 5-м по величине экспортным рынком Китая.

Участие другой великой державы — США — в конфликте в Южно-Китайском море поставило Вьетнам перед дилеммой, когда он оказался между двумя конфликтующими мировыми гигантами. И США, и Китай являются важными торговыми партнёрами Вьетнама. Любая небрежность, обнаруживающая исключительную поддержку или противодействие любой из сторон, может привести к ухудшению отношений между тремя странами, что создаст риск нанесения ущерба Вьетнаму путём экономических санкций, которые может наложить любая из двух стран.

Торговая война между США и Китаем

Некоторые аналитики считают, что в торговой войне между США и Китаем Юго-Восточная Азия, включая Вьетнам, может оказаться в наибольшем выигрыше. Из-за тарифов на некоторые товары, доходящих до 25%, а также многочисленных внутренних проблем Китая, таких как рост стоимости рабочей силы и валютного курса, развитие китайским правительством более сложных производственных секторов, крупные производители решили перенести производство из Китая и в первую очередь обратили внимание на ближайшего

соседа — Вьетнам. Основными причинами перемещения иностранных фирм во Вьетнам стали конкурентоспособная стоимость рабочей силы, стабильная политика и стратегическое положение на море. Это дало отличные результаты для экономики Вьетнама, поскольку в 2021 г. общий приток прямых иностранных инвестиций достиг 38,85 млрд долл., что на 5-7% выше показателей 2017-2018 гг., а положительное сальдо торгового баланса поднялось до рекордного уровня в 19,84 млрд долл. [SYBVN 2021: 275, 628].

Вьетнам старается сохранить свои выгоды от торговой войны. В ходе изменения цепочек поставок китайские производители искали способы избежать повышенного налогообложения при экспорте в США. Это могло привести к потерям для Вьетнама, поскольку у США начали возникать подозрения, что Вьетнам разрешает перенаправлять китайские товары через свою территорию, что частично способствовало увеличению положительного сальдо торгового баланса с США и, вероятно, негативно скажется на торговых отношениях двух стран. Так, в конце мая 2018 г. Министерство торговли США пришло к выводу, что 90% вьетнамской стальной продукции в стоимостном выражении имеет китайское происхождение, и резко повысило тарифы на холоднокатаную и коррозионностойкую сталь [U.S. slaps. 21.05.2018]. В 2017 г. из Вьетнама в США было экспортировано около 679 тыс. т стали, что составляет около 2% от общего американского импорта стали. Вьетнамский экспорт стали составляет 18% от общего объёма производства стали в стране, и только 2% этого объёма приходится на США, поэтому введенные тарифы не окажут большого влияния на сталелитейную промышленность Вьетнама [Там же]. Несмотря на это, Министерство торговли Вьетнама по-прежнему рекомендовало отечественным компаниям не экспортировать сталь китайского производства на другие рынки, чтобы предотвратить нанесение ущерба репутации страны [Thach Hue 2022].

Пандемия COVID-19

Вьетнам граничит с тремя странами: Лаосом, Камбоджей и Китаем, что является огромным преимуществом для развития торговли и улучшения экономических отношений. Однако во время пандемии COVID-19 возникла проблема нелегального проникновения через границы. Больше всего нелегальных рабочих-иммигрантов было зарегистрировано из Китая, затем — вьетнамцы из Лаоса и Камбоджи, вернувшиеся в страну из-за экономических трудностей.

Во время пандемии COVID-19 геоэкономика стала своего рода слабым местом в политике Вьетнама. Вьетнам занимает стратегически важное положение на карте мира, и крупные страны всегда стремились усилить здесь своё влияние. Во время пандемии COVID-19 было очевидно, что Вьетнам стоял на распутье, и от правительства требовалось не только дать разумный ответ США, Китаю и, возможно, России на международной арене, но и проводить надлежащую политику внутри страны.

