Научная статья на тему 'Геннадий Павлович Жидков педагог и ученый (1928-1993)'

Геннадий Павлович Жидков педагог и ученый (1928-1993) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
375
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г. П. ЖИДКОВ / ПЕДАГОГ / ИСТОРИК / АГРАРНАЯ ИСТОРИЯ / КАБИНЕТСКОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ / КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никулин В. Н.

На основе документов из личного архива и анализа наиболее крупных работ Геннадия Павловича Жидкова предпринята попытка изложить основные вехи жизненного пути и проанализировать научное наследие известного историка-аграрника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genadiy Pavlovich Zjidkov a pedagogue and scientist (1928-1993)

The author of the article presents the major landmarks of the biography and the analysis of the scientific heritage of a well-known historian G. P. Zhidkov on the basis of documents from his personal archive and the most important publications

Текст научной работы на тему «Геннадий Павлович Жидков педагог и ученый (1928-1993)»

IN MEMOR1AM

УДК 929:930

В. H. Никулин

ГЕННАДИЙ ПАВЛОВИЧ ЖИДКОВ - ПЕДАГОГ И УЧЕНЫЙ

(1928-1993)

На основе документов из личного архива и анализа наиболее крупных работ Геннадия Павловича Жидкова предпринята попытка изложить основные вехи жизненного пути и проанализировать научное наследие известного иапорика-аграрника.

The author of the article presents the major landmarks of the biography and the analysis of the scientific heritage of a well-known historian - G.P. Zhidkov on the basis of documents from his personal archive and the most important publications.

Ключевые слова: Г. П. Жидков, педагог, историк, аграрная история, кабинетское землевладение, Калининградский государственный университет.

I ем наш и Павлович Ж и, і кон ро. і и к я 20 мая 1928 г. в Сталинграде^ в прекрасной, большой и дружной, трудовой семье, где было семеро детей. Геннадии был старшим, поэтому он рано стал помогать родителям:.. Среди братьев и сестер его авторитет был непререкаем, все они стремились быть похожими на него. В Сталинграде Геннадий провел свое детство и отрочество, там встретит войну. Эти трудные годы сыграли решающую роль в формировании его характера: настойчивого, волевого, іВ іе\сі рем іонного, требовательного к себе и окружающим. В родном городе началась его трудовая биография. Он работал на одном из оборонных заводов и в победу над фашистской Германией внес свой посильный вклад,

В победаом 1945 г. Геннадии Павлович окончи і с so клон меда н.ю школу и передним встал вопрос о выборе профессии. Он отправится в Ленинград и поступил на философский факультет Ленинградского государственного университета, Однако его пребывание на берегах Невы было недолгим. Болезнь легких, вызванная тяжелым климатом, вынудила его вернуться union. Он поступает на исторический факультет Сталинградского пединститута и погружается в мир истории. Жизнь

ВестнтРГУ ти И. Канта. 2008. Вып. 12. Гуманитарные наукн. С. 88 — 95.

по-своему выстроила судьбу Геннадия Павловича, но он никогда не жалел о том, что история стала его профессией. Более того, он всеща подчеркивал, что это занятие, достойное мужчины.

После окончания пединститута в 1950 г. молодой учитель по распределению был назначен директором средней школы в станице Сурови-кинской. Это было трудное время дтя всей страны, что уж говорить о сельских школах... Война прошлась тяжелым катком по сталинградской земле, где долго сохранялись ее страшные следы. Нужно было не только преподавать, но и заниматься хозяйственными вопросами, без решения которых невозможен был успешный учебный процесс: надо было обеспечить школу партами и досками, мелом и топливом. Молодой директор школы блестяще справился со своими сложнейшими обязанностями. Люди, знавшие его в то время, подчеркивали хозяйственную хватку, выдающиеся организаторские способности, интуицию, чувство реальности, умение сплотить коллектив и увлечь за собой. Много позднее его брат Павел писал: «Его облик, убеждения, высказывания, нравственно-волевое начало, вся его незаурядная, нестандартная, значительная, притягательная личность воздействовала на умы и сердца» [1, с. 61]. Эти качества незаурядной личности, проявившиеся в молодости, будут оттачиваться на протяжении всей жизни, какие бы должности он ни занимал: проректора института, заведующего кафедрой или декана факультета.

Во всех сложных ситуациях Геннадий Павлович не только всегда стремился, но умел защитить возглавляемый им коллектив. В первой своей должности Геннадий Павлович пробыл недолго, поскольку весной 1951 г. его призвали в армию. Начав службу рядовым в зенитной артиллерии, он ушел в запас офицером, командиром огневого взвода. Для человека военного поколения служба в армии была делом чести, недаром Геннадий Павлович всегда гордился своей службой в армии и подтрунивал над своими молодыми коллегами, если они не прошли «солдатские университеты» и не «нюхали пороха».

