Научная статья на тему 'Генезис ротонды в партикулярном строительстве французского неоклассицизма. Часть II. Анализ архитектурной практики'

Генезис ротонды в партикулярном строительстве французского неоклассицизма. Часть II. Анализ архитектурной практики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
466
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦУЗСКИЙ НЕОКЛАССИЦИЗМ / FRENCH NEOCLASSICISM / МОСКОВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ / MOSCOW CLASSICISM / РОТОНДА / ROTUNDA / КРУГЛЫЙ (ОВАЛЬНЫЙ) САЛОН / ROUND (OVAL) SALON / АРХИТЕКТУРНЫЕ УВРАЖИ / ARCHITECTURAL OEUVRE / ИСКУССТВО СВОДОВ / ПРОБЛЕМЫ АТРИБУЦИИ / PROBLEMS OF ATTRIBUTION / ART OF VAULT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Клименко Юлия Гаврииловна

The article studies the problem of the genesis of a special type of French house with a protruding rotunda of «Louis XVI» style. The role of an oval or circular salon in the set design of the living space has become one of the key. The rich illustrative material considers the metamorphosis of the most significant projects in this area. Analysis of the real construction explains the disposition and scope of the evolution of the distribution of these forms and structures in the French neoclassical architecture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis of the Rotunda in the Particularism of the Construction of French Neoclassicism. Part II. Analysis of Architectural Practice

The article studies the problem of the genesis of a special type of French house with a protruding rotunda of «Louis XVI» style. The role of an oval or circular salon in the set design of the living space has become one of the key. The rich illustrative material considers the metamorphosis of the most significant projects in this area. Analysis of the real construction explains the disposition and scope of the evolution of the distribution of these forms and structures in the French neoclassical architecture.

Текст научной работы на тему «Генезис ротонды в партикулярном строительстве французского неоклассицизма. Часть II. Анализ архитектурной практики»

Генезис ротонды в партикулярном строительстве французского неоклассицизма. Часть II. Анализ архитектурной практики

Ю.Г.Клименко

О появлении и эволюции круглых в плане парадных залов - ротонд в жилой архитектуре барокко и классицизма уже говорилось в первой части статьи (Academia. 2014. №1). Теоретические предпосылки были изучены на примере многочисленных научных трудов, увражей, практических руководств и премированных учебных проектов, ориентировавших архитекторов на использование новой модели комфортабельного жилого дома с парадным овальным (или круглым) залом, выступающим полуротондой на фасаде. К 1770-1780-м годам во французских городах чаще возводили именно такие типы партикулярных зданий. Следует признать, что значительная часть парижских отелей эпохи Людовика XVI не дошла до наших дней. Некоторые из них были перестроены или полностью утрачены в годы французской революции и при неоднократных масштабных реконструкциях столицы в последующие столетия.

Среди наиболее известных сохранившихся парижских отелей неоклассицизма, где использована купольная ротонда, выступающая за линию фасада по его центральной оси, можно выделить отель «Де Сальм», выстроенный в 1782—1785 годах на набережной Сены архитектором Пьером Руссо (1751-1829). Последователь курса Жака-Франсуа Блонделя,

он был пенсионером в Риме, а после возвращения во Францию оказался крайне востребованным мастером. Созданный им роскошный отель обычно изучают со стороны парадного фасада, замыкающего курдонер1. В рамках статьи интерес представляет противоположный ему садовый фасад, обращенный на набережную Сены и дворец Тюильри с парком. Элегантный объем одноэтажного главного корпуса по центру оформлен купольной полуротондой, которую декорирует колоннада коринфского ордера. Богатое пластическое убранство фасада с декоративными барельефными панно над оконными проемами и статуями открыто для обзора благодаря низкой ограде, отделяющей территорию сада от общественной набережной. Особые трудности при проектировании и строительстве отеля были вызваны сложным болотистым участком вдоль реки, требовавшим дополнительного укрепления фундамента. Вероятно, поэтому архитектор в цокольном

1 См. обложку журнала «Academia» за 2014 год № 1. Фасад отеля повторяет идею, апробированную архитектором М.Ж.Пейром при создании парижского отеля для принца Конде в 1762 году. В обоих случаях центральные ворота в колоннаде, отгораживающие территорию курдонера от улицы, выполнены в форме античного портала.

