СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
УДК 617.3 (092) DOI: 10.17816/PTORS4273-77
ГЕНРИХ ИВАНОВИЧ ТУРНЕР - ОСНОВОПОЛОЖНИК ДЕТСКОЙ ОРТОПЕДИИ В РОССИИ
© А.Г. Баиндурашвили, К.С. Соловьева, А.В. Залетина
ФГБУ «НИДОИ им. Г.И. Турнера» Минздрава России, Санкт-Петербург
Статья поступила в редакцию: 21.03.2016 Статья принята к печати: 31.05.2016
В статье представлена организационная, клиническая и научная деятельность Г.И. Турнера как основоположника специальности «детская ортопедия». Г.И. Турнер в 1910 году сделал доклад на всероссийском съезде «Основные начала призрения калек... которые подлежат обязательному призрению со стороны государства». Он указал на дефекты в деятельности благотворительных приютов, где нет лечения и обучения воспитанников, и сформулировал организационные основы учреждений для увечных детей. Консультативная и медицинская помощь детям в Приюте для калек и паралитиков, организованная под руководством Г.И. Турнера, позволила преобразовать приют в Учреждение для восстановления трудоспособности, а затем, в 1932 году, в Институт восстановления трудоспособности физически дефективных детей на 200 коек. В связи с 50-летием научно-врачебной деятельности профессора Г.И. Турнера институту было присвоено его имя. Проблема помощи больным детям стала предметом постоянной заботы и внимания Генриха Ивановича, делом всей его жизни. Не только лечить, но и учить и развивать ребенка, помогать формированию его личности, дарить ребенку радостное ощущение жизни — это завет Г.И. Турнера об «ортопедии души», который выполняет коллектив института.
Ключевые слова: Г.И. Турнер, детская ортопедия, детский ортопедический институт им. Г.И. Турнера.
В 2016 году исполняется 75 лет со дня смерти выдающегося ученого и клинициста профессора Генриха Ивановича Турнера, одного из основателей отечественной ортопедической науки, заведующего кафедрой Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге, организатора первой ортопедической клиники в России. Ортопеды России чтут Генриха Ивановича Турнера как основоположника специальности «детская ортопедия» и ценят его вклад в становление и развитие научно-исследовательского детского ортопедического института, который более 80 лет с гордостью носит имя Генриха Ивановича Турнера.
К началу XX века общественное сознание в России все большее внимание привлекала судьба обездоленных больных детей. Ребенок с тяжелыми уродствами, двигательными и анатомическими нарушениями пополнял ряды нищих и использовался для получения скудного заработка, дающего возможность ребенку и его семье не умереть с голоду. Дети вырастали в бедности, в недостатке родительского ухода и жилища, не получали эле-
ментарной врачебной помощи, не развивали свои умственные способности.
В 1890 году Петровское благотворительное общество попечения о бедных и больных детях, получившее название «Синий Крест», создало Приют для калек и паралитиков. Он располагался в деревянном доме на Лахтинской улице, дом № 12, на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге и имел 20 коек. Приют находился под покровительством великой княгини Елизаветы Маврикиевны, супруги великого князя Константина Константиновича Романова. В финансировании приюта помогали многие общественные деятели России. Первой попечительницей приюта стала Е.С. Кокошкина. В числе воспитанников были тяжелые больные. Общество попечения о бедных и больных детях имело небольшие средства, и помощь сводилась к обеспечению детей жильем, одеждой и питанием. Первые годы существования приюта врачебное руководство в нем отсутствовало [1].
В 1904 году для организации лечебной помощи в приюте был приглашен профессор Меди-
ко-хирургической академии Г.И. Турнер. Генрих Иванович Турнер сочетал научную, клиническую и педагогическую работу в области ортопедии и травматологии, десмургии и механотерапии, имел громадный объем профессиональных знаний. При этом он был великолепным организатором и осуществлял свою деятельность в соответствии с требованиями времени, с проблемами военно-полевой хирургии и социальными задачами общества. С его участием в Медико-хирургической академии была открыта первая в России ортопедическая клиника, которая тоже носит имя Г.И. Турнера.
«Предложение принять участие в работе приюта я принял охотно в полном сознании полезности, искомой у меня учреждением, зародившимся у меня на глазах и пользующимся моей помощью в разработке своих планов», — писал Генрих Иванович [2]. Он осматривал воспитанников приюта и отбирал пациентов для оперативных вмешательств, которые проводились в ортопедической клинике академии.
