Научная статья на тему 'Генезис российского предпринимательства как историко-культурная предпосылка современной российской корпоративной культуры'

Генезис российского предпринимательства как историко-культурная предпосылка современной российской корпоративной культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
132
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис российского предпринимательства как историко-культурная предпосылка современной российской корпоративной культуры»

Л.А. Пичугина

ГЕНЕЗИС РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КОРПОРАТИВНОЙ

КУЛЬТУРЫ

Исследователи феномена российской корпоративной культуры правомерно и закономерно должны связывать её принципиальные особенности с самой историей предпринимательства на Руси - в России. А эта история, с точки зрения специалистов -П.А. Примаченко, М. Гавлина, А.Н. Боханова, П.А. Бурышкина, А.Д. Кузьмичёва, И.Н. Шапкина, Р.Р. Петрова, Ю.А. Петрова, П.А. Берлина, Н.М. Дружинина, И.М. Кулишера, В.Я. Лаверычева, П.Г. Любомирова, Н. Думовой, П.В. Лизунова, В.Н. Захарова, М.Ю. Лачаевой, М.К. Шацилло, Ю.В. Тихомирова и других, насчитывает более тысячи лет.

Еще в конце I тысячелетия н. э., когда шел процесс становления Древнерусского государства, сформировались условия и предпосылки для деятельности первых предпринимателей. Этому способствовало разложение первобытно-общинного строя, имущественное и социальное расслоение общества, развитие различных форм собственности, включая и частную, мобилизация прибавочного продукта, накопление его в руках правящей элиты, углубление общественного разделения труда, что связано с обособлением земледельческого и скотоводческого типов хозяйства на территории Восточной Европы, выделением ремесла, а затем и торговли как специальных форм.

Все сущностно значимые процессы и события отечественной истории прямо или косвенно отражались на российских предпринимателях и российском предпринимательстве, в особенности - на переломных этапах истории Руси - России. А таких переломных этапов было немало: раздробленность Руси в XII-XIV веках; татаро-монгольское иго, Русское Предвозрождение (XIV-XV века); Смутное время, Петровские преобразования в первой четверти XVIII века; время бироновщины; время расцвета русского дворянства при Екатерине II, буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века; революционная ломка системы общественно-экономических отношений после Октября 1917 года; период тоталитаризма в СССР (30-50-е годы); оттепель 50-60-х годов XX века; распад СССР и стремительный обвал всей системы общественно-экономических отношений.

Являясь органической частью истории Руси-России, отечественное предпринимательство естественно преломляло принципиальные особенности ментальности отечественной культуры: органическую связь с православием, с язычеством, народность отечественной культуры, её милосердный характер и пр. Большинство знаменитых купеческих династий дореволюционной России - это глубоко верующие люди, сохранившие в то же время черты языческой культуры (вера в приметы, обереги, талисманы и т.д.), милосердные люди, сочетавшие предпринимательскую деятельность с масштабной меценатской, благотворительной деятельностью. История большинства российских купеческих династий неразрывно связана с традиционной русской народной культурой, к которой купечество относилось с уважением, почтением и интересом. В связи с этим достаточно вспомнить знаменитый роман И.С. Шмелёва «Лето господне», правдивую книгу-хронику П.А. Бурышкина «Москва купеческая», ставшую популярной и знаменитой книгу короля репортёров Москвы В.А. Гиляровского «Москва и москвичи», заслуживающую внимания работу доктора исторических наук, профессора Н.Г. Думовой «Московские меценаты». Знакомство с жизнью и бытом многих известных российских дореволюционных предпринимателей (А.И. Хлудова, С.В. Морозова, С.И. Мамонтова, П.М. Третьякова, В.П. Рябу-шинского, А.А. Бахрушина, К.Т. Солдатёнкова и др.) в полной мере убеждает в том, что они сфокусировали в себе русский дух, были самыми настоящими экологами, ревнителями русской культуры.

