Научная статья на тему 'Геоэкологическая оценка шумового загрязнения городской среды: на примере г. Кызыла (Республика Тыва)'

Геоэкологическая оценка шумового загрязнения городской среды: на примере г. Кызыла (Республика Тыва) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
122
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценка уровня шума / интенсивность движения автотранспорта / скорость движения автотранспорта / натурные измерения уровня шума / эквивалентный уровень звука / assessment of noise pollution / intensity of motor transport movement / speed of motor transport movement / full-scale measurements of noise level / equivalent sound level

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кара-Сал И. Д.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме шумового загрязнения окружающей среды от автомобильного транспорта и значительное внимание уделяется оценке уровня шумового загрязнения в зоне влияния автомобильных дорог г. Кызыла. В ходе исследования произведены оценка шумового загрязнения примагистральных территорий г. Кызыла от автотранспорта и подсчет интенсивности движения транспорта на наиболее загруженных участках города в течения дня. На выбранных участках проведены измерительные работы по шуму от автомобильных потоков в периоды максимальной интенсивности движения транспортных потоков и рассчитаны эквивалентные уровни звука, а также сравнительный анализ полученных данных с требованиями СНиП. Даны рекомендации по снижению шумовой нагрузки от автотранспорта на территории г. Кызыла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Кара-Сал И. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOECOLOGICAL ASSESSMENT OF NOISE POLLUTION OF THE URBAN ENVIRONMENT: BASED ON A SAMPLE OF THE CITY OF KYZYL (REPUBLIC OF TUVA)

The article is devoted to the relevant problem of noise pollution of the environment from road transport. The paper pays attention to the assessment of noise pollution in the areas of congested roads in Kyzyl. In the course of the study, the noise pollution of the main territories of the city of Kyzyl from motor vehicles and the calculation of the traffic intensity in the busiest parts of the city during the day were assessed. At the selected sites, the measurement work on the noise from traffic flows in periods of maximum intensity of traffic flows and calculated equivalent sound levels, as well as a comparative analysis of the data with the requirements of Building Regulations, were done. Recommendations to reduce noise pollution from road transport on the territory of Kyzyl city are presented.

Текст научной работы на тему «Геоэкологическая оценка шумового загрязнения городской среды: на примере г. Кызыла (Республика Тыва)»

УДК 504.05(571.52)

doi 10.24411/2077-5326-2019-10017

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ: НА ПРИМЕРЕ Г. КЫЗЫЛА (РЕСПУБЛИКА ТЫВА)

Кара-Сал И. Д. Тувинский государственный университет, г Кызыл

GEOECOLOGICAL ASSESSMENT OF NOISE POLLUTION OF THE URBAN ENVIRONMENT: BASED ON A SAMPLE OF THE CITY OF KYZYL (REPUBLIC

OF TUVA)

I.D. Kara-Sal Tuvan State University, Kyzyl

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме шумового загрязнения окружающей среды от автомобильного транспорта и значительное внимание уделяется оценке уровня шумового загрязнения в зоне влияния автомобильных дорог г. Кызыла. В ходе исследования произведены оценка шумового загрязнения примагистральных территорий г. Кызыла от автотранспорта и подсчет интенсивности движения транспорта на наиболее загруженных участках города в течения дня. На выбранных участках проведены измерительные работы по шуму от автомобильных потоков в периоды максимальной интенсивности движения транспортных потоков и рассчитаны эквивалентные уровни звука, а также сравнительный анализ полученных данных с требованиями СНиП. Даны рекомендации по снижению шумовой нагрузки от автотранспорта на территории г. Кызыла. Ключевые слова: оценка уровня шума; интенсивность движения автотранспорта; скорость движения автотранспорта; натурные измерения уровня шума; эквивалентный уровень звука

The article is devoted to the relevant problem of noise pollution of the environment from road transport. The paper pays attention to the assessment of noise pollution in the areas of congested roads in Kyzyl. In the course of the study, the noise pollution of the main territories of the city of Kyzyl from motor vehicles and the calculation of the traffic intensity in the busiest parts of the city during the day were assessed. At the selected sites, the measurement work on the noise from traffic flows in periods of maximum intensity of traffic flows and calculated equivalent sound levels, as well as a comparative analysis of the data with the requirements of Building Regulations, were done. Recommendations to reduce noise pollution from road transport on the territory of Kyzyl city are presented.