Политика по преодолению негативных внешних воздействий

В этой напряженной обстановке оно избегает любой возможности создания союзов против одного из своих партнеров, что следует из неопределённого ответа Вьетнама на приглашение США присоединиться к Индо-Тихоокеанской стратегии. Жёсткое сопротивление Вьетнама Китаю сделало отношения двух стран более напряжёнными. Но вместо того, чтобы позволить последствиям этой географической проблемы ухудшить отношения, Вьетнам попытался извлечь из своих связей с Китаем долгосрочную экономическую выгоду. Правительство СРВ способствовало развитию экономического

сотрудничества с КНР, начав множество двусторонних переговоров для решения текущих проблем, которые повлияли на торговлю между двумя странами. В частности, после размещения Китаем буровой установки HD981 в ИЭЗ Вьетнама правительство быстро выплатило более 1 трлн донгов почти 480 пострадавшим иностранным предприятиям. Это показало доброжелательность Вьетнама по отношению к иностранным инвесторам и продемонстрировало его ответственность в защите безопасности таких предприятий. За ту же акцию также выступал Китай и страны-инвесторы, имеющие собственность в СРВ.

Правительство Вьетнама осознало, что ключевое решение главный путь к снижению напряжённости в отношениях с КНР — уменьшение зависимости вьетнамской экономики от экономики Китая. Поэтому Вьетнам диверсифицировал свои экономические отношения, наладив торговое сотрудничество с другими крупными странами, используя как двусторонние, так и многосторонние каналы. Одним из самых значительных достижений Ханоя в этой области является развитие торговли с ЕС. Успешно подписав Соглашение о свободной торговле между ЕС и СРВ (EVFTA), Вьетнам еще шире открыл свой рынок, создав весомый противовес китайскому доминированию. Однако он по-прежнему сильно зависит от Китая в импорте сырья и экспорте сельскохозяйственной продукции. Китай с 2014 г. является крупнейшим поставщиком товаров во Вьетнам - на него приходилось около 29% импортных закупок Вьетнама [Nguyen Thi Quynh Hoa 2015]. Сегодня импорт из Китая составил почти Уз от общей стоимости импорта Вьетнама [SYBVN 2021: 643]. Несмотря на все усилия по расширению географии своей внешней торговли и увеличению пула торговых партнеров, стране предстоит пройти долгий путь для избавления от «китайской зависимости» в торговле.

Благоприятное географическое положение Вьетнама создаёт как проблемы, так и возможности, которые можно использовать в период торговой войны между США и Китаем. Чтобы улучшить инвестиционный климат, правительство в 2019, 2020 и 2021 г. опубликовало важные постановления, а именно Постановление № 02/NQ-CP об основных задачах и решениях по улучшению условий для ведения бизнеса и повышения национальной конкурентоспособности [Chinh pM Viet Nam 2019, 2020]. В этих документах изложены цели вьетнамского правительства по улучшению условий для ведения бизнеса в ближайшее время, в частности, для повышения позиции Вьетнама в международных рейтингах Всемирного банка, ВЭФ, ВОИС и ООН. К настоящему времени Вьетнам добился определённых успехов в улучшении условий для ведения бизнеса.

Отвергая подозрения США в отношении вьетнамско-китайского сговора по оформлению товаров для экспорта в США, правительство СРВ опубликовало Резолюцию № 50-NQ/TW от 20 августа 2019 г. [Chinh phй Viet Nam 2019] о совершенствовании институтов и мер по повышению качества и эффективности сотрудничества в сфере иностранных инвестиций до 2030 г. В этой резолюции предложены критерии отбора и определения приоритетности высококачественных источников иностранного инвестиционного капитала, включая приоритет проектам с передовыми и чистыми технологиями. Другим заметным политическим шагом вьетнамского правительства по улучшению качества иностранных инвестиций в стране является создание двух специализированных организаций по привлечению ПИИ. Вьетнам проявил инициативу в поиске качественных источников инвестиций, создав эти две команды, в задачи которых входит выяснение запросов и требований инвесторов для их удовлетворения к взаимной выгоде.

Для поддержания внешней торговли во время пандемии Ханой активно искал решения по обеспечению устойчивости торговли. На встречах членов АСЕАН по реагированию на

пандемию, где Вьетнам в то время председательствовал, все страны согласились поддерживать экономические и торговые связи [Chinh phй Viet Nam 2020]. Вьетнам также провёл переговоры с Китаем и подписал два меморандума о взаимопонимании по использованию преимуществ железнодорожного контейнерного маршрута Вьетнам — Китай в целях снижения нагрузки на сухопутные пограничные пункты и морские пути. Кроме того, во время пандемии в своих торговых отношениях с другими странами Вьетнам понизил тарифы на фрахт воздушных и морских судов для перевозки товаров на ключевые рынки США, Европы и Ближнего Востока, в целях повышения конкурентоспособности и снижения затрат для бизнеса. Вьетнамское правительство постепенно открывает маршруты полётов в страны и из стран с положительной эпидемиологической ситуацией, что облегчает торговую деятельность и способствует восстановлению экономики. Специалистам, прибывающим во Вьетнам для участия в производственных процессах и ведении бизнеса, облегчен въезд.

