ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «УСТНАЯ ИСТОРИЯ»
История повседеневности («oral history»), локальная история, устная история, источник устного происхождения, интервью, генезис «устной истории», периодизация становления «устной истории», региональные особенности <устной истории», причины возрождения «устной истории».
Статья посвящена анализу понятия «устная история», которая предстает важнейшим инструментом в исследовании роли отдельной личности в локальном измерении как источника исторического процесса, как фактора человеческой воли. В статье рассмотрены различные периодизации генезиса «устной истории» в Америке, европейских странах, России. Делаются выводы о том, что на Западе устная история возродилась еще в середине XX века, тогда как в России об этом заговорили только в начале 1990-х годов.
V.S. Stepanova
Concept genesis «oral history»
Everyday history, local history, oral history, source of oral origin, interview, genesis of «oral history», periodization of «oral history»’s formation, regional features of «oral history», reasons for revival of «oral history».
The article is devoted to the analysis of the concept «oral history» which appears as a key tool in researching the role of an individual in local measurement as a source of historical process, as a factor of human will. The article describes various periodizations of the genesis of «oral history» in America, European countries, Russia. The author makes a conclusion that in the West oral history revived in the middle of the XXth century whereas people in Russia started talking about it only in the early nineties.
Сегодня в исторической науке возрастает интерес к локальной истории в направлениях истории повседневности, устной истории, микроистории, истории ментальностей, гендерной истории и др. Научный поиск всё более поворачивается от «обстоятельств к человеку», переносит центр тяжести с исследования событий на исследование человека в «событиях» и «структурах». В исследовании роли отдельной личности в локальном измерении как источника исторического процесса, как фактора человеческой воли важнейшим инструментом предстает устная история.
В данной постановке проблемы мы поставили себе цель проанализировать и обобщить процесс формирования и развития понятия «устная история».
Широко используемый термин «устная история» появился относительно недавно. Но это не означает, что столь же ново и собственно понятие устной истории. На самом деле устная история возникла одновременно с историей как таковой.
Но постепенно роль устных рассказов в академической истории падает. Это происходило потому что развивались методы исторического исследования, формировались государственные хранилища письменных источников. И исследователей переставал устраивать устный источник из-за своей неточности, поскольку при записи часть информации могла быть потеряна или неправильно интерпретирова-
на. Сначала ученые-историки перестали доверять устным источникам, а потом и вовсе отвергли их как таковые.
Со второй половины XX в. начинается возрождение устных источников и устной истории [Щеглова, 2008, с. 12]. Появление устной истории было обусловлено рядом факторов: во-первых, развитием звукозаписывающей аппаратуры; во-вторых, методологическими поисками в зарубежной историографии, находившейся под влиянием философии экзистенциализма, постмодернизма и традиций социальной истории. Теперь рассказ очевидцев можно было записывать на пленку, и, таким образом, исключалась погрешность исследователя, то есть он мог вести просто беседу, а пленка все фиксирует, и даже малейшая часть информации не могла быть потеряна.
За рубежом устная история стала трактоваться как «создание новых документов при помощи записей интервью» [Глюк Шерна, 2001, с. 27]. Есть несколько точек зрения на дату появления устной истории за рубежом. Т.К. Щеглова говорит, что она появилась в конце 1940-х гг. и связана с именем Аллана Нэвиса (проект по сбору интервью у известных политических деятелей для изучения дипломатической и политической истории) [Щеглова, 2008, с. 12]. Д.Н. Хубова пишет, что «только в США (не учитывая богатого европейского опыта) «устная история» впервые встречается за столетие до Нэвиса», например: 1838 г. — Ш. Дайбл, 1844 г. — интервьюирование Л. Драпера, с середины 1890-х гг. — «устная история» мормонов
Э. Енсена [Хубова, 1992, с. 18-19].