Keywords: assessment of noise pollution; intensity of motor transport movement; speed of motor transport movement; full-scale measurements of noise level; equivalent sound level

Шумовое загрязнение городской среды а от автомобильного транспорта является одной из самых острых экологических про- i блем урбанизированных территорий. ж Городские жители малых и больших 1 городов постоянно находятся в условиях ш шумового дискомфорта. Шумовое загряз- i нение становиться причиной различных у заболеваний, ведет к ухудшению качества i жизни и экономическим потерям, снижает производительность труда на предприяти- т ях. 8 Основным источником шума в совре- в менных городах, в том числе в г. Кызыле j является автомобильный транспорт. Город с Кызыл является столицей Республики Тыва с и служит транспортным узлом для всех её б районов. По состоянию на конец 2015 года б в [

г. Кызыле зарегистрировано 34702 единиц транспортных средств, количество д транспорта в городе увеличивается с каж- с дым годом. Так, с 2011 по 2015 год коли- л чество зарегистрированных транспортных с средств увеличилось на 17%, а фактиче- в ская нагрузка на автомобильные дороги с города значительно превышает количество н транспортных средств, зарегистрированных в г. Кызыле[1]. г Оценка шумового загрязнения примаги- н стральных территорий г. Кызыла ранее не т проводилась. Для полной оценки экологи- а ческого состояния городской среды пред- I ставляется актуальным изучение не только з химических показателей компонентов городской среды г. Кызыла, но уровня шумо- т вого загрязнения автотранспортом. м Поэтому целью данной работы являет- у ся оценка уровня шумового загрязненияот

автотранспорта на территории г.Кызыла.

Для оценки уровня шума нами был проведен подсчет интенсивности движения автотранспорта, определены расчетным методом эквивалентный уровень шума вблизи жилой застройки, а также впервые проведены натурные измерения уровня шума в зоне влияния автомобильных дорог.

Подсчет интенсивность движения автотранспорта производился 3 раза в сутки: 8.00 ч,, 13.00 ч. и 16.00 ч. по 10 минут и вычисляли их среднее количество.Опреде-ляли загруженность улиц автотранспортом согласно ГОСТу 17.2.03-77: низкая интенсивность движения - 2,7-3,6 тыс. автомобилей в сутки, средняя - 8-11 тыс. автомобилей и высокая - 18-27 тыс. автомобилей [2].

Из таблицы 1 видно, что интенсивность движения автотранспорта в течение дня составила 27502 авт/ч. Максимальное количество транспортного потока приходится в час пик вечернее время -11052 авт/ч., в обед -9619 авт/ч., наименьшее количество автотранспорта установлено в утренние часы[3, 4].

Наибольшее количество автомашин отмечено на перекрестке улиц Магистральная, Чульдум, Бай-Хаакская и Калинина там, где разрешено движение всех групп автомобилей, а также на перекрестке улиц Рабочая и Чульдум там, где всегда большая загруженность транспортного потока.

Наименьшее количество автотранспорта приходится на ул. Лопсанчапа 39, возможно это связано отдаленности данного участка от центра города.

Таблица 1. Интенсивность движения автотранспорта авт/ч.

№ участка Перекрестки улиц Интен автот сивность движения ранспорта, авт/час

8:00 13:00 18:00

1 ул. Рабочая и Чульдум 1104 1848 2032

2 ул. Ленина и Чульдум 627 888 1109

3 ул. Дружба 2а 473 652 901

4 ул. Магистральная и Полигонная 1301 1643 1704

5 ул. Лопсанчапа и Кечил-оола 466 634 782

6 ул. Лопсанчапа 39 395 573 630

7 ул. Магистральная, ул. Чульдум, ул. Бай-Хаакская, ул. Калинина 2465 3381 3949

Итого 6831 9619 11052

Всего 27502

На рисунке 1 средняя интенсивность движения автотранспорта разных групп составила: легковые автомобили -3176 авт/ч; автобусы карбюраторные -229 авт/ч; грузовые до 5 тонн - 106 авт/ч; грузовые дизельные - 77авт/ч; грузовые более 5 тонн - 52 авт/ч.

Для оценки шумового загрязнения г. Кызыла были проведены натурные измерения и определены расчетным методом эквива-

лентные уровни шума на следующих улицах: перекресток ул. Рабочая и ул.Чульдум, перекресток ул. Ленина и ул. Чульдум, ул. Дружба 2а перекресток ул. Магистральная и ул. Полигонная, перекресток ул. Лопсан-чапа и ул. Кечил-оола, Ул. Лопсанчапа 39, круговой: ул. Магистральная, ул. Чульдум, ул. Бай-Хаакская, ул. Калинина. Замеры уровня шума проводились в сентябре 2017 г.

