Научная статья на тему 'Генезис общего образования России и Ставрополья в 1930-е гг. ХХ в'

Генезис общего образования России и Ставрополья в 1930-е гг. ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРКОМПРОС / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРАЙОНО / ШКОЛА / УЧИТЕЛЬ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маренчук Юлия Александровна, Рожков Сергей Юрьевич

В статье дается планомерный анализ этапов развития и становления общего образования в 30-е гг. ХХ в. на Ставрополье с учетом происходящих изменений в России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENESIS OF GENERAL EDUCATION AND STAVROPOL IN RUSSIA 30S. TWENTIETH CENTURY

The article presents a systematic analysis of the stages of development and establishment of general education in the 30s. twentieth century in the Stavropol region, taking into account the changes taking place in Russia in general.

Текст научной работы на тему «Генезис общего образования России и Ставрополья в 1930-е гг. ХХ в»

УДК 37

ГЕНЕЗИС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И СТАВРОПОЛЬЯ В 1930-Е ГГ. XX В.

Аннотация. В статье дается планомерный анализ этапов развития и становления общего образования в 30-е гг. XX в. на Ставрополье с учетом происходящих изменений в России в целом.

Ключевые слова: наркомпрос, общее образование, крайоно, школа, учитель, народное образование.

THE GENESIS OF GENERAL EDUCATION AND STAVROPOL IN RUSSIA 30S. TWENTIETH CENTURY

Annotation. The article presents a systematic analysis of the stages of development and establishment of general education in the 30s. twentieth century in the Stavropol region, taking into account the changes taking place in Russia in general.

Keywords: commissariat, general education, region department of national education, school, teacher, public education.

Прогрессивная педагогика иа рубеже начала 1930-х гг. XX в. опиралась на гуманистические и демократические подходы в образовании и воспитании молодежи и осуществлялась на основе рационализаторских и творческих идей П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, Н.И. Поповой, В.Н. Сороки-Росинского, С.Т. Шацкого и др.

Представленный в статье период в педагогический науке трактуется как «золотой век педагогической мысли», теория и практика которого освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых (И.Г. Автухова, Н.А. Белканова, А. Гокка, М.В. Богуславского, Г.В. Вернадского, И.П. Внуковой, Б.А. Зарытовского, З.И. Равкина, Ф.А. Фрадкина, В.А. Феоктистова, И.Ф. Харламова, В.Е. Халмза, С.И. Штамма, Е.А. Ялозиной и др.,) отдельные вопросы отражены в работах историков и педагогов Ставропольского края (И. Алексеева, Г.А. Беликова, В.А. Казначеева, Д.В. Кочуры, А.А. Кудрявцева, Н.Б. Ромаевой, В.А. Шаповалова и др.) [3].

К 1930-м гг. XX в. местные власти Ставрополья обнародовали ряд документов и воззваний, обращенных к населению, с разъяснением характера и содержанием новой советской школы и призывом активно участвовать в ее строительстве. Несмотря на тяжелое материальное положение, вызванное последствиями недавней войны, разрухой, неурожаем и т.п., население принимало непосредственное участие в создании материальной базы в системе общего образования: сборе средств на содержание учебных заведений и учительского персонала, помогало властям в строительстве и ремонте школьных зданий, обеспечения школьной мебелью и принадлежностями. Стремление народа к образованию было сильным. Население строило новые школы на свои скудные средства. Постепенно возросло внимание и государства к пробелам образования. На рубеже 1920-1930-х гг., когда руководство страны взяло курс на осуществление всеобщего начального, а затем семилетнего образования, государственные ассигнования на эти нужды стали значительными.

Население стремилось к знаниям. Однако на Ставрополье уровень знаний учащихся до начала 1930-х гг. оставался низким. Одной из основных причин такой ситуации была низкая материальная база учебных заведений. Не все родители одобрительно относились к деятельности государственных школ. Большое недовольство среди ряда родителей вызвало запрещение религии в школе. Некоторые родители отказывались обучать детей в общеобразовательных школах, особенно девочек. Это объясняется чрезмерной политизацией и идеологизацией образования. В связи с тем, что родители отказывались учить детей и давать им начальное образование, Ставропольский окружной исполнительный

Ю.А. Маренчук С.Ю. Рожков

Yuliya Marenchuk Sergey Rozhkov

© Маренчук Ю.А., Рожков С.Ю., 2014

Раздел V. Педагогика, право, психология, социология, философия

комитет в 1929 г. издал постановление, по которому родители подвергались предупреждению и штрафу до 100 руб. или принудительным работам до одного месяца [1].

В исследуемый период жесткому контролю и необоснованным репрессиям подвергались и учительские кадры, которые обвинялись в связях с «троцкистами» и «буржуазными националистами».

С начала 1930-х гг. развитие общего образования претерпевает большой кризис и определяется существующей политикой ВКП (б). «В качестве доказательства достаточно привести факт закрытия целого направления педагогической науки - педологии. Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» педология была официально признана крайне вредным явлением в педагогике, что повлекло за собой отсутствие в дальнейшем всяких исследований в этом направлении» [2]. Все эти события не могли не отразится на системе общего образования Ставрополя.

