Научная статья на тему 'ГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ'

ГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
210
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ / ГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА АВТОДОРОГИ / ВЫНОС ОСИ ТРАССЫ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СЪЕМКА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Егоров Н. С., Бикбулатова Г. Г., Купреева Е. Н.

В статье рассмотрены особенности выполнения инженерно-геодезических работ на линейном объекте, в частности, рассмотрен комплекс геодезических работ, выполненных для целей капитального ремонта участка автомобильной дороги. Объектом исследования послужили материалы инженерно-геодезических работ, полученные в ходе ремонта участка автодороги «Новоселецк-Таврическое-Нововаршавка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Егоров Н. С., Бикбулатова Г. Г., Купреева Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEODETIC SUPPORT FOR MAJOR REPAIRS OF A HIGHWAY IN THE OMSK REGION

The article discusses the features of performing engineering and geodetic works on a linear object, in particular, a complex of geodetic works performed for the purpose of overhauling a section of a highway is considered. The object of the study was the materials of engineering and geodetic works obtained during the repair of a section of the Novoseletsk-Tavricheskoe-Novovarshavka highway.

Текст научной работы на тему «ГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

Егоров Н. С., Бикбулатова Г. Г., Купреева Е. Н. Геодезическое сопровождение капитального ремонта автомобильной дороги в Омской области// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2021. -№ 4 (27) октябрь - декабрь - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2021/4/00968.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 528.48:625.7

Егоров Никита Сергеевич

магистрант I курса по направлению 21.04.03 Геодезия и дистанционное зондирование ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск ns. egorov2128@omgau. org

Бикбулатова Гульнара Гафуровна

канд.с.-х.наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск gg. bikbulatova@omgau. org

Купреева Елена Николаевна

заведующая учебно-научно- производственной лабораторией "Геоинформационные системы и технологии" ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск en. kupreeva@omgau. org

Геодезическое сопровождение капитального ремонта автомобильной дороги

в Омской области

Аннотация: В статье рассмотрены особенности выполнения инженерно-геодезических работ на линейном объекте, в частности, рассмотрен комплекс геодезических работ, выполненных для целей капитального ремонта участка автомобильной дороги. Объектом исследования послужили материалы инженерно-геодезических работ, полученные в ходе ремонта участка автодороги «Новоселецк-Таврическое-Нововаршавка».

Ключевые слова: инженерно-геодезические работы, геодезическое сопровождение капитального ремонта автодороги, вынос оси трассы, исполнительная съемка.

Автомобильные дороги являются важными связующими между субъектами России. Увеличивается освоение территорий. Развивается инфраструктура промышленных зон. Растут объемы перевозок различных видов продукции. Число грузовой техники на дорогах неуклонно растет. С ростом благосостояния населения увеличивается число личных автомобилей. Из-за этого существенно увеличивается нагрузка на имеющиеся дороги и ухудшается их состояние. Для безопасности передвижения необходимо вовремя проводить ремонтные мероприятия, такие как капитальный ремонт или реконструкция.

Согласно Федеральному закону № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» [6]: «Капитальный ремонт дороги это полное восстановление конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей и доведение их состояния до уровня установленных допустимых значений и

технических характеристик категории ремонтируемой автомобильной дороги, позволяющее обеспечить нормативные требования к её потребительским свойствам в период до очередного капитального ремонта или реконструкции». Исходя из этого, перед правительством России поставлена задача приведения автодорог в надлежащее состояние, для обеспечения безопасного пути сообщения транспорта. В связи с большим количеством автомобильных дорог на территории нашей страны решение данной задачи требует огромных затрат, не только денежных и трудовых, но и временных. Для снижения все возможных затрат при выполнении геодезических работ используется современное геодезическое оборудование - электронные тахеометры и спутниковые системы [5].

Целью данной работы являлось исследование процесса геодезического сопровождения ремонтных работ автомобильной дороги «Новоселецк-Таврическое-Нововаршавка» при помощи современных геодезических приборов.

Для достижения цели в соответствии с ВСН [1]были решены следующие задачи:

1. Изучение технологии создания планово-высотного обоснования;

2. Рассмотрение процесса восстановления и закрепления оси трассы;

3. Изучение процесса выполнения нивелирных работ при укладке слоев дорожной одежды;

4. Рассмотрение методов производства геодезического контроля и исполнительных съемок.

Предметом исследования являлась технология выполнения геодезических работ при капитальном ремонте участка автодороги. Объект исследования - материалы геодезических работ, полученные при капитальном ремонте автомобильной дороги «Новоселецк-Таврическое-Нововаршавка».

В физико-географическом отношении район проведения работ расположен в южной части Омской области в Павлоградском районе. Участок дороги подверженный ремонтным работам - с 89 км по 101 км. Протяженность участка работ - 11 км.

На объекте работ производились следующие виды геодезических работ:

• Создание планово-высотного геодезического обоснования;

• Восстановление и закрепление оси трассы;

• Вынос оси при помощи ГНСС приёмника;

• Нивелирные работы при возведении конструктивных слоев дорожной одежды;

• Геодезический контроль;

• Исполнительные съёмки.

Начальным этапом полевых геодезических работ являлось создание планово-высотного съемочного обоснования [5]. Оно было выполнено путем закрепления на местности временных знаков (металлическими штырями) и выполнением спутниковых наблюдений от пунктов ГГС с последующим уравниванием созданной сети. Схема сети планово-высотного обоснования созданного на участке производства работ представлена на рисунке 1.