Г.И. Турнер, как гражданин и патриот России, глубоко воспринял проблему помощи больным детям, и она стала предметом его постоянной заботы и внимания, делом всей его жизни. «Люди, которые от рождения или вследствие несчастных случайностей и болезней, поразивших их нервы, мышцы, кости и суставы, неспособны к физическому труду и иногда даже к передвижению и кормлению без посторонней помощи... окрещены грустным именем „калеки", — писал он. «Зрительное впечатление, производимое на равнодушного прохожего обезображенными членами нищего калеки, достаточно сильно. и брошенная монета является средством успокоения временно взволнованных нервов» [3].
Генрих Иванович скрупулезно изучил опыт стран Европы и Америки по организации социальной и медицинской помощи аналогичному контингенту больных. В 1910 году он выступил на Первом Всероссийском съезде деятелей по общественному и частному призрению с докладом «Основные начала призрения калек как таковой категории неимущих, которая подлежит обязательному призрению со стороны государства» [3]. Он указал на дефекты в деятельности приютов, которые без лечения и обучения воспитанников превращаются в «складочное место» обездоленных детей. Генрих Иванович сформулировал организационные основы учреждений для увечных детей: «облегчение искалечения и духовное развитие, сочетание лечебного дела с воспитанием». С трибуны всероссийского съезда он говорил о том, что борьба с детским калечеством не должна за-
висеть только от частной благотворительности, но ей следует стать государственным делом [3]. В этом же докладе Генрих Иванович выделил группы больных со сходной врожденной или приобретенной патологией, которые нуждались в ортопедической помощи. В его «Обзоре различных разновидностей детей-калек» были перечислены: «пороки развития с тяжелым обезображиванием отдельных частей скелета, острое заболевание спинного мозга в раннем детском возрасте, „рахитики", тяжелое обезображивание конечностей и туловища к 16 годам в период наибольшего роста, поражение позвоночника и суставов туберкулезом, центральное нервное заболевание и судорожные сведения в различных частях тела, пострадавшие от. переломов, отморожений, ожогов и различных воспалительных процессов». Были предложены основы медицинской помощи для каждой группы больных. Новые перспективы открылись для обездоленных детей. Лечение «исправляло физические недостатки детей-калек, поднимало на ноги ползающих и приближало их к нормальной жизни со всеми ее радостями и полнотой мироощущения».
Надо отметить, что Генрих Иванович считал необходимым изолировать детей с туберкулезом костей, что и было сделано. В 1910 году при его непосредственном участии совместно с ассистентом кафедры ортопедии А.К. Шенком был организован санаторий для больных костным туберкулезом в Анапе, где развивалось климатическое лечение [4].
После революции приют был обеспечен средствами к существованию со стороны государства и преобразован в лечебно-воспитательное Учреждение для восстановления трудоспособности физически дефективных детей. Научный консультант этого учреждения профессор Г.И. Турнер пользовался уважением и поддержкой руководителей органов здравоохранения города Петрограда, его предложения по организации помощи детям внедрялись в жизнь. В автобиографическом этюде Г.И. Турнер писал: «Из сферы моего служения на общественном поприще я не могу не упомянуть моих трудов на пользу детей-калек. "Приют калек", зародившийся много лет назад при моем деятельном участии, в настоящее время расцвел в виде "Учреждения для физически дефективных детей", пользующегося поддержкой правительства» [5]. Учреждение территориально расширилось. Оно располагалось в шестиэтажном каменном здании на Лахтинской улице, где была возможность разместить классы, ремесленные мастерские с оборудованием для профессионального обучения детей рабочим специальностям. В дальнейшем в этом же здании были выделены: хирургический стационар
с операционной и перевязочной, гимнастический зал и амбулатория с физиотерапевтическими приборами. «Ортопедия щедро протянула руку помощи обширному миру калек, возвращая некоторым человеческий облик, другим — восстанавливая потерянные функции» (Г.И. Турнер).