Строительство отеля «Де Сальм» в Париже, 1783. Неизвестный художник. Музей Карнавале, Париж

16 2 2014

этаже под выступающей на набережную купольной ротондой создал круговой цилиндрический свод вокруг центральной опоры2. Возможно, благодаря эффективности подобных конструктивных приемов эти сооружения за протяжении столетий сохраняют свои первоначальные формы, не требуя кардинальных инженерно-восстановительных работ.

С 1804 года в этом здании располагаются службы, подчиняющиеся великому канцлеру ордена Почетного легиона, учрежденного Наполеоном в 1802 году. По этой причине часть грандиозного дворца с выходящим на набережную купольным круглым салоном закрыта для посетителей. О характере архитектурных конструкций этой зоны известно благодаря выполненным проектным и фиксационным чертежам. Интересны различные варианты оформления круглого

2 Особенности этой конструктивной схемы, используемой в основании ротонд, были также подробно рассмотрены в первой части статьи. Использование французскими инженерами кругового цилиндрического свода там было показано на примерах храмовой, фортификационной и жилой архитектуры.

в плане зала с полуциркульным сводом. Его пропорции на проектном варианте разреза математически точно отражают соответствие габаритов между высотой и диаметром парадного помещения. Очевидно, что архитектор проектировал его пространство, вписывая окружность в проекцию внутреннего фасада. Позднее интерьер был переделан, что видно на эстампах, изданных Н.Рансоннетом и Ж.-Ш.Краффтом [1. Р1. 73-74], - зал перекрыт куполом с падугой, которые покрыты росписями. Безусловно, этот архитектурный замысел как наиболее характерный для французского неоклассицизма, подобно всему, что «делает моду», распространялся с невероятной быстротой по многим странам, вызывая желание повторения как у заказчиков, так и у архитекторов.

Из сохранившихся парижских отелей подобного типа можно назвать один из шедевров архитектора Александра Теодора Бронияра (1739-1813) - отель «Де Бурбон-Конде» (1780-1782) на улице Месье. Талантливый ученик Ж.-Ф. Блонделя и Этьена Луи Булле, Бронияр в период строитель-

Отель «Де Сальм» в Париже, 1782-1785. Архитектор П.Руссо. Генплан, фрагмент разреза и садовый фасад. Фото автора, 2006

ства этого отеля в 1781 году был избран членом Королевской академии архитектуры. Автор многочисленных парижских партикулярных отелей, он стал широко известен благодаря созданию во французской столице в начале XIX века здания биржи. Большинство его партикулярных построек сосредоточено в седьмом округе Парижа вокруг ансамбля «Отеля Инвалидов». Именно здесь архитектор создал первый отель «Де Монако» (1772) на улице Сан-Доминик, где с 1937 года располагается посольство Польши, отели «Монтескьё» (1781), «Массеран» (1787) и «Де Конту» (1788) на улице Месье. Его собственный дом, возведенный им на бульваре Инвалидов в 1781 году, ныне искажен надстройкой в два этажа.

Двухэтажный фасад отеля «Де Бурбон-Конде» со стороны сада имеет выступающий объем, который образован овальным в плане салоном парадного первого этажа. Первоначальное завершение отеля не сохранилось, а его садовый фасад, завершенный ажурным аттиком, прежде был доступен зрителям со стороны бульвара Инвалидов, однако ныне здание полностью скрыто за глухой оградой.

Примечательно, что на плане подвала под овальным залом видно помещение с колонной в центре, перекрытое цилиндрическим круговым сводом. Поперечный разрез по центру салона показывает схему работы свода. Следует об-

ратить внимание, что этот отель был включен в список лучших парижских сооружений, опубликованный Ж.-Ш.Краффтом в начале XIX столетия3. Однако в ходе фиксации и публикации чертежей архитекторы-граверы не совсем точно отразили разрез отеля - не были показаны подвал и свод с центральной опорой под овальным залом [1. Р1. 61]. Обнаруженные чертежи из фондов Национального института истории искусств (ШНА) более точно фиксируют внутренние конструкции, разработанные французским мастером.

Другой проект архитектора Бронияра, известный благодаря изданию Краффта, представляет «загородный павильон герцога Орлеанского на улице Прованс» [1. Р1. 29-30]. Особое внимание к этой постройке в контексте нашего исследования связано с тем, что в центре обширного ансамбля автор создает круглый в плане зал, под которым в перекрытии вновь использован цилиндрический круговой свод вокруг центральной опоры. Продольный разрез, выполненный гравером для публикации, позволял широко рекламировать данный успешный замысел.

