ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы истории государства и права
ГЕНЕЗИС ОРГАНОВ ВОЕННОГО ПРАВОСУДИЯ (СЕРЕДИНА XVI — НАЧАЛО XXI ВВ.)
О.В. ГРИГОРЬЕВ,
кандидат юридических наук, преподаватель Новосибирского военного института внутренних войск МВД России
Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена краткому анализу изменений, произошедших в военно-судебной системе России в ходе реформ, проводимых в разные исторические периоды от второй половины XVI до начала XXI вв. Проводится анализ законодательства, регламентирующего деятельность военно-судебных органов в рассматриваемый период.
Ключевые слова: генеральный и полковой военные суды, полковой командир, приговор суда, уголовное наказание, Воинский устав, военный трибунал, военно-судебные органы, дисциплинарная ответственность.
GENESIS OF BODIES OF MILITARY JUSTICE (THE MIDDLE XVI — THE BEGINNING OF XXI CENTURIES)
O.V. GRIGORIEV,
candidate of jurisprudence, teacher of the Novosibirsk military of institute of internal troops
of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. Article is devoted the short analysis of the changes which have occurred in military-judicial system of Russia during reforms spent to different historical periods from second half XVI prior to the beginning of XXI centuries the analysis of the legislation regulating activity of military-judicial bodies during the considered period is carried out.
Keywords: general and regimental military courts, the regimental commander, a court sentence, criminal punishment, the Army regulations, the military court, military-judicial bodies, a disciplinary responsibility.
На сегодняшний день неоспоримо, что без эффективного функционирования национальной судебной системы невозможно ни гарантировать права, свободы и законные интересы граждан, ни закрепить ценности демократического правового государства, ни обеспечить единое правовое пространство на территории страны. Столь же очевидно, что в условиях неостановимого развития общества (особенно динамичного в современный период) надлежащая эффективность функционирования судебной системы может быть обеспечена только при условии постоянного совершенствования как организации судебных органов, так и процедур судопроизводства.
Всесторонние разыскания касательно обстоятельств этого развития позволяют, с одной стороны, приблизиться к пониманию глубинных закономерностей функционирования национальной судебной системы, с другой, — к пониманию закономерностей в достижении как позитивных, так и негативных результатов преобразований в области судоустройства и судопроизводства.
Без выявления отмеченных закономерностей затруднительно выработать в полной мере оптималь-
ную стратегию совершенствования судебного устройства и процессуального законодательства России в условиях XXI в. На сегодняшний день отечественный опыт развития судебной системы заслуживает сколь глубже быть исследованным учеными, столь и шире быть востребованным законодателем. Как справедливо отметил Д.А. Керимов: «вне исторического контекста, связывающего явление и процесс современности с теми явлениями и процессами, которые были их предшественниками, равно как и с теми, которые на их основе возникнут в более или менее отдаленной перспективе, невозможно познать саму эту современность. Любое современное явление или процесс имеет свои корни в прошлом, которое через отражение в настоящем устремлено в будущее»1.
Особым разделом истории отечественного суда является история развития органов военного правосудия — одного из важнейших сегментов судебной системы России. Необходимость изучения истории национальной военно-судебной системы тем более
1 Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права; 4-е изд. М., 2008. С. 111.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы истории государства и права
очевидна, что без надлежаще эффективного функционирования этой системы невозможно поддержание высокого уровня правопорядка в войсках, здорового морально-психологического климата в воинских коллективах. Коренная специфика военных судов заключается в том, что, с одной стороны, они являются неотъемлемой составной частью национальной судебной системы, а с другой, — самым тесным, самым органичным образом связаны с национальными Вооруженными силами.
Тем самым, общепонятно, что без эффективной деятельности военных судов, в конечном счете, невозможно поддержание высокого уровня боеготовности Вооруженных сил. Не может быть подвергнуто сомнению, что боеготовность и боеспособность Вооруженных сил, которые выступают гарантом внешней и внутренней стабильности государства, достигаются посредством факторов, ключевым из которых выступает фактор человеческий. Для каждого военнослужащего важным является его защищенность в различных сферах общественной жизни, в том числе степень обеспеченности юридическими средствами прав, свобод и охраняемых законом интересов.
Со вступлением в силу 29 июня 1999 г. Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» была осуществлена реорганизация военно-судебной системы России и создание самостоятельных и независимых (в том числе и от органов военного управления) судов. Судов, призванных неукоснительно обеспечить законность в Вооруженных силах и других воинских формированиях Российской Федерации, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Однако, современные Вооруженные силы бурно развиваются, а вслед за ними не может не развиваться и военно-судебная система.
