Научная статья на тему 'Генезис развития концепций планирования в России'

Генезис развития концепций планирования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / БАЛАНС / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / ЦИКЛ / PLANNING / CONCEPT / BALANCE / STRATEGIC PLANNING / TECHNOLOGICAL STRUCTURE / CYCLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Е.В.

Статья посвящена исследованию вопросов генезиса развития различных концепций планирования в России. Показано, что зарождение и развитие методологий планирования связано с именами российских ученых А.А. Богданова, Н.Д. Кондратьева, В.В. Леонтьева и др. Обоснована необходимость планирования экономики в условиях становления нового технологического уклада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The genesis of the development of the concepts of planning in Russia

The article deals with the questions of the genesis of the development of different planning concepts in Russia. It is shown that the origin and development of planning methodologies are associated with the names of such Russian scientists as A.A. Bogdanov, N.D. Kondratyev, V.V. Leontyev and others. The necessity of planning the economy in the conditions of formation of new technological way is proven.

Текст научной работы на тему «Генезис развития концепций планирования в России»

18

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 1(23)

зволит определить стратегические цели и приоритеты государственной политики поддержки предпринимательства, предложить наиболее эффективные модели взаимодействия государства и предпринимательских структур.

Только при условии создания привлекательного бизнес-климата, развития инфраструктурного обеспечения возможно формирование на территории Чувашской Республики динамично развивающегося, конкурентоспособного, интегрированного в мировую экономику предпринимательского сектора.

Список литературы

1. Богатова Т.А. Финансовые результаты деятельности предприятий машиностроительного комплекса Чувашской Республики и факторы их определяющие // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2014. № 3. С. 107-110.

2. Чувашия в цифрах, 2015: краткий стат. сб. / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Чуваш. Республике. Чебоксары: [б. и.], 2015. 240 с.

БОГАТОВА Татьяна Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: bogatt@mail.ru

BOGATOVA, Tatyana A^androvna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: bogatt@mail.ru

УДК 330.8

ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИИ

Е.В. Борисова

Статья посвящена исследованию вопросов генезиса развития различных концепций планирования в России. Показано, что зарождение и развитие методологий планирования связано с именами российских ученых А.А. Богданова, Н.Д. Кондратьева, В.В. Леонтьева и др. Обоснована необходимость планирования экономики в условиях становления нового технологического уклада.

Ключевые слова: планирование; концепция; баланс; стратегическое планирование; технологический уклад; цикл.

E.V. Borisova. THE GENESIS OF THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPTS OF PLANNING IN RUSSIA

The article deals with the questions of the genesis of the development of different planning concepts in Russia. It is shown that the origin and development of planning methodologies are associated with the names of such Russian scientists as A.A. Bogdanov, N.D. Kondratyev, V.V Leontyev and others. The necessity of planning the economy in the conditions of formation of new technological way is proven.

Keywords: planning; concept; balance; strategic planning; technological structure; cycle.

Актуальность вопросов планирования национальной экономики обусловлена усложнением экономических отношений между участниками экономической системы, воздействием внешних и внутренних факторов развития. В сложившихся условиях ограниченности всех видов ресурсов требуется сформировать и продвигать эффективную экономическую политику, опирающуюся на процесс планирования. Несмотря на важность задач планирования национальной экономической системы, в различных научных работах последнего вре-

мени указанная тема раскрыта недостаточно, прежде всего, отсутствует методологический аппарат планирования как на макро-, так и микроуровне.

Плановую деятельность в широком смысле можно рассматривать как целенаправленное воздействие на все процессы общественного воспроизводства, охватывающего все уровни и элементы национальной хозяйственной системы. Теория планирования основывается на экономической теории. Если экономическая теория изучает сущностные

процессы экономического развития общества, то теория планирования выступает как бы связующим звеном между экономической теорией и отраслевыми экономиками, поскольку выступает методологическим основанием для решения вопросов планирования отраслевых экономик. Планирование на уровне государства в полном объеме в России было осуществлено в советский период. В СССР всеобъемлющее стратегическое планирование позволило стране в кратчайшие сроки превратиться в индустриальную державу.

Русский экономист, политический деятель, философ А.А. Богданов в начале XX в. разработал методологию теории организации, обосновал необходимость системного подхода в изучении организационной науки. Принципы тектологии, так называемой им организационной науки, А.А. Богданов положил в основу разработки вопросов управления и планирования. По его мнению, только то хозяйство может считаться планомерным, все элементы которого согласованы на принципах единого планирования [2].

