УДК 528.482(574)
ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕФОРМАЦИЕЙ МОСТА ЧЕРЕЗ Р. ИРТЫШ В Г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСКЕ
Ганфайра Серикказыевна Пача
Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, 070004, Казахстан, г. Усть-Каменогорск, ул. Протозанова А. К., 69, магистрант, тел. (7232)26-74-09, e-mail: [email protected]
Байтак Апшикур
Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, 070004, Казахстан, г. Усть-Каменогорск, ул. Протозанова А. К., 69, кандидат технических наук, доцент кафедры геодезии, картографии и кадастра, тел. (7232)26-74-09, e-mail: [email protected]
Алена Бауыржанкызы Абдешева
Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, 070004, Казахстан, г. Усть-Каменогорск, ул. Протозанова А. К., 69, магистрант, тел. (7232)26-74-09, e-mail: [email protected]
Досхан Талгатулы Батырханов
Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, 070004, Казахстан, г. Усть-Каменогорск, ул. Протозанова А. К., 69, магистрант, тел. (7232)26-74-09, e-mail: [email protected]
В данной статье разработан план организации необходимого налаженного и регулярного наблюдения за деформациями моста через р. Иртыш. Применительно к наблюдениям за осадками в период эксплуатации.
Ключевые слова: мост, мониторинг, геодезические наблюдения, деформации.
GEODETIC OBSERVATIONS OVER DEFORMATION OF THE BRIDGE ACROSS THE IRTYSH RIVER IN UST-KAMENOGORSK CITY
Ganfaira S. Pacha
D. Serikbayev East Kazakhstan State Technical University, 070004, Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk, 69 Protozanov A. K. Street, graduate student of the Geodesy, Cartography and Cadastre Department, tel. (7232)26-74-09, e-mail: [email protected]
Baytak Apshikur
D. Serikbayev East Kazakhstan State Technical University, 070004, Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk, 69 Protozanov A. K. Street, Ph. D., associate professor of the Geodesy, Cartography and Cadastre Department, tel. (7232)26-74-09, e-mail: [email protected]
Alena B. Abdesheva
D. Serikbayev East Kazakhstan State Technical University, 070004, Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk, 69 Protozanov A. K. Street, graduate student of the Geodesy, Cartography and Cadastre Department, tel. (7232)26-74-09, e-mail: [email protected]
Doskhan T. Batyrkhanov
D. Serikbayev East Kazakhstan State Technical University, 070004, Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk, 69 Protozanov A. K. Street, 19 Serikbayev Street, graduate student of the Geodesy, Cartography and Cadastre Department, tel. (7232)26-74-09, e-mail: [email protected]
This article contains the developed plan for organization of necessary well-organized and regular observation over deformation of the bridge across the Irtysh River with regard to observations over precipitation in the period of operation.
Key words: bridge, monitoring, geodetic observations, deformation.
В связи с непрерывным ростом численности населения, усиливающемся разрастанием города Усть-Каменогорск, перемещением людей с увеличением дальности поездок и ростом необходимости в транспортных услугах, которая в основном удовлетворялась за счет использования частных автомобилей а также аварийным состоянием пролетного строения возникла необходимость в реконструкции моста через реку Иртыш в створе ул. Казахстан. Реконструкция осуществляется и на данный момент, окончание сроков строительства запланировано к концу 2017 года (рис. 1). Реконструкция обуславливается заменой пролетного строения моста, промежуточных опор выше ростверков, ремонтом устоев и ростверков.
Рис. 1. Мост через р. Иртыш
Для принятий оперативных мер при возникновений деформации, при дальнейшей эксплуатации в данной статье разработан план организации необходимого налаженного и регулярного наблюдения за деформациями пролетных строений моста. Так как невыполнение геодезического мониторинга, приводит к несвоевременному выявлению критичных величин деформаций. Запоздалому составлению прогнозов развития деформаций. Целесообразной выработки и принятие мер для устранения нежелательных процессов. А в худшем случаи к разрушению инженерного сооружения. Поэтому организация наблюдения за осадками и деформациями приобретают особенную актуальность.
Автомобильный мост обеспечивает связь центральной части города с левобережным планировочным районом города Усть-Каменогорска, а так же дает выход в приграничные районы города на Самарское, г. Семей и г. Алматы. На правом берегу съезд с моста осуществляется на транспортную развязку на ули-
цы Казахстан, пр.Победы, Набережную им.Славского, ул.Пермитина, на левом берегу съезд с моста выходит на пр.К.Сатпаева.
Проектом предусматривается:
- полная разборка железобетонного рамно-консольного пролетного строения (что соответствует заключению по обследованию моста);
- полная разборка левобережного устоя до голов свай и частичная - правобережного;
- сооружение тел опор №№ 1, 2; 3; 4; 5, 6;
- монтаж металлического неразрезного пролетного строения по схеме существующего с сохранением отметок верха проезжей части;
- сопряжение нового моста с подходами;
- замена лестничных сходов;
- устройство водоотвода и реконструкция проезжей части подходов.