В Учреждении для восстановления трудоспособности трудились ученики Генриха Ивановича, сотрудники кафедры и клиники ортопедии, талантливые врачи, которые, работая под его руководством, сами выросли в крупных ученых и руководителей. Среди них отмечены профессора Э.Ю. Остен-Сакен, С.А. Новотельнов, А.А. Козловский, З.А. Ляндрес, Д.А. Новожилов. Много лет директор института Н.И. Шнирман проводил в жизнь идеи Г.И.Турнера.
Учреждение быстро развивалось и превращалось из чисто практического в научно-практическое [4]. В 1932 году приказом Ленгорздравотдела скромное учреждение для физически дефективных детей было реорганизовано в Институт восстановления трудоспособности физически дефективных детей на 200 коек. В связи с 50-летием научно-врачебной деятельности профессора Г.И. Турнера институту было присвоено его имя. «Во внимание к моим понесенным трудам мне оказан почет в виде присвоения учреждению моего имени. Эта необычайная почесть явилась оценкой моей более 40-летней деятельности в учреждении», — отмечает Г.И.Турнер [2]. С 1933 года по приказу Наркомздрава РСФСР институт получил статус учреждения республиканского подчинения, и в дальнейшем ему суждено было стать организационно-методическим, лечебным и научным центром детской ортопедии и травматологии в России.
В институте под личным наблюдением Генриха Ивановича Турнера последовательно воплощались его идеи. «В обстановку простора, должен выбраться институт Турнера с большим отрядом физически неполноценных детей с ослабленным общим здоровьем. Среди леса, полей, огородов, садов, около воды они должны быть приближены к природе. Воздух и свет должны обильно проникать в их классы и спальни» (Г.И. Турнер, 1933). И воспитанников вывозили на дачу в Толмачево. Г.И.Турнер был инициатором сочетания лечения детей, обиженных судьбой, с воспитанием, образованием и обучением профессии для привлечения к посильному труду. «Ортопедия души», «Ортопедия личности» — никто прежде не говорил таких замечательных слов по отношению к детям с ограниченными возможностями, к детям с врожденными пороками развития [6]. Генрих Иванович писал, что «физические лишения детей
осложняются духовным голоданием, так как искалечение не допускает посещения школы. Умственные способности большинства калек стоят на исключительно высоком уровне, как бы в возмещении их физического уродства». И в институте для пациентов проводились уроки по общеобразовательным предметам, а также занятия музыкой, пением, рисованием, цветоводством, работал драматический кружок, то есть все, что возвышает душу, расширяет представления о прекрасном. Сохранились воспоминания руководителей этих занятий о том, что с каждым из них Генрих Иванович лично беседовал и объяснял их задачи. Друзьями института был коллектив Театра марионеток во главе с художественным руководителем Е.С. Деммени. По просьбе Генриха Ивановича актеры проводили выездные спектакли в палатах института для прикованных к постели пациентов. Дружба была обоюдной. Фойе театра марионеток украшал деревянный столик, сделанный руками детей в учебных мастерских института [4]. Один из пациентов написал трогательные стихи о своем любимом докторе. Из его поэмы Генрих Иванович выделил стихотворную строку: «Слово ненавистное „калека" заменил на слово „человек", — и был горд такой оценкой своего многолетнего труда.
В 2016 году исполняется 126 лет со дня основания приюта и 84 года деятельности Научно-исследовательского детского ортопедического института имени Генриха Ивановича Турнера. Сегодня институт — крупнейший центр лечения врожденной и приобретенной патологии кост-но-мышечной системы у детей и центр научных исследований по детской ортопедии в России и Европе. В институте разрабатываются новые и совершенствуются существующие методы ортопедического лечения детей. В его стенах работает коллектив ученых и врачей самой высокой квалификации, применяющих в своей работе новейшие высокие технологии диагностики, лечения и реабилитации. Наряду с клиническими и научными достижениями, школа турнеровцев известна в стране и за ее рубежом гуманностью подхода к пациентам [6].