Согласно периодизации, предложенной американским исследователем Д. Дуна-вэем из университета Нью-Мехико, в развитии устной истории на Западе можно выделить несколько этапов. На первом, с 1950-х гг., исследователи, прежде всего, собирали материалы для создания биографий видных общественных и государственных деятелей.
Второй этап, начавшийся в конце 1960-х гг., отличали попытки создания альтернативной истории, т. е. истории народов, не имевших письменности.
Переход от индивидуальных исследований к коллективным проектам в середине 1970-х гг. символизировал начало третьего этапа. В это время происходит институционализация устной истории: создаются Международный комитет устной истории и национальные ассоциации исследователей, собираются архивы устных источников, широко проводятся конференции и симпозиумы, издаются специальные журналы.
В 1990-е годы начался четвертый этап, связанный с появлением нового поколения историков, дальнейшим развитием технических средств и расширением круга изучаемых проблем.
Д.Н. Хубова и М.В. Лоскутова также предприняли попытку разработать периодизацию устной истории. Приведем периодизацию Д.Н. Хубовой.
1948 — начало 1960-х гг. — «активное тиражирование» возрожденного метода и его терминологии.
Конец 1960 — середина 1970-х гг. — взрыв 1968 г., появление «новой журналистики», «крайне левых», феминистских и цветных направлений в историографии, крушение «колониальной истории».
Конец 1970 — начало 1990-х гг. — время дисциплинарного становления, споров о методологии и генезисе устной истории, аспектах интервьюирования; создании методологии «устных архивов» [Хубова, 1992, с. 9].
Периодизация М.В. Лоскутовой построена на видовом многообразии устной истории. В исследованиях М.В. Лоскутовой отмечены две сформировавшиеся в историографии устной истории противоположные тенденции: «стремление подчеркнуть новаторство устной истории» и «представить дело так, что устная история су-
История
ществовала всегда» [Хубова, 1992, с. 5]. Начальный этап развития устной истории она относит к 1948 г., когда при Колумбийском университете был создан первый в мире исследовательский центр по изучению устной истории. Все следующие этапы объяснены включением новых стран в этот процесс.
1940—1960-е гг. — преимущественное развитие устной истории в США с «интересом к «великим людям и событиям»» — большой политике, крупному бизнесу — тенденция воспринимать устную историю как отрасль архивного дела [Там же, с. 8].
1960— 1980-е гг. — «переориентация устной истории в социальное движение... потребность перейти от изучения «великих людей и событий» к истории простых людей, истории дискриминируемых групп населения. В устной истории сформировался подход к истории «безмолвствующего большинства», изучение которой сосредоточилось в центрах устной истории при университетах. Инициаторами нового подхода стали страны Западной Европы, которые пережили мировую войну и для которых не были характерны «архивный уклон» и интерес к выдающимся личностям» [Там же, с. 14, 21]. По мнению М.В. Лоскутовой, становление устной истории — это протест против «увлечения количественными методами, изучением масштабных социально-экономических структур и процессов, охватывающих длительные периоды», так как работы устных историков «возвращали читателя к привычным горизонтам человеческой жизни» «обещали возможность «непосредственного выхода» в историю — своеобразного «окна в прошлое» [Там же, с. 18].
К настоящему времени изучение методами устной истории исторического сознания, эмпирического опыта широко используется многими направлениями зарубежных гуманитарных исследований, такими как «обыденная история», или «история повседневности» (Германия), «слуховая история» (Канада), этнология, локальная и рабочая история (Англия), социальная история (Франция) [Там же, с. 73-76].
Что касается географического распространения и региональных особенностей «oral history», то особых успехов это направление достигло в США, где устные источники активно собирали и использовали многие научные центры [Томпсон, 2003, с. 67-72].