В этой связи существенное значение приобретает опыт предшествующих поколений, в том числе и опыт императорской России. Исследование опыта развития отечественной военно-судебной системы в различные исторические периоды является важным элементом в обеспечении решения задач, стоящих перед современным законодателем в части как дальнейшего совершенствования органов военного правосудия, так и Вооруженных сил в целом2.
Современные военные суды Российской Федерации имеют вполне длительную и весьма насыщенную событиями историю.
До XVII в. в России, несмотря на наличие Судебника 1550 г. и Устава сторожевой службы 1571 г., не имелось отдельно выделенной системы военно-уголовного законодательства и применяющих его специальных органов судопроизводства — военных судов. Отправление правосудия в действующей армии осуществлялось в тот период полковыми головами, воеводами, т.е. единолично строевыми командирами на основании обычаев военно-уголовного характера. Зарождение отечественного военного права возможно связать с изданием крупнейшего единого кодифицированного акта — Уложения 1649 г., в состав которого была внесена особая гл. VII «О службе всяких ратных людей Московского государства».
Окончательное становление военного права и возникновение обособленной подсистемы военных судов произошло в России в первой четверти XVIII в. и было связано с проведением военной и военно-судебной реформ Петра I. Уже в 1700-е гг. в России появились и принципиально новые органы военного правосудия — специализированные военные суды, законодательные акты, в которых регламентировалось военное судопроизводство. Тогда же утвердился и термин, которым стали именовать реформированные органы военного правосудия — «кригсрехт» (с нем. kriegsrecht — калька). Важнейшим итогом деятельности законодателя первой четверти XVIII в. в области военного законодательства необходимо признать принятие в 1715 г. Артикула воинского и «Краткого изображения процессов и судебных тя-жеб», ставшие, по существу, первыми военно-уголовным и военно-процессуальным кодексами, сохранявшими юридическую силу до начала XIX в.
К середине XIX в. военно-судебная система России пришла в состояние кризиса. Этот кризис обуславливался следующими факторами:
1) органы военного правосудия, не будучи постоянными по составу, не обладали реальной самостоятельностью, в их организации и деятельности избыточное влияние имели начальствующие лица строевого командования;
2) система военных судов отличалась сложностью и многоступенчатостью;
3) состав военного суда не был профессиональным в юридическом отношении, так как судьями
2 Григорьев О.В. «Развитие военно-судебной системы России (середина XVI начало XXI вв.) М., 2012. С. 4.
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы истории государства и права
продолжали назначаться строевые офицеры, которые отправление правосудия совмещали с исполнением обязанностей военной службы;
4) процесс в военных судах был розыскным, т.е. письменным и тайным, рассмотрение дел проводилось без участия обвинения и защиты, исходя из теории формальных доказательств.
Сущность военно-судебной реформы 1867 г. состояла в создании таких военно-судебных органов, которые соответствовали бы как структуре реформируемых Вооруженных сил, так и введенным судебной реформой 1864 г. передовым принципам судоустройства и судопроизводства. Основные изменения, внесенные в ходе проведения военно-судебной реформы 1867 г. в судоустройство и судопроизводство, заключались в том, что:
1) вместо существовавших до 1867 г. временных военно-судебных органов создавались постоянные органы: полковые суды, военно-окружные суды, Главный военный суд;
2) все военные суды признавались независимыми от административных органов;
3) вводился состязательный процесс, учреждались должности военных следователей и военных прокуроров, отменялись сословные привилегии, устанавливался кассационный порядок обжалования приговоров;
4) для подготовки профессиональных кадров военных юристов в 1867 г. была учреждена Военно-юридическая академия.
Свержение монархии в России формально не привело к существенным изменениям в военно-судебном устройстве. Реформирование военно-судебной системы (как и национальной судебной системы в целом) не рассматривалось тогдашним руководством страны как приоритетная задача. Вместе с тем, революционные события февраля 1917 г., установление двоевластия способствовали падению в России правопорядка, глубокому кризису государственного аппарата, нарастанию анархических тенденций в общественной жизни. В полной мере это коснулось и армии. В подобных условиях функционирование военно-судебной системы оказалось в значительной мере парализовано.
Советское руководство, начав в ноябре 1917 г. с ликвидации царской судебной системы и упразднения Вооруженных сил, оказалось вскоре вынуждено предпринять меры как по воссозданию армии, так и
органов военной юстиции — в виде революционных военных трибуналов. Уже к 1920 г. в Советской России была выстроена целостная система органов военного правосудия, полностью отвечавшая условиям организации и боевой деятельности Красной армии. Завершение Гражданской войны привело, с одной стороны, к присоединению военно-судебной системы к общей судебной системе РСФСР (посредством учреждения Военной коллегии Верховного трибунала при ВЦИК), а с другой, — к значительному сокращению количества органов военного правосудия.
