Научная статья на тему 'Генезис становления фандрайзинга как формы привлечения финансовых ресурсов'

Генезис становления фандрайзинга как формы привлечения финансовых ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФАНДРАЙЗИНГ / SOCIAL PROJECTS / NONPROFIT ORGANIZATIONS / FUNDRAISING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева Н.В.

В статье автор представил генезис становления и развития фандрайзинга как альтернативного пути поиска источников финансирования некоммерческой сферы в России и за рубежом. Современная система общественного развития базируется на тесной взаимосвязи трех секторов экономики государства, бизнеса и гражданского общества. Создание социально-ориентированной рыночной экономики и переход к инновационному пути развития предполагает применение различных источников финансирования не только коммерческой, но и некоммерческой деятельности. Зарубежный и российский опыт свидетельствует о возможности и необходимости использования для финансирования социальных проектов, не только государственных ресурсов, но и фандрайзинга. Рассмотрены основные источники фандрайзинга, как процесса привлечения ресурсов некоммерческой организацией для реализации социально-значимых проектов и программ. Показано направления влияния некоммерческих организаций на развитие социальной сферы на разных уровнях государственных, региональных и муниципальных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The genesis of the emergence of fundraising as a form of attracting financial resources

In the article, the author presented the genesis of the formation and development of fundraising as an alternative way of finding sources of financing for the nonprofit sphere in Russia and abroad. The modern system of social development is based on the close interconnection of three sectors of the economy the state, business and civil society. The creation of a socially-oriented market economy and the transition to an innovative development path involves the use of various sources of financing not only commercial but also non-commercial activities. Foreign and Russian experience testifies to the possibility and necessity of using not only state resources, but also fundraising for financing social projects. The main sources of fundraising as a process of attracting resources by a non-profit organization for the implementation of socially significant projects and programs are considered. The directions of the influence of non-profit organizations on the development of the social sphere at different levels of state, regional and municipal systems are shown.

Текст научной работы на тему «Генезис становления фандрайзинга как формы привлечения финансовых ресурсов»

10. Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Факторы и условия, способствующие возрастанию угроз экономической безопасности региональной экономики //Terra Economicus. - 2012. - Т. 10. - № 4-3. - С. 169-172.

11. Мисаков В.С., Гертер И.К. Критерии и показатели устойчивого развития территорий // В сборнике: Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Г.Г. Матишов. - 2011. - С. 190-193.

12. Мисаков В.С., Ковалева И.Н., Мисаков А.В. Моделирование системы устойчивого развития региональных экономических кластеров. - Нальчик, 2014.

13. Мисаков В.С., Расумов В.Ш. Формирование приоритетных направлений повышения отраслевой конкурентоспособности перерабатывающих предприятий АПК //Terra Economicus. - 2013. - Т. 11. - № 2-3. - С. 45-48.

14. Мисаков В.С., Черкесов С.Х. Социально-экономические последствия коррумпированности теневых отношений в региональной экономике // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - № 6-2 (56). - С. 176181.

15. Смаглюкова Т.М. Методика комплексной оценки инвестиционной привлекательности регионов с учетом их отраслевой специализации // Проблемы современной экономики. - 2007. - №3(23)

16. Темрокова А.Х., Мисаков В.С. Современное состояние и анализ организации предприятий пищевой промышленности АПК Кабардино-Балкарской республики // Вопросы экономики и права. - 2012. - № 44. - С. 56-60.

Sources:

1. Apshev ZB, Chechenova F.Zh., Misakov V.S. Strategic management of enterprise development as a basis for the formation of competitive advantages in a region // Terra Economicus. - 2009. - T. 7. - No. 2-3. - S. 181-184.

2. Butov V.N., Ignatov V.G., Ketova N.L. Fundamentals of the regional economy. - M.-Rostov-n / D. - 2004. - P.18

3. Herter I.K., Misakov V.S. Features and main factors affecting the development of rural infrastructure of the mountain regions of the North Caucasus // TerraEconomicus. - 2012. - T. 10. - No. 3-2. - S. 123-126.

