Научная статья на тему 'Геодезические исследования точности высотного положения нижнего слоя покрытия автомобильной дороги при разных шагах нивелирования'

Геодезические исследования точности высотного положения нижнего слоя покрытия автомобильной дороги при разных шагах нивелирования Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
602
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЧНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ / ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ОТМЕТКИ / АМПЛИТУДЫ / СЛОИ ПОКРЫТИЯ / АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА / ACCURACY OF MEASUREMENT / VERTICAL MARKS / AMPLITUDES / COAT LAYERS / HIGHWAY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Столбов Юрий Викторович, Столбова Светлана Юрьевна, Нагаев Дмитрий Олегович, Кокуленко Константин Сергеевич

Выполнено исследование точности высотного положения (отклонение вертикальных отметок от проектных и амплитуд вертикальных отметок) поверхности нижнего слоя покрытия автомобильной дороги. Рассчитаны статистические характеристики точности высотного положения нижнего слоя покрытия автомобильной дороги из пористого асфальтобетона при шагах нивелирования через 5 и 10 м. Осуществлена оценка сходимости эмпирического распределения отклонений фактических амплитуд (алгебраических разностей отметок) от нормируемых с теоретическим (по нормальному закону распределения). Предложено при устройстве нижнего слоя покрытия автомобильной дороги осуществлять нивелирование с шагом через 10 м.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Столбов Юрий Викторович, Столбова Светлана Юрьевна, Нагаев Дмитрий Олегович, Кокуленко Константин Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geodetic research of accuracy of high-rise location of the bottom coat layer of the highway at different steps of leveling

The research of accuracy of high-rise location (a deviation of vertical marks from design and amplitudes of vertical marks) surfaces of the bottom coat layer of the highway is executed. Statistical characteristics of accuracy of high-rise location of the bottom coat layer of the highway from porous asphalt concrete are calculated at leveling steps through 5 and 10 m. The assessment of convergence of empirical distribution of deviations of the actual amplitudes (algebraic differences of marks) from normalized with theoretical (under the normal law of distribution) is carried out. It is offered to carry out at the device of the bottom coat layer of the highway leveling with a step through 10 m.

Текст научной работы на тему «Геодезические исследования точности высотного положения нижнего слоя покрытия автомобильной дороги при разных шагах нивелирования»

УДК 528.486 : 625.72 Ю. В. СТОЛБОВ

С. Ю. СТОЛБОВА Д. О. НАГАЕВ К. С. КОКУЛЕНКО

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЧНОСТИ ВЫСОТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НИЖНЕГО СЛОЯ ПОКРЫТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ ПРИ РАЗНЫХ ШАГАХ НИВЕЛИРОВАНИЯ_____________________________________________

Выполнено исследование точности высотного положения (отклонение вертикальных отметок от проектных и амплитуд вертикальных отметок) поверхности нижнего слоя покрытия автомобильной дороги. Рассчитаны статистические характеристики точности высотного положения нижнего слоя покрытия автомобильной дороги из пористого асфальтобетона при шагах нивелирования через 5 и 10 м. Осуществлена оценка сходимости эмпирического распределения отклонений фактических амплитуд (алгебраических разностей отметок) от нормируемых с теоретическим (по нормальному закону распределения). Предложено при устройстве нижнего слоя покрытия автомобильной дороги осуществлять нивелирование с шагом через 10 м.

Ключевые слова: точность измерения, вертикальные отметки, амплитуды, слои покрытия, автомобильная дорога.

Одним из основных показателей качества современного строительства является геометрическая точность возведения зданий и сооружений.

Требования к качеству строительной продукции находят свое выражение в стандартах (ГОСТах), СНиП и проектно-конструкторской документации.

При проектировании зданий, сооружений и их отдельных элементов, разработке технологии изготовления элементов и возведения зданий и сооружений следует предусматривать, а в производстве — применять необходимые средства и правила технологического обеспечения точности, в соответствии с ГОСТ 21778-81 (СТ СЭВ 2045-79) [1].

Одной из характеристик качества строительства автомобильных дорог является точность высотного положения поверхности конструктивных слоев дорожных одежд. Несоблюдение нормативных требований высотного положения оснований и покрытий автомобильных дорог приводит к преждевременному выходу из строя транспортных средств и самого сооружения.