3 Благодаря публикации архитектурных тетрадей Ж.-Ш. Краффта нам доступны обмеры и проекты лучших отелей Парижа и его пригородов, сопровождающиеся не только описаниями и планами парадных этажей, но и, что наиболее ценно, - планами подвалов и многочисленными конструктивными разрезами, что позволяет в полной мере по достоинству оценить объемно-пространственные и конструктивные особенности французских отелей [1, 2].

Отель «Де Бурбон-Конде», 1780-1782. Архитектор А.Т.Бронияр. Генплан, фрагмент разреза и садовый фасад

Включение объема ротонды в композицию жилого загородного дома М.Моатта архитектором С.-Ж.Аппом (17541832) повторяет образцовый проект, предложенный Ж.-Н.Л.Дюраном в его учебном курсе Политехнической школы. В уже рассмотренном в первой части статьи типовом проекте ротонда занимает доминирующее положение в одноэтажном строении. Круглый в плане салон был перекрыт куполом на световом барабане, который возвышался над остальными помещениями. В реализованной постройке в городке Мант-ля-Жоли, департамент Ивелин, в 50 км к западу от Парижа архитектор Апп, напротив, объем купольной ротонды сделал ниже перекрытия центрального зала. В конструктивном решении оба проекта идентичны. Цокольное пространство под ротондой перекрыто круговым цилиндрическим сводом вокруг центральной опоры.

Архитектор Клод-Николя Леду (1736-1806) также нередко обращался к ротондальным формам. Достаточно вспомнить серию возведенных им в Париже застав-ротонд, например Монсо, Ля Виллет (1785). В его творчестве встреча-

Проект дома М.Моатта. Архитектор С.-Ж.Апп

ется и исследуемый тип жилого дома с выдвинутым объемом круглого в плане салона, перекрытого куполом. В отличие от архитектурных утопий французского неоклассицизма, его партикулярные отели были выполнены столь виртуозно, что произведения мастера вошли в анналы этого стилистического направления. Таким был возведенный в Париже в 1778-1781 годах отель «Телуссон». Его фасад с выступающей полуротондой архитектор сделал главным при том, что в рассмотренных ранее примерах овальный зал обычно был ориентирован в сад. Леду организовал парадные въездные ворота, повторяющие формы древнеримских кессонированных триумфальных арок, сквозь которые посетители попадали в курдонер, состоящий из двух уровней. Главный овальный салон, перекрытый куполом, выступал на фасаде полукружием в обрамлении колоннады коринфского ордера. Сложная сценография этого отеля отличалась от традиционных планировочных решений. Архитектура всего ансамбля, снесенного в 1824 году, известна благодаря многочисленным гравюрам, акварелям и видовым изображениям Парижа.

Примеры использования К.-Н. Леду объема купольной ротонды в жилой архитектуре.

Отель «Телуссон» в Париже, 1778-1781. Разрушен в 1824 году в ходе реконструкции улицы Лаффитт, вид на главный фасад через парадные ворота. Проект дома Окуара, 1765. Разрез

К сожалению, был снесен и другой шедевр Леду, возведенный им в 1765 году, - дом Окуара. В повторение схемы палладианской виллы Капра французский архитектор поместил объем купольной высокой ротонды в центр здания. Ниже этого круглого салона Леду, воспользовавшись приемом Палладио, устроил круговой цилиндрический свод вокруг центральной опоры. В отличие от ренессансного свода с полым центральным «столбом», традиционное французское решение Леду было сходно с решением свода под храмом Визитасьон.

Парижский отель «Де Гонто» на улице Луи-Ле-Гран архитектора П.-Л.Моро-Деспру (1727/36 - 1794) - еще один пример аналогичного типа городского жилого здания, в котором под салоном в выступающей на фасад полуротонде расположено помещение, перекрытое круговым сводом с центральной опорой. Увенчан этот объем смотровой площадкой. Возведенное в 1772 году здание не сохранилось, но его фиксационные чертежи были опубликованы Краффтом [1. PL 51]. В целом нельзя не отметить, что в его описаниях лучших домов Парижа и окрестностей4 рассматриваемый тип отеля или загородного жилья с выступающей ротондой встречается достаточно часто [1. PL 7, 11, 26, 46,61, 62].

