РАЗВИТИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www .terjournal.ru
Тарасова О. Ю. Геоэкологические аспекты проектирования автомобильных дорог Рлектронный ресурс] / О. Ю.Тарасова, С. А. Москалева, А. В Ларина// Современные проблемы территориального развития: электрон. журн. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. лиск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х
Современные проблемы территориального развития. 2018. №2.ID 41 ISSN: 2542-2103
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №« ФС 77 — 68371 от 30.12.2016
Тарасова Оксана Юрьевна
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры экологии и природопользования, географический факультет ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
Oks-tarasova@yandex. ru
Москалева Светлана Александровна
кандидат географических наук, доцент кафедры землеустройства и ландшафтного планирования, географический факультет ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
Moskaleva-s-a@yandex. ru
Ларина Алена Викторовна
кандидат географических наук, доцент кафедры землеустройства и ландшафтного планирования, географический факультет ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
Larina2 705@yandex. ru
УДК 625.7/. 8:001.63:574(470.345)
ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
В статье раскрываются теоретические аспекты геоэкологического проектирования автомобильных дорог, рассматриваются требования к содержанию экологического раздела проекта автомобильной дороги, предоставляется геоэкологическое обоснование при проектировании, оценивается воздействие строительства автодороги на окружающую среду.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, автомобильная дорога, геоэкологическое проектирование, экологическая безопасность, природоохранное законодательство, оценка воздействия объекта на окружающую среду.
Тарасова О. Ю. Геоэкологические аспекты проектирования СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ автомобильных дорог Рлеюронный ресурс] / О. Ю.Тарасова,
С. А. Москалева, А. В Ларина// Современные проблемы территориального развития: электрон. журн. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. лиск (CD-ROM). - Систем. тпебования:
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Pentium III, пооцессоо с тактовой частотой 800 МГц; 128 МЬЖДуНАРОДНЫИ Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ www .terjournal.ru
Современные проблемы территориального развития. 2018. №2.ID 41 ISSN: 2542-2103
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №« ФС 77 — 68371 от 30.12.2016
Развитие транспортной инфраструктуры - строительство новых дорог, реконструкция и модернизация эксплуатируемых дорожно -транспортных комплексов, является одним из приоритетных направлений государственной политики России.
Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания связаны со скоростью, своевременностью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.
Влияние автомагистралей на окружающую среду выражается в выбросах в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных и стационарных источников, загрязнении поверхностных водных объектов, почв, образовании твердых отходов и создании повышенных уровней шума. Строительство и функционирование автодорог приводит к активизации неблагоприятных природных процессов - эрозионных, оползневых процессов, заболачиванию и т. п. Поэтому так важно стремиться к экологической безопасности дорог и минимизации их воздействия на природные экосистемы прилегающих территорий [3].
Реализация задачи экологической безопасности автомобильной дороги должна носить превентивный характер, что возможно при осуществлении комплексного геоэкологического обоснования при ее проектировании путем разработки и применения в проектной документации на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог технических решений, ограничивающих негативные воздействия на окружающую среду допустимыми уровнями, при которых не возникает вредных последствий для здоровья населения, не происходит необратимых изменений природной среды, ухудшения социально-экономических условий проживания людей [4].
К основным принципам геоэкологического проектирования относятся следующие: а) охрана природы - общественно необходимая деятельность; б) приоритет экологической безопасности населения; в) принцип системности; г) принцип превентивности природоохранных мероприятий; д) принцип ограничения; е) принцип оптимизации; ж) принцип комплексности, з) региональный принцип и ландшафтный подход, и) принцип управления. [2].
Таким образом, при геоэкологическом проектировании комплексно анализируются территориальные физико-географические, социально-экономические и экологические особенности, рассматриваются цепочки причинно -следственных связей.
РАЗВИТИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www .terjournal.ru
Тарасова О. Ю. Геоэкологические аспекты проектирования автомобильных дорог Рлектронный ресурс] / О. Ю.Тарасова, С. А. Москалева, А. В Ларина// Современные проблемы территориального развития: электрон. журн. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. лиск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х
Современные проблемы территориального развития. 2018. №2.ID 41 ISSN: 2542-2103
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №« ФС 77 — 68371 от 30.12.2016
Проектируемая автомобильная дорога «Обход п. Атяшево» проходит по Атяшевскому муниципальному району Республики Мордовия, огибая населенный пункт с левой стороны (рисунок 1).
Начало дороги планируется на 27-м километре оси существующей трассы республиканского значения «р.п. Комсомольский - р.п. Атяшево - г. Ардатов -р.п. Тургенево - гр. Чувашии», имеющей общую протяженность 79,0 км от р.п. Комсомольский до границ с Республикой Чувашия. Согласно разработанному проекту, планируемая к строительству автодорога уходит влево от существующей трассы, огибает п. Атяшево без заезда в населенный пункт и затем в районе 31-го километра снова переходит на ось существующей дороги республиканского значения.
По основному ходу проектируемой дороги предусматриваются участники подъезда к существующей трассе «р.п. Комсомольский - р.п. Атяшево - г. Ардатов - р.п. Тургенево - гр. Чувашии» путем примыкания с помощью устройства переходно-скоростных полос. Протяженность проектируемой дороги составляет 9,1 км, строительная длина автодороги - 10,28 км. Проектируемая трасса имеет 2 съезда и 3 пересечения с второстепенными дорогами. Площадь объекта землеустройства границ постоянной полосы отвода автодороги составляет - 124 460 м2 (12,4460 га). Общее направление трассы - юго-восточное. После строительства автодороги в обход п. Атяшево проектом предусмотрено разборка брошенных участков и их рекультивация [2].
Рис. 1. Картосхема проектируемой дороги «Обход п. Атяшево» [5]
- 3 -
Тарасова О. Ю. Геоэкологические аспекты проектирования СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ автомобильных дорог Рлекфонный ресурс] / О. Ю.Тарасова,
С. А. Москалева, А. В Ларина// Современные проблемы территориального развития: электрон. журн. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования:
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Pentium III, пооцессоо с тактовой частотой 800 МГц; 128 МЕЖДуНАРОДНЬ1И Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИМ ЖУРНАЛ www.terjournal.ru
Современные проблемы территориального развития. 2018. №2.ID 41 ISSN: 2542-2103
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №« ФС 77 — 68371 от 30.12.2016
По результатам оценки воздействия объекта на окружающую природную среду установлено, что проектируемый объект - автомобильная дорога «Обход п. Атяшево» учитывает принципы геоэкологического проектирования, соответствует требованиям природоохранного законодательства и является безопасной при условии реализации проектных решений в полном объеме.
Для обеспечения экологической безопасности строительства и функционирования автомобильной дороги проектом предусмотрены следующие мероприятия:
1. Тщательное планирование отвода земель: под строительство дороги отвести малопригодные для сельскохозяйственного производства земли; использование земель, занятых лесными угодьями, а, следовательно, вырубка деревьев, только в случае крайней необходимости.
Для снижения уровня механического воздействия на почвенный покров необходимо предусмотреть:
- соблюдение границы отвода земель;
-недопущение сведения древесно-кустарниковой растительности за пределами отвода земли;
- хранение снятого плодородного слоя для последующей рекультивации;
- учёт видового состава растений на биологическом этапе рекультивации;
- запрет засыпки грунтом корневых шеек и стволов растущих деревьев и кустарников;
- укрепление откосов земляного полотна от разрушающего действия воды и ветра засевом многолетних трав;
-запрет технического обслуживания, мойки машин, механизмов на необорудованных площадках;
- оснащение места строительства контейнерами для отходов.