Абрал

Краенэдзрка

Шмидтов ка

Условные обозначения

^^^ - Исходные пункт триангуляцян - Определяемая базовая СГЧЭ? с

А—О

- Вектор спутниковых измерений

Рисунок 1 - Схема геодезической сети на объекте По результатам уравнивания сети средняя квадратическая погрешность определения координат пунктов не превышала 5 мм, что соответствует требованиям действующих инструкций [2,3,4].

После создания геодезической сети было выполнено восстановление и закрепления оси трассы, согласно представленным ниже схемам (Рис.2 -3).

гн.тоа атюдц

Рисунок 2 - Схема закрепления оси дороги на прямом участке

Рисунок 3 - Схема закрепления оси дороги на кривом участке

Целью восстановления трассы является закрепление основных элементов автомобильной дороги на местности, которые определяют положение проектной линии трассы. Все восстановительные точки оси дороги закрепляются надежно, при помощи выносных столбиков. Закрепительные знаки устанавливаются перпендикулярно к оси трассы за бровкой кювета существующей дороги [1].

При возведении конструктивных слоев дороги необходимо знать расположение оси. Одним из лучших способов определения оси, в плане скорости и эффективности, является использование спутникового оборудования [5]. Во время работы на участке использовался ГНСС-приёмник Sokkia GRX2 в режиме кинематики реального времени, сокращенно RTK.

Режим RTK позволяет нам получать координаты точки за короткий промежуток времени, а также давать сантиметровую точность [4]. При представленном методе измерений один приёмник неподвижен с заданными координатами, и является базовым. Другой считается ровером. Они соединяются при помощи радиосвязи. Для выноса точки в натуру необходимо выбрать точку, ранее загруженную в контроллер, после чего следуя указаниям на экране контроллера, двигаться в направлении к точке. Когда мы находимся над необходимой точкой нужно достичь минимальных расхождений в положении ровера и точки.

После возведения каждого конструктивного слоя дороги выполняется исполнительная съемка по определению отметок соответствующих элементов дороги. Данная съёмка выполнялась с помощью оптического нивелира Sokkia В40а. Методика выполнения [2]: нивелирование выполнялось способом «вперед», фактические отметки дороги определялись через каждые 25 метров в трёх её точках 1) ось дороги; 2) левый край проезжей части; 3) правый край проезжей части. Плечо съёмки не превышало 100 м. Высотная привязка осуществлялась к высотному съёмочному обоснованию, созданному ранее.

Исходя из данного этапа геодезических работ, мы можем выявить высотное положение существующего полотна дорожного покрытия, затем провести сравнение с проектом и сделать выводы о проделанной работе, а также необходимости ее корректировки.

По окончании дорожно-строительных работ выполняется геодезический контроль. На данном этапе выполняется съемка всех элементов дороги: ширины дорожного покрытия, отметок, далее вычисление уклонов или измерение дорожной рейкой КОНДОР, и проверка полученных результатов на соответствие проектных значений.

В ходе исследования был рассмотрен комплекс геодезических работ по обеспечению капитального ремонта участка автомобильной дороги «Новоселецк-Таврическое-Нововаршавка», комплекс выполнен с соблюдением регламентирующих документов без нарушений технологии. Произведен анализ геодезических работ, выполненных на объекте: создание планово-высотного геодезического обоснования, восстановление и закрепление оси трассы, вынос оси ГНСС приемником, нивелирные работы при возведении конструктивных слоев дорожной одежды и исполнительные съемки. Все виды геодезических работ выполнялись в соответствии с действующими инструкциями.

Список источников

1. ВСН 208-89/Минтрансстрой СССР «Инженерно-геодезические изыскания железных и автомобильных дорог». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// http://docs.cntd.ru/ (дата обращения 07.10.2021).

2. ГКИНП (ГНТА)-03-010-03 «Инструкция по нивелированию I, II, III, ГУклассов». М., ЦНИИГАиК, 2004 г.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// http://docs.cntd.ru/ (дата обращения 07.10.2021).

3. ГКИНП (0НТА)-01-271-03 «Руководство по созданию и реконструкции городских геодезических сетей с использованием спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// http://docs.cntd.ru/ (дата обращения 07.10.2021).

4. ГОСТ Р 51794-2008 «Глобальные навигационные спутниковые системы. Системы координат. Методы преобразования координат определяемых точек». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// http://docs.cntd.ru/ (дата обращения 07.10.2021).

5. Райхерт О.В. Современные технологии обеспечения разбивочных работ капитального ремонта автодороги / О.В. Райхерт, Е.Н. Купреева // В сборнике: Молодежная наука 2018: исследования, технологии, инновации по проблемам геодезии, землеустройства и кадастра Ежегодный сборник научных трудов по мат. XXIV Научно-технической студенческой конференции. - 2018. - С. 191-195.

6. Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ (последняя редакция от 02.07.2021) : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72386/ (дата обращения 07.10.2021).

Nikita Egorov

1st year master's student in the direction of Geodesy and Remote Sensing (21.04.03) FSBEIHE OmskSAU, Omsk

Gulnara Bikbulatova

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SAU, Omsk

Elena Kupreeva

Head of the Laboratory

"Geographic Information Systems and Technologies" FSBEI HE Omsk SAU, Omsk

Geodetic support for major repairs of a highway in the Omsk region

Abstract. The article discusses the features of performing engineering and geodetic works on a linear object, in particular, a complex of geodetic works performed for the purpose of overhauling a section of a highway is considered. The object of the study was the materials of engineering and

geodetic works obtained during the repair of a section of the Novoseletsk-Tavricheskoe-Novovarshavka highway.

Key words: engineering and geodetic works, geodetic support of overhaul of the road, removal of the axis of the route, executive survey.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.