В СНиП 3.06.03-85 [2] изложены показатели точности геометрических параметров. В этом нормативном документе, в разделе 14 «Приемка выполненных работ», приведены предельные допускаемые значения (предельные погрешности) амплитуд вертикальных отметок на завершенные строительством конструктивные слои оснований и покрытий автомобильных дорог при нивелировании их с шагом через 5, 10 и 20 м (таблица 17 п. 14.5). В то же время, в обязательном приложении № 2 [2] приведена таблица с параметрами, используемыми при оценке качества

строительно-монтажных работ и условиями их оценки. В этой таблице регламентируются нормы точности вертикальных отметок следующим образом: не более 10 % (при оценке «хорошо») и 5 % (при оценке «отлично») результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±100 (20) мм, остальные — до ±50 (10) мм, где данные в скобках относятся к работам, выполненным с применением комплекта машин с автоматической системой задания вертикальных отметок.

При приемке выполненных работ по устройству верхних слоев покрытий рекомендуется определение вертикальных абсолютных или относительных отметок путем нивелирования с шагом 5 м. Пояснений о применении шага (расстояний между точками) через 10 и 20 м, при определении вертикальных отметок оснований и покрытий, в [2] нет.

В настоящей статье рассматриваются геодезические исследования точности высотного положения (отклонение вертикальных отметок от проектных и амплитуды вертикальных отметок) поверхностей нижнего слоя покрытия из пористого асфальтобетона при шагах нивелирования через 5 и 10 м.

При исследовании точности высотного положения нижнего слоя покрытия автомобильной дороги выполнялось техническое нивелирование с использованием нивелира типа Н-3 и трехметровой рейки с сантиметровыми делениями. Нивелирование поверхности нижнего слоя покрытия автомобильной дороги (относительных отметок точек) осуществлялось, на участках с равными уклонами, с шагом 5 и 10 м по левой, правой кромкам и центру полотна покрытия.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (108) 2012 НАУКИ О ЗЕМЛЕ

240

НАУКИ

ОМСКИИ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (108) 2012

Таблица 1

Статистическая о&работка отклонений вертикальных отметок поверхности нижнего слоя покрытия (пористый асфальтобетон, общая выборка) от проектных при игаге через 5 м

Интервалы! Частота п-,- Частость Щ Середина интервала ■*і ЇЇІ • X ; хі - X щ • (х - - х) с4 \ц 1 иГ ЙГ ‘і 12 Ф(Ь> Вероятность Рї*й

а Ь

35 -2а 7 0,029 -31,5 —-220-5 — 32,03 -224,23 718-2,76 -2,31 -л ,85 —0,4896 — 0,4678 0,0218

— 28 -21 18 0,074 -24,5 — 441 -25,05 —450,59 11279,65 — 1,85 —1,40 -0,46-78 -9,4192 0,0480

— 21 -14 19 0.07& — 1 ?,5 -332-5 -Г8,СЗ — 342,63 6178,54 -1/0 — 0,94 — 0,4192 — 0,3264 0,0928

-14 — 7 33 0,136- -10,5 -346-5 — Г 1,03. -364,09 4016,9^: -0,94 -0,49 — 0,3264 — 0,1879 0,1385

0 39 0,160 -3.5 -136 5 — 4,03 -157,2? 634,31 -0^9 -0,03 -0,18-79= — 0,0120 0,1759

0 7 43 0,17? 3.5 150,5 2,97 '27,58 378,55 -0,03 0,42 -0,0120 0,1628 0,1748

7 14 36 0,14$. 10*5 3.78 9,97 358,81 3576 34 0,42 0,87 0,1628 0,3073 0,1450

14 21 21 0,086 17.5 367,5 Г 6,4? 356,31 6045у52 0,37 1,33 0,3078 9,4082 ОД 004

21 26- 20 0.082 24,5 49(1 23,9-7 479,34 1148», 42 1,33 1,73 0,4082 0,4625 0,0543

2Є 35 7 0,025 31,5 220,5 30,97 215,77 6712,72 1,78 2,24. 0.4625 0,4£75 0,0250

243 .0 л2 9,5 57493,74 0,977*

Доверительный интервал для «а»: х = 129р / 243 = 0,53 мм

х -1Г£- М <«? + t(^ ’ М; где - 243; Р - 0.95^ - 1,960 % , ,——

0,53-1,960-0,99<о<0,53+1,960-0,99 => -1,41 мм <а<2,47 мм М = 15,41/л/243 = 0,99 мм