4. Investment climate, strategy and effectiveness of regional management // Expert. - 2003. - No. 43

5. Kutukov A.A. To the question of researching the concept of "investment climate" // Problems of the modern economy. -2008. - 4 (28)

6. Marchenko G., Machulskaya O. Investment rating of Russian regions // Expert. - 1999. - No. 39

7. Misakov V.S. Some problems of ensuring the quality of information for the process of strategic management // In the collection: North Caucasus in the system of strategic development of Russia materials of the All-Russian scientific and practical conference. - 2011 .-- S. 60-65.

8. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - S. 16.

9. Misakov V.S., Adzhieva A.Yu. Features of transformation processes in the agricultural sector // Economic Bulletin of Rostov State University. - 2008. - T. 6. - No. 3-3. - S. 233-236.

10. Misakov V.S., Betrozov M.Kh. Factors and conditions conducive to increasing threats to the economic security of the regional economy // Terra Economicus. - 2012. - T. 10. - No. 4-3. - S. 169-172.

11. Misakov V.S., Herter I.K. Criteria and indicators of sustainable development of territories // Collected: Systemic crisis in the North Caucasus and the state strategy for the development of the macroregion materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor G.G. Matishov. - 2011 .-- S. 190-193.

12. Misakov V.S., Kovaleva I.N., Misakov A.V. Modeling the system of sustainable development of regional economic clusters. - Nalchik, 2014.

13. Misakov V.S., Rasumov V.Sh. The Formation of Priority Directions for Increasing Industrial Competitiveness of Processing Enterprises of the AIC // Terra Economicus. - 2013. - T. 11. - No. 2-3. - S. 45-48.

14. Misakov V.S., Cherkesov S.Kh. Socio-economic consequences of the corruption of these relations in the regional economy // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. - No. 6-2 (56). - S. 176181.

15. Smaglyukova T.M. Methodology for a comprehensive assessment of the investment attractiveness of the regions, taking into account their industry specialization // Problems of the modern economy. - 2007. - No. 3 (23)

16. Temrokova A.Kh., Misakov V.S. The current state and analysis of the organization of food industry enterprises in the agro-industrial complex of the Kabardino-Balkarian republic // Issues of Economics and Law. - 2012. - No. 44. - S. 56-60.

Н.В. Николаева - кандидат экономических наук, доцент кафедры налогообложения и бухгалтерского учета, Южно-Российский институтуправления-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Natalinikolaewa@yandex.ru,

N.V. Nikolaeva - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Taxation and Accounting, South Russian Institute of Management, a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don.

ГЕНЕЗИС СТАНОВЛЕНИЯ ФАНДРАЙЗИНГА КАК ФОРМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ THE GENESIS OF FORMATION OF FUNDRAISING AS FORMS OF ATTRACTION OF FINANCIAL RESOURCES

Аннотация. В статье автор представил генезис становления и развития фандрайзинга как альтернативного пути поиска источников финансирования некоммерческой сферы в России и за рубежом. Современная система общественного развития базируется на тесной взаимосвязи трех секторов экономики - государства, бизнеса и гражданского общества. Создание социально-ориентированной рыночной экономики и переход к инновационному пути развития предполагает применение различных источников финансирования не только коммер-

ческой, но и некоммерческой деятельности. Зарубежный и российский опыт свидетельствует о возможности и необходимости использования для финансирования социальных проектов, не только государственных ресурсов, но и фандрайзинга. Рассмотрены основные источники фандрайзинга, как процесса привлечения ресурсов некоммерческой организацией для реализации социально-значимых проектов и программ. Показано направления влияния некоммерческих организаций на развитие социальной сферы на разных уровнях государственных, региональных и муниципальных систем.