Для использования оснований опор существующего моста схема проектируемого моста повторяет схему существующего. К разработке принят вариант балочного металлического пролетного строения с ортотропной плитой. При этом варианте значительно уменьшаются нагрузки на не подлежащее реконструкции свайное основание. Уменьшение веса пролетного строения позволяет увеличить временные вертикальные нагрузки.
Пролетное строение имеет схему 30,3+80,0+100,0+80,0+30,3 полная длина 320.6 м. В поперечном сечении пролетное строение представляет собой четыре коробки высотой 2.75 м, расстояние между коробками в осях 7,0 м (рис. 2). Между собой коробки поверху объединены поперечными балками ортотропной плиты, понизу - горизонтальными связями, служащими одновременно для установки элементов смотровых ходов и прокладки коммуникаций.
Рис. 2. Поперечный вид моста через р. Иртыш
Коробки устанавливаются на опорные части MAURER SOHNE на промежуточных опорах и на устоях. В соответствии с новыми нормами СНиП-2.05.03-84* и СТ РК 1380-2005 по сравнению с СН200-62 (по которому был запроектирован мост) увеличились временные вертикальные нагрузки и требова-
ния по габаритам. Ширина проезжей части при шестиполосном движении с полосами безопасности составляет 25м, вместо 21 м по существующему мосту.
Деформационные швы - фирмы MAURER SOHNE под соответствующие перемещения устанавливаются на устоях. После завершения строительства нами предложена следующая модель мониторинга, подробная описанная в таблице.
Таблица
Организация необходимого регулярного геодезического мониторинга за деформацией моста через р. Иртыш.
№ стадии Стадия работ Содержание
1 Разработка геодезической основы мониторинга деформаций элементов конструкции моста - установка пунктов и реперов опорной геодезической сети (ОГС) в зоне мостового перехода на правом берегу р. Иртыш; - установка деформационных марок в пролетных строениях моста через р. Иртыш; - установка базовых станций спутниковых измерений; - защита и гарантия долговременной сохранности пунктов и реперов деформационной сети.
2 Ежегодный цикл измерений для контроля стабильности положения пунктов ОГС - обозначение изменений пространственных координат пунктов и реперов ОГС; - математическая обработка результатов геодезических измерений, с выдачей уравнивания и оценкой точности; - определения оценки устойчивости пунктов и реперов ОГС; - анализ параметров деформации ОГС между циклами наблюдений.
3 Полугодовой, сезонный, ежемесячный мониторинг деформаций элементов конструкции моста - создание сети мониторинга вертикальных и горизонтальных деформаций моста через р. Иртыш посредством измерений параметров пространственных векторов между пунктами ОГС и деформационными марками в пролетных строениях с применением ГНСС и электронного тахеометра; - установление изменений пространственных координат деформационных марок; - обработка результатов, уравнивание и оценка точности геодезических измерений; - параметры деформаций элементов конструкций моста; - прогноз развития деформаций.
4 Оценка выявленных деформаций, составление прогнозов - оценка режима эксплуатации и взаимосвязь выявленных деформаций с ним; - оценка взаимосвязей деформаций с имеющимися метеорологическими геотехническими, сейсмическими, гидрологическими данными,; - прогнозирование процессов деформирования а так же разработка параметрических моделей; - составление прогнозов развития деформаций и корректировка системы мониторинга по новой ситуации
При выполнении работ по данному плану мы повысим достоверность результатов геодезических наблюдений и устойчивость, долговечность инженерного сооружения. Данный план может быть использован как общем случаи для инженерного сооружения, так и для отдельного элемента и всех видов инженерных сооружений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Карлсон А. А. Руководство по натурным наблюдениям за деформациями гидротехнических сооружений и их оснований геодезическими методами. - М.: Энергия, 1980. - 200 с.
2. Сундаков Я. А. Геодезические работы при возведении крупных промышленных сооружений и высотных зданий. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Недра, 1980. - 343 с.
3. Малков А. Г. Методика оперативной обработки результатов наблюдений и прогнозирование осадок инженерных сооружений на основе их идентификации // Межвузовский сборник. - Новосибирск, НИИГАиК, 1986. - С. 47-57.
4. Ганьшин В. Н., Коськов Б. И., Зимин К. И. Геодезические работы в строительстве. Справочник по общестроительным работам - М.: Стройиздат, 1975.
5. Инженерная геодезия / под ред. Д. Ш. Михелева - М. : Академия, 2004.
© Г. С. Пача, Б. Апшикур, А. Б. Абдешева, Д. Т. Батырханов, 2017