Изучение предпринимательской деятельности флагманов русского дореволюци-

онного купечества - Рябушинских, Саввы Тимофеевича Морозова, Саввы Ивановича Мамонтова и других свидетельствует, что это были прекрасные организаторы производства, не боявшиеся смелых технологических решений, умевшие налаживать добрые отношения с рядовыми работниками. В этом плане наши предприниматели имели немало общего с самыми знаменитыми предпринимателями Европы - такими, например, как чехословацкий обувной король Батя (г. Злин). По мнению политологов и экономистов Запада, российские предприниматели, если бы в России не произошли революционные потрясения Октября 1917 года, совершенно очевидно поделили бы весь мир экономически (а значит - и политически), и их бы никто не смог остановить.

Особо надо сказать о благотворительной деятельности российского купечества, достигающей апогея в конце XIX - начале ХХ века. Это был в буквальном смысле слова «золотой век» русского меценатства. Купцы строили институты (Д.П. Рябушинский), школы и училища (П.Н. Третьяков и др.), больницы (К.Т. Солдатёнков и др.), театры (С.Т. Морозов), огромные дома для одиноких матерей (А.А. Бахрушин) и т.д. Можно с уверенностью утверждать, что никогда и нигде, ни в одной стране мира меценатство не имело таких масштабов, как в России в период Серебряного века [1].

Справедливо и ещё одно замечание: только в дореволюционной России предприниматели не только были организаторами производства, потомственными меценатами, но и, кроме того, сами вносили собственный ощутимый вклад в развитие отечественной культуры.

Так, Константин Сергеевич Станиславский стал основателем Московского Художественного театра, создателем всемирно известной театральной системы.

Владимир Павлович Рябушинский (1873-1955) стал автором ряда статей и книг о русском православии, русской иконе и русском религиозном чувстве, за рубежом возглавил общество «Икона», поставившее своей целью сберечь и развить традиции русского иконописания.

Дмитрий Павлович Рябушинский (1882-1962) стал крупным специалистом в области аэро- и гидродинамики, одним из основоположников экспериментальной аэродинамики в России, в 1922 году, в эмиграции, был удостоен Парижским университетом учёной степени доктора математических наук - за две представленные диссертации.

Алексей Александрович Бахрушин (1865-1929) основал в 1894 году в Москве уникальный частный литературно-театральный музей (после передачи литературной части собрания в другие архивы Театральный музей с 1918 года носит имя Бахрушина).

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) основал знаменитую русскую национальную художественную галерею, которую подарил Москве.

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) - певец, оперный режиссёр, скульптор, композитор, меценат, менеджер, стал реформатором русского оперного театра. Реформа была проведена на базе Русской частной оперы.

Итак, обратимся к истории вопроса.

Сегодня никого не нужно убеждать в необходимости реформ, вопрос стоит в иной плоскости: как быстро и какими средствами и методами проводить преобразования. Предлагаемые варианты опираются в основном на иностранный опыт, включающий «экономические чудеса» Запада и Востока. Полярность вариантов - от китайского с его ставкой на государственные институты до американского с его приоритетом частной инициативы и предприимчивости - не означает отсутствия в них общих черт. Все экономические программы основываются на учете национальных особенностей: традиций, обычаев, психологии, мировоззрения, исторической практики. Национальная специфика создает условия для применения и корректировки общего «правила» для всех стран, приступавших к реформам, универсального фактора делового успеха -предпринимательства.

Предпринимательство как явление общественной жизни обратило на себя внимание еще в XVII столетии. Определению этого понятия, раскрытию его сущностных черт посвящены многие труды ученых XVIII века, в частности А. Тюрго, А. Смита, Ж. Сея; они также дают представление о предпринимательских функциях. В XIX веке среди характерных черт предпринимательства называли следующие: во-первых, владение капиталом; во-вторых, соединение и комбинирование факторов производства; в-третьих, ориентация на извлечение прибыли и капитализация дохода; в-четвертых, самостоятель-

ность, готовность идти на риск, инициативность, творчество, способность преодолеть сопротивление среды, особое управление производством и т.п. В начале XX века появляются исследования Й. Шумпетера и Ф. фон Хайека, составившие основу новейших научных разработок. Как отмечает автор первого отечественного исследования по этой проблеме А.И. Агеев, концепции предпринимательства так разнообразны, что их диапазон колеблется от «праздного класса» (Т. Веблен) до «основногофеноменаэкономического развития» (Й. Шумпетер).