Annotation. In the article, the author presented the genesis of the formation and development of fundraising as an alternative way of finding sources of financing for the nonprofit sphere in Russia and abroad. The modern system of social development is based on the close interconnection of three sectors of the economy - the state, business and civil society. The creation of a socially-oriented market economy and the transition to an innovative development path involves the use of various sources of financing not only commercial but also non-commercial activities. Foreign and Russian experience testifies to the possibility and necessity of using not only state resources, but also fundraising for financing social projects. The main sources of fundraising as a process of attracting resources by a non-profit organization for the implementation of socially significant projects and programs are considered. The directions of the influence of non-profit organizations on the development of the social sphere at different levels of state, regional and municipal systems are shown.

Ключевые слова: Социальные проекты, Некоммерческие организации, Фандрайзинг

Keywords: Social projects, Non-profit organizations, Fundraising

Введение. Актуальность проблематики фандрайзинга обусловлена тем, что в условиях создания социально-ориентированной рыночной экономики и перехода к инновационному пути развития особое значение приобретает поддержка социальной сферы всеми субъектами экономической системы. Фандрайзинг как система финансирования и управления проектной деятельностью НКО еще недостаточно изучена, имеет большой практический и исследовательский потенциал. Многообразие форм и источников поддержки деятельности благотворительных организаций привели к необходимости структурирования методологической базы и введению понятия фандрайзинга, который в современном менеджменте рассматривается как система партнерства коммерческого и некоммерческого секторов экономики. Фандрайзинг является процессом привлечения ресурсов некоммерческой организацией, основанным на ее уникальной миссии, для реализации социально-значимых проектов и программ [3].

В работе использовались инструменты системно-функционального анализа, методы научного сравнения и классификации, а также оригинальные авторские подходы к оценке и совершенствованию выбранного объекта и предмета исследования.

Становление фандрайзинга, как направления в области привлечения финансовых ресурсов в некоммерческий сектор из различных источников, началось в США. Правительственная поддержка в первый период (с 1970-х годов ) представляло собой прямое финансирование в виде субсидий и грантов на образование и научные исследования. В последующие годы в связи с возрастанием роли некоммерческого сектора в социально-экономическом развитии увеличился перечень сфер (различные специфические или проблемные области), поддерживаемых правительством США. По мнению Т.Абанкиной, постепенно происходило смещение прямого государственного участия в сторону косвенного влияния на другие экономические субъекты для поддержки социальной сферы [1].

Новая ступень развития фандрайзинга началась в США в 1980 -е гг. Фандрайзеры стали диверсифицировать источники финансирования, более активно привлекая средства различных физических и юридических лиц для финансирования новых технологий (рисунок 1) Активное развитие фандрайзинга связано с возрастанием роли третьего сектора в США [5,7].

И для России благотворительность не выступает новым явлением, она также имеет давние традиции. Для России важен фактор милосердия, заложенный религиозным сознанием. Исторически основной формой поддержки социальной сферы в России было меценатство. Многие представители российского купечества патронировали молодые таланты, спонсировали масштабные национальные проекты во благо Родины. Всем известны династии Прохоровых, Строгановых, Демидовых, Третьяковых, Дашковых, Витте, создавших фундамент национального меценатства. Меценатство в России исторически сформировано традициями и менталитетом общества, а не является способом приобретения дополнительных преференций.

Современная система общественного развития базируется на взаимном влиянии и сотрудничестве трех секторов экономики - государства, бизнеса и гражданского общества. Создание социально-ориентированной рыночной экономики и переход к инновационному пути развития невозможен без достижения равновесия между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В этих условиях приобретает особое значение поддержка социальной сферы всеми субъектами экономической системы. Деятельность организаций третьего сектора является наиболее активно развивающейся областью инновационного бизнеса и менеджмента

Рисунок 1 - Диверсификация источников финансирования

Некоммерческий сектор отличается оперативностью реагирования на потребности различных социально-демографических слоев и появляющиеся социальные проблемы и вызовы, и является источником социальных инноваций. В условиях рыночных отношений все более очевиден переход от простой благотворительности к продуманным социальным инвестициям. В современном менеджменте фандрайзинг рассматривается как система партнерства коммерческого и некоммерческого секторов экономики.

Многообразие форм и источников поддержки деятельности благотворительных организаций привели к необходимости структурирования методологической базы и введению понятия фандрайзинга.

