Научная статья на тему 'Геоэкономическая политика государства в глобализирующемся мире: основные принципы и приоритеты'

Геоэкономическая политика государства в глобализирующемся мире: основные принципы и приоритеты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
390
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леденёва М. В.

В настоящее время всю совокупность многочисленных суждений и взглядов на процессы глобализации можно условно разделить на два больших направления. Сторонники первого из них рассматривают процессы глобализации с точки зрения их субъективной направленности, понимая их как практическое воплощение в жизнь идеологии доминирования в мировом масштабе одной страны (США), группы развитых стран Запада, составляющих Центр мирового хозяйства, или мировой олигархии [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геоэкономическая политика государства в глобализирующемся мире: основные принципы и приоритеты»

на основе использования целевых программ, которые могут оказать существенное влияние на развитие кластера. Администрация может проводить активную работу в построении взаимодействия между различными субъектами развития кластера, а также заниматься урегулированием различных вопросов кластера между другими уровнями власти.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Ларионова Н.А. Конкурентоспособность региона в глобализирующейся экономике. Экономика регионов: тенденции развития: монография. Книга 1 / Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Воронеж: ВГПУ, 2006.

2. Портер М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.

ЛЕДЕНЁВА М.В.

ГЕОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ:

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТЫ

я В настоящее время всю совокупность многочисленных суждений и взглядов на процессы глоба-

о лизации можно условно разделить на два больших направления. Сторонники первого из них рассмат-

7 ривают процессы глобализации с точки зрения их субъективной направленности, понимая их как практическое воплощение в жизнь идеологии доминирования в мировом масштабе одной страны (США),

2 группы развитых стран Запада, составляющих Центр мирового хозяйства, или мировой олигархии1.

N Сторонники второго направления стараются выразить суть глобализации через исследование объек-

д тивных процессов, происходящих в современном мире и радикально меняющих весь повседневный

Си образ жизни современного человека. Важнейшим из таких процессов является научно-технический

^ прогресс, ускоряющий исторический процесс взаимодействия и взаимопроникновения различных цивилизаций. Так, по П.Ратленду, суть глобализации составляет «та революция в технологии средств

¡5 связи, которая отменяет историческое время, а в некоторой степени и пространство» [7, с. 15].

§ Представители обоих направлений высказывают различные точки зрения по поводу того, счи-

ф тать ли глобализацию принципиально новым явлением или же не вычленять ее из общего контек-

| ста процесса экономической экспансии Центра (субъективный подход) или развития международного ^ разделения труда (объективный подход), понимая ее как современную стадию соответствующего

о процесса. Представители обоих направлений едины также и в том, что результатом процессов глобализации станут выигравшие и проигравшие страны, однако, если сторонники субъективного под-

^ хода считают, что преимущества получат развитые страны и их ТНК, то сторонники объективного

подхода полагают, что любое государство может выиграть, приняв вызов глобализации.

$ Несмотря на несомненное наличие объективных факторов, развитие глобализационных про-

о цессов в том русле, в каком они протекают сегодня, связано с экспансией евроатлантической циви-

о лизации, обусловленной необходимостью развитых стран существовать и развиваться в условиях

2 ограниченных ресурсов, и становящейся реально возможной вследствие достигнутого ими более

о высокого уровня экономического и научно-технического развития.

0 Голландский экономист В.Вертхейм видит в современной глобализации прямое продолжение ^ традиционных отношений метрополий и колоний. Стратегия Центра всегда состояла в том, чтобы,

1 укрепляя собственную промышленность, подавлять ее развитие на Периферии. Нынешний монета-о ризм и фритредерство есть «просто современная версия давней стратегии установления и поддер-

™ жания индустриальной монополии Запада, подпираемой мощью западных держав» [12, р. 22].

^ -

о 1 Под термином «мировая олигархия», предложенным С.Ю. Глазьевым, понимается «сложная и достаточно раз® нородная совокупность крупных транснациональных и контролируемых ими национальных банков и корпора-

5 ций, обслуживающих их юридических и консультативных организаций, международных финансовых организа-х ций, разнообразных формальных и неформальных институтов политического влияния и формирования обще-^ ственного мнения, обосновывающих и оправдывающих становление «нового мирового порядка» [1].

