Научная статья на тему 'Геннадий Иванович Архипов (некролог)'

Геннадий Иванович Архипов (некролог) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Чебышевский сборник
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геннадий Иванович Архипов (некролог)»

ЧЕБЫШЕВСКИЙ СБОРНИК

Том 14 Выпуск 2 (2013)

ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ АРХИПОВ

12.12.1945 — 14.03.2013

14 марта 2013 года ушел из жизни член редколлегий журналов "Чебышевский сборник” и "Математические заметки" Геннадий Иванович Архипов — выдающийся ученый, лауреат премии имени А. А. Маркова Российской академии наук, профессор кафедры математического анализа механико-математического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Математического института РАН им. В. А. Стеклова.

Геннадий Иванович Архипов внес крупный научный вклад в исследования по проблемам Варинга — Гольдбаха, Гильберта — Камке, проблеме делителей Ингама, теории дзета-функции Римана. Он был одним из создателей теории

кратных тригонометри- ческих сумм, в которой получил первые основополага-ютттие результаты. Он известен также как автор замечательных учебников по математическому анализу.

Геннадий Иванович Архипов родился 12 декабря 1945 г. в г. Ельце Липецкой области. В семье было еще двое детей старше него: сестра Светлана и брат Александр. Родители, Иван Филиппович и Елена Михайловна были служащими, во время войны находились в эвакуации в Ельце, после войны вернулись в родной г. Орел.

На формирование характера маленького Гены большое влияние оказали бабушка Марфа Давыдовна, сестра Светлана и первый учитель математики и физики Геннадий Николаевич Плотников, к которым Геннадий Иванович сохранил горячую любовь. С раннего детства Геннадия окружала послевоенная обстановка почти полностью разрушенного Орла, которая оказала сильное влияние на формирование его характера. Это и направило его душу на служение обществу, людям. Отсюда — его открытость к людским заботам и глубокое сопереживание человеческому горю и невзгодам, резкое неприятие несправедливости, готовность без промедления прийти на помощь и добиваться истины. Геннадий Иванович с участием относится не только к несчастьям, но еще в большей степени — к радостям окружающих его людей.

С 1953 г. по 1963 г. Г. И. Архипов блестяще учился в 24-й средней школе г. Орла, побеждал в областных школьных олимпиадах по математике и физике и представлял Орловскую область на Всероссийских математических олимпиадах. В 1964 г. он окончил специализированную школу-интернат №18 физикоматематического профиля при МГУ в составе ее первого выпуска. В том же году он стал победителем Международной математической олимпиады школьников и был зачислен студентом Механико-математического факультета МГУ. В 1969 г. Г. И. Архипов окончил его и поступил в аспирантуру Математического института им. В. А. Стеклова АН СССР, которую закончил в 1972 г. В 1975 г. он защитил кандидатскую диссертацию на тему “Кратные тригонометрические суммы и приложения”.

С 1983 г. Г. И. Архипов по приглашению И. М. Виноградова работает в Математическом институте им. В. А. Стеклова АН СССР. В 1984 г. он защищает докторскую диссертацию на тему “Исследования по проблеме Гильберта — Камке”. В 1992 г. его исследования по проблеме Гильберта — Камке были отмечены премией им А. А. Маркова Российской Академии наук. Научные работы Г. И. Архипова неоднократно признавались лучшими по РАН и по Математическому институту им. В. А. Стеклова РАН.

С 1985 г. Г. И. Архипов работает по совместительству сначала доцентом, а затем профессором кафедры математического анализа Механико-математического факультета МГУ, являясь одним из ведущих лекторов по основному курсу математического анализа.

По мнению ведущих профессоров мех-мата преподавание математического анализа должно быть подчинено особым требованиям, обусловленным необхо-

димостью подготовки высококвалифицированных специалистов, способных в будущем не только получать новые научные результаты, но и в значительной степени определять развитие математики. В силу этого курс математического анализа, как основа всего математического образования, должен характеризоваться широтой охвата материала, строгостью изложения и полнотой доказательств. Он должен учитывать современные тенденции развития математики и в то же время отличаться определенным консерватизмом и продолжать традиции преподавания, которые обеспечивают преемственность в сохранении передовых позиций отечественной математической школы. Курс анализа также призван подготовить учащихся к восприятию более глубоких математических понятий.

В 1999г. Г. И. Архипов в соавторстве с В. А. Садовничем и В. Н. Чуба-риковым подготовил отвечающий современному уровню преподавания учебник “Лекции по математическому анализу”, выдержавший уже пять изданий. Его первое издание удостоено в 2000 г. диплома Ассоциации книгоиздателей России за создание нового учебника. Этот учебник переведен на китайский язык.

Геннадий Иванович являлся соавтором оригинальных монографий “Кратные тригонометрические суммы”(1980), “Теория кратных тригонометрических сумм”(1987), “Тригонометрические суммы в теории чисел и анализе”(2004), которые стали настольными руководствами для специалистов по аналитической теории чисел в России и за рубежом.

Геннадий Иванович принимал активное участие в организации и проведении научных школ, семинаров и конференций. Много сил и энергии он отдавал руководству студентами, аспирантами и стажерами. Он оказал огромное влияние на становление ряда известных математиков, работающих в разных странах мира. Среди его учеников доктора и кандидаты наук. Г. И. Архипов обладает поистине энциклопедическими знаниями во многих областях науки и культуры.

В студенческие и аспирантские Г. И. Архипов работал в математическом классе школы №179, был членом оргкомитетов Московских математических олимпиад школьников, составителем сборников подготовительных задач. В выступлениях на конференциях и в статьях им даны концепции развития школьного математического образования в России, участии в этом процессе выдающихся российских математиков и современного состояния математического образования.

Члены редколлегии журнала "Чебышевский сборник” выражают глубокие соболезнования родным и близким Геннадия Ивановича в связи с тяжелой утратой и навсегда сохранят теплые воспоминания о нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.