Вернувшись после демобилизации домой в Сталинград, Геннадий Павлович снова был назначен директором школы, затем некоторое время работал инспектором гороно. Однако работа чиновника не показалась ему привлекательной, и он вновь взялся за живое дело, попросив вернуть его в школу. В это же время Геннадий Павлович встретил Галину Савельевну — свою первую и единственную любовь, стал семейным человеком.

В эти годы у Г. П. Жидкова возникает и постепенно оформляется мысль о том, чтобы всерьез заняться наукой. Работа в школе показала, что он прирожденный педагог, учитель «от Бога», и расстаться с преподавательской деятельностью было трудно. В результате долгих раздумий рождается решение о переезде. В 1957 г. Геннадий Павлович покидает родные места и отправляется в город Усть-Каменогорск, на родину жены, где и становится преподавателем педагогического института. Так начинается восточно-казахстанский период жизни Г. П. Жидкова. Без малого двадцать лет он проработал в Усть-Каменогорском педагогическом институте. Именно здесь Геннадий Павлович добился самых значительных результатов и в педагогической, и в научно-иссле-довательской работе.

90

В Усть-Каменогорске ему пришлось читать чуть ли не все основные курсы отечественной истории, истории Средних веков, новой и новейшей истории Запада и Востока и т.д. Он органично вошел в коллектив кафедры, его коллегами стали Н.В. Алексеенко, В. И. Петров, И. Д. Горлова, И. А. Полторанин. Здесь в пединституте Житков прошел немало научно-педагогических и административных ступеней: преподаватель — доцент — профессор, проректор по заочному обучению, заведующий кафедрой. Геннадии Павлович всегда был в гуще событий учебно-воспитательной, общественной и, конечно, научно-исследовательской работы. В сохранившихся партийно-производственных характеристиках Г. П. Жидкова отмечены высокий уровень проводимых им занятий и активная научно-исследовательская работа [1, д. 99, л. 3, 4,11]. Он был замечательным лектором: послушать его приходили даже студенты с других факультетов института. Что же касается студентов-историков, то они просто боготворили Жидкова, хотя педагогом он был требовательным и суровым. С первых дней своей работы в Усть-Каменогорске Г. П. Жидков активно участвует в общественной жизни института и города. Несколько лет он был редактором институтской стенной газеты «Советский учтггель», вплоть до своего отъезда в Калининград был нештатным лектором общества «Знание», с блеском выступая перед различной по составу слушателей аудиторией.

Особое место в жизни Геннадия Павлович заняла научная работа. С первых шагов молодой ученый проявил себя как талантливый исследователь. Его привлекла история сибирского крестьянства. Приписное крестьянское население Западной Сибири стало предметом его научных «штудий», хотя выбор темы был непростым. Большую помощь Жидкову в первых шагах по научной стезе оказала Марина Михайловна Громыко, согласившаяся стать его научным руководителем. В письме от 27 июня 1962 г. она отметила, что выбранная Геннадием Павловичем тема сложна, что близкие сюжеты активно разрабатываются Т. И. Агаповой и З.Г. Карпенко [2, д. 112, л. 5]. Однако это не остановило Жидкова, а наоборот, подтолкнуло к интенсивной исследовательской работе.

Работал Геннадий Павлович увлеченно, азартно. Его научный стиль характеризовался изучением всего комплекса документального материала. С этой целью им были просмотрены многочисленные дела, хранившиеся в архивах Москвы, Ленинграда, Томска и Омска. При анализе архивных материалов он применял новейшие научные методы, стремился глубже проникнуть в материал. Уже первые научные работы Г. П. Жидкова продемонстрировали солидность теоретической базы, мастерство в трактовке источников и умение извлечь всю необходимую информацию, сделать оригинальный вывод. Он тщательно подходил к разработке структуры любого сочинения, прекрасно владел словом, не любил небрежности даже в мелочах. Неудивительно, что его первая публикация совпала с завершением работы над кандидатской диссертацией. Из материалов личного архива Жидкова видно, что путь к защите диссертации был непростым и осложнялся как объективными, так и субъективными обстоятельствами. Тем не менее в 1964 г. Г. П. Жидков успешно защитил диссертацию на тему «Социально-экономи-

ческое развитие приписной деревни Западной Сибири (1780 — 1861)» в новосибирском Академгородке.