Другим крупнейшим центром устной истории является Западная Европа. Сначала европейская историческая наука критически относилась к устной традиции, но в последней четверти XX в. и она обратилась к устной истории. Доминировали сюжеты, связанные с социальными катаклизмами и потрясениями — войнами и революциями. Начиная со встреч в Болонье (1976) и Колчестере (1979) раз в два года стали проводиться международные конференции по устной истории, а затем была учреждена Международная устно-историческая ассоциация [Никитин, 1990, с. 212].
Самое мощное развитие европейское устно-историческое движение получило в Скандинавии. В других европейских странах использование устных источников долгое время оставалось ограниченным. Например, в Испании устная история возникла лишь по окончании долгого правления Франко, а ее первопроходцем стал английский историк Рональд Фрейзер [Томпсон, 2003, с. 73-76].
В Италии происхождение современной устной истории связано с сетью местных центров по изучению антифашистского партизанского движения в годы войны. Позднее, в 1970-е гг., возникла мода на междисциплинарную устную историю, которая стимулировала дальнейшие исследования. Сбор документальных свидетельств о фашистской оккупации был главной целью и в Нидерландах, где устная история изучается с 1962 г. на базе тесного сотрудничества между специалистами по современной политической истории, Международным институтом социальной истории и Голландским радио. В Германии «устная история», сутью которой явля-
ется опрашивание «свидетелей эпохи», развивалась параллельно истории повседневности. Проекты посвящались, прежде всего, периоду национал-социализма и истории ГДР. В центре внимания исследователей находится «жизненный опыт» современников, что и стало основным вкладом устной истории в историографию [Обертрайс, 2004, с. 7-8].
В странах Восточной Европы в целом магнитофонные записи устно-историчес-ких источников почти не велись. Система народных автобиографических конкурсов в Польше и поощрение литературного жанра устных свидетельств на Кубе являлись скорее исключением.
Сегодня исследования в рамках устной истории ведутся по всему миру. Впечатляет общенациональная программа по устной истории, реализуемая в Мексике, Бразилии, Австралии, Индии. В Китае активно проходил сбор воспоминаний о революции, а в годы «культурной революции» произошло смещение акцентов на историю заводов и деревень, но скоро прекратилось. Для Израиля после Второй мировой войны любые устные свидетельства стали важнейшей частью борьбы за национальное и культурное выживание. Первым памятником этой борьбе стал архив музея Яд Вашем в Иерусалиме. Впоследствии эта деятельность явилась катализатором многочисленных исследований по созданию Мемориального музея «Холокост» в Вашингтоне, программы Спилберга по видеозаписи свидетельств.
Во многих странах новая научная школа, возникшая на базе более совершенных методов использования устной традиции, оказалась преимущественно англо-американской. Однако повсеместно ведущей тенденцией является внимание к социальной тематике, записи впечатлений простых людей.
Таким образом, можно сделать вывод, что на Западе устная история возродилась еще в середине XX в., тогда как в России об этом заговорили только в начале 1990-х годов. Исследований в России очень мало, ровно, как и исследователей.
Библиографический список
1. Глюк Шерна. В чем особенности женщин? Устная история женщин // Воспоминания женщин: устные истории переходного периода. Теория и практика: сб. ст. Бишкек, 2001.
2. Кузнецов Н.П., Суринов В.М. Устная история в практике работы зарубежных архивов и научных учреждений // Советские архивы. 1980. № 1.
3. Никитин Д. Проблемы устной истории на VII Международной конференции // История СССР. 1990. № 6.
4. Обертрайс Ю. Введение // Эпоха. Культуры. Люди (история повседневности и культурная история Германии и Советского союза. 1920—1950-е годы): материалы межд. научн. конф. (Харьков, сентябрь 2003 г.): сб. докл. Харьков, 2004.
5. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история: пер. с англ. М.: Весь Мир, 2003.
6. Хубова Д.М. Устная история и архивы: зарубежные концепции и опыт: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1992.
7. Щеглова Т.К. Деревня и крестьянство Алтайского края в XX веке. Устная история. Барнаул: БГПУ, 2008.