Сходным образом оценивает происходящие мировые процессы известный индийский социолог и политолог Раджни Котхари. Получивший в последнее время широкое распространение термин Ф. Фукуямы «конец истории» Р. Котхари расшифровывает как констатацию прихода нового мирового порядка, победу капитализма не только над «вторым миром», но и над «третьим», Периферией, в которую возвращаются «капиталистически-колониальные структуры» [10, р. 38].

Египетский и сенегальский экономист и политолог С.Амин расценивает глобализацию (употребляя термин «мондиализация») как «идеологический дискурс», т.е. сознательно задуманный прием, «призванный легитимизировать стратегию империалистического капитала» [9, р. 34]. Либеральная политика «разнузданной глобализации» является, по Амину, следствием пяти монополий: а) монополии на новые технологии, б) монополии на контроль финансовых потоков, в) монополии на доступ к природным ресурсам, г) контроля стратегических коммуникаций, д) монополии на обладание оружием массового уничтожения [9, р. 33].

Стремительное развитие реального сектора экономики и сферы интеллектуальных услуг в постиндустриальном обществе требует привлечения все большего количества ресурсов. Однако возможности экстенсивного развития современного мирового хозяйства практически исчерпаны. Производительные силы перешли уровень биосферного допустимого развития, что приводит к необратимым последствиям в среде обитания человека. Критического уровня достигли углеводородные ресурсы (в первую очередь, нефть), минеральные ресурсы редких металлов, площадь и продуктивность пахотных земель. Несмотря на то, что в 1970-80-е гг. наблюдался феномен роста мировых разведанных запасов невозобновляемых ресурсов, их конечность не может вызывать сомнений. ^ Наиболее критичным ресурсом следует признать углеводородное сырье, прежде всего нефть. Факты ¡5 доказывают, что каждый шаг вперед индустриальных и постиндустриальных стран неразрывно связан с щ дополнительным вовлечением в процесс воспроизводства энергоресурсов. Так, за 1970-2000 гг. мировой 7 ВВП в ценах 2000 г. возрос с 19270 млрд. долл. до 48575 млрд. долл. При этом энергоемкость ВВП снизи- Г лась с 0,365 до 0,256 т.у. т. на 1 тыс. долл., однако потребление первичных источников энергии возросло ^ с 7038 млн. т.у.т. до 12417 т.у. т. Повышение роли информационной составляющей в высокотехнологич- д ных экономиках происходит при неуклонном увеличении потребления энергоресурсов [6, с. 47]. □

Поэтому с большой долей вероятности можно утверждать, что основным товаром в современ- ^ ном обществе будет являться энергия, а XXI в. станет веком борьбы за невозобновляемые ресурсы. Новая мировая воспроизводственная структура выстраивается с учетом доступности стран Запада к 0 богатствам всего мира. «Защита» такой схемы будет осуществляться военными силами. Военная ® компонента становится неотъемлемой частью современной геоэкономической политики. При этом, о как отмечает Э.Г. Кочетов, «военная компонента размывается: традиционные представления о веде- ® нии войн с применением только силовых методов уходят в прошлое, им на смену приходят (и уже I ведутся) более опасные и грозные — геоэкономические (внешнеэкономические) войны непрямого 0 действия» [4, с. 233]. Их основной целью является «перелив» национального дохода «противника» ° в мировой, недопущение его к перераспределению мирового дохода, недопущение лидерства, вы- ®

СО

теснение с «точек» мирового развития» [4, с. 230]. о Процесс перетока ресурсов и продукции от Периферии к Центру мирового хозяйства не явля- а

ется новым, но в его орбиту в условиях глобализации вовлекаются практически все страны. Совре- ^ менный механизм перетока ресурсов и продукции от стран-доноров (развивающиеся страны, стра- 2

