УДК 528.48 В.М. Жидов СГУПС, Новосибирск
ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ СЪЕМКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АПК «ПРОФИЛЬ»
К главным характеристикам эксплуатации инженерных технических сооружений относятся в первую очередь безопасность, надежность и долговечность. Требования на железной дороге является высочайшим. В связи с повышением интенсивности и скоростей движения поездов, повышается и требования к содержанию всех объектов, относящихся к функционированию всей системы. Содержание железнодорожных путей заключается в поддержании всех параметров их проектным значениям.
Основными геометрическими параметрами, влияющими на скорость и безопасность движения железнодорожных составов, являются продольный, поперечный профиль пути и габариты искусственных сооружений. Существующие на сегодняшний день средства измерений профиля и плана пути, активно используют возможности спутниковой геодезической аппаратуры.
Разработанный в НИДЦ СГУПС аппаратно-программный комплекс «Профиль», включает в себя как GPS-аппаратуру, так и дополнительный блок измерительной аппаратуры, содержащий инерциальную систему. Данный подход позволяет получить некоторые параметры дважды, независимо друг от друга, что позволяет осуществлять взаимный контроль измерений и повышает надежность получаемых данных. При этом измерения, полученные каждой из систем в отдельности, позволяют оценивать геометрические параметры лишь по определенным критериям. Совместная обработка материалов двух систем позволят привести все материалы в единую систему измерений, повысить точность получаемых данных. Преимущества АПК-«Профиль» перед аналогами и классическими средствами измерений состоит в том, что требуется только один проход по пути с измерениями для получения набора всех необходимых данных для оценки геометрических параметров, и пространственного положения пути.
Основными преимуществами разработанной технологии являются:
- Высокая скорость измерений;
- Высокая надежность и точность определения геометрических параметров;
- Высокая плотность измерений;
- Возможность определения пространственного положения пути в любой системе координат;
- Решение вопросов, связанных с мониторингом геометрических параметров пути;
- Возможность выполнения работ без ограничения движения транспорта;
- Получение характеристик кривых в плане и продольном профиле;
- Мобильность АПК;
- Получение исходных данных для кадастра;
- Автоматизация обработки данных и возможность экспорта данных в программный комплекс CREDO, профиль-2 и ряд других;
- Низкие материально-финансовые затраты на эксплуатацию оборудования;
За прошлый 2005 год НИДЦ СГУПС по данной технологии выполнил съемку 15 железнодорожных станций на западно-сибирской железной дороге. Полученный опыт работ показывает повешение скорости выполняемых работ по сравнению с традиционными методами в 1.5 - 2 раза, в зависимости от сложности станций. Существуют ситуации, где работа спутниковой аппаратуры осложняется наличием высотных строений вдоль подъездных путей. В таких случаях совместная обработка решает проблемы «неработоспособности» GPS-аппаратуры, повышая надежность аппаратнопрограммного комплекса в целом.
© В.М. Жидов, 2006