В контексте изучения механизмов и путей распространения особенностей французского классицизма в российской архитектуре важное значение имеют произведения парижских архитекторов, которые были связаны контрактами по обучению россиян. В этом отношении следует обратить внимание на творчество Ш.Девайи и Ж.-Ф.Т.Шальгрена, поскольку в их мастерских воспитывались архитекторы В.Баженов, И.Старов, Ф.Волков, А.Захаров и др.

В отношении Ш.Девайи (1730-1789) интересен его проект замка Монмюзар близ Дижона, возведенного в 1760-е годы для Ж.-Ф. Фийо Делямарша, президента Бургундского парламента. К сожалению, дворец, пострадавший во времена французской революции, долгие годы находился в руинах. Об архитектурном замысле этого произведения, ставшего первым реализованным объектом Девайи, свидетельствует сохранившаяся проектная графика мастера и фиксационные документы. На великолепно исполненных чертежах из фондов парижских, дижонских и петербургских коллекций представлен прямоугольный в плане объем, в котором вдоль главной поперечной оси архитектор изобразил два круглых салона практически одинакового диаметра. Один из них увенчан высоким куполом со смотровой площадкой. Световой барабан этого купола дает дополнительное верхнее освещение Салону муз (Salon des Muses). Вторая окружность в плане очерчивает габариты пространства Одеон (Odeum), своеобразного концертного зала под открытым небом. На экспликации архитектор его обозначил как храм Аполлона

4 Например, замка Менар, где Ж.-Ж.Суффло в 1769 году использовал подобный тип для соединения лоджии и оранжереи.

(Temple D'Apollon). Шестнадцать колонн дорического ордера окружают центральную скульптуру с фигурой античного бога искусств, поставленную на высокий постамент. Сложное градостроительное оформление замка с организацией разноуровневых террас контрастировало с гениальной лаконичностью в решении одноэтажных фасадов, перекрытых плоской кровлей, скрытой за балюстрадой аттика. Простоту его силуэта обогащают пластика завершения из фигур, установленных на аттиковые тумбы, и сюжеты из античной истории. Успех архитектурного замысла храма Аполлона на Холме муз (Mons Musarum) был тиражирован многочисленными повторениями.

Среди них особое значение имеет проект Девайи, присланный в Россию для Екатерины Великой [7, 8]. Полный комплект чертежей из одиннадцати листов французского мастера можно рассматривать как приспособление проекта замка Монмюзар к северному климату. Надпись на отправленном в Россию альбоме сообщала название проекта: «Павильон наук и искусств под эмблемой Минервы, предназначенный для выполнения в английском саду... в честь августейшей Екатерины Алексеевны II, императрицы и правительницы всей Руси»5. Архитектор не скрывал, что точно воспроизвел проект, выполненный десятилетием ранее для замка под Дижоном. С одной стороны прямоугольного здания с двумя окружностями в плане расположен храм Минервы - огромный открытый толос, с другой - итальянский салон с куполом и смотровой площадкой. Подъем на нее организован с оборотной стороны купола и скрыт от прогуливающихся в парке6. Конструкция купола традиционно состоит из двух оболочек. Внутренняя с росписью, имитирующей небесный свод, создает иллюзию открытого пространства. Соотношение пропорций в помещении определяется равенством его высоты и диаметра зала. Пята свода и центр радиуса построения окружности купола находятся на уровне венчающего карниза, который разделяет высоту помещения пополам. Подобный прием позволяет поднимать внешнюю оболочку купола на любую отметку для создания более выразительного силуэта фасада с центральным доминирующим объемом. В решении формы кровли павильона Минервы обращает на себя внимание высокая конструкция двускатного профиля, не характерная для французского неоклассицизма. Четыре монументальных дымохода оформлены «на античный манер». Их различные варианты архитектор совместил на проекциях, предложенных заказчице (первый вариант показан на перспективных видах, второй - на фронтальных проекциях).

5 Екатерина II писала, что ей очень понравился проект садового павильона, присланного Ш.Девайи, которому она среди прочих знаков благодарности, отправленных во Францию, даже предложила пост директора Академии художеств с высоким окладом.

6 Интересно, что архитектор предлагал два варианта внутренней планировки, а также подъема на смотровую площадку и спуска. На плане кровли он показал два лестничных узких марша по поверхности купола, а на фасаде и перспективном виде со стороны открытого толоса - только один.