ны-объекты, проигрывающие страны) к странам-реципиентам (развитые государства, страны-субъек- 2

ты, выигрывающие страны), приводящий к усиливающейся поляризации мирового хозяйства, вклю- о

со

чает следующие взаимосвязанные инструменты: о

1. Неэквивалентный обмен между развитыми и развивающимися странами вследствие «нож- о ниц» между ценами на сырьевые товары, формирующимися на основе глобальной рыночной ~ конкуренции, и ценами на готовые изделия, которые удерживаются завышенными на вели- ^ чину интеллектуальной ренты в силу монопольного обладания соответствующими техноло- ф гиями их производства. Кроме того, при свободной торговле между богатыми и бедными странами возникает квадратичная разница в накоплении капитала из-за неравной оплаты труда, ^ которая становится непреодолимой [11]. ®

2. Межвременная торговля (товарное кредитование), которая приводит к откачиванию реаль- 2 ных активов из развивающихся стран и наводнению их долларовыми резервами. При этом ^ из внутреннего экономического оборота изымаются значительно большие материальные о

ценности, чем поступающие по импорту ресурсы, то есть фактически происходит бессрочное и беспроцентное кредитование заграницы странами-экспортерами, которые отдают свои ресурсы и получают их лишь через некоторое время (при «бегстве» капитала через внешнеторговые каналы — не получают вовсе).

3. Втягивание экономик развивающихся стран в кредитную зависимость от развитых, долговую «ловушку» (во многом из-за коррумпированности их элит, вывозящих капитал за рубеж), «долларизация» их экономик, занижение курсов национальных валют в сравнении с паритетом покупательной способности, (в частности, вследствие девальвации по рекомендациям МВФ), что увеличивает размер долгового бремени, обесценивает труд рабочих данных стран и позволяет западным покупателям скупать огромные богатства по заниженным ценам.

4. Механизм трансфертного ценообразования ТНК — это механизм, с одной стороны, подрыва национальных рынков (т.к. часть продаж на них проводится между аффилированными структурами по нерыночным ценам), а с другой — стихийной и насильственной либерализации национальных экономик. Страны, вводящие более жесткие механизмы регулирования бизнеса, лишаются связанных с деятельностью ТНК финансовых потоков, недополучают налоги, теряют валютные резервы и сталкиваются с ограничением развития предприятий, вынужденных действовать в более суровом, чем ТНК деловом климате.

5. Насильственная деиндустриализация, обусловленная либерализацией внешнеэкономических связей (под давлением МБРР, МВФ и др.) и другими факторами, искажающими национальные условия воспроизводства (например, требования о повышении внутренних цен на энергоносители до мирового уровня), и объективной неспособностью отечественных предприятий, лишенных государственной поддержки, конкурировать с иностранными, результатом чего является «выдавливание» сырьевых ресурсов, ставших невостребованными нацио-

^ нальной промышленностью, за рубеж.

^ Факты свидетельствуют о том, что развивающиеся страны становятся донорами развитых. В

□ течение 1980-х годов страны «третьего мира» обеспечивали капиталистическим странам чистый ^ приток капитала в размере 50 млрд. долл. в год [5, с. 53]. Страны «четвёртого мира» становятся нетто-поставщиками продукции в постиндустриальные регионы, а в последние годы — нетто-по-с ставщиками капитала. В 1994 г. сумма их текущих заимствований, достигшая 167,8 млрд. долл., ф впервые оказалась меньше выплаченных по кредитам процентов. Запад получил чистый финансо-

0 вый трансферт на сумму более 1,7 млрд. долл., хотя в действительности эта сумма намного больше, ф так как условия зависимости, в которые поставлены бедные страны, позволяют играть на ценах и

1 диктовать направления использования кредитов [3, с. 546].

