Научная статья на тему 'Геннадий Андреевич месяц. - М. : Наука, 2006. -9 Л. - (материалы к биобиблиографии ученых). -ISBN 5-02-033200-3'

Геннадий Андреевич месяц. - М. : Наука, 2006. -9 Л. - (материалы к биобиблиографии ученых). -ISBN 5-02-033200-3 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геннадий Андреевич месяц. - М. : Наука, 2006. -9 Л. - (материалы к биобиблиографии ученых). -ISBN 5-02-033200-3»

- наибольшие затруднения вызывает показ конфигурации объектов, а также соотнесение их с названиями;

- отсутствует стабильно высокий уровень передачи географического содержания в комплексе, выделены лишь некоторые мелкие объекты;

- общий уровень работ показывает недостаточность представлений о современной географической картине мира.

Анализ сформированное™ географической картины мира с помощью ментальных карт проводился с этими же студентами, но уже выпускниками на противоположном полюсе срока обучения, на этапе контрольного эксперимента. Контрольная диагностика необходима для подтверждения правильности выбора технологии формирующего эксперимента.

В отличие от студентов-первокурсников, выпускники изображали в первую очередь не контуры материков, а наносили картографическую сеть и лишь затем включали материки и подписывали наиболее крупные их части. Далее происходило последовательное заполнение частей карты географическим содержанием. Студенты большей частью не сосредотачивались сразу на отдельном регионе, а поочередно наносили гидрографическую сеть, формы рельефа, административно-территориальное деление, названия городов и прочее. Объекты представлялись в значительном количестве, и большинство студентов жаловались на недостаточность времени для полного оформления ментальных карт. Мы учли это пожелание и предложили генерализировать содержание, а также добавили время. Добавление времени не ставило под удар чистоту эксперимента, поскольку первокурсники со своей базой географических объектов справлялись гораздо быстрее представленных им 15 минут — сказывался недостаток знаний.

Конечный анализ работ позволяет по большей их части утверждать следующее:

— изображены и подписаны все материки;

— из частей материков подписаны и отмечены до пятидесяти полуостровов;

— как относительные размеры, так и конфигурация материков изображены относительно точно, в рамках художественных способностей студентов;

— нанесено до ста государств мира (студенты указывали, что без необходимости генерализации и при наличии необходимого времени государств было бы больше);

— отмечены океаны и большая часть морей;

— в изображении городов прйдолжает превалировать европоцентризм, хотя уже на другом качественном уровне;

— многие студенты отобразили на карте г. Лебе-дянь, а также места своего проживания, причем сделали это на карте-врезке, в углу карты, в соответствии с правилами компоновки карт;

— большинство студентов отобразило легенду карты;

— ошибки в передаче названий единичны и не носят фатальный характер.

Сравнительный анализ результатов построения ментальных карт свидетельствует о значительной положительной динамике сформированности этого компонента географической культуры. Динамика видна как в целом в отношении всей группы студентов, так и у каждого испытуемого в отдельности. Предполагаем, что использование данной методики в качестве средства диагностики сформированности географической культуры на начальном и заключительном этапе обучения найдет свое применение не только в педагогических колледжах. Использование ментальных карт возможно в образовательных учреждениях всех уровней и на всех этапах обучения. Расширение спектра применения ментальных карт позволит пополнить арсенал методики обучения географии новым действенным диагностическим средством. Кроме того, ментальные карты сами по себе при их регулярном использовании способны служить мощным средством формирования географической грамотности как неотъемлемой части географической культуры. При этом необходимо помнить, что составление ментальных карт не должно являться самоцелью, а быть в первую очередь средством достижения главных учебных целей, что может позволить им стать одним из форпостов лич-ностно ориентированного обучения в географии и прочно войти в школьную практику.

Библиографический список

1. Баранский H.H. Методика преподавания экономической географии [Текст] : монография / Н. Н, Баранский. — М.: Просвещение, 1990. - 303 с.

2. Барков Р.Н. Ментальные карты как одно из средств определения уровня географической культуры [Текст] : / Р.Н. Барков // Вопросы естествознания. Выпуск 11- Липецк: Иэд-во ЛГПИ, ЕГФ, 2003. - С. 249-252.

3. Максаковский В. П. Преподавание географии в зару-

/

бежной школе [Текст] / В. П. Максаковский. — М.: Владос, 2001.- 368 с. с ил.

4. Downs R.M. Maps in Minds Reflections on Cognitive Mapping |Техт| / R.M. Downs. D. Stea. - New York, 1977.

5. Tolman П.С. Cognitive Maps in Rats and Men ¡Техт] : Psychological Review 55 / E.C. Tolman. - 1948. - P, 189-208.

БАРКОВ Роман Николаевич, аспирант Липецкого государственного педагогического университета, преподаватель Лебедянского педагогического колледжа (Липецкая обл, г. Лебедянь).

Статья поступила в редакцию 24.11.06 г. © Барков Р. Н.

Книжная полка

Геннадий Андреевич Месяц. - М.: Наука, 2006. - 9 л. - (Материалы к биобиблиографии ученых). -ISBN 5-02-033200-3.

Выпуск посвящен академику, вице-президенту РАН, выдающемуся российскому ученому, организатору науки, специалисту в области электроники и электрофизики. Включае т основные даты жизни и деятельности Г. А. Месяца, краткий очерк его научной деятельности, литературу о нем и его трудах, хронологический указатель трудов, справочный аппарат.

Для специалистов и интересующихся историей науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.