Скульптурные изображения двух великих российских рек Невы и Волги поставлены на фоне рустованного цокольного этажа, решение которого архитектор показал на проекциях разрезов. Чертежи проясняют не только архитектурное оформление фасадов и интерьеров, но и арсенал конструктивных приемов мастера. Девайи обращает внимание на необходимость перекрыть нижнее помещение под итальянским салоном цилиндрическим круговым сводом с центральной опорой. Однако под толосом из-за увеличенного диаметра его пространства по отношению к купольному залу архитектор показывает круговой цилиндрический свод вокруг центрального полого «столба», внутри которого организовано небольшое круглое в плане помещение. Такая конструкция позволяет над этими стенами организовать мощный постамент с фонтаном, увенчанный фигурой самой заказчицы в облике богини Минервы. Уверенность, с которой архитектор предлагал подобное конструктивное решение, была продиктована его неоднократной апробацией такого типа свода. Он даже повторил его при строительстве собственного дома в Париже.

Реконструкция замка Вильгельмсхёге. Второй проектный вариант Ш.Девайи, 1785. Разрез

Согласно проекту Павильона наук и искусств в вестибюле, перекрытом высоким фонарем, по периметру круглого центрального бассейна поднимаются симметричные лестницы на второй этаж. В центре бассейна - фонтан в виде скульптурной группы, который опирается в подвале на мощный пилон, окруженный круговым цилиндрическим сводом.

О первоначальном архитектурном облике парижского отеля Девайи на улице Пепиньер известно благодаря опубликованным в 1801 году тетрадям Краффта [1. Р1. 43-45], включавшим несколько листов с фиксационными чертежами и гравюрами несохранившегося архитектурного замысла. На территории обширного домовладения архитектор создавал симметричный жилой комплекс, который разделял на несколько автономных участков. Собственный дом Девайи занимал центральное место в этой композиции. Фасады двух соседних одинаковых домов были ниже на один этаж, но на

Копия А.Н.Воронихина с проекта Ш.Девайи

«Павильон наук и искусств под эмблемой Минервы...». Проект Ш.Девайи, 1772. План подвала и фрагмент разреза

генплане все они занимали равные прямоугольные участки размером 10 на 30 туазов7. В данном контексте нельзя не отметить, что в планировке соседних отелей архитектор также использует свой традиционный прием с круглым салоном, выступающим на фасаде со стороны сада в форме апсиды. Центральная часть главного фасада, обращенного к курдене-ру, наоборот, утоплена подобно экседре с выступающим че-тырехколонным портиком на первом этаже. Этот эффектный прием не что иное, как результат развития композиции замка Монмюзар и екатерининского Павильона наук и искусств. Учитывая, что вместе с архитектором в этом комплексе жили и работали другие художники (соседний отель занимал друг Девайи - известный скульптор Пажу), этот парижский район можно также считать своеобразным центром наук и искусств.

Не перечисляя всех проектов Девайи с использованием аналогичных конструкций с купольной ротондой над цилиндрическим круговым сводом вокруг центральной опоры, укажем лишь на его реконструкцию замка Вильгельмсхёге для ландграфа Гессе. Проект был выполнен в 1785 году в трех вариантах, а альбом из 33 рисунков и чертежей находится в фондах музея дворца Сан-Суси в Потсдаме. Архитектор, переделывая старинный замок с живописным рельефом, создавал в центральной части храм Дианы в форме высокой купольной ротонды, увенчанной фигурой богини. Выше он располагал открытый бельведер коринфского ордера. Благодаря своим значительным габаритам надстройка должна была доминировать в новом облике архитектурного ансамбля. Этот проект Девайи, оставшийся нереализованным, был впоследствии скопирован и использован его учеником - Г.К.Юсовым.

Копирование работ французского мастера было достаточно распространенным явлением. Известно, например, что его проект Павильона наук и искусств для Екатерины II долгое время находился в российской мастерской Дж.Кваренги, ко-

7 Примерно 18 на 55 м.

Ш. Девайи. Проект Павильона наук и нскусств в английском парке (перспектива со стороны входа в храм Минервы). Фрагмент

торый не только внимательно его изучал и частично применил при строительстве Музыкального павильона в Царском Селе, но и скопировал пять листов8. Возможно, именно благодаря вниманию к эффектным приемам проекта французского неоклассика Кваренги регулярно включал его детали в свои многочисленные российские произведения. В московской архитектуре все восторгаются его открытой колоннадой на фасаде Странноприимного дома Н.П.Шереметева, которая так напоминает толос дорического ордера из перспективного вида екатерининского павильона Девайи. С инженерной точки зрения рассматриваемый в статье конструктивный прием под ротондой в работах Кваренги встречается нередко, но анализ его использования итальянскими архитекторами -тема специального исследования.