В межвоенный период компетенция военно-судебных органов оказалась существенно расширена в связи с происходящими в стране и за ее пределами событиями. Очевидно, что это расширение было во многом неоправданно (как по предметному, так и субъектному признакам) и значительно вышло за рамки специфических задач, решаемых органами военной юстиции. При этом подавляющее большинство репрессий в СССР в конце 1920-х — 1930-х гг. не имело отношения к военному правосудию. Основное направление деятельности военных трибуналов оставалось прежним и было направлено на борьбу с преступностью в армии и на флоте.
В сложнейших условиях Великой Отечественной войны советская военно-судебная система продемонстрировала высокую стабильность и эффективность. В сжатые сроки была осуществлена перестройка органов советской юстиции на военный лад. Несмотря на труднейшие условия деятельности, недостаток квалифицированных кадров, военные трибуналы всех уровней функционировали бесперебойно, осуществляя отправление правосудия в соответствии с законами военного времени. Несмотря на условия военного времени, основные принципы осуществления советского правосудия — устность, непосредственность и гласность процесса — в военных трибуналах действующей армии не претерпели сколько-нибудь существенных ограничений.
С переходом страны на мирное строительство значение военного правосудия было оправданно минимизировано. В зависимости от множества объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов естественно изменялось законодательство о деятельности военно-судебных органов, порядке их организации и структуре, подсудности дел. Базисным законодательным актом, в котором регулировались организация и функционирование военно-судебных
- -Jt. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы истории государства и права
органов в послевоенный период, стало Положение о военных трибуналах 1958 г., заменившее собой Положение 1926 г. и сохранявшее силу (в части не противоречившей законодательству РФ) до 1999 г. Сложившаяся в послевоенные годы структура и организация военно-судебных органов в целом себя оправдала и не подвергалась существенным изменениям, показав ряд преимуществ, к числу которых можно отнести: связь с судов с жизнью войск, знание армейских условий и законов; мобильность военно-судебных учреждений и готовность их персонала нести тяготы и лишения военной службы; специальная для этого подготовленность кадров военной юстиции; гибкость, оперативность и дифференцированность военно-уголовной репрессии; обеспечение доступности правосудия; комплексность решаемых военными судами в особый период задач, в том числе связанных с правозащитными функциями и защитой мирного населения от злоупотреблений военнослужащих.
После распада Союза ССР руководству нашей страны несомненно удалось обеспечить преемственность при переходе от советской военной судебной системы к военно-судебной системе Российской Федерации. Советские органы военного правосудия (включая Военную коллегию Верховного суда СССР) оказались в сжатые сроки включенными в качестве подсистемы в общую судебную систему РФ. Развитие военно-судебной системы РФ на протяжении 1990-х гг. происходило в русле осуществлявшейся в этот период судебной реформы. Ключевым событием в деле реформирования военно-судебной системы РФ явилось принятие Феде-
рального конституционного закона от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации».
На протяжении последнего десятилетия военно-судебная система России функционировала, главным образом, в рамках, заданных Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации». Изменения, происходившие в военно-судебной системе в течение 2000-х гг. касались преимущественно изменений в составе военных судов, упразднении одних и открытии новых органов военного правосудия. Новый этап в развитии военно-судебной системы России начался с издания Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 г. «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации», согласно которому была осуществлена демилитаризация личного состава военных судов.
История Российского государства убедительно свидетельствует, что его авторитет и влияние в мире всегда зависели от степени развития военной организации государства, его Вооруженных сил как основного фактора обеспечения надежной защиты страны и ее граждан, успешного решения международных и политических задач. В свою очередь, необходимой составляющей армии являются органы военной юстиции, которые всегда были организационно связаны с воинскими формированиями, хорошо знали условия и быт армии, военное дело, военное законодательство и могли оперативно, со знанием дела поддерживать надлежащий правопорядок в воинских коллективах, рассматривать дела о преступлениях военнослужащих.
История политических и правовых учений: учебное пособие / под ред. Н.В. Михайловой, А.А. Опалевой, А.Ю. Олимпиева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 367 с.
Изложены основные политические и правовые теории Древнего мира, Средних веков, Возрождения, Нового и Новейшего времени, дан анализ представлений о власти, политике, праве в восточной, европейской, американской политико-правовой мысли. Большое внимание уделено истории политических и правовых учений в России, в том числе концепции государства и права в теории и практике ленинизма, политико-правовой мысли русского зарубежья.
Для студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, а также для всех тех, кто интересуется историей политических и правовых учений.