2. При строительстве дороги источниками загрязняющих веществ в атмосферу будут: работающие двигатели строительных машин и механизмов, передвижная дизельная электростанция, сварочные и покрасочные работы. Однако по расчетам, уровень загрязнения не будет превышать санитарных норм. Для минимизации выбросов загрязняющих веществ рекомендуются следующие мероприятия:
- сокращение до минимума количества строительной техники, обновление парка тяжелых автомашин, переход на более чистые виды топлива;
- регулярный техосмотр строительной техники, машин;
- недопущение простоя строительной техники с включенным двигателем;
- проведение контроля выхлопных газов автотранспорта;
Тарасова О. Ю. Геоэкологические аспекты проектирования СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ автомобильных дорог Рлекфонный ресурс] / О. Ю.Тарасова,
С. А. Москалева, А. В Ларина// Современные проблемы территориального развития: электрон. журн. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. лиск (CD-ROM). - Систем. требования:
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц; 128 междУнародный Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ www.terjournal.ru
Современные проблемы территориального развития. 2018. №2.ID 41 ISSN: 2542-2103
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №« ФС 77 — 68371 от 30.12.2016
- соблюдение сроков строительства;
- запрет на работу техники в форсированном режиме;
- укрытие кузовов машин тентами при перевозке сильно сыпучих грузов;
- устройство покрытия усовершенствованного типа на примыканиях [5].
3. Редкие и исчезающие виды растительности и животного мира, занесенные в Красную книгу РФ и Республики Мордовия на данной территории отсутствуют [1]. Планируемые работы не затрагивают особо охраняемых природных территорий. Для обеспечения сохранности растений и животного мира необходимо:
-принимать меры по обустройству дороги, предохраняющие от произвольного съезда с дороги в непредусмотренных местах;
- работы проводить только на запланированной строительной площадке;
-не использовать токсичные материалы и вещества, неисправную
строительную технику;
- по окончании строительных работ провести восстановление территории (разобрать строительную площадку, очистить территорию от строительного мусора, и озеленить прилегающую территорию);
- проводить регулярную рекультивацию почвенного слоя для устранения загрязнения вредными веществами, накопившимися в почве от выхлопов машин и проливов нефтепродуктов;
-обеспечить контроль за предотвращением захламления территории, браконьерства, мытья машин, слива отработанных масел в неустановленных местах [7].
4. В проекте предусмотрены мероприятия по расчистке самовыросшей древесно-кустарниковой растительности в количестве - 596 шт., попадающей в зону строительных работ - 0,0824 га. Общая стоимость компенсации вырубки древесно-кустарниковой растительности при строительстве автомобильной дороги составит 3169004 рублей [5].
5. Строительство проектируемой автодороги «Обход п. Атяшево» будет производиться в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Дада. Качественный состав бытовых сточных вод в период строительства будет обычен для данного вида стоков и специфических загрязняющих веществ в них содержаться не будет. Обеспечение рабочих питьевой водой планируется производить путем ежедневной доставки сертифицированной питьевой воды в передвижных емкостях, а сбор хозяйственно-фекальных стоков на месте ведения работ осуществлять в передвижную биотуалетную кабину.
Тарасова О. Ю. Геоэкологические аспекты проектирования СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ автомобильных дорог Рлекфонный ресурс] / О. Ю.Тарасова,
С. А. Москалева, А. В Ларина// Современные проблемы территориального развития: электрон. журн. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования:
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Pentium III, пооцессоо с тактовой частотой 800 МГц; 128 МЬЖДуНАРОДНЫИ Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ www .terjournal.ru
Современные проблемы территориального развития. 2018. №2.ID 41 ISSN: 2542-2103
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №« ФС 77 — 68371 от 30.12.2016
Для обеспечения экологической безопасности, сохранения водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки рекомендуется:
-осуществлять заправку, мойку, ремонт автомобилей, размещение, складирование горюче-смазочных материалов только на специально оборудованных площадках;
-оснащать места строительства передвижными контейнерами для бытовых и производственных отходов;
- проводить инструктаж персонала по соблюдению требований охраны окружающей среды;
- укреплять откосы и земляное полотно от разрушающего действия воды и ветра путем засева многолетней травой;
- обязательно предусматривать водоотвод с проезжей части дороги от подошвы насыпи; при необходимости укреплять кюветы засевом трав;
- в случае аварийных утечек нефтепродуктов загрязненный участок необходимо засыпать песком, а загрязненный песок собрать в специально предусмотренную для этого емкость и утилизировать [6].