Исследование характеризовалось не только значительным объемом, но и обстоятельностью в решении спорных вопросов, оригинальностью, смелостью и самостоятельностью суждений и выводов. Эту особенность работы заметил Н.И Павленко, выступивший в качестве первого официального оппонента. Он же обратил внимание на основательность источниковой базы, отметив ее масштабность и высокий уровень анализа документов. Защита прошла в полемике с Т. И. Агаповой, вторым официальным оппонентом. Она выступила против одного из центральных выводов работы Жидкова — о владельческой принадлежности кабинетских земель. Если Агапова полагала, что собственником земельной собственности в Алтайском округе являлся император, то Жидков был убежден, что собственником земли был Кабинет. Расхождение во взглядах не помешало Т. И. Агаповой объективно и весьма высоко оценить диссертацию. В отзыве на работу она написала, что диссертация «по постановке и решению научных проблем является серьезным, оригинальным исследованием» [1, д. 111, л. 10 — 11].

Известный сибирский историк В. А. Степынин в отзыве на кандидатскую диссертацию Г. П. Жидкова назвал важнейшей положительной ее чертой «полемическую направленность». По его мнению, Г. П. Жидкову удалось по всем основным вопросам вступить в спор с представителями той или иной точки зрения, вскрыть слабые стороны их позиций и обосновать свои положения. «Это одно из показателей научной эрудиции автора и его зрелости как научного работника», — заключил В. А. Степынин [1, д. 111, л. 28]. Историк А. А. Преображенский пришел к выводу, что Г. П. Жидков в своей работе дал «убедительное решение ряда важных вопросов, касающихся положения приписной деревни в условиях разложения феодально-крепостнической формации и становления буржуазных отношений». Преображенский отметил и выводы Жидкова об особом статусе кабинетской приписной деревни, о положении различных категорий работников обширного и многоотраслевого кабинетского хозяйства, о внедрении товарно-денежных отношений и вольнонаемного труда в крестьянскую среду и расслоении приписной деревни [1, д 111, л. 25]. Положительные суждения о кандидатской диссертации Г. П. Жидкова были высказаны В. И. Дуловым, 3. Я. Бояршиновой, В. И. Шунковым и другими историками.

Успешная работа над кандидатской диссертацией, получившей высокую оценку коллег по историческому цеху, позволила молодому исследователю на равных войти в круч известных историков-сибиреведов и подтолкнула Геннадия Павловича к поиску нового направления своих научных занятий. Он начинает разработку истории кабинетского землевладения, которая до него затрагивалась исследователями эпизодически. Г. П. Жидков приступил к комплексному монографическому исследованию кабинетских земель. Вновь многочисленные и дальние поездки и кропотливая, многочасовая работа в архивах страны — от Читы до Москвы и Ленинграда. Историю кабинетского землевладения он разрабатывал на протяжении нескольких лет, им было опубликовано по этой

92

тематике свыше двух десятков статей, которые вышли в различных сборниках издательств Москвы, Ленинграда, Кишинева, Новосибирска, Читы, Усть-Каменогорска. Его ежегодные выступления на конференциях и симпозиумах самого разного уровня, в том числе и международных, вызывали необычайный интерес. В это время Геннадий Павлович принимает активное участие в работе сессий Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Здесь он познакомился с видными историками-аг-рарниками, нашел среди них единомышленников.

Всего через шесть лет после защиты кандидатской диссертации в 1970 г. в Сибирском отделении Академии наук Жидковым была блестяще защищена докторская диссертация на тему «Кабинетское землевладение (1747—1917)». Она получила высокую оценку историков. А. М. Анфимов отметил, что «сквозное» изучение истории кабинетского землевладения, предпринятое Жидковым, создавало для исследователя большие трудности, которые успешно были им преодолены. В результате был создан «ценный капитальный труд», явившийся крупным вкладом в отечественное сибиреведение. А выделение Жидковым при анализе владельческой принадлежности земельной собственности на Алтае и в Забайкалье такого признака, как феодальное назначение ренты, Анфимов определил как важную теоретическую находку [2, д. 113, л. 1 — 2,10]. По мнению И.Ф. Гиндина, Жидков впервые в досоветской и советской литературе дал полную и правильную картину возникновения и эволюции самой важной и крупной части кабинетской собственности — сибирского землевладения Алтайского и Нерчинске -го округов. Гиндин согласился с выводом Г. П. Жидкова о том, что кабинетское землевладение и в условиях капитализма больше всего приближалось по своей пережиточной сущности к государственному феодальному землевладению [2, д. 113, л. 21, 27]. Чрезвычайно высоко оценил вклад Г. П. Жидкова в развитие аграрной исторической науки П. Г. Рындзюнский. Крупными достижениями диссертации Жидкова он назвал положения о казне и Кабинете как о своеобразных совладельцах недвижимого имущества в Сибири, о заминке в капиталистическом развитии кабинетской деревни в первые два десятилетия после реформы 1861 г., вывод о глубоко зашедшем процессе социального расслоения кабинетских крестьян еще в дореформенное время [2, д. 113, л. 43].