Выдающийся экономист XX в. Н.Д. Кондратьев был разработчиком первого плана развития сельского хозяйства и лесной отрасли в СССР на 1923-1928 гг. Теория планирования, представленная в его трудах «Проблема предвидения» (1926) и «План и предвидение» (1927), нашла отражение и в его концепции длинных волн, описанной в работе «Мировое хозяйство и его конъюнктура во время и после войны» (1922). По мнению Н.Д. Кондратьева, взаимосвязь планирования и прогнозирования проявляется в том, что именно план включает в себя прогноз. Концепция длинных волн, по мнению Н.Д. Кондратьева, необходима для долгосрочного прогнозирования [4]. Внутренние законы рыночной экономики, по его мнению, познаваемы и изучаемы; заложенный в рыночную экономику механизм саморегулирования необходимо учитывать в плановом управлении экономикой. Сравнивая плановый и рыночный инструменты управления, Н.Д. Кондратьев считал, что план является источником развития более высокими темпами производительных сил в обществе, а рынок, как источник информации, является инструментом научного планирования. Критерием правильности принятых планов служит реакция рынка на их выполнение, т.е. он впервые выдвинул идею требования проверки эффективности государственной политики со стороны рынка, поскольку считал необходимым сочетание рыночных и плановых инструментов регулирования экономики. Вклад

ученого состоит в разработке концепции смешанного воздействия на экономику: научного планирования и инструментов рыночного регулирования. Концепция индикативного планирования Н.Д. Кондратьева, математические методы в экономических исследованиях были реализованы во многих западных странах. На наш взгляд, вышеназванные идеи Н.Д. Кондратьева приобрели особую актуальность в настоящее время, поскольку для выхода российской экономики из кризиса необходим поиск оптимального сочетания государственного воздействия и совершенствования рыночного механизма экономики. Ограниченность ресурсов обусловливает необходимость разработки эффективных технологий управления экономикой.

Существенный вклад в развитие теории планирования внес В.В. Леонтьев, который участвовал в разработке «балансовой таблицы» советской экономики в 1923-1924 гг. [5]. В дальнейшем В.В. Леонтьев разработал модель «затраты - выпуск» при прогнозировании экономики США и мировой экономики. В «балансовой таблице» было представлено и производство, и распределение валового общественного продукта. В основу схемы баланса положен методологический принцип материального учета. Таблица разбита на «доходы» и «расходы». В качестве «доходов» представлены «блага», находящиеся в течение года в народном хозяйстве, разбитые по разным классификационным признакам. «Блага» разбиты на четыре группы: 1) личное потребление; 2) материалы и сырье; 3) топливо; 4) средства производства. Расходная часть таблицы включает три группы: 1) продукция промышленности; 2) продукция сельского хозяйства; 3) продукция строительства. Все «блага» рассматриваются в производственном процессе: на этапе производства в обозначенных трех главных отраслях; на этапе распределения в отраслях торговли и транспорта; на этапе потребления. В «балансовой таблице» сделана попытка представить весь оборот народного хозяйства на тот период времени.

В 1920-е гг. В.А. Базаровым и П.С. Осад-чевым в структуре Госплана СССР кроме краткосрочных планов была начата разработка долгосрочного плана развития на период 1928-1940-е гг., однако они прекратили свою деятельность в 1928 г. В 1940-е гг. советскими учеными во главе с Н.А. Вознесенским была предпринята попытка разработки методологии стратегического планирования - генерального 15-летнего плана

20

вестник Российского университета кооперации. 2016. № 1(23)

развития народного хозяйства на период 19431957 гг. Российские экономисты Г.М. Сорокин, И.М. Губкин, С.Г. Струмилин, И.Т. Александров и другие внесли существенный вклад в разработку получивших всеобщее применение в СССР пятилетних планов, что впоследствии широко применялось в других странах. Эффективность плановой системы экономики была доказана способностью в сжатые сроки концентрировать ограниченные ресурсы и рационально размещать производительные силы в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Советская экономика, базировавшаяся на общественной собственности на средства производства, планировании народного хозяйства и демократическом централизме в управлении, была сформирована в 1920-1930-х гг. Именно эти три принципа позволили ей в исторически короткие сроки восстановиться после Великой Отечественной войны: в 1950 г. валовой внутренний продукт страны в 1,6 раза превышал уровень 1940 г. [7].

В 1960-1980-х гг. кроме пятилетних планов был разработан ряд стратегических программ развития: комплексная программа экономического развития Нечерноземной зоны, продовольственная, программа научно-технического прогресса, энергетическая и др. Но к 1961 г., при принятии программы строительства коммунизма до 1980 г., принцип советского планирования был дискредитирован, поскольку к этому времени ведущие ученые экономического сообщества уже не принимали участие в разработке плановых документов [1].

Тем не менее плановое распределение произведенной продукции обеспечивало плановую рентабельность, стабильность и снимало риск банкротства. На протяжении своего существования советская экономика, конечно же, меняла свои формы, но ее сущностные признаки сохранялись неизменно. Механизм управления требовал строгой вертикали: каждый иерархический уровень управления обладал широкой властью по отношению к нижестоящему уровню, что требовало наличия, прежде всего, внеэкономических методов стимулирования деятельности всех объектов управления. Но это отнюдь не отменяло наличие широких методов морального стимулирования, опирающихся на энтузиазм и идеологию. Вышеназванные факторы позволили за 60-летний исторический период создать крупнейшую индустриальную державу: к концу 1980-х гг. валовой внутренний продукт СССР составлял 22% мирового, среднегодовые темпы прироста национального

дохода в 1946-1950 гг. составляли 14,3%, 19511955 гг. - 11,4%, 1956-1960 гг. - 9,2% [6].