Обратившись к истории вопроса по теме генезиса и исторических трансформаций российской корпоративной культуры, мы попытаемся сформулировать основные положения-выводы, раскрывающие важнейшие аспекты генезиса российского предпринимательства как историко-культурной предпосылки современной российской корпоративной культуры. Представим наиболее значимые из них:

1. Налицо богатая историография интегративной проблемы предпринимательства, в рамках которой систематически осуществлялась коррекция базовых понятий, определялось соотношение между самими понятиями - такими, как «предпринимательство», «корпоративная культура», «организационная культура».

2. В русской истории пунктуально прослеживается практическая технология предпринимательства на Руси, фиксируются её структурообразующие элементы: торговый кредит и др. При этом городские предприниматели, справедливо отмечает Ключевский, являются то сотрудниками, то соперниками княжеской власти, что отражало их большую роль в обществе [2].

3. Предпринимательство, развивавшееся на Руси, изначально увязывалось нашими далёкими предками с нравственным началом, с вопросом совести предпринимателя.

4. Развитию русского предпринимательства способствовали следующие характерные черты великороссов:

- чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, увлечения, всякие другие чувства и страсти, соразмеряет важность различных целей и силу наличных способов их достижения;

- практический расчет - умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми более отдаленными, менее необходимыми и менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями;

- самообладание среди разнородных и противоположных потребностей жизни и стремления к их удовлетворению;

- трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями, удаляющими от раз поставленной задачи, от начатого предприятия;

- сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая предаваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию при неудаче, всегда дающая рассудку господство над порывами чувств.

Именно эти черты стали фундаментом для развития русского предпринимательства и определяли его успех более тысячи лет.

5. По мере развития государства Российского, а прежде Московской Руси постепенно расширялась география теснейших торговых связей между различными регионами страны; чётко прослеживается также не только торговый вектор, направленный на Запад (в Европу), но и на Восток (за Урал).

6. Петровские преобразования стали однимиз важнейшихэтапов в отечественной истории предпринимательства, качественноукрепились разнообразные экономические связи между различными регионами государства, интенсивноисследовались полезные ископаемые не только в европейской части, но и за Уралом, в восточныхрайонахимперии. Строились новые мануфактуры, существеннорасширился ассортимент производимых товаров, гораздо активнее, нежели до Петра, Россия стала выходить на внешний рынок.

7. Анализ многочисленных источников по истории Руси-России, по истории российского предпринимательства в полной мере убеждает в том, что постепенно сами предприниматели будут выступать не только как организаторы производства, но и ярко проявят себя как политическая сила, как меценаты, как благотворители, для которых была важна не только прибыль, но и её целенаправленное нравственно-социальное назначение. Также хорошо известно, что представители ряда купеческих ^предпринимательских) династий сами внесут конкретный личностный вклад в развитие отечественной культуры.

8. Вместе с активизацией предпринимательской деятельности, размах благотворительной деятельности в России возрос еще больше. Эта стихия благотворительности была, по существу, дыханием времени, а для многих - нормой жизни.

Как видим, обращение к историческому прошлому - не только ключ к пониманию современных событий, не в меньшей мере «такой ретроспективный анализ помогает выявить тенденции будущего состояния общества, промодулировать ближайшие перспективы, дать реальные социальные прогнозы, которые особенно необходимы для стран, кардинально меняющих свои системы приоритетных ценностей, весь образ жизни, формы и типы общения» [3].

Примечания

1. Аронов, А. А. Золотой век русского меценатства [Текст] / А.А. Аронов. - М.: МГУКИ, 1995.

2. Ключевский, В. О. Курс русской истории [Текст] / В.О. Ключевский. - М., 1904. - Ч. 1.

3. Колесникова, И. В. Предпринимательство как социокультурный феномен [Текст]: авто-

реф. дис. ... д-ра филос. наук / И.В. Колесникова. - М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.