Спустя три года после защиты в Сибирском отделении издательства «Наука» была опубликована монография, в которой Г. П. Жидков изложил историю кабинетского землевладения на Алтае и в Забайкалье с момента его возникновения в середине XVIII столетия и до крушения в 1917 г. Он тщательно и всесторонне проанализировал земельную, фискальную и переселенческую политику Кабинета в связи с общим аграрным курсом царизма. В книге была воссоздана полная картина эволюции структуры Кабинета и его функций, определены место и роль коронных земель как материальной базы института монархии, а также изучено развитие аграрных отношений и крестьянского хозяйства на кабинетских землях, положение земледельцев и кочевников, их взаимоотношения с Кабинетом. На страницах книги была отражена история обсуждения аграрного вопроса на землях Кабинета в Государственной

думе и в периодической печати. В монографии впервые были введены в научный оборот разнообразные документы многочисленных архивных фондов как центральных, так и региональных архивохранилищ. Фундаментальные выводы монографии не потеряли своего научного значения и сегодня, они нашли широкое применение в работах исто-риков-аграрников. Так, вывод Жидкова о том, что собственником кабинетских земель выступа й) корона, монархия как государственный институт, и в этом качестве кабинетские земли находились во владении и распоряжении царствующего императора, вошел в научно-справочную литературу [3, с. 258; 4, с. 251; 5, с. 910].

Книга была встречена научной общественностью с большим интересом и была признана одной из лучших работ своего времени. В письме к автору академик Н. М. Дружинин отметил не только большие усилия, затраченные на подготовку книги, но и оценил ее как «глубокий труд о крупном социальном явлении сибирской жизни». Вьпдаютцийся ученый признал мысль Жидкова «о переплетении публично-правовых, государственных и частно-вотчинных элементов в описанном институте вполне правильной» [2, д. 115, л. 9]. «У Вас вся конкретная оснаст

ка, — писал в письме Жидкову Б. Г. Литвак, — «работает» на Вашу очень четко и определенно сформулированную концепцию». Перед этим Литвак отметил, что у историков-аграрников часто встречается либо «приземленность» конкретного анализа, либо «воздушный замок» теории [2, д. 115, л. 15].

Начало новому периоду в жизни Геннадия Павловича положил 1974 год, когда он переехал в самую западную область страны. В Калининградском государственном университете возрождалось историческое образование, был объявлен набор студентов-историков, и Г. П. Жидков становится заведующим кафедрой истории СССР, а после образования исторического факультета — первым его деканом.

Разумеется, было немало трудностей, связанных с организацией кафедры. Заведующий кафедрой стремился создать коллектив, которому оказалось бы по плечу решение задач, связанных с подготовкой специалистов-историков и развитием нового научного направления. Много сил было отдано Г. П. Жидковым созданию нормальных условий работы сначала кафедры, а потом и факультета. Он умел убеждать начальство, где надо требовал и настойчиво доказывал свою правоту и правоту коллектива, который возглавлял. На кафедру приглашал молодых cnemia iистон из Москвы, Ленинграда, Новосибирска и других городов. Хлопотное это было дело, но в результате сложился коллектив единомышленников.

Свою научную работу профессор Жидков всегда сочетал с большой пе й)готической деятельностью. У Геннадия Павловича были ученики, с которыми он много работал: В.Н. Никулин, А. А. Кузнецов, К. Б. Шустов, Н.Ю. Никулина, В.Н. Шульгин, А.С. Забоенкова и др. Со временем из них сформировался костяк преподавательского состава факультета. Как научный руководитель он был взыскателен, подчас даже с уров,, требовал неукоснительного выполнения намеченных планов. И это правильно —

94

без серьезного отношения к делу невозможен научный результат. Но в то же время он заботился о быте молодых коллег, помогал с жильем, проявлял внимание к их детям. Благодаря заинтересованному руководству Г. П. Жидкова его аспиранты успешно защищали кандидатские диссертации. Особо следует отметить предельное внимание Геннадия Павловича к исследованиям своих коллег и учеников, его помогла в публикации их трудов. При этом он тонко чувствовал, кому и в чем надо помочь. В то же время он был очень требователен к окружающим, особенно к тем, кого считал способными сделать больше и лучше.