о Поэтому для успешной интеграции в мировое хозяйство страна должна обладать если не сопос-о тавимым с лидерами мировой экономики экономическим, военным потенциалом и уровнем социаль-ф но-экономического развития, то, как минимум, действенным инструментарием государственной поли-5 тики, способным смягчить или нейтрализовать в рамках национальных границ негативные импульсы, о вызванные противоречиями глобализации и экспансионистскими интересами наиболее развитых го-^ сударств. Следовательно, проведение геоэкономической политики становится сегодня императивом для любого национального государства, стремящегося выжить в условиях глобализации.

Геоэкономическая политика — это система мероприятий государства, направленная на обес-^ печение благоприятных условий количественного и качественного воспроизводства нации и при-о умножение национального богатства путем активного участия страны в мировом производственно-

0 инвестиционном процессе, осуществления структурно-экономических и политических действий на ^ мировой арене. Важнейшей задачей государства в условиях глобализации является достижение | страной экономической независимости, ее превращение из объекта в субъект глобализации. Для ф решения данной задачи следует отказаться от либеральной идеологии, придерживаясь во внутрен-

ш

ней и внешней политике национально ориентированного подхода (табл. 1).

| Национально ориентированный подход основывается на достижении (сохранении) экономичес-

® кого суверенитета (верховенства во внутренних экономических делах и экономического равнопра-

1 вия на международной арене), приоритете национальных интересов и национальной экономичес-^ кой модели. Вместе с тем он никоим образом не означает экономическую изоляцию, т.е. отсутствие Ф обмена ресурсами, продукцией и результатами интеллектуальной деятельности с внешним миром,

а лишь позволяет обеспечить эквивалентность такого обмена, не допуская «обескровливания» национальной экономики.

Либеральная идеология насаждается в странах-объектах международными экономическими организациями, действующими в экономических и политических интересах стран Запада, в числе которых ВТО, МВФ, Группа Всемирного банка и др. с целью побудить данные страны к отказу от экономического суверенитета, сделать их сферой своего влияния. Нельзя не согласиться с М.Делягиным в том, что современный либерализм превратился в «инструмент глобальной конкуренции, средство ослабления потенциальных конкурентов, механизм оказания на них нужного идейного и финансово-политического влияния» [2, с. 19].

Таблица 1. Различие между национально-ориентированным и либеральным подходами в геоэкономике: цели и приоритеты

I íiill HD Е[ J-LMHMüp не ширинами ы ü llO.IVÜ.I

^ UUNIH: yz. lOHJiii .L m ЖЖИЩИЕН».

К<1.ЧИЧ^1 IhMIlKlJn И h^l'JLL:! НСИИ'.Я '

HOLT:P;HIHJ^.KIEI<I HLIUMH H ниршши

I L lVlKlHL^.IH'IrVh'l'fM II I L"I>II<1 |И I H4ÜL:k(^1 []pnCipj.MLIIiLn

Ilpiutpiititffíiil

_'l II^CpjL'l l-j H IJ Ü lio.l.vn. l

Цель

I чжин IIL" KL"-! I курц.111 I OL I 1IKKIHI Uk." I 11

Л1 jc:ihMh.is i: i fiiL-.i.-'ii, :ipL,i.ii|"'H:H Liiii i"ip;niu MU

^iL'>K:i>E3LifMi:[FH?M piiiiiKf E3Li UCIIUER:

L-p.ji l-;l i и i L". 11.11 U>. 11 | iL':n V.4I I I L:L: i м

I Lpi i upe: с i.- г 11 ll 11.1 ил □ ч ^ L" 11 :-h г i.:-1 o pi.i 11 kli есп.ч

■MlJ.h.Ly mifiu. l'II.IM

1 Гри и |'il'. i Lii 11 ;i i и ni i-i; i ii.mim i> мрнм.1 iim.i.