Доверительный интервал для «а»: т =: ^/57493,741 /(243 — 1} = 15,41 мм-

т' (1—<?) <а<т- (1 +д), где <*N=243; Р=0,95)=0,090 = , ^ . ( _ . =

15,41(1 —0,090)<а< 15,41 ■ (1 + 0,090) = >14,02 мм <с<16,80 мм ^ ' '

241

Статистическая обработка отклонений, вертикальных, отметок поверхности нижнего слоя покрытия (пористый асфальтобетон, общая выборка) от проектных при шаге через 10 м

Интервалы Частота л, Частесть Щ Середена интервала X; л,- • х- X- — л пг (х, - х) Д,-' ‘УХ1 - х\2 ^1 <ЭД) Ф(Ы Вероятность РШ

Ь

-35 — 28 4 0,033 -31,5 -126 -31 93 -127,71 4077 29 -223 - ,79 — 0 4872 -0,4633 0,0239

-28 -21 9 0,073 — 24,5 -220,5 — 24-93 -224,34 5592,12 -1-79 -',35 -0-4633 -0,4115 0,0518

-21 -14 12 0,098 -17,5 -210 —17 93 -215,12 3£56 45 -1 35 —0,91 -04115 -0,3186 0,0929

и -7 16 0,130 -10,5 -168 -1093 -174,83 1910 33 -0 91 -0/7 — 03186 -0,1808 0,137&

т 0 18 0,146 -3,5 -63 — 3,93 -70,68 277,56 -0-47 -0,03 -01308 -0,0120 0,1688

о 7 20 0,163 3,5 70 3,07 61,46 188,89 -0 03 0,4 Г -00120 0,1591 0,1711

7 К 17 0,138 10.5 178,5 10,07 171,24 1724-97 0.41 0,86 0,1591 0,3051 0,1460

14 2 13 0,1С6 17 5 227,5 1?Р07 ‘221,95 3789 41 0 8& :,эо 0,3051 0,4032 0,0981

21 28 11 0,С89 24-5 269,5 24,07 264,80 6374-69 1-30 л ,11 0,4032 0,4591 0,0559

28 35 3 0,024 31 5 34 г5 31Р07 93,22 2896 63 1 74 2,18 0,4591 0,4854 0,0263

123 --,С 52-5 30688,34 0,9725

Доверительный интервал для «а»:

х-11'М.<а<х + ^- Мх где ЬЛЫ = 123; Р = 0,95) = 1,560

0,43-1,960 1,43<а<0,43+1,960-1*43 => -2,37 мм <а<3,23 мм

Доверительный интервал для «а»:

ш ( 1 —д)<а<т-(1 +д), где ^(N=123; Р=0,95)=0,130

15,86 (1—0,130)<о< 15,86 (1 +0,130) =>13,80 мм <с<17,92 мм

ж - 52Д/123 = 0ДЗ мм М - 15,86/ л/123 = 1,43 мм ш> - 730686,34 /(123 — 1) = 1586 мм шх = 15,86 / ^/2 (123-1) = 1,02 мм

ЭУИЭЕ О ИЛЛУН

гт (вои) яинюэа И1яньлун иияоио

242

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (108) 2012

Таблица 3

Статистическая сб работа значений амплитуд верт.шкальных ©тметок поаерхности ныжнего слоя гюкры'лш (иорипый асфал ьтобетон, общая :зыбор*а)[ при шага через 5- м

Интервалы Частота Чаетссть ТО Середика ингарцалз X; Л?- X; хі - X п, • (хі - х' пг (х, — х їі Ь ФР.> ФІН Вероятность ад

а Ъ

-18 -12 6 0,025 -14 -8/ -13,99 -33,95 1174,5В -2,64 — 1,98 -0,4959 -0/761 0,0193

-12 -8 18 0,076 -10 —180 — 9Р99 —179,85 1796,96 —1,98 -1,32 — 0Р4?61 -0,4*066 0 0695

-0 34-. ОД 43 —6 -204 — 5^99 -203,71 1229,56 —1,32 — 0,66 -0,4066 -0,2454 0,1612

— 4 0 55 0,236 -2 -112 — 1Р99 -111,53 222 11 -0,66 000 — 0,2454 о,со СО 0 2454

0- 4 67 0Г283 2 134 2,01 134-57 270-27 0,00 0-66 оооао 9,2454 0-2454

4 3 37 0..156 6 222 6Г01 222,31 1335,75 0,66 1 32 0,2454 9,4066 0,1612

8 12 Г 0,046 10 110 '0,01 Г0,Ш 1101,06 1,32 1 98 0 4066 9,4761 00695

12 15 8 0,034 14 112 14,01 112,07 1569,89 1,98 2 64 0 4761 9,4959 0,0198

237 1 0 -2 8691,98- 0,5918

Доверительный интервал для «а»:

х - ^ • М < с? < х + • М, г^е - 237; Р - 0,95) - 1,96

—0,01 —1,9600,39<а<—0,01+1,9600,39 = > —0,77 мм <а<0,75 мм

Доверительный интервал для «а»:

т {1-д)<о<т {1+д), где ^(N=237; р=о,95)=0,092

6,07 (1—0,092)<а<6,07-(1 +0,092) =>5,51 мм <а<6,63 мм

х = -2/237 = -9Р01 им М = 6,07 / 7237 = 0,39 мм т = 78681,96 /(237 - 1) = ЬО? мм — 6,07 / 72 (237 - ') — С-,28 мм

243

Статистическая обрабопш значений амплитуд вертикальных отметок поверхности нижнего сдоя накрытия (пористый асфальтобетон, общая выборка) при пште через 10 м

Частоте п. Частость ХЩ Середина интервала XI х, - X л,- - х) пг {х,-х)2 *1 *2 ф(и: Ф№ Вероятность Р(з.)

Ь

-16 — 12 6 0,051 -14 -а/: - Г 4 1Э —85,13 1207,80 — 2,22 — 1,67 -0/363 -0,4525 0,0343

-12 12 0,103 -10 -120 -г 0.19 —' 22,2^ Г 2/5,55 -1,67 -1,1а -0,4525 -0,3686 0,0839

-9 -4 14 0,120 —6 -Й/ -6,:9 -86,63 536,08 -1,12 -0,57 -0,3686 -0,2157 01529

-4 0 22 0.188 -2 — 44. т- * о -45,14 105,32 -0,57 -0,03 -0,2157 -0,0120 0,2037

0 4 30 0,256 п л. 60 1,31 ,*>4г3&х 98,50 -0,03 0 52 -0,0120 0,1985 0 2105

4 8 19 0,162 6 114 5Д 1 0,43 641,80 0,52 1 07 0,1985 0,3577 01592

8 12 6 0,051 19 60 9,81 58,87 577,65 1,07 1 62 0,3577 0,4474 0,0897

12 16 6 0,051 И 84 13,81 82,87 114/62 1,62 2.1о 0,4/7/ 0,4.84.6 0,0372

16 20 2 0,017 1& 36 17,91 35,62 (534,53 2,16 2.71 0,4846 0,4963 0,0120

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

117 10 22 6" 91 ,&6 0,9834

Доверительный интервал для «а»: х - ^ М <а < х. + . М, где ЦМ = П7гР = 0,95) = 1,981

0,19—1,981 0,68<а<0,19+1,9810,68 = > —1,16 мм <а<1,54 мм Доверительный интервал для «а»: ш (1-дг)<а<лг (1+дг), где д№=\ 17; Р=0,95)=0,134 7,31(1—0,134)<а<7,31(1 +0,134) =>6,33 мм <с<8,29 мм

х = 22/1 "I? - 0,10 мм М ~ ?-31/->/ГТ7 = 9,68 мм т = 76191.86/(117-1) = 7,31 мм

т^ = 731 / 72 СП?-1) = С!4Е мм

эуиэе о ИЯЛУН

гт (вон I,оМ яинюэа И1яньлун иияоио

НАУКИ О ЗЕМЛЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (108) 2012

%

Оценка сходимости эмпирического распределения значений амплитуд вертикальных отметок поверхности нижнего слоя покрытия (пористый асфальтобетон, общая выборка) с нормальным.

Критерий х2 Пирсона. Шаг 5 м

Интервалы Частота Пі т) ^Р(х,) [п— МР(хг)] [п— Ш(хг)]2 [пГ^(хг )]2 ^Р(х,)

а Ь

- 16 - 12 6 0,0198 4,693 1,307 1,709 0,36

- 12 -8 18 0,0695 16,472 1,529 2,336 0,14

-8 -4 34 0,1612 38,204 -4,204 17,677 0,46

-4 0 56 0,2454 58,160 -2,160 4,665 0,08

0 4 67 0,2454 58,160 8,840 78,149 1,34

4 8 37 0,1612 38,204 - 1,204 1,451 0,04

8 12 11 0,0695 16,472 -5,472 29,937 1,82

12 16 8 0,0198 4,693 3,307 10,939 2,33

237 6,58

При К = 8 число степеней свободы равно 5. ^(0,05; 5) = 11,1. Таким образом, 6,58<11,1. Нулевая гипотеза не отвергается.