В ряде чертежей А.Н.Воронихина французские исследователи узнают копии с проектов Девайи, в мастерской которого его русский ученик бывал вместе с графом Строгановым во второй половине 1780-х годов. На архитектурных листах воспроизведен прием с каменным круговым цилиндрическим сводом вокруг центральной опоры, применявшийся французским мастером. Таким способом архитектор перекрывал пространство под обширным деревянным концертным залом, расположенным внутри торгово-ярмарочного комплекса. Его проектирование, вероятно, связано с приглашением Девайи «на застройку в новом квартале Люксембургского дворца» для французской столицы [3. Р. 105, 113, 121]. Учитывая славу мастера в области театральной архитектуры, легко объяснить интерес его молодого русского ученика к этим разработкам. Два чертежа Воронихина по этому проекту находятся в санкт-петербургских музейных фондах. О при-

8 Копия Кваренги с общего вида павильона Девайи хранится в Галерее Академии в Венеции, а копии разреза и четырех планов - в Академии Каррара в Бергамо.

Странноприимный дом. Фрагмент центральной части фасада. Колоннада Дж.Кваренги, изменившая замысел Е.С.Назарова

менении Воронихиным указанного свода свидетельствуют и его чертежи Никольской церкви, где под ротондой он показал круговой цилиндрический свод на центральной опоре, близко повторяющий конструкции на чертежах Девайи.

Уже после возвращения в Россию в самостоятельном творчестве архитектор продолжал использовать инженерные приемы, заимствованные у французского наставника. В своем проекте памятника Павлу I в Павловском парке9 Воронихин на поперечном разрезе выделил конструкции подвальной части, демонстрируя в основании купольной ротонды цилиндрический круговой свод вокруг центрального «столба». Примечательно, что мастер на чертеже продольного разреза никак не показывает существование подвала. Это, с одной стороны, свидетельствует об очевидности для него подобной организации подземного пространства, а с другой - заботой о том, чтобы такие чертежи в руках строителей без соответствующей европейской подготовки не стали проектным документом, реализуемым без необходимых инженерных укреплений. Не стоит говорить, отчего подобные опыты в российской провинции были обречены на неудачу, живописные руины.

Непониманием значения таких конструкций в основании ротонд можно объяснить и отказ от реализации в России французского проекта, купленного Голицыными в Париже для подмосковной усадьбы Архангельское. Сохранился проект загородного дворца в стиле Луи XVI с ионическим портиком на главном фасаде и с выступающей в сад ротондой, образованной в плане круглым парадным салоном в два света. Французский архитектор Герн, имя которого указано в книге расходов Голицыных, на разрезе подробно показал конструктивное решение не только кровли, но и подвала. Высокое помещение под ротондой перекрыто круговым сво-

9 Проект не реализован. Чертеж с поперечным разрезом находится на хранении в фондах Государственного Эрмитажа.

дом с центральной колонной. Вероятно, русским крепостным мастерам, которые должны были реализовать проект, подобные строительные конструкции казались непонятными, отчего и не были исполнены. Однако идея обязательного повторения овального зала как атрибута французской неоклассики была материализована. В главном доме усадьбы Архангельское объем ротонды, увенчанный бельведером, выступает в партер сада.

Вопросам использования кругового свода в имеющих ротонду постройках русского классицизма было посвящено специальное исследование. Об опасности недопонимания принципа его работы свидетельствуют ошибочные атрибуции И.Э.Грабаря, с уверенностью называвшего такие конструкции «одностолпными» палатами, используемыми исключительно русскими мастерами [4, 5]. Рассмотренные приемы французского классицизма говорят о заблуждениях исследователя и подтверждают факт присутствия в России иностранных мастеров, воспроизводивших не только внешние архитектурные формы ротонд, но и их конструктивные особенности, не характерные для русской строительной школы.