Геннадий Павлович, перегруженный различными административными делами, тем не менее продолжал активно заниматься преподавательской и научной работой. В первые годы пребывания в Калининграде ему пришлось читать как курсы отечественной, так и зарубежной истории. Он всегда находился в поиске, стремился разрабатывать и читать новые спецкурсы, важные в теоретическом отношении и интересные для студентов. Им были подготовлены и в разное время прочитаны спецкурсы «Аграрные отношения в России 1861 — 1917 пт.», «Российская эмиграция», «Историческая романистика», «Культура русского зарубежья», «Русское политическое масонство начала XX в.» и др. Ну а то, как читал свои лекции профессор Жидков, — это особый разговор. Удивительный рассказчик, прекрасно владевший всеми приемами лекторского мастерства, — таким запомнился Геннадий Павлович каждому, кто хоть раз слушал его выступление.

Научные интересы Г. П. Жидкова отличались большой широтой. Он занимался аграрной историей Северо-Запада России и Сибири, историографическими и методологическими проблемами. Он один из авторов пятитомного труда «Крестьянство Сибири», его статьи и рецензии публиковались на страницах журналов «Вопросы истории» и «История СССР». Много сил и энергии было затрачено на то, чтобы в университете начал издаваться сборник научных статей «Северо-Запад в аграрной истории России». Он продолжает выходить и по сей день. В 2008 г. вышел пятнадцатый выпуск сборника. За 1984 — 2008 пт. в сборнике «Северо-Запад в аграрной истории России» было опубликовано 266 статей более 100 авторов из Бийска, Владимира, Вильнюса, Горького (Нижнего Новгорода), Сыктывкара, Краснодара, Кировограда, Ленинграда (Санкт-Петербурга), Москвы, Одессы, Оренбурга, Риги, Самары, Тюмени, Чернигова, Ярославля и других городов (более 25). Начатое ггрофессором Жидковым дело ттродолжают его ученики. А это значит, что основанная им научная школа живет.

Особое место в научном наследии ученого заняло изучение творчества А.И. Солженицына. Доклад Г. П. Жидкова «"Красное колесо"

А. Солженицына глазами историка», ггрочитанньгй на пленарном заседании научной конференции университета, вызвал интерес не только ученьгх-историков, но и литераторов, математиков, биологов, юристов, преподавателей других вузов. Каждое выступление ученого вызывало отклик у слушателей, оно, как правило, стимулировало серьезные дискуссии, которые продолжались и после заседаний.

Геннадий Павлович при всей своей занятости много сил отдавал общественной работе. Он был участником всех факультетских начинаний, а ежегодный «День исторического факультета» — это его детище. С февраля 1977 по 1993 г. Г. П. Жидков возглавлял областную организацию общества «Знание», избирался членом Калининградского городского совета, выступал в газетах, оказывал шефскую помощь школам, участвовал в подготовке многотомной серии «Память», посвященной воинам, погибшим в Великую Отечественную войну на территории Восточной Пруссии. Он всегда близко к сердцу принимал боль своей страны, никогда не оставался в стороне, когда надо было принять трудное решение, не уходил от ответственности, был твердым в своих принципах и убеждениях.

Необходимо подчеркнуть, что Г. П. Жидкова никогда не покидало жизнелюбие, ему свойственны были любовь к людям и человечность. Эти черты характера, вне сомнения, сформировались у Геннадия Павловича в юности, которая опалена была жаром войны. Он прожил яркую, напряженную, полную научных исканий жизнь.

Таким был профессор Геннадий Павлович Жидков. А почему собственно был... Он есть. Он — с нами. Он продолжает жить в своих работах и памяти учеников.

Список источников и литературы

1. Жидков П.П. Каким он помнится // Печаль, как расстояние, растет...: материалы международных научных чтений памяти профессора Г. П. Жидкова. Калининград, 2003.

2. Государственный архив новейшей истории Калининградской области. Ф. 4511. Оп. 1.

3. Жидков Г. П. Кабинетское землевладение (1747—1917 гг.). Новосибирск, 1973.

4. Проскурякова Н.А. Землевладение / / Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года: энциклопедия: в 5 т. М., 1996. Т. 2.

5. Никулин В. Н. Кабинетские земли / / Экономическая история России с древнейших времен до 1917 г.: энциклопедия: в 2 т. М., 2008. Т. 1.

Об авторе

В.Н. Никулин — д-р ист. наук, проф., РГу им. И Канта, nikulmy@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.