В целом, во время пандемии COVID-19 правительство Вьетнама эффективно решало многие проблемы геоэкономического характера. В долгосрочной перспективе на новом этапе пандемии нужна более адаптивная политика, чтобы обеспечить безопасность торговли Вьетнама с другими странами.

Перспективы сотрудничества с Вьетнамом для иностранных партнёров

На основе вышеприведённого анализа географических преимуществ и проблем Вьетнама можно определить предпосылки для сотрудничества с иностранными инвесторами.

Первое, Вьетнам обладает потенциальной процветающей инвестиционной средой благодаря не только своему географическому положению, но и перспективным возможностям своей экономики. Проводя политику открытости и исходя из принципа «быть другом для всех», Вьетнам установил экономические отношения со многими странами мира, особенно с крупными экономиками США, Китая, ЕС, Японии, России и т.д. Подписание двусторонних торговых соглашений и участие в многосторонних проектах принесло определённые выгоды как Вьетнаму, так и его партнерам, получившим ряд льгот при инвестировании своих капиталов в страну. На сегодняшний день Вьетнам установил дипломатические отношения со 189 странами, участвует в 15 соглашениях о свободной торговле, в том числе в соглашениях «нового поколения», таких как CPTPP, EVFTA, RCEP и т.д. Благодаря этим отношениям предприятия Вьетнама пользуются снижением тарифов на свои экспортные товары, а иностранные партнеры0 увеличивают инвестиционный капитал.

Второе, наряду с перечисленными географическими факторами, благодаря стабильной политической обстановке, основанной на мирных отношениях с другими странами, во Вьетнаме создана деловая среда, безопасная для инвестиционной деятельности на долгосрочную перспективу. Согласно отчёту «Ведение бизнеса» за 2020 г., опубликованному Всемирным банком (ВБ) [World Bank: 16.10.2021], оценка условий для ведения бизнеса во Вьетнаме постепенно повышается: 66,77 в 2018 г., 68,8 в 2019 г. и 69,8 балла в 2020 г. В настоящее время по условиям для ведения бизнеса Вьетнам занимает 4-е место в АСЕАН.

Третье, для иностранных правительств и инвесторов, желающих работать в СРВ, ориентиром их действий может служить позиция вьетнамского правительства в долгосрочной перспективе в таких важных вопросах, как Южно-Китайское море и торговая война между США и Китаем. Это позволит собрать как можно больше информации для принятия правильного решения. Кроме того, инвесторам поможет всестороннее исследование проблем, чтобы оценить и предвидеть наиболее возможный ход развития ситуации.

Заключение

Географические факторы действительно оказывают значительное влияние на экономику Вьетнама, как положительное, так и отрицательное. Некоторые последствия носят долгосрочный характер и требуют от правительства последовательности и конкретных решений на перспективу, например, урегулирования вьетнамско-китайских разногласий в Южно-Китайском море или улучшения условий для ведения бизнеса. Анализ показал, что политика правительства была своевременной и дала положительные результаты при выборе надлежащих экономических мер, к которым можно отнести успешный призыв к двусторонним и многосторонним переговорам по преодолению застоя в торговле; налаживание и развитие перспективного экономического сотрудничества с крупными экономиками мира и т.д. Все эти действия позволяют сделать вывод, что правительство СРВ, используя эффективную экономическую политику и благоприятные географические факторы, значительно повысило привлекательность Вьетнама в глазах иностранных правительств и инвесторов, что, в свою очередь, подняло статус Вьетнама на международной арене.

Список литературы

6,7% growth in 2021 rice export pushes Thailand up in world ranking // The Nation Thailand. 01.02.2022. URL: https://www.nationthailand.com/business/ 40011771

Amer R. Sino-Vietnamese Relations and Southeast Asian Security // Contemporary Southeast Asia. 1993. Vol. 14. No 4. P. 314-331.

Chinh phu Viet Nam. Nghi quyet so 02/NQ-CP cua Chinh phu Ve tiep tuc thuc hien nhung nhiem vu, giai phap chu yeu cai thien moi truong kinh doanh, nang cao nang luc canh tranh quoc gia nam 2020 [Правительство Вьетнама. Резолюция 02/NQ-CP. О продолжении выполнения основных задач и решений по улучшению бизнес-среды и повышению национальной конкуренции в 2020 г.] // Cong thong tin dien tu nuoc Cong hoa xa hoi chu nghia Viet Nam. (На вьетн. яз.)