Фандрайзинг как система управления проектной деятельностью НКО еще недостаточно изучена, и имеет большой практический и исследовательский потенциал, при этом существует современный опыт фанд-райзинга зарубежных стран детально разработанный и подробно описанный, есть и российские исторические традиции благотворительности.

В условиях глобализации и повышения уровня конкуренции среди некоммерческих организаций возникла необходимость осуществлять деятельность по привлечению ресурсов в соответствии с мировыми стандартам, совершенствовать проектный менеджмент. Требуются новые подходы в отношениях с различными группами, с обществом в целом, окружающей средой, совершенствование механизмов управления нефинансовыми рисками и снижения уровня рискогенности.

Представляется важной разработка положений, расширяющих представления о фандрайзинге и формирования на их основе системы совершенствования социального инвестирования в России положений в области исследования механизмов привлеченного финансирования, а также при разработке новых форм взаимодействия трех секторов экономики - государства, бизнеса и гражданского общества с целью корректировки экономического курса страны. Направленность настоящего исследования обусловлена необходимостью исследования фандрайзинга с точки зрения новой управленческой области, анализа новых форм взаимодействия НКО с различными субъектами экономической и социальной деятельности, необходимостью внедрения новых проектных решений, использованием инновационных подходов в управлении применительно к специфике некоммерческих структур, что позволило бы сформировать условия для развития конкурентной среды третьего сектора в России.

Эффективность принципов свободного рынка была доказана классической экономической школой, но реалии экономического развития современного общества приводят к выводу о том, что при наличии определенных условий, рыночное равновесие может быть нарушено.

Несомненно, со структурой рынка связаны такие изъяны как монополизация, экстреналии (внешние эффекты) и общественные блага, а также информационная асимметричность, которые в определенной степени снижают функциональную результативность рыночного механизма. Основываясь на том, что возникают ситуации, при которых максимизация общественного благосостояния исключительно рыночными механизмами невозможна, ряд экономистов обосновывает необходимость в усилении роли государства в регуляции экономических отношений в целях нивелирования отрицательных последствий чистого рыночного механизма.

Деформация рыночного механизма может проявляться на всех уровнях экономической деятельности, и

их компенсация становится одной из важнейших функций института государства как экономического регулятора. Степень воздействия на экономическую сферу государством зависит от разного рода факторов, включающих как состояние рыночной экономики в целом, так и стратегии государственного экономического развития.

Активность государственного воздействия на экономику, как правило, связывается с «провалами» рынка. Однако чрезмерное вмешательство государства в экономические процессы порождает и «провалы» государства, которые могут оказаться значительно серьезнее провалов рынка. Также как и рынку, активному государственному регулированию экономики присущи определенный объективный недостаток, такой, как неспособность в полной мере обеспечить эффективность распределения и использования ограниченных ресурсов общества.

Некоторыми причинами провалов государства могут являться несовершенство политических процессов, вследствие чего общественный выбор искажается, а также наличие временного лага, связанного с осознанием проблемы, поиском альтернатив решения и их реализацией и др. Поэтому, государственный аппарат должен контролировать реализацию тех или иных программ и своевременно принимать меры по корректировке неблагоприятных тенденций в соответствии с текущей политической и социально -экономической ситуацией в стране.

Невозможно эффективное функционирование рынка в современных условиях без государственного регулирования, но и оно должно иметь свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга, однако, при выявлении провалов рынка, большинство экономистов предлагает решение проблем с помощью государственных мер. По мнению Лауреата Нобелевской премии Элинор Остром, существуют и альтернативные варианты преодоления подобных проблем. Доказательство данного тезиса эмпирическим путем аргументирует в пользу институционального разнообразия, и показывает, что общество в состоянии самостоятельно разобраться со многими проблемами. Сложилось общепринятое мнение, что вопросы, связанные с природными ресурсами и экологией, следует преодолевать централизованно и, предпочтительно, в общемировом масштабе. С помощью инновационных методов анализа, Э.Остром доказала, что решение таких проблем, как истощение ресурсов общего пользования, можно найти и вне сферы деятельности государства. Э.Остром полагает, что в современную политико-экономическую жизнь нельзя понимать и организовывать исключительно на основе концепций рынка и государства: «Наличие порядка в мире во многом зависит от теорий, с помощью которых мы осмысливаем мир. Однако мы не ограничены только теми концепциями порядка, что основываются на трудах Смита и Гоббса. Нам необходима теория, представляющая собой альтернативу, применимую для анализа и практической разработки разнообразных институциональных структур, соответствующих всему разнообразию существующих общих благ» [2].