Рисунок 1. Средняя интенсивность движения автотранспорта разных групп, авт/час.

Натурные измерения уровня шума про- "Шум. Транспортные потоки. Методы изводились в дневное время в "час пик" (8.00, мерения шумовой характеристики" [5]. 13.00, 18.00 ч.), когда интенсивность дви- Интенсивность движения автотранспор-жения транспорта максимальна, по ме- та в течение дняи результаты натурных тодике в соответствии с ГОСТ 20444 - 85 измерений представлены в таблице 2, так

как измерения проводились в осенний пе- участках с интенсивным движением авто-риод, влияние зеленых насаждений не учи- транспорта составляют от 76 до 79 дБА. тывалось.Эквивалентные уровни шума на

Таблица 2 . Результаты натурных измерений эквивалентных уровней шума

№ точки Улицы Интенсивность движения автотранспорта в течение дня Эквивалентные уровни шума, дБА

1 ул.Рабочая и Чульдум 4984 78,2

2 ул.Ленина и Чульдум 2624 76,0

3 ул. Дружба 2а 2026 78,2

4 ул. Магистральная и Полигонная 4648 79,2

5 ул. Лопсанчапа и Кечил-оола 1882 76,7

6 ул. Лопсанчапа 39 1598 76,0

7 ул. Магистральная и ул. Бай-Хаакская и ул. Калинина 9795 79,2

Предельно допустимые уровни шума на территории жилой застройки по СНиПу составляет 55 дБА [6], а результаты натурных измерений - 76 -78 дБА. Из полученных данных видно, что эквивалентные уровни шума превышают ПДУ на 21 -23 дБА.

На рисунке 2видно что, максимальные

уровни шума установлены на перекрестках улиц: Рабочая и Чульдум; Магистральная и Полигонная; Магистральная, Бай-Хаак-ская и Калинина (79,2 дБА). Минимальные уровни шума отмечены - Ленина и Чуль-дум; Лопсанчапа 39 (76,0 дБА).

Рисунок 2. Натурные измерения эквивалентных уровней шума

Причинами максимального уровня шума нами минимального уровня шума - низкая

являются высокая интенсивность движе- интенсивность движения автотранспорта и

ния автотранспорта и загруженность дан- наличие зеленых насаждений вдоль авто-

ных участков грузовым автотранспортом мобильных дорог.

на 9 - 13% , а так же отсутствие зеленных Таким образом, требуемое снижение

насаждений и ограждений улиц. Причи- уровня шума на исследованных участках

составляет 21 - 23 дБА.

Ожидаемый уровень звука в расчетной точке, обусловленный шумом транспортных потоков, рассчитывали по методике «Расчет и оценка транспортного шума в жилой зоне» [6].

Из таблицы 3 видно, что эквивалентные уровни звука от транспортного потока составляют 77,0 - 79,2 дБА, в расчетной точке 69,0 - 71,2 дБА, в квартире с открытой форточкой 49 - 59,2дБА.Наибольшее количество эквивалентного уровня звука по нашим расчетным данным установлено на перекрестках улиц Магистральная и Бай-Хаакская и Калинина (7); ул. Рабочая

Требуемое снижение уровня звука от транспортного потока на территории жилой застройки по результатам расчета составило 25-26,8 дБ А.

Эквивалентные уровни звуков расчетной точке вне и внутри помещения практически на всех участках превышают санитарную норму.

Таким образом, установлено, что эквивалентные уровни звука на всех участках превышают уровень звука: вне помещения от 25 до 26,8 дБА; внутри помещения от 14

и Чульдум (1) и а наименьшее на участке улицы Лопсанчапа 39 (6). Наибольшее количество эквивалентного уровня звука связано с высокой интенсивностью движения автотранспорта.

СНиП П-12-77 наибольший допускаемый уровень звука на территории прилегающей к жилой застройке - 55 дБА; в жилых помещениях - 35 дБА; [6]. Эквивалентные уровни звука от транспортного потока превышают санитарную норму на всех исследованных участках автомобильных дорог, так как предельно допустимый уровень шума на территории жилой застройки должен быть не больше 55 дБ А.

до 15,8 ДБА.

Для выяснения реакции населения на проникающий в жилые квартиры шум от автотранспорта автором работы был проведен социологический опрос.