Chinh phu Viet Nam. Nghi quyet ve tiep tuc thuc hien nhung nhiem vu, giai phap chu yeu cai thien moi truong kinh doanh, nang cao nang luc canh tranh quoc gia nam 2019 va dinh huong den nam 2021 [Правительство Вьетнама. Резолюция о продолжении выполнения ключевых задач и решений по улучшению бизнес-среды и повышению национальной конкурентоспособности в 2019 г. и ориентации на 2021 г.] // Thu vien Phap luat. (На вьетн. яз.)

Clark J. The East — West Economic Corridor Railway from Myanmar to Vietnam // Future Southeast Asia, 2021.

Le Thai Ha. Does Economic Distance Affect the Flows of Trade and Foreign Direct Investment? Evidence from Vietnam // Cogent Economics & Finance. 2017. 5:1, 1403108. DOI: 10.1080/23322039.2017.1403108.

Luttwak E. N. From Geopolitics to Geo-Economics: Logic of Conflict, Grammar of Commerce // The National Interest. 1990. No. 20. P. 17-23.

Mattlin M., WigellM. Geoeconomics in the context of restive regional powers // Asia Europe Journal. 2015. Vol. 14. No. 2. P. 125-134. DOI:10.1007/s10308-015-0443-9.

Ngo T.H.L., Santos P. Geography and economic growth in Vietnam / Int. Association of Agricultural Economists (IAAE) Triennial Conference, Foz do Iguau, Brazil, 18-24 August, 2012. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 254387593_Geography_and_economic_growth_in_Vietnam

Nguyen Thi Quynh Hoa. Xuat, nhap khau cua Viet Nam nam 2014 va trien vong 2015 [Экспорт и импорт Вьетнама в 2014 г. и перспективы на 2015 г.] // Tap chi Tai chinh. 17.02.2015. URL: https://tapchitaichinh.vn/nghien-cuu-trao-doi/xuat-nhap-khau-cua-viet-nam-nam-2014-va-trien-vong-2015-58384.html (На вьет. яз.)

Phong Thuong mai va Cong nghiep Viet Nam (VCCI). Bao cao danh gia tinh hinh thuc hien Nghi quyet 02 nam 2020 va Nghi quyet 35 nam 2016 cua Chinh phu [Торгово-промышленная палата Вьетнама.

Отчет об оценке выполнения Постановления правительства 02 в 2020 г. и Постановления правительства 35 в 2016 г.]. (На вьетн. яз.)

Statistical Yearbook of Vietnam 2021. Hanoi, 2022. URL: https://www.gso.gov.vn/en/data-and-statistics/2022/08/statistical-yearbook-of-2021/

Thach Ниё. Nguy ca thep Trung Quöc mugn danh hang Viet de xuät khäu sang My [Тхать Хюэ. Экспорт в США китайской стали под маркой вьетнамского товара] // VietnamPlus. 26.08.2022. URL: https://www.vietnamplus.vn/nguy-co-thep-trung-quoc-muon-danh-hang-viet-de-xuat-khau-sang-my/512207.vnp (На вьетн. яз.)

Töc do täng truöng khach cao, dong gop quan trong vao phat trien kinh te - xä hoi [Высокие темпы роста туристического потока — важный вклад в социально-экономическое развитие] // Töng cuc du lich. 09.07.2020. URL: https://www.vietnamtourism.gov.vn/index.php/items/32527 (На вьетн. яз.)

U.S. slaps heavy duties on Chinese steel shipped from Vietnam // Reuters. 21.05.2018. URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-trade-steel-idUSKCN1IM 28C

Vuving A.L. A Tipping Point in the US-China-Vietnam Triangle // The Diplomat. 06.07.2015. URL: https://thediplomat.com/2015/07/a-tipping-point-in-the-u-s-china-vietnam-triangle/

World Bank. Doing Business 2020. Retrieved on 16.10.2021 from URL: https://www.doingbusiness.org/en/reports/global-reports/doing-business-2020

Zaharul A., Sity D.. China's Economic Engagement in Vietnam and Vietnam's Response // International Journal of China Studies. June 2020. Vol. 11. No. 1. P. 1-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.