Научная статья на тему 'Геодезические наблюдения за деформацией моста через Р. Иртыш в г. Усть-Каменогорске'

Геодезические наблюдения за деформацией моста через Р. Иртыш в г. Усть-Каменогорске Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
290
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСТ / МОНИТОРИНГ / ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ / ДЕФОРМАЦИИ / BRIDGE / MONITORING / GEODETIC OBSERVATIONS / DEFORMATION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пача Ганфайра Серикказыевна, Апшикур Байтак, Абдешева Алена Бауыржанкызы, Батырханов Досхан Талғатұлы

В данной статье разработан план организации необходимого налаженного и регулярного наблюдения за деформациями моста через р. Иртыш. Применительно к наблюдениям за осадками в период эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Пача Ганфайра Серикказыевна, Апшикур Байтак, Абдешева Алена Бауыржанкызы, Батырханов Досхан Талғатұлы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEODETIC OBSERVATIONS OVER DEFORMATION OF THE BRIDGE ACROSS THE IRTYSH RIVER IN UST-KAMENOGORSK CITY

This article contains the developed plan for organization of necessary well-organized and regular observation over deformation of the bridge across the Irtysh River with regard to observations over precipitation in the period of operation.

Текст научной работы на тему «Геодезические наблюдения за деформацией моста через Р. Иртыш в г. Усть-Каменогорске»

УДК 528.482(574)

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕФОРМАЦИЕЙ МОСТА ЧЕРЕЗ Р. ИРТЫШ В Г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСКЕ

Ганфайра Серикказыевна Пача

Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, 070004, Казахстан, г. Усть-Каменогорск, ул. Протозанова А. К., 69, магистрант, тел. (7232)26-74-09, e-mail: [email protected]

Байтак Апшикур

Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, 070004, Казахстан, г. Усть-Каменогорск, ул. Протозанова А. К., 69, кандидат технических наук, доцент кафедры геодезии, картографии и кадастра, тел. (7232)26-74-09, e-mail: [email protected]

Алена Бауыржанкызы Абдешева

Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, 070004, Казахстан, г. Усть-Каменогорск, ул. Протозанова А. К., 69, магистрант, тел. (7232)26-74-09, e-mail: [email protected]

Досхан Талгатулы Батырханов

Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, 070004, Казахстан, г. Усть-Каменогорск, ул. Протозанова А. К., 69, магистрант, тел. (7232)26-74-09, e-mail: [email protected]

В данной статье разработан план организации необходимого налаженного и регулярного наблюдения за деформациями моста через р. Иртыш. Применительно к наблюдениям за осадками в период эксплуатации.

Ключевые слова: мост, мониторинг, геодезические наблюдения, деформации.

GEODETIC OBSERVATIONS OVER DEFORMATION OF THE BRIDGE ACROSS THE IRTYSH RIVER IN UST-KAMENOGORSK CITY

Ganfaira S. Pacha

D. Serikbayev East Kazakhstan State Technical University, 070004, Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk, 69 Protozanov A. K. Street, graduate student of the Geodesy, Cartography and Cadastre Department, tel. (7232)26-74-09, e-mail: [email protected]

Baytak Apshikur

D. Serikbayev East Kazakhstan State Technical University, 070004, Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk, 69 Protozanov A. K. Street, Ph. D., associate professor of the Geodesy, Cartography and Cadastre Department, tel. (7232)26-74-09, e-mail: [email protected]

Alena B. Abdesheva

D. Serikbayev East Kazakhstan State Technical University, 070004, Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk, 69 Protozanov A. K. Street, graduate student of the Geodesy, Cartography and Cadastre Department, tel. (7232)26-74-09, e-mail: [email protected]

Doskhan T. Batyrkhanov

D. Serikbayev East Kazakhstan State Technical University, 070004, Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk, 69 Protozanov A. K. Street, 19 Serikbayev Street, graduate student of the Geodesy, Cartography and Cadastre Department, tel. (7232)26-74-09, e-mail: [email protected]

This article contains the developed plan for organization of necessary well-organized and regular observation over deformation of the bridge across the Irtysh River with regard to observations over precipitation in the period of operation.

Key words: bridge, monitoring, geodetic observations, deformation.

В связи с непрерывным ростом численности населения, усиливающемся разрастанием города Усть-Каменогорск, перемещением людей с увеличением дальности поездок и ростом необходимости в транспортных услугах, которая в основном удовлетворялась за счет использования частных автомобилей а также аварийным состоянием пролетного строения возникла необходимость в реконструкции моста через реку Иртыш в створе ул. Казахстан. Реконструкция осуществляется и на данный момент, окончание сроков строительства запланировано к концу 2017 года (рис. 1). Реконструкция обуславливается заменой пролетного строения моста, промежуточных опор выше ростверков, ремонтом устоев и ростверков.

Рис. 1. Мост через р. Иртыш

Для принятий оперативных мер при возникновений деформации, при дальнейшей эксплуатации в данной статье разработан план организации необходимого налаженного и регулярного наблюдения за деформациями пролетных строений моста. Так как невыполнение геодезического мониторинга, приводит к несвоевременному выявлению критичных величин деформаций. Запоздалому составлению прогнозов развития деформаций. Целесообразной выработки и принятие мер для устранения нежелательных процессов. А в худшем случаи к разрушению инженерного сооружения. Поэтому организация наблюдения за осадками и деформациями приобретают особенную актуальность.