Таблица 6

Оценка сходимости эмпирического распределения значений амплитуд вертикальных отметок поверхности нижнего слоя покрытия (пористый асфальтобетон, общая выборка) с нормальным.

Критерий х2 Пирсона. Шаг 10 м

Интервалы Частота п. Р(Хі) ^Р(хО [п— Ш(хг)] [п. №(хг)]2 [пГ^(хг )]2

а Ь ^Р(х,)

- 16 - 12 6 0,0343 4,013 1,987 3,948 0,98

- 12 -8 12 0,0839 9,816 2,184 4,769 0,49

-8 -4 14 0,1529 17,889 -3,889 15,127 0,85

-4 0 22 0,2037 23,833 - 1,833 3,360 0,14

0 4 30 0,2105 24,629 5,372 28,853 1,17

4 8 19 0,1592 18,626 0,374 0,140 0,01

8 12 6 0,0897 10,495 -4,495 20,204 1,93

12 16 6 0,0372 4,352 1,648 2,715 0,62

16 20 2 0,0120 1,404 0,596 0,355 0,25

117 6,44

При К = 9 число степеней свободы равно 6. %2(0,05; 6) = 12,6. Таким образом, 6,44<12,6. Нулевая гипотеза не отвергается.

Путем нивелирования определены относительные высотные отметки и рассчитаны отклонения их от проектных. Нивелирование выполнялось из середины при установке инструмента на обочине в пределах смежных пикетов (5=100 м) с максимальным расстоянием порядка 5^50 м и минимальным — 52=10 м.

Среднеквадратическая погрешность взаимного высотного положения двух точек (разности их вертикальных отметок) с одной станции нивелирования будет определяться по формуле:

(1)

По результатам отклонений относительных высотных отметок вычислены их алгебраические разности (амплитуды) по формуле:

ї-1 + +1 - їі.

2

(2)

где т и т^ — среднеквадратические погрешности взглядов на точки 1 и 2;

то — среднеквадратическая погрешность несоблюдения главного условия нивелира из-за неравенства расстояний плеч 51 и 52.

Тогда максимальная среднеквадратическая погрешность определения превышений, согласно [3], при тв =0,83 мм, тщ =0,62 мм и то = 2,0 мм будет т = 2,25 мм.

г '

где 1 и Л1+1 — относительные отметки предыдущей и последующей точек.

При нивелировании трех смежных точек (относительные отметки которых используются при вычислении амплитуд) поверхности нижнего слоя покрытия автомобильных дорог с шагом 5 и 10 м, разница плеч между крайними смежными точками будет составлять соответственно 10 и 20 м, согласно формуле (2) для определения амплитуд Shj.

При нивелировании из середины трех смежных точек (необходимых для расчета амплитуд) с шагом через 5 и 10 м, максимальные расстояния от нивелира до реек будут соответственно 51 = 50 м и 51 = 40 м; 51 = 50 м и 51 = 30 м. Тогда среднеквадратическая погрешность взаимного положения двух крайних точек при расчете амплитуд, согласно [4], будут: для

шага через 5 м тг=1,24 мм (при тв^ =0,83 мм, тщ =0,77 мм и то = 0,5 мм) и для шага через 10 м тг=1,49 мм (при тщ =0,83 мм, тв2 =0,72 мм и т =1,0 мм).

о ' >

Исследованию были подвергнуты значения рассчитанных амплитуд (разности вертикальных отметок) по фактическим отклонениям вертикальных отметок от проектных при шаге нивелирования через 5 и 10 м по левой, правой кромкам и центру полотна.

Статистические характеристики и параметры распределения отклонения вертикальных относительных отметок от проектных и амплитуд (алгебраических разностей вертикальных отметок) точек поверхности нижнего слоя покрытия дорожной одежды при шагах нивелирования через 5 и 10 м приведены соответственно в табл. 1, 2 и 3, 5. В этих таблицах приняты следующие обозначения: х — среднее

арифметическое; т — среднеквадратическая погрешность; М — среднеквадратическая погрешность среднего арифметического; тт — среднеквадратическая погрешность самой среднеквадратической погрешности; а — математическое ожидание; о — среднеквадратическое отклонение; Тп — коэффициент точности технологического процесса устройства конструктивных слоев дорожных одежд; 8н — допустимое отклонение вертикальных отметок от проектных (в табл. 1 и 2), допустимые значения амплитуд вертикальных отметок (в табл. 3 и 5).