Таким образом, Э.Остром была исследована инновационная область сложной институциональной сферы общественной жизни — различные институциональные системы, которые нельзя отнести ни к рыночному, ни к государственному сектору. Имеются в виду коммерческие и некоммерческие структуры, которые производят общие блага для «коллективных ячеек потребления», а функциональные принципы и логика институционального процесса, лежащие в основе, позволяют рассматривать их как элементы общей модели так называемого «третьего сектора», связанного и с «рынком», и «государством», но отличного от них.

В своей работе по управлению общими, или «общинными», ресурсами Э.Остром раскрывает потенциал решения проблем, не поддающихся частнособственническим и правительственным подходам. И основным выводом является способность наиболее эффективного управления общественными ресурсами теми, кто ими непосредственно пользуется при отсутствии обязательного прямого государственного контроля или приватизации общественной собственности. Э. Остром говорит о том, что на протяжении многих столетий существуют институты, создававшиеся самими людьми и контролирующие и решающие эти проблемы [2].

Провалы рынка и государства оказывают негативное влияние на экономику и общество, которое выражается в снижении темпов экономического роста, «социальной несправедливости» рынка, возникновении социальных проблем и т.д., что сдерживает социально-экономическое развитие в целом. Так, институциональное несовершенство рынка и государства в начале XXI века привело к глобальному финансово-экономическому кризису.

Современная система общественного развития должна базироваться на взаимном влиянии и сотрудничестве трёх секторов экономики, поэтому действие «невидимой руки» рынка должно корректироваться «видимой рукой» государства, бизнеса и общественных организаций. Особенно важным представляется активное участие в экономической системе третьего сектора, которое может выражаться в компенсационном воздействии, коррекции и элиминировании отрицательных последствий провалов рынка и государства как макроинститутов развития.

Являясь производителями (поставщиками) социальных услуг и создавая условия и характер их производства, а также формируя социальный запрос, некоммерческие организации привлекают финансовые и иные ресурсы в социальную сферу, достигая, таким образом, решения различных социально значимых проблем, поскольку система государственного социального обеспечения и рыночный механизм неспособны во многих случаях отвечать на запросы социальной группы, не обладающей достаточными материальными возможностями [6].

Некоммерческие организации существенно влияют на развитие социальной сферы на разных уровнях государственных, региональных и муниципальных систем (таблица 1).

Таблица 1 -Воздействие некоммерческих организаций на социальную сферу

Уровень Акторы Функционал

Микро-уровень Социальные страты, целевые группы Различные аспекты социализации

Мезо-уровень Государственные, муниципальные, частные и общественные структуры Контроль, стандартизация

Макро-уровень Субъекты внутреннего влияния Гражданский контроль и лоббирование интересов

Мега-уровень Субъекты внешнего влияния Кооперация, информирование

Мета-уровень Идеи, теории, принципы Развитие гражданских диалогов

Т.о., организованная общественность способна влиять на качественные параметры жизни в стране, а соответствующие структуры и учреждения на различных уровнях управления осуществляют контроль за качеством предоставления социальных и иных услуг.

Различные территориальные социальные институты и органы местного самоуправления проводят экспертизу принимаемых в социальной сфере решений, а также лоббирование интересов разнообразных социальных групп, определение границ воздействия государства на данный сектор.

В условиях рыночных отношений все более очевиден переход от простой благотворительности к продуманным социальным инвестициям, и фандрайзинг стал отдельной профессиональной управленческой областью, и появились высококвалифицированные специалисты, которые умеют оперативно пополнять бюджет организаций и управлять проектами социо-культурной сферы.