J Lpn npc: [ ■.- г шшк^шкм 11:1.:] i-с/1.l.--: ■ /:l>i с:lt

J [рииргЕг^г ы^луиаролиош pbiiiKJ. INL:J

muí 11-: i. :■ 11 ¡ i и, ii им

1 Гриирн i l'i sii.'-.í'.. ;yini|'il\lik'm i'i ii^iLmíí n;L. [ b[Li[]L:i.:ii:LijiHiiií,:

J Lpi I LlpIC TL- Г 4/[L[№.'p¡riMlL>ÍM [].'I.LlH'i.'[lH []]] bСLL.."I. Mi'inw и p<t:¡h страны e мирмых ¿ытимнчагних гроцасих

С I рИКН * н. I не . L'H 01 .(JK I ПМ r.~ioü:lim:liuiii- l i з-г ii 11 ¿ h г l> oi~l гшизвнинкм LFIi.1L' NNiqitVM INI 4I11HWÍI <l]lL4rL' 1ГиИШЧМ1 II-IKIU VIIJiyi-IL-lll-L1 L l И

[ÜÍTúp-L^JI-L FridCCfttr

С iimna Я11.141 ия UOI.L'MI^I i. unia.in JUUHH.

нки11ь1]1и:]]1 [[ i-гl-i"i i-jl>j□ ■.м 111 ld3л:зeз l4> ^iüpoeie.i pl ЛМ1 I M\ l^illl

(i [íhui1111 л 11 pu ii. "(j""" 1 f l" i 1411ki 4< pi1 i iio. lk\ 11 ■н.ип, hг:leh:h" =:1.11!-:l111цгиио^кчklmi IkVlirillKI] 4 l-р^ч чстк."!) i l il po. l 11w i-li 4 m^l'l k ik

i:|h ;lhh i;'il|llll h 11 htl:|>.lhm■. 1 L":i.|rhl;d|":-;"ii.hií¡i h eclüc3eh.i !L~1]| hoü } ф| 111llii Ln imlii ML'ihl'qi -le333

I i 1:-]Ж11 i]li:3]]l' hril[t[f[ i mci ¿пк и.'ез!. ' iti i и- J 3 ЫЖ11 i3lie::iij и lllli i ir i кил лн/кти* в 'íl\h ML imoL" гь

1.1 КИ 1,-И M i н,-1 И и |- yL: 1(1 li 11 i i VI11 pi 411 :■ I L-. i I \4" luíi 11 i i >-111 pi >ln Mi:- |~i i.l 11 K;d И I Li kl; i 'II ¡h I ¡I \

рынки 11 t:mü:l i m i IjCS Ш1 i юмкч íküfel>m i i чссь-i i \ []pin icccor

njHUk'k.von

Характер айм^нв раурати н рту:шнята.чн нр&ачвадствв с антиннм мирам

r>i; и и il:i. i^ihh .ими 1 11,.: ■'!■■. ili i i'.; 11111 i,i ¿i

. /ГЙЛР.ъггяплчг ркшшыигескш! < trrpwrt\4tn

д1- ia i ii . i>, .............iu^i /¡¡чащ;} до ш....... чщ ........ . i^vihc (i;fH¡iitLW(nii¡i.-}'

Уконо.чичссьти .wtk-. tt

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Гн 11 hl-.I i ;l 11,1 NI :J i k 111 k 'mli1 I ml\ U'::».. d И И i ;lI 1.И м 111 l:.nl d M i j. |i; 11. I ц"р 11. |:.i.-|i iiiii Il-i .. i

у'зш 3.i lilihi i]ili:3 e3üi[:í[i.m i :l iiiiiyi^ e.:;i 111 n j/еееч 'n j

и шматку_

Источник: составлено автором.

1 В этой связи можно рассматривать утверждения о безальтернативности рыночного пути, который якобы является «столбовой дорогой» развития человечества, или высказывание сторонников вступления России в ВТО в качестве самостоятельного аргумента, что членами данной организации являются около 150 государств.

ги

.0

ь Ü со

7

N □

Ш

а (Б

О

а.

ф

X

<3

<5

X

X

ф

са

(J

.

О

<

О <3

о <5

о о

Q.