Подводя итог, следует отметить, что для подъема российской экономики необходимо обратиться к историческому опыту планирования советской экономики. Это не означает возврата к централизованному планированию, однако необходимо использовать все формы и виды планирования общественного воспроизводства, как на макро-, так и на микроуровне. Следует признать: на сегодняшний день отсутствует единая система экономического планирования развития России, необходима разработка методологии стратегического планирования, отсутствует нормативно-законодательное обеспечение процесса такого планирования. Современное экономическое планирование существенно отличается от планирования предыдущего исторического периода, необходимо введение планового сценария развития экономики на новых методологических основаниях.

Каждый этап генезиса экономического планирования в России тесно связан с доминирующим технологическим укладом [3]. В настоящее время во всех странах мира идет модернизация производства на базе технологической революции. Накопленный опыт развития показывает, что возможность совершить рывок экономического роста возникает при смене технологических укладов, когда старая структура исчерпала возможности расширения, одновременно формируются новые технологические траектории. Длинная волна Кондратьевского цикла сегодня вступает в фазу роста, и в этих условиях необходимо изменить экономическую политику, перейти к стратегии развития, которая сочетает в себе деловую активность бизнеса, достижения отечественной науки, базирующиеся на индикативном планировании и гибком целевом контроле за использованием денег. Стратегические, индикативные планы должны быть разработаны при тесном сотрудничестве всех заинтересованных сторон: бизнеса, науки и государства. При этом государству должна быть отведена координирующая роль, бизнес должен раскрыть свои возможности, с помощью науки должны быть определены направления прорыва, возможности модернизации, повышения эффективности производства. Возможности развития российской экономики есть, но государство должно гарантировать стабильность макроэкономических условий и, прежде всего, стабильность национальной валюты, поскольку привлечение инвестиций, в том числе иностранных, невозможно при невозможности долгосрочного планирования.

Список литературы

1. Амосов А. Эволюция экономического планирования // Промышленные ведомости: экспертная общероссийская газета. 2002. № 14-16.

2. Богданов А.А. Организационная наука и хозяйственная планомерность // Труды 1-ой Все-рос. инициативной конф. по науч. организации труда и производства (20-27 января 1921 г.). М., 1921. Вып. 1. С. 8-12.

3. Борисова Е.В. Развитие инновационной экономики: волны модернизации и технологиче-

ские уклады // Инновационный Вестник Регион. 2015. № 4(42). С. 71-76.

4. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993. 543с.

5. Леонтьев В.В. Баланс народного хозяйства СССР. Методологический разбор ЦСУ // Плановое хозяйство. 1925. № 12. С. 254-258.

6. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный стат. ежегодник / Госкомстат СССР. М.: Финансы и статистика, 1987. 766 с.

7. Экономическая история СССР: очерки / рук. авт. кол. Л.И. Абалкин. М.: ИНФРА-М, 2007. 496 с.

БОРИСОВА Екатерина Валерьевна - аспирант. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Россия. Санкт-Петербург. E-mail: cath.borisova@gmail.com

BORISOVA, Ekaterina Valeryevna - Graduate Student. St. Petersburg State University of Economics. Russia. Saint Petersburg. E-mail: cath.borisova@gmail.com

УДК 338.22

КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Е.Р. Борисова

Статья посвящена исследованию вопросов повышения эффективности российской экономики посредством совершенствования контрактной системы государственных закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд. Обозначены функции контрактной системы государственных закупок, ее значение для роста экономики РФ, предложены направления ее совершенствования.

Ключевые слова: контрактная система; государственные закупки; заказчики; участники; преференции; развитие; контракт; условия допуска; ограничения.

E.R. Borisova. THE CONTRACT SYSTEM OF PUBLIC PROCUREMENTASAN INSTRUMENT OF RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT

The article is devoted to the questions of improvement of the effectiveness of Russian economy by the contract system development of public procurement of goods, works and services for state needs. The functions of the contract system of public procurement are designated, its importance for economic growth of the Russian Federation and directions of its improvement are given.

Keywords: the contract system; public procurement; customers; contributors; preferences; development; contract; eligibility conditions; limitations.

Государственные закупки продукции для удовлетворения государственных нужд являются тем инструментом государственного регулирования, который в условиях кризиса позволяет оперативно оказывать регулирующее воздействие на российскую экономику.

С методологической точки зрения, контрактная система государственных закупок, определяемая Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных

нужд» (далее - ФЗ-44), формируется теми методами и принципами, на которых строится система закупок [1; 3].

Как механизм регулирующего воздействия на экономику, контрактная система государственных закупок выполняет следующие задачи:

- во-первых, она является инструментом выполнения публичных функций государства перед населением (закупка лекарств, школьных учебников, строительство дорог, детских дошкольных учреждений, школ и т.п.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.