В опросе принимали участие жители домов следующих улиц:Рабочая 213, Ленина 39, Дружба 1, Фрунзе 53, . Кечил-оола 19, Лопсанчапа 39, Бай-Хаакская 2, расположенных в зоне прямого акустического воздействия автодорог. Всего было опрошено 30 человек с каждой точки.

Таблица 3. Эквивалентный уровень звука от транспортного потока

№ точки Перекресток улиц Эквивалентный уровень звука от автотранспортного потока, дБ А В расчетной точке В квартире с открытой форточкой

1 ул. Рабочая и Чульдум 79,2 71,2 51,2

2 ул. Ленина и Чульдум 77,0 69,0 49,0

3 ул. Дружба 1 78,2 70,2 50,2

4 ул. Магистральная и Полигонная 79,2 71,2 51,2

5 ул. Лопсанчапа и Кечил-оола 77,7 69,7 49,7

6 ул. Лопсанчапа 39 77,0 69,0 49,0

7 ул. Магистральная и ул. Бай-Хаакская и ул. Калинина 79,2 71,2 59,2

Количество жалоб на раздражающее действие транспортного шума достигает 89 - 92 % к числу опрошенных лиц. Жители этих районов жалуются на неудобства, создаваемые транспортным шумом. Шум нарушает сон и отдых, затрудняет выполнение работ, связанных с умственным трудом, мешает слушать радио- и телепередачи, затрудняет разговор. Особый дискомфорт испытывают жители квартир, ориентированных окнами на магистраль, при проветривании помещений.

В контрольной группе проживающих в квартирах, с окнами во двор, количество жалоб на раздражающее действие транспортного шума снижается и достигает 21

-30 %.

Следовательно, требуется принятие мер по снижению уровня шума от автотранспорта на всех исследованных участках. Основными мероприятиями по снижению уровня звука являются:

- проведение мониторингового замера уровня шума на участках с интенсивным движением автотранспорта;

- снижение скорости движения автотранспорта и интенсивности движения автотранспорта;

- посадка зеленных насаждений вдоль автомобильных дорог, применение шумо-защитных экранов и звукоизоляция конструкций зданий.

Библиографический список

1. Шумовое загрязнение г. Кызыла. - URL: https://www.tuvaonline.ru/2012/11/08/ vtuve-kolichestvo-avtomobiley-za-poclednie-desyat-let-uvelichilos-na-12-tysach-edinic.html (дата обращения: 06.12.2019). - Текст : электронный.

2. Федорова А. И. Практикум по экологии и охране окружающей среды / А. И. Федорова, А. Н. Никольская. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - С. 89 -90. - текст : непосредственный.

3. Кара-Сал И. Д. Оценка уровня шума в зоне влияния автомобильных дорог (на примере г. Кызыла) / И. Д. Кара-Сал, М. С. Эренчин. - Текст : непосредственный // Материалы Республиканской научно-практической конференции посвященной 55-летнему юбилею есте-стественно-географического факультета

Тувинского государственного университета. - Кызыл : Издательство ТувГУ, 2018. - С. 23-25.

4. Кара-Сал И. Д. Оценка эколого-геохи-мического состояния территории города Кызыла (Республика Тыва) : специальность : 25.00.36 Геоэкология (наука о Земле) ; автореферат диссертации кандидата географических наук / Кара-Сал Ирина Дарымаевна ; Томский государственный университет. - Томск, 2012. -23 с. - Текст : непоредственный.

5. Факторович А. А. Защита городов от транспортного шума / А. А. Факторович, Г. И. Постников. - Киев : Будивельник, 1982. - 144 с. - Текст : непоредственный.

6. Защита от шума : СНиП II-I2-77. - Москва : Стройиздат, 1978. - 49 с. - Текст : непоредственный.

References

1. Shumovoe zagryaznenie g. Kyzyla [Noise

pollution of Kyzyl]. Available at: https:// www.tuvaonline.ru/2012/11/08/vtuve-kolichestvo-avtomobiley-za-poclednie-desyat-let-uvelichilos-na-12-tysach-edinic. html (Accessed: 06.12.2019).