6. В проекте представлен расчет объемов образования отходов производства и потребления IV-V классов опасности, указана схема сбора, временного хранения и удаления. Также в целях снижения объемов образования отходов и влияния их в период строительства и эксплуатации предлагаются следующие мероприятия:
- разработка технической документации по обращению с отходами с целью оптимизации сбора, сортировки, накопления;
- назначение ответственных лиц по обращению с отходами, обеспечивающих надлежащий их учет и контроль;
- организация взаимодействия с органами контроля и надзора в области обращения с отходами;
- обеспечение наличия средств по ликвидации возможных аварийных ситуаций, возникающих при обращении с отходами [5].
7. Строительство автомобильной дороги сопровождается акустическим воздействием на окружающую среду, основным источником шума являются строительная техника и автотранспорт. Ожидаемые эквивалентные и максимальные уровни звука в районе производства работ, создаваемые строительной техникой, не превышают нормативные величины по СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Дополнительные шумозащитные мероприятия не требуются.
8. При строительстве и эксплуатации объекта проектирования важным является производственный экологический контроль (мониторинг) за
РАЗВИТИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www .terjournal.ru
Тарасова О. Ю. Геоэкологические аспекты проектирования автомобильных дорог Рлекфонный ресурс] / О. Ю.Тарасова, С. А. Москалева, А. В Ларина// Современные проблемы территориального развития: электрон. журн. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. лиск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х
Современные проблемы территориального развития. 2018. №2.ID 41 ISSN: 2542-2103
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №« ФС 77 — 68371 от 30.12.2016
характером изменения компонентов окружающей среды, который включает: проверку наличия документов на отвод земель и соответствие их законодательству РФ; мониторинг использования земель; мониторинг обращения со снимаемым слоем плодородной почвы; контроль за экологичностью материалов, используемых для отсыпки земляного полотна и устройства дорожной одежды; контроль за экологичностью методов производства работ, обеспечивающих минимальное количество кавальеров; мониторинг развития линейной и плоскостной эрозии грунтов; контроль своевременного закрепления откосов на завершенных участках насыпи; мониторинг обращения со строительными и бытовыми отходами; мониторинг рекультивации площадок строительства [8].
Таким образом, при выполнении перечисленных мероприятий на рассматриваемом участке автодороги будет обеспечена экологическая безопасность объектов и минимизировано потенциальное неблагоприятное воздействие антропогенных факторов.
Список использованных источников
1. Географический Атлас Республики Мордовия / редкол.: А. А. Ямашкин (пред. кол.), С. М. Вдовин, Н. П. Макаркин [и др.]. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. 204 с.
2. Геоэкологический анализ состояния природно -социально-производственных систем // А. В. Кирюшин, Ю. Д. Федотов, В. Н. Масляев, С. А. Москалева, А. М. Шутов, М. В. Ямашкина, М. В. Кустов, А. В. Ларина; науч. ред. и сост.: А. А. Ямашкин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. 260 с.
3. Жаткина И. В., Москалева С. А. Экологическое обоснование при проектировании городских геотехнических систем // Актуальные вопросы архитектуры и строительства : материалы XIV Междунар. науч.-техн. конф. : в 2 ч. Саранск, 2015 . С. 310-313.
РАЗВИТИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.terjournal.ru
Тарасова О. Ю. Геоэкологические аспекты проектирования автомобильных дорог Рлектронный ресурс] / О. Ю.Тарасова, С. А. Москалева, А. В Ларина// Современные проблемы территориального развития: электрон. журн. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. лиск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х
Современные проблемы территориального развития. 2018. N«2. ID 41 ISSN: 2542-2103
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 68371 от 30.12.2016
4. Жигунова Д. А., Москалева С. А. Экологические аспекты строительства автомобильных дорог // XIV Огарёвские чтения: материалы науч. конф. : в 3 частях. 2016. Ч. 2. С. 285-290.