Автомобильный мост обеспечивает связь центральной части города с левобережным планировочным районом города Усть-Каменогорска, а так же дает выход в приграничные районы города на Самарское, г. Семей и г. Алматы. На правом берегу съезд с моста осуществляется на транспортную развязку на ули-

цы Казахстан, пр.Победы, Набережную им.Славского, ул.Пермитина, на левом берегу съезд с моста выходит на пр.К.Сатпаева.

Проектом предусматривается:

- полная разборка железобетонного рамно-консольного пролетного строения (что соответствует заключению по обследованию моста);

- полная разборка левобережного устоя до голов свай и частичная - правобережного;

- сооружение тел опор №№ 1, 2; 3; 4; 5, 6;

- монтаж металлического неразрезного пролетного строения по схеме существующего с сохранением отметок верха проезжей части;

- сопряжение нового моста с подходами;

- замена лестничных сходов;

- устройство водоотвода и реконструкция проезжей части подходов.

Для использования оснований опор существующего моста схема проектируемого моста повторяет схему существующего. К разработке принят вариант балочного металлического пролетного строения с ортотропной плитой. При этом варианте значительно уменьшаются нагрузки на не подлежащее реконструкции свайное основание. Уменьшение веса пролетного строения позволяет увеличить временные вертикальные нагрузки.

Пролетное строение имеет схему 30,3+80,0+100,0+80,0+30,3 полная длина 320.6 м. В поперечном сечении пролетное строение представляет собой четыре коробки высотой 2.75 м, расстояние между коробками в осях 7,0 м (рис. 2). Между собой коробки поверху объединены поперечными балками ортотропной плиты, понизу - горизонтальными связями, служащими одновременно для установки элементов смотровых ходов и прокладки коммуникаций.

Рис. 2. Поперечный вид моста через р. Иртыш

Коробки устанавливаются на опорные части MAURER SOHNE на промежуточных опорах и на устоях. В соответствии с новыми нормами СНиП-2.05.03-84* и СТ РК 1380-2005 по сравнению с СН200-62 (по которому был запроектирован мост) увеличились временные вертикальные нагрузки и требова-

ния по габаритам. Ширина проезжей части при шестиполосном движении с полосами безопасности составляет 25м, вместо 21 м по существующему мосту.

Деформационные швы - фирмы MAURER SOHNE под соответствующие перемещения устанавливаются на устоях. После завершения строительства нами предложена следующая модель мониторинга, подробная описанная в таблице.

Таблица

Организация необходимого регулярного геодезического мониторинга за деформацией моста через р. Иртыш.

№ стадии Стадия работ Содержание

1 Разработка геодезической основы мониторинга деформаций элементов конструкции моста - установка пунктов и реперов опорной геодезической сети (ОГС) в зоне мостового перехода на правом берегу р. Иртыш; - установка деформационных марок в пролетных строениях моста через р. Иртыш; - установка базовых станций спутниковых измерений; - защита и гарантия долговременной сохранности пунктов и реперов деформационной сети.

2 Ежегодный цикл измерений для контроля стабильности положения пунктов ОГС - обозначение изменений пространственных координат пунктов и реперов ОГС; - математическая обработка результатов геодезических измерений, с выдачей уравнивания и оценкой точности; - определения оценки устойчивости пунктов и реперов ОГС; - анализ параметров деформации ОГС между циклами наблюдений.

3 Полугодовой, сезонный, ежемесячный мониторинг деформаций элементов конструкции моста - создание сети мониторинга вертикальных и горизонтальных деформаций моста через р. Иртыш посредством измерений параметров пространственных векторов между пунктами ОГС и деформационными марками в пролетных строениях с применением ГНСС и электронного тахеометра; - установление изменений пространственных координат деформационных марок; - обработка результатов, уравнивание и оценка точности геодезических измерений; - параметры деформаций элементов конструкций моста; - прогноз развития деформаций.

4 Оценка выявленных деформаций, составление прогнозов - оценка режима эксплуатации и взаимосвязь выявленных деформаций с ним; - оценка взаимосвязей деформаций с имеющимися метеорологическими геотехническими, сейсмическими, гидрологическими данными,; - прогнозирование процессов деформирования а так же разработка параметрических моделей; - составление прогнозов развития деформаций и корректировка системы мониторинга по новой ситуации

При выполнении работ по данному плану мы повысим достоверность результатов геодезических наблюдений и устойчивость, долговечность инженерного сооружения. Данный план может быть использован как общем случаи для инженерного сооружения, так и для отдельного элемента и всех видов инженерных сооружений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Карлсон А. А. Руководство по натурным наблюдениям за деформациями гидротехнических сооружений и их оснований геодезическими методами. - М.: Энергия, 1980. - 200 с.

2. Сундаков Я. А. Геодезические работы при возведении крупных промышленных сооружений и высотных зданий. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Недра, 1980. - 343 с.

3. Малков А. Г. Методика оперативной обработки результатов наблюдений и прогнозирование осадок инженерных сооружений на основе их идентификации // Межвузовский сборник. - Новосибирск, НИИГАиК, 1986. - С. 47-57.

4. Ганьшин В. Н., Коськов Б. И., Зимин К. И. Геодезические работы в строительстве. Справочник по общестроительным работам - М.: Стройиздат, 1975.

5. Инженерная геодезия / под ред. Д. Ш. Михелева - М. : Академия, 2004.

© Г. С. Пача, Б. Апшикур, А. Б. Абдешева, Д. Т. Батырханов, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.