2. Fedorova A. I. Praktikum po ekologii i okhrane okruzhayushchei sredy [Workshop on Ecology and Environmental Protection]. Moscow, VLADOS Publ., 2001. P. 89 -90. (in Russian)

3. Kara-Sal I. D. Otsenka urovnya shuma v zone vliyaniya avtomobil'nykh dorog (na primere g. Kyzyla) [Assessment of noise pollution level on the busy roads (based on a sample of Kyzyl city)]. Materialy Respublikanskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii posvyashchennoi 55-letnemu yubileyu estestestvenno-geograficheskogo fakul'teta Tuvinskogo gosudarstvennogo

universiteta []. Kyzyl, Tuvan State University, 2018. P. 23-25.(in Russian)

4. Kara-Sal I. D. Otsenka ekologo-geokhimicheskogo sostoyaniya territorii goroda Kyzyla (Respublika Tyva) : avtoreferat dissertatsii kandidata geograficheskikh nauk [Assessment of ecological-geochemical state of Kyzyl area (Republic of Tuva): diss.Cand.Geog.Sci.]. Tomsk State University. Tomsk, 2012. 23 p. (in Russian)

5. Faktorovich A. A. Zashchita gorodov ot transportnogo shuma [Protection of cities from noise pollution]. Kiev, Budivel'nik Publ., 1982. 144 p. (in Russian)

6. Zashchita ot shuma: SNiP II-I2-77 [Protection from noise: Building Regulation 11-12-77]. Moscow, Stroyizdat Publ., 1978. 49 p. (in Russian)

Кара-Сал И.Д., кандидат географических наук, Тувинский государственный университет, E-mail: irinakarasal@mail.ru

Irina D. Kara-Sal, Candidate of Geographical Sciences, Tuvan State University, E-mail: irinakarasal@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 19.10.2019

УДК 502.4(571.52)

doi 10.24411/2077-5326-2019-10018

ЛЕСНЫЕ ФИТОЦЕНОЗЫ С УЧАСТИЕМ VACCINIUMVITIS-IDAEA КЛАСТЕРА «АРЫСКАННЫГ» ЗАПОВЕДНИКА «УБСУНУРСКАЯ КОТЛОВИНА» (РЕСПУБЛИКА ТЫВА): СОСТАВ, СТРУКТУРА И УРОЖАЙНОСТЬ

Самдан А.М., Чоргаар С.С. ФГБУГПБЗ «Убсунурская котловина», г. Кызыл

FOREST PHYTOCENOSES WITH PARTICIPATION OF VACCINIUM VITIS-IDAEA OF ARYSKANNYG CLUSTER OF THE UVS-NUUR BASIN RESERVE (REPUBLIC OF TUVA): COMPOSITION, STRUCTURE AND YIELD

A.M. Samdan, S.S. Chorgaar State Nature Biosphere Reserve of the Uvs-Nuur basin, Kyzyl

В статье представлены результаты исследования состава и структуры лесных сообществ на территории кластера «Арысканныг» с участием брусники в травяно-кустарничковом покрове и ее урожайности. Выявлено, что брусничные леса бывают двух формаций - кедровых и лиственничных, распространены вейниково-брусничные, зеленомошно-брусничные типы лесов. Ценофлора брусничников состоит из 52 видов высших сосудистых растений. Установлено, что урожайность брусники на территории кластера «Арысканныг» низкая, по сравнению со средней урожайностью по Туве. Кедровники на высоте 2000 м над ур. м. с более сомкнутым древостоем обладают очень низкой урожайностью брусники. Наиболее продуктивными являются брусничники лиственничники, имеющие небольшие степени сомкнутости крон, подтверждая относительную гелиофитность брусники. Выяснено, что на плодоношение брусникивлияет режим погодных условий в период массового цветения и завязывания плодов.

Ключевые слова: лесные фитоценозы; брусника, урожайность; заповедник «Убсунурская котловина»; кластер «Арысканныг»

The article presents the results of the study of the composition and structure of forest communities on the territory of the Aryskannyg area with the participation of mountain cranberry (also called "cowberry", "lingonberry") in the grass-shrub cover and its yield. It is revealed that there are cowberry forests of two formations - cedar and larch, i.e. reed-cowberry, green-moss-cowberry types of forests. The cenosis-phlora of cowberries includes 52 species of higher vascular plants. It was found that the yield of cranberries on the territory of the Aryskannyg area is low, in comparising to the average yield in Tuva. Cedar trees at an altitude of 2000 m above sea level with a more closed canopy of the forest have a very low yield of cranberries. The most productive are larch forests of cowberry, with smaller forests crowns. It was found that the mode of weather conditions in the period of mass flowering and fruit setting is of great importance for the productivity of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.