Оценка точности высотного положения (ровности) нижнего слоя покрытия выполнена с применением методов математической статистики и теории вероятностей, подобно изложенной в статье [3].

В результате геодезических исследований точности устройства нижнего слоя покрытия дорожной одежды было установлено, что распределение действительных отклонений относительных вертикальных отметок от проектных и вычисленных значений амплитуд (алгебраических разностей вертикальных отметок) в выборках подчинены закону нормального распределения. Это подтверждается критерием согласия К. Пирсона (табл. 4 и 6), что свидетельствует о статистической однородности технологического процесса.

Фактические отклонения относительных вертикальных отметок поверхности нижнего слоя покрытия дорожной одежды от проектных соответствуют требованиям нормативного документа (СНиП 3.06.03-85).

Согласно СНиП 3.06.03-85, предельное значение амплитуд, при шаге нивелирования через 5 и 10 м с использованием комплекта машин без автомати-

ческой системы задания вертикальных отметок, соответственно равно 7 и 12 мм. Количество отклонений, превышающих 7 и 12 мм, составляет соответственно 21 % и 13 % при 10 %, установленных СНиП 3.06.03-85. Вычисленные значения амплитуд вертикальных отметок поверхности нижнего слоя покрытия при шаге через 5 м не соответствуют нормативным, а при шаге через 10 м — близки к нормативным.

Полученные статистические характеристики точности высотного положения точек поверхности нижнего слоя покрытия дорожной одежды из пористого асфальтобетона использованы для обоснования допусков на строительные и разбивочные работы при возведении автомобильных дорог.

На основании полученных результатов исследований предложено, при устройстве нижнего слоя покрытия дорожной одежды из пористого асфальтобетона, осуществлять нивелирование с шагом через 10 м.

Библиографический список

1. ГОСТ 21778-81 (СТ СЭВ 2045-79). Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Основные положения. — Введ. 1980- 12-02. — М. : Изд-во стандартов, 1981. — 9 с.

2. СНиП 3.06.03 — 85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР. — М. : ЦИТП Госстроя СССР, 1985. — 106 с.

3. Практическое пособие по метрологическому обеспечению строительного производства. — М. : Стройиздат, 1975. — 64 с.

4. Исследование точности высотного положения поверхности верхнего слоя покрытия автомобильных дорог / Ю. В. Столбов, Д. О. Нагаев, С. Ю. Столбова // Известия вузов. Сер. Строительство. — 2011. — № 4. — С. 53 — 60.

СТОЛБОВ Юрий Викторович, доктор технических наук, профессор (Россия), профессор кафедры «Геодезия».

СТОЛБОВА Светлана Юрьевна, кандидат технических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой «Недвижимость и строительный бизнес».

НАГАЕВ Дмитрий Олегович, инженер кафедры «Геодезия».

КОКУЛЕНКО Константин Сергеевич, инженер кафедры «Недвижимость и строительный бизнес». Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.03.2012 г.

© Ю. В. Столбов, С. Ю. Столбова, Д. О. Нагаев,

К. С. Кокуленко

Книжная полка

Поклад, Г. Г. Геодезия : учеб пособие для вузов / Г. Г. Поклад, С. П. Гриднев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Парадигма Академический проект, 2011. - 538 с. - Гриф УМО МО РФ. -ISBN 978-5-902833-23-9.

Настоящее учебное пособие — первое такого рода издание по геодезии, в котором не только подробно рассмотрены вопросы теории, но и весьма полно описаны геодезические методы и приборы (включая самые современные), применяемые как при землеустройстве и ведении земельного и городского кадастров, так и при производстве самого широкого спектра геодезических работ в различных народнохозяйственных отраслях. Изложены теория и методика выполнения геодезических измерений, вопросы создания съемочного обоснования и производства топографических съемок с использованием традиционных и автоматизированных методов. Представлены сведения из теории погрешностей геодезических измерений. Книга предназначена для студентов всех специальностей, изучающих геодезию, но может быть полезна и для работников геодезического производства.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (108) 2012 НАУКИ О ЗЕМЛЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.