Следует отметить, что НКО системно не включены в предоставление социально значимых услуг, что значительно ограничивает возможность участия в решении общенациональных задач данного сектора. Требуется разработка целенаправленной государственной политики по стимулированию альтернативного финансирования неприбыльных организаций. Необходима не только помощь в фандрайзинговой деятельности, но и стимулирование самих «доноров». Подобное участие будет способствовать достижению равновесия между экономической эффективностью и социальной справедливостью и динамичному движению по инновационному пути развития социально-ориентированной рыночной экономики.

Современному российскому бизнесу уже не интересны простые требования денег и натуральные пожертвования. Он стал искать более экономичные и целесообразные формы поддержки социальных программ. Фандрайзинг, в сущности, почти не отличается от поиска инвесторов, включающего привлечение средств из различных источников. Отличительной особенностью является то, что инвесторов привлекают к финансированию коммерческих проектов с целью получения прибыли. Если же мы говорим о фандрайзинге, то он уже связан с привлечением ресурсов для поддержки неприбыльных (нон-профит) проектов при наличии недостаточного количества оборотных средств для претворения в жизнь социальных программ. Т.е. в этом случае привлечение финансовых средств направлено на определенную деятельность, а не на создание основных фондов и не подразумевает прямое извлечение прибыли.

Активное развитие фандрайзинга в России связано с возрастанием роли третьего сектора. Фандрайзеры стали более активно диверсифицировать источники финансирования, привлекая средства со стороны физических и юридических лиц, ориентируясь на разработку новых технологий привлечения финансирования. В современном менеджменте фандрайзинг рассматривается как система партнерства коммерческого и некоммерческого секторов экономики. Разработка и внедрение разумной и эффективной политики социальных инноваций российскими НКО, основанной на инструментах фандрайзинга, позволит выйти на качественно новый уровень решения социальных проблем. К тому же в условиях рыночных отношений все более очевиден переход от простой благотворительности к продуманным социальным инвестициям.

В целом, в XXI веке благотворительность все явственнее становится средством легитимации - социального признания российского бизнеса. Но, к сожалению, в России не только не поддерживается это направление деятельности на государственном уровне, но и реализуются своего рода «антистимулы». Очень часто поступление «донорских» средств в бюджеты НКО является причиной снижения государственного финансирования. Возможно, стоит внедрить принцип, сходный с долевым финансированием негосударственных организаций в США, где поступления в бюджет организации от любых «доноров» увеличивают на определенную долю государственное финансирование. Пусть эта доля будет небольшой, важен принцип поощрения.

Кроме того, отсутствие законодательного стимулирования труда волонтеров отражается на непопулярности идеи добровольчества в России в целом. В России труд добровольца «безвозмезден». Учитывая зарубежный опыт стимулирования волонтеров (скидки на продукцию или услуги организации и т.д.), российским организациям целесообразно разработать различного рода привилегии.

Требуется разработка целенаправленной государственной политики по стимулированию альтернативного финансирования неприбыльных организаций. Необходима не только помощь в фандрайзинговой деятель-

ности, но и стимулирование самих «доноров». Наиболее продуктивным и прогрессивным в современных российских реалиях должно явиться понимание благотворительности как деятельности инвестиционной, направленной в будущее. Задача НКО - предлагать бизнесменам проекты, которые могли бы стать привлекательными для бизнеса с точки зрения инвестирования в свой имидж в обществе, выполнение миссии организации.

Таким образом, совершенствование механизма фандрайзинговых отношений является важным элементом национальной модели развития социально-экономического пространства России.

Заключение. В современном менеджменте фандрайзинг рассматривается как система партнерства коммерческого и некоммерческого секторов экономики для развития и поддержки социальной сферы. В работе проведено рассмотрение генезиса становления фандрайзинга как формы финансирования некоммерческих проектов, основных источников финансирования, формы его воздействия на социальную сферу. Значимость результатов исследования состоит в том, что теоретические и методологические выкладки могут использоваться для разработки базовых положений использования фандрайзинга для финансирования социальной сферы, а также новых форм взаимодействия НКО с другими экономическими субъектами с целью совершенствования социально-экономической политики.