В институте успешно развивается наследие Г.И. Турнера и воплощаются в жизнь его самые смелые мечты об идущих параллельно двух процессах: ортопедического воссоздания, или восстановления, утраченных функций и воспитание личности, то есть «ортопедия души». Генрих Иванович хотел, чтобы здание института располагалось в загородной зоне, так как свежий воздух способствует укреплению здоровья ослабленных детей. В 1967 году институт им. Турнера переехал в город Пушкин, где дополнительно были развернуты
400 коек клиники [7]. Генрих Иванович говорил о высоком уровне умственных способностей детей с физическими нарушениями. Коррекционная средняя общеобразовательная школа работает в тесном контакте с медицинским персоналом института. Педагоги и воспитатели педагогической части института формируют волевые качества пациентов, устраняют у них чувство неполноценности в связи с анатомическими и физическими нарушениями, учат их умению жить и работать в коллективе здоровых людей. Школа следит за судьбой бывших пациентов, вместе с врачами проводит профессиональную ориентацию подростков с целью рационального выбора профессий. Институт гордится, когда его бывшие учащиеся получают образование в школе, колледже, институте, создают семьи и находят свое достойное место в жизни [6].
«Дело призрения, а главное, помощи калекам так велико, что заслуживает особого внимания со стороны деятелей благотворительности. Желательно участие в нем как правительственных органов, так и общественных», — писал Г.И.Турнер в 1910 году [3]. Сегодня есть общество «Друзей института Г.И. Турнера», которые своими добровольными пожертвованиями участвуют в благородном деле помощи детям с ограниченными возможностями, детям с анатомическими и функциональными нарушениями. Для улучшения условий пребывания пациентов в стационаре спонсоры помогали проведению ремонта пищеблока, реконструкции клинических отделений в соответствии с современными требованиями. Спонсорскую помощь институту оказывают РАО «Российские железные дороги», Ассоциация банков, пивоваренная компания «Балтика», деятели бизнеса, культуры и искусства. Специально оборудованный для перевозки детей в колясках автобус, подаренный компанией «Расправь крылья», позволил возить пациентов по живописным окрестностям Пушкина и Павловска, доставлять их на экскурсии в Царскосельский дворец, посещать Эрмитаж, ездить в театры и концертные залы. В гости к детям приезжают актеры академических и детских театров Санкт-Петербурга, артисты цирка.
Развивать внутреннее достоинство ребенка, помогать формированию его личности с учетом всех ее особенностей, дарить ребенку радостное ощущение жизни — это завет Г.И. Турнера об «ортопедии души», который выполняет коллектив института.
В медицине существует многовековая традиция — чтить своих учителей. Коллектив института почитает Генриха Ивановича Турнера как ученого и общественного деятеля, ставшего основоположником детской ортопедии в России. Мы
гордимся историей нашего института, а сохранение его традиций — наш долг перед следующими поколениями детских ортопедов.
Информация о финансировании и конфликте интересов
Работа проведена при поддержке ФГБУ «НИДОИ им. Г.И. Турнера» Минздрава России. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Список литературы
1. Летопись Научно-исследовательского детского ортопедического института им. Г.И. Турнера. 120 лет. Служение детям. Воспоминания, документы, письма 1890-2012 гг.: монография / ред. А.Г. Баинду-рашвили. - СПб.: ДИТОН, 2012. [Baindurashvili AG., editor. Letopis' Nauchno-issledovatel'skogo detskogo ortopedicheskogo instituta im. GI.Turnera. 120 let. Sluzhenie detyam. Vospominaniya, dokumenty, pis'ma 1890-2012: monografiya. Saint Petersburg: DITON; 2012. (In Russ).]
2. Турнер Г.И. Краткий исторический очерк развития института восстановления трудоспособности физически дефективных детей / ред. Д.А. Новожилов. - Л.: Медгиз, 1958. [Turner GI. Kratkii istoricheskii ocherk razvitiya instituta vosstanovleniya trudosposobnosti fizicheski defektivnykh detei. Ed DA Novozhilov. Leningrad: Medgiz; 1958. (In Russ).]
3. Турнер Г.И. Основные начала призрения калек как таковой категории неимущих, которые подлежат обязательному призрению со стороны государства // Труды I съезда русских деятелей по общественному и частному призрению. Ч. 2. - СПб.; 1910. С. 277-291. [Turner GI. Osnovnye nachala prizreniya kalek kak takovoi kategorii neimushchikh, kotorye podlezhat obyazatel'nomu prizreniyu so storony gosudarstva. In: Trudy 1 s"ezda russkikh deyatelei po obshchestvennomu i chastnomu prizreniyu. P. 2.: Saint-Petersburg; 1910. P. 277-291. (In Russ).]