а йвйг ¿и

Проект главного дома для подмосковной усадьбы Голицыных Архангельское. Садовый фасад и разрез. Архитектор Герн. 1780

Подводя итоги, можно с уверенностью утверждать, что генезис ротонды во французской архитектуре эпохи неоклассицизма занимает особое место. Именно тогда внимание к этой форме в жилом строительстве становится наиболее ярко выраженным. Ротонда как одна из примет французской неоклассической архитектуры достаточно быстро оказалась в ряду наиболее заметных творений эпохи. Она представляла совершенно новаторский синтез наследия римлян, палла-дианцев, мастеров барокко и французской готики, создавая компромисс функций храма и индивидуального жилого сооружения.

Изучение эволюции отдельных архитектурных форм в партикулярном строительстве Франции эпохи Просвещения оказывается очень плодотворным. Внедрение идей и французского вкуса в России сопровождалось заимствованием французских архитектурных норм и конструктивных приемов, постепенно приобретавших все более конкретные очертания. Будущие исследования позволят отобразить во всей полноте многочисленные и не лежащие на поверхности формы обмена культурными ценностями между французской и русской архитектурными школами.

Литература

1. Krafft J.-Ch., Ransonnette N. Plans, coupes et élévations des plus belles maisons et des hôtels construits à Paris et dans les environs (1771-1802). P., 1809.

2. Krafft J.-Ch. Recueil d'architecture civile: contenant les plans, coupes et élévations des châteaux, maisons de campagne, et habitations rurales, jardins anglais, temples, chaumières, kiosques, ponts, etc., situés, aux environs de Paris et dans les departemens voisins, avec les decorations interieures, et le detail de ce qui concerne l'embellissement des jardins; ouvrage composé de 121 planches grand in-folio, accompagné d'un texte explicatif De l'impr. De Crapelet, 1812.

3. Rabreau D., Mosser M. Charles De Wailly (1730-1798), peintre-architecte dans l'Europe des Lumières. P., Caisse nationale des monuments historiques et des sites, 1979.

4. Клименко Ю.Г. И.Э.Грабарь и его архитектурные атрибуции московского классицизма //Архитектурное наследство. Вып. 53. М., 2010. С.290-303.

5. Клименко Ю.Г. И.Э.Грабарь о французском классицизме в русской архитектуре // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАрхИ. Т.1. Сборник статей. М., 2010. С. 163-177.

6. Седов Вл.В. Французский классицизм в Москве // Проект Классика. М., 2003. С. 137-143.

7. ШвидковскийД.О. Чарлз Камерон и архитектура императорских резиденций. М., 2008.

8. Шевченко В. Проект «античного дома» для Екатерины II. Мифы и реальность // От мифа к проекту: влияние итальянских и тичинских архитекторов в России эпохи классицизма. Лугано; СПб., 2004. С.76-83.

Literatura

4. Klimenko Ju.G. I.E.Grabar i ego arhitekturnye atribucii moskovskogo klassicizma // Arhitekturnoe nasledstvo. Vyp. 53. M., 2010. S. 290-303.

5. Клименко Ю.Г. I.E.Grabar o francuzskom klassicizme v russkoj arhitekture //Nauka, obrazovanie i eksperimentalnoe proektirovanie. Trudy MArhl. T.1. Sbornik statej. M., 2010. S. 163-177.

6. Sedov V1.V. Francuzskij klassicizm v Moskve // Proekt Klassika. M., 2003. S. 137-143.

7. ShvidkovskijD.O. Charlz Kameron i arhitektura imperator-skih rezidencij. M., 2008.

8. Shevchenko V. Proekt «antichnogo doma» dlja Ekateriny II. Mify i realnost // Ot mifa k proektu: vlijanie italjanskih i tichin-skih arhitektorov v Rossii epohi klassicizma. Lugano; SPb., 2004. S. 76-83.

Genesis of the Rotunda in the Particularism of the

Construction of French Neoclassicism. Part II. Analysis

of Architectural Practice. By Yu.G.Klimenko

The article studies the problem of the genesis of a special type of French house with a protruding rotunda of «Louis XVI» style. The role of an oval or circular salon in the set design of the living space has become one of the key. The rich illustrative material considers the metamorphosis of the most significant projects in this area. Analysis of the real construction explains the disposition and scope of the evolution of the distribution of these forms and structures in the French neoclassical architecture.

Ключевые слова: французский неоклассицизм, московский классицизм, ротонда, круглый (овальный) салон, архитектурные увражи, искусство сводов, проблемы атрибуции.

Key words: French Neoclassicism, Moscow Classicism, rotunda, round (oval) salon, architectural oeuvre, art of vault, problems of attribution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.