о ф

о ф

о

Среди основных принципов геоэкономической политики государства следует отметить: 1) слаженность интересов всех групп экономических субъектов страны на мировом геоэкономическом пространстве, их непротиворечивость и иерархия; 2) выработка и реализация долгосрочной геоэкономической стратегии; 3) сохранность национального богатства, в особенности его невоспроизводимых элементов в процессе воспроизводства и обмена с внешним миром; 4) обеспечение экономической безопасности и экономического суверенитета; Б) приоритет развития национального рынка, производства и потребления; б) усиление военной компоненты для отражения геоэкономической военной агрессии.

Одним из важнейших принципов геоэкономической политики является принцип слаженности интересов всех групп экономических субъектов страны на мировом геоэкономическом пространстве, когда национальная экономика выступает на мировой арене как единое целое, отстаивая четко выраженные национальные интересы при их столкновении с интересами других субъектов. Данный принцип означает, что интересы нации в целом должны доминировать над интересами национальной элиты, отдельных секторов и отраслей национальной экономики, крупного бизнеса, иностранного капитала и т.п.

Принцип слаженности национальных интересов на мировом рынке действовал в административно-командной экономике, в частности в советской экономической системе. В СССР внешняя торговля велась, как правило, профессионально. В Mинвнeштoргe вырабатывалась тактика по экспорту и импорту основных товаров с учетом конъюнктуры, складывающейся по ним на мировых товарных рынках.3 Напротив, в 199G^ гг. рассогласованность национальных интересов привела к сни-^ жению эффективности российского экспорта, важной причиной которого явилась неоправданная ¡5 конкуренция между отечественными экспортерами.

^ При активной роли государства согласованность национальных интересов может быть в доста-

J точной степени обеспечена и при рыночной экономике. Например, с помощью борьбы с коррупци-1ей, введения государственной монополии на экспорт и импорт отдельных видов товаров, трансфор-Z мации экстернальных (внешних) эффектов во внутренние издержки участников рыночного хозяй-^ ства, соблюдения требования баланса национальных интересов согласно критерию Парето-эффек-□ тивности, т.е. государством разрешаются только те трансакции, которые обеспечивают положитель-^ ный либо нулевой суммарный эффект для национальной экономики в целом. Например: если ввоз какого-либо товара связан с неминуемым банкротством отдельных крупных предприятий либо це-ö лых отраслей, то выигрыш должен превосходить суммарный ущерб, связанный с реструктуризацией ей производства, созданием эквивалентного количества новых рабочих мест, выплатой пособий по

0 безработице и т.п.

d

1 ЛИТЕРАТУРА.

о 1. Глазьев С.Ю. Геноцид. // http://www.rus-sky.org/history/library/glazyev/genocide2.htm

о 2. Делягин M. Россия — «конченая» страна? // Политэконом. 1999. № 4.

ф 3. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества: Научное издание. M.: «Academia»-«^-£ ука», 1998.

о 4. Кочетов Э.Г. Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства. M.: Норма, 2GG6.

ií Б. Mакхиджани А. От глобального капитализма к экономической справедливости / Институт про-

2 блем энергетики и окружающей среды. Новосибирск, 2GGG.

2 б. Meдвeдeв Ж. Что год грядущий нам готовит? // ЭКО. 2GG1. № 4.

g 7. Ратленд П. Глобализация и посткоммунизм // MЭиMO. 2GG2. № 4.

о 8. Сакун П.И. Триумф советской внешней торговли // Экономическая газета. 1998. № 43.

0 9. Amin S. Capitalisme, imperialisme, mondemalisme // Recherches internationals. 1997. № 48. ^ Printemps.

1 1G. Kothari R. Poverty. Human Conciousness and the Amnesia of Development. L. a. New Jersey: Zed & Books, 1993.

11. Smith J.W. WHY? A Deeper History Behind the September 11th Terrorist Attack on America. Third g Edition. The Institute for Economic Democracy Press, 2GG5 // http://www.ied.info/books/why/

CD

ZT _

5 3 Одним из ярких примеров высокого профессионализма специалистов Минвнешторга является закупка в 1972

i г. в США крупной партии зерна (около 2G млн. т.), когда благодаря умелым действиям советских специалистов

^ СССР сэкономил порядка 600 млн. долларов [S, с. Б].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.