Источники:

1. Абалкина, Т.В. Использование технологий фандрайзинга для развития городов/Т.В.Абанкина, М. - 2005 https://culture29.ru/upload/medialibrary/464/464d47e923e800117812d866ad589b47.pdf

2. Алигика, П.Д. Лауреатка Нобелевской премии Элинор Остром о рынке, государстве и «третьем секторе» - Библиотека Свободы - [Электронный ресурс] - http://www.inliberty.ru/

3. Мишурова И.В. Кошарная Е.В. Фандрайзинг как институциональный процесс компенсационного регулирования экономики. - Инновационные стратегии и механизмы управления экономикой /Материалы XII Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов, 22 октября 2012 г. /Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ) - Ростов-н/Д.- 2012. - 152 с.

4. Николаева Н.В. Взаимодействие власти, бизнеса и общества как фактор модернизации социально-экономического развития. Проблемы взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса: опыт России и Германии. Коллективная монография. Ростов-на-Дону. Издательство СКАГС. 2012.

5. Пашкус, В.Ю. Значение бюджетной стабильности для финансирования социально-культурной сферы России /В.Ю.Пашкус, Е.А. Тимохина// Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики» - №2(30) - 2009

6. Шекова,Е.Л.Развитие фандрейзинга в России:вопросы методологии/ Е.Л.Шекова//Вестник СПбГУ -№1(8) - 2005

7. Salamon, L. The Energetic Sector/ L. Salamon, H. Anmeter, Baltimore - 1994

Sources:

1. Abankina, T.V. The use of fundraising technologies for urban development / T.V. Abankina, M. - 2005/ https://cul-ture29.ru/upload/medialibrary/464/464d47e923e800117812d866ad589b47.pdf

2. Aligika, P.D. Nobel laureate Elinor Ostrom about the market, the state and the "third sector" - Freedom Library - [Electronic resource] - http://www.inliberty.ru/

3. Mishurova I.V. Kosharnaya E.V. Fundraising as an institutional process of compensatory regulation of the economy. -Innovative strategies and mechanisms of economic management / Materials of the XII International scientific-practical conference of the faculty, young scientists and students, October 22, 2012 / Growth. state economy University (RINH) - Rostov-n / D.- 2012 .-152 p.

4. Nikolaeva N.V. The interaction of government, business and society as a factor in the modernization of socio-economic development. Problems of interaction between civil society, government and business: the experience of Russia and Germany. Collective monograph. Rostov-on-Don. SKAGS Publishing House. 2012.

5. Pashkus, V.Yu. The value of fiscal stability for financing the socio-cultural sphere of Russia / V.Yu. Pashkus, EA Timokhina // Eurasian International Scientific and Analytical Journal "Problems of the Modern Economy" - No. 2 (30) - 2009

6. Shekova, E. L. Development of fundraising in Russia: issues of methodology / E. L. Shekova // Bulletin of St. Petersburg State University - No. 1 (8) - 2005

7. Salamon, L. The Energetic Sector / L. Salamon, H. Anmeter, Baltimore - 1994

М.В. Радченко - доцент кафедры «Экономика и финансы», к.э.н. Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,MVRadchenko@fa.ru,

M.V. Radchenko - associate professor of the Department of Economic and Finance, Cand. Ekon.D., Krasnodar Branch of the Financial university under the government of the Russian Federation;

В.Р. Рашидова - студент 5 курса, Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Kamaparavi@gmail.com,

V.R. Rashidova - 5 year student Krasnodar Branch of the Financial university under the government of the Russian Federation.

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ DIRECTIONS OF INCREASE OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF KRASNODAR REGION

Аннотация. В современных условиях формирование благоприятного инвестиционного климата региона является важной задачей, так как инвестиции являются основным ресурсом повышения его экономической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.