4. Новожилов Д.А. Замечательная жизнь Г.И. Турнера. - Л.: Медицина, 1965. [Novozhilov DA. Zamechatel'naya zhizn' G.I.Turnera. Leningrad: Meditsina; 1965. (In Russ).]
5. Турнер Г.И. Автобиографический этюд // Новый хирургический архив. - 1931. - Т. 23. - № 91-92. -С. 398-422. [Turner GI. Avtobiograficheskii etyud. Novyi khirurgicheskii arkhiv. 1931;23(91-92):398-422. (In Russ).]
6. Баиндурашвили А.Г., Соловьева К.С. Роль профессора Г.И. Турнера в создании ортопедии детского возраста. Профессор Генрих Иванович Турнер. - СПб.: Синтез Бук, 2010. [Baindurashvili AG, Solov'eva KS. Rol' professora G.I.Turnera v sozdanii ortopedii detskogo vozrasta. Professor Genrikh Ivanovich Turner. Saint Petersburg: Sintez Buk; 2010. (In Russ).]
7. Гончарова М.Н. От приюта для детей-калек до восстановительного центра // Материалы XI научной сессии Ленинградского научно-исследовательского детского ортопедического института имени Г.И. Турнера. - Л., 1969. - С. 3-15. [СопЛагоуа
This study presents the organizational, clinical, and scientific activities of Henry Turner, the founder of pediatric orthopedics. In 1910, Henry Turner presented a report to the All-Russian Congress about the "Basic principles of care for cripples, which are subject to obligatory care on the part of the state." He pointed out the deficits in the activities of charitable shelters, where there was neither treatment nor education, and he advocated for main organizational principles for institutions for crippled children. Counseling and medical aid for children in the "Shelter for cripples and paralytics," organized under the leadership of Henry Turner, facilitated the conversion of the
Информация об авторах
Алексей Георгиевич Баиндурашвили — д-р мед. наук, профессор, чл.-корр. РАН, заслуженный врач РФ, директор ФГБУ «НИДОИ им. Г.И. Турнера» Минздрава России. E-mail: [email protected].
Карина Суреновна Соловьева — канд. мед. наук, старший научный сотрудник научно-организационного отдела ФГБУ «НИДОИ им. Г.И. Турнера» Минздрава России. E-mail: [email protected].
Анна Владимировна Залетина — канд. мед. наук, руководитель научно-организационного отдела ФГБУ «НИДОИ им. Г.И. Турнера» Минздрава России. E-mail: [email protected].
Ot priyuta dlya detei-kalek do vosstanovitel'nogo tsentra. In: Materialy XI nauchnoi sessii Leningradskogo nauchno-issledovatel'skogo detskogo ortopedicheskogo instituta imeni G.I. Turnera. Leningrad: 1969. P. 3-15. (In Russ).]
Russia
Received: 21.03.2016 Accepted: 31.05.2016
shelter into an "Institute for vocational rehabilitation of physically handicapped children," with 200 beds, in 1932. In connection with the 50th anniversary of the scientific and medical work of Professor Henry Turner, the Institute was named after him. The plight of pediatric patients was the subject of his constant care and attention; it was his lifework. The Institute's staff continue Henry Turner's vision of "orthopedics of the soul," and not only treat but also teach and nurture children, to help form their personalities and to give them a joy and sense of life. Keywords: Henry Ivanovich Turner, pediatric orthopedics, Turner Institute for Children's Orthopedics.
Alexei G. Baindurashvili — MD, PhD, professor, corresponding member of RAS, honored doctor of the Russian Federation, Director of The Turner Scientific and Research Institute for Children's Orthopedics. E-mail: [email protected].
Karina S. Solovyova — MD, PhD, senior research associate of the scientific-organizational department. The Turner Scientific and Research Institute for Children's Orthopedics. E-mail: [email protected].
Anna V. Zaletina — MD, PhD, head of the scientific-organizational department. The Turner Scientific and Research Institute for Children's Orthopedics. E-mail: [email protected].
HENRY IVANOVICH TURNER - FOUNDER OF PEDIATRIC ORTHOPEDICS IN RUSSIA
A.G. Baindurashvili, K.S. Solovyova, A.V. Zaletina
The Turner Scientific and Research Institute for Children's Orthopedics, Saint Petersburg, For citation: Pediatric Traumatology, Orthopaedics and Reconstructive Surgery, 2016;4(2):73-77