5. Материалы проектной документации по строительству автомобильной дороги «Обход п. Атяшево». Саранск: ООО СК «Трансмагистраль». 2016. 120 с.
6. Муртазин Р. Н., Ларина А. В. Обеспечение экологически безопасного состояния автодороги и придорожных территорий при проектировании // О вопросах и проблемах современных естественных и математических наук // Итоги международной науч.-практ. конф., г. Челябинск, вып. IV. - Челябинск: ИЦРОН, 2017. С. 37-39.
7. Каверин А. В., Гераськин М. М., Емельянова Н. А., Тарасова О. Ю. Экологическое обустройство ландшафтов: конспект лекций / Под ред. А. В. Каверина. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. 136 с.
8. Кирюшин А. В., Еделькина А. С., Резаков Г. Р. Анализ антропогенного воздействия на окружающую среду в муниципальных районах Республики Мордовия // Мир науки и инноваций. 2015. Т. 12. С. 83-86.
РАЗВИТИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.terjournal.ru
Тарасова О. Ю. Геоэкологические аспекты проектирования автомобильных дорог Рлеюронный ресурс] / О. Ю.Тарасова, С. А. Москалева, А. В Ларина// Современные проблемы территориального развития: электрон. журн. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х
Современные проблемы территориального развития. 2018. №2. ID 41 ISSN: 2542-2103
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №« ФС 77 — 68371 от 30.12.2016
Tarasova Oksana
PhD in geography, associate Professor, Department Ecology and Environmental Management, National Research Ogarev Mordovian State University Oks-tarasova@yandex. ru
Moskaleva Svetlana
PhD in geography, associate Professor, Department of Land management and Landscape planning, National Research Ogarev Mordovian State University Moskaleva-s-a@yandex. ru
Larina Alena
PhD in geography, associate Professor, Department of Land management and Landscape planning, National Research Ogarev Mordovian State University Larina2 705@yandex. ru
GEOECOLOGICAL ASPECTS OF HIGHWAY DESIGN
The article reveals the theoretical aspects of geo-environmental engineering of roads, it considers the requirements to the content of the environmental section of the road project and provides the geo-ecological study for the design. The article assesses the impact of road construction on the environment.
Keywords: transport infrastructure, highways, geoenvironmental engineering, environmental safety, environmental laws, the assessment of the impact on the environment.
© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018 © Тарасова О. Ю., 2018 © Москалева С. А., 2018 © Ларина А. В., 2018
тел.!факс:(8342) 32-47-56; тел. общ.: +79271931888; E-mail: [email protected]
- 9 -
РАЗВИТИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.terjournal.ru
Тарасова О. Ю. Геоэкологические аспекты проектирования автомобильных дорог Рлеюронный ресурс] / О. Ю.Тарасова, С. А. Москалева, А. В Ларина// Современные проблемы территориального развития: электрон. журн. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х
Современные проблемы территориального развития. 2018. №2.ID 41
ISSN: 2542-2103
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №« ФС 77 — 68371 от 30.12.2016
О журнале
S Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.
S Материалы журнала включаются в библиографическую базу данных научных публикаций российских учёных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд.
S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике издания, с целью их экспертной оценки.
S Журнал выходит на компакт-дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит регистрацию в Научно-техническом центре «Информрегистр».
S Журнал находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: www.terjournal.ru. Пользователи могут бесплатно читать, загружать, копировать, распространять, использовать в образовательном процессе все статьи.
Прием заявок на публикацию статей и текстов статей, оплата статей осуществляется через функционал Личного кабинета сайта издательства "Партнёр" (www.anopartne г.щ) и не требует посещения офиса.