В Ставропольский губернии в начале исследуемого периода в сельской местности в школах I ступени дети вместо четырех лет учились двенадцать, посещаемость была низкая, особенно с наступлением весенних полевых работ, так как надо было помогать родителям вести крестьянское хозяйство. Возобновление учебных занятий было возможным только в октябре или ноябре. Не посещали школу и по другим причинам: отсутствие одежды, обуви и т.д. Нередки были случаи, когда, получив начальные навыки в чтении, письме, арифметике, дети прекращали ходить в школу, потому что родители считали, что полученного образования вполне достаточно. Тем не менее, рост числа учащихся и повышение процента охвата начальной школой детей по Ставропольскому округу к на -чалу 1930-х гг. составлял 45 %.

Наряду с вышесказанным существовали и другие факторы, негативно влияющие на развитие системы общего образования Ставрополья к началу 1930-х гг. XX в., особенно в сельской местности: острая нехватка помещений для школ, отсутствие мебели, учебных пособий и учебников. Обычно в селах школьной служила крестьянская изба, имевшая одну большую комнату. Малоприспособленная для школьных занятий, она содержалась, как правило, на средства местного населения, обеспечивающего школу дровами, учебниками, проводившего ремонт, содержавшего и самого учителя.

В Ставропольском округе на рубеже 1920-1930 гг. с проведение сплошной коллективизации было введено всеобщее обязательное обучение. По плану из педтехникума ежегодно выпускали 60 человек, тем самым постепенно восполняя недостаток учителей в школах начального образования.

В Ставропольском округе всеобщее начальное образование было фактически осуществлено в 1933-1934 гг. в отношении как русского населения, так и национальных меньшинств [2].

Сопоставив сведения о социальном составе учащихся школ II ступени по городу Ставрополю к 1930 г., мы пришли к выводу, что в исследуемый период большевистская политика была направлена на обучение детей батраков, бедняков, рабочих и ограничение поступлений детей из зажиточных семей, идет ущемление прав человека, нет демократии. Дети зажиточных родителей учатся на дому. Начало кризиса нэпа, выбор дальнейшего пути развития общеобразовательных системы положительно повлияли на рост сети школ, на дальнейший путь развития экономики, начало национализации частной промышленности и массовую коллективизацию. К началу 30-х гг. в коллективные хозяйства были вовлечены бедняцко-середняцкие слои ставропольских сел. Создавались ШКМ для того, чтобы выпускники этих школ оставались в селах как специалисты.

Успехи, достигнутые страной в развитии народного хозяйства к началу второй пятилетки, потребовали значительного повышения уровня народного образования. XVII съезд ВКП(б) (1934 г.) в резолюции «О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933-1937 гг.)» поставил четкие задачи в области развития народного образования. Они сводились к «завершению во втором пятилетии не только ликвидации неграмотности среди населения, ликвидации малограмотности

трудоспособного взрослого населения и проведения всеобщего обязательного начального обучения, но и осуществлении всеобщего обязательного политехнического обучения в объеме семилетки» [3].

Постановлением ВЦИК от 13 марта 1937 г., в связи с увековечением памяти С. Орджоникидзе, Северо-Кавказский край был переименован в Орджоникидзевский. Соответственно был перемещен и крайоно. Он стал именоваться «отделом народного образования исполнительного комитета Орджоникидзевского краевого Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов»

С 1934 по 1937 гг. крайоно находился в г. Пятигорске. С 1937 г. в связи с переводом центра края в г. Ворошиловск ( с 1943 г. - Ставрополь).

С 1939 г. крайоно стал именоваться «отделом народного образования исполнительного коми -тета Орджоникидзевского краевого Совета депутатов трудящихся».

XVIII съезд ВКП(б), принявший третий пятилетний план развития народного хозяйства (1938-1942 гг.), выдвинул конкретные задачи в области повышения культурного уровня рабочих и трудящихся деревни. Они состояли в «осуществлении всеобщего среднего обучения в городе и завершении в деревне и во всех национальных республиках всеобщего среднего обучения с расширением охвата детей десятилетним обучением» [3].

В указанный период XX в. педагоги С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, A.C. Макаренко создавали свои оригинальные педагогические учреждения. Их образовательные учреждения в кризисное послереволюционное время положительно влияли на социальную нестабильность и непостоянность образовательных реформ.

Новые экономические и политические задачи, вставшие в годы индустриализации, коллективизации деревни, предопределили дальнейший рост сети школ, переход к всеобщему образованию. Таким образом, реформы системы общего образования 1930-х гг. XX в. пришлись на годы нэпа, промышленного кризиса, коллективизации, когда многие дети страдали от голода, разрухи, эпидемий, нехватки одежды, многие дети в результате войны лишились своих родителей, и, несмотря на это, по Ставрополью шел подъем всего учебного дела, переход к всеобщему образованию.

Библиографический список

1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 1930-1954 гг. Ч. 3. - М.: Госполитиздат, 1954. - С. 218.

2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференции и пленумы ЦК. Ч. 2. - М.: Госполитиздат, 1953. -С. 362.

3. Шиянов E.H. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / E.H. Шиянов [и др.]. - М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2003. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.